Ист.: Philostorgius. Fragmenta II-III//PG. 65. Col. 461; Евсевий. Жизнь Константина. II 64, 69; III 62; Афанасий Великий, свт. Апология против ариан. 6, 59, 75; Феодорит. Церк. ист. I 2, 9, 14, 26; Сократ. Церк. ист. I 6, 9. Лит.: Болотов. Лекции. Т. 4; Loechke G. Zur Chronologie der beiden grossen anti-arianischen Schreiben des Alexander von Alexandrien//ZKG. 1910. Bd. 31. S. 584-586; Janin R. Alexandre (21)//DHGE. T. 2. Col. 182-183; Успенский. История. Т. 1. С. 66-67; Карташев. Соборы. С. 20-44; Schneemelcher W. Der Sermo «de anima et corpore»//Festschrift für G. Dehn. Neukirchen, 1957. S. 119-143; История Византии. Т. 1. С. 168-169; Bellini E. Alessandro e Ario: Un esempio di conflitto tra fede e ideologia. Mil., 1974; Θεδας Β. Αλξανδρος Αλεξανδρεας κα α δο γκκλιοι πιστολα ατο//Αντδωρον πνευματικν. Τιμητικς τμος Γ. Ι. Κονιδρη. Αθναι, 1981. Σ. 518-542; Χρηστο Π. Ελληνικ Πατρολογα. Θεσσαλονκη, 1987. Τ. 3. Σ. 439-445, 463. Иконогр.: Ерминия ДФ. С. 381-382; Detzel. Bd. 2. S. 52. Fig. 35; Minoz A. Il restauro del tempio della Fortuna Virile. R., 1925. 41. Tav. XXVI; Millet, Frolov. T. 3. Tab. 78, 3; Schutz L.//LCI. Bd. 5. Sp. 84. М. В. Грацианский, Е. А. Луковникова Рубрики: Ключевые слова: АНИАН (62 или 63-83 или 84), архиеп. Александрийский, свт. (пам. зап. 25 апр., 2 дек., копт. 16 нояб.), АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ДУНСТАН (ок. 909 - 988), архиеп. Кентерберийский (960-988), свт. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, зап. 19 мая)

http://pravenc.ru/text/64056.html

Адресат трактата впадает во множество тяжких грехов, однако вслед за покаянием никогда не поздно изменить свой образ жизни и наложить на себя добровольное наказание: «Одень рубище, посыпь голову пеплом, в посте постоянно молись, в молитве постись» (гл. 18). Притча о блудном сыне (Лк 15) - доказательство того, что Господь восстанавливает раскаявшегося грешника в истинной жизни: «Возвратись и ты, брат, возвратись, чтобы ожить из мертвого, вновь тебе быть обретенным из потерянного» (гл. 19). Хотя покаяние можно совершать всю жизнь, вплоть до смерти, но лучше стоит употребить время на то, чтобы стяжать в настоящей жизни воздаяние в день суда (гл. 28-32), во всем следует полагаться на Христа, нашего Заступника перед Богом-Отцом (гл. 29; ср.: Рим 8. 3; 2 Ин 2. 8-10). В трактате «О покаянии» отсутствует церковно-сакраментальный момент жизни христианина: церковная молитва за грешников, таинство Евхаристии как средство оставления грехов. Отсутствуют и традиц. призывы к делам милосердия и любви. В. видит средство исправления в аскетическом подвиге. В трактате четко прослеживается тенденция к смещению акцента с публичного покаяния на уровень личностного делания. Из всех африкан. епископов V-VI вв. идея свободы человеческой воли наиболее четко выражена у В., к-рый заявляет: «дар благочестивой жизни находится в нашей воле... праведными делами мы созидаем безупречную жизнь» (гл. 33). Соч.: De poenitentia//PL. 17. Col. 971-1004. Лит.: CPL, N 854; Poschmann B. Die abendländische Kirchenbusse im Ausgang des christl. Altertums. Münch., 1928. S. 166-171; Moricca U. Storia d. litteratura latina christiana. Torino; Mil., 1932. T. 3. Pt. 1. P. 742; Scoraza Barcellona F. Victor of Cartena//EEC. T. 3. P. 868; Bardy G. Victor de Cartenna//DTC. T. 15. Col. 2876-2877. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви

