Григорий Неокесарийский , Тавматург (Чудотворец) (ок. 213 – ок. 270) – святитель, епископ. Сын состоятельного жителя Неокесарии в Понте (Малая Азия), Григорий готовился стать юристом. Отца он потерял в 14 лет, но вместе с братом Афенодором все же отправился в юридическую школу в палестинском городе Бирит. Тут недавно открыл свою школу знаменитый египетский богослов Ориген . Из любопытства придя к знаменитости, Григорий был им покорен и обращен. Позднее он говорил об учителе: «Этот человек получил от Бога величайший дар – быть переводчиком слова Божия к людям, разуметь Слово Божие, как Бог Сам его употреблял, и изъяснять его людям, как они могут уразуметь». После окончания учебы Григорий вернулся на родину. В Неокесарии было лишь 17 христиан, и они избрали его епископом. Предание утверждает, что юноша хотел стать отшельником и бежал, но был заочно рукоположен епископом Федимом. Григорий прославился чудесами, особенно изгнанием бесов (впрочем, тогда чин изгнания бесов предшествовал любому крещению, следы чего сохранились в православном таинстве). Очень скоро община христиан разрослась. Во время гонений 250 г. Григорий сам скрылся и советовал верующим бежать: лучше сохранить веру в подполье, чем потерять ее под пытками. Он был первым (и единственным в течение первых трех веков истории Церкви) епископом, который на дни памяти мучеников организовывал открытые для всех, не только для христиан, пиршества – своеобразная проповедь , напоминание о том, что если уж кто сохранил веру и под пытками, то это не повод быть мрачными и отвергать неверующих, прямо наоборот. Легенда утверждает, что к моменту его кончины в город оставалось семнадцать нехристиан. И замечательно, что хоть столько язычников осталось; значит, остальные вошли в Церковь без принуждения. Память его празднуется 17/30 ноября, в Католической Церкви – 17 ноября. Цит. по Patr. Migne. PG, 1.10. Антоний Великий , преподобный (ок. 250–356 гг.) – святой, христианский подвижник, проповедник и богослов, один из основоположников монашества. По происхождению копт. Основатель пустынножительства и отец монашества, получивший от Святой Церкви наименование Великий, родился в Египте, в селении Кома, близ Фиваидской пустыни, в 251 году. Родителями его были благочестивые христиане знатного происхождения. В течение 35 лет совершал аскетический подвиг в пустынях Египта, творя чудеса и преодолевая разнообразные искушения. Проповедовал в Александрии во времена гонений на христиан. Основатель ряда монастырей. Древнейшее житие Антония было составлено св. Афанасием Великим . Преподобный Антоний мирно скончался в 356 году, в возрасте 105 лет, и погребен своими учениками в прославленной им пустыне в сокровенном месте. Память 17(30) января. Цит. по Добротолюбию (т. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

Услышав сие, все громким голосом прославили Бога, принимающего всякого, обращающегося к Нему с покаянием. Так прозорлив был святой Павел, ибо за простоту свою и незлобие свое он преисполнен был благодати Божией. Да и кто же приятен Богу более незлобивого? «Непорочность и правота, – говорит Господь устами Псалмопевца, – да охраняют меня» ( Пс. 24:21 ). Преподобный прожил в святой простоте своей много лет и, сотворив много чудес, отошел ко Господу 6332 . Тот, кто был на земле простым и неученым, теперь стал премудрейшим на небеси, более всех мудрецов мира сего, и с мудрыми херувимами созерцает он Христа, Божию Силу и Божию Премудрость. Ибо истинная мудрость в том и состоит, чтобы бояться Бога и в чистоте души и незлобии сердца служить Ему и благоугождать. Молитвами, Господи, угодника Твоего, Павла препростого, умудри и нас в исполнении заповедей Твоих. Дай нам иметь началом премудрости – страх Твой, дабы мы, из благоговения к Тебе, уклонившись от греха, могли творить перед Тобою добро и получить милость Твою во веки. Аминь. 6327 Св. Антоний Великий , первый учредитель монашеского жития, родом египтянин, подвизался на восточном берегу реки Нила, около Фиваиды. Там, нося власяницу, питаясь только травами и кореньями, он, в постоянных трудах и молитве, прожил 20 лет в неизвестности, поборая, благодатию Божиею, духа соблазнителя, тревожившего его искушениями и страхом. Наконец, святость жизни и чудеса привлекли к Антонию в пустыню многих подвижников; они поселились близ него и приняли за образец жизни правила, данные Антонием, что и было началом монашеского жития. Преставился св. Антоний 105 лет, в 356 году. Память его празднуется 17 января. 