Образ инока-труженика, отзывчивого человека, талантливого организатора, доброго христианина и благоговейного священноолужителя сохранят все, кто учился у отца Марка или кто работал вместе с ним в академии. Сделанное им приносило и будет приносить пользу учащимся. Представители Троице-Сергиевой Лавры и академии прибыли в Тулу проститься с почившим. У гроба звучали слова прощания. От имени отсутствовавшего в те дни в Туле митрополита Тульского и Белевского Ювеналия, сопровождавшего в то время Святейшего Патриарха в его поездке в Чехословакию, говорил благочинный протоиерей В. Баляев; от членов Совета академии и сотрудников ЦАК – профессор протоиерей А. Остапов; от учащихся академии и семинарии – студент IV курса МДА Г. Нефедов. Искренне и тепло было прощание с ушедшим в иной мир отцом игуменом Марком. Умилительно звучали слова иноческого погребения, прекрасно исполненные тульским духовенством и хором митрополичьего собора, Тело усопшего предал земле его отец – протоиерей Ростислав. Отец Марк был погребен на Спасском кладбище г. Тулы рядом с могилой его матери. Мир душе твоей и Царство Небесное, приснопамятный брате наш игумене Марко! Совет Московской духовной академии Из истории патериков Среди обширной агиографической литературы, имеющейся в Православной Церкви, особое место занимают Патерики (от πατρ – отец) – сборники сказаний о жизни святых отцов, подвизавшихся в пустынях и монастырях Востока и Запада. Родиной древнейших Патериков является Египетская пустыня, Скит 1 . Здесь отцы-пустынники в назидание своим ученикам записывали выдающиеся события современности, а также подвиги своих предшественников и их изречения. В повествовании об авве Данииле, пресвитере Скитском (V в.?), говорится, что однажды вместе с аввой Палладием он был в Александрии и встретил юного монаха, вид которого свидетельствовал, что он предан сластолюбию и влечению к мирским утехам. Юный монах дерзко отверг душеспасительное наставление аввы Даниила, и тот горестно сказал Палладию: «Очень жаль этого брата! Похулено будет имя Божие из-за него!..» Через несколько дней по возвращении в Скит старцы узнали, что юный монах впал в грех с женой епарха, пойман слугами и изувечен, а через три дня скончался. Виденное и слышанное авва Палладий рассказал игумену Скита Исааку. «Все это, как достойное быть записанным, авва Исаак велел внести в книгу о знаменитых отцах, для пользы и назидания читающих» 2 – такими словами заканчивается эта повесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

76. Спасение Пресвятой Богородицей жены и дочери одного христолюбца от убийцы См. также: Наказание . В Александрии жил некогда один христолюбивый муж, благоговейный и милостивый, принимавший странных и омывавший ноги монахам. Он имел жену, смиренницу и постницу, и дочь шести лет. Однажды, когда он отправлялся в Константинополь по торговым делам, жена спросила его: “А кому, господин мой, ты поручаешь меня и дочь на время своего отсутствия?” – “Владычице нашей, Богородице,” – отвечал муж. Оставив в доме одного раба, он уехал, В его отсутствие диавол внушил этому рабу злую мысль: убить жену и дочь хозяина, ограбить имение и с награбленным бежать. Взяв нож, он пошел к горнице, где жена его господина сидела за рукоделием. Но когда он подходил к дверям, внезапно был поражен слепотой и не мог двинуться с места. Долго промучившись, он начал звать госпожу свою: “Приди сюда!” Госпожа, видя, что раб стоит в дверях и не входит к ней, не зная о его слепоте, сказала ему: “Зачем я пойду к тебе? Ведь я твоя госпожа, ты должен прийти ко мне, а не я к тебе.” Тогда раб всячески стал умолять её подойти к нему. Госпожа не пошла. Тогда раб закричал: “Ну пусти ко мне хоть бы дочь свою!” Но госпожа и дочь не пустила. Тогда раб, увидев, что злое дело его не удалось, в отчаянии ударил себя ножом и упал. Госпожа закричала. Собрались судьи и народ, и раб, будучи еще жив, подробно рассказал всем о своей неудавшейся попытке покушения на жизнь своей госпожи и ее дочери, и все прославили Бога. (Прот. В. Гурьев . Пролог. С. 709). 