На литургии Блаженны воскресны на 6, т. е. все, исключая Слава и ныне, и из канона святому песнь 3-я на 4 (разумеется, без ирмоса). Тропари по входе по обычному чину, за исключением того, что если храм святого, ему тропарь и кондак не поются на том же основании, почему в воскресенье не поются тропарь и кондак храму Христову. Прокимен, Апостол, аллилуиа, Евангелие и причастен, естественно, сначала воскресенью, потом святому. История главы Относительно Студийского устава неизвестно, как он производил такое соединение двух служб. Молчат о нем также греческие и грузинские Иерусалимского устава. Славянские же рукописи, начиная с древнейших, дают устав для данного случая в отделе «Марковы главы», помещенном за месяцесловной частью. И вот редакция этого устава с разночтениями по рукописям Моск. Синод. библ. XIV b., 329/384 XIV b. и 678/386 XV b. (основной текст по первой рукописи, в скобках варианты по двум другим): малая вечерня, как ныне; на вел. вечерне, на Госп. воззв., как ныне; на литии стихира «святому монастыря» + «и святому, емуже ряд»); Слава егоже память, и ныне Богородичен (329: + «того же гласа от азбучных»; 678: + «от стиховных»); по Ныне отпущаеши как ныне; на утрене на Бог Господь тропарь воскресен однажды «дважды»), Слава: святому, И ныне: Богородичен; по кафизмам «Блажени непорочнии (329: + «с тропари своими и ипакои») и многомилостиво» (678: «полиелей»); каноны воскресны на 4, Богородицы на 4 (678: «2») и святому на 6 (678: «8»); если 2 святых, то на 8; по 3 песни седален святому, по 6 песни кондак и икос святому; на часах кондак святого. В старообрядческом уставе следующие отличия от нашего: на благословении хлебов «тропарь святому дважды и «Богородице Дево» 1. Чтение в посланиих и прочее чтение от жития его»; за кафизмами как в рукописях; «непорочна ипакой гласу и чтение во Евангелии. Полиелеос святому и седальны его»; по 3 и 6 песни, как в рукописях; по 3 песни чтение святого; по отпуске утрени «оглашение Студитово и исхожение обычное в притвор и час 1», на часах кондак святому, на литургии, если храм Христов, и ныне кондак храму; если святому хотя и указано бдение, но почему-либо оно не поется, то тропари и кондаки на литургии говорятся, как полиелейному святому. ЧИН БЛАГОСЛОВЕНИЯ КОЛИВА

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Песнь 7 Ирмос: Превозносимый отцев Господь/пламень угаси, отроки ороси,/согласно поющия:/Боже, благословен еси. Припев: Слава, Господи, святому Воскресению Твоему. Плотию обложься якоже на удице льщения, Божественною Твоею силою змия низвлекл еси возводя вопиющия: Боже, благословен еси. Земли непроходное осуществовавый составление, во гробе покрывается плотию Невместимый. Емуже вси поем: Боже, благословен еси. Богородичен: Едину убо Ипостась во двою естеству, Всенепорочная родила еси Воплощеннаго Бога. Емуже вси поем: Боже, благословен еси. Ин канон, крестовоскресный. Ирмос: В пещи огненней песнословцы: Припев: Слава, Господи, Кресту Твоему честному и Воскресению. Иже древом крестным идольскую прелесть разрешивый, благословен Бог отец наших. Воскресый из мертвых, и сущия во аде совоздвигнувый, благословен Бог отец наших. Твоею смертию Христе, смертную разорь державу, благословен Бог отец наших. Богородичен: Иже от Девы рождься, и Богородицу Сию показавый, благословен Бог отец наших. Ин канон, Пресвятей Богородице. Ирмос: Превозносимый отцев: Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас. Неопределенный пребыв Непреложен, плоти по Ипостаси соединися, яко Благоутробен, в Тебе Пресвятей: Иже Един благословен Бог отец наших. Невесту Тя Всенепорочную, Богородице Владычице, согласно славим и Престол Зиждителя Твоего. Емуже вси поем: Боже, благословен еси. Мати всех Царя, очищшися Духом, Дево, была еси, Тебе Создавшаго. Емуже вси поем: Боже, благословен еси. Спасе мя Господь, Богомати Пречистая, одеждею плоти из Тебе одеявся. Емуже вси поем: Боже, благословен еси. Песнь 8 Ирмос: Тебе, Вседетелю,/в пещи отроцы, всемирный лик сплетше, пояху:/дела всякая, Господа пойте/и превозносите во вся веки. Припев: Слава, Господи, святому Воскресению Твоему. Ты о вольней спасительныя страсти помолился еси чаши, якоже невольней: два хотения, двема бо по коемуждо носиши существома, Христе, во веки.