6330 Чермное, или, так называемое, Красное море, представляет собою длинный, узкий пролив Индийского океана, отделяющий Аравийский полуостров от Египта и Азию от Африки. Через это море евреи переходили при Моисее на пути из Египта в Обетованную землю, т.е. Палестину ( Исх. 14:1–31 ). 6331 («Багряное», т.е. темно-красное). Т.е. смою с вас те греховные пятна, совершенно очищу вас от них (ср. Пс.50:9 ). Бог, по милосердию Своему к людям, прощает их грехи, но под условием только чистосердечного раскаяния и нравственного исправления.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Когда же появилось лжеучение Ария, то защитником православной веры Бога-Слова выступил преп. Антоний. Второй раз пришел Антоний в г. Александрию в возрасте 104 года с тем, чтобы всенародно обличить ересь ариан и их последователей в нечестии и бесстыдстве и предать их лжеучение анафеме. Это путешествие в Александрию великого старца закончилось торжеством православия. Скончался преп. Антоний Великий в 356 году жизни, при этом строго заповедовал никому не говорить о месте своего погребения. Церковь Христова празднует память преп. Антония Великого 17 января по старому стилю. Многие святители православной Церкви находили убежище в пустыне преп. Антония. Неоднократно святитель Афанасий находил прибежище у преп. Антония Великого , скрываясь от самих ариан, но и от арианствующих императоров. К числу таковых относится и святитель Серапион Тмунский и многие другие. В 544 году мощи преп. Антония были перенесены из пустыни в Александрию, а затем, после завоевании Египта сарацинами в 7 веке – в Константинополь. В X – XI веках его святые мощи были перенесены во Вьенский епархиальный округ, а в XV веке – во Францию и помещены в храме святого Иулиана. Вот такова краткая история жизнеописания великого угодника Божия, подвижника благочестия, положившего начало основания иночества не только в Египте, но и во многих странах Европы. 1.2.Сочинения преп. Антония Великого По Выражению блаж. Августина преп. Антоний «ученной образованности не имел, но Св. Писание знал на память и хорошо его разумел». 14 Итак, училищем для Антония Великого были Священное Писание и природа, а учителем была благодать Христова по мере очищения от греховных страстей подвигами благочестия. Однажды посетивший его философ спросил, как он может жить без книг. Преподобный ответил ему так: «Книга моя, друг мой, природа, которая всегда со мною когда я захочу её читать» 15 . Свои наставления и послания он писал только на египетском языке, следовательно на этот язык уже в то время было переведено Священное Писание, а позже его послания были переведены на другие языки.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Период жизни пр. Антония здесь был ознаменован печальным в истории христианской Церкви событием: появлением в ней арианства. Арианство, заявившее о себе в Египте, сильно смущало и беспокоило дух преподобного, особенно когда от ариан подвергся преследованию св. Афанасий Александрийский , затем отправленный в ссылку «в Тревы». Преподобный не мог стерпеть этого и обратился к императору Константину с просьбой о возвращении православного исповедника истины. С другой стороны, он грозно порицал александрийского «еп. Григория», равно как и «гражданского правителя Александрии» за их арианский образ мыслей. Для того, чтоб достигнуть большего успеха, ариане обманывали своих слушателей, ложно уверяя их, что будто бы им сочувствует и пр. Антоний. Это беспокоило последнего в высшей степени, так что, когда св. Афанасий вернулся в Александрию, преп. Антоний явился сюда из своего пустынного жилища «и в св. собрании пред всеми обличил бесстыдство и нечестие ариан». Преподобному в это время было уже 104 года. И возраст его, и прогремевшая всюду слава его подвигов, его чудеса, совершавшиеся им в пустыне, его учительная деятельность, его борьба с демонами и проч. – все это собирало около него огромные «толпы народа», которые «следовали за ним, как за великим человеком Божиим, ожидая благословения и чудес». Таким образом, данное пребывание преподобного в Александрии «было торжеством и для него, и для православия». Возвратившись в пустыню, он уже не долго в ней прожил, призванный Создателем в горние жилища «на 105 г. жизни, в начале 356 г.» Опасаясь, чтоб народ не стал воздавать телу его почестей, он повелел своим ученикам «никому не сказывать о месте погребения его». Найденные при импер. Юстиниане честные мощи преподобного были перенесены «в Вьену». Память преподобного Антония чествуется, как известно, 17 января, к каковому числу приурочивается и его смерть. Творения пр. Антония, дошедшие до нас «в латинском переводе», суть следующие: 1) «Sermones» – «речи»: «oramio ad monachos» (ее цель – «наставить и ободрить монахов в борьбе с злыми духами») (эта речь занимает в «Vita s.