http://pravenc.ru/text/158538.html

Изд. и пер.: Le «De oblatione» de Jean de Dara/Éd., trad. J. Sader. Louvain, 1970. 2 t. (CSCO; 308-309. Syr.; 132-133); Commentary on the Eucharist/Transl. B. Varghese. Kottayam, 1999. Лит.: Assemani. BO. T. 2. P. 118-123; Zingerle P. Aus dem Handschriftlichen syrischen Werk des Johannes von Dara über das Priestertum//ThQ. 1867. Bd. 49. S. 183-205; 1868. Bd. 50. S. 267-285; Райт. Очерк. С. 144; Duval. Littératures. P. 315-316, 390; Baumstark. Geschichte. 1922. S. 277; idem. Iwannis von Dara über Bardaisan//Oriens Chr. 1933. Bd. 30. S. 62-71; Furlani G. La psicologia di Giovanni di Dara //RStO. 1928. T. 11. P. 254-279; Abramowski R. Dionysius von Tellmahre, jakobitischer Patriarch von 818-845: Zur Geschichte der Kirche unter dem Islam. Lpz., 1940; Sader J. Jean de Dara//DSAMDH. 1974. Vol. 8. P. 467-468; idem. Le lieu de culte et la messe syro-occidentale selon le «De oblatione» de Jean de Dara: Étude d " archéologie et de liturgie. R., 1983. (OCA; 223); V öö bus A. Important Manuscript Discoveries of Iwannis of Dara and his Literary Heritage//JAOS. 1976. Vol. 96. N 4. P. 576-578 (нем. версия: idem. Die Entdeckung von Überresten der altsyrischen Apostelgeschichte//Oriens Chr. 1980. Bd. 64. S. 32-35); Breydy M. La doctrine Syro-Antiochiene sur le sacerdoce dans sa version maronite. Jounieh, 1977; idem. Les compilations syriaques sur le sacerdoce au IXe siècle: Jean de Dara//Symposium Syriacum, 1976. R., 1978. P. 267-293. (OCA; 205); Ignatius Aphram I Barsoum, patr. The Scattered Pearls: A History of Syriac Literature and Sciences/Transl., ed. M. Moosa. Piscataway (N. J.), 20032. P. 390-392. А. В. Муравьёв Рубрики: Ключевые слова: ДИОНИСИЙ БАР САЛИБИ [Иаков бар Салиби] († 1171), сиро-яковитский митр., богослов и писатель, одна из центральных фигур т. н. Сирийского Возрождения (XII-XIII вв.) ЕФРЕМ СИРИН (ок. 306-373), богослов, поэт, самый известный из сирийских отцов Церкви, прп. (пам. 28 янв.; католич.- 9 июня; Сиро-яковитской Церкви - суббота 5-й седмицы поста, 28 янв., 19 февр.; в Маронитской - 27 янв.; в Церкви Востока - пятница 5-й седмицы по Богоявлении (пам. сир. Учителей))

http://pravenc.ru/text/469478.html

Миритоем было установлено, что они принадлежат 2 мужчинам в возрасте 60-70 и 35-40 лет. На останках сохранились следы пыток и отсечения головы. В исследовании мощей принимала участие церковная комиссия, созданная по указанию архиеп. Томисского Феодосия (Петреску). В дек. 2001 г. святыни были переданы Румынской Православной Церкви и помещены в кафедральном соборе г. Констанца. В сел. Дунавэцу-де-Жос близ руин Алмириды ведется строительство мон-ря в честь Е. и А., где предполагается поместить их мощи. Лит.: Suceveanu A. et al. Halmyris: Monografie arheologica. Cluj; Napoca, 2003; Miritoiu N., Soficaru A. D. Analiza antropologic osemintelor umane descoperite în cripta bazilicii de la Halmyris (Murighiol, judetul Tulcea)//Peuce Tulcea, 2003. T. 14. P. 531-580; iidem. Osteobiographical Study of the Human Remains Discovered in the Crypt of Murighiol (antique Halmyris) Basilica//Il Mar Nero. R., 2005. T. 5; Zahariade M. The Halmyris Episcopal Basilica and Martyrs " Crypt//Ibid. А. А. Королёв Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня) КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.)

