13. Священноисповедник Николай, Митрополит Алма-Атинский (Могилевский; +1955, память 12/25 октября и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). В 1919-1920 гг. был Епископом Стародубским, викарием Черниговской Епархии. Город Стародуб в настоящее время входит в состав Брянской Епархии. 14. Священномученик протоиерей Александр (Левицкий; +1937, память 24 ноября/7 декабря и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). 15. Священномученик протоиерей Митрофан (Корницкий; +1937, память 24 ноября/7 декабря и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). 16. Священномученик протоиерей Варлаам (Попов; +1937, память 25 ноября/8 декабря и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). 17. Священномученик иерей Стефан (Грачев; +1938, память 25 января/7 февраля и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). 18.Священномученик иерей Алексий (Тютюнов; +1937, память 24 ноября/7 декабря и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). 19. Священномученик иерей Иоанн (Никольский; +1937, память 24 ноября/7 декабря и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). 20. Священномученик иерей Корнилий (Удилович; +1937, память 24 ноября/7 декабря и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). 21. Священномученик протодиакон Серафим (Василенко; +1937, память 30 сентября/13 октября и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). Благоверные князья: 22. Благоверный князь Давид Черниговский (+1123, память в Соборе Всех Святых, в земли Российской просиявших). В XII веке город Брянск входил в состав Черниговского княжества. 23. Преподобный Никола Святоша, князь Черниговский, Печерский Чудотворец, в Ближних пещерах (+1143, память 14/27 октября и в Соборах Волынских, Печерских, Печерских в Ближних пещерах почивающих и Тульских Святых). В XII веке город Брянск входил в состав Черниговского княжества. 24. Благоверный великий князь Игорь Черниговский и Киевский, страстотерпец (+1147, память 19 сентября/2 октября, 5/18 июня ив Соборе Тульских Святых). В XII веке город Брянск входил в состав Черниговского княжества.

http://pravicon.com/info-1882

26 сентября (9 октября). Преставление святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (ок. 100 г.). Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. 27 сентября (10 октября). Преподобного Савватия Соловецкого (1435 г.). Священномученика Петра, митрополита Крутицкого (1937 г.). 28 сентября (11 октября). Память преподобных отцов Киево-Печерской Лавры, в ближних пещерах почивающих. Благоверного князя Вячеслава Чешского (935 г.). Преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского (ок. 1337 г.). 30 сентября (13 октября). Святителя Михаила, первого митрополита Киевского (992 г.). Октябрь 1 (14) октября. Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Преподобного Романа Сладкопевца (ок. 556 г.). Преподобного Саввы Вишерского, Новгородского (1461). 2 (15) октября. Священномученика Киприана и мученицы Иустины (304 г.). Блаженного Андрея, Христа ради юродивого (ок. 936 г.). Праведного воина Феодора (Ушакова) Санаксарского (1817 г.). Благоверной Анны Кашинской (1338 г.). 3 (16) октября. Священномученика Дионисия Ареопагита , епископа Афинского (ок. 96 г.). 4 (17) октября. Обретение мощей святителя Гурия Казанского (1595 г.). Собор Казанских святых. 5 (18) октября. Святителей Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария, Московских и всея России чудотворцев. 6 (19) октября. Апостола Фомы. 9 (22) октября. Апостола Иакова Алфеева. Праведного Авраама, праотца (ок. 1850 г. до P. X.) и племянника его Лота. 10 (23) октября. Преподобного Амвросия Оптинского (1891 г). 11 (24) октября. Апостола Филиппа. Собор преподобных Оптинских старцев. 13 (26) октября. Иверской иконы Божией Матери. 16 (29) октября. Мученика Лонгина сотника, иже при Кресте Господни. 17 (30) октября. Пророка Осии (820 г. до P. X.). Мучеников бессребреников Космы и Дамиана. 18 (31) октября. Апостола и евангелиста Луки (ок. 80 г.). 22 октября (4 ноября). Казанской иконы Божией Матери. 23 октября (5 ноября). Апостола Иакова, Брата Господня по плоти (63 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

