Территория Слободской Украины, присоединенная в 1656 г., в церковном отношении также была подчинена патриарху (города Чугуев, Карпов, Хотмыжск, Обоянь, Вольный, Алешня, Каменный, Недригайлов - РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Д. 39). В 50-х гг. XVII в. 4 уезда Новгородской епархии - Валдайский, Боровичский, Крестецкий и Старорусский - были приписаны к вотчинам патриарших Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери монастыря (12 мон-рей и 45 приходских церквей в Тверской (см. Тверская и Кашинская епархия ), Новгородской (см. Новгородская и Старорусская епархия ), Полоцкой (см. Полоцкая и Глубокская епархия ) епархиях) и Кий-Островского Крестного Онежского мон-ря (земли в Каргопольском и Турчасовском уездах) (ПСЗ. С. 286, 367-368, 437-449). Решением Собора 1666-1667 гг. эти земли были возвращены епархиальным архиереям. В кон. 60-х - нач. 70-х гг. XVII в. новые города, возникшие на юж. окраинах страны, включены в состав П. о., пополнив пограничную Темниковскую десятину (г. Красная Слобода (ныне Краснослободск), Троицкий острог, Наровчатское городище, а также города Керенск (ныне с. Вадинск), Инсар, Саранск, Корсунь, Пенза, Белополье). К 90-м гг. XVII в. количество новых городов так возросло, что в составе П. о. возникли новые десятины: Пензенская (44 церкви), Верхне- и Нижнеломовская (77 церквей), Саранская, Мокшанская и Починковская (134 церкви), Керенская (28 церквей), Белопольская (17 церквей). В 60-х гг. XVII в. территория П. о. начала изменяться вслед. затяжной епархиальной реформы. Решением Собора 1666-1667 гг. в старых границах была восстановлена Коломенская епархия, создана Белгородская митрополия (см. в статьях: Белгородская и Старооскольская епархия , Курская и Рыльская епархия ), сформированная из земель П. о. (20 городов: Белгород, Курск, Ст. Оскол, Обоянь, Болхов, Карпов, Хотмыжск, Вольный, Алешня, Короча, Яблонов, Нов. Оскол, Верхососенск, Усерд, Ольшанск, Коротояк, Недригайлов, Валуйки, Чугуев, Каменный (МДИР. Т. 2. С. 428)). В 1668 г. произошел обмен землями между П. о. и Суздальской епархией . Близкие к Москве города Таруса, Калуга и Оболенск составили Калужскую десятину П. о. В 1668-1671 гг. Суздальской епархии из П. о. переданы десятина г. Юрьева-Польского, 32 церкви Медушской десятины, 10 церквей в вотчинах Троице-Сергиева мон-ря (см. Троице-Сергиева лавра ) и 20 церквей в Суздальском у. (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Д. 74. Л. 329 об.- 346). В 1672 г. учреждена Нижегородская епархия (см. Нижегородская и Арзамасская епархия ), которой отошли патриаршие города Н. Новгород, Алатырь, Курмыш, Ядрин. За патриархом были сохранены нижегородский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужской монастырь и Дудин Амвросиев во имя святителя Николая Чудотворца монастырь .