http://pravenc.ru/text/190023.html

епископов-священномучеников в К. к. был внесен именно Сикст II, может заключаться в том, что этот святой восстановил отношения Римской Церкви с Церквами Африки и М. Азии (его предшественник сщмч. Стефан I прервал общение с этими Церквами из-за вопроса о перекрещивании еретиков), и в широкой известности пострадавшего с ним архидиак. Лаврентия. В К. к. было внесено 4 имени южноиталийских святых: мц. Агафии Катанской (пам. 5 февр.), сщмч. Ианнуария Беневентского (пам. 20 сент.), мч. Соссия, диак. Мессинского (пам. 23 сент.), и исп. Феликса Ноланского (пам. 15 янв.). Почитание мц. Агафии, к-рая уже с V в. считалась покровительницей Сицилии, началось в Сев. Африке скорее всего в период, когда этот остров был частью Вандальского королевства. Кроме того, с 30-х гг. V в. пиратские набеги вандалов на Сицилию привели к отправке в Сев. Африку части захваченного в плен местного населения. В связи с теми же обстоятельствами в Сев. Африке утвердился культ сщмч. Ианнуария и мч. Соссия. Распространение в Карфагенской Церкви почитания исп. Феликса Ноланского, видимо, стало результатом связей блж. Августина со свт. Павлином Милостивым , еп. Ноланским, ревностным сторонником почитания этого святого и автором его Жития. Блж. Августин присутствовал при обретении мощей Медиоланских мучеников Гервасия и Протасия (пам. 19 июня) ( Aug. Confess. IX 7//PL. 32. Col. 770) и впосл. написал Слово в честь этих святых ( Idem. Serm. 286//PL. 38. Col. 1297-1301), прославившее их в Сев. Африке (см. подробнее в ст. Назарий, Гервасий, Протасий и Келсий ). Наконец, благодаря связям между Церквами Африки и Испании, существовавшим еще со времен сщмч. Киприана Карфагенского (сер. III в.), в Карфагене установилось почитание 2 испан. святых - мц. Евлалии Эмеритской (пам. 10 дек.) и сщмч. Викентия Августопольского (пам. 22 янв.). Из Карфагенских епископов доконстантиновской эпохи в К. к. фигурирует только сщмч. Киприан. Из епископов IV-V вв. в календарь внесены защитники православной веры свт. Грат (подписавший определения Сардикийского Собора 343 г. и председательствовавший на Соборе в Карфагене в 348 или 349 г.; пам. 5 мая), свт. Реститут (участник Собора в Аримине 359 г.; пам. 29 авг.), свт. Генетлий (или Генефлий, председательствовавший на Карфагенском Соборе 390 г., † 391/2; пам. 7 мая), свт. Аврелий (391/2 - между 427 и 430 гг., близкий друг блж. Августина; пам. 20 июля), свт. Капреол (автор посланий, в т. ч. к участникам III Вселенского Собора 431 г.; дата между 22 и 30 июля стерта), а также 3 епископа периода гонения вандальских королей-ариан на правосл. христиан: Кводвультдеус (437-439; пам. 8 янв.), Деограт (или Деограций (454-458; пам. 5 янв.)) и Евгений (481-496; пам. 5 янв.). Под 29 авг. отмечена память блж. Августина, еп. Гиппонского.

