В вестгот. эпоху в И. насчитывалось 77 еп-ств: 22 - в Карфагенской пров., 10 - в Бетике, 13 - в Лузитании, 9 - в Галлеции, 15 - в Тарраконской пров. и 8 - в Нарбонской Галлии (васконы оставались язычниками, на их землях еп-ств не было). В общественной жизни вестгот. И. епископы играли важную роль: они обладали широкими судебными полномочиями в церковных делах (в т. ч. в делах, связанных с иудеями, а также с язычеством и колдовством); выступали в качестве третейских судей в гражданских делах; осуществляли посреднические функции в конфликтах между представителями знатных родов; входили в состав королевского совета; следили за взиманием налогов. Хотя еще в VI в. епископы в И. получили право на 1/3 дохода с относящихся к их диоцезам земель (8-й канон Тарраконского Собора (516)), значительные денежные средства у Церкви появились только в VII в. благодаря пожертвованиям. Напр., при базилике св. Евлалии в Эмерите Августе был создан фонд помощи нуждающимся с начальным капиталом в 2 тыс. солидов ( Paulus Emeritanus. De vita patrum Emeritensium. 9//PL. 80. Col. 139). Вероятно, наличие свободных средств часто приводило к нарушениям, так что светские и церковные власти были вынуждены повторять постановления, запрещавшие клирикам заниматься ростовщичеством. Др. источником церковных доходов стала десятина, 1/3 к-рой получал епископ, 1/3 - местные клирики, а оставшаяся часть использовалась на общецерковные нужды. Распространение целибата в VI в. подкреплялось решениями Соборов, требовавших, чтобы священники избегали контактов с женщинами и проживали либо со своими матерями и сестрами, либо с братьями и товарищами (1-й канон Тарраконского Собора (516); 6-й и 7-й каноны Герундского (Жиронского) Собора (517); 3-й канон II Толедского Собора (527); 15-й канон Илердского (Леридского) Собора (546)). Если у священников уже были дети, то, достигнув 18 лет, они в присутствии клира и народа должны были проходить собеседование с епископом; если же оказывались достойны и изъявляли желание не вступать в брак, то после 3-летнего испытания поставлялись в субдиаконы. В VII в. многие епископы стремились сохранить кафедры за родственниками - братьями и племянниками; известно о династиях епископов.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Ввиду того что Кодекс канонов восточных церквей является общим для всех униатских церквей, в нем содержатся многочисленные отсылки к правовым нормам отдельных церквей, право которых рассматривается как частное (партикулярное). Кодекс канонов восточных церквей в своих положениях, естественно в большей мере, чем латинский Кодекс, сообразуется с древними канонами. В соответствии с традицией восточных номоканонов он разделен на титулы. «За первыми шестью вводными канонами следуют титулы: 1) Верующие христиане и совокупность их прав и обязанностей (каноны 7–26); 2) Церкви sui juris и обряды (каноны 27–41); 3) Высший авторитет Церкви (каноны 42–54); 4) Церкви – Патриархаты (каноны 55–150); 5) Церкви – великие архиепископства (каноны 151–154); 6) Церкви – митрополии и все прочие Церкви sui juris (каноны 155–176); 7) Епархии и епископы (каноны 177–310); 8) Экзархаты и экзархи (каноны 311–321); 9) Ассамблеи иерархов различных церквей sui juris (канон 322); 10) Духовные лица (каноны 323–398); 11) Миряне (каноны 399–409); 12) Монахи и все прочие монашествующие и