http://pravenc.ru/text/2579756.html

Прп. Никандр Псковский с видом Никандровой пуст. Резная икона. 1924 г. Мастер мон. Аполлос (ЦМиАР) Прп. Никандр Псковский с видом Никандровой пуст. Резная икона. 1924 г. Мастер мон. Аполлос (ЦМиАР) В 60-х гг. XVII в. текст Монастырской редакции дополнился 7 рассказами о чудесах 1663-1665 гг., они отмечены единством в проявлении авторского «я»: повествование ведется от 1-го лица, хотя автор не был участником или свидетелем событий, а только повествователем. Его информаторы - люди высокого социального положения (дворяне, стряпчий и диакон Софийского собора, игумен), почти все они связаны с Новгородом, ни один не назван псковичом. Возможно, рассказы о чудесах были записаны диаконом Софийского собора Петром, об исцелении которого говорится более подробно, чем о др. (Чудо 8). Об изменениях в историко-биографической части Новгородской редакции судить трудно, поскольку каждый из 4 сохранившихся списков имеет свои отличия, в основном сокращения. В 70-х гг. XVII в. к тексту Новгородской редакции были добавлены еще 3 рассказа о чудесах (вариант с 12 чудесами), при этом никаких изменений в тексте самого Жития сделано не было. Дополнения внесли, вероятнее всего, по инициативе братии и игумена Никандровой пуст. Один из рассказов (Чудо 10) был записан со слов игум. Макария, в рассказе «о погорении церквей» (Чудо 12) повествование ведется от лица игум. Илариона. В 1674-1679 гг. к 12 чудесам были добавлены краткие записи еще о 3 чудесах (вариант с 15 чудесами). К варианту 70-х гг. следует отнести и список из поморского сборника В. О. Ключевского (ГИМ. Музейск. 1510), хотя он и заканчивается описанием только 3 посмертных чудес, но текст историко-биографической части сходен с редакцией 70-х гг. XVII в. Специальный текст Жития составили для Собора 1687 г., где он был зачитан. Соборная редакция представлена 2 списками (РГИА. Ф. 834. Синод. 3786; БАН. Арх. Ком. 8) и является продолжением Новгородской редакции (вариант с 15 чудесами), в тексте читаются еще 5 дополнительных пространных рассказов о чудесах, последнее из к-рых датируется 1685 г.

http://pravenc.ru/text/2565254.html

Самые ранние из сохранившихся документов нач. XVII в. называют певч. специализации Г. п. д. внутри станиц: вершник , демественник , путник , нижник (5-м в станице обычно являлся 2-й путник, в 30-х гг. один из них назывался «большой»). С 50-х гг. такой состав стабилизировался в 1-й и 2-й станицах. В 70-х гг. в станице могло быть по 2 вершника или демественника и до 3 путников. Наиболее значительные перемены в организации хора происходили в кон. 70-х - нач. 80-х гг. XVII в. В последние годы правления царя Феодора Алексеевича Г. п. д. начали подразделяться на 2 хора. 1-й, государев хор, состоявший из мастеров древнерус. певч. искусства (из 1-3-й станиц; 14 чел.) во главе с Петром Васильевым Покровцом, пел в дворцовом Спасском соборе. 2-й хор был сформирован из «меньших», штатных Г. п. д. и тех, к-рые ранее не вносились в штатные росписи. Т. н. партесники (певшие в партесном стиле; всего 28-29 чел.) во главе с Осипом Седым пели в дворцовой ц. во имя мц. Евдокии; они представляли, вероятно, общий хор для членов царской семьи (цариц, царевичей, царевен). Однако иногда имя того или иного дьяка можно встретить в росписях то одного, то др. хора, следов., певец владел как искусством знаменного пения, так и партесным стилем. В 1680-1681 гг. из обоих хоров выделялись также 4 певчих для новой дворцовой ц. во имя мч. Иоанна Белгородского. В 1681-1683 гг. принцип разделения государева хора по дворцовым церквам сохранялся. Певцы, ранее именовавшиеся «евдокеинские», по новому месту службы при дворцовых соборах Воскресения и Иоанна Предтечи стали именоваться «воскресенские и предтечевские». Их количество возросло до 58, но среди них находилось 7 молодых «вспеваков», к-рые только обучались своему ремеслу, и 17 дьяков, выделявшихся для пения в ц. во имя Илии пророка. Дальнейшая реорганизация государева хора продолжалась в годы совместного правления царей Петра и Иоанна Алексеевичей. В 1683 г. все Г. п. д. (более 60 чел.) были подразделены следующим образом. Певцы под упр. уставщика Феодора Чекаловского именовались «партесники» и, составляя хор царя Иоанна, пели в Воскресенском соборе. Г. п. д., возглавлявшиеся уставщиком Петром Покровцом (т. н. старые певчие), образовывали хор царя Петра, к-рый пел в Спасском соборе. Во главе с Осипом Седым существовал также 2-й хор партесного пения, певцов к-рого до 1685 г. называли «[цариц и царевен] всех комнат крестовые певчие». Во 2-й пол. 80-х гг. место этого хора заняли отдельные хоры во главе со своими уставщиками.

