Находясь в Риме, святой Константин, в чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с именем Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 года, равноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42 лет. Перед смертью он говорил брату: «Мы с тобой как дружная пара волов вели одну борозду; я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору». Папа приказал положить мощи святого Кирилла в церкви святого Климента, где от них стали совершаться чудеса. После кончины святого Кирилла папа, следуя просьбе славянского князя Коцела, послал святого Мефодия в Паннонию, рукоположив его во архиепископа Моравии и Паннонии, на древний престол святого апостола Антродина. При этом Мефодию немало приходилось переносить неприятностей от инославных миссионеров, но он продолжал Евангельскую проповедь среди славян и крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу (память 16 сентября), а также одного из польских князей. В последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик). Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет. Отпевание святителя было совершено на трех языках — славянском, греческом и латинском; он был погребен в соборной церкви Велеграда — столицы Моравии. К лику святых равноапостольные Кирилл и Мефодий причислены в древности. В Русской Православной Церкви память равноапостольных просветителей славян чествуется с XI века. Древнейшие службы святым, дошедшие до нашего времени, относятся к XIII веку. Торжественное празднование памяти святых первосвятителей равноапостольных Кирилла и Мефодия было установлено в Русской Церкви в 1863 году. В Иконописном подлиннике под 11 мая сказано: «Преподобных отец наших Мефодия и Константина, нареченного Кирилла, епископов Моравских, учителей Словенских. Мефодий — подобием стар, власы седы, брада долга аки Власиева, ризы святительские и омофор, в руках Евангелие. Константин — ризы преподобнические и в схиме, в руках книга, а в ней написана русская азбука А, Б, В, Г, Д и прочие слова (буквы) все по ряду...».

http://pravicon.com/info-2680

В короткое время святой Константин со своими учениками перевел церковное чинопоследование и ввел в обиход все богослужения по уставу. Этим было положено начало образованию самостоятельных славянских Церквей. Но враги дела просвещения славян продолжали им препятствовать: они донесли на святых Кирилла и Мефодия папе римскому Николаю I, обвинив их в ереси. Папа вызвал святых братьев в Рим; взяв с собою часть мощей священномученика Климента, они отправились в новое путешествие, очень неблагоприятное для здоровья святого Константина. Путь их лежал через славянские земли. В Паннонии, по просьбе князя Коцела, они обучили его и 50 юношей славянской азбуке. При прощании князь хотел одарить святых проповедников. Но они не пожелали взять от Коцела так же, как и от Ростислава Моравского, ни серебра, ни золота. Евангельское слово они проповедовали безвозмездно и только испросили свободу у обоих для 900 греческих пленников. В Венеции братья сделали еще одну остановку. Там святой Константин снова вел горячие споры с «трехъязычниками». Он доказывал право каждого народа на свою письменность и ссылался на Священное Писание и опыт ряда народов (армян, персов, грузин, готов, аваров, хазар, арабов, сирийцев и др.), издавна имевших свою письменность. Перед прибытием святых в Рим умер папа Николай I. Новый папа Адриан II был настроен к святым братьям дружелюбно и встретил их торжественно, тем более, что они несли мощи священномученика Климента. Папа Адриан II признал славянский язык в Священном Писании и литургии, однако отпускать братьев для дальнейшей проповеди в славянские земли не спешил. Постоянные усиленные ученые занятия св. Константин с самых ранних лет его жизни рано ослабили его телесные силы, и без того не очень крепкие; апостольские труды среди славян и долгие путешествия еще более расстроили их. В Риме он скоро почувствовал в себе болезнь уже смертную. Через 50 дней по пострижении в схиму он почувствовал, что уже приспело время отшествия от сей жизни. Он мирно отошел ко Господу на 42 году своей жизни в 14 день февраля 869 года. Память равноапостольного Кирилла отмечается также 11/24 мая вместе с памятью святого брата Мефодия. © Православная классическая гимназия " Радонеж " , 2000-2024. При использовании материалов обязательна ссылка на сайт гимназии: www.gymnasia-radonezh.ru 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/ol...

