А.В. Занемонец См. также: Иерусалимский собор 1443 г. и ошибки исследователей В истории вопроса о рецепции/отвержении православным Востоком решений Флорентийского собора 1439 г. особую роль играет не совсем ясное событие, произошедшее, как кажется, в Иерусалиме в апреле 1443 г., через четыре года после подписания Флорентийской унии. Одни исследователи считали состоявшуюся там встречу нескольких православных архиереев официальным соборным отвержением униатских решений, другие, напротив, даже сомневались в том, имел ли вообще место этот собор. Ниже мы попробуем разобраться с его историчностью и определить настоящее значение этого собора. Также мы приводим русский перевод его определения, чтобы нередкие ссылки на него теперь могли быть подкрепляемы текстом 1 . Текст сохранился в двух рукописях XV–XVI в.: Ottobonianus graecus 418 (л. 55v-57v) и Barberinianus graecus 493 (л. 31v-32v). Рукопись Ottobonianus graecus, которой отдает предпочтение издатель, является по преимуществу антилатинским сборником и перед оглавлением содержит надпись: Το θρνου λεξανδρεας – «Александрийского [патриаршего] престола». Таким образом, интересующий нас текст происходит из окружения Александрийского патриарха и относится к XV или, по крайней мере, к XVI в. В середине XVII в. текст был впервые издан Львом Алляцием 2 . Он не указал рукописи, по которой делал издание, но Г. Хофман предполагает, что это был Barberinianus graecus 493. Наличие соборного постановления в двух рукописях, современных или почти что современных событию, является основным подтверждением реальности самого события, хотя ни у каких авторов того времени (включая церковных писателей и полемистов) Иерусалимский собор не упоминается. В своем кратком, на один абзац, предисловии к издаваемому тексту Г. Хофман указывает, что synodus Hierosolymitana contra concilium Florentinum nondum sit omnino certa sive authentica, nihilominus 3 textum graecum de hac synodo («Иерусалимский синод против Флорентийского собора вовсе не является ни ясным, ни аутентичным, так же, как и греческий текст этого синода»). На сегодняшний день этим и ограничивается академический консенсус в отношении Иерусалимского собора. В начале века греческий историк иерусалимской церкви Хризостом Пападопулос считал собор подлинным, однако дошедший до нас его орос – вымышленным 4 . При этом в апологетической литературе позиции куда более четкие. Так, Лев Алляций предпочитал скорее считать собор не имевшим места, в то время как православные полемисты принимали его за полновесное церковное отвержение Флорентийской унии. Можно сказать, что это мнение стало наиболее распространенным. Однако старые русские историки говорили куда осторожнее: «Восточные патриархи, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский, высказались также против унии, – пишет A.A. Васильев, – и на Иерусалимском соборе 1443 г. Флорентийский собор был назван «скверным» (piapa)» 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава 4 Мих. 4:1 . И будет в последния дни явлена гора Господня, уготована над верхи гор, и вознесется выше холмов, и потщатся к ней людие. С Евр.: «Но в последние дни гора дома Божия будет поставлена во главу гор, и возвысится над холмами, и потекут на нее народы». Св. пророк произнес выше предсказание о разрушении храма и Иерусалима врагами. Такое предсказание не могло не опечалить иудеев, особенно благочестивого царя Езекию. Чтобы утешить сего царя и верных иудеев, какие еще были при сем царе, св. Михей произносит радостное обетование о будущем – о восстановлении храма и Иерусалима. Не все, говорит пророк, будут одни бедствия, скорби и разрушения. Настанет и для Иудеи славное время. «И будет в последния дни». Последними днями нередко называются последние дни Ветхого Завета и дни пришествия на землю Спасителя мира 59 , как это видно и из последующих слов. Итак, во дни пришествия на землю Спасителя мира, «будет явлена 60 гора Господня», или гора дома Божия 61 . Под горою дома Господня, в буквальном смысле, здесь разумеется гора, на которой стоял храм Иерусалимский, Сион или Мориа, называется Господнею по дому или храму Божию. Но не гора имела сама по себе такую важность, что нужно было являть ее всем народам, всему миру (ст. 3), а храм Иерусалимский, находившийся на сей горе, – он давал горе известность. Но и самый храм, в свою очередь, был славен потому, что был домом Божиим, Бог обитал в нем в образах, стенах, гаданиях, в учении, пророчествах. Как солнце, освещая предметы мира, отражая на них лучи свои, делает их видимыми, блестящими, так и храм Иерусалимский был потому славен, что освещался солнцем вечной истины. Храм Иерусалимский, как известно, за грехи евр. народа был разрушен вавилонянами, Иерусалим был яко овощное хранилище. Потому не разумеется ли здесь создание второго храма, по возвращении евреев из плена, при Ездре и Неемии? Некоторые из толковников 62 действительно разумеют создание второго храма. «Пророк предсказывает. – говорит Ефрем Сирин , – что после 70-летнего плена храм будет воссоздан на вершине гор, на которых построен был Иерусалим, и гора храма, по сооружении оного, возвысится над всеми холмами, ее окружающими, и тогда соберутся на ней все народы, как пророчествовали о сем Исаия ( Ис. 2:2 ) и другие пророки».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Содержание Православный палестинский сборник Том 1, выпуск 1-й 1881 г. Православие в Святой Земле Издание В. Н. Хитрово 1. Предисловие 1.1 Нынешний Иерусалим – это ли тот Иерусалим Горний или же это та Святая Земля, неизменившаяся со времен Вознесения спасителя? 1.2 Обширность Святой Земли, население и смена религий за последние 12 веков. 2. История создания протестантской общины на Святой Земле, начиная с 1820гг. 2.1 Первые английские и американские протестантские миссионеры: Чуди, Вольф, Дальтон, Николайсон и др. 2.2 Прусское предложение к пяти державам об единении защиты протестантов в Иерусалиме в 1840 гг. 2.3 Попытка учреждения соединенного англикано-евангелического епископства на Святой земле в 1841 году. 2.4 Первые протестантские епископы: М. С. Александер, С. Гобат. 2.5 Протестантская пропаганда на примере деятельности пастора Флиднера с 4-мя кайзерскими диакониссами. 2.6 Протестантская колонизация Святой земли. 2.7 Роль английских и германских учёных экспедиций и путешествий в культурной пропаганде протестантского мира. 3. История развития латинской общины на Святой Земле. 3.1 Средина 14 столетия – первые францисканские монахи. 3.2 Постоянная и нескончаемая их борьба с православными и армянами. 3.3 Кармелитские монахи: история монаха фра Джиованни Баптист из Фраскати, восстановившего монастырь на горе Кармел. 3.4 Восстановление латинского иерусалимского патриархата, 1846 г. 3.5 Первый латинский патриарх Иосиф Валерга и его деятельность. 3.6 Латинская пропаганда на примере сотрудников Валерги: А. М. Ратисбонна и общины сионских сестер в Палестине. 3.7 Как латиняне использовали ситуацию во время последней войны России с Турцией. 3.8 Краткая схема возникновения в Святой Земле латинской общины. 3.9 Сравнительная схема возникновения протестантской общины. 3.10 Политическая подкладка английских, немецких, французских ученых экспедиций на Святую Землю. 3.11 «Сила не в силе, сила в любви». 4. История православного Иерусалимского патриархата с 15 века и до наших дней.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИАК Сщмч. Кириак, еп. Иерусалимский. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 144) Сщмч. Кириак, еп. Иерусалимский. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 144) [Иуда; греч. Κυριακς; лат. Quiriacus, Cyriacus] (362/3), сщмч. (пам. 28 окт.; пам. визант. 28 окт., 31 марта, 14 апр.; пам. зап. 1, 4 мая), еп. Иерусалимский. Согласно агиографической традиции, иудей по имени Иуда, который участвовал в обретении св. Креста равноап. Еленой , обратился в христианство, стал епископом Иерусалима с именем Кириак и принял мученическую кончину при имп. Юлиане Отступнике (361-363). Древние списки Иерусалимских епископов первых веков не содержат имя Кириак, в связи с чем историчность данного персонажа вызывает сомнения. Болландист Д. ван Папебрук предложил отождествить К. с епископом Иудой (1-я пол. II в.), о к-ром упоминается в «Церковной истории» и «Хронике» Евсевия Кесарийского ( Euseb. Hist. eccl. IV 5; Idem. Chron. Vol. 2. P. 166-167), а также в нек-рых др. источниках (ActaSS. Mai. T. 1. P. 441-445). Сведения о К. содержатся в одной из 3 легенд об обретении св. Креста (см. ст. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня ) и в Мученичестве К. По мнению Н. В. Пигулевской , наличие лит. связи между этими 2 произведениями указывает на то, что легенда об обретении св. Креста и Мученичество представляют собой две части общего сказания о К., написанного или обработанного одним автором; кроме того, в некоторых рукописях они следуют непосредственно друг за другом ( Пигулевская. 1976. С. 73-74). Легенда об обретении св. Креста «Обретение Креста Господня». Миниатюра из Гомилий Григория Назианзина. 879–882 гг. (Paris. gr. 510. Fol. 440) «Обретение Креста Господня». Миниатюра из Гомилий Григория Назианзина. 879–882 гг. (Paris. gr. 510. Fol. 440) связанная с К., сохранилась в неск. редакциях на греч., лат., сир. и араб.