77. Спасение Богородицей семьи от турецкого плена Когда турки намеревались занять то место, где жили родители преподобного Нектария Афонского, мать преподобного, работая на гумне, забылась кратким сном и увидела Пресвятую Богородицу. Дева Мария объявила ей, что турки займут их область, и повелела тотчас бежать вместе с мужем и детьми и скрыться в какой-нибудь стране. Лишь только видение кончилось, женщина рассказала об этом своему мужу, и они, нисколько не медля, взяли своих детей, оставили родину и скрывались до тех пор, пока агаряне, завоевавшие Бетолию, после ее расхищения и разграбления не рассыпались для грабежа и неистовств по другим местам. Так предстательством Богородицы было спасено благочестивое семейство. (Афонский патерик. Ч. 2. С. 29).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

795. Во время страданий святого великомученика Феодора Стратилата ему явился Ангел, снял его с креста, на котором он был пригвожден, и укрепил его на дальнейший подвиг См. также: Ангел ; Мученичество . Когда святой великомученик Феодор Стратилат был распят на кресте и, кроме ужасных страданий, терпел еще другие истязания, то, изнемогая и духом и телом, наконец воскликнул: “Господи, Господи, Ты мне предрек, что Ты со мной, зачем же ныне оставил меня? Вот пришло время помощи! Помоги мне, поскольку я переношу все эти страдания ради Тебя и из любви к Тебе терплю такое мучение. Укрепи меня, Господи, или возьми мою душу, ибо более не могу терпеть.” Сказав это, мученик умолк. Мучитель Ликиний из этого молчания заключил, что святой умер и, отдав повеление оставить тело на кресте до утра, оставил место казни. В полночь же явился Ангел, снял тело святого с креста, облобызал его и сказал: “Радуйся, Феодор, воин Христов! Дерзай и укрепляйся именем Христа, Истинного Бога, Он с тобой. И зачем ты говорил, что Он оставил тебя? Докончи свой подвиг и придешь к Господу взять уготованный тебе венец.” Сказав это, Ангел стал невидим, а святой стал хвалить и благодарить Бога. (Прот. В. Гурьев . Пролог. С. 742). 796. После 90-дневного пребывания в мрачном колодце и ежедневных истязаний к преподобномученику Макарию Новому сошел Божественный свет См. также: Мученичество ; Свет Божественный . Преподобномученик Макарий Новый, претерпевая муки за Христа, был связан и опущен в глубокий, мрачный, сухой колодец. Один раз в день его поднимали оттуда и били, а потом опять опускали. В этом мучении святой провел 90 дней. Однажды ночью внезапно озарился колодец Божественным светом, раздались ангельские песнопения и ощутилось чудное благоухание. Мучитель, узнав о случившемся чуде, велел доставить святого к себе и спрашивал, что за свет сходил в колодец, какое слышалось там пение, откуда ощущалось там чудное благоухание? Святой отвечал: “Кто верует во Христа, тот не только может увидеть это, но и другое, большее того,” – и начал было говорить ему от Писания, которому научился на Святой Горе. Находившиеся там агаряне слушали святого с вниманием. Но мучитель, побоявшись, чтобы они не уверовали во Христа, тогда же решил вывести мученика из Бруссы на поток и там отсечь ему голову, что и было с поспешностью исполнено. (Афонский патерик. Ч. 2. С. 219).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

В Египте свирепствовала ужасная чума, и этой смертельной язвой уже были поражены Мисир и его окрестности. Один из еврейских врачей, отъявленный враг христиан, распустил молву, будто виновны в постигшем всех несчастье христиане, ибо они, говорил еврей, опускают в воду крест, что и вызвало ужасную болезнь. Эта клевета на христиан распространилась всюду и, наконец, стала известна египетскому султану. Хотя султан и был мусульманином, но весьма любил и почитал святого Патриарха Иоакима, как за его добродетель, так и за мудрость, и за благоразумие, а потому донесение врагов Креста Христова оставил без внимания. Окаянный еврей, видя, что не достиг своей цели, выдумал на христиан новую клевету. Верховный визирь был природным евреем. Этого-то царева любимца еврей-врач и избрал орудием своей злобы против христиан. Визирь же сумел довести султана до того, что тот, несмотря на свое уважение к Патриарху, потребовал его в диван (верховное судилище) для личных объяснений в возводимой на христиан клевете. Патриарх явился на суд. Султан сначала вел с ним длинную