12 мая память святых девяти мучеников, в Кизике пострадавших 11 мая 2007 г. 19:51 Город Кизик находился в Малой Азии на берегу Мраморного моря. Христианство в нем начало распространяться еще со времен проповеди святого апостола Павла (память 29 июня/12 июля). Но гонения язычников привели к тому, что одни из христиан убежали из города, другие же держали веру Христову в тайне. Поэтому в конце III века Кизик был в значительной мере языческим, хотя там и была христианская церковь. Такое положение в городе огорчало истинных христиан, стремившихся утвердить Христову веру. К ним принадлежали и Девять святых мучеников Феогнид, Руф, Антипатр, Феостих, Артема, Магн, Феодот, Фавмасий и Филимон. Они происходили из разных местностей, были разного возраста: и юные, как святой Антипатр, и престарелые, как святой Руф; занимали разное положение в обществе: среди них были и воины, и поселяне, и горожане, и клирики. Но всех их объединяла вера во Христа и горячее стремление к распространению и укреплению истинной веры. Святые дерзновенно исповедовали Христа и безбоязненно обличали языческое нечестие. Их схватили и представили на суд правителю города. В течение нескольких дней их пытали, заключали в темницу и снова выводили из нее, обещая свободу за отречение от Христа. Но доблестные воины Христовы продолжали славить имя Христово. Все девять мучеников были усечены мечом (29 апреля 284-292 года), и тела их погребли близ города. Когда в 324 году восточной половиной империи стал править святой Константин Великий (306-337, память 21 мая/3 июня) и прекратились гонения на христиан, кизические христиане извлекли из земли нетленные тела девяти мучеников и положили их в храме, построенном в их честь. От святых мощей происходили многочисленные чудеса: бесы изгонялись, расслабленные исцелялись, выздоравливали больные лихорадкой, приходили в разум безумные. Вера Христова утверждалась в городе заступлением святых мучеников, многие из язычников обращались в христианство. Когда воцарился Юлиан Отступник (361-363), язычники Кизика обратились к нему с жалобой на христиан за разорение языческих храмов. Юлиан приказал восстановить языческие храмы, но не позволил притеснять христиан, живших в городе. Их было много, и он боялся народного возмущения. Однако распорядился заключить в темницу епископа Елевсия. После гибели Юлиана епископ Елевсий получил свободу, и снова в Кизике воссиял свет Христовой веры под покровительством святых мучеников.

http://patriarchia.ru/db/text/238450.htm...

9 марта — день первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи 9 марта 2009 г. 00:00 После усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, его тело было погребено учениками в самарийском городе Севастии, а честная глава сокрыта Иродиадой в бесчестном месте. Благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя Хузы (Лк. 8, 3), тайно взяла святую главу, положила ее в сосуд и погребла на горе Елеонской — в одном из поместий Ирода. Через много лет поместье это перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло Первое обретение главы. Иннокентий хранил ее с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, он снова скрыл ее в том самом месте, где обрел. По его кончине церковь пришла в запустение и разрушилась. Второе обретение честной главы произошло в дни равноапостольного царя Константина Великого (+337, память 21 мая/3 июня), когда христианская вера стала процветать. Двум инокам, пришедшим в Иерусалим на поклонение святым местам, дважды явился сам святой Предтеча и открыл место нахождения своей честной главы. Иноки отрыли святыню и, положив ее в мешок из верблюжьей шерсти, пошли к себе домой. По дороге они встретили незнакомого горшечника и дали ему нести драгоценную ношу. Не зная, что он несет, горшечник спокойно продолжал путь, Но ему явился сам святой Предтеча и велел бежать от нерадивых и ленивых иноков вместе с тем, что было у него в руках. Горшечник скрылся от иноков и дома с почестью хранил честную главу. Перед смертью он запечатал ее в водоносный сосуд и передал сестре. С тех пор честная глава была преемственно хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал священник Евстафий, зараженный арианской ересью. Он совратил множество недужных, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать еретичеству. Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать. Закопав святыню в пещере, близ Емессы, еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого. В пещере поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь. В 452 г. архимандриту этой обители Маркеллу святой Иоанн Креститель в видении указал место сокрытия своей главы. Святыня была перенесена в Емессу, а затем в Константинополь.

