8. Preobrazhenskiy (1991) – Vasiliy (Preobrazhenskiy), bishop. Besedy na Yevangeliye ot Marka [Conversations on the Gospel of Mark]. Zhurnal Moskovskoy Patriarkhii, no. 10, pp. 44–46. (In Russian). 9. Voronov (1987) – Voronov L., archpriest. Slovo Bozhiye v zhizni Tserkvi [The Word of God in the Life of the Church]. Zhurnal Moskovskoy Patriarkhii, 1987, no. 3, pp. 70–75; no. 4, pp. 61–67. (In Russian). 10. Deruga (1989) – DerugaV. (V.N.Dyshinevich) Slovo Bozhiye dlya belorusskogo naroda (k 470-letiyu izdaniya Biblii) [The Word of God for the Byelorussian people (to the 470th anniversary of the edition of the Bible)]. Zhurnal Moskovskoy Patriarkhii, 1989, no. 4, pp. 70–72; no. 5, pp. 74. (In Russian). 11. Zhila (1989) – Zhila S., archpriest. Problema glossolalii v russkoy pravoslavnoy ekzegetike [The problem of glossolalia in Russian Orthodox exegesis]. Zhurnal Moskovskoy Patriarkhii, 1989, no. 10, pp. 71–74; no. 12, pp. 73–74. (In Russian). 12. Zen’kovskiy (1991b) – Zen’kovskiy V., archpriest. Vera i razum v svete bibleyskogo Otkroveniya [Faith and Reason in the Light of Biblical Revelation]. Zhurnal Moskovskoy Patriarkhii, 1991, no. 3, pp. 70–74. (In Russian). 13. Zen’kovskiy (1991a) – Zen’kovskiy V., archpriest. Khristianskaya vera i sovremennoye znaniye [Christian faith and modern knowledge]. Zhurnal Moskovskoy Patriarkhii, 1991, no. 2, pp. 70–72. (In Russian). 14. Vendland (1990) – Ioann (Vendland), metropolitan. Bibliya o mirozdanii [The Bible about the Universe]. Zhurnal Moskovskoy Patriarkhii, 1990, no. 6, pp. 74; no. 7, pp. 74–75; no. 8, pp. 73–74. (In Russian). 15. Shakhovskoy (1989–1991) – Ioann (Shakhovskoy), archbishop. Sputniki Damasskoy dorogi [Satellites of the Damascus road]. Zhurnal Moskovskoy Patriarkhii, 1989, no. 10, pp. 38–39; no. 12, pp. 35–36; 1990, no. 1, pp. 50–51; no. 3, pp. 51; no. 4, pp. 46–47; no. 5, pp. 42–43; no. 8, pp. 52–54; no. 9, pp. 59–60; no. 11, pp. 50–51; no. 12, pp. 50–51; 1991, no. 3, pp. 49–51; no. 4, pp. 44–45; no. 5, pp. 49–50. (In Russian).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

A=Athens, Εθνικ Βιβλιοθκη 2092 (olim Thessalonica, Γυμνσιον 23). 176 Sixteenth century, paper, i+485 pages. The manuscript is written throughout by a single copyist. It contains two major sections, namely, a collection of Palamite documents in the first half and a collection of anti-Latin writings in the second half. I. Palamite section: Apodictic Treatises (pp. 1–47) 177 Against Bekkos (pp. 48–52) Ep 1 Akindynos (pp. 52–59) Ep 2 Akindynos (pp. 59–60) 5      Ep 1 Barlaam (pp. 60–73) 178 Ep 2 Barlaam (pp. 73–86) Triads (pp. 86–212) 8.      Phakrases, Dialogue (pp. 213–219) 9.      Contra Gregoram 1–4 (pp. 219–276) Reply on Basil (pp. 276–279) Capita 150 (pp. 279–314) Hagioretic Tome (pp. 314–318) Synodal Tome 1351 (pp. 323–347) 179 II. Anti-Latin section: Mark Eugenikos of Ephesus, Oratio ad Eugenium papam quartum (pp. 351–353), ed. L. Petit, PO 17:336–341. Idem, Capita syllogistica contra Latinos (pp. 353 – 370), ed. L. Petit, po 17:368–415. Ibid., Syllogistic Chapters Against the Heresy of the Akindynists and Against the Latins (pp. 370– 377), ed. W. Gass, Die Mystik des Nikolaus Cabasilas vom Leben in Christo (Greifswald, 1849; repr. Leipzig, 1899), pp. 217–232. Ibid., Πρς τος ν τ συνδ ττε. inc. Τοτο τ γιον σμβολον παιτομεν μς …; des. … δοξσωμεν τ πντιμον και μεγαλοπρεπς νομα το πατρς και το υο και το γου πνεματος (p. 377), unedited (?). 