Печатные труды святителя начали попадать к юж. славянам (прежде всего в Воеводину и на Афон) и в румын. княжества практически сразу после выхода в свет. Известен экземпляр 2-го т. «Книги житий...» издания 1695 г., вложенный в 1697 г. в серб. ц. Вознесения киево-печерским архим. Иоасафом (Кроковским), и том «Руна орошенного» неустановленного издания, попавший в Сербию не позднее 1736 г. (см.: Сперанский М. Н. Один из серб. источников рус. истории//ЧИОНЛ. 1905. Кн. 18. вып. 3/4. С. 37-51). Тома «Книги житий...» разных изданий имеются в собрании слав. мон-рей Афона - Хиландарского и Зографского. Житие и чудеса вмч. Георгия Победоносца в редакции Д. (очевидно, по киевскому изд. «Книги житий...», 1700) были переписаны в 40-х гг. XVIII в., вероятно, известным болг. книжником Иосифом Брадатым в составленный им сборник (Болгария. Плевен. Б-ка «Согласие». 091/185. С. 4-49; см.: Стефанов П. Неизвестные рукописи XII-XVIII вв.//Études balkaniques. 1982. Vol. 18. N 3. P. 117-124 (в указанной работе текст не отождествлен)). «Келейный летописец» получил известность на слав. Балканах, на Афоне и в Румынии еще до выхода в свет печатного издания и распространялся здесь преимущественно в списках (вероятно, его популярности способствовала канонизация Д. в 1757 и деятельность прп. Паисия (Величковского) и его учеников). Списки «Келейного летописца» в хранилищах южнослав. стран, Афона, Румынии и Молдавии достаточно многочисленны (3 - в Хиландарском мон-ре 286, 656, 716), 2 - в Зографском мон-ре 89, 112), 2 - в БАН Румынии (Слав. 559 и 563), 1 - в Русском Пантелеимоновом мон-ре (Слав. 36), 1 - в Историческом музее Хорватии в Загребе (Р-74), 1 - в НБКМ в Софии 1435), 1 - в Историческом архиве в Охриде (М 313), 1 - в ЦГА Молдовы в Кишинёве 23)). Они датируются преимущественно XVIII в. (не ранее середины), в большинстве своем это рукописи восточнослав. происхождения. Особый интерес представляет загребский список, сделанный в 1760 г. в Москве для серб. мон. Исидора из Буды. Несомненно использование трудов Д.

http://pravenc.ru/text/178011.html

святых Константина и Елены в Охриде (кон. XIV в.) К. О. и свт. Николай Чудотворец изображены на юж. стене в наосе на патрональной фреске рядом с равноапостольными Константином и Еленой. В ц. Пресв. Богородицы Больничной в Охриде (ок. 1400, 2-й слой фресок) сохранились фрагменты (утрачены головы фигур) сцены, близкой к композиции в ц. святых Константина и Елены в Охриде: на юж. стене наоса к К. О. и свт. Николаю Чудотворцу молитвенно обращается ктитор храма - неизвестный архиепископ Охрида ( Грозданов. 1980. С. 90). Изображения К. О. со свт. Николаем есть в пещерной ц. арх. Михаила в с. Радожда близ г. Струги (кон. XIV в.; атрибуция Д. Барджиевой-Трайковской) - в рост в 1-й зоне на зап. стене наоса ( Ангеличин-Жура. 2006. С. 390), а также в ц. Пресв. Богородицы Больничной в Охриде (60-е гг. XIV в.). На фреске в ц. Пресв. Богородицы в с. Велестово близ Охрида (1444) К. и свт. Николай предстоят Богородице с Младенцем ( 1980. С. 65; Грозданов. 1983. С. 91). Традиционным становится изображение вместе с К. О. его сподвижника, равноап. Наума Охридского: на фреске в храме с первоначальным посвящением К. О. (ц. св. Климента Старого, Охрид, 1378) они представлены на юж. стене наоса возле алтаря вместе со свт. Николаем Чудотворцем ( Грозданов. 1983. С. 55). Тот же состав святых - на южной стене наоса, рядом с изображением «Христос Судия», в ц. Пресв. Богородицы Заумской на берегу Охридского оз. (1361). На включение образа К. О. в патрональные композиции повлияла традиция почитания святого как небесного покровителя Охрида и Охридской архиепископии. Наиболее ярко такое представление о К. О. отражает образ в ц. святых Космы и Дамиана (Малые св. Врачи) в Охриде (ок. 1350), расписанной Иоанном Теорианосом с помощником. На южной стене наоса, под образом благословляющего из небесного сегмента Спасителя, изображены патрональные святые храма Косма и Дамиан, к-рым К. О. подносит модель Охрида, испрашивая их заступничество за город ( Грозданов. 1968. С. 107-112). Это изображение явилось «целым открытием для Охрида в период правления царя Душана» и было создано под влиянием в т.

