Содержание Предисловие Введение. Происхождение и развитие иерархии общин Глава первая I. Вопрос о церковных округах в ученой литературе II. История и характеристика римского провинциального управления на востоке империи III. Императорский культ и его организация IV. Этнографическое деление восточной половины Римской империи I. Провинция Азия II. Провинция Вышния-Понт III. Провинция Галатия IV. Провинция Ликия и Памфилия V. Провинция Каппадокия VI. Провинция Киликия VII. Провинция Кипр VIII. Провинция Сирия IX. Провинция Палестина X. Провинция Месопотамия XI. Провинция Аравия XII. Египет XIII. Провинция Крит-Кирена V. Образование церковных округов на почве этнографического деления Римской империи VI. Обзор церковных округов в первые три века христианства I. Провинция Палестина II. Провинция Сирия III. Провинция Кипр IV. Провинция Месопотамия V. Провинция Аравия VI. Египет VII. Провинция Киликия VIII. Провинция Каппадакия IX. Провинция Вифиния-Понт X. Провинция Галатия XI. Провинция Ликия-Памфилия XII. Провинция Азия XIII. Провинция Крит-Киренаика VII. Борьба церкви с императорским культом Глава вторая. Соборы I. Исторический очерк развития епископской должности II. Соборы для избрания епископа III. Происхождение регулярных соборов IV. Христианские соборы II и III веков V. Устройство соборов VI. Делопроизводство собора Глава третья. Митрополиты в первые три века христианства I. Развитие власти митрополитов II. Римский епископ III. Александрийский епископ IV. Развитие митрополичей власти в Антиохии и на востоке Глава четвертая. Институт митрополитов по канонам никейского собора 325 г. I. Новое провинциальное деление Римской империи и административные реформы Диоклетиана II. Никейский собор и церковно-провинциальное устройство Восточно-Римской империи III. Канон шестой никейского собора 325 года IV. Канон седьмой первого вселенского никейского собора     Предисловие Цель этой работы чисто научная. С этой точки зрения появление ее не нуждается в оправдании. Несмотря на обилие источников в русской науке церковного права доселе не существовало сочинения, посвященного истории развития церковно-правительственной власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Дворцовая площадь. Фотография. Ок. 1900 г. [франц. Bordeaux; лат. Burdigala], г. в Юго-Зап. Франции (адм. центр деп. Жиронда), центр архиеп-ства, порт на р. Гаронна. В III в. до Р. Х. на этом месте существовало поселение Бурдигала, основанное галльским племенем битуриги вибиски (вивиски); в 56 г. до Р. Х. оно, как и большинство племен Галлии, было покорено Юлием Цезарем и включено в состав Римского гос-ва; после адм. реформы, проведенной рим. имп. Августом, территория битуригов вошла в состав пров. Аквитания. В письменных источниках Б. упоминается ок. 18 г. по Р. Х. как Бурдигала (греч. Βουρδγαλα), торговый порт (эмпорий) битуригов ( Strabo. Geogr. IV 2). Благодаря выгодному расположению город быстро рос и к нач. III в. по Р. Х. стал одной из крупнейших городских общин (civitas) Галлии с 60-тысячным населением. 1-я пол. III в. является временем наивысшего экономического расцвета Бурдигалы, ставшей одним из центров виноделия в империи. Во время опустошения Галлии герм. племенами (276) город был разграблен и сожжен, однако вскоре возродился и уже в нач. IV в. вновь достиг процветания. Христианская Церковь в Б. до кон. XI в. Местное предание, восходящее к XI-XIII вв., связывает начало христ. проповеди в Б. с именем ученика апостолов св. Марциала и называет первым бурдигальским епископом св. Ферма . Согласно Григорию Турскому, св. Марциал жил в сер. III в. и был первым епископом Лемовикским (совр. Лимож); о св. Ферме древние источники вообще не упоминают. Самым ранним свидетельством присутствия христианства в Б. является саркофаг Домиции, содержащий христ. эпитафию (ок. 260). К тому же времени относятся граффити с изображением монограммы Христа. Судя по малочисленности христ. памятников в Б. до IV в., христианство проникло сюда лишь к сер. III в. Римский амфитеатр. III в. Римский амфитеатр. III в. План города во времена римлян Со 2-й пол. IV в. кафедра Б. получает статус столицы церковной митрополии в пров.