В приходе были две часовни. Одна находилась на приходском кладбище, другая, деревянная - вблизи деревни Исаково. Она построена вместо прежней ветхой часовни в 1883 году жителями этой деревни. В часовне находилась икона Святителя и Чудотворца Николая. Богадельни, больницы и церковно-приходского попечительства при церкви не было. В числе благотворителей церкви был помещик Зыбин. Церковно-приходская школа открыта 25 ноября 1885 года, помещалась в доме, построенном специально для нее. В память чудесного спасения семьи Императора Александра III во время крушения царского поезда 17 октября 1888 года близ станции Борки Харьковской железной дороги по приговору прихожан от 31 января 1889 года решено установить ежегодный попечительный сбор на содержание школы с каждого крестьянского земельного душевого надела. В 1900 году в ней обучалось 54 мальчика и 4 девочки. Священник Никандр Александрович Пятницкий был родом из погоста Крекшино Островского уезда, сын дьякона, родился 17 сентября 1865 года. После окончания Псковской духовной семинарии он назначен псаломщиком в погост Барута Новоржевского уезда, священником погоста Лужник Торопецкого уезда, с 20 января 1900 года служил в здешнем погосте, преподавал Закон Божий в церковно-приходской школе. Духовенством церковного округа он избран членом благочиннического и попечительного советов. За заслуги по духовному ведомству награжден набедренником, скуфьёй, камилавкой. 29 июня 1917 года о. Никандр награжден саном протоиерея. Псаломщик-дьякон Павел Петрович Архангельский родился 22 июня 1860 года в этом же погосте в семье пономаря. По болезни он не смог окончить Великолукское духовное училище, был на военной службе, преподавал в Иваньковской церковно-приходской школе, служил псаломщиком в погосте Славковичи Псковского уезда. С 3 октября 1887 года Павел Петрович служил в здешнем погосте, в 1895 году рукоположен в сан дьякона. 22 апреля 1908 года его перевели священником в погост Детковичи Великолукского уезда. Псаломщик-дьякон Василий Васильевич Назарецкий родился 5 февраля 1878 года в погосте Морино Порховского уезда в семье священника, учился в Торопецком духовном училище, по прошению отца был уволен из 2-го класса, служил псаломщиком в погосте Золвие Торопецкого уезда. После того, как он выдержал экзамен на звание дьякона, с 10 февраля 1909 года служил в погосте Иваньково. В 1911 году Василий Васильевич посвящен в сан священника, служил в погосте Верхний Мост Псковского уезда. В 1924 году о. Василий был привлечен к суду в качестве обвиняемого в «фальсификации» обновления икон в Псковской епархии, приговорен к 1 году лишения свободы. В 1937 году его арестовали вновь, 30 декабря 1937 года приговорен к расстрелу. Реабилитирован священник Василий Васильевич Назарецкий 1 марта 1963 года. Его отец, священник Василий Назарецкий расстрелян в 1919 году.

http://sobory.ru/article/?object=15193

9 мая 1836 года Святейший Синод обратился к Государю Императору Николаю Павловичу с докладом, в котором указал, что архиерей Подольской епархии нуждается в помощи викарного епископа вследствие большого количества церквей, которых, кстати, было 1512, многочисленности учеников духовных училищ и, в общем, множества дел, связанных с управлением епархией. Ответ был положительным. Новоназначенный викарный епископ получил титул Винницкого, а местопребыванием его стал Шаргородский Николаевский монастырь. В 1861 году Винницкое викариатство упраздняют, а вместо него образовывается Балтское с местопребыванием викарного архиерея в Каменец-Подольском Свято-Троицком монастыре. Тем не менее, с 1904 года Винницкое викариатство восстанавливается. Начиная с августа 1918 г. Винницкие епископы, викарии Подольской епархии, живут в Виннице. Именно тогда патриарх Тихон и Священный Синод постановили: " Ректору Киевской Духовной Академии архимандриту Амвросию (Полянскому) быть епископом Винницким. Местопребывание епископу Винницкому иметь в г. Винница " . 21(22) октября 1918 г. в Софийском соборе г. Киева состоялась хиротония во епископы архимандрита Амвросия. Октябрьская революция начала очередную эпоху жестоких гонений, которые явили миру сотни тысяч, а точнее миллионы примеров стояния за веру. В 1932 году владыка Амвросий умер в ссылке, не выдержав издевательств Советской власти. Через 82 года после хиротонии, в августе 2000 г., на Юбилейном Архиерейском соборе он будет причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников для общецерковного почитания. Винницкая епархия, как самостоятельная, была основана 7 сентября 1933 г. И первым архиереем на Винницкой кафедре был священномученик Александр (Петровский). В 1934 г. он был членом Временного Патриаршего Священного Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергии (Страгородском).С мая 1937 года владыка Александр был переведен из Винницы и возглавил Харьковскую епархию, где ровно через три года в Холодногорской тюрьме закончилось его земная жизнь. Память священномученика Александра 11/24 мая, мощи его находятся в Харькове в Свято-Благовещенском соборе. Епископа Александра 23 марта 1937 г. сменил священномученик архиепископ Иннокентий (Тихонов), который перед этим уже неоднократно был в ссылках и тюрьмах. 29 октября он был арестован, а в ноябре расстрелян в Виннице.