http://pravenc.ru/text/1840173.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Журнал заседания Священного Синода 27 декабря 2000 г. В заседании Священного Синода 27 декабря 2000 года под председательством Патриарха СЛУШАЛИ: Сообщение Патриарха Московского и всея Руси Алексия о кончине Предстоятеля Иерусалимской Православной Церкви Блаженнейшего Патриарха Святого Града Иерусалима и всей Палестины Диодора и состоявшемся 22 декабря сего года отпевании почившего. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Вознеся моление ко Господу о упокоении в селениях праведных Предстоятеля Иерусалимской Православной Церкви Блаженнейшего Патриарха Святого Града Иерусалима и всей Палестины Диодора, выразить соболезнование епископату, клиру и пастве овдовевшей Иерусалимской Православной Церкви в связи с постигшей их утратой. 2. С удовлетворением отметить участие в похоронах почившего Патриарха делегации Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о трехсторонней миротворческой встрече духовных лидеров России, Армении и Азербайджана, прошедшей в Московском Свято-Даниловом монастыре 24 ноября 2000 года. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Выразить удовлетворение в связи с проведением трехсторонней миротворческой встречи, в которой по инициативе и при посредничестве Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия приняли участие Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II и председатель Высшего религиозного совета народов Кавказа, духовный глава мусульман Азербайджана Шейх-уль-ислам Аллахшукюр Паша-заде. 2. Отметить плодотворное развитие совместной миротворческой деятельности духовных лидеров трех стран, направленной на уврачевание армяно-азербайджанского конфликта и в целом на достижение стабильности в Кавказском регионе. 3. Принять к сведению итоговое заявление участников встречи и их обращение к Президентам России, Азербайджана и Армении.