http://pravenc.ru/text/153113.html

А. Л. Дворкин Скачать epub pdf Содержание Предисловие Предисловие ко второму изданию I. Предмет истории Церкви II. Понятие об исторических источниках III. Две родины Церкви I. Начало Церкви II. Мужи апостольские. Церковное устройство III. Гонения V. Апологеты VI. Гностицизм VII. Священномученик Ириней Лионский VIII. Судьба иудаизма IX. Рост Церкви X. Распространение христианства XI. Монтанизм XII. Первые церковные разделения. Богословские споры. Новые ереси и расколы XIII. Тертуллиан XIV. Гонение Декия. Священномученик Киприан Карфагенский XV. Александрийская Церковь. Св. Климент Александрийский XVI. Ориген. Александрийская и антиохийская школы христианской мысли XVII. Великое гонение Диоклетиана и Галерия I. Император Константин и христианство II. Первый Вселенский Собор в Никее III. Арианские споры после Никейского Собора (1) IV. Юлиан Отступник V. Арианские споры после Никейского Собора (2) VI. После II Вселенского Собора VII. Христианство и Рим VIII. Монашество, аскетическая литература, блж. Иероним IX. Свт. Иоанн Златоуст X. Блаженный Августин XI. Послание апостола Павла к Римлянам, 5в понимании св. Иоанна Златоуста и блж. Августина XII. Третий Вселенский Собор XIII. Разбойничий собор XIV. Халкидонский Собор XV. Церковь и общество после обращения Константина XVI. Церковь: устройство и богослужение XVII. Распространение христианства на Востоке XVIII. Распространение христианства на Западе XIX. Папа Лев Великий и развитие идеи папского верховенства XX. Монофизитские споры после Халкидонского Собора XXI. Эпоха императора Юстиниана XXII. Христианский Восток после Юстиниана XXIII. Свт. Григорий Великий и период «Византийского папства» XXIV. Император Ираклий. Персидские войны и зарождение ислама XXV. Моноэнергизм и монофелизм. Свт. Софроний Иерусалимский. Преп. Максим Исповедник. VI Вселенский Собор XXVI. Юстиниан II и Пято-Шестой (Трулльский) Собор XXVII. Первый период иконоборчества и собор Константина Копронима. Преп. Иоанн Дамаскин XXVIII. VII Вселенский Собор и второй период иконоборчества.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРОЗИЯ [Мароция; уменьшительное от Мария; лат. Marozia, Marotia, Marocia] (ок. 892 - между 932 и 937), представительница знатного рим. рода Феофилактов, оказывала значительное влияние на политику Римских пап в 20-30-х гг. X в. Отец М.- Феофилакт, гр. Тускуланский († ок. 925). В понтификат Сергия III (904-911), с к-рым он, возможно, состоял в родстве, Феофилакт был вестарарием (vestararius), т. е. хранителем папской ризницы и казны, и военачальником (magister militum); с 905 г. сенатор. Мать М., Феодора Старшая, вероятно, происходила из римской аристократической семьи; согласно другой версии, была дочерью Тосканского маркгр. Адальберта I († после 884). Феодора считается первой из «блудниц», оказывавших влияние на Римских понтификов в период т. н. порнократии. Как свидетельствует в «Антаподосисе» Лиутпранд Кремонский , состоя в браке с Феофилактом, Феодора вступила в связь с буд. папой Иоанном Х (914-928), к-рый занял при ее поддержке кафедру Равенны, а позднее был избран на Римский престол. Тем не менее образ Феодоры, содержащийся в др. источниках, далек от представления о нечестивой развратнице. В частности, мон. Евгений Вульгарий в одном из писем характеризует ее как «святейшую и возлюбленную Богом почтенную матрону» (sanctissima et Deo amata venerabilis matrona). Сестра М.