http://azbyka.ru/palomnik/Винница

Два года после закрытия храма отец Косма оставался на свободе, и все это время продолжал свое священническое служение. Деятельность его, как и многих других пастырей Русской Церкви, не могла оставаться незамеченной местными властями. 31 октября 1937 года сотрудник районного отдела НКВД получил ордер на обыск и арест гражданина Петриченко Кузьмы Никифоровича. В этот же день отец Косма был препровожден в Саратовскую тюрьму. 2 ноября состоялся первый и единственный допрос арестованного К.Н. Петриченко, во время которого рыбушкинский настоятель категорически отверг все возводимые на него обвинения в антисоветской деятельности. В какой бы то ни было контрреволюционности он себя виновным не признал. Вероятно, поведение подследственного в камере и на допросе было настолько твердым и непреклонным, что оперативники убедились в бессмысленности дальнейшего нажима. Больше отца Косму к следователю не вызывали. На следующий день, 3 ноября, были допрошены пять свидетелей, которые дали нужные «следствию» показания. Все они носят неконкретный, вымышленный характер и почти дословно повторяют друг друга. Характерно, что ни одно из свидетельских показаний так и не было предъявлено арестованному и ни с одним из свидетелей отцу Косме не дали очной ставки. Вся следственная процедура носила откровенно подложный и формальный характер. 14 ноября было составлено обвинительное заключение в отношении «попа-кулака Петриченко Кузьмы Никифоровича», который якобы «под видом религиозных молебн в домах колхозников проводил антисоветскую агитацию». В тот же день заседание судебной тройки при Управлении НКВД по Саратовской области постановило: Петриченко К.Н. - расстрелять. Этот приговор, увенчавший доброго пастыря отца Косму нетленным венцем мученика за имя Христово, был приведен в исполнение в Саратове 16 ноября 1937 года поздним вечером, в 22 часа. Святой Косма, моли Бога о нас! Место погребения святого Космы остается неизвестным по сей день. В архивах ФСБ практически нет сведений о том, где приговор приводился в исполнение. Существует версия, что, возможно, отец Косма был среди расстрелянных в одном из оврагов на территории нынешнего Ленинс кого района. Единственное место, куда могут прийти люди, чтобы почтить память новомучеников Российских в Саратове,- это Воскресенское кладбище, еще один расстрельный полигон, где покоятся многие наши земляки-священнослужители. Здесь у входа стоит памятный знак - место поминовения за веру убиенных в те страшные годы.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

– Этого я никогда не говорил. – Кто может подтвердить отсутствие с вашей стороны антисоветских действий? – спросил следователь. Отец Всеволод попросил вызвать некоторых свидетелей, которые подтвердили бы его невиновность. Следователь, однако, не стал никого вызывать, передав «дело» на рассмотрение Особого Совещания при Коллегии ОГПУ. 18 ноября 1929 года он был приговорен к трем годам ссылки в Северный край – в село Лешуконское Архангельской области. Отец Всеволод здоровья был слабого и страдал в это время многими болезнями. В конце 1932 года он был освобожден. Прихожане храма в селе Дерменцово обратились к священноначалию, чтобы священника направили снова в их храм, и 22 января 1933 года протоиерей Всеволод получил назначение в храм в селе Дерменцово. Здесь он прослужил до гонений 1937 года. 10 октября 1937 года власти арестовали протоиерея Всеволода по обвинению в том, что он «распространял гнусную клевету на советскую власть, высказывал пораженческие настроения, вел антисоветскую агитацию против проводимых на селе кампаний». Зачитав текст обвинения, следователь предложил отцу Всеволоду дать показания. – Контрреволюционной и антисоветской агитацией я не занимался, – ответил священник. – Вы показываете ложно. По вашему делу допрошены свидетели, которые подтверждают факты вашей контрреволюционной и антисоветской агитации. Следствие требует от вас правдивых показаний. – Еще раз заявляю, что контрреволюционной и антисоветской агитацией я не занимался, – ответил священник. На этом допрос был закончен. 11 ноября тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Протоиерей Всеволод Смирнов был расстрелян 13 ноября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. Игумен Дамаскин (Орловский) «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Сентябрь-Октябрь» Тверь, 2003 год, стр. 217-220. Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» © Перепечатка материалов допускается только по письменному согласованию с Фондом