члены других институтов посвященной жизни (каноны 410–571); 13) Ассоциации верующих христиан (каноны 572–583); 14) Евангелизация народов (каноны 584–594); 15) Церковное учительство (каноны 595–666); 16) Богослужение и, особо, Таинства (каноны 667–895); 17) Крещеные не католики, вступающие в полное общение с Католической церковью (каноны 896–901); 18) Экуменизм, или Движение за христианское единство (каноны 902–908); 19) Юридические лица и юридические действия (каноны 909–935); 20) Должности (каноны 936–978); 21) Власть управления (каноны 979–995); 22) Обжалование административных решений (каноны 996–1006); 23) Временное имущество Церкви (каноны 1007–1054); 24) Судебные процессы в общем (каноны 1055–1184); 25) Спорный судебный процесс (каноны 1185–1356); 26) Некоторые особые процессы (каноны 1357–1400); 27) Карающие санкции в Церкви (каноны 1401–1467); 28) Процедура наложения наказаний (каноны 1468–1487); 29) Закон, обычай и административные действия (каноны 1488–1539); 30) Срок давности (prescrizione) и подсчет времени (каноны 1540–1546)» 504 . 1.4.Правовые источники Протестантских Церквей

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Кн. V «Имущество Церкви» (De bonis Ecclesiae temporalibus; 4 титула, каноны 1254-1310) содержит нормы церковно-имущественных правоотношений (приобретение и управление церковным имуществом, его отчуждение, деятельность благотворительных орг-ций). Кн. VI «Санкции в Церкви» (De sanctionibus in Ecclesia; каноны 1311-1399) состоит из 2 частей: 1-я содержит общие канонические принципы, определяющие церковные преступления и наказания (De delictis et poenis in genere; 6 титулов, каноны 1311-1363); 2-я часть касается наказаний за отдельные виды канонических преступлений (De poenis in singula delicta; 7 титулов, каноны 1364-1399). Кн. VII «Процессы» (De processibus; каноны 1400-1752) состоит из 5 частей: 1-я посвящена вопросам церковного судопроизводства в целом (De iudiciis in genere; каноны 1400-1500), т. е. границам церковной юрисдикции, ступеням и видам церковных судов, порядку судопроизводства, сторонам в судебном деле, искам и отводам; 2-я часть «Судебное разбирательство споров» (De iudicio contentioso; каноны 1501-1670) содержит 2 раздела: о процессуальных нормах ординарного судебного разбирательства (De iudicio contentioso ordinario; 11 титулов, каноны 1501-1655) и устного спорного процесса (De processu contentioso orali; каноны 1656-1670); 3-я часть включает нормы некоторых особых процессов (De quibusdam processibus specialibus; 3 титула, каноны 1671-1716), таких как бракоразводный и о несостоятельности рукоположения; 4-я часть посвящена карающему процессу (De processu poenali; 3 титула, каноны 1717-1731); в 2 разделах 5-й части излагается порядок действий при адм. обжалованиях, а также при отстранении настоятелей прихода и при их переводе на др. должность (De ratione procedendi in recursibus administrativis atque in parochis amovendis vel transferendis; каноны 1732-1752). Особенности C. i. c. отражает выработанную II Ватиканским Собором экклезиологию, представленную в догматической конституции о Церкви «Lumen gentium», согласно к-рой Церковь рассматривается как Народ Божий, где миряне, клирики и монашествующие являются собранием верующих во Христа, и канонически закреплен принцип равенства всех верующих как членов Церкви (CIC.