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Антоний Великий, икона 2-й половины XVI века. Антоний Великий (ок. 251 - 356 ), отшельник египетской пустыни, основатель отшельнического монашества, преподобный Память 17 января Родился в городе Коме (ныне Куманс, Египет ) около 251 года от благородных и богатых родителей, воспитавших его в христианской вере. Восемнадцати лет он лишился своих родителей и остался один с сестрой, которая была на его попечении. Однажды он шел в церковь и размышлял о святых апостолах, как они оставили все, чтобы идти за Господом. Входит в храм и слышит евангельские слова: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной» (Мф. 19, 21). Эти слова поразили Антония, как бы сказаны были Господом лично ему. Вскоре после этого Антоний отказался от наследства после родителей в пользу бедных жителей своего селения, но недоумевал, на кого он оставит сестру. Озабоченный этой мыслью, он в другой раз входит в храм и слышит там опять как бы к нему обращенные слова Спасителя: «Не заботься о завтрашнем дне: завтрашний день сам будет заботиться о себе; довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34). Антоний поручил сестру известным ему христианским девствен-ницам и оставил город и дом, чтобы жить уединенно и служить одному Господу. Удаление преподобного Антония от мира совершилось не вдруг, а постепенно. Сначала он пребывал близ города у одного благочестивого старца, жившего уединенно и старался во всем подражать ему. Посещал и других отшельников, живших в окрестностях города, и пользовался их советами. Уже в это время он так прославился своими подвигами, что его звали «другом Божиим». Затем он решается уйти дальше. Зовет старца с собой, и когда тот отказался, прощается с ним и поселяется в одной из отдаленных пещер. Один из друзей его по временам приносил ему пищу. Наконец святой Антоний удаляется совсем из обитаемых мест, переходит реку Нил и поселяется в развалинах воинского укрепления. Он принес с собой хлеба на шесть месяцев, а после получал его от друзей своих только два раза в год через отверстие в кровле.

http://drevo-info.ru/articles/2827.html

На нас, духовниках, несомненно, лежит очень большая ответственность. Мы помогаем другим, занимаемся духовным стяжанием. Дело в том, что труд этот очень тяжёл и утомителен, исполнен скорбей и печалей. По словам Златоуста: «Руководить душами тяжелее всего». Мы, как купцы, которые пересекают материки в поисках сокровищ и возвращаются домой на судах, доверху гружёных товаром. Но бывает, что купцы становятся добычей разбойников, которые отбирают у них все вырученные ими средства, а их самих убивают. Эти купцы отправляются в путь в надежде большой наживы, а в результате лишаются всего и сами становятся добычей. Вот и мы стремимся приобрести души, стараемся помочь другим людям, а через то получить и для себя духовную пользу. Но порой по зависти диавола мы терпим крушение и вместо помощи приносим соблазн. Святой Исаак Сирин 147 говорит о духовных наставниках так: «Вы, как спасательные шлюпки, которые спасают терпящих бедствие, но бывает, что и сами тонут» 148 . А потому молитесь о нас, чтобы Бог нам помогал и хранил, чтобы мы до конца своей жизни могли помогать и спасать, чтобы Бог помиловал нас, спас и простил нам наши грехи. 136 Феофил Александрийский (Θεφιλος) – один из влиятельнейших иерархов Церкви IV-V вв., противник св. Иоанна Златоуста . Гонитель нитрийских монахов, главным образом, стоявших во главе их известных своей набожностью и учёностью четырёх иноков-братьев, получивших наименование «долгих братьев». Умер в 412 г. Главное сочинение – Λγος προσφωνητικος πρς τος φρονοντας τα ριγνους до нас не дошло. Также потеряны и другие его сочинения, кроме нескольких пасхальных посланий и дисциплинарных канонов, вошедших в состав «Кормчей» и «Книги правил». 138 Антоний Великий , Антоний Фивский (Αντνιος Μγας, ок. 251–356) – раннехристианский подвижник и пустынник, основатель отшельнического монашества. Сведения о Святом содержатся, главным образом, в «Житии», написанном свт. Афанасием Великим предположительно в 357 г., в «Лавсаике» и «Истории монахов». Из творений Преподобного до нас дошли: 1) Речи его, числом 20, трактующие о христианских добродетелях, особенно монашеских, 2) Семь посланий к монастырям – о стремлении к нравственному совершенству и духовной борьбе и 3) Правила жизни и увещания к монахам. Память –17 января по ст. ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