http://pravenc.ru/text/1681211.html

Д. умер в К-поле и похоронен с большими почестями в ц. св. Апостолов в присутствии патриарха Кириака и всего сената. Согласно Синаксарю К-польской ц., от его мощей происходило не меньше чудес, чем он совершал при жизни. Ист.: Greg. Magn. Reg. epist.//PL. 77. Col. 662-668, 736-737, 743-744, 765-768, 860-862, 1081, 1105-1106; PG. 117. Col. 249 [Минологий Василия II]; Greg. bar Hebr. Chron. eccl. Vol. 1. Col. 265; Jean de Nikiou. Chronique/Texte éthiopien publ. et trad. par H. Zotenberg. P., 1883. P. 527-528, 535; Theoph. Chron. P. 266, 284; Theophylactes Simocatta. Historia/Ed. C. de Boor. Lpz., 1887. P. 118-119, 174-183, 192-193, 306; Evagrius Scholasticus. Ecclesiastical History/Ed. J. Bidez, L. Parmentier. L., 1898. P. 229-231; Michel le Syrien. Chronique/Ed. J.-B. Chabot. P., 1901. T. 2. P. 372-373; SynCP. Col. 383-384, 884; Chronicon miscellaneum ad annum 724 pertinens/Ed. I. Guidi. P., 1904. Pars 2. Vol. 4. P. 112. (CSCO; 5. Syr. Ser. 4); Chronicon ad annum 1234 pertinens/Ed. J.-B. Chabot. P., 1916. Vol. 1. P. 217-218. (CSCO; 81. Syr. Ser. 3; 14); Ioan. Ephes. Hist. eccl. Vol. 3. P. 269-270. Лит.: Peeters P. Les ex-voto de Khosrau Aparwez à Sergiopolis//AnBoll. 1947. Vol. 65. P. 12; Goubert P. Byzance avant l " Islam. P., 1951. Vol. 1: Byzance et l " Orient sous les successeurs de Justinien: L " empereur Maurice. P. 172-175; idem. Dometien de Mélitène, cousin de Maurice//Πεπραγμνα το Θ διεθνος βυζαντονολογικο συνεδρου (Θεσσαλονκη, 12-19 Απριλου 1953). Αθναι, 1956. T. 2. Σ. 425-428; Honigmann E. Two Metropolitans, Relatives to the Emperor Maurice: Dometianus of Melitene and Athenogenes of Petra// Idem. Patristic Studies. Vat., 1953. (ST; 173); Paret R. Dometianus de Mélitène et la politique religieuse de l " empereur Maurice//REB. 1957. T. 15. P. 42-72. М. В. Грацианский Рубрики: Ключевые слова: АММОН (ок. 300-между 380 и 390), еп. Оксиринхский, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня)

http://pravenc.ru/text/178812.html

376-377 МАТФЕЙ Иванович Гусев (1868-1938), мч. (пам. 5 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 377-378 МАТФЕЙ Ефимович Соловьёв (1868-1937), мч. (пам. 30 сент., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 378-379 380-383 383-384 МАТФЕЙ (Мормыль Лев Васильевич; 1938 - 2009), архим., регент, педагог, автор духовно-муз. сочинений и обработок 384-385 МАТФЕЙ (Семашко Константин Иосифович; 1894 -1985), архиеп. Аспендский, викарий Фиатирской архиепископии, глава Польской Православной Церкви в юрисдикции К-польского Патриархата 385-386 386-387 387-390 390-391 391-393 393-394 394-395 МАТФИЙ († ок. 63), ап. (пам. 9 авг.; пам. зап. 24 февр., 25 февр. в високосные годы), избранный вместо апостола от 12 Иуды Искариота 395-397 МАТФИЙ Михайлович Вознесенский (1860 - 1919), свящ., сщмч. (пам. 19 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 397-398 МАТФИЙ Михайлович Рябцев (1870-1918), свящ., сщмч. (пам. в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 394-395 399-400 399-400 «МАХАБХАРАТА» («Великая Бхаратиада», или «Сказание о великой битве потомков Бхараты»), древнеинд. эпическая поэма, написана на санскрите 401-403 403-404 МАХАЯНА [санскр. - «великая колесница»], одно из 2 основных направлений в буддизме (наряду с хинаяной) 405-407 МАХЕРАССКИЙ МОНАСТЫРЬ действующий, мужской, ставропигиальный и императорский, общежительный, принадлежит Кипрской Православной Церкви 407-410 419-411 411-414 Бернард (ок. 1548 - 1608), кард., архиеп. Гнезно и примас Польши (с 1606), один из организаторов Брестской унии 414-416 МАЦУЛЕВИЧ Леонид Антонович (1889 - 1959), российский историк искусствад-р искусствоведения, член-корреспондент АН Грузии (1946) МАЦХВАРИШИ ц. во имя Спасителя (X-XI вв.) Местийско-Земо-Сванетской епархии Грузинской Православной Церкви 417-419 419-420 МАЭСТА термин, использующийся в западноевропейском средневековом и итальянском искусстве эпохи Возрождения для обозначения теофанических образов, связанных с темой Апокалипсиса

