Новая стадия интенсивной правки наступает в начале 50-х гг. , когда пришло осознание, что «нельзя обойтись косметическими средствами вроде исправления отдельных форм слова», и что «текст нуждается в более решительной правке» . Это выразилось в новой функции языковых глосс. Теперь замена одних форм слова другими производилась нередко прямо в тексте, а глоссы стали представлять собой указания на необходимость серьезных изменений текста, в том числе и лексических. Приведем примеры из Псалтири М1653, которая оставила след в истории, став причиной скандала в обществе по поводу исправлений в тексте. Эти исправления легко заметить из-за издательской правки, внесенной при постпечатной корректуре: они забелены, а текст вписан согласно с предшествующими изданиями. Мы сопоставили новые чтения с изданием Полуустава Петра Могилы К1643, и оказалось, что б ольшая часть исправлений идет из киевского извода. Приведем часть из них: 1) исправления в тексте: 34:23 вонми суди2 моем (прежн. судъ мой ), 34:27 мира (прежн. миръ ), 37:12 льстивнымъ (прежн. льстивн az ), 68:10 снэде1 мz (прежн. снэ сть ), 72:4 миръ rpэшhukowbъ зpz (прежн. rpэшhukow мъ ), 85:13 избавилъ еси дш7ю мою ( избави дш7ю мою ) ; 2) языковые глоссы: 45:4 w3cm7u1лъ есть °село2° ( ); 83:1 Ко1ль воз8лю1блена mboS ( ); 40:13 би1детъ° би1детъ° ( би1ди° би1ди° ); 77:57 °даде2° и5мъ ( °раздэли2° ); 86:5  и3 °той w3choba2 и5 ( и3 °са1мъ ); 96:2 и3 °мра1къ w4kpecmъ ( °примра1къ ). Теперь, зная о влиянии старого киевского извода на московский, легко понять, откуда в тексте Пс 50 по изданию М1653 появилось несколько новых запятых — они тоже из киевских изданий (см. приложение 1, maблuцa I-1). В данном случае это знаки интонационного характера; запятая в первом полустишии ст. 19 с функцией современного тире. Однако влияние киевского извода на пунктуацию проявляется в некоторых местах текста еще и на уровне изменения смысла. Например стих Пс 102:15 (см. приложение 2, maблuцa II-2) в издании М1653 изменил традиционную смысловую разбивку:

http://bogoslov.ru/article/2814485

Пс.68:24.   Да помрачатся очи их, еже не видети, и хребет их выну сляцы. И действительно, «не помрачились ли очи» их, не приняв Солнца правды? И «хребет выну сляцы» , т.е. да будет согбен навсегда. Этими словами указывает на их душевные пороки (Афанасий, Августин). Пс.68:25.   Пролей на ня гнев Твой, и ярость гнева Твоего да постигнет их. «Ярость» — это быстрое воспламенение страсти, но кратковременное; а «гнев» — медлительное и постоянное; является неотступной печалью и продолжительным стремлением к воздаянию обидчикам и ко мщению (Василий В., Григорий Богослов). Пс.68:26.   Да будет двор их пуст, и в жилищах их да не будет живый. Это пророчество исполнилось над Иудеею, как видим из слов Спасителя, сказавшего иудеям: «се оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23:38). «Двором» назван Иерусалим, в котором жили убийцы Спасителя, а «жилищами» , в частности, дома их. Опустел Иерусалим и вся Иудея после страшного опустошения Титом и Веспасианом. Город их сделался пуст по причине скотского их нрава. Ибо «двор» есть место для скотов (Афанасий, Дидим). Пс.68:27.   Зане егоже Ты поразил еси, тии погнаша, и к болезни язв моих приложиша. «Поразил» , значит — предал, попустил Бог быть пораженным от иудеев Христу, которые «к болезням язв» Его «приложиша» всякие злословия и клеветы (Афанасий). Пс.68:28.   Приложи беззаконие к беззаконию их, и да не внидут в правду Твою. Пс.68:29.   