180 Gregory (George) of Cyprus, De processione Spiritus sancti (pp. 378–396), ed. Dositheos, Patriarch of Jerusalem, Τμος γπης (Jassy-Moldavia, 1698), pp. 387ff.=pg 142:269–300. Barlaam the Calabrian, Antilatin Treatises 1–6 and 20 (pp. 396–443), unedited. 181 Scholarios, First Treatise on the Procession of the Holy Spirit, excerpts (pp. 443–451), ed. L. Petit et al., Œuvres 2:5–71.22. (The text breaks off in mid-sentence. 182 ) Matthew Monotropos, Adversus Latinos (pp. 455–471), unedited. 9.      Nikephoros Blemmydes, Reply to John Doukas (pp. 471–473), ed. A. Heisenberg, Nicephori Blemmydae curriculum vitae et carmina (Leipzig, 1896), pp. 110ff.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Можно сказать, что ипостась дает воипостазированной природе бытие или «реализует себя» в ней. Maximus Confessor Epistolae. 15 (PG 91. 557D, 560BC). Madden N . Composite Hypostasis in Maximus Confessor/Studia Patristica. 1991. XXVII. P. 175-197, здесь: с. 190. PG 94.1441; Иоанн Дамаскин, преп. Творения. Христологические и полемические трактаты. Мартис, 1997. С. 158. PG 94. 1441. Иоанн Дамаскин, преп . О сложной природе против акефаллов. Там же. С.198; PG 95.120. Иоанн Дамаскин, преп . Точное изложение православной веры. Кн. 3, гл. 9; PG 94.1017. Глава XXIX. Об ипостаси, ипостасном и неипостасном, PG 94. 589. «Οτε νυπστατον φσει τ κακν», PG 96. 460. PG 94. 616.  «Бог же как присно сущий и совершенный, и Слово будет иметь также совершенное и самобытное (νυπστατος)», PG 94. 804; «Сын Божий, самобытная (νυπστατον) Премудрость и Сила Всевышнего Бога», PG 94. 985; «Веруем во единого Духа Святаго… самобытного (νυπστατον), существующего в Своей Собственной Ипостаси», PG 94. 821; «Πατρ ληθινς νυπστατος, κα Υς ληθινς νυπστατος, κα Πνεμα ληθινν νυπστατον, τρα ντα μα θετης, μα οσα», PG 95.1076B. Иоанн Дамаскин, преп . О ста ересях вкратце. Перевод Сагарды А. И.//Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знания. М.: Индрик, 2002, PG 94. 749. Иоанн Дамаскин, преп . Диалектика, или Философские главы. М., Экклесия Пресс, 1999. Глава XXIX. «Слово «ипостась» имеет два значения. Взятое в общем смысле, оно означает субстанцию вообще. В собственном же смысле «ипостась» означает индивид, а также всякое отдельное лицо», PG 94. 589. Иоанн Дамаскин, преп . О ста ересях вкратце, PG 94.752. Иоанн Дамаскин, преп . Против яковитов. Творения. Христологические и полемические трактаты//Цит. соч. С. 179, PG 94. 1477. Иоанн Дамаскин, преп . Против яковитов. Творения. Христологические и полемические трактаты//Цит. соч. С. 179, PG 94. 1477. Например, выражение свт. Кирилла «ν προσπ Χριστο», в котором «πρσωπον» соответствует онтологическому понятию личности, может быть рассмотрено как предтеча позднейшего употребления «νυπστατον». См., например: Hans von Loon. The Dyophysite Christology of Cyril of Alexandria. Lieden. Brill, 2009. P. 277-278.

