(ц. Осиос Давид). В большинстве названных случаев М. прозрачная, обладает свойствами объемно-пространственной среды. В доиконоборческое время сохраняются гл. обр. 2 типа М.: овал и медальон. Овальная М. превалирует. Форму медальона М. имеет на мозаике «Преображение Господне» в базилике вмц. Екатерины на Синае (550-565) - темно-синяя в центре и постепенно светлеющая к внешнему краю; с лучами света, исходящими от фигуры Иисуса Христа; на фреске «Вознесение» в капелле XVII мон-ря Бауит (VI-VII вв., Коптский музей, Каир); на энкаустических иконах (крышка реликвария из капеллы Санта-Санкторум. Сцена «Вознесение», VI в., Ватиканский музей) и «Спас Еммануил» (VI-VII вв., мон-рь вмц. Екатерины на Синае); на миниатюрах «Вознесение» и «Христос на престоле с евангелистами Марком, Иоанном и святыми» в Евангелии Раббулы (Laurent. Plut. I 56. Fol. 13v, 14r, 586 г.) - синяя с белым и красным внешним ободком соответственно; на шитой иконе «Богоматерь на престоле» (VI в., Кливлендский музей) - темно-синяя с переходом в белый; на ампулах Монца-Боббио (Палестина, VI в.; сокровищница Дуомо, Монца); на костяном рельефе «Спас во славе» (VI в., Художественный музей Уолтерса в Балтиморе). В нек-рых случаях (икона «Спас Еммануил» из мон-ря вмц. Екатерины на Синае; рельеф «Спас во Славе» из Художественного музея Уолтерса; ампула 2 из сокровищницы Дуомо в Монце; мозаика «Преображение» в апсиде базилики Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне, VI в.) поверхность М. покрыта изображением звезд. «Сошествие во ад». Икона. 2-я пол. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины, Синай) В средневизант. период продолжают существовать все 3 формы М. Овальная М. использована: в миниатюрах «Сошествие во ад» в Трапезундском Евангелии (РНБ. Греч. 21+21 А, 2-я пол. X в. Л. 1 об.); «Страшный Суд» в Евангелии 3-й четв. XI в. (Paris. gr. 74. Fol. 51v) и Лествице кон. XI в. (Vat. gr. 394. Fol. 12v), «Вознесение» в Евангелии 3-й четв. XI в. из Венской национальной б-ки (Vindob.Theol. gr. 154. Fol. 131v) и Гомилиях Иакова Коккиновафского (Paris.

http://pravenc.ru/text/2561826.html

Спас на престоле. Богоматерь с апостолами. Роспись из мон-ря Бауит. VI-VII вв. (Коптский музей. Каир) Спас на престоле. Богоматерь с апостолами. Роспись из мон-ря Бауит. VI-VII вв. (Коптский музей. Каир) В «Истории монахов» говорится об «эфиопах» (Αθοπας, gentis Aethiopum viros), к-рые подвизались в Б. и своим благочестием превосходили мн. др. иноков мон-ря. Сведения о том, что «эфиопы» подвизались в Б., подтверждаются копт. надписями более позднего времени. При этом следует учитывать, что «эфиопами» еще в античности именовали всех жителей «Чёрной Африки», и прежде всего жителей Мероэ (ср. Herodotus. Historiae. II 29). Мон-рь аввы Аполлония упомянут также в «Луге Духовном» блж. Иоанна Мосха (VI в.; PG. 37. Col. 3057). Возможно, что к VI в. в Б. уже были приняты монашеские Правила прп. Пахомия. Кледа на основании анализа нек-рых мест из письменных источников предполагает, что Б. еще на ранних этапах своего развития был зависим от пахомианских мон-рей. Б. упомянут также в араб. версии панегирика Шенуте и в рассказах о прп. Данииле Скитском. От мон-ря сохранилось большое количество папирусных документов VII-VIII вв., гл. обр. хозяйственного назначения (неск. документов хранятся в Эрмитаже), свидетельствующих об активной деятельности мон-ря, в частности об аренде или даже приобретении земельных участков. Б. существовал еще в XI в. и был, вероятно, разрушен, как и мн. др. мон-ри Египта, во время вторжения Ширкуха (XII в.). В нач. ХХ в. Кледа проводил раскопки в Б. Было выяснено, что мон-рь занимал значительную территорию (700 м с севера на юг и с востока на запад), имел внешние стены. В его окрестностях были обнаружены многочисленные строения, назначение к-рых нельзя точно определить, а также некрополь. Внутри ограды Б. расположены руины 2 церквей (примерно в центре холма), вокруг к-рых находились разнообразные постройки, предположительно келлии монахов, склады и мастерские. Возможно, нек-рые помещения были предназначены для собраний монашеской общины. Внутри мон-ря располагались часовни, служившие для захоронения наиболее известных подвижников. По мнению Кледа, развалины церквей, как и большинство строений, можно датировать VI в. Архитектура церквей, представляющих в плане прямоугольные базилики, имеет прямые параллели с храмами мон-ря св. Симеона в Асуане и соседнего с Б. Дейр-эль-Мухаррака и в целом типична для церковной архитектуры Сирии и визант. Африки.