Век IX 1 . Св. КИРИЛЛ, до монашества именовавшийся Константин, Епископ Моравский, учитель Славянский, преставился в 6377, от Р. Х. 869 году, Февраля 14. Смотри Пролог и Месяцесловы Февраля 14 и Четьи Минеи Февраля 14 и Мая 11. 2 . Св. МЕФОДИЙ, Епископ Моравский, учитель Славянский, брат вышеупомянутого, преставился в 888 году, Мая 11. Смотри Пролог и Четьи Минеи Мая 11 и Месяцеслов Киевский. Примечание. Сии первые два Святые не в РОССИЙСКОЙ Церкви прославились, но за обращение единоплеменных России народов Славянских, почитаются и в России, а потому и внесены в Пролог и Четь Минею, в Греческих же Месяцесловах не находятся. 3 . Св. ОЛЬГА, Великая Княгиня Российская, преставилась в 6477 году, или от Р. Х. в 969 году, Июля 11, в который Церковь и память её совершает. Св. мощи её почивают в Киеве в Десятинной церкви. Смотри Пролог и Четьи Минеи и Месяцесловы Июля 11. Век Х 1 . Св. ФЕОДОР Варяг, мученик Киевский, и 2 . ИОАНН сын его, преставились страдальчески в X веке, Июля 12; где же погребены тела их, того неизвестно. Смотри Пролог и Четьи Минеи Июля 12. 3 . Св. МИХАИЛ, первый Митрополит Всероссийский, преставился в 992 году, Сентября 30, в который церковь и память его совершает. Святые же мощи его почивают в Киеве. Смотри Месяцесловы Сентября 30. 4 . Преп. ИЕРЕМИЯ, прозорливый, Печерский, преставился 5 Октября. Святые мощи его почивают в пещерах преп. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею Октября 5. 5 . Св. ЛЕОНИЙ, Епископ Ростовский, преставился в 993 году. Св. мощи его обретены в 1164 году, Мая 23, и почивают в приделе соборной церкви под спудом. Церковь память его совершает Мая 23. Смотри Месяцесловы Московский и Киевский, Пролог и Четь Минею Июля 23. Век XI 1 . Пр. АВРААМИЙ, Архимандрит Ростовского Богоявленского монастыря, преставился в 1010 году, Октября 29. Св. мощи его почивают в оном монастыре. Церковь память его совершает Октября 29. Смотри Месяцесловы Московский и Киевский, Пролог и Четь Минею Октября 29. 2 . Св. БОРИС, Князь Российский, во св. крещении РОМАН, преставился страдальчески в 1015 году, Июля 24. Св. мощи его почивают в Вышгороде в каменной церкви. Церковь память его совершает Июля 24 и Мая 2. Смотри Месяцесловы Московский и Киевский Июля 24, Пролог и Четь Минею Мая 2 и Июля 24.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Житие преподобного отца нашего Авксентия Феодосий Младший царствовал от 408 до 450 года. преподобного Маркиана — 10 января. его 28 ноября. Комитами назывались первоначально спутники высшей чиновной особы в провинции, а позднее спутники императоров, составлявшие их приближеннейшую свиту. Со времен Константина Великого это наименование стало титулом всех придворных и государственных чинов, хотя бы они и не принадлежали к императорской свите. Вселенский собор происходил в 451 году. Симеон Столпник скончался в 459 году; память его — 1 сентября. Авксентий скончался в царствование Льва Великого, около 470 года. < >< back 1) > < >< back 2) > < >< back 3) > < >< back 4) > < >< back 1) > < >< back 2) > < >< back 3) > < >< back 1) > < >< back 2) > < >< back 3) > < >< back 1) > < >< back 2) > < >< back) > Память преподобного Марона эта находилась недалеко от города Кирра в Сирии, на два дня пути от Антиохии в Евфратской епархии. в IV веке. — Ученики Марона были: Иаков Отшельник — 26 ноября, Лимний — 22 февраля, Домнина — 1 марта. 14 февраля 869 года. (Житие его — под 11 числом мая, когда он вторично воспоминается вместе с братом своим Мефодием). Память святого Авраама, епископа Каррийского Великий царствовал с 379 по 395 год. Он управлял восточною частью римской империи. Кипр находится в восточной части Средиземного моря; это — гористый, в древности весьма плодородный остров. Во время благовестнических путешествий Апостола Павла о. Кипр первый удостоился слышать его и Варнаву (Деян. 13: 4–12). С 16-го века остров находится во власти турок. горная цепь тянется по берегу Средиземного моря от северных границ Палестины