http://patriarchia.ru/db/text/87198.html

19 мая (1 июня). Благоверного великого князя Димитрия Донского (1389 г.). 20 мая (2 июня). Обретение мощей святителя Московского Алексия, всея России чудотворца (1431 г.). 21 мая (3 июня). Владимирской иконы Божией Матери. Равноапостольного царя Константина (337 г.) и матери его, царицы Елены (327 г.). Благоверных князей Константина (Ярослава) (1129 г.) и чад его Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев. Собор Карельских святых. 22 мая (4 июня). Память II Вселенского Собора (381 г.). 23 мая (5 июня). Обретение мощей святителя Леонтия, епископа Ростовского (1164 г.). Собор Ростово-Ярос-лавских святых. Преподобной Евфросинии Полоцкой (1173 г.). 25 мая (7 июня). Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (около 850 г.). 27 мая (9 июня). Праведного Иоанна Русского (1730 г.). 29 мая (11 июня). Иконы Божией Матери, именуемой «Споручница грешных». Июнь I (14) июня. Мученика Иустина Философа (166 г.). 9 (22) июня. Святителя Кирилла, архиепископа Александрийского (444 г.). Преподобного Кирилла, игумена Белоезерского (1427 г.). 10 (23) июня. Обретение мощей святителя Василия, епископа Рязанского (1609 г.) Собор Рязанских святых. Святителя Иоанна, митрополита Тобольского (1715 г.). Собор Сибирских святых. II (24) июня. Апостолов Варфоломея и Варнавы. 15 (28) июня. Святителя Ионы, митрополита Московского и всея России, чудотворца (1461 г.). Пророка Амоса (VIII в. до P. X.). Блаженного Августина , епископа Иппонийского (430 г.). 16 (29) июня. Преподобного Моисея Оптинского (1862 г.). Перенесение мощей святителя Феофана, Затворника Вышенского (2002 г.). 18 июня (1 июля). Боголюбской иконы Божией Матери (1157 г.). 19 июня (2 июля). Апостола Иуды, брата Господня (около 80 г.). Святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси (1607 г.). 23 июня (6 июля). Владимирской иконы Божией Матери. Собор Владимирских святых. 24 июня (7 июля). Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. 26 июня (9 июля). Тихвинской иконы Божией Матери (1383 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

– Потому, что они пошли на поводу у мира, а не мир повели за собой. Кто такие католики? Изначально существовала одна единственная Церковь , которая была единой – Западной и Восточной. Но с того момента, как произошел этот страшный раскол, начались труднообратимые изменения. Восточная Церковь оставалась по преимуществу обращенной к тому Царству, которое не от мира сего, а Католическая все теснее и теснее связывала себя с миром сим. И в той степени, в которой мы повторяем ошибки Католической Церкви, мы тоже скатываемся к обмирщению и секуляризации церковной жизни, убивая тем самым ее дух. 4 Митрополит Филипп (Колычев, 1507–1569 гг.) – иерарх Русской Православной Церкви, лишенный сана Церковным Собором по требованию царя Иоанна Грозного за обличение опричного террора; задушен в ссылке Малютой Скуратовым; память 9/22 января, 3/16 июля, 5/18 октября. 5 Митрополит Арсений (Мацеевич , 1697–1772 гг.) – иерарх Русской Православной Церкви, открыто выступивший против секуляризации церковных владений при Екатерине И; в 1767 г. был разжалован в крестьяне и посажен в Ревельскую крепость; в 1918 г., посмертно, восстановлен в архиерейском достоинстве как лишенный сана по политическим мотивам. В 2000 г. прославлен на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в лике священномучеников. 6 Преподобный Сергий Радонежский (1314–1392 гг.) – великий русский святой, основатель Свято-Троицкой Сергиевой Лавры; память 5/18 июля, 25 сентября/8 октября.) 8 Флавий Валерий Аврелий Константин (272–337 гг.) – римский император, провозгласивший свободное, не подлежащее гонениям исповедание христианства; прославлен Православной Церковью в лике равноапостольных святых; память 21 мая/3 июня. 9 Имеется в виду равноапостольный князь Владимир (ок. 960–1015 гг.), при котором произошло Крещение Руси; память 15/28 июля. 12 Преподобный Иоанн Лествичник (ок. 570 – ок. 649 гг.) – игумен Синайской горы, известный подвижник, написавший подробное руководство к иноческой жизни – «Лествицу»; память 30 марта/12 апреля и в 4-ю Неделю Великого поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Moroz...