http://pravenc.ru/text/77688.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАУИТ Прп. Аполлоний с двумя преподобными. Роспись из мон-ря Бауит. VI-VII вв. (Коптский музей. Каир) Прп. Аполлоний с двумя преподобными. Роспись из мон-ря Бауит. VI-VII вв. (Коптский музей. Каир) [араб.  ], мон-рь в Египте (IV-XI вв.). Руины Б. расположены в мухафазе Асьют (В. Египет), примерно в 300 км к югу от Каира и в 30 км от сел. Эль-Ашмунейн (в древности знаменитый Гермополь Вел.). Мон-рь находился на территории нома Шмун. Араб. название, вероятно, происходит от одного из копт. слов, к-рые служили для обозначения мон-ря или комплекса зданий, возникших вокруг него. Основателем Б. считается св. Аполлоний Фиваидский , егип. подвижник, о к-ром сообщается в «Истории монахов» . Это подтверждают фрагменты обнаруженного в Б. копт. папируса, где упомянут мон-рь аввы Аполлония в номе Шмун. ( Clédat J. Baouït//DACL. T. 10. Col. 204). В копт. «Житии Павла из Таммы» (сохранившемся во фрагментах) говорится, что Павел посетил мон-рь аввы Аполлония, находящийся в районе Гермополя. Копт. «Житие Фиба» сообщает о мон-ре аввы Аполлония возле сел. Титкоис (копт. Теткоог), что противоречит сведениям «Истории монахов». Однако возможно, что Аполлоний сначала был настоятелем мон-ря в Титкоисе, а затем основал мон-рь в районе Гермополя. Копт. синаксарь, упоминая Фиба и Аполлония под 25-м числом копт. месяца паопе (бабеха) (22 окт.), именует местность, где был мон-рь, Джабаль Аблудж. Вероятно, первоначально мон-рь располагался на краю пустыни, на левом берегу Нила, неподалеку от сохранившихся руин Б. Переселение св. Аполлония в небольшую пещеру в окрестностях нынешнего Б., согласно «Истории монахов», можно отнести к 360 г. Первым прибежищем подвижника, по мнению Ж. Кледа, была гробница, вытесанная в горе к северу от Дейр-эль-Мухаррак. Вокруг аввы Аполлония (как и в случае с прп. Антонием Великим ) образуется небольшая община его учеников. Довольно быстро община превратилась в мон-рь со своими правилами. По свидетельству автора «Истории монахов», братия мон-ря принимала пищу после Евхаристии, приблизительно в 9-м часу (3 часа дня), затем слушала поучения аввы Аполлония, а по наступлении темноты одни монахи удалялись в пустыню для чтения и размышления над Свящ. Писанием, др. оставались в мон-ре и проводили ночь в пении гимнов. Скорее всего сначала образ жизни монахов Б. представлял собой «средний путь» между строгими правилами киновий прп. Пахомия или Шенуте и теми колониями отшельников, к-рые существовали в Египте в IV в. в Нитрии, а также на месте подвигов прп. Антония Египетского. Возможно, образ жизни монахов Б. был сходен с типом аскезы мон-ря Епифания в Фиваиде, к-рая, по мнению исследователей, также представляла средний вариант между отшельничеством и киновией. Автор «Истории монахов» вместе со своими спутниками посетил мон-рь Б. незадолго до кончины св. Аполлония (ок. 395) и прожил там ок. недели.