http://pravenc.ru/vol/xliv.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин; греч. Γρηγριος Θεολγος, Ναζιανζηνς] (325-330, поместье Арианз (ныне Сиврихисар, Турция) близ Карвали (ныне Гюзельюрт), к югу от г. Назианза, Каппадокия - 389-390, там же), свт. (пам. 25 янв., 30 янв.- в Соборе Трех святителей ; пам. зап. 2 янв., 9 мая), архиеп. К-польский, отец и учитель Церкви. Жизнь Главным источником жизнеописания Г. Б. являются его собственные сочинения (основные научные работы о биографии Г. Б.: Gallay. 1943; Bernardi. 1995; McGuckin. 2001). По обилию автобиографических сведений в ряду древних христ. авторов Г. Б. может сравниться лишь с блж. Августином . Среди автобиографических произведений Г. Б. основное место занимает кн. «О себе самом», содержащая 99 стихотворных произведений, в т. ч. поэму «О своей жизни». Автобиографическими являются отдельные слова, посвященные событиям жизни святителя (пресвитерской хиротонии, удалению в пустыню, удалению с епископского престола), его ближайшим родственникам и друзьям (отцу, младшему брату Кесарию, сестре - св. Горгонии , свт. Василию Великому ). Обширная переписка Г. Б. также проливает свет на нек-рые детали его биографии. Среди свидетельств современников выделяются письма к Г. Б. свт. Василия Великого ( Basil. Magn. Ep. 2, 7, 14, 19, 47, 71, 169, 171), к-рый говорит о своем друге как о «сосуде избранном» (ср.: Деян 9. 15), «глубоком кладезе», «устах Христовых» (Ep. 8). Детство и юность В поэме «О своей жизни» Г. Б. пишет, что ему было ок. 30 лет, когда он вернулся (ок. 356-357 гг.) домой по окончании обучения - на этом основана общепринятая датировка его рождения (De vita sua//PG. 37. Col. 1046). Согласно лексикону «Суда», Г. Б. дожил до 90 лет, однако эта информация вряд ли верна (Suda. Lex. 450). Буд. святитель род. в имении отца, свт. Григория , еп. Назианзского (старшего). Свт. Григорий, богатый и влиятельный аристократ, в молодости принадлежал к секте ипсистариан ( Greg. Nazianz. Or. 18. 5). В возрасте 45 лет, гл. обр. под влиянием жены, он принял христ. веру, обратившись с просьбой о крещении к епископам, отправлявшимся на Вселенский I Собор , и был крещен архиеп. Каппадокийским Леонтием (Ibid. 12). В 328 или 329 г. он был избран пресвитером и затем епископом Назианза; управлял епископией до смерти, сочетая кротость пастыря со строгостью администратора (Ibid. 27)

http://pravenc.ru/text/166811.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАССИАН [греч. Βασσιανς], свт. (пам. 10 июня; пам. зап. 19 янв.), еп. Лавдийский (ок. 319-409). Род. на о-ве Сицилия (Италия), где его отец Сергий был префектом г. Сиракузы. Желая сделать сына своим преемником, Сергий отправил его в Рим для получения образования. В столице В. узнал о христ. учении. Господь в видении трижды возвестил рим. пресвитеру Иордану (Гордиану) о намерении В. сделаться христианином. Обойдя все школы в Риме, Иордан нашел В. и после оглашения крестил. Слуги юноши донесли Сергию, что В. стал христианином. Отец, будучи язычником, решил воспрепятствовать обращению сына. Во время молитвы В. явился ап. Иоанн Богослов и, открыв ему планы отца, велел бежать в Равенну. По дороге юноша встретил дикую олениху и 2 оленят, бегущих от охотников. В. именем Господа приказал им приблизиться, они тотчас остановились и стали лизать его ноги. Один из охотников, несмотря на запрет В., хотел убить зверя, но тотчас оцепенел и, упав на землю, лежал без движения. По молитве святого охотник был исцелен и раскаялся в своей жестокости. В Равенне родственник В. еп. Урс благословил юношу вести уединенную жизнь в храме сщмч. Аполлинария. Там святой подвизался в посте и молитве и вскоре получил от Господа много духовных даров. Когда в Равенну пришло повеление имп. Валентиниана I предать смерти оклеветанного перед ним городского судью Вифимния, то невинно осужденный в молитве призвал В. на помощь. Во время казни меч трижды выпадал из рук палача. Правитель, заподозрив палача в подкупе, призвал другого, но чудо повторилось, и Вифимний был помилован. По просьбе народа еп. Урс рукоположил В. во пресвитера. Ок. 373-374 гг. жители г. Лоди избрали его епископом, и В. принял рукоположение от свт. Амвросия Медиоланского и Урса, еп. Равеннского. На епископской кафедре В. прославился мн. праведными делами. При нем в 380 г. в вост. предместье Лоди была построена базилика во имя св. Апостолов (впосл. этот храм был посвящен В.). На освящении храма присутствовали епископы Феликс Команский и Амвросий Медиоланский, с к-рым В. находился в постоянной переписке. При освящении храма по молитвам святителей была исцелена бесноватая отроковица. Однажды во время отпевания В. воскресил умершего от укуса змеи отрока. Вместе со свт. Амвросием В. был одним из главных противников арианства, он участвовал в Соборе 381 г. в Аквилее и, возможно, в Соборе 390 г. в Медиолане (Милане). Его подпись стоит под посланием епископов папе Сирицию . В 397 г. В. присутствовал на отпевании и погребении свт. Амвросия. Будучи в Медиолане по церковным делам, В. обратил к покаянию неправедного весовщика, к-рому помогал бес, перетягивая чашу весов, что открылось святому, а по его молитвам и бывшим с ним клирикам.