беседу о вере и, наконец, видя, что он убедительно, с ясными доказательствами оправдал христианскую веру и уничтожил доводы ислама , приказал ему в доказательство евангельских слов сдвинуть с места гору, что по соседству с Мисиром. Святейший Патриарх, не колеблясь, согласился. Испросив несколько дней для молитвы, он с верными христианами постом, бдением и молитвой умилостивлял Господа и просил, да не посрамит их на виду неверных и да не похулится ими святое имя Его. В назначенное время при стечении множества народа Патриарх во имя Христово сказал горе, чтоб она сдвинулась со своего места и перешла на другое: гора сотряслась в основании и оставила свое место. Остановленная, наконец, тем же именем Христовым, она и поныне называется по-турецки Дур-даго, что значит “встань-гора.” Это чудо поразило нечестивых. Не зная, чем поколебать силу Христовой веры, враги ее приготовили смертоносный яд и убедили царя, чтобы он повелел Патриарху выпить его, ибо Христос, говорили они, сказал в Евангелии: ”Если что смертоносное выпьют, не повредит им” ( Мк. 16:18 ). Султан и это принял и приказал подать Патриарху яд. Полный веры в силу Креста Христова Патриарх осенил смертную чашу крестом и выпил. Напрасно ожидали, что он тотчас умрет, – Патриарх остался совершенно невредим. После этого, ополоснув стакан водой, он попросил, чтобы эту воду выпил еврей-врач. Отказаться было нельзя, потому что сам султан того требовал. Итак, еврей выпил воду и в то же мгновение умер. Пораженный такими чудесами, султан приказал обезглавить визиря, а на прочих евреев наложил пеню, чтобы на эти средства были сделаны водопроводы из Нила к Мисиру, а святого Патриарха превознес почестями (Афонский патерик. Ч. 2. С. 54; Об этом событии упоминает русский путешественник Трифон Коробейников, бывший на Востоке в 1583 году. См: Хождение купца Трифона Коробейникова по святым местам Востока. СПб., 1841. С. 44–48.)

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Рядовой войска Христова Иван Жук Речь пойдет о монахе Несторе, в миру — Николае Константиновиче Онуке. Монах Нестор (а для нас он тогда был просто абстрактный «Дедушка») всегда представлял собой человека довольно юркого, бойкого, и, в общем-то, незаметного. Американское чудо блаженной Ксении Монахиня Корнилия (Рис) Молодой человек проснулся в мусорном контейнере на следующее утро. Это было поистине ужасное пробуждение. Богословие Происхождение Последования ко Святому Причащению Священник Михаил Желтов Настоящий очерк открывает серию статей о происхождении и содержании Последования ко Святому Причащению. «Нет ничего среднего между истиной и ложью» (свт. Марк Эфесский), или К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова? Иеромонах Иов (Гумеров) В 2005 году отец Георгий сказал, что «современный христианин не может всерьез поддерживать, скажем, учение о бессмертии души человека» (Кифа. 2005. 6 (33). С 10). Пятый Вселенский Собор и осуждение оригенизма Диакон Георгий Максимов О Пятом Вселенском Соборе можно услышать три различных утверждения: 1) что Ориген не был осужден; 2) что Ориген был осужден, но не было осуждено учение о конечности адских мук; 3) что было осуждено учение о конечности адских мук, но не вообще, а именно и только в интерпретации Оригена. Рассмотрим, насколько состоятельно каждое из этих утверждений. Протоиерей Валериан Кречетов: «Сначала – призыв к покаянию, а потом – Причащение» Те формы, к которым пришла Церковь как Тело Христово в течение многих веков, требуют одухотворения, а не изменения. А Бог есть Дух, и с помощью Божией на дух, а не на форму должны быть направлены усилия. Беседа о покаянном делании Игумен Нектарий (Морозов) Что есть покаяние? Каково место исповеди в покаянном делании и вообще жизни христианина? Нужно ли исповедоваться перед Причащением? Фотогалереи Анатолий Заболоцкий. Русь. Веси. Грады. Лики. Земля ФОТОГАЛЕРЕЯ Анатолий Заболоцкий В скитаниях по градам и весям, зачастую пешком, с тяжелой ношей аппаратуры, в трудных погодных условиях, в ненастье и морозы, когда оптика потеет, измерительные приборы врут, а источники питания садятся, глаза художника выхватывают сюжеты, о которых он сам говорит: «жизнь подарила увидеть».

