Во втором предисловии к переводам содержится принадлежащая архим. Амвросию популярная биографическая справка о Схоларии, основанная на уже во многом устаревшей литературе (см. с. 12, прим. 2). Так, в свете исследований Мари-Элен Бланше 6 уже не приходится говорить о трех патриаршествах Геннадия (с. 27), что считалось общепризнанным в историографии XX в., но только об одном, первом, которое продлилось два года (с 6 января 1454 по январь 1456 гг.). Соответственно утверждение архим. Амвросия, которое он делает вслед за М. Жюжи, о том, что гомилия на Успение была написана, когда Схоларию «пришлось в третий раз принять правление Церковью » (с. 149), в настоящее время не может быть принято. Данное мнение основано на колофоне рукописей гомилии: «Написано в монастыре Всеблаженной и прочитано в праздник Успения в наше третье насильственное возвращение в конце 12 индикта в год 72 [=1464]» 7 . Как показывает М.-Э. Бланше, речь в этом случае не идет о насильственном возвращении Геннадия на патриаршество 8 . Лишено оснований утверждение архим. Амвросия о том, что Геннадий Схоларий причислен к лику святых 9 и его память празднуется в Греческой Церкви 31 августа (с. 27). На самом деле 31 августа – день памяти свт. Геннадия I Константинопольского (458–471) 10 . В синаксарях греческих Церквей у свт. Геннадия I есть также памяти 17 ноября (основная для современных греков) и 25 августа 11 . В качестве доказательства отсутствия канонизации и почитания Схолария во святых можно также привести следующие факты. В томосе Константинопольского Собора 1691 г., целью которого было утвердить православность термина «пресуществление» (μετουσωσις), Схоларий упоминается как первый из учителей Православной Церкви, употреблявших данное слово. При этом он именуется просто «защитником благочестия господином Геннадием Схоларием » 12 , хотя в данном контексте составителям томоса было бы выгодно сослаться на патр. Геннадия как на святого, если он действительно к тому времени был канонизирован греками. Стоит также упомянуть знаменитую мозаику, расположенную в центральном входе в Константинопольскую Патриархию на Фанаре, на которой султан Мехмед II вручает фирман патр. Геннадию. Изображение Схолария на этой мозаике не содержит никаких признаков почитания его во святых 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

Пресс-служба Московской Патриархии знакомит читателей нашего сайта с историей православной миссии на полуострове. 30 вересня 2005 р. 12:35 Чудов монастырь [Icmopuчha Один из самых древних московских монастырей, Чудов, был основан свт. Алексием, митрополитом Московским, в 1365 году в память о чудесном исцелении от слепоты Тайдулы (Тайболы), жены хана Золотой Орды Джанибека. 21 вересня 2005 р. 11:38 Храм во имя прп. Сергия Радонежского на Красном холме Куликова поля [Icmopuчha 21 сентября 2005 г., в день 625-летия Куликовской битвы, Патриарх совершил торжественное богослужение в храме прп. Сергия Радонежского на Красном Холме. Этот храм был воздвигнут в начале XX века по инициативе духовенства Тульской губернии. Автором проекта здания церкви был знаменитый архитектор А.В. Щусев. 20 вересня 2005 р. 20:16 История праздника Рождества Пресвятой Богородицы [Icmopuчha В статье рассматривается история возникновения и литургического развития праздника Рождества Пресвятой Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии 19 вересня 2005 р. 17:17 Из истории Туровской епархии [Icmopuчha Туровская епископская кафедра была основана в 1005 г. и является второй по древности среди православных епархий Беларуси 12 вересня 2005 р. 12:37 Праздник Положения Пояса Пресвятой Богородицы [Icmopuчha 31 августа (13 сентября по новому стилю), в последний день церковного года, совершается праздник Положения Пояса Пресвятой Богородицы 31 серпня 2005 р. 22:01 История Донской иконы Божией Матери [Icmopuчha Празднование в честь чудотворной Донской иконы Пресвятой Богородицы установлено в память знаменательнейшего события русской истории — Куликовской битвы 1380 г. 15 липня 2005 р. 11:11 15 июля Православная Церковь отмечает праздник в честь положения Честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне [Icmopuчha По преданию, Риза Божией Матери была обретена в Назарете в 471 году и перенесена в Влахернский храм в Константинополе. Впоследствии в драгоценный ковчег с ризой были положены также омофор Пречистой и часть Ее пояса.