http://bogoslov.ru/article/1991254

2705 «Μμησαι τς μελσσης τ διτροπον» («подражайте пчелы образу» или особому свойству), S. Basilius Caesariensis. Homiliae in Hexaemeron . PG 29. 173 B. 2708 «τροπολογα» – S. Basilius Caesariensis. Homiliae in Hexaemeron . PG 29. 189 А, Adversus Eunomium. PG 29. 393 В, 713 С; Commcntarius in Isaiam prophetam. PG 30. 616 B); S. Gregorius Nyssenus. In Cantica canticorum. PG 44. 757 А, In Baptismum Christi. PG 46. 593 С; S. Maximus Confessor. Quaestiones et dubia. PG 90. 792 А, Ambiguorum liber. PG 91. 1365 В. Термин «τροπολογα» использовался и ранее церковными писателями ( Ориген , блж. Иероним) для обозначения одного из методов толкования Писания – тропологического (см: Wolfson H. A. The Philosophy of the Church Fathers. Harvard University Press, 1976. P. 65). 2709 «διτροπος ζω» – своеобразная жизнь, S. Basilius Caesariensis. Homiliae in Hexaemeron. PG 29. 149 C. 2711 «Единомысленных называет, вслед за Писанием, едино-образно мыслящих (μονοτρπους) в противоположность «многообразных по образу» лукавства (πολλαπλον το τρπου), S. Basilius Caesariensis. Homiliae in Hexaemeron . PG 29. 153 D – 156 A; «Πολυειδες δ εσι κα πολτροποι α το διαβλου πνοιαι», Homilia Dicta in Lacizis. PG 31. 1437 D, S. Symeon Metaphrastes. Sermo Ι. De Virtute et Vitio. PG 32. 1129 A. Свт. Григорий Нисский говорит о «многобразных грехах» (De Oratione Dominica. Oratio I. PG 44. 1121 С), и «бедствиях» брака (De Virginitate. PG 46. 336 В), и многообразных немощах тела (πολτροποι το σματος ωσται, De mortuis. PG 46. 505 С), и о едино-образной жизни по Богу (μοντροπος κατ’ ρετν πολιτεα, In Cantica Cantic. Homilia IX. PG 44. 961 A). Подобное употребление и у преп. Максима Исповедника : «φοβεται τς πολυτρπους τν δαιμνων πιδρομς», Epistolae. PG 91. 413 C, «μοντροπον φιλοσοφαν», Ambiguorum liber. PG 91. 1368 В, и у преп. Иоанна Дамаскина (μαρτωλο πολτροποι), De duabus in Christo voluntatibus. PG 95. 1168 С, 1400 C, «ο δ δκαιοι μοντροπο εσιν», PG 95. 1168 D. Подобный смысл «μοντροπον» имеет также PG 29. 344 В, 492 С; PG 31. 400 C; «Μοντροπς στιν το Χριστιανο βος», S. Basilius Caesariensis. Regulae fusius tractatae. PG 31. 973 А. Впрочем, «многообразность» не становится синонимом зла. Так говорится, например, о «многоразличных поворотах языка» (πολυτρπους τς γλσσης ναστροφς, S. Gregorius Nyssenus. Contra Eunomium. Lib. XII. PG 45. 977 В), и многообразности иносказаний о Скинии (S. Maximus Confessor. Ambiguorum liber. PG 91. 1385 С), и что слово «γνμη» имеет много употреблений и значений (S. Maximus Confessor. Disputatio cum Pyrrho. PG 91. 312 А). У преп. Иоанна Дамаскина «многочастне и многообразне» ( Евр 1. 1 ), De Imaginibus Oratio II. PG 94. 1289 А.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

1989k      ’The Incarnation as the Basis of Dogma’ in Robert Morgan (ed.) The Religion of the Incarnation: Anglican Essays in Commemoration of Lux Mundi , Bristol: Bristol Classical Press, pp.85-98; reprinted as ‘Beginning with the Incarnation’ in On Christian Theology , pp.79-92 1989l      ’On Being Creatures’, 4 th Eric Symes Abbott Memorial Lecture, Westminster Abbey; reprinted in On Christian Theology , pp.63-78 1989m      ’Resurrection and Peace’, Theology 92 (November), pp.481-490; reprinted in Robin Gill (ed.), Readings in Modern Theology , London: SPCK, pp.306-16; reprinted in On Christian Theology , pp.265-275 1989n      ’Trinity and Ontology’, in Kenneth Surin (ed.) Christ, Ethics and Tragedy , Cambridge: CUP, pp.71-92; reprinted in On Christian Theology , pp.148-166 1989o      ’The Unity of Christian Truth’, New Blackfriars 70.824 (February), pp.85-95; reprinted in On Christian Theology , pp.16-28 Dictionary and Encyclopedia Entries 1989p      ’Eastern Orthodox theology’, in David Ford (ed.) The Modern Theologians , Oxford: Blackwell, pp.152-170; revised in the 2 nd edn, 1997 and the 3 rd, 2005 Sermons and Speeches 1989q      ’Penance in the Penitentiary’, address given in Grendon Prison, March; printed in New Life 7, pp.25-34; reprinted in Theology 95 (March/April 1992), pp.88-96 Book Reviews 1989r      Review of Peter Brown, The Body and Society: Men, Women and Sexual Renunciation in Early Christianity , New York: Columbia University Press, 1988, and Elaine Pagels, Adam, Eve, and the Serpent: Sex and Politics in Early Christianity , New York: Random House, 1988, Theology 92 (July), pp.338-341 1989s      Review of Jean Zizioulas, Being as Communion: Studies in Personhood and the Church , London: Darton, Longman & Todd, 1985, Scottish Journal of Theology 42.1, pp.101-105     1990 Articles and Lectures 1990a      ’The Finality of Christ’, in Mary Kelly (ed.) Christology and Religious Pluralism: In Memoriam Charlotte Klein , London: Sisters of Our Lady of Sion, pp.21-38; reprinted in On Christian Theology , pp.93-106

http://bogoslov.ru/person/28073

S. Basilius Caesariensis. Homilia in Sanctam Chiusti Generationem//PG 31: 1457–1476. S. Basilius Caesariensis. Homilia in quadraginta martyres//PG 31: 507–526. S. Basilius Caesariensis. Homiliae et sermones// PG 31: 163–618. S. Basilius Caesariensis. Homiliae in Hexaemeron// PG 29: 3–206. S. Basilius Caesariensis. Homiliae quaedam dubiae// PG 31: 1429–1510. S. Basilius Caesariensis. Liber de Spiritu Sancto//PG 32: 67–218. S. Basilius Caesariensis. Liber de virginitate//PG 30: 669–812. S. Basilius Caesariensis. Moralia//PG 31: 699–870. S. Basilius Caesariensis. Regulae brevius tractatae//PG 31: 1051–1320. S. Basilius Caesariensis. Regulae fusius tractatae//PG 31: 889–1052. Boethius. Liber de persona et Duabus naturis//J.-P. Migne (ed.). Patrologiae cursus completus (series Latina – PL). In 221 t. Paris, 1844–1856. Vol. 64: 1337–1354. Clemens Alexandrinus. Fragmenta//PG 9: 729–776. Clemens Alexandrinus. Paedagogus//PG 8: 247–684. Clemens Alexandrinus. Stromata. Lib. V, VII// PG 9: 9–206, 401–558. S. Cyrillus Alexandrinus. Adversus Nestorium//PG 76: 9–248. S. Cyrillus Alexandrinus. Ad reginas de recta fide oratio altera//PG 76: 1335–1420. S. Cyrillus Alexandrinus. Apologeticus pro XII capitibus contra orientales//PG 76: 315–386. S. Cyrillus Alexandrinus. Contra Julianum. Lib. I, IV, VIII, IX//PG 76: 509–556, 675–732, 885–1002. S. Cyrillus Alexandrinus. De sancta Trinitate dialogi VII. Aroumentorum de S. Spiritu capita//PG 75: 1075–1124. S. Cyrillus Alexandrinus. Epistola I//PG 77: 9–40. S. Cyrillus Alexandrinus. Glaphyrorum In Genesim. Lib. III//PG 69: 111–176. S. Cyrillus Alexandrinus. In Joannis Evangelium Lib. IX//PG 74: 103–282. S. Cyrillus Alexandrinus. Quod unus sit Christus//PG 75: 1253–1362.S. Cyrillus Alexandrinus. Scholia De Incarnatione Uniceniti//PG 75: 1189–1254. S. Cyrillus Alexandrinus. Thesaurus de sancta et consubstantiali Trinitate//PG 75: 9–1074. S. Cyrillus Hierosolymitanus. Catechesis VI, IX, XVI, XVII//PG 33: 535–604, 637–658, 917–1016. Didymus Alexandrinus. De Trinitate. Liber I, II, III//PG 39: 269–992.