http://pravenc.ru/text/1841634.html

Имея в виду каноны, написанные Феофаном и его предшественниками, Иосиф, как видно, восполнял прежние неполные минеи, ибо редко встречаются каноны, написанные им и другими песнописцами одним и тем же святым, исключая важнейшие праздники и святых, коим и по уставам полагается не по одному канону 43 . Андреем критским , Космою Маюмским и Иоанном Дамаскиным написаны каноны на Господские и Богородичные праздники. Иосиф пишет на предпразднества великих праздников и на менее значительные праздники: на праздники. Положения ризы и пояса Богоматери июля 2 и августа 31. Иоанн Дамаскин написал два канона архангелам 8 ноября, Иосиф пишет на 6 сентября и на 26 марта (он же и 13 июля). Андрей критский написал каноны Маккавеям (1 авг.) и Предтече (29 авг.). Иоанн Дамаскин написал каноны ветхозаветным великим пророкам: Предтече 24 июня и 29 авг. 2-й, Илии и Елиссею. Феофан написал каноны другим пророкам ветхозаветным 44 (16) и кроме того Захарии, отцу Иоанна Крестителя (5 сент.) и самому Иоанну Крестителю (7 янв.). Иосиф пишет каноны пророку Самуилу, всем праотцам и второй Илии. Иоанн Дамаския написал каноны апостолам 29 июня Петру и Павлу два, и Андрею первозванному 30 ноября один 45 . Феофан поставил себе целию написать каноны прочим 10 апостолам из 12; написал канон всему собору их 30 июня, также каноны важнейшим из 70: св. Марку и Луке, Иакову, брату Господню, Тимофею, Титу, Онисиму, Варнаве. Иосиф пишет второй канон Иоанну Богослову 26 сент., канон ап. Петру на праздник вериги его (16 янв.). Но в отношении к 70 апостолам поле оставалось мало возделанным и вот он пишет канон собору 70 апостолов 4 января и не менее 17 канонов сим апостолам единично и по группам расположенным в разные дни года 46 . Патриарх Герман, Андрей критский , Иоанн Дамаскин и другие написали весьма немногие каноны прочим святым. Феофан написал весьма многие каноны и притом известнейшим и наиболее чтимым: мученикам и мученицам, святителям, преподобным и другим; им написано не мало канонов и современным ему исповедникам, пострадавшим от иконоборцев. На долю Иосифа оставались немногие известнейшие святые, которым пр. Феофан не успел написать канонов, и затем святые менее известные. Если обратить внимание на количество канонов того и другого писателя по месяцам; то большее число канонов Иосифа падает на месяцы март и апрель, – это объясняется тем, что Иосиф дополнял прежние минеи. В древних месяцесловах и других памятниках агиологии весьма мало полагалось святых в месяцах марте великопостном и апреле пасхальном, и вот в марте Феофановых канонов 11, Иосифовых 29, в апреле Феофановых 13, Иосифовых 28 47 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

соб. которые включены были в канонический сборник позднее канонов IV собора. Раньше всех других были соединены в один сборник каноны соборов анкирского и неокесарийского, которые собирались одновременно в Понте; к ним прибавлены были затем каноны собора гангрского, также собиравшегося в Понте; а впереди всех поставлены каноны I всел. собора. Позднее к упомянутым соборам прибавлены были каноны антиохийского собора 341 года. В этом составе канонический сборник ходил по рукам членов собора халкидонского 451 года, и из него в разных заседаниях собора были прочитываемы вслух каноны, с обозначением при том прочитываемых канонов известными нумерами 732 . Эти нумера соответствуют предполагаемому исследователями составу древнего сборника, который должен был заключать в себе каноны никейские, анкирские, неокесарийские, гангрские и в конце сборника антиохийские. В пятом же столетии включены были в канонический сборник неизвестным собирателем каноны лаодикийского и константинопольского 381 г. (II всел.), несколько позднее каноны халкидонского (IV всел.), еще позднее сардикского собора 733 , затем ефесского (III всел.) и наконец правила апостольские. Таким образом, к половине шестого столетия сборник канонов заключал в себе правила четырех вселенских и шести поместных соборов: этим материалом воспользовался Иоанн Схоластик для составления своего систематического сборника 734 . На западе, именно в римской церкви, первоначально соединены были