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Песнь 7 Ирмос: Превозносимый отцев Господь/пламень угаси, отроки ороси, согласно поющия:/Боже, благословен еси. Плотию обложься якоже на удице льщения,/Божественною Твоею силою змия низвлекл еси/возводя вопиющия: Боже, благословен еси. Земли непроходное осуществовавый составление,/во гробе покрывается плотию Невместимый./Емуже вси поем: Боже, благословен еси. Богородичен: Едину убо Ипостась во Двою Естеству, Всенепорочная/родила еси Воплощеннаго Бога./Емуже вси поем: Боже, благословен еси. Ин, ирмос: В пещи огненней песнословцы: Иже древом крестным идольскую прелесть разрешивый,/благословен Бог отец наших. Воскресый из мертвых, и сущия во аде совоздвигнувый,/благословен Бог отец наших. Твоею смертию Христе, смертную разорь державу,/благословен Бог отец наших. Богородичен: Иже от Девы рождься, и Богородицу Сию показавый,/благословен Бог отец наших. Ин, ирмос: Превозносимый отцев: Неопределенный пребыв Непреложен,/плоти по Ипостаси соединися, яко Благоутробен, в Тебе Пресвятей:/Иже Един благословен Бог отец наших. Невесту Тя Всенепорочную, Богородице Владычице, согласно славим и Престол Зиждителя Твоего./Емуже вси поем: Боже, благословен еси. Мати всех Царя,/очищшися Духом, Дево, была еси, Тебе Создавшаго./Емуже вси поем: Боже, благословен еси. Спасе мя Господь, Богомати Пречистая,/одеждею плоти из Тебе одеявся./Емуже вси поем: Боже, благословен еси. Песнь 8 Ирмос: Тебе, Вседетелю,/в пещи отроцы, всемирный лик сплетше, пояху:/дела всякая, Господа пойте/и превозносите во вся веки. Ты о вольней спасительныя страсти помолился еси чаши, якоже невольней:/два хотения, двема бо по коемуждо носиши существома, Христе, во веки. Твоим вседетельным схождением ад, Христе, поруганный/изблева вся, яже древле лестию умерщвленныя,/Тебе превозносящия во вся веки. Богородичен: Тя яже паче ума/богомужне Словом Рождшую Господа, и девствующую,/вся дела, Дево, благословим, и превозносим во вся веки.

http://predanie.ru/book/99279-oktoih-vos...

(805), который был четвертым Имп. Никифора старшего 67 . Сильным переворот дел после Констанса в 678 г. произошел при Константине Погонате (668–685). В 678 г три Булгарские орды, теснимые Казарами, перешли Дунай и, соединились с семью Славянскими племенами, обитавшими по берегу Черного моря до устья Дуная, вторглись в Империю. Впереди шли Славяне Северцы, т. е., переселившиеся с Севера. Имп. Константин Погонат вынужден был заключить постыдный договор с отважными выходцами; они поселились между Дунаем и Балканами 68 . Во время осады Солуня Славянами Император, в продолжении целого месяца, прислал в Солунь только военачальника Хария, но ни войска, ни других пособий не получили от него Солуняне. Это показывает, что он занят был тогда особенными делами. Поскольку же обе последние войны Славян с Солунем происходили при Архиепископе Иоанне, при том в последние годы его 69 , то все эти обстоятельства дают видеть, что четвертая война с Солунем происходила в то самое время, как Константин занят был войной с союзом Булгаро-Славянским, т. е., в 678 году. След., третья Славянская война с Солунем была в 676 г., притом же Константине Погонате. Где жили Славянские племена, о которых говорится в описании третьей и четвертой Славянской войны с Солунем? Комениат, Солунский диакон, в свое время (905 г.) показывал место Драговичей (Δραγουβιται) и Сагудитов (Σαγουδειται) так: «На запад (от Солуня) идет равнина, пока достигает других холмов, где лежит город, называемый Вереею, город знаменитый как по зданиям, так и по всем другим отношениям, чем только может отличаться благоустроенный город. По средине этой равнины разбросаны селения, из которых некоторые, гранича с городом, остаются на договоре с ним и носят на себе имена каких-то Драговичей и Сагудитов, а другие платят дань не вдали живущему Скифскому народу. Эти селения близки одно к другому; Солуни не малую выгоду приносит и сношение с Скифами торговыми путями, особенно когда они живут мирно и не поднимают воинственных мечей... Из страны Скифов бегут большие реки и, разделяя помянутую равнину (между Солунем н Вереею), доставляют городу (Солуню) большой избыток рыбным промыслом 70 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 672 г. пала Смирна, а другая часть арабского флота заняла берега Ликии и Киликии. Осада столицы началась в 674 г. и длилась до 678 г. Город осаждала бесчисленная арабская флотилия, построенная калифом