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Преп. Иоанн Дамаскин. De fide orth. 1, 14, PG 94, 860; русский пер.: I, 185. 494 Епископ Сильвестр. Цит. соч., т. II, с. 6. 495 Ср. Епископ Сильвестр. Цит. соч., т. II, с. 131. 496 Свят. Иоанн Златоуст. In Hebr., horn. 2, 1, PG 63, 19. 497 Преп. Иоанн Дамаскин. De fide orth. I, 13, PG 94, 852; русский пер.: I, 182. 498 Восточное отеческое различение сущности и сил в Боге всегда оставалось чуждо западному богословию вместе с основанным на нем различением апофатического и катафатического богословия; блаж. Августин его критически отвергает: см. Попов И.В. Цит. соч., с. 353 и Далее. Ср. Бриллиантов А. Цит. соч., с. 221 и далее. 499 Св. Дионисий Ареопагит. Dedivin. nomin. II, 5, PG 3, 641. 500 Ср., например, Decoel.hier. 11, 3, PG 3, 141. 501 Epist. 1, ad Caium., PG 3, 1065А. 502 De divin. nomin. XI, 6, PG 3, 956. 503 Св. Дионисий Ареопагит. De divin. nomin. 1, 4, PG 3, 589; V, 1–2, PG 3, 816B–C; ср. Преп. Максим Исповедник. Schol. in lib. de divin. nomin., in V, 1, PG 4, 309: исхождением же называет Божественное действие, которое произвело всё сущее; in I, 5, PG 4, 205, 208: промышление и исхождение вовне противополагается здесь Самому Богу. 504 De divin. nomin. IV, 13, PG 3, 712. 505 De divin. nomin. V, 8, PG 3, 824; V, 5–6, PG 3, 820; XI, 6, PG 3, 953 ss. Ср. у Бриллиантова всю главу об «Ареопагитиках», сс. 142–178; Попов И. В. Цит. соч., сс. 349–352. Псевдоэпиграфический характер «Ареопагитик» и их тесная связь с неоплатонизмом не умаляет их богословского значения, признанного и засвидетельствованного церковно–отеческим авторитетом. Конечно, здесь остается нужным новое историко–богословское исследование и оценка. 506 Св. Дионисий Ареопагит. De divin. nomin. IX, 1, PG 3, 909. 507 Свят. Григорий Палама. Capit. phys., theol., etc., 68–69, PG, 150, 1169. 508 Ibid., 75, PG 150, 1173: Свят. Григорий исходит из троякого различения в Боге: сущности, энергии и троичности ипостасей. Соединение с Богом [по сущности] невозможно, ибо, по всеобщему суждению богословов, по существу или в существе Своем Бог «несообщим». Соединение по ипостаси свойственно только Вочеловечившемуся Слову. Преуспевшие же твари соединяются с Богом по действию, причащаются не естества, но Его действия; cap. 92, PG 150, 1188: через причастие «Боготворной благодати» соединяются с самим Богом; cap. 93, PG 150, 1188: Божие просияние и боготворное действие, причастники которого обожаются, есть Божия благодать, но не естество Божие; ср. сарр. 78, 141, 144, PG 150, 1176, 1220, 1221; Theoph., PG 150, 912 et 928D; ср. Ibid., PG 150, 921 et 941. Ср. синодик собора 1452 г. у преосв. Порфирия (Успенского): История Афона. Т. III, 2. СПб., 1902, приложения, с. 784; и в Триоди, по венец, изд. 1820 г., 168. Это — мысль преп. Максима: Бог и сообщим — по Своим дарам, и несообщим — ибо ничто не причастно самой Его сущности, apud Euthymii Zigabeni Panopliam. tit. 3, PG 130, 132. 509

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=714...

