«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17), – говорит Господь в Нагорной проповеди. «Исполнить» означает не только буквальное выполнение, но и наполнение новым содержанием. Христос в точности соблюл законные правила (перед тем как их отменить), а также преобразил древние заповеди, свел их внутрь человеческого сердца, соединил с ними наш ум и чувства. В таком углубленном, преображенном виде они обязательны для христиан. Например, в Декалоге сказано: «Не прелюбодействуй» (Исх. 20:14). От Христа же мы слышим: «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5:28). Моисей пишет: «Не убивай» (Исх. 20:13). Христос же возносит нас еще выше: «А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Мф. 5:22). А Иоанн Богослов еще прибавляет: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1 Ин. 3:15). Итак, в Новом Завете древние уставы становятся уже не внешним, но внутренним императивом, законом жизни сердца. Интересно, например, как осмысляется в Православной Церкви 4-я заповедь Декалога о субботе. Чтим ли мы субботу? Да, но мы празднуем субботу в ее христианском понимании. Для нас важна суббота уже не столько как календарный день, а как состояние, о котором апостол Павел говорит: «Для народа Божия еще остается субботство» (Евр. 4:9). Есть суббота как календарный день, и есть субботство как состояние покоя во Христе, постоянной памяти о Боге, пребывания в Его святых заповедях. Всякий церковный человек, старающийся жить по Евангелию, молящийся во всякое время Богу, непрестанно празднует субботу. Но и календарный день мы тоже не забываем. Во все субботы года Церковь служит Божественную литургию. Суббота – праздничный день, в который запрещено строго поститься и класть земные поклоны. Даже Великим постом, когда в будние дни не служится Литургия, в субботу она непременно совершается, и мы немного ослабляем телесный пост и не совершаем поклонов земных. Также в этот день мы всегда вспоминаем тех, кто уже вошел в покой Божий – Богородицу, святых и всех усопших христиан. Таково наше празднование субботы и христианское исполнение 4-й заповеди Десятословия.

http://pravoslavie.ru/106713.html

Пс.31:5 Беззаконие мое познах и греха моего не покрых, рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви: и Ты оставил еси нечестие сердца моего. Когда Давид спустя долгое время стал приходить в сознание виновности своей пред Богом и готов был принести чистосердечное раскаяние во грехах своих, пришел к нему посланный от Бога пророк Нафан и, своею притчею заставив Давида произнести самому себе строгий смертный приговор, обличил его в тяжком грехе его. Тогда Давид вполне уразумел всю глубину своего падения, весь ужас своего положения и тотчас покаялся, сказав: согреших ко Господу, – и тогда же услышал, чрез того же Нафана, объявленное ему определение воли Божией о прощении ему вины его: «Господь отъя согрешение твое, не умреши» ( 2Цар.12:1–13 ). Вспоминая теперь об этом событии, псалмопевец рассказывает о себе, обращая речь ко Господу, что он сознал свое беззаконие, открыл грех свой пред Богом, ничего не утаил, но твердо решился исповедать и исповедал свои преступления, и Господь простил ему вину его. Источником и хранилищем всякого греха и всякого нечестивого движения и поступка бывает «сердце человека» ( Пс.57:3 ; Мк.7:21 ), а потому псалмопевец и говорит здесь не просто: «Ты простил мне грехи», или – «вину мою», а сказал: Ты оставил еси нечестие сердца моего. Сердце Давида не почтило, не чествовало законов Божиих, предписывающих: не прелюбодействуй, не убей ( Исх.20:13,14 ), а потому нарушение этих законов он и называет здесь нечестием сердца. Пс.31:6 За то помолится к Тебе всяк преподобный во время благопотребно: обаче в потопе вод многих к нему не приближатся. За то – значит то же, что: «поэтому» или «то». Таким словом начинается обыкновенно речь, вытекающая из вышесказанного. То есть, так как состояние грешника тяжело, а раскаявшегося и получившего прощение – блаженно, Господь же милостиво дарует прощение всякому, чистосердечно кающемуся, то пусть помолится к Тебе, Господи, в случае грехопадения каждый праведник, т.е. всякий вообще верующий, во время благопотребно, т.е. пока еще возможно раскаяние. Под водами многими в псалмах и вообще в Священном Писании разумеются бедствия, а также – наказания Божии. А потому изречение 2-й половины стиха: обаче в потопе вод многих к нему не приближатся – имеет такой смысл; если преподобный, в случае грехопадения, чистосердечно раскается и помолится Господу Богу о прощении ему греха, то хотя бы он своими грехами заслуживал самого строгого суда Божия и наказания, подобного истреблению нечестивых потопом, Господь преложит гнев Свой на милость, и угрожавшие бедствия от праведного наказания Божия не постигнут его.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