- Феодора Младшая († ок. 950), основательница рода Кресценциев, мать папы Римского Иоанна XIII (965-972). Братья М. умерли в раннем возрасте. Лиутпранд Кремонский обвинял М. и ее сестру в том, что они унаследовали от матери склонность к разврату. Версия Лиутпранда, согласно к-рой М. состояла в добрачной связи с папой Римским Сергием III и родила от него буд. папу Римского Иоанна XI (931-936), оспаривается частью исследователей как безосновательная, однако находит подтверждение в сочинениях Флодоарда Реймсского . В редакции Liber Pontificalis , подготовленной кард. Пандульфом († после 1138), сообщается лишь о том, что Сергий III был отцом Иоанна XI (LP. T. 2. P. 243). Согласно др. версии, Иоанн XI был сыном М. от 1-го мужа, маркгр. Камерино и Сполето Альберика I († после 917). Этот брак был заключен для укрепления союза Феофилакта и Альберика. Сама М. во время замужества не принимала активного участия в политической жизни. Известно, что в этом браке она родила 3 сыновей (Альберика II, ставшего впосл. светским правителем Рима, а также Константина и Сергия) и дочь Берту; возможно, у М. и Альберика I была еще одна дочь. Сообщение хрониста Бенедикта из мон-ря св. Андрея на горе Соратте о том, что Альберик II был рожден от добрачной связи Альберика I и М., не подтверждается др. авторами.

http://pravenc.ru/text/2562380.html

Кор. Малькольм III и католич. св. Маргарита Шотландская. Миниатюра из гербовника Марии Стюарт. 1562 г. (Национальная б-ка Шотландии; Adv. 31. 42. Fol. 5r) Житие М. (BHL, N 5325) было составлено ок. 1100-1107 гг. Турготом († 1115), монахом, затем приором (с 1087) кафедрального собора в Дареме и впосл. епископом Сент-Андруса (1107-1115). Тургот лично знал М., неоднократно бывал при шотл. королевском дворе и работал над Житием по заказу Матильды (Эдиты; † 1118), дочери М. и жены англ. кор. Генриха I (1100-1135). Житие сохранилось в 2 редакциях, существенно различающихся между собой. Первая редакция представлена в единственной рукописи Lond. Brit. Lib. Cotton. Tiberius D.iii (кон. XII или нач. XIII в.; в 1731 сильно повреждена при пожаре; изд.: Symeonis Dunelmensis Opera. 1868. P. 234-266). По др., утраченному ныне списку из б-ки цистерцианского мон-ря Восель в Нормандии Житие М. было издано болландистом Д. ван Папебруком в «Acta Sanctorum» (ActaSS. Iun. T. 2. P. 328-335). Пространная редакция Жития представлена в рукописи из шотл. бенедиктинского мон-ря Данфермлин , созданной между 1460 и 1488 гг. (Matrit. Palac. R. II 2097; изд.: Keene. 2013. P. 135-221). В пространной редакции Жития, создававшейся, по-видимому, в неск. этапов на протяжении XIII в. (подробнее см.: Taylor. 2010), приведена подробная версия генеалогии М., частично основанная на «Генеалогии английских королей» Элреда, аббата цистерцианского мон-ря Риво. В этой редакции добавлены также рассказы о правовых реформах, проведенных кор. Малькольмом III по настоянию М., сведения об обстоятельствах гибели Малькольма и др. (сопоставление версий см.: Keene. 2013. P. 81-93, 136-221). Сокращенная редакция Жития (BHL, N 5326) входит в состав агиографического сб. «Sanctilogium Angliae, Walliae, Scotiae et Hiberniae» Иоанна из Тайнмута (нач. XIV в.). Важные сведения о происхождении и жизни М. приводятся в Англосаксонской хронике, особенно в т. н. рукописи D, в к-рую в кон. XI в., вероятно в Дареме, был добавлен рассказ о происхождении М. и ее браке с Малькольмом III, частично имеющий стихотворную форму ( Bredehoft. 2010). М. уделяли достаточно много внимания англ. и нормандские хронисты XII в.: Симеон Даремский, Уильям из Малмсбери, Ордерик Виталий, Генрих Хантингдонский, Жоффруа Гаймар, Элред из Риво.