Да потребятся от книги живых и с праведными да не напишутся. Смысл: наложи наказание за грехи их; да будут они удалены от того блаженства, какое воздано будет праведным. И это еще потому, что и по распятии, и по воскресении Спасителя не прекращают клеветать на Него (Афанасий, Златоуст). Пс.68:30.   Нищ и боляй есмь аз: спасение Твое, Боже, да приимет мя. Господь был «болящим» и страждущим по причине страданий, понесенных за нас. Это жертва сокрушенного и смиренного сердца, которое приобретает милость себе от Бога. За это «Бог» удостаивает «спасения своего» (Феодорит). Пс.68:31.   Восхвалю имя Бога моего с песнию, возвеличу Его во хвалении:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

SS. MM. Cyri et Joannis (M.), 1099–1106. 19 . Sermo steliteuticus adversus eunuchos (M.), 1105–10. 20 Quod non sit dicendus homo theophorus (M.), 1109–12. 21 . Ex sermone prosphonetico de fide (M.), 1111–14. 22 . Ex homilia ad Alexandrinos (M.), 1115–16. – De obitu sanct. 3 puerorum et Danielis (M.), 1117–12. Liturgia S. Cyrilli, latine (Renaudot), 1291–1318. Index analyticus in Epist, et horn., 77, 1515–22. Index eorum ad quos vel contra quos scripsit Cyrillus (FH.), 68, 89–90. Aubertus. Præfatio, 68, 115–120. Mai. Præfationes ad S. Cyrilli anecdota scripta, 68, 91–116. Migne. Monitum novæ editionis, 68, 7–8. Migne. Operum ordo novus cum vetere collatus, 77, 1531–34. Migne. Ordo vetus cum nova collates 1533–36. Veterum Testimonia, 68, 125–30. Vita S. Cyrilli (AA. SS.), 68, 9–40. Notitia FH., 68, 39–90. S. CYRILLUS HIEROSOLYMITANUS ep.,s. IV,33. (Editio Dom. Toullæi) Index, 321–28. Procatechesis, 331–66. Catecheses, 1–23: 1 . Illuminandorum introductio, 369–78. 2 . De pænitentia et remissione peccatorum, 381–408; secunda recensio, 409–24. 3 . De baptismo, 425–50, 4 . De decem dogmatibus, 453–504. 5 . De fide et symbolo, 504–24; appendix de symbolo hierosolymitano, 523–36. 6 . De uno Deo, 537–604, 7 . De Patre, 605–22. 8 . De Providentia Dei, 625–36. 9 . De Deo omnium Creatore, 637–56. 10 .De uno Domino Jesu Christo, 659–90. 11 .De Filio Dei unigenito, 691–714. 12 .De Christo incarnato, 725–70. 13 .De Christo crucifixo et sepulto, 771–822. 14 .De Christi resurrectione et ascensione, 825–66. 15 . De secundo Christi adventu, 869–916. 16–7. De Spiritu Sancto, 1, 917–66; 2, 967–1012. 18 . De resurrectione, Ecclesia, vita seterna, 1017–60. 19 . Mystagogica 1, de cæremoniis baptismo præviis, 1065–76. 20 . Mystagogica 2, de cæremoniis baptismi, 1077–84. 21 . Mystagogica 3, de sacro chrismate, 1087–91. 22 . Mystagogica 4, de corpore et sanguine Domini, 1097–1106. 23 .Mystagogica 5, de sacra liturgia et communione, 1109–28. Homilia in paralyticum ad piscinam jacentem, 1131–56; monitum, 1127–32.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Затем, грозные прещения, которые страдалец изрекает на своих врагов (23–29 ст.) и преследователей, кажется, особенно несообразны с мягким, кротким и терпеливым характером Иеремии, между тем как в псалмах Давида это случается нередко. Далее, ст. 9, где страдалец говорит, что он стал чужим для своих братьев и сынов матери своей, при буквальном понимании его также более относится к Давиду. О сходстве 68 псалма как по форме, так и по содержанию с 21 псалмом, несомненно принадлежащим Давиду, – было уже говорено. Также весьма сходен с 68 псалмом, псалом 39, принадлежащий Давиду же. А между тем, по заявлению Делича, „если 39 псалом несомненно относится к раннему времени Давида, то так же несомненно, что и 68 псалом относится в тому же времени” 306 . Наконец, надписание этого псалма и предание также утверждают принадлежность 68 псалма