http://pravenc.ru/text/77688.html

Иконография Богородичных икон " Знамение " По материалам статьи из т. 20 «Православной Энциклопедии». Москва, 2009 г. " Знамение " , иконография Богородичных икон, в к-рой Богомладенец изображен прямолично на лоне (на груди) представленной по пояс Богоматери (вариант " Великой Панагии " ). В основе иконографии - пророчество о воплощении Спасителя ( " ...Сам Господь даст вам знамение: се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил " (Ис 7. 14)); наименование связано с Новгородской чудотворной иконой Божией Матери (сер. XII в.), через к-рую в 1169/70 г. Вел. Новгороду было явлено заступничество Пресв. Богородицы (Минея праздничная - РНБ. Соф. 369). С кон. XV в. название " Знамение Пречистыя " встречается в новгородских источниках по отношению к этой иконе и ее повторениям, т. е. становится наименованием иконографического типа, др. название к-рого - " Богоматерь Воплощение " . Изображения Богородицы с Христом Еммануилом в медальоне впервые появилось на печатях имп. Маврикия (582-602). Такое же изображение Божией Матери в рост есть на фреске из мон-ря Бауит (часовня преподобных (XXVIII), VI-VII вв., Коптский музей, Каир), в мон-ре св. Иеремии в Саккарре (VI в.), в сир. рукописи (Paris. syr. 341. Fol. 118), на фреске в люнете крипты Острианских катакомб близ усыпальницы св. Агнии в Риме (кон. IV-V в.). В послеиконоборческий период образы молящейся с воздетыми руками Богоматери в рост или поясные иногда сопровождались надписью: " Влахернитисса " . Так же названы иконы др. иконографических типов, происхождение к-рых связывается с храмом во Влахернах, построенным в К-поле в V в. имп. Пульхерией (напр., образ Богоматери с Младенцем типа " Умиление " , XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Имп. Константин VII Багрянородный в трактате " О церемониях византийского двора " (X в.) упомянул о том, что во Влахернах было неск. чудотворных икон Божией Матери, с к-рыми связаны различные чудеса и обычаи. С VIII в. там происходили еженедельные ночные службы в честь иконы Божией Матери, на к-рых в ночь с пятницы на субботу было чудо с завесой. В описании этого чуда говорится, что " Мария несет Младенца обеими молитвенными руками " . Описывается и находившееся возле имп. купальни мраморное рельефное изображение Божией Матери с воздетыми руками, из к-рых истекает св. вода ( Const. Porphyr. De ceremoniis. 2. 12). Многочисленные повторы рельефной иконы с отверстиями в ладонях сохранились от XI-XIII вв. Изображения Богоматери с Младенцем в медальоне перед грудью встречаются на печатях императоров Иоанна Цимисхия (969-976), Михаила VII Дуки (1071-1078), Алексея I Комнина (1183-1185) и позднее, во время Комнинов, на серебряной монете Константина IX Мономаха (1042-1055) с легендой " H BLAKERNITISA " .