Преданный всей душою Церкви, Константин скончался мирно, среди молитвы 21-го мая 337 года. История дала ему имя Великого; Константин великий. Церковь за его великие заслуги, именует его равноапостольным; святой равноапостольный Константин. Равноапостольный значит что он равен, по своим заслугам, апостолам. Память святых Равноапостольных царей Константина Великаго и матери его Елены празднуется, в день преставления святаго Константина, 21 мая/3 июня. Вопросы. (1) Кто были родители императора Константина? (2) Что произошло с Константином во время одной битвы? (3) Чем отличился император Константин? (4) Какие затруднения были у имератора Константина в Риме? (5) Откуда и куда перенес Император Константин столицу Римской Империи? (6) Что сделала его мать, царица Елена? (7) Какие затруднения происходили в то время в Церкви? (8) Что сделал император Константин, чтобы остановить эти затруднения? (9) Как именуют Константина историки и как Церковь, и почему?   3.6 Последнее гонение от язычников (23) Последняя борьба язычества с христианством была во время императора Юлиана. Император Юлиан был племянником Константина Великого и отличался ненавистью к христианам. Несмотря не все меры принятые императором Константином, язычество еще было сильно в Римской империи. Император Юлиан сперва просто притеснял христиан и поощрял язычество. Потом постепенно перешел к открытому насилию. Христиане с ужасом ожидали возвращения времен Нерона, Декия и Диоклитиана. Однако Юлиан не смог восстановить язычество. Он был убит в сражении с персами и после его смерти гонения на христиан прекратились. Преемники Юлиана продолжали заботиться об утверждении христианства во всей Римской империи. Созидались новые христианские храмы, а языческие разрушались. Идолослужение стало уголовным преступлением. Вопросы. (1) Кто был император Юлиан и чем отличался? (2) Что происходило во время императора Юлиана? (3) Что произошло после смерти императора Юлиана? ЕРЕСИ, РАСКОЛЫ И СОБОРЫ 4.1 Ереси и расколы (24) Ересь это учение которое несогласно с православной верой. Ересь тоже называется лжеучение; то есть ложное учение или неправильное учение.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