Моавией. Но попытки арабов штурмовать самую мощную крепость мира окончились провалом. Во время этой осады византийцами был впервые применен так называемый “греческий огонь” — напалм своего времени, формула которого до сих пор остается тайной (скорее всего он состоял из нефти и чего-то типа пороха). При помощи так называемого “сифона” его перебрасывали на неприятельские корабли, а потушить его было очень трудно. К 678 г. арабский флот был разгромлен, и остатки его бесславно убрались из византийских вод. На обратном пути они был рассеяны и практически уничтожены штормом. В то же самое время арабская армия была разгромлена византийцами в Малой Азии. Арабы вынуждены были заключить 30-летний мир с Византией. По условиям договора вся Малая Азия оставалась за Империей. Более того, арабы согласились ежегодно выплачивать императору 3 тысячи золотых и возвращать по 50 пленников и 50 коней. Победа над арабами произвела глубокое впечатление на всех соседей Византии. Аварский хан и славянские племенные вожди послали представителей к императору, прося его дружбы и покровительства и признавая его владычество. Трудно переоценить всю важность победы византийцев в 678 г. Впервые было остановлено победоносное шествие ислама. Эта судьбоносная для всей мировой истории победа вкупе с победой императора Льва III в 718 г. под Константинополем и победой Карла Мартелла в 732 г. под Пуатье остановила арабов на подступах к Европе и спасла христианскую цивилизацию. Но из всех этих трех побед победа Константина IV Погоната была первой и самой важной. Все силы арабов были направлены на овладение Константинополем, который был последней дамбой, сдерживавшей мусульманский потоп. Константинополь выстоял, и не только Византийская империя, но и вся европейская цивилизация были спасены. Зато на Балканах возникли новые проблемы из-за вторжения туда тюркского народа болгар.

http://pravmir.ru/iz-istorii-vselenskix-...

The Sicilian expedition of Constantine IV//BZ 17 (1908). P. 455–459. Ср.: СМН. Vol. II. 1913. P. 395 и Кулаковский . История. Т. 3. С. 235, 358. Впрочем, Грегуар (Byz 13 (1938). Р. 160) пытается отстоять сообщение Феофана. Мне, однако, тезисы Брукса представляются более убедительными. 266 Соответственно, осада Константинополя продолжалась пять лет (674–678). Феофан (р. 354) и Никифор (р. 32) сообщают, что сражение за Константинополь продолжалось семь лет, хотя Феофан (р. 355–356) само заключение мира помещает под 678 г. Вероятно, оба хрониста считают от взятия Кизика, как это отметил еще Гиббон (ed. Bury. Vol. IV. P. 2, п. 1). 267 О греческом огне см.: Zenghelis С. Le feu gregeois et les armes à feu des Byzantins//Byz 7 (1932). P. 265–286. Согласно этому исследованию, основной элемент греческого огня составляла селитра, так что изобретение Каллиника в известной степени предвосхищало позднейший порох. 269 Theophanes . P. 356.2 (ср. тж.: Nicephorus . P. 33.6); см. об этом: Šiši. Povijest. S. 270–271, который в « ξαρχοι τν πρς δσιν θνν», без сомнения, верно усматривает вождей славянских племен с византийского Запада и выражение « κρωσε κα πρς ατος δεσποτικν ερνην» интерпретирует в том смысле, что славяне признали суверенитет византийского императора, в обмен на что он предоставил им во владение занятые ими земли. 270 См.: Moravcsik J. Zur Geschichte der Onoguren//Ungarische Jahrbücher 10 (1930). S. 53–90, а также пространную библиографию в его же: Byzantinoturcica. Bd.I.S. 112 ff. 271 Феофан под 6171 679/80 г. (а не 678/9 г., согласно выводам в: Ostrogorsky . Chronologic S. 1 ff.). 273 Феофан (р. 359.7 и далее) обозначает семь славянских племен как « π πκτον ντες», причем стновится совершенно понятно (с учетом Theophanes . P. 358.20: византийский император вынужден булгарам τησα... πκτα παρχειν), что " πκτον« значит здесь не «договор» (как это пытался доказать Златарский, см.: История. Т. 1/1. С. 142 сл.), а «дань», как это правильно отмечает Дуйчев ( Dujev.