http://pravenc.ru/text/1841413.html

Наконец, к четвертой группе можно отнести церковные архивохранилища, со­держащие фонды религиозных организаций и учреждений (ряд подоб­ных фондов имеется и в государственных архивах Российской Федерации). История Московского Патриархата в 1941–1945 гг. отложилась в Архиве Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии, Архиве Церковно-научного центра " Православная энциклопедия " в Москве и многочисленных епархиальных архивах, прежде всего в Архиве Санкт-Петербургской епархии. Много материалов по истории русской церковной эмиграции в годы Второй мировой войны содержится в Синодальном архиве Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) в Нью-Йорке, Архиве Свято-Троицкой Духовной семинарии РПЦЗ в Джорданвилле (США), Архиве Германской епархии РПЦЗ в Мюнхене, Архиве Средне-Европейского экзархата Московского Патриархата в Берлине, Архиве автокефальной Американской Православной Церкви в г. Сайоссете (штат Нью-Йорк) и Архиве русского прихода святителя Николая Чудотворца в Риме. В Государственном архиве Российской Федерации (ГА РФ) выделяется фонд Совета по делам Российской Православной Церкви (Ф. Р-6991), представляющий основную ценность. Ведь этот орган контролировал всю деятельность Московской Патриархии в 1943–1965 гг. и во многом управлял ею. Анализ его документов позволяет детально проследить начало этапа " примирения " в отношениях между государством и Церковью осенью 1943 г. и развитие этих отношений в 1944–1945 гг. (Оп. 1. Д. 1-81; Оп. 2. Д. 1-43, 53, 59а). В фонде содержатся: протоколы заседаний Совета и Священного Синода, переписка с Патриархом, записи бесед церковных иерархов с работниками Совета, докладные записки в ЦК ВКП(б)-КПСС, инструкции, аналитические обзоры, документы о международной деятельности Мо­сковской Патриархии. По ним можно наглядно проследить трансфор­мацию работы Совета – от первоначального стремления, помимо установления контроля, способствовать нормализации государствен­но-церковных отношений до попыток осуществить разгром церковной организации (уже в послевоенный период).

http://religare.ru/2_94013.html

ч. образа имп. равноап. Константина с моделью К-поля в руке на мозаике в соборе Св. Софии К-польской ( Джурич. 2000. С. 410). Традиция такого изображения К. О. сохранялась и в XV в.: в ц. Спаса в с. Лескоец (1461-1462) возле алтаря на юж. стене наоса - правой рукой он благословляет, в левой держит модель Охрида. Усвоение К. О. 2 функций - защитника города и святого целителя встречается в памятниках Охрида неоднократно. Связь К. О. со св. целителями идет от почитания им целителя вмч. Пантелеимона. Так, в ц. вмч. Димитрия в Охриде (3-я четв. XIV в.) святитель изображен на сев. стене наоса среди св. воинов; фигуры св. целителей предположительно находились на несохранившейся зап. половине юж. стены ( Грозданов. 1980. С. 156), на юж. стене в парекклисионе вмч. Григория в ц. Пресв. Богородицы Перивлепты в Охриде (1364-1365) К. О. представлен вместе со святыми Пантелеимоном и Дамианом, а на юж. стене пещерной ц. Пресв. Богородицы в с. Пещани (Пештани) близ Охрида (ок. 1370) - со святыми Космой, Дамианом и Пантелеимоном. Равноап. Климент Охридский. Роспись ц. во имя равноап. Климента в Охриде (Климента Старого). 1378 г. Равноап. Климент Охридский. Роспись ц. во имя равноап. Климента в Охриде (Климента Старого). 1378 г. Необычны росписи (1345-1347) храма Лесновского монастыря: на столбах, представляя в духовном смысле столпы правосл. Церкви, находятся фигуры особо почитаемых святых на Балканах - К. О. (на внутренней стороне юж. предалтарного столба, атрибуция С. Габелич; см.: 1998. С. 72), сщмч. Еразма, еп. Формии, равноап. Кирилла Философа и св. Ахиллия Ларисского. Вместе со св. Ахиллием Ларисским К. О. также изображен в церкви в Поганово (1499, вероятно, работа мастеров из Кастории) и в храме Преображенского мон-ря в Метеорах (1483). В ряду погрудных образов святых К. О. представлен на юж. стене наоса в росписи монастырской ц. Всех святых в с. Лешани близ Охрида (1451-1452). Парное изображение К. О. и равноап. Кирилла Философа находится в люнете на сев. стене ц. Рождества Пресв.