http://patriarchia.ru/ua/db/historique/1...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГЕННАДИЙ I КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Икона святителя Геннадия Константинопольского Геннадий I (+ 471 ), патриарх Константинопольский , святитель Память 31 августа , 17 ноября (Греч. ) и в Соборе Константинопольских святителей (Греч.) Был поставлен на престол Константинопольской Церкви в 458 году, в царствование святого благоверного царя Льва Великого . О его жизни известно из книги " Луг духовный " , где были записаны рассказы иноков обители Салама (близ Александрии) преподобных Софрония и Иоанна. Эти иноки при патриархе Геннадии были клириками Константинопольской Церкви. Святитель Геннадий отличался кротостью, терпением, чистотой и воздержанием. О силе его молитвы можно судить из следующего случая: в церкви святого мученика Елевферия в Константинополе был недостойный клирик Харисим, проводивший жизнь в лености, нечистоте и даже занимавшийся разбоем и волшебством. Святитель Геннадий долго с кротостью и терпением увещевал его, но Харисим не изменял своего поведения. Патриарх прибег к строгости и повелел дать недостойному клирику несколько ударов для вразумления. Но и после наказания он не исправился. Тогда святитель Геннадий поручил своему посланцу обратиться от его имени к святому мученику Елевферию , в церкви которого служил Харисим. Придя в храм, посланник патриарха стал перед алтарем, протянул руку ко гробу мученика и сказал: " Святой мученик Елевферий! Патриарх Геннадий возвещает тебе через меня грешного, что клирик Харисим, служащий в твоем храме, совершает многие беззакония и творит соблазны; посему ты или исправь его, или отсеки его от Церкви " . На следующее утро Харисим был найден мертвым. Другой случай, свидетельствующий о великой силе молитвы святителя Геннадия, произошел с одним живописцем, который осмелился написать образ Христа, придав Спасителю черты языческого божества Зевса. Рука живописца, совершившая такое святотатство, тотчас иссохла. Живописец принес в церкви покаяние, исповедав при всех свой грех Патриарху. Святитель Геннадий помолился о согрешившем, и рука живописца исцелилась. Святитель Геннадий Константинопольский. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Монастырь Дионисиат. Афон. 1547 г. Редакция текста от: 29.10.2020 07:29:03 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/6924.html

1424 В русской литературе об этом празднике можно читать у проф. M. С. Гуляева, „Ветхозаветный праздник Пасхи“, Воскр. Чт., XXV 11 и особенно в труде А. Оссиева, „Древнееврейский обряд праздника Пасхи и его символическое и прообразовательное значение“, Казань, 1909. 1425 По позднейшему ритуалу отец семейства должен был, изъясияя это значение праздника, совершить возлияние четырех чаш вина, в память четырех обещаний, сделанных Богом, Исх.6:6–7 . Хлебы без закваски напоминали скорость, с которою Израиль покинул Египет ( Исх.22:17,39 ; Втор.16:31 ), горькие травы – жестокие страдания во время рабства. Рядом с этим значением Пасхи, как воспоминания об исходе из Египта, она имела другое более важное значение: она была воспоминанием избрания Израиля, как народа Божия, а хлебы опресночные, символ чистоты нравственной, напоминали Израилю, что он „народ святой“, который должен предохранять себя от нравственной порчи. Очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы безквасны (1Kop.5:7). Агнец пасхальный есть прообраз Иисуса Христа, Его крестной жертвы. Господь есть истинный Агнец: Се агнец Божий ( Ин.1:29 ); ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас ( 1Кор.5:7 , 1Пет.1:19 ; Откр.21:22–23:27 ). По причине этой прообразовательной черты агнец пасхальный должен был быть без порока и его кости не должны быть сокрушаемы ( Ин.19:39 ). Агнец пасхальный был