http://pravenc.ru/text/2561964.html

Содержание Предисловие Св. Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, его труды и учение об исихии I. Св. Григорий Палама как мистик и исихаст (вступительная общая характеристика) II. Св. Григорий Палама при свете научно-литературных данных о жизни его и учении III. Жизнь и труды св. Григория Паламы до собора 1341 г. IV. Исихия, сущность ее и оценка св. Григорием Паламой и Варлаамом V. Учение св. Григория Паламы о сущности и действиях Божества и воззрения Варлаама по тому же вопросу VI. Жизнь и деяния св. Григория Паламы от собора 1341 г. до его кончины (†1360 г.) VII. Творения св. Григория Паламы – догматические и полемические VIII. Творения св. Григория Паламы – нравоучительного содержания IX. Творения св. Григория естественнонаучного содержания, гомилетического характера и иные X. Критические замечания Никифор Влеммид, византийский ученый и церковный деятель XIII века Церковная политика византийского императора Исаака II Ангела I II Приложение. Афонское монашество в его прошлом и современном состоянии I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX     Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси... Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего... и Духом Владычним утверди мя... Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Пс.50:8, 10–14     Свт. Григорий Палама , архиепископ Фессалоникийский, его труды и учение об исихии Никифор Влеммид, византийский ученый и церковный деятель XIII в. Церковная политика византийского императора Исаака II Ангела Вступительная статья А. В. Маркидонова Имя и труды выдающегося русского историка Церкви и канонического права, профессора Санкт-Петербургской Духовной академии Ивана Ивановича Соколова (1865–1939) уже достаточно хорошо известны современному российскому читателю. В настоящий том сочинений вошли одни из лучших его византологических работ по истории поздней Византии – этюды о свт. Григории Паламе , Никофире Влеммиде и императоре Исааке II Ангеле. Все эти исследования позволяют нам новыми глазами посмотреть на многие знакомые явления и имена византийской истории – судьбы афонских монахов-исихастов XIV в. во главе со свт. Григорием Паламой , место исихии в православной восточной аскетической практике, необычайная судьба монаха, ученого и богослова Никифора Влеммида, взаимоотношения Церкви и государства в церковной политике императора Исаака II Ангела и многое другое. В качестве приложения помещена статья об афонском монашестве в его прошлом и настоящем (до нач. XX в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 История. 7 класс   ЭКЗАМЕН по ИСТОРИИ История Средних веков   1.      Великое переселение народов. Падение Западной римской империи . 4.      Крестовые походы: причины, I Крестовый поход. 5.      Крестовые походы: IV Крестовый поход, последние крестовые походы и их результаты. 6.      Англия в XI - XIII вв. Возникновение парламента. 7.      Франция в XI - XIII вв. Укрепление королевской власти. 8.      Столетняя война между Англией и Францией. 9.      Завоевания турок-османов. Падение Византии. История Нового времени 10.            Великие географические открытия. Завоевание Америки. 11.            Реформация: причины, возникновение лютеранства, кальвинизма и англиканства и области их распространения. 12.            Английская революция XVII в. История России 1.      Образование государства у восточных славян. Первые князья: Олег, Игорь, Ольга, Святослав. 2.      Русь в правление Владимира Святого. Крещение Руси. 3.      Русь в правление Ярослава Мудрого. Русская Правда. 4.      Феодальная раздробленность на Руси. Ростово-Суздальское княжество. 5.      Монголы. Нашествие Батыя. 6.      Возвышение Москвы. Иван Калита. Дмитрий Донской. Куликовская битва. 7.      Образование единого русского государства при Иване III. Конец монгольского ига. 8.      Детство и юность Ивана IV Грозного. Реформы Избранной Рады. Опричнина. 9.      Причины Смуты нач. XVII в. Обзор важнейших событий Смуты. 10.            Правление Алексея Михайловича Романова. Бунташный век. Соборное Уложение. 11.            Русская Православная Церковь в XVII в. Раскол. 12.            Внешняя политика Петра I . Северная война.   Ответы к билетам по истории Средних веков для 7 класса    1. (Брандт, § 2,3) Великое переселение народов. Падение Западной Римской империи. ПЛАН ОТВЕТА: 1) Германцы, расселение, быт и нравы. 2) Германцы и Римская империя во II - III вв. ( граница по рекам Рейн и Дунай, лимес – система римских укреплений)

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/li...