http://pravoslavie.ru/67500.html

I Международная конференция «Традиции православного паломничества и перспективы его развития» в рамках XXI Международные Рождественских образовательных чтений 25 января 2013 года Сборник материалов конференции Игумен Дионисий (Шлёнов), доцент Московской духовной академии, заведующий Библиотекой МДА Смысл паломничества в духовном наследии Византии Твоей стопы останки, о Павле, видя, Поклоняюсь за нас совершенным ею путям 1 . Мануил Филес. На мощи святого Павла В современном мире благодаря невиданной прежде скорости передвижения паломничество приобретает особый размах. С самой внешней точки зрения паломники – это одна из самых больших групп передвигающегося населения наряду с солдатами, предпринимателями, спортсменами, – любой человек, который часто летает на самолете, может легко убедиться в этом, оказавшись, к примеру, в окружении православных или мусульманских паломников в аэропорту Афин или Стамбула. Паломничество – весьма характерный феномен, имеющий место в самых разных религиозных культурах и традициях. Наш доклад посвящен православному паломничеству, однако носит не исторический или культурологический характер, а посвящен выявлению его глубинного смысла через прочтение ряда текстов, относящихся к духовному наследию Византии. Самый богатый источник для раскрытия данной темы – это жития святых, на втором месте стоят богословские и исторические тексты. Хотя сама по себе тема отнюдь не нова: о смысле паломничества размышляли митрополит Питирим (Нечаев) 2 и еп. Егорьевский Марк 3 , а также М. В. Силантьева в недавней статье «Духовный смысл православного паломничества в эпоху глобализации» 4 – но они рассматривали предмет в других ракурсах. Слово паломник (от латинского palmarius) дословно обозначает человека, несущего пальмовую ветвь, ту самую, с какими в Иерусалиме и поныне устраивается торжественное шествие в вербное воскресенье. В греческом языке паломничество это προσκνημα 5 , в латинском – peregrinatio или itinerarium 6 . Данные слова особо подчеркивают характерные аспекты: 1. Путешествие. 2. Скитание на чужбине. 3. Поклонение. При помощи этих ключевых понятий можно было бы дать кратчайшее определение паломничества как путешествия ради поклонения Святыне. Цель паломничества – непосредственное соприкосновение со святостью мест и людей не только живших там когда-то и освятивших то или иное место своим особым присутствием, но и ныне живущих. В иерархии паломничества первоочередное место занимают евангельские места (отсюда особое исключительное значение Иерусалима и других мест библейской Палестины), а затем и все остальные места, в той или иной степени отражающие богатейшее духовное наследие святых в Церкви. 1. Небесный Иерусалим

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Скачать epub pdf Чародейство 1210. К монаху, читавшему гадательную книгу, ночью явился демон и предложил свои услуги; когда же монах отказался поклониться демону, тот нанес ему сильный удар См. также: Гадание ; Книга гадательная ; Наказание . Монах в Веррии случайно увидел гадательную книгу и, с любопытством разбирая тайны сатанинского гадания, невольно увлекся ею. Это не прошло даром. В следующую ночь он увидел перед собой эфиопа исполинского роста, который говорил: “Ты меня призывал, и вот я. Что тебе угодно, – все исполню, только поклонись мне.” – “Господу Богу моему поклоняюсь и Тому Единому служу” ( Мф. 4:10 ). – “Так ты не поклонишься мне? Для чего же призывал меня, позволяя себе чтение моих гадательных тайн?” С этими словами сатана дал сильную пощечину иноку и исчез. Чувства боли и страха пробудили инока, щека его распухла и почернела так, что страшно было смотреть. С каждым днем боль усиливалась и обезображивала инока. От опухоли стало не видно глаз. Осведомившись о причине столь странной болезни, знакомые иноки дали знать об этом преподобному Дионисию, который тотчас явился и по совершении молитвы к Богу и Божией Матери помазал елеем больное место. Инок тотчас был исцелен и прославил Бога. (Афонский патерик. Ч. 2. С. 48). 