http://sedmitza.ru/lib/text/429478/

Архив Пн ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 27-28 декабря 2000 года 11 апреля 2005 г. 16:00 27-28 декабря 2000 года в Москве под председательством  Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II   состоялось  очередное  заседание  Священного Синода Русской Православной Церкви. В заседании Священного Синода 27 декабря СЛУШАЛИ: Сообщение Патриарха Московского и всея Руси Алексия о кончине Предстоятеля Иерусалимской Православной Церкви Блаженнейшего Патриарха Святого Града Иерусалима и всей Палестины Диодора и состоявшемся 22 декабря сего года отпевании почившего. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Вознеся моление ко Господу о упокоении в селениях праведных Предстоятеля Иерусалимской Православной Церкви Блаженнейшего Патриарха Святого Града Иерусалима и всей Палестины Диодора, выразить соболезнование епископату, клиру и пастве овдовевшей Иерусалимской Православной Церкви в связи с постигшей их утратой. 2. С удовлетворением отметить участие в похоронах почившего Патриарха делегации Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о трехсторонней миротворческой встрече духовных лидеров России, Армении и Азербайджана, прошедшей в Московском Свято-Даниловом монастыре 24 ноября 2000 года. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Выразить удовлетворение в связи с проведением трехсторонней миротворческой встречи, в которой по инициативе и при посредничестве Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия приняли участие Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II и председатель Высшего религиозного совета народов Кавказа, духовный глава мусульман Азербайджана Шейх-уль-ислам Аллахшукюр Паша-заде. 2. Отметить плодотворное развитие совместной миротворческой деятельности духовных лидеров трех стран, направленной на уврачевание армяно-азербайджанского конфликта и в целом на достижение стабильности в Кавказском регионе. 3. Принять к сведению итоговое заявление участников встречи и их обращение к Президентам России, Азербайджана и Армении.

http://patriarchia.ru/db/text/4924770.ht...