в одно целое никейские каноны, переведенные на латинский язык, и каноны сардикские, которых не нужно было переводить ни с греческого на латинский, ни с латинского на греческий, так как они на самом соборе сардикском получили двойную редакцию на том в другом языке 735 . Каноны никейские и сардикские были не только соединены в один сборник, но даже те и другие принимались за каноны одного и того же собора никейского. Путем перевода затем других восточных канонов возникли на западе более обширные сборники. Наукой констатированы именно, за время, предшествовавшее Дионисию Малому, два своеобразных перевода на латинский язык греческих канонов, сделанные не вдруг, а постепенно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Вообще, Св. Писание и Св. Предание потребны церковному праву для того, чтобы познать основы устройства и управления церкви, или так называемое jus divinum. А что именно составляет это jus divinum и чем оно считается в христианской церкви, об этом учат символические книги, точно и подробно излагающие церковное учение. В православной церкви две такие книги, а именно: а) Православное исповедание кафолической и апостольской восточной церкви 186 и б) Послание патриархов восточно-кафолической церкви о православной вере 187 . Сюда входит еще и Пространный христианский катехизис православной кафолической восточной церкви 188 . § 22. 2. Каноны Канонами, как мы видели, называются церковные законы, содержащиеся в основном каноническом сборнике и обязательные для всей церкви. Этот основной канонический сборник составлялся постепенно и был совершенно закончен в 883 году и издан в форме номоканона в XIV титлов. В нем содержатся каноны Вселенских соборов, десяти поместных соборов и тринадцати св. отцов. Это основные каноны православной церкви. В Афинской Синтагме к этим основным канонам добавлены, под заглавием Διαφορ, еще несколько канонических предписаний из различных сочинений Василия Великого , Иоанна Златоуста и св. Афанасия, а также синодальные ответы Константинопольского патриарха Николая, каноны Никифора Исповедника и собрание канонов Иоанна Постника , после чего замечено, что этим каноны заканчиваются ( Τλος τν ερν καννων). Так говорится в Афинской Синтагме. А так как эта Синтагма одобрена синодами главных нынешних православных поместных церквей и, прежде всего Константинопольским патриаршим синодом, то и мы должны считать обязательными для всей церкви все те каноны, которые в таком значении внесены в эту Синтагму, значит, не только каноны, содержащиеся в основном каноническом сборнике, но и приведенные в Διαφορ. Каноны, содержащиеся в основном каноническом сборнике, – следующие: 1) каноны святых апостолов; 2) каноны Вселенских соборов как то: а) Никейского первого, б) Константинопольского первого, в) Ефесского, г) Халкидонского, д) Трулльского и е) Никейского второго; 3) каноны поместных соборов, а именно: а) Анкирского, б) Неокесарийского, в) Гангрского, г) Антиохийского, д) Лаодикийского, е) Сардикийского, ж) Константинопольского при Нектарие, – и все они IV века, з) Карфагенского 419 года, и) Константинопольского 861 года, й) Константинопольского 879 года; 4) каноны святых отцов, именно: а) Дионисия Александрийского , б) Григория Неокесарийского , в) Петра Александрийского , г) Афанасия Великого , д) Василия Великого , е) Тимофея Александрийского, ж) Григория Богослова , з) Амфилохия Иконийского , и) Григория Нисского , й) Феофила Александрийского, к) Кирилла Александрийского , л) Геннадия Константинопольского и м) Тарасия Константинопольского .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Каноны, принятые Шаапиванским собором (444 г.) в области Багреванд, – отражение тяжелейшего положения, в котором страна оказалась под властью персидских марзпанов (наместников), чрезвычайно усиливших налоговый и религиозный гнет. В Шаапиванском соборе, основной задачей которого было установление канонов с целью облегчения тяжелого положения армянского населения, принимал участие армянский князь Васак Сюни – персидский марзпан Армении. Почти тайный созыв собора, участие в нем представителей различных армянских областей, перечень вопросов, которые должен был рассмотреть