[Румын. Constana; греч. Τμοι, Τμις; тур. Küstence, Кюстендже], город в вост. части Румынии, в Добрудже, на побережье Чёрного м.; важный культурный и церковно-адм. центр Византийской империи, Первого и Второго Болгарских царств. К. основан предположительно в 657 г. до Р. Х. ионийскими греками из Милета (совр. Турция) для торговли с гетами. Упоминается с III в. до Р. Х. в связи с военным конфликтом Византии и Истрии. В 29 г. до Р. Х. завоеван римлянами, к-рые сохранили греч. название Томы (Томис). В 8-17 гг. по Р. Х. в К. находился в ссылке и умер рим. поэт Овидий, к-рый написал здесь 4 книги посланий (Epistulae ex Ponto, ок. 11-12 гг.). С 46 г. город вошел в состав пров. Н. Мёзия. В III в. сильно пострадал от готов. При имп. Диоклетиане - столица рим. пров. М. Скифия. С кон. III в. центр Скифской епархии К-польской Православной Церкви (с ок. 380 - Томисской архиепархии; в VI и X-XI вв.- митрополии Томиса; в XIII-XIV вв.- архиепархии Вичина). Период расцвета пришелся на правление имп. Константина I Великого (306-337). При имп. Констанции II (337-361) был отстроен новый квартал, названный в честь него Константиниана (по другой версии, в честь Флавии Юлии Констанции, сестры имп. Константина I); по названию этого квартала впосл. стали именовать весь город (упом. с 950). С 395 г. вместе с обл. Добруджа К. перешла под власть Византии. Захвачена и разрушена аварами (597-598). После разгрома визант. имп. Константина IV ханом Аспарухом (681) вошла в состав Первого Болгарского царства. В 977 г. отвоевана византийским имп. Иоанном I Цимисхием (969-976). Ок. 1186 г. К. находилась под властью Второго Болгарского царства. В XIII в. в городе основана генуэзская торговая колония. В XIV в. К. принадлежала Добруджанскому княжеству; в кон. XIV - нач. XV в.- княжеству Валахия (при господаре Мирче I Старом, 1386-1418). Ок. 1418 г. К. находилась под властью Османской империи. В кон. XVIII в. сюда переселились многие крымские татары, греки, болгары, которые составили большую часть населения К. По результатам Берлинского конгресса в 1878 г. К. передана Румынии вместе с Сев. Добруджей.