на север. Карр находился в Месопотамии в верховьях реки Евфрата, на берегу одного из его притоков (Ховаре), несколько южнее города Едесы. Фeoдocuй II Младший царствовал от 408 до 450 года. Житие и страдание святого апостола Онисима, одного из лика семидесяти город в юго-западной части Фригии, области Малой Азии, при реке Ликусе, близ Лаодикии и Иераполя. В 10-й год царствование Нерона (64-й г. по Р. Х.) Колоссы были разрушены землетрясением; после снова были выстроены, но уже никогда не достигали прежней славы. Впоследствии город назывался Хоны. Ныне это небольшая деревенька на одном из склонов горы Хонас, при которой сохранились еще развалины древнего города. Одно из посланий св. Ап. Павла написано к жителям этого города.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Память свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия (11 мая) 39. Уроки из их жизни Святые Кирилл (в мире Константин) и Мефодий, память коих совершается ныне, были дети Льва, солунского вельможи, славянина, получившого высокое образование у греков. Мать их звали Мариею. Старший из братьев, Мефодий, сперва правил славянскою областию близ Солуни, а потом удалился в малую Азию, на гору Олимп, для подвигов благочестия. Кирилл учился сначала дома, потом в Царьграде, вместе с юным императором Михаилом, у знаменитого мужа Фотия, бывшого впоследствии патриархом. За обширныя познания его прозвали философом. Окончив учение, Кирилл сперва был книгохранителем при Софийском храме, потом преподавал философию. Но мир его не привязывал к себе, и скоро Кирилл, оставив все свои мирския занятия, поселился с братом на Олимпе. Борис, или Богорис, царь болгарский, пожелал принять Христову веру, к чему убеждала его сестра, жившая несколько времени в Царьграде. К Борису послан был Мефодий. Показав Борису картину страшного суда и изобразив ему блаженство праведных и муки грешников, Мефодий убедил его сделаться христианином. Потом и другие славянские князья захотели услышать Евангелие не на латинском языке, на котором проповедывали им латинские и немецкие епископы, а на славянском. Это были князья моравские – Святополк и Ростислав, и Коцел, князь паннонский. К ним посланы были Кирилл и Мефодий, как знавшие славянский язык. Желая, чтобы дело было прочно, Кирилл не хотел довольствоваться одною устною проповедью, а задумал изобресть славянскую азбуку. После усердного поста и молитвы он составил азбуку и стал переводить Евангелие с греческого языка на славянский. Четыре с половиною года трудились братия в Моравии и Паннонии и призывали народ к познанию Бога истинного. Кирилл перевел на славянский язык Евангелие, Псалтирь, многия чтения из ветхого завета, литургию и богослужебный чин. Но проповедь святых братьев причинила им много бедствий. Латинские епископы пожаловались папе Николаю на учителей славян, что они отдаляют славян от власти римского папы. Кирилл и Мефодий, повинуясь папе или патриарху, тогда еще не отделившемуся от вселенской Церкви, отправились в Рим, взяв с собою часть мощей святого Климента. Но в Риме был уже другой папа, Адриан 2-й. Желая мира церковного, он принял проповедников милостиво, оказал подобающую честь мощам св. Климента, перенес их в храм, сооруженный в память св. Климента, принял из рук Кирилла и Мефодия славянский перевод священных книг, и позволил в некоторых церквах Рима отслужить обедни, отчасти на латинском, отчасти на славянском языке. В Риме Кирилл от безпрестанных изнурительных трудов тяжко заболел; пред кончиною он принял схиму и, пред смертию, завещал Мефодию – не оставлять дела просвещения славян, молил Господа не оставить просвещенных христианскою верою славян и соединить их в православии и единомыслии. Кирилл скончался, на 42-м гору жизни, 14-го февраля 869 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Кроме того, подземная церковь богата стенной живописью, относящейся к IV-XI векам. Помимо своей древности, нижняя базилика Климентова священна для нас, русских, потому, что