собор, а также добровольная готовность его участников подчиниться установленным канонам свидетельствуют о выдающейся роли Шаапиванского собора. Несмотря на то что Аштишатский собор 354 г. был созван намного раньше Шаапиванского, только у Павстоса Бузандаци сохранилось изложение содержания его канонов, тогда как каноны Шаапиванского собора в VIII в. вошли в «Канонагирк» Ованеса Одзнеци, а в конце XII в. – в Судебник Мхитара Гоша. Помимо этого некоторые Шаапиванские каноны были включены также в Судебник Смбата Спарапета. Канонический устав, принятый Шаапиванским собором, состоял из Введения, в котором описывается бедственное положение страны накануне принятия канонов (беззаконие, нравственное опустошение, рост преступности), а также формулы, утверждающей каноны Никейского, Константинопольского и Эфесского Вселенских соборов, каноны Григория Просветителя, Нерсеса Великого, Саака Партева, Месропа Маштоца, апостольские каноны и все те прибавления, которые собор найдет необходимым. Таким образом, постановлением Шаапиванского собора церковные каноны получили силу гражданского закона. Каноны поделены на 20 глав. 1-й и 2-й каноны посвящены духовным лицам и членам их семей, находящимся в скверне или в блуде; из установленных за это наказаний следует, что в отношении монашествующих и женатых духовных лиц, уличенных в этих преступлениях, проявляется особая нетерпимость. 3, 4, 5, 6 и 7-й каноны относятся к мирянам и устанавливают наказания за допущенные ими преступления сексуального характера, а также регулируют взаимоотношения между супругами в случае развода и раздела их общего имущества.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— Каноническая церковь  — это само слово «каноническая», от слова «канон». Это группа верующих, которая живет по канонам Церкви. У каждого государства есть свои законы, своя конституция. И все граждане государства должны жить согласно своей конституции. Если человек живет по Конституции, значит, у него все хорошо, все гладко, все нормально. Если он нарушает конституцию, то его действия называются антиконституционными, и за это человека, осуждают, или штрафуют, или садят в тюрьму. Церковь имеет свою конституцию, эти каноны. Если мы живем по канонам, то мы называемся каноническая Церковь, а если мы нарушаем каноны, мы называемся антиканоническая Церковь. Если человек нарушает каноны церковные, то мы за это не штрафуем и не сажаем в тюрьму. Это не наши меры. Но у нас есть такая мера, когда мы присекаем молитвенное и евхаристическое общение с такими людьми. И таким образом отсекаем их от себя, отделяем себя от них. И наша каноническая Церковь в этих непростых условиях старается не нарушать никакие церковные каноны. Вот, если кто хочет детально узнать, в чем каноны Церкви состоят, есть такая книга, которая называется «Правила и каноны церковные». Можно открыть и почитать эту книгу и посмотреть, как христиане, как Церковь должна себя вести, как жить, чтобы она была в пределах канонов. Эти каноны, они написаны людьми, но под вдохновением Духа Святого. Поэтому, кто содержит эти духовные каноны, тот сам наполняется благодатью Святого Духа. Кто нарушает эти каноны, тот лишается этой благодати Святого Духа, который передается через эти каноны. — Я хотел бы Вас сейчас спросить о последних событиях в нашей стране. А точнее о том периоде, когда была создана новая религиозная организация, которую назвали «Православной церковью Украины». Многие ее сторонники после создания этой новообразованной структуры то ли при поддержке, то ли с молчаливого соглашения властей начали захватывать храмы. Кроме того, есть факты случаев избиения священников, верующих, гонения священнослужителей. На данный момент захвачены уже десятки храмов, в Верховной Раде на рассмотрении лежат законопроекты, которые Церковь называет дискриминационными. Так вот, я хочу спросить, какая ситуация сейчас на самом деле? Спрашиваю, потому что есть ощущение, что ситуация меняется. Соответствует ли это действительности и что в принципе необходимо сейчас делать, чтобы эти современные гонения, нападки на Церковь, полностью прекратились?

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5478556...

