И действительно, стоики, признававшие за существенными свойствами предмета реальное бытие, отрицали его по отношению къ случайнымъ свойствамъ и называли тоже безъипостасными. И уже Афанасий александрийский отметилъ сходство между савеллианскимъ учениемъ и стоицизмомъ въ воззрении на начало и конецъ монады — Божества. Изъ первобытия, по учению стоиковъ, возникаютъ различныя вещи по внутреннему закону и развивается целый миръ, поскольку Богъ и миръ есть одно и тоже (εκτειοις), но миръ не веченъ, первобытие поглотитъ материю, какъ свое собственное тело, постепенно вбирая миръ въ себя, пока все не возвратится въ первобытное состояние (ανστλη). Божество или первобытие останется въ своей первоначальной чистоте. Процессъ этого разрешения мира въ первобытие проходитъ темъ же постепеннымъ порядкомъ, въ какомъ миръ и возникалъ изъ него. Но после того, какъ все возвратится въ свое первобытное единство, и великий мировой годъ окончится, начнется образование новаго мира, который будетъ вполне тожественнымъ съ первымъ. Возможно, однако, что позднейшие стоики въ этомъ пункте держались техъ же воззрений, что и савеллиане. Уже самая комбинация μνας— λγος, наблюдаемая у савеллианъ, напоминаетъ стоическое учение ο Божестве—логосе. Оцениваемое съ богословской точки зрения, савеллианство въ его позднейшей форме представляетъ собой не только оригиналъное, но и прогрессивное явление. Въ первый разъ въ истории доникейской догматики была высказана мысль, что монада,самое существо Божества (τ ποκειμνον) во всехъ трехъ лицахъ Св. Троицы одно и то же и всегда пребываетъ неизменнымъ. Три лица суть его проявления, какъ энергии, предполагающия для себя одну силу и, что важнее всего, Богъ—Отецъ въ первый разъ ставится въ одну линию съ Богомъ—Сыномъ и Богомъ—Св. Духомъ и занимаетъ равное съ Ними положение. To же нужно сказать ο Св. Духе, который во всехъ другихъ богословскихъ системахъ до–никейскаго периода подчинялся Сыну. Взятое въ своихъ чистыхъ элементахъ, савеллианство предвосхитило окончательный результатъ, къ которому пришло церковное богословие после всехъ тринитарныхъ споровъ IV века.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

И слышавъ же сие король литовский Казимиръ, но якоже грядетъ к нему великий князь Борисъ въ сретение, но н боящеся кознй его ни лааниа, но хотяй гордыню его попрати милостию и его пречистыя матере молитвами. И король же повели воеводамъ своимъ порубежнымъ с воеводами великого князя Бориса Александровича мирствовати, и воеводы же великого князя Бориса с воеводами литовскыми начаша миръ соеждати. И доиде слово то и до великого князя Бориса, но якоже воеводы литовские со его воеводами миру хотяаше, и онъ же не токмо повели воеводамъ миръ взяти межи себя, но и еще и х королю посла свои послы; и король же с великою радостию миръ взя, и разидошася кыждо во своя си. Милостию Божиею и молитвами пречистыя Богоматери и здравиемъ государя нашего великого князя Бориса Александровича съблюдена бысть Тфрская земля от нахожениа онихъ. И мы же сице возопиемъ: «О, великий уме, о, промыслу людьскый! О, дивная и преславная дла: пастухъ молчитъ, а овци волковъ одолваютъ!» Но князь же великий Борисъ Александровичь против въоружашеся, а воеводы миръ взяша. Ни оружиемь бо прогнани волци, ни стрляны, и въ свояси возвратишася. Но сами заратишася и сами же вспять поидоша. Ни человческый глас на нихъ не глагола, но своя ихъ совсть обличааше. И воскор яко паучина преторжеся. А князь же великий Борисъ Александровичь акы жестокы камыкъ стояше неподвижно в дому Святого Спаса и въ своей отчине, в великомъ княжении Тфрскомъ. И мы же ему сице рцемъ: «Радуйся, новый страстотерпче, таковы бды подъя, ниже инъ никтоже! Радуйся, въин, иже онии волкы отгнавъ ни оружиемъ, ни стрлами, но великымъ своимъ разумомъ!» Но князь же великий Борисъ Александровичь хвалу въздая Богови и его пречистой матери и нача съвт съвщевати со своемъ епископомъ и со своими князьми и боляры, и да бы изгыбший градъ въставити. И вси иже людии с радостию совщашася. Но и малыми деньми той великий градъ поставленъ бысть, но и въси людие радостно ликоствуют, и глаголюще: «Многаа лта ти, великий князь Борисъ Александровичь! Но якоже остняеши грады, и остняетъ же тя самого Господь Исус Христосъ. Но понеже бо не видхомъ и в первая лта тако устроенна и украшенна великого града Тфри, но якоже и нын мы видимъ».