Евр. 1:3. 1378 Точное изложение православной веры 3, 18 — PG 94, 1076D. 1379 Афанасий Александрийский, Против эллинов, 42 — PG 25, 84В. 1380 Там же, 44 — 88С. 1381 Лк. 6:19. 1382 Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, 4,18 — PG 94,1181 С. Ср.: Кирилл Александрийский (псевдэпиграф), О Троице, 23 — PG 77, 1164D 1383 Григорий Богослов, Слово 25, 16 — PG 35, 1221С. 1384 Он же, Песнопения таинственные, 3, 84–89 — PG 37, 414D–415A. 1385 В упомянутом сочинении Григория Нисского таких слов нет. См., также, выше: примечание к 2, 19, 93. 1386 Григорий Нисский, К Евномию 1, 46 — Jaeger 1, 161–162 — PG 45, 393D–396A. 1387 Мф. 26:64. 1388 Лк. 24:49. 1389 Максим Исповедник, Προς Μρινον — PG 91, 200А. 1390 Афанасий Александрийский [Sp.], Sermo in annuntiationem deiparae, 9 — PG 28, 929A. 1391 См.: там же, 3 — 920С. 1392 Афанасий Александрийский, Письмо 1 к Серапиону, 19; 20 — PG 26, 573С–576А. 1393 Там же, 580А. 1394 Иоанн Дамаскин. Изложение православной веры 4, 18 — PG 94,1181С; Кирилл Александрийский (псевдэпиграф), О Троице, 23 — PG 77, 1164D. 1395 Григорий Нисский, Adversus Apollinarem, 5 — PG 45, 1132D. 1396 Он же, Contra Eunomium, 3, 1 — PG 45, 593 С/W. Jaeger (ed.), Gregorii Nysseni opera, vols. 1.1 & 2.2. Leiden: Brill, 1960, p. 437. 1397 Василий Великий, Против Евномия 5 — PG 29, 772D. 1398 1 Кор. 1:24. 1399 Василий Великий, О Святом Духе, 8, 19 — Bruche, 141/PG 32, 104А. 1400 См.: Кирилл Александрийский, De sancta trinitate dialogi, 7 — PG 75, 1097B; Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 33 — PG 75, 573C. 1401 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 8, 2 — PG 3, 889D. 1402 Пс. 92:1. 1403 Афанасий Александрийский [Sp.], Disputatio contra Arium, 37 — PG 28, 488C. 1404 Он же, Orationes très contra arianos, 3, 35 — PG 26, 400C. 1405 Там же, 3, 36 — 401В. 1406 Ср.: Кол. 1:17. 1407 Ин. 1:3. 1408 Афанасий Александрийский, Orationes très contra arianos, 3,61 — PG 26,452BC. 1409 Притч. 8:23. 1410 Афанасий Александрийский, Orationes très contra arianos, 3, 65 — PG 26, 460B. 1411

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

301 Простр. Катехизис. Стр. 100–102. Сравн. Макарий. Правосл.-догмат. богословие. Т. V. Стр. 69–266. Сравн. Сильвестр. Опыт правосл.-догм. богосл. Т. V. Стр. 322–490. Сравн. Антоний. Правосл.– догм. богосл. Стр. 243–279. 305 Более подробно относительно англиканского учения о таинстве священства см. в следующей – шестой главе. 309 Stone. Outlines of christian dogma. Pg. 150. Сравн. Hall. Theological outlines. Volum. III. Pg. 69–70. 314 Из всех новозаветных таинств, по взгляду Хэлля, одна лишь евхаристия обладает rem virtutem, потому что в ней одной сообщается самая субстанция таинства – тело и кровь Господа. Hall. Theological outlines. Vol. III. Pg. 74. 317 Stone. Outlines of christian dogma. Pg. 150–151. Сравн. Hall. Theological outlines. Vol. III. Pg. 70–71. Сравн. Percival. A digest of theology. Pg. 112. 320 Hall. Op.cit. Vol. III. Pg.71. Тоже разграничение между новозаветными таинствами находим и у еп. Графтона. См. Церк. Вестн. 1903. 44. Стр. 1383. 322 Stone. Outlines of christian dogma. Pg. 152–154. Сравн. Hall. Theological outlines. Vol. III. Pg. 71. 325 Stone. Outlines of christian dogma. Pg. 155–156. Сравн. Percival. A digest of theology. Pg. 122. Сравн. Percival. The inspiration of holy scripture and six others essays. Pg. XXXVIII–XLV. Сравн. Hall. Theological outlines. Vol. III. Pg. 78. 327 Percival. A digest of theology. Pg. 123. Сравн. Stone. Op. cit. Pg. 157. Сравн. Hall. Op. cit. Vol. III. Pg. 79. 