На Холмогорах провинившиеся, как замечено выше, были смиряемы «внешним наказанием без пощады» 13 . В некоторых случаях, для лучшего исправления, они ссылались еще в монастыри. Так, напр., в 1687 г. (24 октября) в Николаевский Корельский монастырь был отправлен архангельский соборный поп Стефан «за ево безмерное пианство». Там ему приказано было находиться «во всяких монастырских трудах с прочими монастырскими работники до... архиерейскаго указу неисходно..., а священная ничтоже... не действовать» 14 . В 1694 г. в тот же Николаевский Корельский монастырь был сослан дьякон Рождественской церкви г. Архангельска Иван, и тоже «за безмерное пьянство» 15 . Несколько ранее в Николаевский же монастырь был сослан (причина неизвестна) «с Мезени Кузнецовы слободки Нерукотвореннаго Спаса Христа священник Симеон» – «до архиерейскаго указу». В 1694 г. уже велено было его «из-под начала свободить» 16 . Священнослужители, провинившиеся в особенно крупных проступках, предварительно расстригались и потом уже ссылались в монастырь. В монастыре на них налагалось особенно жестокое наказание. Так, напр., бывшего попа Паниловской волости Елисея, обвиненного в «прелюбодействе, душегубстве и иных правильных великих винах» и по расстрижении отправленного в Сийский монастырь скованным в кандалах, приказано было держать здесь «в трудах в хлебне и в поварне до конца живота его никуды неисходно и приводити его к церкви Божии ко всякому пению, а стоять ему в притворе церковном и каятца о своем согрешении, а между пением ему в тех службах в хлебне и в поварне работать всякая работа с протчими монахи тоя службы и за монастырь его ни для чего не выпущать и никакой ослабы не давать, и из кандал не росковывать» 17 . Менее тяжкому наказанию был подвергнут в 1688 году священник Койдокурской волости Яков, лишенный священства «за его правильныя великия вины и смертные грехи» и сосланный в Николаевский Корельский монастырь. Ему приказано было только быть «в Николаевском монастыре в крылосе 18 до архиерейского указу»... В наказе относительно его, посланном Николаевскому игумену и братии, было сказано: «И вы б... смотрили над ним накрепко, чтоб он священная отнюдь ничего не действовал и народов бы рукою не благословлял, понеже он за вышеупомянутыя ево вины чрез нас, преосвящ. архиепископа, священства отлучен, а буде он роспопе 19 похочет постричься в монашеский чин, и вы б ево по челобитью ево постригли в монашеский чин по уставу церковному и по чину монастырьскому» 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...

Слова святого апостола Фаддея, исполненные силой Божией, обратили ко Христу жителей Эдессы. Приникнем и мы к духоносным словам — углубимся в Священное Писание и Священное Предание. «Если доискиваешься причины пришествия Христова, обратись к первой книге Писаний, — пишет святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский. — Мир создан ради человека. Солнце сияет пресветлыми лучами, но оно получило бытие, чтобы светить человеку. И все животные созданы, чтобы нам служить. Травы и деревья сотворены для нашего наслаждения. Все создания прекрасны, но ни одно из них не есть Божий образ, кроме одного только человека». «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию» (Быт. 1, 26), — таинственно совещался в Самом Себе и с Самим Собою Бог-Троица перед сотворением человека, и был новосотворенный образ Божий — человек — премудр, благ, чист, нетленен, свят, чужд всякой греховной страсти, всякого греховного помышления и ощущения. И это лучшее из созданий, ликующее в раю, низринула оттуда дьявольская зависть… Впоследствии за великое лукавство людей землю наводнил потоп; за беззаконие содомлян сошел с неба огонь. Со временем Бог избрал израильтян для служения Ему; но и избранный народ развратился: когда Моисей предстоял Богу на горе, евреи вместо Бога поклонялись тельцу. После Моисея Господь посылал пророков уврачевать Израиль, но пророки не могли преодолеть недуга и оплакивали это: «Горе мне!.. Не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми» (Мих. 7, 1—2). И еще: «Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного» (Пс. 13,3). «Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием» (Ос. 4,2). «И приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам» (Пс. 105,37), гадали по внутренностям птиц, чародействовали, волхвовали. «На одеждах, взятых в залог, возлежат при всяком жертвеннике» (Амос. 2, 8). При законодателе Моисее, изрекшем: «Не прелюбодействуй» (Исх. 20, 14), израильтянин, вошедши в блудилише, осмелился непотребствовать (Чис. 25, 8). Велика была язва на человечестве: «От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и не обвязанные и несмягченные елеем» (Ис. 1, 6). Сетуя и скорбя, пророки говорили: «Кто даст с Сиона спасение Израилю!» (Пс. 52, 7); «Да будет рука Твоя над мужем десницы Твоей, над Сыном Человеческим, которого Ты укрепил Себе, и мы не отступим от Тебя» (Пс. 79, 18-19); умоляли: «Господи! Приклони небеса Твои и сойди» (Пс. 143, 5), язвы человечества превышают наше врачебное пособие! «Разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили» (3Цар. 19, 10). Зло неисправимо в нас— Тебе нужно быть исправителем.