Давиду. Надписание псалма принадлежит если не самому Давиду 307 , то, во всяком случае, оно поставлено кем-нибудь из лиц ближайших к нему по времени, так как оно находится не только во всех древнейших переводах, но и во всех еврейских манускриптах. А предание это, идущее из самой глубокой древности, было утверждено авторитетом: св. Апостолов (из которых один прямо называет Давида составителем этого псалма, Рим. 11:9 ), св. Отцов и большинством церковных учителей, как западной, так и восточной Церкви, и признавалось многими западными учёными, и в числе их: Генгстенбергом, Болем, Клаусом и даже отчасти Деличем и Куртцем и пр. Словом, почти всё указывает на принадлежность 68 псалма Давиду. Труднее определить случай или повод, по которому написан Давидом 68 псалом. Некоторые указывают на возмущение Авессалома, как на случай к составлению псалма. Но если судить по сходству этого псалма с 21, то удобнее отнести составление 68 псалма к преследованию Давида Саулом в пустыне Маон, с чем согласуется содержание псалма. Напр. страдалец псалма, говоря (в 6 ст.) о пересохшей гортани, как то невольно переносит нас к представлению пребывания Давида в знойной пустыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Пс.68:32.   И угодно будет Богу паче тельца юна, роги износяща и пазнокти. Эти слова сказываются уже от лица Христовой Церкви (хотя и не все). Служение духом достойнее служения жертвенного (Пелусиот). Пс.68:33.   Да узрят нищии и возвеселятся: взыщите Бога, и жива будет душа ваша. Пс.68:34.   Яко услыша убогия Господь, и окованныя Своя не уничижи. Советует «нищим» духом презирать все существующее на земле и достигать спасения упованием на Бога и непрестанною молитвою к Нему (Афанасий, Феодорит). Пс.68:35.   Да восхвалят Его небеса и земля, море и вся живущая в нем. Если же «радость бывает пред ангелы Божиими и о единем грешнице кающемся» (Лк. 15:10), то насколько более возрадуются небеса по освобождении всей земли. Если же небо радуется о спасении человеческом и восхваляет за это Бога, то тем более сами спасенные на земле восхвалят Спасшего (Афанасий). Пс.68:36.   Яко Бог спасет Сиона, и созиждутся гради Иудейстии, и вселятся тамо, и наследят и: Пс.68:37.   И семя рабов Твоих удержит и, и любящии имя Твое вселятся в нем. «Сионом» именуют святую Церковь, в которой «созиждутся гради» , т.е. восстановленные исповеданием души человеческие, потому что «Иудея» толкуется как исповедание. «Семя» или потомство — это все уверовавшие во Христа через апостолов (Афанасий). 1 В конец, Давиду в воспоминание, во еже спасти мя Господу, 69 Псалом этот, Духом Святым вдохновенный пророку, написан Давидом, когда он находился в гонении от Авессалома. «В воспоминание» и молитвенное призывание Бога — человеколюбца в помощь и спасение. «В конец» , или до самого окончания этой жизни, полной обид и скорбей, должен быть воспеваем этот псалом, подобно тому, как и сам Пророк всегда этот псалом в памяти имел и при всякой встретившейся скорби и нужде тотчас воспевал его, чтобы получить от Бога помощь и спасение. Весь этот псалом есть повторение с малыми различиями псалма 39:14—18. Давид, часто находясь в гонении, повторял стихи 39 псалма. Может быть поэтому в надписании и сказано: «в воспоминание» (Феодорит).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Называет «безумием» то, что почитали таковым другие (люди), т.е. страдания. Ибо «распятый Христос иудеем убо соблазн, еллином же безумие» . Поэтому Сын Божий говорит Отцу: «Ты, Отче, предвидел домостроительство крестное и Тебе известны людские прегрешения, которые Я взял на Себя». Итак, не знавшего греха Он сделал за нас жертвою греха (см. 2 Кор. 5:21) (Афанасий, Кирилл, Евсевий, Дидим). Пс.68:7.   