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 677 или 678 г. византийцы, воспользовавшись ослаблением арабского флота, высадили десант на ливанском побережье около Сура и Сайды и подстрекнули к восстанию христиан-мардаитов (джараджима арабских авторов), населявших горные районы севернее Антиохии. Ни византийские, ни арабские источники не сообщают, каким образом мардаитам удалось быстро овладеть всеми ливанскими горами. Возможно, прав ал-Балазури, который относит успех мардаитов к периоду второй гражданской войны 516 . Во всяком случае, острие военных действий оказалось направленным в самое сердце Халифата, и My'abuйa был вынужден пойти на переговоры о мире. В Дамаск прибыло византийское посольство во главе с патрикием Иоанном Питцигаудисом, хорошо владевшим арабским языком. Было заключено перемирие на 30 лет, в течение которых Халифат должен был выплачивать Византии ежегодно по 3000 литр золота (216 000 динаров), 50 пленных (рабов?) и 50 породистых коней 517 . Каковы были обязательства византийской стороны кроме прекращения военных действий – не сообщается. Арабские историки этот договор не упоминают, а пишут о походах 58/678 и 59/679 гг. Намеком на какое-то изменение ситуации могут служить слова ал-Вакиди, что в 59 г. не было военных действий на море 518 . Единственной компенсацией за неудачи последних лет правления My'abuu было продвижение в Северной Африке. Там в 678–79 г. Абу-л-Мухаджир Динар, сменивший Укбу б. Haфu' на посту наместника Ифрикии, после нескольких кровопролитных сражений осадил столицу Африки, Карфаген (Картаджина), и жители ее, как когда-то александрийцы, выговорили себе право беспрепятственно покинуть город морским путем. После этого арабы продвинулись на запад на 350–400 км до городка Мила 519 Таким образом, результатом почти непрерывных войн в течение 18 лет оказалось завоевание Ифрикии. Невольно возникает вопрос, почему мусульманское государство, несомненно значительно окрепшее по сравнению с первыми десятилетиями существования, имея перед собой более слабых противников, чем прежде, настолько утратило способность к дальнейшему расширению?

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Но, сказавши о внешних побуждениях (к признанию властей), апостол опять возвращается к прежнему своему доказательству, потому что таким образом он удобнее мог привлечь на свою сторону верующих, и снова показывает, что так угодно Богу, чем и заключает свое увещание, говоря: «служители бо Божии суть». Потом, изображая заботы и труды начальников, он присовокупляет: «во истое сие пребывающе», т.е. на то посвящена вся жизнь их, к тому направляются и все их заботы, чтобы ты наслаждался миром. Потому и в другом послании (Павел) повелевает не только подчиняться начальникам, но и молиться за них, причем, показывая общую от этого пользу, присовокупил: «да тихое и безмолвное житие поживем» ( 1Тим 2.2 ). Ведь начальники немало содействуют нам в устройстве настоящей жизни тем, что действуют оружием, отражают неприятелей, усмиряют крамольников в городах, разрешают всякие ссоры. Не говори мне, что иной употребляет власть во зло, но обрати внимание на благочинность строя, и увидишь великую мудрость у того, кто в начале узаконил это. Рим.13:7–8 .  Воздадите убо всем должная: емуже убо урок, урок, [а] емуже дань, дань: [а] емуже страх, страх: [и] емуже честь, честь. Ни единому же ничимже должни бывайте, точию еже любити друг друга. Апостол продолжает речь о том же самом и повелевает приносить начальникам не только деньги, но и честь и страх. Как же он выше сказал: «хощеши ли не боятися власти, благое твори» ( Рим.13:3 ), а теперь говорит: «воздадите… страх?» Здесь под страхом он разумеет высшую степень почтения, а не страх, происходящий от худой совести, какой разумел выше. И не сказал: дайте, но: «воздадите», притом присовокупил: «должная», так как исполнение этого не есть дар, но долг, и если не исполнишь, то будешь наказан, как неблагодарный. Не думай, что достоинство твоего любомудрия унижается и терпит ущерб, если в присутствии начальника ты встанешь или откроешь голову. Если (апостол) узаконил это, когда начальниками были язычники, то тем более должно это быть ныне, когда мы имеем начальниками верующих. Если же скажешь, что самому тебе вверено больше, то знай, что еще не пришло твое время, ведь ты еще странник и пришлец, а будет время, когда окажешься светлее всех. Ныне «живот ваш сокровен есть со Христом в Бозе. Егда [же] Христос явится, тогда и вы с Ним явитеся в славе» ( Кол 3.3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«но и дружних смотрять» (о других заботиться),- " не себе» только угождать (Рим.15:1), но и «друг друга тяготы» носить (Гал.6:2). Потому, и наоборот, -действуя здесь, как должно, чему скорее