http://pravenc.ru/text/166319.html

В 60-70-х гг. XVII в. на Украине постепенно формируется основной тип партесного К., складываются его характеристики, указывающие как на владение средствами европ. муз. письма, так и на проникновение национальных элементов, определяющих специфику этого жанра. Вершиной первого «украинского периода» развития партесного К. можно считать 2-ю пол. 70-х - нач. 80-х гг. XVII в. В это время работают такие выдающиеся укр. и белорус. композиторы, как Гавалевич, Дилецкий, И. Календа, С. Пекалицкий, Т. Шеверовский. Значение партесных К. в муз. культуре Украины, Белоруссии и России определяется тем, что они создавались как целостные муз. произведения на основе высоких по содержанию духовных текстов, в т. ч. покаянного характера; особо выделяются Великий канон свт. Андрея Критского, некоторые псалмы, погребальные стихиры прп. Иоанна Дамаскина и др. Создатели партесных К. рассматривали словесно-муз. произведение как целостность. Идея конкретного К. предполагала долгое рассмотрение, т. е. создание музыки, с одной стороны, выросшей из текста, а с другой - требовавшей его расширения. Это выразилось в том, что отдельные слова, фразы, предложения могли многократно повторяться и для большей убедительности слов, и для более обширного муз. развертывания. На этом базисе вырабатывается ритм движения текста, который подчиняется муз. законам. Т. о., организация во времени всецело зависит от композиторского замысла. Напр., начальное предложение погребальной стихиры прп. Иоанна Дамаскина «Плачу (плачуся) и рыдаю, егда помышляю смерть» в 4-голосном концерте, предположительно нач. 70-х гг. XVII в., занимает 11 тактов (см. изд.: Герасимова-Персидська. 1978. С. 27-32), а в 12-голосном, более позднем,- 56 тактов (см. изд.: Партесний концерт. 1976. С. 109-139). Партесный К. строится на основе неск. принципов, характерных для музыки эпохи барокко. Среди них первым является контраст, затрагивающий все уровни организации муз. материала. Само явление партесного К. в богослужении уже создает ярчайший контраст между традиц. монодийным пением и ярким звучанием хора.

http://pravenc.ru/text/2057176.html

Мученики Адриан и Наталия. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент Мученики Адриан и Наталия. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент А. изображается как средовек, с темными волосами и бородой, в хитоне и гиматии, мц. Наталия - в хитоне и мафории; как правило, в руках у святых кресты. Мученики представлены на мозаике кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.; фреске собора Св. Софии Киевской , сер. XI в.; мозаике Палатинской капеллы в Палермо, 1146-1151; на миниатюре греко-груз. рукописи (XV в. РНБ. O. I. 58. Л. 56об., 125об.); в росписи кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в. ц. Симеона Богоприимца в Зверином мон-ре в Новгороде (на сев. грани юго-вост. столпа); на рус. минейной иконе нач. XVII в. (ЦАК МДА); в настенном минологии ц. свт. Николая в Пелинове, 1717-1718 гг., на мозаике, 1894-1907 гг., работы В. И. Павлова в соборе Воскресения Христова (Спас на крови) в С.-Петербурге; также в патрональных изображениях: предположительно на обороте чудотворной иконы Божией Матери Знамение , 1169 г.,- мц. Наталия (Анастасия?) и ап. Петр (по предположению Э. С. Смирновой , изображены праведные Иоаким и Анна); на поле иконы 2-й пол. XVII в. «Первый Вселенский собор» (ГТГ) из Успенского собора Московского Кремля - мц. Наталия и прп. Алексий, человек Божий ; на иконе «Прп. Михаил Малеин и мц. Наталия, с избранными святыми на полях», кон. XVII - нач. XVIII в. (ГИМ) из Новодевичьего мон-ря в Москве (на голове у мученицы белый плат). В Большаковском подлиннике XVIII в. об А. сказано: «Рус аки Флор, ризы киноварь, у ворота вохра, испод лазорь, в правой руке крест, другая в ризе загнута» (26 авг.). В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., говорится, что А. «молодой, скончался, лишенный рук и ног»; описание кончины мученицы не соответствует тексту жития: «Супруга его Наталия, положившая ноги его в сосуд, была обезглавлена палачом» (Ч. 3. § 22. Авг. 26). Сюжеты из жития А. и мц. Наталии - рождество А., мученичество, перенесение мощей А., чудеса,- сохранились на реликварии XII в. (Музей искусств в Чикаго), миниатюрах рукописи ок. 1483 г. (Vindob. 2619).