истинною жертвою, вместе очистительною и мирною; также и Иисус Христос принес Себя на кресте в жертву за наши грехи, и учредил накануне Своей смерти истинную жертву мира и благодарения – св. Евхаристию. См. рис. 101 Пр. пер. 1427 „Festum septimanarum est dies ille, quo lex data fuit“, говорит Маймонид, More Neboukim, III, 43, перевод J. Buxstorf’a, 1629, p. 471. Бл. Августина, Contra Faust., XXXII, 12; t. XLII, col. 503; бл. Иеронима, Ep. LXXVIII, ad Fab. 12, t. XXII, col. 707; св. Льва Великого , Serm. LXXV de Pent., I, t. LIV, col. 400. [Русская литература: проф. M. C. Гуляева, „Праздники Пятидесятницы и Кущей“, Воскр. Чт., XXV, 13, прот. Η. П. Добронравова, „Ветхозаветный праздник Пятидесятницы“, Москва, 1894. Пер.].

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

18 (31) августа. Мучеников Флора и Лавра. Преподобного Иоанна Рыльского (946 г.), основателя монашества в Болгарии. Иконы Божией Матери, именуемой «Всецарица». 19 августа (1 сентября). Донской иконы Божией Матери. 23 августа (5 сентября). Священномученика Иринея, епископа Лионского (202 г.). 24 августа (6 сентября). Перенесение мощей святителя Московского Петра, всея России чудотворца (1479 г.). 26 августа (8 сентября). Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (1395 г.). 27 августа (9 сентября). Преподобного Пимена Великого (около 450 г.). 28 августа (10 сентября). Обретение мощей преподобного Иова Почаевского (1659 г.). Память отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих. 29 августа (11 сентября). Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. 30 августа (12 сентября). Обретение мощей благоверного князя Даниила Московского (1652 г.). Перенесение мощей благоверного князя Александра Невского (1724 г.). 31 августа (13 сентября). Положение честного пояса Пресвятой Богородицы (ок. 408 г.) Священномученика Киприана Карфагенского (258 г.). Святителя Геннадия, патриарха Цареградского (471 г.). 49 Богоотцы (др. – греч. «теопатерес») – название, используемое в святоотеческом и литургическом предании по отношению к некоторым библейским праведникам, родственникам Иисуса Христа по плоти: пророку Давиду; святому праведному Иосифу Обручнику и святым праведным Иоакиму и Анне, родителям Приснодевы Марии. 50 Следует отметить, что празднование дней памяти святых, приходящееся на конец февраля – начало марта зависит от того, является год високосным либо нет. Так память преподобного Кассиана Римлянина в високосный год празднуется 29 февраля, в остальные годы – 28-го. В високосном году все празднования, приходящиеся на период с 17 февраля (2 марта) по 24 февраля (9 марта) смещаются на день назад. Читать далее Источник: Справочник православного человека/[ред.-сост. Пономарев В.]. - Москва : Даниловский благовестник, 2006-./Ч. 4: Православные посты и праздники. - 2009. - 207 с. ISBN 978-5-89101-363-6

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Память св. Прокла Церковь празднует 20 ноября. По отшествии его ко Господу, избирается блаженный 446 г. 39) Флавиан, – патриаршествовавший три года. Хранятся два послания его, исполненные ревности по благочестию. За мужественное исповедание православной Веры и обличение еретиков монофизитов, равно как и беззаконного их собора, он претерпел тяжкие побои, от коих и скончался. Память его Церковь празднует 16 февраля. Преемником его был 449 г. 40) Анатолий, из пресвитеров александрийских. При нем скончался император Феодосий Малый и воцарился Маркиан (450 г.). Во второй год патриаршества Анатолия собрался в Халкидоне Четвертый Вселенский Собор (451 г.), на котором осуждены и извержены Евтихий архимандрит и Диоскур, епископ александрийский, – монофизиты. Полагают, что сладчайшие песнопения, надписываемые: восточны, также – воскресные тропари в Октоих св. Дамаскина, поемые по гласу в субботу