она некогда служила местом упокоения св. равноапостольного Кирилла, первоучителя славянского (память 14 февр. и 11 мая, вместе с памятью равноапостольного брата его св. Мефодия). Святые братья Кирилл и Мефодий, просветители славян, были дети знатного и богатого греческого вельможи, по имени Лев, и супруги его Марии, живших в византийском городе Солуни. Они составили славянскую азбуку, перевели с греческого на славянский язык священные и богослужебные книги и ввели у славян богослужение на их родном языке, за что претерпели немало неприятностей от латинского духовенства. С целью, чтобы получить священников для новообращенных ими моравских христиан, а также найти управу на латинское духовенство, возбранявшее им совершать службу Божию на славянском языке, святые братья Кирилл и Мефодий прибыли в 867 г. в Рим к папе Адриану и принесли с собой часть мощей священномученика Климента, открытых в Херсонесе. Посвящение иереев для моравских христиан в первый день было совершено в Ватиканском соборе, где литургию пели на славянском языке; на другой день – в церкви преподобной Петрониллы и на третий день – в церкви св. апостола Андрея. Затем пели всенощное бдение на славянском языке в церкви св. апостола Павла (Basilica di San Paolo fuori le mura), a утром совершали литургию над святым гробом. В Риме св. Кирилл заболел и умер 14 февраля 869 г. Честное тело его по повелению папы Адриана было погребено с величайшими почестями в Ватиканском соборе, но затем по просьбе св. Мефодия оно было перенесено в церковь во имя св. Климента и положено по правую сторону алтаря, и прославилось здесь чудесами и исцелениями 49 . К прискорбию, впоследствии честные мощи св. Кирилла были сокрыты в неизвестном месте, а с течением времени и самое имя славянских первоучителей было забыто в Риме: утратилась даже память о месте, где именно были погребены мощи св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Изнуренный трудами и долгим путешествием, святой Кирилл тяжело заболел. Во время болезни Господь открыл ему о приближении смерти, и святой Кирилл принял схиму. Оставшиеся 50 дней своей жизни он посвятил покаянной молитве и беседам с учениками и братом, наставляя и поучая их, заповедав вернуться в славянские земли и завершить начатое дело. 14 февраля 869 года святой Кирилл предал душу свою Богу, прожив всего 42 года. Тело его погребли в церкви святого Климента в Риме. Память равноапостольного Кирилла отмечается также 11 мая вместе с памятью святого брата Мефодия. В иконографическом предании древних Церквей святой равноапостольный Кирилл изображается в святительских одеждах, как например на фреске XI века Софийского собора в Киеве, или фреске IX века в церкви святого Климента в Риме, где изображается посвящение святого Кирилла во епископа, или на миниатюре из Кенигсбергского списка летописи конца XV века. Эти факты свидетельствуют о том, что святой Кирилл был в сане епископа. Преподобнаго отца нашего Авксентия На Господи, воззвах: стихиры Октоиха 3, и святаго 3, глас 4. Подобен: Дал еси знамение: Возращение пощения показуя, Авксентие,/дарований прозябение от Бога приял еси:/лечити недуги,/демоны отгоняти,/призыванием Христовым вверен/и Духа, всеблаженне, Божественныя благодати/исполнився и силы./Ея ради, яве окормляемь,/в пристанище достигл еси. Благодатию исцелений и чудес обогатился еси,/очищься умом,/страстей бо недуги, и плоти мрак,/и треволнение оттрясл еси/и светло душевное соделал еси устроение./Отонудуже и возсиял еси в монашеских лицех,/моля Человеколюбца о восхваляющих тя. Возрастил еси талант, вверенный тебе, премудре,/богатно делав и сеяв со слезами,/в радости ныне, отче, жнеши,/многосугубную радость и утешение истинно пожиная./Яко имея дерзновение убо ко Владыце,/молися о поющих тя,/Богоносне Авксентие. Слава, глас 8: Анатолия: Чистая Духа Святаго мудрость,/всельшаяся в чистое сердце твое,/всеблаженне Авксентие, преподобне отче,/на духи лукавствия страшна тя гонителя показа,/и не токмо страшна, но и сокровенных недугов врача./Темже, дерзновение стяжав к Человеколюбцу Богу,/непрестанною молитвою твоею душевных страстей нас и телесных свободи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Начало.