http://sedmitza.ru/text/848744.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «ЗНАМЕНИЕ» иконография Богородичных икон, в к-рой Богомладенец изображен прямолично на лоне (на груди) Богоматери, представленной по пояс (вариант «Великой Панагии»). В основе иконографии - пророчество о воплощении Спасителя («...Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис 7. 14)); наименование связано с чудотворной иконой Божией Матери (см. разд. ««Знамение» Новгородская икона Божией Матери»), через к-рую в 1169/70 г. Вел. Новгороду было явлено заступничество Пресв. Богородицы (Минея праздничная - РНБ. Соф. 369). С кон. XV в. название «Знамение Пречистыя» встречается в новгородских источниках по отношению к этой иконе и ее повторениям, т. е. становится наименованием иконографического типа, др. название которого - «Богоматерь Воплощение». Богоматерь «Знамение». Рельеф из ц. Санта-Мария Мастер Домини, Венеция. XII в. Богоматерь «Знамение». Рельеф из ц. Санта-Мария Мастер Домини, Венеция. XII в. Изображение Богородицы с Христом Еммануилом в медальоне впервые появилось на печатях имп. Маврикия (582-602). Такое же изображение Божией Матери в рост есть на фреске из мон-ря Бауит (часовня преподобных (XXVIII), VI-VII вв., Коптский музей, Каир), в мон-ре св. Иеремии в Саккаре (VI в.), в сир. рукописи (Paris. syr. 341. Fol. 118), на фреске в люнете крипты Острианских катакомб близ усыпальницы св. Агнии в Риме (кон. IV-V в.). В послеиконоборческий период образы молящейся с воздетыми руками Богоматери в рост или по пояс иногда сопровождались надписью: «Влахернитисса». Так же названы иконы др. иконографических типов, происхождение которых связывается с храмом во Влахернах , построенным в К-поле в V в. имп. Пульхерией (напр., образ Богоматери с Младенцем типа «Умиление», XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Имп. Константин VII Багрянородный в трактате «О церемониях византийского двора» (X в.) упомянул о том, что во Влахернах было неск. чудотворных икон Божией Матери, с к-рыми связаны различные чудеса и обычаи. С VIII в. там происходили еженедельные ночные службы в честь иконы Божией Матери, на к-рых в ночь с пятницы на субботу было чудо с завесой. В описании этого чуда говорится, что «Мария несет Младенца обеими молитвенными руками». Описывается и находившееся возле имп. купальни мраморное рельефное изображение Божией Матери с воздетыми руками, из к-рых истекает св. вода ( Const. Porphyr. De cerem. 2. 12). Сохранились многочисленные повторы рельефной иконы с отверстиями в ладонях XI-XIII вв. Изображения Богоматери с Младенцем в медальоне перед грудью встречаются на печатях императоров Иоанна Цимисхия (969-976), Михаила VII Дуки (1071-1078), Алексея I Комнина (1081-1118) и позднее - во времена Комнинов, на серебряной монете Константина IX Мономаха (1042-1055) с легендой Η ΒΛΑΚΕΡΝΙΤΙΣΑ.