http://fond.ru/kalendar/1134/vsevolod/

Когда осенью 1926 года среди епископата обсуждали возможность тайного избрания Патриарха, Владыка, бывший инициатором этой идеи, взял на себя практическое руководство проведением выборов. Он объезжал епископов по всей России, собирая подписи. К ноябрю 1926 года имелись уже подписи 72-х епископов под актом избрания священномученика митрополита Кирилла (Смирнова, память 7 ноября) Патриархом. Находясь тайно с этой миссией в Москве, 8 декабря 1926 года Владыка был внезапно арестован. И хотя документы не попали в Г.П.У., последовала волна арестов тех епископов, кто поставил свои подписи под актом избрания Патриарха. Находился в заключении в одиночной камере во Внутренней тюрьме ГПУ. Впоследствии он называл тюрьму своей " второй Академией " . 22 апреля 1927 года Владыка был освобождён, вслед за освобождением митрополита Сергия (Страгородского), который вскоре издал свою печально известную " Декларацию " . С 1 декабря 1927 года — епископ Пермский. В 1928 году Владыка побывал в Чердыни. В 1929 году в г. Перми совершил хиротонию Ильи (Бабина) во епископа Кудымкарского, викария Пермской епархии. В чине хиротонии участвовали:Хрисанф (Клементьев), Епископ Соликамский, викарий Пермской епархии, Иоанн (Георгиевский), епископ Кунгурский и другие архиереи и священнослужители. С 2 декабря 1930 года — епископ Боровский, временно управляющий Калужской епархией. С 30 сентября 1931 года — епископ Калужский. В 1932 году участвовал в летней сессии Священного Синода. С 16 июня 1933 года — архиепископ Могилевский. 2 октября 1935 года был арестован. Выездной сессией Специальной Судебной Коллегии Верхововного Суда БССР 21 апреля 1936 года осуждён к 10 годам заключения ИТЛ. Срок отбывал в Ново-Ивановском отделении Сиблага. 28 октября 1937 года Особой Тройкой УНКВД по Западно-Сибирскому краю осуждён по ст.58-10 УК РСФСР и приговорён к высшей мере наказания — расстрелу. 3 ноября 1937 года расстрелян вместе с группой духовенства в Кемеровском лагере. В числе расстреляных — Священномученик Аркадий, Епископ Кунгурский.

http://pravicon.com/info-3139

С 15 декабря 1930 года до мая 1932 года кафедру замещал архиепископ Минский Павел (Вильковский, 1870-1933). В феврале 1933 года он был арестован и этапирован в г. Ростов-на-Дону. 2 апреля 1933 тройкой при ПП ОГПУ по Северо-Кавказскому краю и Дагестанской АССР он был приговорен к расстрелу по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР. Приговор был приведен в исполнение 7 мая 1933 года в г. Ростове-на-Дону. С 27 июня по 19 сентября 1932 года Пятигорским архиереем вновь был архиепископ Димитрий (Добросердов). С 19 сентября по 28 октября 1932 года — Иоасаф (Жевахов, 1874-1934). С 10 ноября 1932 года по 8 марта 1933 года — епископ Петр (Савельев, 1887-1937). 8 марта 1933 года на кафедру был назначен епископ Мефодий (Абрамкин, 1883-1939). Уроженец Рязанской губернии, выпускник Киевской духовной академии, кандидат богословия, служивший на приходах Рязанской епархии, в 1924 году был хиротонисан во епископа Раненбургского, викария Тамбовской епархии. Преосвященный Мефодий полюбился пятигорчанам и они на многие годы сохранили о нем добрую память. Постник, молитвенник, страдалец за веру — таким остался владыка Мефодий в памяти знавших его людей. В 1936 году он был возведен в сан архиепископа Пятигорского и Буденновского. С октября 1937 года в заключении. Расстрелян в 1939 году. С этого момента фактически прерывается бытие Пятигорской епархии, приходы которой в 1943 году вошли в состав Ставропольской епархии. 22 марта 2011 года решением Священного Синода была разделена Ставропольская и Владикавказская епархия Русской Православной Церкви ( журнал 13 ). Из ее состава были выделены в качестве самостоятельных Владикавказская и Махачкалинская и Пятигорская и Черкесская епархии. Правящим архиереем Пятигорской епархии был назначен епископ Смоленский Феофилакт . В состав епархии включены приходы Минераловодского, Предгорного и Кировского районов Ставропольского края, а также республик Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия. По материалам официального сайта Пятигорской епархии Календарь ← 31 березня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1538410...