http://pravenc.ru/text/2057128.html

Скачать epub pdf Содержание От издательства Вместо предисловия Том I Глава I. До войны. Мое назначение на должность Протопресвитера. Первые встречи с высочайшими особами. Глава II. Сибирь, Туркестан, Кавказ, Ставрополь, Кубань. Наблюдения и впечатления. Глава III. Распутинщина при дворе Глава IV. Накануне войны Глава V. Русская армия в предвоенное время Глава VI. Ставка Глава VII. Верховный Главнокомандующий Глава VIII. Первые победы и первые поражения Глава IX. На Юго-западном фронте. Воссоединение галицийских униатов Глава X. Первый приезд Государя в Ставку Глава XI. Варшавские администраторы Глава XII. В Ставке Верховного Главнокомандующего Глава XIII. Наши главнокомандующие Глава XIV. Виновные. Поездка к епископу Гермогену Глава XV. Смена министров Глава XVI. Последние дни Барановичской Ставки. Увольнение Верховного Глава XVII. Царская Ставка Глава XVIII. Царский быт в Ставке. Государь и его наследник Глава XIX. Церковные дела. Тобольский скандал. Митрополит Питирим и обер-прокурор А. Н. Волжин Глава XX. Генералы: Алексеев, Куропаткин. Военный Совет в Ставке. Отставка генерал-адъютанта Иванова Том II Глава I. Поход против Распутина Глава II. Церковное дело в Галиции в 1916–1917 гг. Глава III. На верхах. Новые назначения. Польский вопрос Глава III. На верхах. Новые назначения. Польский вопрос. Глава IV. Деятельность военного духовенства в Великой войне Глава V. Случайные разговоры и встречи Глава VI. Полтора года в Св. Синоде Полтора года в Св. Синоде. (Продолжение). Глава VII. Поездка на Кавказский фронт ГлabaVIII. Царю говорят правду Глава IX. Девятый вал. Конец Распутина Глава Х. Перед революцией Глава XI. Царь и царица в заточении Глава XII. Добровольческая армия. В Добровольческой Армии Церковное дело. Собор в Ставрополе. Высшее Церковное Управление Временное Высшее Церковное Управление Недуги Добровольческой Армии Деятельность Временного Высшего Церковного Управления на ю. в. России Закат Добровольческой Армии     От издательства Жизнь, личность и судьба отца Георгия Шавельского представляет на редкость единое целое. Поскольку свои воспоминания о. Георгий начинает только с 1911 г., когда он получил назначение на пост Протопресвитера военного и морского духовенства, Издательство им. Чехова испытывает живейшую потребность дать читателям более полное представление о жизни этого незаурядного человека и выдающегося священнослужителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Александр Аннинский История Армянской Церкви (до XIX века) Определением Святейшего Синода, от 29/30 апреля 1898 г., сочинение это в рукописи удостоено почетного отзыва, после того автором исправлено и дополнено. Содержание Предисловие Период предварительный I. Армяне пред принятием христианства Первый период II. Обращение армян в христианство и устроение армянской церкви III. Армянская церковь при первых преемниках св. Григория IV. Архиепископ Нерсес I. Усиление власти главного армянского епископа в ущерб царской и проявление стремлений к церковной независимости V. Прекращение обычая ходить в Кесарию за посвящением в арм. патриархи и положении арм. церкви в первое время после этого VII. Армянская церковь в смутную пору второй половины V века VIII. Общий взгляд на состояние внутренней жизни армянской церкви в первый период Второй период IX. Отделение армянской церкви от вселенской X. Первое столетие после отделения армянской церкви. Разделение в Армении по поводу собора 527 г. и усилия армянских католикосов привлечь к этому собору несогласных XI. Католикос грузинский Кирон и отделение грузин от общения с армянами XII. Стеснение православной партии в Армении после смерти имп. Маврикия и усиление ее после побед Ираклия над персами. Первое соединение армянской церкви с греческой XIII. Армяне по вине императоров отступают от унии. Вторичное принятие ими халкидонского собора XIV. Армянская церковь после Нерсеса III до кат. Иоанна Отцнийского XV. Католикос Иоанн IV Отцнийский XVII. Общий очерк внутренней организации армянской церкви Третий период XVIII. Армянская церковь после восстановления Армянского царства. Патриаршествование кат. Захарии. Новая попытка к примирению церквей XIX. Преемники кат. Захарии: Георгий II, Маштоц, Иоанн Историк, Стефан II, Феодор I XX. Католикос Анания Моккский XXI. Католикосы Ваган, Стефан III и Хачик I XXII. Католикосы Саркис, Петр и Хачик II Четвертый период XXIII. Армяне приходят в ближайшее соприкосновение с западными христианами XXIV. Григорий III и Нерсес Благодатный XXV.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010