http://pravenc.ru/text/ Знамение .html

Роспись апсиды часовни мон-ря Бауит. VI-VII вв. (зал 6, Коптский музей, Каир) После вступления Османской империи в первую мировую войну Великобритания объявила Е. своим протекторатом (18 дек. 1914). В стране было введено военное положение, размещены крупные армейские контингенты Антанты, местная экономика была полностью переориентирована на военные нужды. Сотни тысяч египтян были мобилизованы в «трудовые корпуса». Невзгоды военного времени еще более укрепили недовольство колониальным режимом. 13 нояб. 1918 г. егип. политические деятели во главе с С. Заглулем, бывш. зам. председателя Законодательного собрания, выдвинули требование допустить делегацию Е. на Парижскую мирную конференцию 1919-1920 гг., где она должна была выступить с обращением об отмене режима протектората. Демарш успеха не имел, однако послужил основой для объединения сторонников этого требования в партию Вафд. Первой масштабной акцией вафдистов стал сбор подписей под «Хартией национальных требований» об отмене брит. протектората. В ответ на арест и ссылку Заглуля и его соратников в большинстве провинций Е. начались беспорядки, размах народного движения заставил колониальные власти пойти на уступки. Заглуль был освобожден, а в дек. 1919 - марте 1920 г. специальная миссия во главе с брит. министром колоний лордом Милнером разработала программу реформ, к-рые планировалось провести в Е. Однако партия Вафд заняла непримиримую позицию по отношению к брит. планам, а повторный арест Заглуля в 1921 г. привел к новым антиколониальным выступлениям. Осознание невозможности удержания Е. под брит. управлением с помощью силы побудило Лондон 28 февр. 1922 г. издать декларацию о признании Е. независимым гос-вом. 15 марта 1922 г. егип. султан Ахмад Фуад принял титул короля. Суверенитет Е. был ограниченным: англичане сохраняли за собой права на оборону страны, защиту интересов национальных и религ. меньшинств, контроль над проходившими через страну «имперскими путями», участие в управлении Суданом. 19 апр. 1923 г. была принята Конституция Е., разделившая законодательную власть между королем и 2-палатным парламентом. Король получал право формировать кабинет министров, распускать парламент. Выборы 1923 г. принесли победу вафдистам, сформировавшим правительство во главе с Заглулем. Вафд, королевский двор и Великобритания в 1922-1952 гг. стали главными действующими силами в политической жизни Е. Их противоборство делало неизбежными частые кризисы.

http://pravenc.ru/text/187963.html

В 1938-1942 гг. во главе правительства находились ставленники королевского двора. После начала второй мировой войны Е. разорвал дипломатические отношения с Германией и Италией. Наступление итальянцев на Е. в сент. 1940 г. провалилось. Тем не менее значительная часть егип. политической элиты симпатизировала Германии. В янв. 1942 г. итало-герм. войска предприняли наиболее крупное наступление на Е., но были остановлены западнее Александрии. В крупных городах Е. прошли демонстрации в поддержку итало-герм. войск. В этой обстановке правящие круги Великобритании решили добиться возвращения к власти партии Вафд, с помощью которой рассчитывали удержать влияние в Е. 4 февр. 1942 г. брит. танки окружили королевский дворец в Каире, и под угрозой смещения с престола Фарук был вынужден поручить председателю Вафда М. Наххасу формирование нового правительства. Поражение немцев и итальянцев под Эль-Аламейном в нач. нояб. 1942 г. разрушило надежды профашистских сил в Е., но и партия Вафд за годы войны лишилась значительной части сторонников, несмотря на проведенные правительством Наххаса умеренные социальные реформы. В окт. 1944 г. вафдистский кабинет был заменен коалиционным. 24 февр. 1945 г. Е. объявил войну Германии и Японии. Ему принадлежала ведущая роль в создании Лиги арабских государств (ЛАГ), учредительная конференция к-рой прошла в марте 1945 г. в Каире. Преподобные Онуфрий, Макарий Великий, Аполлоний Фиваидийский, неизвестный святой. Роспись церкви мон-ря св. Иеремии в Саккаре. VI - VII вв. (Коптский музей, Каир) Преподобные Онуфрий, Макарий Великий, Аполлоний Фиваидийский, неизвестный святой. Роспись церкви мон-ря св. Иеремии в Саккаре. VI - VII вв. (Коптский музей, Каир) Вторая мировая война способствовала дальнейшему развитию национально-освободительного движения в Е. В 1945-1946 гг. в стране прошли выступления с требованием вывода брит. войск. К сер. 40-х гг. большую популярность в Сев.-Вост. Африке приобрел лозунг «За единство долины Нила», т. е. совместного освобождения и последующего объединения Е.