http://pravenc.ru/text/63606.html

Появление новой формы записи Д. связано с изобретением в 60-70-х гг. XVI в. казанской нотации , к-рой стали записывать песнопения демественного и путевого стилей пения. С этого времени связь Д. с многоголосием становится очевидной благодаря наличию записей, излагающих один и тот же текст 2, 3, 4 раза, т. е. поголосно. Повторение текста зачастую сопровождается ремарками, определяющими ту или иную партию многоголосия. Обычно первой излагается партия Д.- этим подчеркивается ее основополагающее значение. Порядок записи др. партий многоголосия произвольный и меняется от источника к источнику. Так, в рукописи 60-70-х гг. XVI в. (РНБ. Солов. 763/690) 4-голосная «Вечная память» прп. Сергию Радонежскому записана последованием партий с указаниями: «демс», «пут», «верх», «низ». В 3-голосном многолетии нач. XVII в. (РГАДА. Ф. 188. 1708) партии изложены в следующем порядке: Д., низ, путь. В Демественнике нач. XVII в. (ГЦММК. Ф. 283. 15) после Д. следуют партии низа, верха и пути. Т. о., во всех случаях порядок изложения партий не соответствует высотным параметрам их звучания. Аналогичное явление наблюдается и в записях демественного многоголосия по партиям, к-рое появилось в посл. четв. XVII в. и свидетельствует о линеарной природе раннего рус. многоголосия. В отдельных рукописях кон. XVI в. можно встретить поголосное изложение партий демественного многоголосия дробным столповым знаменем (РГБ. Ф. 304. 427. Л. 804-806). Для указанного времени, после появления казанской нотации, такая запись представляется устаревшей. Поголосные записи песнопений «Радуйся, радуйся, Царице», «Светися, светися, новый Иерусалиме» выполнены почерком, отличным от предыдущих записей этой рукописи. Возможно, что писавший их не знал казанской нотации и воспроизвел более раннюю форму фиксации многоголосия. Партия Д., как и в ранее рассмотренных случаях, выписана первой. В задостойниках Пятидесятницы сопровождающей партией является «низ». В 4-голосном пасхальном задостойнике сопутствующие партии изложены без учета высотного уровня их звучания: низ, верх, путь.