329 Stone. Op. cit. Pg. 157–158. Сравн. Percival. Op. cit. Pg. 123–124. Сравн. Hall. Op. cit. Vol. III. Pg. 81–84. 332 The Book of Common Prayer and administration of the sacraments and other rites and ceremonies of the church according to the use of the protestant episcopal church in the United States of America. New-york. Pg. 244–251. 341 Stone. Op. cit. Pg. 164–165. 169. Сравн. Percival. Op. cit. Pg. 128–129. Сравн. Hall. Op. cit. Vol. III. Pg. 87. 355 Percival. Op. cit. Pg. 135–137. Тоже учение о таинстве евхаристии излагается и четвертым богословом американско-епископальной церкви – Фондулакским епископом Графтоном. В трактате: „The holy Eucharist in the New Testament» он признает и доказывает реально-объективное присутствие в евхаристических дарах тела и крови Христовых. По его мнению, эта истина очевидна и из пророческого обетования об установлении таинства евхаристии, изложенного евангелистом Иоанном в 6:26–71, и из свидетельства ап. Павла о таинстве евхаристии, содержащегося в 1 Кор: 11:33–36, и из свидетельств евангелистов Мф. 26:26–28 , Мрк. 14:22–24 и Луки 22:19–20 . Fond-du-lac tracts, 2. The holy Eucharist in the New Testament. Pg. 1–79. Сравн. Церковн. Вестн. 1903. 44. Стр. 1381–1382.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

25. Petrov (1988) – Sergiy (Petrov), metropolitan. Blagovestnicheskoye puteshestviye svyatogo apostola Andreya Pervozvannogo po Skifii v svete Svyashchennogo Pisaniya i Svyashchennogo Predaniya o deyaniyakh apostol’skikh [The Blagovestnik journey of the holy Apostle Andrew the First-Called according to Scythia in the light of Holy Scripture and the Sacred Tradition about the deeds of the apostles]. Zhurnal Moskovskoy Patriarkhii, 1988, no. 7, pp. 70–76. (In Russian). 26. Solov’yev (1989) – Solov’yev A.Tolkovaya Bibliya Lopukhina [The Explicit Bible of Lopukhin]. Zhurnal Moskovskoy Patriarkhii, 1989, no. 9, pp. 75. (In Russian). 27. Sorokin (1987) – Sorokin V., archpriest. Slavyanskiy tekst knig Novogo Zaveta i znacheniye yego issledovaniya dlya pravoslavnogo bogosloviya [The Slavic text of the books of the New Testament and the significance of his study for Orthodox theology]. Zhurnal Moskovskoy Patriarkhii, 1987, no. 1, pp. 68–73; no. 2, pp. 66–69. (In Russian). 28. Strel’tsov (1989) – Strel’tsov V. O molitve po Svyashchennomu Pisaniyu [About the prayer for the Holy Scripture]. Zhurnal Moskovskoy Patriarkhii, 1989, no. 8, pp. 74. (In Russian). 29. Stroganov (1986) – Stroganov V., priest. «Mekhi novyye» Chetvertogo Yevangeliya [ " New bellows» of the Fourth Gospel]. Bogoslovskiye Trudy, 1986, vol. for the 300th anniversary of MDA, pp. 166–173. (In Russian). 30. Tikhon Zadonskiy (1986) – St. Tikhon Zadonskiy. Tolkovaniye Yevangeliya ot Luki [Interpretation of the Gospel of Luke]. Zhurnal Moskovskoy Patriarkhii, 1986, no. 10, pp. 41–44; no. 11, pp. 35–37; no. 12, pp. 43–45. (In Russian). 31. Shadrin (1989) – ShadrinV.Dukhovno-proobrazovatel’nyy aspekt 103-go psalma [Spiritual and educational aspect of the 103rd Psalm]. Zhurnal Moskovskoy Patriarkhii, 1989, no. 6, pp. 74; no. 7, pp. 71–74. (In Russian). 32. Yurkov (1991–1992) – YurkovA.Novozavetnaya geografiya Palestiny [The New Testament geography of Palestine]. Zhurnal Moskovskoy Patriarkhii, 1991, no. 11, pp. 69–73; 1992, no. 1, pp. 70–74; no. 2, pp. 53–55; no. 4, pp. 44–49; no. 5, pp. 50–53. (In Russian).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010