906 На этот переход «синоксаря с летописью» из Святцев в Следованную Псалтирь указал ещё архиепископ Сергий (Спасский) , но он пользовался изданием Псалтири 1671 г. (Сергий, архим. Полный месяцеслов Востока. Т. 1. С. 232). 907 Празднование памяти Антония Печерского переместилось с 7 мая на 10 июня, памяти митрополита Филиппа – с 23 декабря на 9 января. 913 Особо отметим вопрос киноварного выделения русских памятей. В Святцах 1646 г. (см. наст. публикацию) русские памяти последовательно начинают выделяться начиная с ноября. Это выделение не совпадает ни с одним из предшествующих изданий. В Святцах Бурцова киноварных выделений памятей вообще не было, в Следованной Псалтири их было очень мало (только в части с мая по август), а в Уставе, напротив, почти все русские памяти имели киноварное выделение. 914 Отмечу, что Святцы 1646 г. в месяцесловной части под 15 августа (Успение Богородицы) содержат ещё один обширный текст, в котором так же, как и в сказании «О тайне (...) дне истинныя Пасхи», ключевыми словами являются «о тайне» – «Сказание вкратце собраное от богодухновенных учителей зело полезно о тайне лет святаго жития Ея» (л. 330−337 об.). 918 См.: Каталог выставки славянских книг в память первопечатника Ивана Фёдорова, 1491−1708 гг. М., 1909. С. 28. 920 Печатные Святцы воспроизвели мельчайшую редакторскую правку, которую содержит рукопись. См., например, исправления в тропаре Сергию Обнорскому (в скобках воспроизвожу то, что было зачёркнуто в рукописи): «И сего ради яко Божий угодникъ свтило миру показася, сияя чюдесы, Сергие (Сергий) отче нашъ, теплый молитвениче (молитвенникъ), Бога (Богу) всегда о насъ (того) моли, да спасетъ душя нашя». Все исправления были учтены в печатном тексте. 921 См., например: «Дошла тетрадь 2-я. Набираем 3-ю. Число 16» (РГАДА, ф. 381, 337, л. 21 об.). В издании 1646 г. действительно кончилась вторая тетрадь и началась третья 15 сентября, на тропаре великомученику Никите, именно в том месте, где это и было отмечено в рукописи. 922 Нельзя исключать возможности, что этот фрагмент, как и некоторые другие вставные «летописи», был вложен или вклеен в рукопись и впоследствии мог просто затеряться.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кирилл (ск. в 1971 г.) — патриарх Болгарский (с 1953 по 1971 г.). Кирилл Философ (827–869) — равноапостольный, славянский первоучитель. Кифа , иеромонах Киево–Печерской лавры, знакомый митр. Питирима. Клаус — имя пастора из г. Упсала, знакомого митрополита Питирима. Ключевский Василий Осипович (1841–1911) — русский историк, академик, почётный академик Петербургской Академии наук. Профессор Московского университета и Московской духовной академии. Автор многих научных трудов, в том числе знаменитого «Курса русской истории». Козловский Иван Семенович (1900–1993) — певец. Козолупов Семен Матвеевич (1884–1961) — виолончелист, педагог, доктор искусствоведения. Колчицкая (урожд. Попандопуло) Лидия Константиновна (1925–2001) — секретарь Патриархии («бессменный секретарь четырех Патриархов»), невестка протопресвитера Николая Колчицкого. Колчицкая Галина Николаевна — дочь протопресвитера Н.Ф. Колчицкого Колчицкий Галик Николаевич — артист, сын протопресвитера Н.Ф. Колчицкого Колчицкий Николай Федорович (1887–1961) — протопресвитер, управляющий делами Московской Патриархии, настоятель Богоявленского Кафедрального собора. Влиятельный церковный деятель своего времени, вызывавший противоречивые и неоднозначные оценки. Колчицкий Сергей Николаевич — сын протопресвитера Н.Ф. Колчицкого, иподьякон патриарха Алексия. Колычевы — боярский род. Коля — знакомый семьи Нечаевых. Коля — однокурсник Константина Нечаева по МИИТу. Кони Анатолий Федорович (1844–1927) — русский юрист. Константин Великий (между 274 и 289–337) — император Римский, равноапостольный. Миланским эдиктом 313 г. сделал христианство дозволенной религией. Память празднуется 21 мая (3 июня) Небесный покровитель Константина Нечаева. Константин Синадский (VIII в.) — преподобный. Память празднуется 26 декабря (8 января) — в день рождения митрополита Питирима. Корин Павел Дмитриевич (1892–1967) — русский художник, реставратор, собиратель памятников древнерусского искусства. Работу над картиной «Реквием» («Русь уходящая») (1935–37 г.) ему пришлось оставить в силу политических обстоятельств, но ее эскизы показывают, что она могла стать самым значительным произведением русской живописи XX в. Митрополит Питирим был лично знаком с Кориным, бывал у него дома.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Кирилл (ск. в 1971 г.) — патриарх Болгарский (с 1953 по 1971 г.). Кирилл Философ (827–869) — равноапостольный, славянский первоучитель. Кифа , иеромонах Киево–Печерской лавры, знакомый митр. Питирима. Клаус — имя пастора из г. Упсала, знакомого митрополита Питирима. Ключевский Василий Осипович (1841–1911) — русский историк, академик, почётный академик Петербургской Академии наук. Профессор Московского университета и Московской духовной академии. Автор многих научных трудов, в том числе знаменитого «Курса русской истории». Козловский Иван Семенович (1900–1993) — певец. Козолупов Семен Матвеевич (1884–1961) — виолончелист, педагог, доктор искусствоведения. Колчицкая (урожд. Попандопуло) Лидия Константиновна (1925–2001) — секретарь Патриархии («бессменный секретарь четырех Патриархов»), невестка протопресвитера Николая Колчицкого. Колчицкая Галина Николаевна — дочь протопресвитера Н.Ф. Колчицкого Колчицкий Галик Николаевич — артист, сын протопресвитера Н.Ф. Колчицкого Колчицкий Николай Федорович (1887–1961) — протопресвитер, управляющий делами Московской Патриархии, настоятель Богоявленского Кафедрального собора. Влиятельный церковный деятель своего времени, вызывавший противоречивые и неоднозначные оценки. Колчицкий Сергей Николаевич — сын протопресвитера Н.Ф. Колчицкого, иподьякон патриарха Алексия. Колычевы — боярский род. Коля — знакомый семьи Нечаевых. Коля — однокурсник Константина Нечаева по МИИТу. Кони Анатолий Федорович (1844–1927) — русский юрист. Константин Великий (между 274 и 289–337) — император Римский, равноапостольный. Миланским эдиктом 313 г. сделал христианство дозволенной религией. Память празднуется 21 мая (3 июня) Небесный покровитель Константина Нечаева. Константин Синадский (VIII в.) — преподобный. Память празднуется 26 декабря (8 января) — в день рождения митрополита Питирима. Корин Павел Дмитриевич (1892–1967) — русский художник, реставратор, собиратель памятников древнерусского искусства. Работу над картиной «Реквием» («Русь уходящая») (1935–37 г.) ему пришлось оставить в силу политических обстоятельств, но ее эскизы показывают, что она могла стать самым значительным произведением русской живописи XX в. Митрополит Питирим был лично знаком с Кориным, бывал у него дома.

http://azbyka.ru/fiction/rus-uxodyashhay...