http://pravenc.ru/text/187963.html

Сложившимся копт. стиль предстает в стенописи VI-VII вв. из храма в Гирге близ Даманхура: фигура архангела в алтарной нише (не сохр. верхняя часть головы), фигура архангела из «Благовещения», лик Христа из композиции «Христос во славе», «Орант среди лотосов» (все - в Греко-римском музее, Александрия). Тщательный рисунок складок, удлиненные, в целом верные пропорции фигур, сложный внутренний рисунок глаз архангела, мягкие растушевки в лике Христа, типологически близком к сир. типу, свидетельствуют о том, что процесс сложения стиля заключался в длительной переработке общей восточнохрист. художественной основы. К образцам сложившегося копт. стиля относят фрески VI или VII в. из церкви мон-ря св. Хатре (Дейр-Анба-Хадра) близ Асуана, где от этого времени фрагментарно сохранились изображения учеников Христа и на потолке - образы святых (?) в октагональных рамах. Шедевры копт. живописи ранневизант. периода - ансамбли росписей (VI-VII вв., Коптский музей, Каир) из мон-ря Бауит (мухафаза Эль-Минья), основанного св. Аполлонием Фиваидским. Сохранились росписи ниш часовен мон-ря с образами ветхозаветных пророков (часовни III, XVII и др.), преподобных (часовня XXVIII), Богоматери (часовня XXVIII), символическим изображением Церкви (часовни I, XVII). Апсиды часовен, как правило, украшала 2-частная композиция «Теофания» (часовня XVII, фрески апсид в залах 6 и 20 в Коптском музее, Каир). В верхней части композиции представлен тронный образ Христа во славе с символами евангелистов, с предстоящими по сторонам архангелами Михаилом и Гавриилом; ниже - Богородица Оранта (или на троне с Младенцем) и апостолы по сторонам; по архивольту (зал 6) - аллегории добродетелей. Выразительны цветовые решения росписи, в пределах одной композиции это синий и белый фоны (роспись апсиды, зал 6), выбеленные лики и густые темные тени, охристые одежды Христа и темно-фиолетовые с густо-красными линиями складок одежды Богородицы. Простота композиций - при использовании уплотненной ритмики и выверенных пространственных пауз - воспринимается как художественный прием, рисунок акцентирует жесты. Тип лиц нек-рых апостолов (короткая сглаженная прическа, борода под подбородком, «наивная» открытость) стал в дальнейшем характерным для копт. стиля. Монументальность, сдержанная энергия, духовная сосредоточенность этих образов делают их сопоставимыми с памятниками ранневизант. искусства юстиниановской эпохи. Нек-рые росписи, напр. изображения святых Аполлония, Фиба и Анувия с 2 святыми на конях по сторонам, носят линеарный характер, что можно связать либо с поздним (сравнительно с фресками апсид) временем их исполнения, либо с приверженностью строгой, «неживописной» манере, ставшей приоритетной в копт. искусстве последующих периодов.