С 1093 г. Ансельм – архиепископ Кентерберийский. На посту архиепископа он боролся за большую независимость Англиканской церкви от власти папы и короля. Из-за своей жесткой позиции в этом вопросе большая часть его архиепископства прошла в ссылке на материке. Св. Ансельм считается отцом схоластики. Он одним из первых признал возможность использования философии в богословии. Занимаясь решением очень популярной в Средние века и Новое время проблемы соотношения веры и разума, он пришел к выводу, что познание христианина начинается с акта веры: факты, которые он хочет познать, даны в Откровении. То есть христианину требуется верить, чтобы понимать, а не наоборот. В то же время богословие может воспользоваться разумом, чтобы лучше понять то, во что он верит. Особое внимание Ансельм уделял форме, в которую облекается мысль, то есть логико-грамматической структуре высказывания. АНТОНИЙ, МИТРОПОЛИТ (в миру Алексей Павлович Храповицкий; 1863–1936) – церковный деятель и писатель; инспектор, а затем ректор Санкт-Петербургской и Московской духовных академий; в 1897 г. переведен ректором в Казанскую духовную академию; в 1897 г. рукоположен во епископа; с 1902 г. архиепископ Волынский, затем митрополит Киевский и Галицкий ; после революции 1917 г. возглавлял Высшее Церковное Управление за границей в подчинении Московской патриархии, с 1922 г.– глава Синода Русской церкви за границей, лидер Карловацкого раскола. АНТОНИЙ, ABBA , св. Антоний Великий , преп. Антоний Египетский (251–356) – основатель пустынножительского монашества. Его житие, составленное св. Афанасием Александрийским , представляет духовный путь Антония как единство существенных аспектов монашества: общежительства, отшельничества и социального служения. Около 335 г. по настойчивому приглашению Афанасия Великого приходил в Александрию для обличения ариан. Память в Православной и Католической церквах – 17 (30) января. АПОЛЛИНАРИЙ Младший (ок. 310–390) – сын Аполлинария Старшего, епископ г. Лаодикии, ученик Афанасия Александрийского .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Пусть же это мое слабое слово будет для него хотя сколько-нибудь наградой от всей нашей семьи, до глубины души признательной ему за все труды, которые он поднял для нее! Мир праху его и вечная, вечная память! Семьей почившего была получена следующая сочувственная телеграмма от учеников и почитателей покойного. Молитвенно помянув приснопамятного Павла Ивановича бывшие его слушатели и почитатели, служащие в Пензе, выражают искреннее соболезнование супруге и детям почившего в их горе и великой потере. 1 П.И. Горский родился 2 января 1835 года. Среднее образование он получил в Вифанской Духовной Семинарии, а высшее в Московской Духовной Академии, где окончил курс в 1858 году первым магистром. С 19 августа того же 1858 года он был оставлен при Академии бакалавром. 1859 году 10 февраля утвержден в ученом звании магистра богословия. С октября 1867 года состоял экстраординарным профессором на кафедре Еврейского языка и Библейской археологии. С 28 апреля 1878 года по 17 октября 1886 года был инспектором Академии. С 7 ноября 1883 года – заслуженный экстраординарный профессор. С 1 января 1892 года по 5 апреля 1893 года – редактор академического журнала «Богословский Вестник». В 1895 году оставил академическую службу. С 1899 года он стал Почетным Членом Академии. 4 75 псалмов в русском переводе, изданном в 1822 г. Библейским Обществом и исправленном особым Комитетом при Московской Духовной Академии в 1865 г. под наблюдением Московского митрополита Филарета. О степени участия П.И. Горского в этой работе и методах ее см. в статье И.Н. Корсунского : Труды Москов. Дух. Академии по переводу Св. Писания и творений св. Отцов на русский язык за 75 лет (1814 – 1889) ее существования в Прибавлениях к Твор. Св. отцов за 1889 г. ч. 46. стр. 564 – 587, и за 1890 г. ч. 45. Стр. 356 – 405. 11 Эти заметки представляют два доклада на съезде, на котором П.И. Горский был делегатом от Моск. Дух. Академии. 13 Рассказ 1-й. Достоверная повесть о том, как городской голова в походы ходил на выручку четвертого арифметического действия, именуемого делением, и как он возвратился «тощ».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