http://zavet.ru/kalendar/rx-003st.htm

«Кто ударяет тебя в (одну) щеку,.. обрати к нему и другую» (ср. Мф.5:39 ). Этим утверждает, что то (сказанное древним) изречение: «удар за удар» (ср. Исх.21:23–25 ), несовершенно, поскольку то, что совершенно и истинно, установил во дни благодати, говоря: «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не можете войти в Царство Небесное» (ср. Мф.5:20 ). Итак, тем сказано было: «не убивай» ( Исх.20:13 ), – вам же: «не гневайся» (ср. Мф.5:22 ); тем: «не прелюбодействуй» ( Исх.20:14 ), – а вам: «не вожделей» (ср. Мф.5:28 ); там: «зуб за зуб» ( Исх.21:24 , Лев.24:20 , Втор.19:21 ), – а здесь: «кто ударяет тебя в... щеку,.. обрати к нему и другую» (ср. Мф.5:39 ). И иным образом тому же учит: «если ты хочешь принести дар твой на алтарь твой, то ...оставь... дар твой... и пойди... примириться» (ср. Мф.5:23–24 ), – что сказал для того, дабы никто не сомневался, справедливо или нет пренебречь Божественным жертвоприношением и оставить без отмщения преступников. «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев» ( Мф.5:20 ). Поскольку, если закон повелевает: «не собирай колосьев после жатвы твоей, и не сбивай маслин твоих два раза, и не подбирай ягод в винограднике твоем, но пусть остается это бедным» (ср. Лев.19:9–10 ), – если сие сказано тем, которые живут под законом, то что повелевается христианам, которым Господь сказал: «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев,.. то вы не можете войти в Царство Небесное» (ср. Мф.5:20 )! «Вы слышали, что сказано... не убивай, ибо кто убивает, подлежит суду. А Я говорю вам: кто говорит брату своему: безумный» (ср. Мф.5:21–22 ). Потому что это имя ( безумный) также оскорбляет человека по причине (выражаемого им) пренебрежения. Человек, хотя и простой, понимает течение времени, мудрый же понимает течение помыслов 104 . Итак, совершенных хотел привести к совершенным, то есть совершенных – к Ангелам. У Господа праведники виновны, дабы и сами признавали себя виновными друг перед другом. Бог дал свободу человеку, которого создал по образу Своему, дабы тот властвовал над желанием, – как и Бог , имеющий (это) по (самой) Своей природе. И примет, как и Бог, хотя уже всем владел по природе, однако свободно подверг Себя изменчивостям человеческой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Возникают вопросы и относительно детей Осии. Их имена, подобно имени ребенка, рожденного от Исаии и пророчицы ( Ис. 8,1–4 ), должны были иметь символическое значение (ср. Ис. 7,3 ; Иез. 23 ). Имена, данные детям Осии (Изреель, Лорухама, Лоамми; 1,4 и ком.; 1,6 и ком.; 1,9 и ком.), изначально имели двойственный смысл: в них отражалось не только пророчество Осии о нарастающем гневе Господа на неверный Израиль, но также весть о надежде, обновлении, любви и возрождении (2,21–23 и ком.). Еще одна проблема истолкования как соотнести между собой гл. 1, в которой от третьего лица рассказывается о женитьбе Осии на Гомери и последовавшем затем рождении троих детей, и гл. 3, в которой говорится о повелении Бога Осии полюбить прелюбодействующую женщину. Хотя эти две главы чаще всего рассматривались как составляющие хронологически последовательное повествование о супружеских отношениях Осии с Гомерью, некоторые комментаторы утверждали, что речь идет о двух разных женщинах и разных брачных союзах. Другие полагали, что эти две главы являются не последовательными, а скорее, параллельными между собой. Такие расхождения во взглядах обусловлены трудностями понимания еврейского текста и различными возможными вариантами его перевода. Характерные особенности и темы Книга пророка Осии рассказывает не о самом Осии, но о Боге и Его отношениях с Его народом завета Израилем. Бог возвещает о Себе, что Он един и всемогущ (12,9; 13,4;). Поскольку Он един и свят (11,9), благоговение перед Ним является единственно верным способом отношения к Нему людей (3,5), и Он не потерпит никаких посягательств на Свое достоинство. Поскольку Он всемогущ, то все находится во власти Его: будь то плодородие (2,8) или исторические судьбы Израиля (5,14.15) и других народов (10,10). Тематика Книги пророка Осии многообразна. Эти темы и сегодня сохраняют свое вероучительное значение для всех христиан (напр., 14,9 и ком.). Тема супружеской неверности и неверности завету, которую символизируют отношения Осии с его неразборчивой в связях женой и его детьми, является доминирующей (напр., 2,2–5; 3,3; 4,10–19; 5,3–7; 6,10; 8,9; 9,1). С нею тесно связана тема покаяния. Осия призывает неверный народ Израиля обратиться к Господу, Которым он пренебрег, чтобы восстановить Ним связь, существовавшую изначально (2,7.14.19.20). Обетования возрождения в 1,11 и 2,23 уже исполняются в наше время и будут исполнены согласно новому завету, данному через Иисуса ( Рим. 5,8 ; Еф. 2,4–10 ). Обличение пророком неверности Богу и призыв к покаянию служат обращению народа завета к Богу и восстановлению между ним и Господом отношений любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