http://pravenc.ru/text/187963.html

Об этом можно судить, напр., по мозаике с изображением Христа и 12 апостолов в капелле Сант-Акуилино в ц. Сан-Лоренцо Маджоре в Милане (ок. 400 г.), а также по почти идентичным друг другу оплечным изображениям евангелистов в медальонах на диптихе слоновой кости, служившем окладом Евангелия (VI в., сокровищница кафедрального собора в Милане),- все имеют бороды и длинные волосы. На саркофаге нач. VI в. (Археологический музей, Стамбул) два евангелиста показаны бородатыми и два - юными и безбородыми. Ап. Иоанн Богослов. Мозаика ц. Сан-Витале в Равенне. 546–547 гг. Ап. Иоанн Богослов. Мозаика ц. Сан-Витале в Равенне. 546–547 гг. Тем не менее есть основания полагать, что в раннехрист. искусстве И. Б. чаще изображался юным. Об этом свидетельствуют прежде всего те древнейшие изображения евангельских сцен, в которых его можно узнать: «Распятие» (на крышке реликвария, VI в., Музеи Ватикана; на миниатюре из Евангелия Раввулы - Laurent. Plut. I 56. Fol. 13, 586 г.) и «Преображение» (на мозаике в апсиде базилики мон-ря вмц. Екатерины на Синае, сер. VI в.). Сохранились также нек-рые единоличные изображения И. Б., удостоверенные надписями. Так, юным и безбородым он представлен на равеннских мозаиках: в куполе Баптистерия православных (сер. V в.) и в медальоне на зап. арке в виме ц. Сан-Витале (546-547). На мозаике на предалтарной арке капеллы св. Петра Хрисолога в Архиепископском дворце в Равенне (494-519) он также достаточно юн, но имеет небольшую бородку, как и на фреске алтарной апсиды капеллы пещерного мон-ря в Бауите, Египет (VI-VII вв., Коптский музей, Каир). Вероятно, в подобных случаях художники опирались на уже утвердившееся к тому времени представление о том, что И. Б. был самым молодым учеником Иисуса Христа. С И. Б. отождествляется также неизвестный молодой святой, чье оплечное изображение в медальоне помещено на верхнем поле иконы ап. Петра (VI в., монастырь вмц. Екатерины на Синае). Основанием для такой атрибуции помимо внешнего облика святого служат различные варианты реконструкции символической программы синайской иконы ( Weitzmann K.

http://pravenc.ru/text/469832.html

Скорее всего из Бауита происходят ранние иконы «Христос и вмч. Мина» (VI в., Лувр, Париж) и «Авва (апа) Авраам» (кон. VI в., Гос. музеи Берлина), имеющие сходные черты. Фигуры предстают застывшими в геометризованной симметрии, их лики с преувеличенно крупными глазами однообразны, выразительность живописи построена на толстых контурах и ярких цветовых сопоставлениях. Стилистические изменения в копт. иконописи и монументальной живописи едва уловимы; по-прежнему приоритетными оставались укрупненность форм, интерес к выделению силуэтов, отсутствие нюансировки в письме. Неск. копт. икон (VII-VIII вв.?) из гробницы некрополя в Антинополе стилистически близки к файюмским портретам из собрания мон-ря вмц. Екатерины на Синае - икона св. Ирины (VII в.), редчайший памятник эпохи иконоборчества в Византии, возможно, также коптская, судя по общему типу упрощенного рисунка. После VIII в. копт. иконопись исчезла как широкое явление, что связано с условиями жизни коптов в мусульм. мире (после завоевания в 641-642 Е. арабами), со спецификой отношения к образам в монофизитской церкви, с традицией. Сосредоточение духовной жизни и главных заказов в мон-рях ускорило процессы схематизации и привело к падению зачастую качества художественных произведений. К образцам иконописи этого периода могут быть отнесены немногие иконы, напр., образ «Христос на престоле» (сер. XIII в., Коптский музей, Каир; см.: Byzantium: Faith and Power. N. Y., 2004. P. 360-361. Cat. 218), приписываемый копт. мастеру, стилистически близок к исламской миниатюре (Б-ка католического ин-та в Париже. Ms. Copte-Arabe I; см.: Ibid. Cat. 262, 263). Иконы XIII-XIV вв., выполненные под влиянием визант. живописи, как, напр., 2-сторонняя икона со св. воинами (Коптский музей, Каир) из мон-ря Дейр-эль-Барамус (Ibid. P. 197. Cat. 116), редки. Остаются трудности в атрибуции памятников, находящихся в егип. церквах. Их живопись, несмотря на позднее происхождение, стилистически близка к палеологовскому визант. искусству (напр., алтарный эпистилий с изображением 7 праздников из ц.

http://pravenc.ru/text/187963.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010