Да не постыдятся о мне терпящии Тебе, Господи, Господи сил: ниже да посрамятся о мне ищущии Тебе, Боже Израилев. Сказал дважды: «о мне» вместо «ради Меня», «ради Моего за них страдания» (Афанасий). Пс.68:8.   Яко Тебе ради претерпех поношение, покры срамота лице мое. Пс.68:9.   Чуждь бых братии моей, и странен сыновом матере моея. Христос говорит по причине оставления Его всеми во время страданий (Афанасий). Пс.68:10.   Яко ревность дому Твоего снеде мя, и поношения поносящих Ти нападоша на мя. Ученики Спасителя вспомнили эти слова, когда Он с великой властью изгонял торжников из иерусалимского храма (см. Ин. 2:17). Следующие же слова о «поношении» апостол Павел относит ко Христу, указывая, что и Христос не Себе угождал, но Отцу, принимая на Себя «поношения поносящих» Бога Отца (см. Рим. 15:13). Какое каменное сердце не умягчится, помышляя о животворных страстях Христа Господа и о Его за нас смерти! Господь за нас пострадал; а как мы, рабы, можем сопострадать равно Господу? — Покорным перенесением всех напраслин и невзгод, которые попускаются нам всепремудрым Промыслом Божиим. То же было ведь и со Спасителем нашим. Ибо Он говорил через Пророка: «поношения поносящих нападоша на мя» . — За нас Господь терпел поругание (Феодорит, Студит, Златоуст). Пс.68:11.   И покрых постом душу мою, и бысть в поношение мне. Скорбя о будущей погибели душ нечестивых, Христос «в посте оплакивал душу свою» — и это «бысть в поношение» Человеколюбцу. Особенно же постился Христос при наступлении времени страдания, когда постились и ученики Его (Евсевий, Афанасий). Пс.68:12.   И положих одеяние мое вретище, и бых им в притчу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

19) ТОКАРЕВСКОГО Владимира Петровича, род[ившегося] в 1882 г., б[ывшего] дворянина, б[ывшего] штабс-капитана, перед арестом не имевшего определенных занятий, русского, гражданина СССР, арестованного 30/XI г.], обвин[яемого] по ст[атье] 68-й УК и содержащегося в Бутырской тюрьме. 20) СТЕПАНОВА Алексея Ивановича (ГУРИЯ), род[ившегося] в 1880 г., происходящего из крестьян (зажиточных), по профессии – служителя культа (епископа), арестованного 18 ноября 1925 г., обвин[яемого] по ст[атье] 62-й УК и сод[ержащегося] в Бутырской тюрьме. 21) КЕДРОВА Петра Петровича (Пахомия), род[ившегося] в 1876 г., происх[одящего] из дух[овного] звания, по профессии служителя культа (епископа), русского, гражданина СССР, арестованного 30/XI–25 г., обвиняемого по ст[атье] 68-й УК и содержащегося в Бутырской тюрьме. 22) МЕЩЕРСКОГО Ивана Сергеевича, род[ившегося] в 1893 г., б[ывшего] князя, б[ывшего] офицера (последний чин – штаб-ротмистра), перед арестом не имевшего определенных занятий, русского, беспартийного, гражданина СССР, арестованного 30/XI–25 г., обвин[яемого] по ст[атье] 68-й УК и содержащегося в Бутырской тюрьме. 23)  ПОКРОВСКОГО Николая Васильевича , род[ившегося] в 1880 г., происход[ящего] из дух[овного] звания, попа, русского, гражданина СССР, арестованного 30/XI–25 г., обвин[яемого] по ст[атье] 68-й УК и содержащегося в Бутырской тюрьме. 24) СКВОРЦОВА Василия Васильевича, род[ившегося] в 1881 г., происход [ящего] из дух[овного] звания, попа, русского, гражданина СССР, арестованного 30/XI–25 г., обвин[яемого] по ст[атье] 68-й УК и содержащегося в Бутырской тюрьме. 25) МАНСУРОВА Павла Борисовича, род[ившегося] в 1860 г., б[ывшего] дворянина и помещика, по роду занятий – дипломатического чиновника, после октябрьской революции не имевшего определенных занятий, русского, гражданина СССР, беспартийного, арестованного 29/III–26 г., обвин[яемого] по ст[атье] 62-й УК и содержащегося во Внутренней тюрьме. 26) СКВОРЦОВА Ивана Ивановича, род[ившегося] в 1862 г., происходящего из дух[овного] звания, попа, русского, гражданина СССР, арестован[ного] 30/XI–25 г., обвин[яемого] по ст[атье] 68-й УК и содержащегося в Бутырской тюрьме.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