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во всякомъ случае безспорно, что савеллиане не принимали вечнаго бытия лицъ Св. Троицы. Какъ свое начало каждое лицо получаетъ во времени, такъ оно должно и исчезнуть въ определенный моментъ мировой жизни. Миръ не можетъ быть веченъ, а потому, не вечно и откровение Бога въ немъ. Если πρσωπον Отца сменилось лицомъ Сына, то πρσωπον Духа уничтожится при конце мира, а вместе съ темъ уничтожается и Логосъ, т. — е., та сторона монады, которой она обращена къ миру. Какъ при захождении солнца вместе съ солнцемъ исчезаетъ и истекший изъ него лучъ, и какъ бы вбирается солнцемъ обратно въ себя, такъ съ уничтожениемъ мира и монада перестаетъ проявлять себя въ немъ и вберетъ обратно въ себя Логосъ, родившийся изъ нея ради мира и человека. Миръ прекратится и монада возвратится къ первоначальному безмолвию. Что будетъ дальше, неизвестно: будетъ ли монада вечно молчать или снова заговоритъ и придумаетъ другой миръ: сотворитъ ли этотъ миръ инымъ или уже бывший воспроизведетъ, — и такъ будетъ действовать безконечно. Несмотря на чисто христианский, повидимому, характеръ савеллианской системы, въ основе ея, какъ и стараго модализма, лежитъ стоицизмъ, съ его разработанной логикой. Монада есть ε υποκεμενον, остающееся всегда неизменнымъ и тожественнымъ себе. Формы или  πρσωπα,которыя это ιυποκεμενον принимаетъ въ отношении къ миру, относятся, очевидно, къ категории свойствъ, обозначаемыхъ какъ πς χων — это—случайныя качества υποκεμενον определяемыя чистовнешними обстоятельствами, «смотря по встречающейся нужде (καοττε παραπιπτονσας χρεας)» какъ выражается Василий Великий. Съ этой точки зрения система савеллианства въ ея позднейшемъ виде предста–вляется вполне понятною. Монада, единое Божество, какъ εν ποκεμενον, остается всегда тожественнымъ и неизменнымъ: те προωπα, въ которыхъ она проявляется для мира, суть лишь случайныя и не касающияся сущности ея формы бытия, зависящия отъ встречающейся нужды. Тотъ же Василий Великий ярко характеризуетъ значение лροσωπα—лицъ въ системе савеллианства, когда онъ называетъ ее «выдумкой безъ ипостасных лиц ννπστατος των προαπων νπλασις » .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Более же всего оное делать должно собственно для себя, чтоб приобрести мир душевный, по учению Псаломника, миръ многъ любящимъ законъ Твой, Господи (Пс. 118, 165). 9. О мире душевном Ничто лучше есть во Христе мира, в нем же разрушается всякая брань воздушных и земных духов: несть бо наша брань къ крови и плоти, но къ началомъ и ко властемъ и къ мipoдepжumeлeмъ тьмы века сего, къ духовомъ злобы поднебеснымъ (Ефес. 6, 12). Признак разумной души, когда человек погружает ум внутрь себя и имеет делание в сердце. Тогда благодать Божия приосеняет его, и он бывает в мирном устроении, а посредством сего и в премирном: в мирном, т. е. с совестью благою, в премирном же, ибо ум созерцает в себе благодать Св. Духа, по слову Божию: въ мире место Его (Пс. 75, 3). Можно ли, видя солнце чувственными очами, не радоваться? Но сколько радостнее бывает, когда ум видит внутренним оком Солнце правды Христа. Тогда воистину радуется радостью ангельскою; о сем и апостол сказал: наше жumie на небесехъ есть (Фил. 3, 20). Когда кто в мирном устроении ходит, тот как бы лжицею черпает духовные дары. Святые отцы, имея мирное устроение и будучи осеняемы благодатью Божией, жили долго. Когда человек придет в мирное устроение, тогда он может от себя и на других изливать свет просвещения разума; прежде же сего человеку надобно повторять сии слова Анны пророчицы: да не изыдетъ beлepeчie изъ устъ вашихъ (1 Цар. 2, 3), и слова Господни: лицемере, изми первее бревно изъ очесе твоего: и тогда узриши изъяти сучецъ изъ очесе брата твоего (Мф. 7, 5). Сей мир, как некое бесценное сокровище, оставил Господь наш Иисус Христос ученикам Своим пред смертью Своею, глаголя: миръ оставляю вамъ, миръ Мой даю Вамъ (Иоан. 14, 27). О нем также говорит и Апостол: и миръ Бoжiй, превосходяй всякъ умъ, да соблюдетъ сердца ваша и paзyмehiя ваша о Христе Иисусе (Фил. 4, 7). Если не вознерадит человек о потребностях мирских, то не может иметь мира души. Мир душевный приобретается скорбями. Писание говорит: проидохомъ сквозе огнь и воду и извелъ еси ны в покой (Пс. 65, 12). Хотящим угодить Богу путь лежит сквозь многие скорби.