http://pravenc.ru/text/171658.html

(В описании явления А. В. Авдию житие допускает хронологическую неточность: Бобрищев-Пушкин был наместником в Вязьме в 1692-1695 гг. Однако отнести явление преподобного к кон. XVII в. невозможно, потому что к 1679 г. существовала икона, на к-рой А. В. был изображен с зеленым деревцем в руке, и значение этого изображения было известно; кроме того, камень, на к-ром молился преподобный, к кон. XVII в. находился внутри мон-ря Всемилостивого Спаса «Нижнего», рядом с храмом, и т. о. был огражден от скверного и нечистого. С др. стороны, маловероятной представляется датировка явления преподобного 1525 г., поскольку неизвестны постройки над камнем преподобного или иконы А. В., датируемые XVI в. Вероятнее всего, явление А. В. Авдию имело место в 1-й пол. XVII в. и было близко по времени созданию мон-ря Всемилостивого Спаса и написанию иконы преподобного в 60-70-х гг. XVII в. По-видимому, житие, окончательно оформившееся в XIX в., указало неточную дату явления преподобного и необоснованно связало имена Авдия и Бобрищева-Пушкина.) Над камнем, на к-ром молился преподобный, стояла часовня, снесенная в 1863 г., на ее месте построили ц. Всех святых. На камне часто выступала вода, обладавшая по молитвам к святому целебными свойствами. В 1661 г. преподобный явился во сне благочестивому пастуху Сергию и, не благословив желание жителей города устроить церковь в свою честь в Преображенском («Спасском Верхнем») запустевшем мон-ре, повелел возобновить некогда существовавшую ц. Всемилостивого Спаса («Нижнего») «в главной крепости у наместничья двора», близ места своих подвигов ( Виноградов. С. 60). Храм был выстроен, Сергий, приняв постриг с именем Спиридон, основал при храме мон-рь и стал его первым строителем (см. Аркадиевский вяземский мон-рь ). Спустя нек-рое время Спиридон нашел некую икону, на к-рой «подпись слиняла вся, ничего не знать было». Он поновил образ, сделал к нему оклад, подписал: «Святой Аркадий» - и вложил икону в Троицкий собор Вязьмы. Кроме того, Спиридон попросил игум.

http://pravenc.ru/text/76054.html

С. Политическая история рус. канонизации (XI-XVI вв.). М., 1986. С. 177, 178, 183, 184; Гордиенко Э. А. Новгород в XVI в. и его духовная жизнь. СПб., 2001. С. 319, 380. М. В. Печников Иконография Г. известна в составе композиций Соборов Новгородских святых, где она представлена юной девой с округлым лицом, непокрытой головой и спускающимися на плечи волнистыми волосами с прямым пробором. Один из почитаемых «старинных» образов такого извода с изображением Софии Премудрости Божией и Г. в 6-м ряду находился «в ризнице Черниговской кафедры» ( Барсуков. Источники агиографии. Стб. 134; описание иконы: Филарет (Гумилевский). РСв. Май. С. 96-97). Наиболее раннее сохранившееся произведение с образом Г.- икона свящ. Георгия Алексеева «Новгородские святые» 1728 г. (ГТГ). Оглавное изображение Г. помещено в верхней части левой группы на прориси с иконы Собора Новгородских святых, предстоящих Софии Премудрости Божией, XVIII в. ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 399, 618-619); также на иконе «Ангел хранитель с избранными Новгородскими святыми» 1-й пол. XIX в. (НГОМЗ) - поясной образ Г. в платье с оплечьем; на эмалевом образе Новгородских чудотворцев 1866 г. в оправе мастера К. Рябкова, принадлежавшем свт. Филарету (Дроздову) , митр. Московскому (СПГИАХМЗ - Шитова Л. А. Рус. иконы в драгоценных окладах: Кон. XVII - нач. XX в. Серг. П., 2005. С. 178, 253),- на голове святой светлый плат. Г. включена в состав правой группы предстоящих Спасу Вседержителю на аналойной иконе «Собор всех святых Новгородских угодников» кон. XIX в. (?) из ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде (одета в платье и плащ, руки в молении сомкнуты ладонями), на подобной иконе из местного ряда нижнего иконостаса 60-х гг. XX в. того же храма (в верхнем ряду, голова покрыта платом, правая рука на груди). В иконографии Соборов русских святых изображение Г. находится в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг.