Помимо этого соображения очевидно также, что каноны, приписываемые святому Иоанну Постнику, не сохранились точно в том виде, в каком они вышли из под его пера, но претерпели определенные изменения посредством некоторых сокращений, сделанных переписчиками, которым, вероятно, и обязаны догматические ошибки. Очень может быть, что к таковым подложным канонам, приписываемым Иоанну Постнику, относится 2-ой канон V-VI Собора, гласящий: " Никому да не будет позволено... кроме предложенных правил принимать другие, с подложными подписаниями составленные некими людьми, дерзнувшими торгашествовать истиной " . Из всех этих соображений становится очевидным, что рассматриваемые каноны были заподозрены в некоей ереси, или заблуждении против правой веры, и поэтому они не были утверждены V-VI Вселенским Собором. На основании всего сказанного выше, теоретически и практически, мы заключаем, что только каноны, предписанные или утвержденные Вселенскими Соборами, надежно указывают и обеспечивают правильность, так как опираются на непогрешимость Церкви. Конечно, этим мы не хотим поддержать мнение, что все прочие каноны не содержат истины, что они ошибочны или что мы должны их отвергнуть. Напротив, весьма вероятно, что грядущий Вселенский Собор утвердит многие из них, и таким образом они обретут вселенский и безусловный авторитет. Однако до этого момента у нас не может быть полной уверенности в их Непогрешимости и правильности, какую обеспечивают нам лишь каноны Вселенских Соборов. По этим причинам собственно канонами, канонами в исконном смысле слова, могут быть названы - и являются таковыми - только каноны Вселенских Соборов, а также каноны, утвержденные ими. Как известно, словом " канон " изначально называлась деревянная трость (линейка), которую использовали для проведения прямой линии или для проверки прямизны какой-либо линии. А в переносном смысле каноном называется все, что служит образцом для правильного выполнения какого-либо дела как руководство или критерий. Таким образом, и каноны Вселенских Соборов, обеспечивающие правильность, истину, являют собой образец для каждого верующего, на основании которого он должен строить свою жизнь или проверять правильность своих поступков. Каноны представляют собой единую меру, единый непогрешимый критерий. По ним оцениваются деяния верующих, пастырей и пасомых. Каноны составляют единую норму совершенства, и чем более кто-либо согласует с ними свои поступки, действия и всю свою жизнь, тем более совершенным, святым и праведным он должен становиться. Напротив, всякий, кто удаляется от них, удаляется от правильности, от совершенства, от праведности и святости. 4. СИЛА СВЯЩЕННЫХ КАНОНОВ

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/177/...

И на западе в разных странах явились более или менее систематизированные сборники канонов. В северной Африке, которая весьма долгое время руководствовалась своим африканским каноническим кодексом 751 , из греческих же соборов имела лишь каноны I всел. собора, современник Иоанна Схоластика, карфагенский дьякон Фульгенций Ферранд составил в 546 году сборник извлечений из греческих и африканских канонов (breviatio canonum) в 232 параграфах: греческие каноны изложены здесь в извлечении, сделанном по так называемой исидоровской или испанской версии. Параграфы расположены по сходству содержания, так что сначала идут каноны, относящиеся к духовенству, затем каноны, имеющие приложение к мирянам, а в заключение каноны, общего характера. В той же северной Африке, около 690 г., епископом Кресконием был составлен новый сборник (breviarium canonum), основанный на двух сборниках Дионисия Малого, но так, что и каноны соборов, и декреталы пап расположены здесь не в хронологическом порядке, а по содержанию под 300 титулами. В Испании около 572 г. епископ Мартин брагский составил канонический сборник, (capitula Martini Bracarensis), в котором поместил преимущественно каноны греческих соборов, но также африканских, испанских (как напр. толедского, брагского) и галльских (турского, агатского). Сборник состоит из 84 глав и распадается на две книги, из которых первая относится к епископу и клиру, вторая к мирянам 752 . В конце VI или в VII в. небольшой сборник Мартина брагского вошел, как составная часть, в более обширный сборник, разделяющийся, по примеру сборника Дионисия Малого, на две части. Первая часть содержит в себе каноны семи греческих соборов в исидоровской версии, затем каноны африканских соборов, в том числе под именем карфагенского собора 398 г. statuta ecclesiae antiqua, каноны десяти галльских и четырнадцати испанских соборов (между последними также capitula Martini Bracarensis). Вторая часть образовалась из второго сборника Дионисия, т. е. из папских декреталов, только здесь вставлено много новых под именами тех пап, которым они принадлежат.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010