http://zavet.ru/novo/duh/006.htm

Вторая цитата отправляет читателя к рассказу о путешествии апостола Павла в Сирию и Киликию; этот поход в Грецию был его вторым миссионерским путешествием – апостол Павел вернулся к христианам, которым ранее проповедал слово Господне, чтобы посмотреть, как они живут с тех пор. Возможно, подчёркивая, что цель приход Никона в Москву есть возвращение к своей пастве, поучаемой им раньше в духе православного закона, автор обращается именно к этой цитате из Деяний святых апостолов. Цель своего возвращения – установление мирных отношений с царём и паствой – патриарх Никон подчёркивает в следующей серии цитат: «Приидохом же в кротости и смирении, яко же Господь нашъ научи мя, глаголя: „Научитеся от Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцем“ ( Мф. 11:29 ), нося с собою миръ, егоже Господь нашъ Иисус Христос , смиривъ Себе, преклонив небеса, сниде на землю и снесе его, и остави святым своим учеником и апостолом. И по них по времени священнодйствующим во святй Его церкви архиереом, глаголя; „Миръ Мой оставляю вам, миръ Мой даю вам“ ( Ин. 14:27 ). Ко входящим же во град или дом заповда, глаголя: „В оньже град или дом входите, первие глаголите: „Миръ дому сему“. И аще убо будет ту сынъ мира, почиет на немъ миръ вашь“ ( Лк. 10:5–6 )» 14, л. 45). Увеличение количества цитат и их объёма приводит к тому, что в свои рассуждения и комментарии патриарх Никон вводит лексику цитатного слова; цитата мотивирует повеление автора. Лексический и синонимический повтор вычленяет главные семантические линии в контексте послания. Слова-синонимы «кротость», «смирение» и образованная от них лексика последовательно сменяют друг друга сначала в авторских рассуждениях, затем в текстах цитат, и тем самым создаётся сквозной повтор, при помощи которого формируется словообразовательное гнездо с вершиной «мир» («смирении» – «смирен» – «смирив» – «мир»). Слово «мир» является ключевым в этом текстовом фрагменте. Однако несение мира – это лишь часть миссии первого архиерея: прощение и отпущение грехов, подобно тому, как это делал сам Иисус Христос, дано архипастырю свыше. Об этом – следующие цитаты. Первая – из речи Иисуса Христа, явившегося после Воскресения к одиннадцати апостолам; своим ученикам Христос дал власть говорить об условиях прощения; право же оставления грехов символически отождествляет первого архиерея и Христа. Архиерей, по Никону, несёт ответственность за души человеческие, т. е. душам есть вверяем – об этом вторая цитата: «И не сие точию благодатию Божиею, еже миръ даровати кому, но и оставление греховъ имамы власть подати. Господу свидтелствующу, глаголя: „Приимте Духъ Свять; им же отпустите грхи – отпустятся; и им же держите – держатся“ ( Ин. 20:22–23 ). И еще не до сего, но на земли и на небеси власть имамы вязати и ршати. Якоже паки Господь свидтелствуеть и не просто глаголеть: „Аминь бо глаголю вам, елика аще свяжете на земли, будет связано на небеси; и елика аще разрешите на земли, будет разрешено на небесхъ“ ( Мф. 18:18 )» 14, л. 45).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

320 «Тм же образомъ остахся и азъ, бдный, и не имамъ ни от кого же какое посщение, понеже нын други//и недруги вси мене ненавидятъ. И хотя и извщу которому другу какую мою тайну, и онъ смышляетъ недоброе извшение мое, и ненавидят мя бол тако, чтобъ не слышалъ о мн. Токмо что имю реши: славно да будетъ имя Божие. Все то от Бога есть, еже имать кто друговь врныхъ. и ненавидять его: и то едино благодать есть» (Савва 8, л. 288об.–289). 321 Пыпин 1862. 12–14; Тихонравов 1863, 443–444, 448–449; Порфирьев 1873, 37–38, 97–98; Каган-Тарковская 1999, 92–93, 366–367. 