http://pravenc.ru/text/165131.html

КАССИАН († после 1573), Муезерский, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) КВАРТ (I в.), ап. от 70 (пам. 10 нояб., 4 янв.- в Соборе апостолов от 70, пам. визант. 10 нояб., 3 авг. и 30 июня; пам. зап. 3 нояб.) КЕСАРЬ (I в.), ап. от 70 (пам. 8 дек., 30 марта; пам. визант. 29 марта, 30 июня - в Соборе 70 апостолов) КИПРИАН († 1406), свт. (пам. 16 сент., 27 мая, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), митр. Киевский и всея Руси КИПРИАН († после 25.06.1598), прп., Стороженский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Новгородских святых и С.-Петербургских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых), основатель Никольского Стороженского мон-ря КИПРИАН († ранее 60-х гг. XVI в., Николаевский Тропский мон-рь), прп., Тропский, Ярославский (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), основатель Николаевского Тропского (Николо-Тропского) мон-ря КИПРИАН († 29.09.1293), прп., Устюжский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), основатель великоустюжского во имя арх. Михаила муж. мон-ря КИПРИАН (Нелидов Константин Алексеевич; 1901 - 1934), иером., прмч. (пам. 3 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) КИПРИАН Григорьевич Анников (1875-1937), мч. (пам. 21 окт., в Соборе Кемеровских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) КИПРИАН Александрович Яценко (1878- после 1930), мч. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Уфимских святых) КИПРИАН (XVII в.?), Христа ради юродивый, Карачевский, блж. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Всех святых, в земле Российской просиявших) КИПРИАН Киприан († 1622), Христа ради юродивый, Суздальский, Увотский., блж. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 7 июня - в Соборе Ивановских святых) КИРА Ивановна Оболенская (1889-1937), мц. (пам. 4 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_29.html

В 1648 г. первым настоятелем обители стал Досифей, «муж добродетелми украшен», келарем - Пафнутий (Еропкин), переведенный из Новоспасского мон-ря. В 1648-1654 гг. под руководством зодчего Григория Копыла был сооружен первоначальный комплекс монастырских зданий, в частности построена Воскресенская ц. (1648). Строительные работы финансировались из царской казны. Первоначально мон-рь именовался Преображенским, содержался Ртищевым (ДРВ. Ч. 18. С. 157). Открытие уч-ща и наименование храма во имя ап. Андрея относится к кон. нояб. 1652 г. Иером. Епифаний (Славинецкий) сочинил вирши, в к-рых назвал мон-рь Андреевским: «Во имя же Андреа, Христом первозваннаго апостола, обитель сия бысть созданна» (автограф Епифания в сб. сочинений Евфимия Чудовского 70-х гг. XVII в.- ГИМ. Син. 369, вклейка к л. 3). Мон-рь был ружным, состоял на хлебном денежном окладе гос. казны. До 70-х гг. XVII в. к А. м. были приписаны Донской иконы Божией Матери мон-рь в Москве, Марчуковская [Марчуговская] Зосимо-Савватиевская пуст. и др.; в 1682 г. сам А. м. был приписан к Заиконоспасскому московскому мон-рю в Китай-городе, возможно, потому, что в Заиконоспасском мон-ре готовилась к открытию Славяно-греко-латинская академия . В «Привилегии на академию» 1685 г., составленной для царевны Софии Алексеевны , говорится, что Андреевский мон-рь «придается» академии на том основании, что создан «ради во оном монастыре российского рода во просвещении свободных мудростей учения» (ДРВ. Ч. 6. С. 404). Наряду с рус. иноками в А. м. селились монахи из укр., белорус., литов. и др. правосл. мон-рей. По царскому указу туда принимали ученых людей, а также священников и диаконов, «в житии, и чине, и во чтении и пении церковном, и келейном правиле изрядных» (ДРВ. Ч. 18. С. 154). В 1650 г. в мон-ре жили прибывшие из Киева иеромонахи Епифаний (Славинецкий) и Арсений (Сатановский) , вместе составившие «Лексикон славяно-латинский». Перейдя в 1651 г. в Чудов Алексиевский мон-рь , Епифаний продолжал поддерживать связь с андреевской братией, в числе к-рой упоминается переводчик Исаия. В 1652 г. в А. м. поселились киевские певчие («вспеваки») с регентом и композитором Федором Тернопольским. Число братии в обители не превышало 60 чел., ученых старцев было не более 10-15; когда открылась Славяно-греко-латинская академия, они переселились в Заиконоспасский мон-рь.

http://pravenc.ru/text/115196.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010