http://pravenc.ru/text/149857.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКАРИЙ ВЕЛИКИЙ (Египетский) [греч. Μακριος Μγας] (ок. 300 - ок. 390), прп. (пам. 19 янв.), основатель Скита . Источники Древние свидетельства Прп. Макарий Великий. Роспись собора Успения Богородицы во Владимире. 1408 г. Мастера преподобные Андрей Рублёв и Даниил Чёрный Прп. Макарий Великий. Роспись собора Успения Богородицы во Владимире. 1408 г. Мастера преподобные Андрей Рублёв и Даниил Чёрный О М. В. рассказывается в «Истории монахов» (Hist. mon. Aeg. 21, 23; лат. версия: Rufin. Hist. mon. 27-29), в «Лавсаике» еп. Палладия Еленопольского ( Palladius. Lausiac. 17-18), в соч. «О правилах общежительных монастырей» и в «Собеседованиях» прп. Иоанна Кассиана Римлянина ( Ioan. Cassian. De inst. coenob. V 41; Idem. Collat. 5. 12; 7. 27; 15. 3; 24. 13), в «Церковной истории» Руфина Аквилейского ( Rufin. Hist. eccl. II 4), в «Церковной истории» Сократа Схоластика ( Socr. Schol. Hist. eccl. IV 23-24), в греческих апофтегмах (Apophthegmata Patrum. Col. 257-281 (алфавитное собрание); Apopht. Patr. (Guy) (систематическое собрание)). Греческие апофтегмы составлены не ранее V в., их историческая надежность сомнительна, поскольку невозможно определить, какие высказывания действительно принадлежат М. В., а какие - приписаны ему. Позднейшие источники К более поздним относятся копт. тексты, составленные примерно в VIII в. на основании греч. текстов и не заслуживающие доверия как исторические источники (подробнее см.: Дунаев. 2015. С. 41-43; англ. пер. всех 3 текстов: St. Macarius the Spiritbearer: Coptic Texts Relating to St. Macarius the Great/Transl., introd. T. Vivian. N. Y., 2004). I. «Житие Макария Скитского» (BHG, N 999j) приписано «Серапиону, ученику великого Антония» ( Am é lineau. 1894. P. 46-117; франц. пер., заново сверенный с копт. рукописями, см. в: Vog üé . 1992. P. 22-26). Греч. текст был исходным, с него сделаны копт. перевод и славянский (ВМЧ под 19 янв.). Помимо копт. версии Жития (ок. VIII в.) есть сирийская (издана П. Беджаном в 1895) и арабская (не издана) ( Guillaumont. 1980). С арабской версии был сделан эфиоп. перевод ( Toda. The Ethiopic Version. 2007). Первое издание греч. текста по 2 рукописям: Idem. The Greek Life. 2007.

http://pravenc.ru/text/Макария ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010