По Библии, союз мужа и жены задуман как нерасторжимый. Слова «и будут два одна плоть» (Быт. 2, 24) предполагают полное и нерасходимое единство. Через пророка Моисея заповедуется «Не прелюбодействуй» (Исх. 20, 14), «Не желай жены ближнего твоего» (Исх. 20, 17). Христос также твёрдо указывает на изначальную принципиальную целостность супружества – «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 6), если только сам человек не убьёт свой брак грехом измены (ст. 9). По Библии, союз мужа и жены задуман как нерасторжимый В какой степени эти духовные установления выполняются сейчас в нашей стране? С одной стороны, под одной крышей с родными людьми проживает почти 90% населения, для 65% россиян семья уверенно занимает главное место в системе ценностей, причём эта величина растёт. Психологический микроклимат в своих домах положительно оценивают 2/3 жителей. Более 80% участников социологических опросов чувствуют себя по большому счёту счастливыми людьми, и это преимущественно благодаря наличию семьи и детей. Невелика, но понемногу растёт доля пожилых людей, считающих, что им уделяется в обществе достаточно внимания (около 20%). В Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации сказано, что «приоритетами государственной семейной политики на современном этапе являются утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства, повышения авторитета родителей в семье и обществе и поддержания социальной устойчивости каждой семьи». Развиваются меры поддержки семей с детьми, набирают силу общественные движения за сохранение жизни малышей с момента зачатия и за укрепление принципов полноценного отцовства. Однако наряду с этими положительными фактами на семейном поприще есть и существенные вызовы. Атмосферу в своей семье неприятной называют 10–15% населения. Более половины (!) всех заключённых брачных союзов распадается.

http://pravoslavie.ru/122238.html

Но если сердце живет противоположным — злобой, вожделением, завистью, то любви уже не остается места. Вот чем действительно оскверняется человек. Это и есть та скверна греховная, от которой мы можем омыться через покаяние. Настоящая духовная чистота — это чистота внутренняя. Чистота внешняя может быть обманчива. Мы привыкли гнаться именно за внешним. А ведь порой внешняя чистота становится ширмой для внутренней скверны, так или иначе, но проявляющейся вовне. Шестая заповедь блаженства учит нас тому, что нравственная жизнь христианина сосредоточена на жизни внутренней, потому что от нее зависит и внешнее состояние. Иначе некоторые из заповедей выглядели бы, как минимум, странно. Например, не убивай (Исх. 20, 13) и не прелюбодействуй (Исх. 20, 14). Каждый ли человек способен на убийство или супружескую измену? И хорошо, что далеко не каждый. Хорошо, что есть сдерживающая нас совесть. Но тогда зачем же даны эти заповеди и разве мало других зол, на которые можно было бы указать «не делай»? Господь Иисус Христос отвечает на это: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака» («пустой человек»), подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (Мф. 5, 21–22). Заповедь «не убивай» нарушает уже тот, кто допускает в свое сердце раздражение, гнев и злобу, тот, кто оскорбляет другого, а ведь убить можно и словом. Затем Господь говорит: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф. 5, 27-30). Эти слова не означают, что нужно действительно вырвать себе глаза и отсечь руки. Прежде всего нужно отсечь, отогнать от себя нечистые помыслы — мысли, соглашаясь с которыми мы переходим и к греховным поступкам. Чистота сердца — это отсутствие в сердце, душе и разуме всего того, что отдаляет нас от Бога.