...Всякая душа, неосоленная Святым Духом, непричастная небесной соли, т. е. Божией силы, загнивает и наполняется великим зловонием лукавых помыслов; почему лице Божие отвращается от страшного смрада суетных помыслов тьмы и живущих в такой душе страстей; закрадываются в нее злые и страшные черви, т. е. лукавые духи и темные силы, питаются, гнездятся, пресмыкаются там, поедают и растлевают ее (прп. Макарий Египетский , 68, 7). Источник. ...Господь, – как скоро видит, что мужественно отвращается кто-нибудь от житейских удовольствий, от вещественных развлечений и забот, от земных уз и от кружения суетных помыслов, – подает таковому благодатную Свою помощь и непреткновенною соблюдает эту душу, которая прекрасно совершает течение свое в настоящем лукавом веке (прп. Макарий Египетский , 68, 24). Источник. ...Как пшеница в решете у просевающего бьется и взбрасываемая непрестанно в нем переворачивается, так князь лукавства земными делами занимает всех людей, колеблет, приводит в смятение и тревогу, заставляет приражаться к суетным помыслам, гнусным пожеланиям, земным и мирским связям, непрестанно пленяя, смущая, уловляя весь грешный род Адамов (прп. Макарий Египетский , 68, 40–41). Источник. Как от одного Адама распространился по земле весь род человеческий, так одна какая-то страстная порча проникла во весь грешный род человеческий, и князь злобы один в состоянии сеять всех непостоянными, вещественными, суетными, мятежными помыслами (прп. Макарий Египетский , 68, 41–42). Источник. ...Весьма многие из людей, хотя намереваются получить Царствие и желают наследовать вечную жизнь, однако же не отказываются жить по собственным своим хотениям и следовать сим хотениям, лучше же сказать, следовать посевающему в них суетное; и не отрекшись от себя, хотят они наследовать вечную жизнь, что – невозможно (прп. Макарий Египетский , 68, 45). Источник. ...Кто истинно отрекся от мира, подвизается, сверг с себя земное бремя, освободил себя от суетных пожеланий, от плотских удовольствий, от славы, начальствования и человеческих почестей и всем сердцем удаляется от сего, тот, когда Господь в сем явном подвиге помогает ему тайно, по мере отречения воли от мира, и когда сам он всецело, т.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

103. Московская духовная академия. Ссудно-сберегательная касса. Устав. М.: Тип. Снегирева, 1898. 16 с. 104. Московская духовная семинария. Братство во имя св. Ермогена для вспомоществования бывшим питомцам. Устав. М.: Тип. Снегирева, 1915. 8 с. 105. Отчеты братства Преподобного Сергия для вспомоществования нуждающимся студентам и воспитанникам Московской духовной академии. М., 1881–1916. 141, 33, 39, 48, 55, 48, 52, 47, 48, 50, 50, 46, 35, 55, 50, 52, 49, 58, 59, 66, 68, 74, 61, 68, 81, 76, 75 с. 106. Отчеты о состоянии Московской духовной академии. М., 1872–1918. 37, 48, 46, 50, 56, 53, 53, 51, 74, 63, 63, 68, 68, 73, 69, 50, 19 с. 107. Памятные книжки Московской духовной академии. СП, 1894–1918. 