1211. Отрок, произнеся имя Святой Троицы, разрушил все бесовские чародейства См. также: Имя Божие . В Константинополе был чародей, который хотел привлечь к служению бесам одного христианского отрока. Чтобы показать ему силу и величие бесовского князя, чародей увел отрока за город в ненаселенное место. Там обольщенному отроку стал мерещиться большой город с железными воротами. Чародей вошел с отроком в воображаемый город и привел его в стоящий посреди него храм. При входе в храм отрок увидел много горящих светильников, на высоком престоле сидел некто подобный царю, его окружали многочисленные слуги. Это был бесовский князь, который радостно приветствовал чародея, посадил его рядом с собой и спросил, для чего он привел отрока? Чародей отвечал: “Мы – твои слуги, и он хочет быть твоим.” Сатана спросил отрока: “Мой ли ты слуга?” Отрок воскликнул: “Я служитель Отца и Сына и Святого Духа.” От этого возгласа вдруг пал с престола сатана, пали и все окружавшие его, погиб чародей, исчезли и город-призрак, и храм-призрак. Отрок остался один посреди поля и, увидев около себя коня, поспешно возвратился в город и рассказал все, что с ним было. (Пролог. Декабрь, день 2. Л. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Скачать epub pdf Надежда См. также: Блудная брань . 60; Вера . 116; Падение . 698, 700; Помощь Божия . 790; Самоукорение . 982; Сребролюбие . 1077; Царство Божие . 1189. 586. Авва Иоанн имел твердую надежду, что Бог, даровавший ему многие дары, дарует ему и Царствие См. также: Праведник . Некто говорил авве Иоанну Персиянину: “Столько мы трудились ради Царствия Небесного, будем ли наследниками его?” Старец отвечал: “Верую, что буду наследником Горнего Иерусалима, написанного на Небесах, ибо верен Обещавший ( Евр. 10:23 ). И почему мне не надеяться на это? Я был страннолюбив, как Авраам, кроток, как Моисей, свят, как Аарон, терпелив, как Иов, смирен, как Давид, жил в пустыне, как Иоанн, плакал, как Иеремия, был учителен ( 1Тим. 3:2 ), как Павел, верен, как Петр, мудр, как Соломон. И, как разбойник, верую, что Тот, Который, по Своей благости, даровал мне все эти дары, дарует и Царствие.” (Достопамятные сказания. С. 121. 4). 587. В болезни старец успокаивал себя надеждой на упокоение См. также: Болезнь ; Страдания ; Страх Божий . Авва Петр, ученик аввы Исайи , говорил о нем, что когда он посетил его в болезни и нашел его весьма страждущим, то он, видя печаль о нем, сказал: “Что это за страдание, когда есть надежда на упокоение! Но меня объемлет страх того весьма мрачного времени, если я отвержен буду от лица Божия, и никто уже не явится на помощь мне, и не будет надежды на упокоение.” (Древний патерик. 1874. С. 41. 7). 588. Умершая дочь явилась по просьбе отца – аввы Спиридона – и указала ему, где была спрятана поклажа См. также: Дерзновение ; Праведник ; Чудо . Еще рассказывали: “У аввы Спиридона была дочь – девица по имени Ирина, такая же благочестивая, как и отец. Один из родственников отдал ей на хранение какое-то драгоценное украшение. Девица, чтобы лучше сберечь эту вещь, зарыла ее в землю. Через какое-то время она скончалась. Когда же пришел доверивший ей вещь и не застал девицы в живых, стал спрашивать с ее отца, аввы Спиридона, то оскорбляя его, то умоляя. Старец воспринял потерю родственника как свое собственное несчастье, пошел на могилу дочери и там просил Бога прежде времени показать ему обетованное Воскресение. Надежда не обманула его. Девица явилась отцу живой, указала место, где было сокрыто украшение, и опять стала невидима. Старец нашел поклажу и отдал ее хозяину.” (Достопамятные сказания. С. 267. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Иеромонах Пафнутий (Фокин): «Путешествие к будущему веку» 24.01.2023 15:44:56 25 лет назад, 2 октября 1998 года, отошел ко Господу архимандрит Георгий (Тертышников). Он был не только опытным пастырем, талантливым проповедником и публицистом, но и выдающимся церковным историком и ученым-богословом. Плодом научной деятельности доцента Московской духовной академии архимандрита Георгия стали более двухсот публикаций. Им были подготовлены материалы к канонизации Радонежских святых: родителей преподобного Сергия Радонежского преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, старца Варнавы Гефсиманского... 