http://pravoslavie.ru/76066.html

Мф. 5:21 . Вы слышали, что сказано древним: не убивай: кто же убьет, подлежит суду (Исх. 20:13) 22 . А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду: кто же скажет брату своему: рака 5 , подлежит Синедриону, а кто скажет: безумный, подлежит геенне огненной. 27 .Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй ( Исх. 20:14 ). 28 .А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. 38 .Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб ( Исх. 21:24 ). 39 .А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. А потому все остальное ветхозаветн. свящ. Писание (кроме прообраз.) сохраняет свою силу: Рим. 3:31 . И так, мы уничтожаем закон верою? Никак: но закон утверждаем. Мф. 5:17 . Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. 18 . Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. 2 Пет. 1: 21 . Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его Святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым. III. Для миссионерской полемики с сектантами о священном Писании Тексты свящ. Писания, которыми сектанты оправдывают свое мудрование. Истинный смысл сих текстов. Тексты свящ. Писания, коими опровергается сектантское мудрование Иак. 1:17 . У Которого (Бога) нет изменения и ни тени перемены. Евр. 7:18 . Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности. Евр. 10:5 . Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне... Евр. 10:9 . Потом прибавил: вот, иду исполнить волю Твою, Боже. Отменяет первое, чтобы постановить второе. Примеч . Этими текстами свящ. Писания сектанты отвергают все ветхозаветное свящ. Писание Из предыдущих ст. 5–8 ясно видно, что здесь говорится об отмене многократных ветхозаветных кровавых жертв, вследствие единократного принесения Себя в жертву Самим Господом Христом. Но и св. апостолы пользовались не только каноническими книгами ветхого завета, но даже и неканоническими; это можно видеть из сопоставления следующих изречений: Иак. 1:13 ; срав. Сир. 15:12 ; Иак. 1:19 , ср. Сир. 5:13 , а потому приведенный текст нисколько не оправдывает сектантского суждения о свящ. Писан, ветх. завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Иногда то или иное ограждение физической немощью попускается ребенку для того, чтобы он, взрослея, обретал веру и становился глубже, чем мог бы быть при телесной красоте и физическом здоровье. А иногда ребенку попускается недуг для того, чтобы его родители возросли в большую меру веры, крепости и благочестия. Так что все сложно и невыводимо одно из другого, как математическое действие, как дважды два — четыре: родители согрешили — родился больной ребенок. Однако ведь на практике часто бывает, что болезнь ребенка — это расплата за грехи его родителей. Можно ли уберечь своих детей от такого рода болезней? Конечно, болезнь болезни рознь. Есть болезни, которые, несомненно, проистекают от грехов родителей, и другой природы они просто не бывают. Это определенные болезни, проистекающие от табакокурения, от винопития или невоздержанности в грехах против седьмой заповеди: «Не прелюбодействуй» (Исх 20, 14), то есть болезни, прямо проистекающие от родительских грехов, и здесь, конечно, нужно прежде всего обращать внимание на причину, а не на ее следствие. Если же иметь в виду подверженность болезням человеческого естества в принципе, то нужно помнить, что человеческая природа исказилась не нашим конкретным грехом, но после грехопадения прародителей в нее вошли болезни, скорби и самая смерть . И поэтому сама по себе благочестивая жизнь родителей не является непременным гарантом здоровья их детей. Бывает, что у вполне благочестивых родителей дети умирают во младенчестве или имеют те или иные недуги. К примеру, святой страстотерпец царевич Алексий… По евангельскому слову, болезнь не обязательно результат греха самого человека или его родителей, но, конечно же, это не означает, что они не должны задумываться о последствиях своей жизни по отношению к здоровью собственных детей. В случаях грубых страстей — того же винопития или наркомании — все достаточно очевидно, но то же самое бывает, хотя и тоньше проявляется, и в случаях других страстен, не столько конкретных грехов, сколько страстей. Ведь непреодоленные а и которые человек осознает, но с которыми не находит решимости должным образом бороться, искажают его душевный и телесный состав, что тем и иным образом отпечатывается и на детях. И не то, чтобы это становится некоей обусловленностью их непременного впадения в те же самые страсти, но некая предрасположенность и необходимость памятования, что сия опасность близко к ним подходит безусловно, есть.

http://pravmir.ru/bolezn-i-smert/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010