http://pravenc.ru/text/1841413.html

Осенью 1966 года Македонская Православная Церковь официально обратилась к Сербскому Патриархату с просьбой предоставить ей автокефальный статус, но в мае 1967 года собор епископов Сербской Церкви отверг просьбу. Однако македонцы при активном вмешательстве властей настаивали на своём — и 17-19 июля 1967 созвали собор в Охриде. 19 июля, основываясь на резолюции собора, Священный Синод Македонской Церкви провозгласил автокефалию Православной Церкви Республики Македония. Митрополит получил новый титул «архиепископ Охридский и Македонский». Всё открыто поддерживалось коммунистическим правительством Македонии, члены которого присутствовали на поставленные архиепископа — и отдали ему должную честь. В сентябре 1967 года Синод Сербской Церкви объявил Македонскую Православную Церковь раскольнической религиозной организацией и порвал с ее иерархией все литургические и канонические отношения: такое решение было поддержано другими православными церквами — ни одна не признала каноничности Македонской Церкви. Современное состояние [ править править код ] Количество верующих составляет примерно 1,2 миллиона, или 2/3 населения Македонии (в основном славянское). Кроме того они имеют общины в США и Австралии. В настоящее время предстоятелем Македонской Православной Церкви архиепископ Охридский и Македонский Стефан (Вельяновский). Охрид [ править править код ] Современный город Охрид построен на месте античной (иллиро-македонской) колонии Лихнид известной ещё со II—III веков до н. э. В 148 году до н. э. колония была захвачена римлянами, которые после разрушительного землетрясения в 518 году почти полностью её перестроили, из древних македонских построек сохранились только мраморные столбы. К концу V — началу VI веков город постепенно заселяется славянскими народами. В 861 году входит в состав Болгарии и вскоре получает современное название (под названием Охрид впервые упоминается в 879 году). В Охриде с 886 года ведёт просветительскую деятельность ученик Кирилла и Мефодия Св. Климент Охридский, основавший в Охриде по распоряжению болгарского царя Бориса книжную школу по переводу церковных греческих книг на славянский язык. Считается, что именно в Охриде впервые был создан алфавит кириллица.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Маке...

Софии Константинопольской, в храмах Сербии XIII-XIV вв.)» ( Джурич. 2000. С. 28). 1191 г. датируется роспись в ц. во имя вмч. Георгия Победоносца в Курбинове, где на сев. стене алтаря фрагментарно сохранился связываемый с К. О. образ святителя, а также представлены сщмч. Климент Римский (иногда идентифицируют как сщмч. Еразма, еп. Формии; см.: 1993. С. 26; Грозданов. 2006. С. 60, 66) и равноапостольные Кирилл и Мефодий (с надписями: «Кирилл учитель болгар» и «Мефодий учитель болгар»). В храме св. Архангелов в Прилепе (3-я четв. XIII в.) предположительно К. О. (седой, с высоким лбом) представлен на стене юго-вост. части алтаря благословляющим, в полиставрии, с Евангелием в руке ( Цветковски. 1994. С. 37; Он же. 1996. С. 17); типологические особенности образа близки к ранним изображениям святого в соборе Св. Софии в Охриде и в ц. вмч. Георгия в Курбинове; сохранились 3 последние буквы имени святого (от Κλημης). В фигуре святителя на сев. стене жертвенника ц. Пресв. Богородицы мон-ря Студеница (1208-1209) также видят образ К. О. благодаря частично сохранившейся надписи: «Охрид» - над 1-м святым в группе из 3 архиереев ( Грозданов. 2007. С. 301). Впервые определение «Охридский» встречается в надписи к образу К. О. в алтарном пространстве ц. во имя свт. Николая Чудотворца в с. Манастир, расписанной в 1271 г. под рук. диак. Иоанна, «референдария пресвятой архиепископии» Охридской ( Джурич. 2000. С. 49). Идентификацию образа К. О. в ц. ап. Иоанна Богослова (Канео) в Охриде (кон. XIII в.), расположенного на фризе алтарной конхи, подтверждает соседство с образами сщмч. Еразма, еп. Формии, и свт. Константина Кавасилы (Там же. С. 342-343). Равноапостольные (справа налево): Климент Охридский, Кирилл и Мефодий. Роспись ц. Св. Софии в Охриде, Македония. 1037–1056 гг. Равноапостольные (справа налево): Климент Охридский, Кирилл и Мефодий. Роспись ц. Св. Софии в Охриде, Македония. 1037–1056 гг. С XIV в. изображение К. О. в алтарной зоне среди др. архиереев становится традиционным. Известны варианты включения его образа в сцену литургисующих святителей - «Поклонение Жертве», напр.