1 Но особое место в его богословских трудах отведено святителю Феофану Затворнику, имя которого архимандрит Георгий открыл всему миру. Статья опубликована в «Журнале Московской Патриархии» ( 1, 2023 , PDF-bepcuя ). Выбор пути Архимандрит Георгий (в миру Николай Иванович Тертышников) родился 22 июня 1941 года, в день Всех святых, в земле Российской просиявших, в первый день Великой Отечественной войны. По окончании школы в 1959 году поступил в Ставропольское медицинское училище на фельдшерское отделение и окончил его с отличием. В качестве медика прошел срочную службу в рядах Советской армии в военном госпитале в ГДР, а затем поступил на вечернее отделение Оренбургского медицинского института и одновременно начал работать в медицинском пункте железнодорожного техникума. Но, видимо, карьера врача не вполне отвечала запросам его души. Через год Николай оставил институт и поступил в Московскую духовную семинарию (МДС). Именно здесь начинается тот путь, который был уготован архимандриту Георгию, — ученому, пастырю, наставнику и проповеднику. В семинарии Николай сблизился с преподавателем Московской духовной академии (МДА) и заместителем заведующего Церковно-­археологическим кабинетом игуменом Марком (Лозинским; †1973), который изучал творческое наследие святителя Игнатия (Брянчанинова). В начале 1969 года игумен Марк прочитал в академии доклад на тему «Великий учитель Русской Церкви (к 75-летию со дня кончины Феофана Затворника)». Под влиянием своего наставника Николай углубился в исследование творений Вышенского затворника и под руководством игумена Марка подготовил и опубликовал первые труды о святителе: «Памяти епископа Феофана. Библиографический очерк» и «Значение подвига в жизни христианина (по творениям еп. Феофана Затворника)».

http://radonezh.ru/2023/01/24/ieromonah-...

Скачать epub pdf Ненависть 633. Один из учеников старца Филофея настолько поработил себя зависти и ненависти против святого Нектария, что готов был убить его или себя; так как он не хотел исправляться, то его удалили; уйдя в мир, он умер злой смертью См. также: Зависть ; Наказание грешника . Старец Филофей, кроме святого Нектария Афонского, имел еще ученика. Этого, последнего, сатана до того озлобил и подвиг на зависть и ненависть против святого Нектария, что несчастный стал явно говорить старцам Филофею и Дионисию, чтобы прогнали Нектария, иначе он убьет или его, или самого себя. Старцы трепетали от ужаса, слыша о таких демонских замыслах. Напрасно вразумляли они несчастного, убеждали и молили его примирить свое сердце, подавить чувство злобы и зависти, напрасно грозили ему Судом Божиим и геенной, – он ничего не хотел слышать, но требовал исполнения своего желания. Чтобы уступить гневу, старцы предложили святому Нектарию удалиться от них на малое время, пока завистливый брат придет в чувство. По прошествии некоторого времени скончался в глубокой старости боголюбивый Филофей. Тогда Дионисий, не вынося безнравственного поведения своего ученика, пригласил к себе Нектария в сожитие, как брата по духу, а несчастному предоставил искать другое место и другого старца. Таким образом, Дионисий с Нектарием мирно проводили жизнь, питаясь от своего рукоделия и по силам помогая бедным. А тот несчастный брат их, так не придя в чувство смирения и раскаяния, переходил с места на место, дотом удалился в мир и там, предавшись невоздержанности, скончался жалким образом среди народной площади, даже без обычного христианского напутствия. Вот что значит братоненавидение и зависть! Гибельные следствия их в полной мере испытывает человек еще в настоящей жизни и часто отходит в вечность без всякой надежды на спасение! Надо беречь себя от столь богоненавистных пороков! (Афонский патерик. Ч. 2. С. 31). 634. Послушник Феодор питал к преподобному Кириллу в течение долгого времени сатанинскую злобу; он смог избавиться от нее только после того, как испросил прощения у преподобного Кирилла

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010