· «Приложи и се да будет ко предреченным еже об обретении честных мощей»; служба ему под 28 августа (548 об.–557); 25) апреля 26 – Стефану Пермскому (195– 202 об.); 26) мая 1 – пророку Иеремии (206–208 об.) и Пафнутию Боровскому (208 об.–214 об.); 27) мая 2 – Борису и Глебу (220–227); 28) мая 2 – Афанасию Великому (214 об.– 220); 29) мая 3 – мученикам Тимофею и Мавре (227–230 об.); 30) мая 3 – Феодосию Печерскому (230об.–240 об.); 31) мая 4 – мученице Пелагии (240 об.–243); 32) мая 5 – великомученице Ирине (243–246); 33) мая 6 – Иову праведному (246–249); 34) мая 7 – в воспоминание знамения, явльшагося на небеси честного Креста Господня в Иерусалиме и мученику Акакию (249–256); 35) мая 7 – Антонию Печерскому (256– 267); 36) мая 8 – Иоанну Богослову (267–279 об.); 37) мая 9 – пророку Исаии и священномученику Христофору (279 об.–283 об.); 38) мая 9 – Николаю чудотворцу (283 об.– 294); 39) мая 10 – апостолу Симону Зилоту (294–297); 40) мая 11 – священномученику Мокию (297–300); 41) мая 12 – Епифалию епископу Киярскому и Герману патриарху Константинопольскому (300–307 об.); 42) мая 13 – мученице Гликерии (307 об.–311); 43) мая 14 – мученику Исидору (311– 314 об.); 44) мая 14 – Исидору юродивому Христа ради Ростовскому (314 об.–323); 45) мая 16 – Пахомию Великому (323–327); 46) мая 15 – Евфросину Псковскому (327–338 об.); 47) мая 16 – Феодору Освященному, ученику Пахомиеву (338 об.–341 об.); 48) мая 16 – Исаии епископу Ростовскому (341 об.–347 об.); 49) мая 17 – апостолу Андронику (347 об.– 350 об.); 50) мая 16 – Ефрему Перекомскому (350 об.–356); 51) мая 18 – мученику Феодоту Анкирскому и семи мученицам; мученикам Петру, Дионисию и другим (356 – 361 об.); 52) мая 19 – священномученику Патрикию (361 об.– 366); 53) мая 20 – мученику Фалалею (366 об.–370); 54) мая 20 – Алексию митрополиту (370–382); 55) мая 21 – равноапостольным Константину и Елене (382–387); 56) мая 20 – Довмонту-Тимофею князю Псковскому (387–394); 57) мая 22 – мученику Василиску (394–397 об.); 58) мая 23 – Михаилу исповеднику, еписколу Синадскому (397 об.–400 об.); 59) мая 23 – Леонтию епископу Ростовскому (400 об.–410); 60) мая 24 – Симеону столпнику дивногорцу (410–416); 61) мая 25 – в воспоминание третьего обретения главы Иоанна Предтечи (416–423 об.); 62) мая 26 – апостолу Карпу и мученику Георгию новому в Средце Болгарском (424 – 434); 63) мая 27 – священномученику Ферапонту (434–437); 64) мая 28 – Никите архиепископу Халкидонскому и Игнатию епископу Ростовскому (445 об.– 452 об.); 65) мая 29 – мученице Феодосии (452 об.–456); 66) мая 30 – преподобному Исаакию Далматскому (456 об.– 459); 67) мая 31 – мученику Ермею (459–463); 68) июня 1 – Дионисию Глушицкому (463–472 об.); 69) июня 25 – князю Петру, в иночестве Давиду, и княгине Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромским (472 об

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ист.: Mansi. T. 16. Col. 13-179; Concilium Constantinopolitanum IV a. 869-870: (transl. latina). Turnhout, 2010. Лит.: Муравьев А. Н. Правда Вселенской Церкви о Римской и прочих патриарших кафедрах. СПб., 18492; Hergenr ö ther J. Photius, Patriarch von Konstantinopel: Sein Leben, seine Schriften und das griechische Schisma. Regensburg, 1867. Bd. 1; Иванцов-Платонов А. М., прот. К исследованиям о Фотии, патр. К-польском//ЖМНП. 1892. Ч. 281. Отд. 2. 5. С. 1-72; 6. С. 299-315; Grumel V. Un nouveau document sur la question photienne: La lettre intégrale d " Étienne V à Basile Ier//CIEB, 6. 1950. T. 1. P. 241-242; Огицкий Д. П. К-польские Соборы 869-870 и 879-880 гг. и церковная современность//ЖМП. 1969. 12. С. 62-66 (То же//ВРЗЕПЭ. 1969. 