вечера, принадлежат сему святому Анатолию. Он венчал на царство самодержца Льва Фракианина Великого, вступившего на престол по смерти Маркиана (457 г. янв. 26). скончался после девятилетнего боголюбезного правления паствою. Память его Церковь празднует июля 3 дня. Ему наследовал 458 г. 41) Геннадий I. Его справедливо называет Никифор Каллист мужественным и благородным. Есть его окружное послание против симониян (святокуцев), каковыми приличились тогда некоторые в Галатии. Сие послание издал святой Геннадий от лица собора, который под его председательством собрался по сему случаю в Константинополе (459 г.) 5 . Правив Церковью 13 лет и 3 месяца, он преставился ко Господу. Память его Церковь празднует 31 августа. На престол патриарший восходит 471 г. 42) Акакий, муж досточтимый и человеколюбивейший. При нем помер самодержец Лев (474 г. января 10), а на престол вступил Лев Второй, младший сын Зенонов; и потом, в том же году, отец его, Зенон Исаврянин (ноября 20), зять Льва Первого, человек низкий и недостойный. Впрочем, брат тещи его Василиск Тиранн изгнал его; но после двадцати месячного изгнания, Зенон опять возобладал престолом, изгнав Василиска. Когда сей злодейственный Василиск, недугуя ересью евтихиан, издал окружное послание против Четвертого Вселенского (Халкидонского) Собора и некоторых из изверженных за ереси епископов опять возвел на их престолы; то мужественно противостал ему константинопольский Акакий вместе со св. Даниилом столпником, так что Василиск принужден был издать другое окружное послание для уничтожения первого. Впрочем, сей хищник власти, сделавшись предметом народной ненависти, был изгнан. Сам же Акакий, быв введен в заблуждение, сделался покровителем сообщников еретика Монга, по неведению имея общение с ними, будучи, впрочем, сам православным и благочестивейшим. Патриаршествовав 20 лет, Акакий скончался. На его место избран 491 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

304; память 22 декабря). На вопросы друзей, следует ли так много денег тратить на строительство и украшение храмов, преподобный отвечал, что если бы у него была дочь, он не пожалел бы ничего для украшения ее к свадьбе, тем более нельзя жалеть средств для украшения Церкви – Невесты Христовой. Щедрый на милостыню преподобный был строг по отношению к себе: имел лишь одну одежду, которую носил в любую погоду, строго соблюдал посты. Однажды преподобный вымок от дождя и, затворившись в келлии, стал сушить одежду. Посланным за ним от Патриарха преподобный не открыл, так как был наг, они же несказанно удивились его нищете. Когда происходило освящение церкви святой великомученицы Анастасии, преподобный Маркиан вместе с другими клириками участвовал в процессии перенесения мощей святой в новый храм. Во время крестного хода к преподобному подошел нищий за подаянием. Так как у преподобного ничего с собой не было, он отошел в укромное место и, сняв с себя одежду, отдал ее нищему, оставшись нагим под фелонью и епитрахилью. Во время Литургии, совершаемой Константинопольским Патриархом святым Геннадием (458–471; память 31 августа), клирики и Патриарх заметили под фелонью святого Маркиана одежду, по великолепию и богатству не уступавшую царской. По окончании Литургии Патриарх хотел сделать преподобному Маркиану внушение за роскошь его облачения, но, увидев наготу преподобного, понял совершившееся чудо: поистине нетленными порфирами награждает Господь творящих заповеди Его. За свою добродетельную жизнь преподобный Маркиан сподобился от Господа дара чудотворений: он мог изгонять бесов и исцелять больных. Однажды в праздничный день некая беременная женщина из-за тесноты поднялась на кровлю церкви святой Анастасии, но упала и разбилась насмерть. Святой Маркиан с воздетыми руками усердно молился ко Господу, и женщина, в присутствии огромного числа дивившихся чуду свидетелей, ожила; плод во чреве ее остался невредимым. В 471 году в Константинополе произошел страшный пожар; когда огонь окружил церковь святой Анастасии, преподобный Маркиан вышел с молитвой на кровлю церкви; огонь стал затухать и пожар прекратился, не повредив храму.