Введение Краткое сведение о св. пророке Захарии; время его служения, содержание книги и особенности изложения. Св. пророк Захария 1 серповидец – так названный от видения серпа – был сын Варахии и внук 2 Адды. Последний был главою своего поколения и священником, по возвращении из Вавилонского плена при первосвященнике Иоакиме. См. Неем. 12:1–12, 16 . О Варахии, отце св. пр. Захарии, ничего неизвестно. Вероятно, он умер скоро в Вавилонском плену, потому Адда считается некоторыми (напр. Кириллом Александр.) воспитателем св. Захарии. Равно ничего не известно, когда и где родился и умер 3 св. пр. Захария, также неизвестно и об обстоятельствах жизни сего пророка. Церковь наша празднует память св. пр. Захарии серповидца 8 февраля. Она ублажает его как славу пророков и благолепие мужей благоглаголивых“ (Канона 5-я песнь), как мужа, духовным разумом украшенного, даров сущих паче естества сподоблшагося, видевшаго ангельския видения и чины, и вещания, и славы (песнь 6.), ублажает, как мужа вышними зарями просвещенного, а потому видевшаго будущая, яко сущая“, (п. 7.). Св. пр. Захария жил в одно время с св. прор. Аггеем, и начал пророчествовать только двумя месяцами позднее последнего, именно, во второй год царствования Персидского царя Дария Гистаспа (ок. 520 г. до Р. Хр.). Несмотря на благосклонность, какую оказывал сей царь Иудеям, что доказывается милостивым указом его о построении Иерусалимского храма, обстоятельства Иудеев, недавно возвратившихся из плена, были нерадостны, время было неблагоприятное, для восстановления прежней жизни. Первой задачей, переселившихся в свое отечество Иудеев, было – построить в Иерусалиме храм Господу Богу. Но в сем деле Иудеи встретили непредвиденные препятствия от врагов в соседственных народах. Когда Кир, персидский царь, был жив, тогда эти народы не смели препятствовать Иудеям, и они свободно производили постройку храма. По смерти сего царя, обстоятельства для Иудеев переменились; указ Кира о построении Иерусалимского храма был заброшен и забыт; воцарились другие цари, которые не были благосклонны к Иудеям. Этим временем и воспользовались враги Иудеев, а более всех – Самаряне. Самаряне были полуязычники, полуиудеи, покланявшиеся и истинному Богу, и языческим идолам; однако же, они пожелали и просили принять участие в построении Иерусалимского храма. Самарянам, как нечистым, было отказано, услуги их были отвергнуты. ( 1Ездр. 4 ). Тогда они, озлобившись, и, желая отмстить Иудеям, всячески старались помешать строению храма, то распуская клеветы об Иудеях перед персидскими сатрапами, начальствовавшими над Иудеей, то подкупая царских сановников, чтобы прекратить построение храма. Так поступали они со смерти Кира до царствования Дария ( 1Ездр. 4, 5 ). С воцарением Дария, настало другое, более благоприятное время, для построения храма. Дарий, отыскавши и прочитав указ Кира о постройке храма, сам, указом, повелел продолжать постройку храма, вместе, повелел содействовать сему делу местными средствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 27-28 декабря 2000 года 11 2005 р. 16:00 27-28 декабря 2000 года в Москве под председательством  Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II   состоялось  очередное  заседание  Священного Синода Русской Православной Церкви. В заседании Священного Синода 27 декабря СЛУШАЛИ: Сообщение Патриарха Московского и всея Руси Алексия о кончине Предстоятеля Иерусалимской Православной Церкви Блаженнейшего Патриарха Святого Града Иерусалима и всей Палестины Диодора и состоявшемся 22 декабря сего года отпевании почившего. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Вознеся моление ко Господу о упокоении в селениях праведных Предстоятеля Иерусалимской Православной Церкви Блаженнейшего Патриарха Святого Града Иерусалима и всей Палестины Диодора, выразить соболезнование епископату, клиру и пастве овдовевшей Иерусалимской Православной Церкви в связи с постигшей их утратой. 2. С удовлетворением отметить участие в похоронах почившего Патриарха делегации Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о трехсторонней миротворческой встрече духовных лидеров России, Армении и Азербайджана, прошедшей в Московском Свято-Даниловом монастыре 24 ноября 2000 года. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Выразить удовлетворение в связи с проведением трехсторонней миротворческой встречи, в которой по инициативе и при посредничестве Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия приняли участие Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II и председатель Высшего религиозного совета народов Кавказа, духовный глава мусульман Азербайджана Шейх-уль-ислам Аллахшукюр Паша-заде. 2. Отметить плодотворное развитие совместной миротворческой деятельности духовных лидеров трех стран, направленной на уврачевание армяно-азербайджанского конфликта и в целом на достижение стабильности в Кавказском регионе. 3. Принять к сведению итоговое заявление участников встречи и их обращение к Президентам России, Азербайджана и Армении.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4924772...