328 Патриархи константинопольский Дионисий и иерусалимский Нектарий подписали это определение в двух совершенно сходных списках; затем один список был отправлен к александрийскому патриарху Паисию с самим иеродьяконом Мелетием, а другой список Нектарий послал со своим калугером к антиохийскому патриарху Макарию – Гиббенет 2, 655–660; Макарий 1996, 230–231; Фонкич 1997, 165. Оба экземпляра в подлиннике на греческом языке с русским переводом хранятся в РГАДА, ф. 135, оп. 1, д. 7, 8; изд.: СГГД 4, 84–117 27). 334 Подробную библиографию работ о творчестве этих авторов см.: Буланин 2004в, 729–731; Буланин 2004г. 789–790; Буланин 2004а, 790–793; а также специальные работы: Фриск 1995, 138–157; Сазонова 1998, 608–615; Сазонова 1998а, 615–623; Страхов 1998; Люстров 2001, 38–39, 45–47, 59–63; Подгергера 1998, 26–29; Подгергера 1999, 34–47; Подтергера 2003, 38–57 и др. 336 «Никонъ, милостию Божиею патриархъ, всеблаженнйшему Афанасию митрополиту благодать, милость, миръ от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа!» (Афанасий 4, л. 83об.); «Никонъ, милостию Божиею патриархъ, чаду нашему Савв благодать, милость, миръ от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа!» (Савва 3, л. 93); «Никонъ, милостию Божиею патриархъ, рабу Божию и нашему во Святмъ Дус чаду Савве благодать, милость, миръ от Бога Отца и Госпола нашего Иисуса Христа!» (Савва 5, л. 98об.). 337 Все послания апостола Павла, кроме посланий к Римлянам и Евреям, в начальном обращении содержат фразу: «Благодать вамъ и миръ Бога Отца нашего и Господа Исус Христа...» – Библия 1581, 32об., 43, 45об., 47об., 49об., 51об., 54, 56, 57об., 58об.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Тексты изд.: Дело, 123–124, 124–126 32, 33). (л 45) Великому государю царю и великому князю Алексю Михайловичю всеа Великия и Малыя и Блыя Росии самодержцу, и государын цариц и великой княгин Марии Ильичн, и государю царевичю и великому князю Алексю Алексевичю, и государю царевичю и великому князю Феодору Алексевичю, и государын царевн и великой княжн Ирине Михайловне, и государын царевн и великой княжн Анн Михайловн, и государын царевн и великой княжн Татиан Михайловн, и государын царевн и великой княжн Евдокии Алексевн, и государын царевн и великой княжн Марф Алексевн, и государын царевн и великой княжн Софии Алексевн, и государын царевн и великой княжн Екатерин Алексевн и государын царевн и великой княжн Марии Алексевн, и государын царевн и великой княжн Феодосии Алексевн, благодать, милость, миръ от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа. Богомолецъ вашъ, смиренный Никонъ, Божиею милостию патриархъ, Господа Бога молю, подастъ вам Господь Богъ душевное спасение и тлесное здравие и царствие мирное и И есмь обртаюся днесь во святй Божии велицй соборнй апостольстй церкви пресвятыя Богородицы, исповдая вашему царскому величеству, понеже отхождения своего вину исполнилъ, яже помыслилъ, и сотворилъ. И, се, приидох видти пресвтлые лица ваша, и поклонитися пресвятй славе царствия вашего. Вину преим от священного Евангелия, идже б написано: 1900 «„Вы, – рече, – взыдте в праздникъ сей. Аз не взыду в праздник сей, яко время Мое не у исполнися“, И сия рекъ им, оста в Галилеи. Егда же взыдоша братия Его в праздникъ, тогда и Самъ взыде, не яв, но яко И паки ино писание: Павелъ к Варнав: „Возвращьшеся, постив братию нашу по всх градох, в нихже возвстихом слово Божие, како Такожде и мы пришли, како суть у вас, государей, и у всх сущихъ во царствующем граде Москв, и по всхъ градх. Приидохом же в кротости и смирении, яко же 1901 Господь нашъ научи мя, глаголя: от Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ нося с собою миръ, егоже Господь нашъ Иисус Христос, смиривъ Себе, преклонив небеса, сниде на землю и снесе его, и остави святым своим учеником и апостолом. 1902 И по них по времени священнодйствующим во святй Его церкви архиереом, глаголя: Мой оставляю вам, миръ Мой даю 1903 Ко входящим же во град или дом заповда, глаголя: оньже град или дом входите, первие глаголите: „Мир дому сему“. И аще убо будет ту сынъ мира, почиет на немъ миръ