18 июля 1918 года последний владелец Павловска, Иоанн Константинович, вместе с братьями Игорем и Константином и Великой княгиней Елизаветой Федоровной, сестрой императрицы, трагически погибли в шахтах Алапаевска. 1 ноября 1981 г. Русская Православная Церковь Заграницей причислила жертв алапаевского злодеяния к лику святых. В 1920-х годах к церкви был пристроен придел Святой Троицы. В сентябре 1937 года был арестован и 12 ноября расстрелян настоятель храма протоиерей Сергий Червяковский. Богослужения в церкви прекратились, а в 1939 году храм был официально закрыт. В церкви был устроен клуб. Снова храм был открыт на короткий промежуток времени с сентября 1941 по 1944 год. После войны, в июне 1946 года, здание было передано под цех галантерейной фабрики «Север», территория была обнесена высокой стеной. В 1950-е годы была разобрана колокольня и главы. По ходатайству созданной в 1994 году среди местных жителей инициативной группы здание храма было возвращено Русской Православной Церкви. Однако процесс происходил медленно: приход был создан 19 октября 1995 года, а храм был официально передан лишь 31 июля 1998 года. После этого частично помещение храма было освобождено, но администрация объединения постоянно препятствовала проведению богослужений. Первый молебен в храме был отслужен только 19 августа 2002 года; первая Божественная Литургия — 20 апреля 2003 года. В настоящее время храм полностью передан Церкви, регулярно проводятся богослужения. 28 сентября 2008 года состоялся подъём большого купола и освящение центрального креста храма. 22 октября 2009 года был освящён большой колокол-благовест. Белоснежный храм признан редчайшим памятником архитектуры (сочетание модерна и псково-новгородского стиля). Внутри храма полностью восстановлена архитектура, поставлен иконостас. Правда, до революции он был из дуба, а сейчас - из красного дерева. Белокаменный храм построен в неорусском стиле. Образцами для него стали постройки псковско-новгородской архитектуры. Церковь имеет пять глав, установленных на высоких барабанах. Над западным входом находится звонница. На западном фасаде храма находится образ Спаса Нерукотворного, который после закрытия храма был сначала закрашен, а затем — заштукатурен. Икона была расчищена в 2005 году. Двухъярусный резной иконостас был изготовлен из темного дуба и украшен иконами, написанными в древне­русском стиле без окладов. В алтаре храма находится запрестольный образ Спасителя с Крестом и знаменем в руках. Ранее в храме находилось несколько древних икон с Афона, подаренных императором Николаем II.

http://sobory.ru/article/?object=00727

“1. Восстанавливается существовавшее в Русской Церкви празднование дня памяти Всех Святых Русских. 2. Празднование это совершается в первое воскресенье Петровского поста.” Собор предполагал, что этот праздник, имеющий для нас особое значение, должен стать как бы храмовым для всех православных церквей на Руси. Таким образом праздник был восстановлен (а фактически введен заново) в начале периода самых жестоких преследований христианства за всю его девятнадцативековую историю. При этом содержание его, как предлагал Тураев, стало более универсальным: это уже не просто чествование русских святых, а торжество всей Святой Руси, не триумфальное, но покаянное, заставляющее нас оценить свое прошлое и извлечь из него уроки для созидания Церкви в новых условиях. Составителями текстов службы стали сам Тураев, член Собора и сотрудник его Богослужебной комиссии, и иеромонах Афанасий (Сахаров) (впоследствии епископ Ковровский, †1962; ныне причислен к лику святых как исповедник, память 15/28 октября). Позднее текст дополнялся; в работе принимали участие также митрополит Сергий (Страгородский) (ему принадлежит тропарь), священник Сергий Дурылин и другие. Первым храмом в честь Всех Российских Святых стала домовая церковь Петроградского университета. Ее настоятелем с 1920 до закрытия в 1924 году был священник Владимир Лозина-Лозинский, расстрелянный в 1937 году. С 1946 г. празднование Собора всех святых, в земле Российской просиявших, стало торжественно совершаться во 2-ю Неделю по Пятидесятнице. Смотрите также: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 22 июня, 2014 17 июня, 2012 30 июня, 2019 30 июня, 2019 18 июня, 2017 6 февраля, 2017 14 июня, 2015 24 ноября, 2014 22 июня, 2014 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-nede...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010