Иерусалимский храм      Самым великим делом Соломона было строительство Иерусалимского храма. Храм был начат в четвертый год его царствования. Это был четыреста восьмидесятый (по греческому переводу — четыреста сороковой) год по исходе евреев из Египта. Он был воздвигнут на горе Мориа на месте жертвенника, сооруженного царем Давидом после прекращения моровой язвы. На этом месте Давид увидел Ангела Господня, который поражал народ. Фундамент потребовал гигантских работ. Достаточно сказать, что гора Мориа была поднята искусственным образом более чем на семьсот футов (около двухсот тридцати метров). Как и скинию, евреи называли храм Домом (Байт). Храм не был местом собрания верующего народа: он был исключительно жилищем Господа, недоступным для непосвященных. Простой израильтянин не мог в него войти. Этим символизировалось то, что Царство Небесное до искупительной Христовой жертвы было затворено для Израиля. Храм, построенный Соломоном, не отличался большими размерами: шестьдесят локтей в длину, двадцать локтей в ширину, тридцать локтей в высоту (в метрической системе — 31,5 м, 10,5 м, 15,75 м). Он был только в два раза больше скинии, но великолепием оформления далеко превосходил ее. Перед храмом был притвор: 10,5 м в ширину и 5 м в глубину. Стены — из камня, но внутри обложены кедром, а пол устлан досками из кипариса. Иерусалимский храм имел три части: притвор, святое и святое святых. В святое вела двухстворчатая кипарисовая дверь. Святое и святое святых разделяла стена из кедровых досок, в которой была дверь из масличного дерева. Здесь была завеса. Стены, двери и ворота храма были украшены резными изображениями Херувимов, пальм, цветов, а также драгоценными камнями и отделаны золотом. Пол был покрыт золотыми листами (см.: 3 Цар 6, 21, 30). В своем великолепии храм должен был быть видимым изображением славы невидимого Бога. Перед храмом было два двора, обнесенных стенами. Внутренний двор предназначался для священников (см.: 2 Пар 4, 9), другой двор — для народа. Во внутреннем дворе стоял медный жертвенник всесожжения.

http://pravoslavie.ru/104008.html

Иссад. Храмовый комплекс. Церкви Троицы Живоначальной и Модеста, патриарха Иерусалимского. Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Ленинградская обл., Волховский р-н, с. Иссад Координаты: 60.070042, 32.341408 Проезд: 1) Из Петербурга по Мурманскому шоссе (трасса М18). Иссад находится после переезда через Волхов (примерно на 120 км) справа от шоссе. 2) С Московского или Ладожского вокзала до станции Волховстрой, далее на автобусе, отправляющемся с привокзальной площади. Наилучший вариант - автобус какого-нибудь ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда 1) Из Петербурга по Мурманскому шоссе (трасса М18). Иссад находится после переезда через Волхов (примерно на 120 км) справа от шоссе. 2) С Московского или Ладожского вокзала до станции Волховстрой, далее на автобусе, отправляющемся с привокзальной площади. Наилучший вариант - автобус какого-нибудь маршрута, проходящего через Бабино. Но такие автобусы ходят довольно редко. Более реально проехать на автобусе, идущем в Новую Ладогу (не через Бабино), до Юшково, затем пройти по Мурманскому шоссе вправо до моста через Волхов и перейти по нему на правый берег. Иссад расположен рядом с мостом (чуть выше по течению) - справа от шоссе. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Троицкий Изсадский погост находится в 150 верст. от Петербурга и в 4 от Ладоги, на правом берегу Волхова. Здесь был в древности монастырь " Троицкий на Златыни " , разоренный в смутное время. От него остались две, сохранившиеся до позднейших времен, деревянные церкви: холодная, во имя Св. Троицы и теплая - во имя Св. Модеста, патриарха Иерусалимского. Первая за ветхостью разобрана в 1858 году и, вместо нее выстроена новая каменная, тщанием: графини Борщ генерал-адютанта Философова и новоладожского купца Назария Кулагина, на деньги, частию ими пожертвованные, частию собранные усердием священника Иоанна Травина [Кирпич на постройку церкви был приготовлен на кирпичном заводе, находящемся при усадьбе Загвозье, помещика Философова, в 3 вер. от Изсада; железо пожертвовано графинею Борх, а деньги купцом Кулагивым. Эта новая каменная церковь освящена во имя Св. Троицы, с приделами Алексия человека Божия и св. мученика Назария].

http://sobory.ru/article/?object=05959

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010