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Итакъ мы еще и еще говоримъ: молись о насъ, мужъ любезный и Богу и намъ, или лучше нашъ отецъ! Знаемъ мы, что ты любишь насъ, какъ отецъ. И Богъ мира, къ себе и дальняя и ближняя, да сохранитъ въ мире жизнь всехъ насъ, именующихся именемъ Его, предстательствомъ и молитвами непорочной Владычицы нашей Богородицы и всехъ святыхъ Его. Аминь. Всемъ братьямъ, какихъ только встретите, отъ насъ; просимъ и ихъ вместе съ вами молиться за насъ. Печатается по : Дeяhiя Вселенскихъ Соборовъ , изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Akaдeмiu. Томъ седьмой. — Казань: Въ Университетской munorpaфiu, 1873. — С. 679–686. (первое) къ папе Всесвятейшему и блаженнейшему брату и сослужителю господину папе древняго Рима, епископъ Константинополя, новаю Рима, о Господе радоваться Спасительнаго домостроительства великаго Бога и Спасителя нашего Христа совершенно достаточно было для мира, и между всеми Самъ Онъ по изъ мертвыхъ дунулъ и сказалъ апостоламъ Своимъ: миръ Мой даю вамъ, миръ оставляю вамъ  14, 27). Поэтому восхищенный до третьяго неба, въ рай и неизреченные глаголы божественный апостолъ Павелъ провозвестилъ, говоря такъ: Той (Христосъ) есть миръ нашъ, сотворивый обоя едино, и ограды разоривый: вражду Своею (Ефес. 2, 14–15) и опять въ къ возвещаетъ: Темже убо, стойте, и держите имже научистеся или словомъ, или нашимъ (2 Сол. 2, 15). Но злой врагъ не преставалъ въ разныя времена разделять и расторгать основанную на апостолъ и пророкъ Церковь, такъ какъ это было ему; старался самъ войти въ нее при помощи некоторыхъ послушныхъ ему злыхъ мужей и посеять плевелы въ стране, возделанной трубами Духа, святыми апостолами, которые, получивъ силу свыше, запахали ее браздами своей деятельности и предоставили уверовавшимъ чрезъ нихъ пожинать пищу для жизни вечной. Богоглаголивое ихъ воспринимали въ разныя времена пастыри и стражи ея, святые отцы наши; они съ корнемъ вырвали и въ нее плевелы, то есть, ереси и новшества, и для жатвы оставили на поле хлебъ чистый. Да и ваша братская и святость беседовала съ ними посредствомъ ихъ богоглаголивыхъ и усвоила изъ нихъ слово истины; а ныне она повелела посечь мечемъ Духа сорныя травы, соглашаясь съ справедливымъ вернейшихъ и миролюбивыхъ императоровъ нашихъ; поэтому то она, согласно письменно заявленной нами просьбе, послала для вселенскаго собора мужей соименныхъ первоначальнику апостоловъ Петру.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

Потом же приведоша Судислава ко Мьстиславу, оному же не помыслившю о немь зла, но милость ему показавшю. Он же, обуимая ноз его, общася работ быти ему. Мьстиславу же вровавшю словесемь его, и честью великою почтивъ его, и Звенигородъ дасть ему. Въ лто 6728. Не бысть ничтоже. Въ лто 6729. Отступилъ б Александръ и створи миръ с Лестькомъ и со Каломаномъ и с Филею гордымъ, Романовичема не престаяше хотя зла. По побд же Мьстиславли и по литовьскомъ воеваньи на ляхы створи миръ Лестько с Даниломъ и Василкомъ, Держиславомъ Абрамовичем и Творьяном Вотиховичемь, 379 а Романовича створиста миръ Демьяномъ тысяцькымъ. Отступи Лестько от Олександра. В субботу же на ночь попленено бысть около Белза и около Червена Даниломъ и Василкомъ, и вся земля попленена бысть, бояринъ боярина плнившю, смердъ смерда, градъ града, якоже не остатися ни единой вси не плненй. Еже притъчею глаголють Книги: «Не оставлешюся камень на камени». 