68. С. 218-227); Stephanou P. E. Deux conciles, deux ecclésiologies?: Les conciles de Constantinople en 869 et en 879//OCP. 1973. Vol. 39. N 2. P. 363-407; Palma M. Antigrafo/apografo: La formazione del testo latino degli atti del concilio costantinopolitano dell " 869-70//Il libro e il testo: Atti del conv. intern. Urbino, 1984. P. 307-335; Der Kampf um das Menschenbild: Das 8. Ökumenische Konzil von 869/870 und seine Folgen/Hrsg. H. H. Schöffler. Dornach, 1986; Лебедев А. П. Очерки внутренней истории Византийско-вост. Церкви в IX, X и XI вв./Ред.: М. А. Морозов. СПб., 1998. С. 85-89; он же. История К-польских соборов IX в./Ред.: М. А. Морозов. СПб., 2001. С. 85-188; Тамаркина И. В. Рассказ о К-польском Соборе 869/70 г. в «Житии патриарха Игнатия»: Проблема источника//КВНФ. 2000. Вып. 1. С. 29-33; Chadwick H. East and West: The Making of a Rift in the Church: From Apostolic Times until the Council of Florence. Oxf. etc., 2003. Собор 879-880 гг. Осуждение патриарха Фотия и его сторонников Собором 869-870 гг. не только не принесло примирения, но и еще более обострило церковные противоречия внутри Византийской империи между сторонниками свт. Фотия и вернувшегося на престол свт. Игнатия. Более того, та резкая форма, в к-рой была проведена отмена решений К. С. 867 г. и ультимативное требование письменного выражения лояльности к Риму (libellus satisfactionis) от всех епископов К-польской Церкви, вызвала недовольство не только «фотиан», но и умеренных «игнатиан». Массовое осуждение «приспешников» Фотия привело к извержению из сана огромного количества клириков (было осуждено ок. 200 епископов), так что начала ощущаться нехватка духовенства. Особенно остро встал вопрос с греческими миссионерами среди недавно крещенных болгар и «росов» (см. Аскольд и Дир ): они были отправлены на проповедь Фотием и теперь оказались под каноническим запретом.

http://pravenc.ru/text/2057126.html

616 См. выше (Cf. Mansi 184 D-E). Между прочим, епископы, каявшиеся перед собором 869 г. в своем общении с Фотием, заявляют в своем Libellus’e, что Фотий старался всех восточных патриархов привлечь на свою сторону и восстановить против Игнатия. Mansi 16, 39 C. 617 Собственно названы были александрийская и иерусалимская; но нужно разуметь и антиохийскую, так как именно относительно последней более точно известно, что она состояла в общении с Фотием. 622 Не только потому что Восток стоял в зависимости от К-поля, но в данном случае прежде всего потому, что Восток по спорным вопросам мог думать лишь так же, как Византия. 628 Если на собор 869 г. представитель антиохийской кафедры Фома Тирский заявлял, что на востоке никогда не признавали Фотия патриархом (Mansi 16, 35; 73; 341), то он говорил неправду. Это вынужден признать и Гергенрëтер (2:62). 629 ριστρχης (Φωτου, Λγοι κα μιλαι, τομ. Α, σελ. νδ, σημ. 14) на том основании, что апокрисиарии иерусалимской кафедры, присутствовавшие на соборе 869 г., явились в К-поле за два года до приезда туда же, 24 сентября 869 г., легатов папы Адриана II, заключает, что эти апокрисиарии были теми же лицами, которые принимали участие на соборе Фотия 867 г. – С заключением трудно согласиться: невероятно, чтобы правительство Василия и сами делегаты проявили такую степень беззастенчивости. 630 Можно думать, что и в 867 г. он проявил ту же осторожность, сдержанность и так, как и в 870 г., когда он писал Василию Макед., что малоосведомленный, он не решается разбираться в деле, но, приведя исторические примеры, когда кафедру занимали одновременно два лица, что наилучший путь решения – примирить интересы враждующих сторон (Mansi 16:145). 632 На это как будто указывает допрос, учиненный на 9 заседании собора 869 г. некоему Леонтию, в котором хотели видеть Александрийского делегата на соборе Фотия (Mansi 16:1551). 633 Если из Александрии приезжал не специальный уполномоченный, то сделать это было очень не трудно, задержав это лицо под теми или иными предлогами в Византии до отсылки п. Михаилу приглашения на собор 869 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010