всего научиться можно, как не любви, когда ходишь непрестанно среди занятий, не только не чуждых любви, но и требующих ее? Посему Апостол в изображении общественного служения прилагает далее: «воздадите убо всем должная: емуже убо урок, урок: а емуже дань, дань: а емуже страх, страх: и емуже честь, честь. Ни единому же ничимже должни бывайте, точию еже любити друг друга: любяй бо друга, закон исполни» (Рим.13:7, 8). То есть, по Апостолу, могут еще прекращаться и изменяться дела служения общественного: но любовь должна быть чувством не престающим, как чувство долга, не уплаченного и не уплатимого по конец жизни. Как в дереве, хотя каждый год снимают с него известную меру плодов, как дань, сила жизни остается и после, как основание будущего плодоношения; так и любовь неизменно пребывать должна в сердце истинного служителя отечеству, при всем обилии видимых дел. Не будем же обольщать себя, братья!— Если союз общества в любви, и служение ему учит любви: то, наоборот, каждое служение ему истинную цену свою должно получать только от присутствия в нем любви. Дело служения внешнее нельзя почитать худым; не должно однакож думать, что оно-то и есть все, чем обязаны мы обществу. Помнить должно, что мы действуем пред Господом, Которого «се есть завещание, да любим друг друга» (1Иоан. 3:11), и Который, вверяя служение другим для укрепления любви, не оправдает тех, кои успели охладить ее сим служением, а еще менее тех, кои самое служение обращают в случай к делам, противным любви.    Итак, «всяка душа властем предержащим да повинуется», и повинуется Господа ради, да воздает всем должная, никому ничем не оставаясь должною, кроме любви. В этом сокращенно содержатся все наши обязанности к Богу, ближним и себе самим. Потому благочестно надеяться должно, что плод служения отечеству столько же велик, сколько велика награда благочестию и добродетели.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   (2) Темже противляяйся власти, Божию повелению противляется. Сим достаточно устрашил Апостол.     Противляющиися же себе суд приемлют, то есть делаются подлежащими наказаниям. Потом учит и о потребности начальства.    (3) Князи бо не суть боязнь добрым делом, но злым. Ибо наказывают живущих порочно.     Хощеши же ли не боятися власти? Благое твори, и имети будеши похвалу от него: (4) Божий бо слуга есть, тебе во благое. Апостол соделал начальника достойным уважения, назвав его Божиим слугою; побудил же и к деланию доброго, сказав, что начальники хвалят за доброе.     Аще ли злое твориши, бойся: не бо без ума мечь носит: Божий бо слуга есть, отмститель в гнев злое творящему. Если любишь доброе, почитай власть, как узаконяющую это, а если занимаешься противным тому, то бойся ее приговора, потому что поставлена Богом для наказания злых.    (5) Темже потреба повиноватися не, токмо за гнев, но и за совесть. Гневом Апостол называет наказание. Повелевает же повиноваться по той и другой причине — и по страху наказания, и чтобы выполнить должное, ибо сие назвалсовестию.    (6) Сего бо ради и дани даете: служителе бо Божии суть во истое сие пребывающе. Ты спишь, а начальник несет на себе общую о всех заботу; ты сидишь дома, а он для мира ведет войну.    (7) Воздадите убо всем должная: емуже убо урок, урок: а емуже дань, дань; а емуже страрх, страх: и емуже честь, честь. Апостол уроком называет поземельную подать, данию же сбор за право торговли, а должным именует не только сие, но и страх и честь, ибо сим обязаны начальникам подначальные.    (8) Ни единому же ничимже должни бывайте, точию еже любити друг друга, чтобы не только воздавать долг любви (а сей долг надлежит воздавать прежде всякого другого), но воздаянием сим увеличить любовь; потому что воздаяние во много крат увеличивает долг и делает любовь более горячею.     Любяй бо друга закон исполни. Почему и каким образом?    (9) Еже бо: не прелюбы сотвориши, не убиеши, не украдеши, не лжесвидетелствуеши, не похощеши, и аще кая ина заповедь, в сем словеси совершается: во еже возлюбиши искренняго твоего, якоже сам себе. Ибо кто хорошо к кому-либо расположен, тот не умерщвляет, кого любит, не прелюбодействует с его женою, не присваивает себе чего-либо принадлежащего любимому и не делает ничего иного, что причинило бы ему печаль. Ибо сие присовокупил Апостол:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010