380 Сию же наричють белжан злу нощь, сия бо нощь злу игру имъ сыгра, повоеваньи бо баху преже свта. Мьстиславу же рекшу: «Пожалуй брата Олександра», и Данилъ воротися в Володимеръ, отъиде от Белза. Въ лто 6730. Не бысть ничтоже. Въ лто 6731. Данило и Василка Романовичю баху володимьрьскыи пискуп: б бо Асафъ блаженый преподобный, святитель Святое Горы, и потомъ б Василй от Святое Горы, и потомъ б Микифоръ, прирокомъ Станило, б бо слуга Василковъ преже, и потомъ Кузма, кроткый преподобный смиреный пискупъ володимерьскый. 381 Богу же изволившю, Данилъ созда градъ именемь Холмъ. Создание же его иногда скажемь. Божиею же волею избранъ бысть и поставленъ бысть Иванъ пискупъ княземь Даниломъ от клироса великое церкви Святой Богородици Володимерьской, б бо преже того пискупъ Асафъ Вугровьскый, иже скочи на столъ митрофоличь и за то сврженъ бысть стола своего, и переведена бысть пискупья во Холмъ. 382 Въ лто 6732. 383 Приде неслыханая рать, безбожнии моавитяне, 384 рекомыи татаръве, придоша на землю Половецькую. Половцемь же ставшимъ, Юрьгий Кончакович 385 б болийше всихъ половець, не може стати противу лицю их, бгающи же ему, и мнози избьени Быша до ркы Днепра. Татаром же возвратившися, идоша в вежа своя. Прибгшимъ же половцемь в Рускую землю, глаголющимъ же имъ рускимъ княземь: «Аще не поможета намъ, мы нын исчени быхомъ, а вы наутре исчени будете».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Примечания Л. 45 ...да подастъ вам Господь Богъ душевное спасение и тлесное здравие и царствие мирное и безгршное. – Традиционное для эпистолографии выражение, возможно, восходит к библейскому фразеологизму; ср.: 1Тим. 2:2 . «Вы, рече, взыдте в праздникъ сей... не яв, но яко таи» – Ин. 7:8–10 . «Рече Павелъ к Варнаве... како суть». – Деян. 15:36 . Этот фрагмент из книги «Деяния апостолов» патриарх Никон процитировал, возможно, по «Нравственным правилам» Василия Великого ; ср: «По дънех же нкыхъ рече Павелъ к Варнав: „Возвращшеся, постив братию нашу по всх градох, в нихже възвстихом слово Божие, како суть“» – Василий Великий 1594, л. 134об. «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» ... – Мф. 11:29 . «Миръ мой оставляю вам, миръ Мой даю вам». – Ин. 14:27 . «В оньже град или дом входите... почиет на немъ миръ вашъ» – Лк. 10:5–6 . «Приимте Духъ Святъ ... и им же держите – держатся» – Ин. 20:22–23 . «Аминь бо глаголю вам, елика аще свяжете на земли... будет разршено на небесхь». – Мф. 18:18 . «Приемляй васъ – Мене приемлетъ» –Ср.: Мф. 10:40 . И: «Елико сотвористе менших моих Мн сотвористе» – Мф. 25:40 . И: «Идже бо два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посред ихъ». – Мф. 18:20 . «И се. Аз с вами есмь до скончания вка. Аминь». – Мф. 28:20 . И: «Приемляй васъ – Мене приемлет». – Мф. 10:40 . И: «Слушаяй васъ – Мене слушает» – Лк. 10:16 . Оба фрагмента из Евангелий ( Мф. 10:40 и Лк. 10:16 ) заимствованы патриархом Никоном , по-видимому, через «Нравственные правила» Василия Великого , где на поле напротив этих цитат имеются пометы Иоан 45 и Лук 51 , перенесённые Никоном и в его текст; однако обозначение источника не совсем точно: первая цитата не из Евангелия от Иоанна, а из Евангелия от Матфея. «О себ глаголяй славу свою ищет... и неправды в Нем нтъ». – Ин. 7:18 . Этот фрагмент из Евангелия патриарх Никон процитировал, скорее всего, по «Нравственным правилам» Василия Великого ; ср.: «Иже о себ глаголяй славу свою ищет; ищай же славы Пославшаго Его, истинен есть, и неправды//в Нем нсть» – Василий Великий 1594, л 137об.–138.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010