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Месяцеслов при евангелии в Иерусалимской библиотеке, относимый П.-Керамевсом к IX веку (Иерус. библ. Т. II стр. 471). В нем довольно памятей, указывающих на Константин. происхождение его. К сожалению, выписаны только немногие памяти. Особенности следующие: нояб. 4 св. Феодоры (вероятно, Феодоты). Марта 6 пр. Стефана, основателя больницы в Арматиевых вместо 27 февр. и св. муч. Феклы (может быть та, что 24 сент.). Апр. 12 мучч. в Петрии Терентия, Африкана, Мавсима, Прутия(?) и Понпия (sic) вместо 10. Мая 4 Прова, Тараха и Андронива близ Источника ( Πηγς) и Германа патр. констант. Июля 26 Феодора митрополита Трапезунтского (неизвестен). Авг. 27 память св. апп. Петра и Павла и св. 40 муч. в Палате. Августа 31 патр. конс. Александра, Иоанна и Павла нового вместо 30. Неаполитанский IX в 118 . В неаполитанской церкви св. Иоанна Предтечи, построенной в средине VI века, по обеим сторонам средней двери вделаны были в стену два большие мраморные камня, украшенные снаружи разными изображениями животных и растений. Они были отняты от стены в 1742 году и на внутренней стороне их нашли высеченный календарь неаполитанской церкви. Архиепископ кардинал Иосиф Спинелл поручил Мазохию, канонику неаполит. церкви, сделать на сей календарь объяснение; вследствие сего явилось в 1743 г. произведение Мазохия, в трех томах. содержащее объяснение на 1 половину года от января до июня включительно. Мазохий относит сей календарь в половине IX в. Саббатини издал свое объяснение сего календаря в IX томах на первые 9 месяцев между 1743–1747 годами. В новейшее время весь календарь без объяснений издал Анжело Май 119 . Хотя он содержит некоторых святых; признаваемых одною западною церковию, хотя те святые, которые издревле чтятся равно как восточною, так и западною церковию, в сем календаре стоять большею частию под теми числами, под какими они находятся в западных древних календарях и мартирологах, а не восточных святцах, но несравненно большая часть святых в нем такие, которые признаются одною восточною церковию (а не западною) и потому его без сомнения должно отнести к восточным месяцесловам. В нем памяти положены на все дни года, исключая 29 февр., 8 и 14 марта и 19 октября, большею частию по одной памяти на день, около 25 дней имеют по 2 памяти. Из всех памятей около 30 находятся в одних западных мартирологах, а не в восточных святцах, до 25 памятей неаполитанских епископов и неизвестных святых, прочие все находятся в восточных святцах, из них около 20 памятей в одних греческих, но не славянских памятниках. Последние по времени восточные святые: Фома, константиноп. патриарх 610 г. 21 марта, преподобномуч. Анастасий 627 г. 22 января, Модест, архиеп. иерусалимский 28 дек. 633 г. Итак по содержанию календарь относится к VII веку, полнотою же памятей много превосходить восточные месяцесловы при евангелиях и апостолах VIII-IX в. Во многом сходен с синаксарями синайск. канонарей IX-XI веков. Об них в отд. об уставах. Императ. публич. библиотеки LVII, IX-X в