http://pravenc.ru/text/1841413.html

В СССР на 1 июля 1946 года имелось 13215 действующих церквей и молитвенных домов, 61 архиерея и 9434 священника, две духовные академии в гг. Москве и Ленинграде 69 . К 1946 году Русская Церковь смогла не только организационно укрепиться, но и получить определенное место в обществе, которое оценило ее стойкость в годы гонений и патриотическую позицию во время Великой Отечественной войны. Васильева О. Ю., священник Илья Соловьев Археографическое предисловие Документы для сборника «Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов» были выявлены в федеральных архивах и городских архивах Москвы и Санкт-Петербурга, в Курском и Псковском областных архивах, а также в Центральном Архиве ФСБ России и Архиве Президента Российской Федерации, в государственных архивах Республики Украины и Республики Беларуси. В фондах Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ) выявление проводилось по фондам 17 (Центральный Комитет ВКП(б)-КПСС), 89 (В. М. Молотов), 558 (И. В. Сталин), 628 (Коллекция документов о пожертвованиях советских и зарубежных граждан в фонд обороны СССР (1942–1946)), в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ) – по фондам Р-6991 (Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Народных Комиссаров (Совете министров) СССР); Р-5446 (Совет Народных Комиссаров – Совет министров СССР) и Российском государственном военном архиве (РГВА) – по фондам 500/к (Главное управление государственной безопасности Германии. Г. Берлин), 1470/к (Министерство церковных дел), 1447/к (Немецко-фашистские административные и судебные органы на временно оккупированной территории). В сборник включены документы, выявленные архивистами Республики Украины: в Центральном государственном архиве высших органов власти и управления Украины (ЦГАВОВУ), Центральном государственном архиве общественных объединений (ЦГАОО Украины), Центральном государственном архиве – музее литературы и искусства Украины (ЦГАМЛИ Украины), Государственном архиве Сумской области (ГАСО), и Республики Беларуси: в Национальном архиве Республики Беларусь (НА РБ), Витебском (ГАВО), Могилевском (ГАМО) и Минском (Госархив Минской области) государственных архивах. Фотоматериалы представлены Российским государственным архивом кинофотодокументов (РГАКФД), Архивом Президента РФ (АП РФ), Центральным государственным архивом историко-политических документов Санкт-Петербурга (ЦГА ИПД СПб) и Центральным государственным архивом кинофото- фонодокументов Санкт-Петербурга (ЦГАКФФД СПб).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