38, 60, 64, 79, 68, 71, 67, 67, 66, 70, 56, 56, 56 с. 108. Пастырско-просветительное Братство при Московской духовной академии: (второй год существования). СП, 1909. 45 с. Оттиск из: Христианин. 1909. С. 679–696 (опубл. Николай Концевич); С. 897–924 (разные авторы). 109. Пастырско-просветительное Братство при Московской духовной академии: (четвертый год существования). СП, 1911. 23 с. 110. Правила об обязанностях учащихся в Московской духовной академии и о взысканиях за нарушение оных. М., 1875. 15 с. 111. Правила об обязанностях учащихся в Московской духовной академии. СП, 1897; 1901; 1913. 18 с., 16 с., 22 с. 112. Проект устава духовных семинарий: в 2 ч. СПб.: Тип. И. Иоаннесова, 1814. 28 с. 113. Проект Устава духовных академий. СПб.: Медиц. тип., 1810. 35 с. 114. Проект устава православных духовных академий/Ведомство православного исповедания Санкт-Петербургского духовно-учебного округа. Конференция СПбДА, 1869. 140 с. 115. Проект Устава Православных духовных академий, выработанный Советом Московской духовной академии. СП: Тип. ТСЛ, 1906. 41 с. 116. Проект Устава Православной духовной академии, составленный комиссией профессоров С.-Петербургской духовной академии, рассмотренный и измененный Советом академии, и объяснительные записки к нему. СПб., 1907. 37 с. 117. Проект Устава Православных духовных академий, выработанный Советом Казанской духовной академии. Казань, 1906. 39 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Как тело Господа, когда восшел Он на гору, прославилось и преобразилось в Божескую славу и в бесконечный свет, так и тела святых прославляются и делаются блистающими. Ибо как внутренняя слава Христова в такой мере распростерта была и воссияла на теле Христовом, так, подобно сему, и во святых внутри сущая сила Христова в оный день будет преизливаться вовне – на тела их; потому что еще ныне умом своим причащаются они Христовой сущности и Христова естества (прп. Макарий Египетский , 68, 129–130). Источник. Как одним огнем зажигаются многие светильники, так необходимо и телам святых – сим членам Христовым – соделаться одним и тем же с Самим Христом (прп. Макарий Египетский , 68, 130). Источник. Истинная смерть внутри – в сердце, и она сокровенна; ею умирает внутренний человек. Посему если кто перешел от смерти к жизни сокровенной, то он истинно вовеки живет и не умирает. Даже если тела таковых и разрушаются на время, то снова будут воскрешены во славе, потому что освящены. Поэтому смерть христиан называем сном и успением. А если бы человек стал бессмертен и нетленен по телу, то целый мир, видя необычайность дела, а именно, что тела христиан не истлевают, преклонялся бы к добру по какой-то необходимости, а не по произвольному расположению (прп. Макарий Египетский , 68, 130). Источник. Когда душа человеческая выйдет из тела, тогда совершается при сем великое некое таинство. Ибо если повинна она во грехах, то приходят толпы демонов, и недобрые ангелы и темные силы поемлют душу ту и берут в собственную свою область. И никто не должен удивляться сему; потому что если душа в сей жизни, находясь в веке сем, им подчинялась и повиновалась и была их рабою, то тем паче удерживается ими и в их остается власти, когда отходит из мира. А что касается до части благой, то должен ты представлять себе, что дело бывает так. При святых рабах Божиих еще ныне пребывают Ангелы, и святые духи их окружают и охраняют. И когда отходят от тела, тогда лики Ангелов приемлют души их в собственную свою область, в чистый век и, таким образом, приводят их ко Господу (прп. Макарий Египетский , 68, 178). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010