9 Мелетий – бывший епископ Фиваидский, которого за отречение от веры отлучил от Церкви священномученик Петр Александрийский . Во время распространения арианской ереси Мелетий склонился на сторону Ария. Первый Никейский Собор в 325 году подтвердил лишение Мелетия всех епископских прав. Однако следы мелетианской ереси долго еще сохранялись у его последователей в их образе жизни и в уставах, сходных с уставами самаритян и иудеев (см.: Феодорит , епископ Киррский. Церковная история. Кн. I, гл. 9). – Прим. ред. 10 Манихейство – ересь, возникшая в III веке и представляющая смесь христианства с зороастризмом. Зачинатель ереси – персидский маг Манес, рукоположенный во священника в персидском городе Егваце. – Прим. ред. 11 Арианство – ересь, возникшая от лжеучения александрийского священника Ария, который не признавал Господа Иисуса Христа единосущным и равным Богу Отцу и сопричислял Творца к творению. Духа Святого он также богохульно низводил до творения Сына Божия. Эта ересь быстро распространилась, получив поддержку у многих иерархов. Хотя она была осуждена на Александрийском Соборе в 320 году, ариане остались непреклонными, в своем лжеучении. Тогда, по повелению Константина Великого , был созван Первый Вселенский Собор в Никее в 325 году, на котором ересь была торжественно обличена, а Арий с единомышленниками отлучены от Церкви и сосланы. Но еще долго ариане производили разорение в Православной Церкви, пользуясь расположением к себе некоторых правителей. В Римской империи эта ересь существовала до половины V века, у готов, вандалов, бургундов – до VII века. – Прим. ред. 12 Константин Август (ок. 285–337) – святой равноапостольный царь Константин Великий , сын кесаря Констанция Хлора и святой равноапостольной царицы Елены, правителей Галлии и Британии. В 312 году, под спасительным знамением Креста в небе, победил императора Максентия, присвоившего власть над Римом и Италией. Окончательно уверовав во Христа, император Константин в 313 году издал Миланский эдикт о веротерпимости, который предоставлял христианам много привилегий. В 323 году, после победы Константина Великого над восточным правителем Ликинием, притеснявшем христиан, эдикт был распространен над всей Римской империей. Император всячески поддерживал Православную Церковь , возвращал христиан из ссылок. Он глубоко почитал Антония Великого , писал к нему письма, о которых упоминает и Созомен (Церковная история. Кн. 1, гл. 5). Память Константина Великого празднуется 21 мая/3 июня. – Прим. ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Он вошел в число оглашенных, но, благоговея перед святостью Таинства Крещения, император откладывал Таинство до самой смерти. При этом он сделал великое множество добрых дел, о некоторых из них мы скажем ниже. Чувствуя приближение смерти, Константин принял Крещение в день Пятидесятницы. И, будучи еще в белых крещальных одеждах, он отошел ко Христу 21 мая 337 года. Церковь прославила его как равноапостольного. И действительно, не было в истории человека, благодаря трудам которого столько людей стали бы христианами. Память святого равноапостольного Константина совершается 3 июня. Церковь и империя С того момента, когда святой равноапостольный Константин дал свободу Церкви, наступил совершенно новый этап ее существования. Сохраняя готовность встретить Царство Христово, Церковь вступила в союз с Римской империей, выполняя тем самым завет Господа о проповеди Евангелия всей твари. Православные христиане всегда помнили, что, по учению Спасителя и апостола Павла, сам принцип власти установлен Творцом, и потому не считали зазорным сотрудничать с имперскими структурами. Как позднее писал святой император Юстиниан, «Божественное Провидение дало человечеству два дара: священство и царство. Священство заведует душой человека, а царство сохраняет тело. Прекрасным согласием (в пер. с греч. – симфонией) эти две власти сохраняют человечество». Именно по этому принципу существовала Церковь в течение полутора тысячелетий – единый организм, имеющий два органа управления. Но при этом всегда сохранялось сознание, что естественные властные структуры царства ниже богоустановленной апостольской иерархии. «Священство выше царства», говорили святые Иоанн Златоуст и Амвросий Медиоланский . Поэтому вскоре в обиход вошел обряд коронации императора патриархом. Всегда признавая право государства на осуществление им своих полномочий, Церковь отвергала вмешательство императора в собственно церковные дела, в особенности же это касалось догматического учения христиан. Множество мучеников и исповедников отстояли эту свободу Божию ценой своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010