24 Подлинное письмо, на почтовом листе, от 9-го сентября 1864 г., – в келейном архиве о. Варсонофия. 29 Подлинное письмо, на полулисте почтовой бумаги, от 14 мая 1866 года – в архиве о. Варсонофия. 30 Подлинное письмо, на полулисте почтовой бумаги, от 23-го мая 1866 года – в архиве о. Варсонофия. 34 Протоколы Свят. Синода 1868 г., 907 и 1227. Дело синодальной канцелярии, 33. См. обзор учреждения в России православных монастырей со времени введения штатов по духовному ведомству (1764–1869 г.). Составил Н. Григорович. Спб. 1869. Стр. 205–208. 35 Копия отношения консистории в т. г. думу, выданная В. И. Макарухину 3 окт. 1868 года за 4517-м – в архиве о. Варсонофия. 36 Подлинное письмо писано о. Макарием собственноручно, на почтовом листе, с литографиров. изображением Св. Велм. Пантелеимона. Письмо исколото карантинной иголкой, – в келейном архиве о. Варсонофия. 37 Письмо на почтовом листе, писано писцом, подписано собственноручно о. Макарием. В начале – литографир. изображение иконы св. Велм. Пантелеимона. 39 Копия прошения – в архиве монастыря. – Имена родных, коих должно, по прошению, поминать на литургии «о упокоении», по собственноручной записке Вас. Ив-ча, суть следующие: Иоанн, Евдокия, Вера, Григорий, Татьяна, Василий, Евдокия, Иоанн, Матрона, Иоанн, Параскева, Илия, Елизавета, Алексий, Иоанн, Феодор, Мария, Иоанн, Татьяна, иеромонах Никандр (строитель), Иоанн. 40 Подлинное прошение – в архиве Богородичного монастыря. – Собственноручная подпись Вас. Ив. к сему прошению – «московский купец Василий Иванов Макарухин», дотоле обыкновенно писавшаяся тонким, совершенно правильным почерком, увы! – уже сделана в сторону и обнаруживает большое дрожание старческой руки и упадок зрения. 41 Подлинное прошение – в архиве Богородичного монастыря. – Собственноручная подпись на этом прошении, и не полная, как прежде, – «моск. куп. Василий Иван. Макарухин» сделана уже по линейке, что обнаруживает решительный упадок силы руки, прежде столь крепкой для рисования и изящного почерка.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Пограбив, воры связали его и келейника и, накрыв шубою, ушли. 16 июля игумен Евсевий скончался. По распоряжению Синодальной канцелярии, тело игумена Евсевия погребено архимандритом Богоявленского монастыря Герасимом. В деле говорится, что в Сретенском монастыре в это время проживало шесть человек монахов, " да из них половина дряхлых и престарелых " , и высказываются опасения, как бы " от такого малолюдства и одиночества не учинилось бы церкви какого расхищения, как и над игуменским имением " . Для охраны монастырского имущества вытребованы от Коллегии экономии четыре солдата. До получения резолюции из Сыскного приказа в Святейший Синод решено было пока в монастырь никого не Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода. Т. 11: 1731 г. СПб., 1903. С. 41. Дело N 21. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода. Т. 7: 1727 г. СПб., 1885. С. 303. Дело N 293. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода. Т. 6: 1726 г. СПб., 1883. С. 361. Дело N 210. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода. Т. 11. С. 490. Дело N 329. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода. Т. 10: 1730 г. СПб., 1901. С. 1052-1053. Приложение 9. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей, собранные из книг преждебывших патриарших приказов/Под рук. И.Е. Забелина. М., 1884. С. 555-556. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода. Т. 11. С. 976-978. Приложение 8. Там же. С. 456. Дело N 291. Там же. С. 598. Дело N 532; С. 1138. Приложение 15. Там же. С. 490. Дело N 329. Там же. С. 765. Дело N 532. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода. Т. 15: 1735 г. СПб., 1907. С. 53. Дело N 7. Скворцов Н.А., протоиерей. Архив московской Святейшего Синода конторы. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век. Вып. 2. М., 1914. С. 412.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Кроме того, была предпринята поездка в Софию, где автор работал в Государственном архиве Болгарии. Здесь были изучены как фонды занимавшихся церковными делами учреждений и ведомств этой страны, так и документы самой Болгарской Православной Церкви 1930-х – 1945 гг., в том числе переписка ее Священного Синода с русскими и болгарскими обителями на Святой Горе (ф. 791к). Историю русских обителей Афона и русских церковных общин на территории Греции и Турции можно изучать и по материалам советских или русских эмигрантских организаций, хранящимся в трех московских архивах – Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ), Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) и Российском государственном военном архиве в Москве (РГВА). В ГАРФе в этом плане особенный интерес представляют обширные фонды Совета по делам Русской православной церкви (ф. 6991) и Архиерейского Синода Русской Православной Церкви за границей (ф. 6343), в РГАСПИ – фонд Центрального Комитета ВКП(б) – КПСС (ф. 17), а в РГВА – фонд Главного управления имперской безопасности (ф. 500). Также был изучен обширный документальный материал, хранящийся в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга и некоторых других архивах города по истории Санкт-Петербургского подворья Свято-Андреевского скита. Основное внимание уделялось изучению документов административных подразделений органов советской власти, которые осуществляли контроль за деятельностью Церкви: административных отделов Петрогубисполкома, Ленгорисполкома, Леноблисполкома, Володарского райисполкома и т. д. Некоторые документы о репрессированных афонских иноках Петербургского подворья были изучены в архиве Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и в Архиве Санкт-Петербургской епархии. Автор работал и в двух содержащих русские церковные документы архивах американских университетов. Первый из них – Бахметьевский архив русской и восточноевропейской истории и культуры находится в Колумбийском университете г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010