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Хотя и Павлин, и Беда были христианскими авторами, они принадлежали к разным историческим эпохам. Павлин жил в то время, когда, по выражению М.Л.Гаспарова, «античный цикл европейской культуры кончался, а поэтику нового, средневекового цикла создавали такие (поэты. – М.Н.) ..., как Понтий Павлин» 259 . Но создавалась эта новая поэтика все же на старой основе – с одной стороны, античной, с другой, раннехристианской. Эпоха раннего христианства – это время гонений, время открытого противостояния старого и нового, язычества и христианства. Герой раннего христианства – мученик, противопоставленный разъяренной толпе. Любимый образ – поединок двух борцов, где «начальник борьбы есть Бог , подающий нам победу, борцы – мы, противник – есть супостат наш (диавол)» 260 . Именно так Павлин изображает Феликса. Согласно Павлину, его герой является исповедником, поднимавшимся «к смерти по лествице мук» (XV, с. 472, 181). Феликс – «первый от народа, словно макушка головы» (XV, с. 471, 153). Все силы гонителей собраны для того, чтобы сломить его. Для общины Нолы Феликс был то же, что «очень высокая крепость в осажденных стенах» (XV, с. 471, 154). «При условии, что его оплот был бы взят, остальной уже город легко бы пал как разрушенные руины» (XV, с. 471, 156–157), пишет Павлин. Христиане времен гонений вдохновлялись примерами самого Христа, а также апостолов, пророков, мучеников. В изображении Павлина Феликс сам является примером для других. Для него пример – Христос. Исповедник «хранил испуганную овчарню, по примеру Господа, готовый отдать жизнь за свое стадо» (X, с. 472, 169–170). В мучениях Феликсу «соединенный «с ним» во всем Христос состраждет» (XV, с. 473, 187–188). Противник Феликса изображается Павлином как «недоброжелательный дракон ..., жаждущий устремиться на него, против которого мы боремся, и он сам падает» (XV, с. 471, 150–151), а также «Злой» (XVI, с. 478, 52). Так Павлин создает раннехристианский образ борца, выходящего в одиночку бороться с противником, фактически соответствующий истории из патерика, имеющей параллели в античности.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

на Лк, III.10, PL 92, 471). Беда называет созерцание Бога “единственным богословием”, ибо “все заслуги праведности и упражнения в добродетелях по праву отступают перед ним на второй план” (Там же, 471). Если совершенство деятельной жизни достигается разнообразными и многочисленными служениями, то совершенство созерцательной жизни “единообразно” и состоит в том, что “ум освобождается от всего земного, и, насколько это позволяет слабая человеческая природа, соединяется со Христом” (Там же, 471). В отличие от делания, созерцание доступно в этой жизни немногим (Там же, 471); и если деятельная жизнь исчезает вместе с телом и настоящим веком, то жизнь созерцательная “никогда не истощается”; она “начинается здесь, чтобы достигнуть совершенства в небесном Отечестве” (Там же, 472). Достижение созерцания Бога зависит скорее “не от выбора созерцающего человека, а от благодати Бога, Который является тогда, когда захочет” (Толк. на Песн, II.2.8). 9. Экзегетика Беду по праву можно назвать одним из самых выдающихся средневековых библеистов и экзегетов. Большое значение он придавал иеронимовой Вульгате, которую называл “нашим переводом” или “нашим изданием, проистекающим из источника еврейской истины” (На нач. Быт, I, PL 91, 33,58; О порядке времен, LXVII). Беда часто соотносил ее с текстом LXX, “древним переводом” (На нач. Быт, I, PL 91, 52;57;61), что давало ему новый экзегетический материал по сравнению с теми, кто опирался только на LXX (Августин, Амвросий). Его экзегетические труды охватывают большую часть Ветхого и Нового Завета. Огромная часть его толкований на Западе была включена в собрание стандартных святоотеческих комментариев XII в. (Glossa Ordinaria). Основой толкований Беды было его убеждение, что все Священное Писание является делом одного Автора — Бога. “Священное Писание превосходит все остальные книги не только своим Божественным авторитетом и пользой, ибо ведет к вечной жизни, но и своей древностью и даже литературной формой” (О фигурах и тропах Священного Писания, I).

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010