   Поскольку об этом Симоне мы уже мимоходом упоминали, не поленюсь рассказать о нем подробнее, так как память о нем не исчезла, и мой рассказ дополнит сведения о нем и лучше раскроет его добродетели.    Этот дивный и прославленный муж Симон был одним из старейших архимандритов в Смоленске, известный своей добродетелью. В родном городе он слышал о жизни Преподобного отца нашего Сергия и возгорелся душой и сердцем: он оставил архимандритию, почет и уважение, оставил славный город Смоленск, а вместе с ним родину, друзей, родных, близких, всех знакомых и доброжелателей и воспринял смиренный облик странника. Из родного города Симон направился в московские пределы, а именно в Радонеж, далеко отстоящий от Смоленска. Симон пришел в монастырь к Преподобному отцу нашему Игумену Сергию и с глубоким смирением умолял Сергия принять его под свое крепкое руководство, чтобы Симон жил у него в повиновении и послушании. Симон принес с собой вклад, который он передал Игумену на устроение монастыря. Преподобный Сергий принял Симона с радостью. Симон много лет прожил в покорности и послушании Игумену, в странничестве и смирении, он был исполнен добродетелей и в старости праведно отошел к Богу. Игумен Сергий с братией проводил его до гроба и похоронил как подобает. Память о нем навечно сохранится в обители.    Антоний Великий, прп., основатель пустынножительства († 356, память 17 января). Евфимий Великий, прп. († 473, память 20 января). Пахомий Великий, Фиваидский, прп. († около 347—349, память 15 мая). Савва Освященный, Муталакский, прп, ученик Евфимия Великого. († 532, память 5 декабря). Феодосии Великий, киновиарх, прп., начальник общежительного монашества († 529, память 11 января).    См.: Исх. 15:27; 39, 14.    Предполагают, что Симон прибыл в Москву как один из кандидатов на Смоленскую кафедру. Глава 9. Об иване, Сыне стефана    Стефан, родной брат Сергия, пришел в обитель из города Москвы и привел с собой младшего сына по имени Иван. Держа сына за правую руку, Стефан вошел в церковь и поручил его Игумену Сергию, прося постричь сына в иноки.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

158 Шамхорская крепость находилась у юго-восточной границы Грузии и принадлежала Ширван-шахам – вассалам Грузии. После Шамхорской битвы (ок. 1195 г.) между войсками Грузии и атабека Абу Бекра крепость была окончательно присоединена к Грузии. 159 Тит Флавий Веспасиан (41–81) – римский император (79 г.), старший сын императора Веспасиана. Руководил римскими войсками, расположенными в Иудее. В праздник ветхозаветной Пасхи 70 г. Тит двинул свои войска прямо к Иерусалиму. Храм был превращен в груду камней и пепла. С разрушением Иерусалима окончательно пало Иудейское государство. 160 Георгий IV Лаша («Сияющий») – грузинский царь (1213–1222) из рода Багратиони, сын святой царицы Тамары. Удачно воевал с турками и предпринял ряд походов в Адарбаган (территория нынешнего Азербайджана); погиб от раны, полученной в бою с передовыми отрядами Чингисхана. 161 Память Святого Иосифа, епископа Алавердского († 570), одного из 13 сирийских отцов – основателей грузинского монашества, – 7 (20) мая, 15 (28) сентября. 163 Святитель Иоанн Златоуст (t 407) – Константинопольский Патриарх, вселенский учитель, автор толкований на многие книги Священного Писания (Бытия, Псалтирь, Евангелия от Матфея и Иоанна, Послания апостола Павла) и множества бесед на отдельные библейские тексты, а также поучений на праздники, в похвалу святых и слов апологетических (против аномеев, иудействующих и язычников). Память 27 января (9 февраля), 30 января (12 февраля), 14 (27) сентября и 13 (26) ноября, суббота сырная. 165 Преподобный Антоний Великий , Египетский (t 356) -один из основателей пустынно-жительства в Египте. По преданию, египетское монашество ведет свое начало от апостола Марка; в ветхозаветное время, согласно Иосифу Флавию и Филону, в египетской пустыне на востоке от Александрии существовали общины аскетов-ферапевтов. Память 17 (30) января, суббота сырная. 166 Праздник Ллавердоба включает в себя три праздника: святой великомученицы царицы Кетеван (13 (26) сентября), Воздвижение Животворящего Креста (14 (27) сентября) и святого епископа Иосифа Алавердского (15 (28) сентября), создателя известного мужского монастыря Алаверди (Восточная Грузия). Этот праздник отмечают не только христиане Восточной Грузии, но и мусульмане Северного Кавказа. Согласно местной традиции, неотъемлемой частью Алавердоба является проведение конных скачек и других состязаний. Праздник длится до трех недель.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010