21 ноября 1937 года отец Кронид был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Он обвинялся в том, что фактически оставался наместником Свято-Троице-Сергиевой лавры, хранил официальную печать наместника и пользовался ею. По его благословению благочинный округа назначал вернувшихся из ссылок и заключений монахов Лавры на приходы округа, — им было устроено на приходы более пятидесяти иеромонахов. Архимандрит Кронид (Любимов) был расстрелян 10 декабря 1937 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле. Святый преподобномучениче отче Крониде, моли Бога о твоей братии, о людях, вынесших смертную тяготу богоборчества, и о тех деятелях церковных, которых ты спас и взрастил во времена потравы! Выдающиеся музыкальные способности монаха Пимена, прекрасное знание богослужебного чина и умение управлять хором обратили на себя внимание Высокопреосвященного Филиппа (Гумилевского), архиепископа Звенигородского, управлявшего в то время Московской епархией. Владыка Филипп определил монаха Пимена регентом хора Богоявленского Дорогомиловского собора в Москве, и вскоре 16 июля 1930 года рукоположил монаха Пимена во иеродиакона, а 12 января 1931 года — во иеромонаха. Это участие архиепископа Звенигородского в судьбе будущего Патриарха Пимена вполне закономерно и естественно, и на этом основании дает нам возможность помянуть не только Высокопреосвященного Филиппа, но и Святейшего Патриарха Сергия (Страгородского), рассказав попутно об атмосфере тех лет. Позволю себе привести сведения из материалов протоиерея Александра Ранне, клирика кафедрального Софийского собора Великого Новгорода: «Архиепископ Филипп (Гумилевский), викарий Московской епархии, член Синода, был заключен в тюрьму в 1936 году; по просьбе сестры из дальних лагерей был переведен во Владимир. В Москве он должен был дождаться вечернего поезда... Конвойные уважили просьбу архиепископа Филиппа, пожелавшего проститься с Патриархом Сергием. Они привезли владыку в Бауманский переулок, где была резиденция, и в этот день работал письмоводитель Патриарха отец Сергий Лебедев. Когда владыку Филиппа ввели, Патриарх отсутствовал (он служил Литургию где-то в пригороде), и встреча не могла состояться. Опечаленный владыка оставил Патриарху письмо. В этом прощальном письме содержались следующие строки: " Владыко святый, когда я размышляю о Ваших трудах для сохранения Русской Церкви, я думаю о Вас как о святом мученике, а когда я вспоминаю о Ваших ночных молитвах все о той же Русской Церкви и всех нас, я думаю о Вас как о святом праведнике " . Дольше архиепископ Филипп оставаться и ждать возвращения Патриарха не мог. Сопровождавшие его конвоиры требовали немедленного следования на вокзал, так как дальнейшее промедление могло скомпрометировать их самих.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1227643...

8 сентября Русская Православная Церковь празднует память священноисповедника Романа (Медведя). Родился 1(14 по н.с.) октября 1874 года в местечке Замостье Холмской губернии в семье учителя прогимназии, учился в Холмской духовной семинарии, когда ректором ее был архимандрит Тихон (Белавин), будущий Патриарх. Окончив в 1892 году семинарию первым учеником, поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. Живя в Петербурге, познакомился с протоиереем Иоанном Кронштадтским и, став его духовным сыном, ничего впоследствии не предпринимал без его благословения. В 1897 году окончил академию со степенью кандидата богословия. Назначен сначала помощником инспектора, а потом инспектором Виленской духовной семинарии и прослужил в этой должности до 1900 года. В 3 марта 1901 года рукоположен во священника, а в 1902 году назначен в храм во имя святой равноапостольной Марии Магдалины в Санкт-Петербурге. Во время его служения здесь образовалась многочисленная духовная община, и было организовано общество трезвенников. В 1907 году отец Роман был назначен настоятелем Свято-Владимирского адмиралтейского собора в Севастополе и благочинным над храмами всех береговых команд Черноморского флота и вскоре произведен в сан протоиерея. Весной 1918-го, после ареста настоятеля храма Василия Блаженного протоиерея Иоанна Восторгова, Патриарх Тихон назначил на его место отца Романа и благословил его на создание Братства союза ревнителей и проповедников Православия, которое он возглавлял затем около десяти лет. В 1919 году власти закрыли храм Василия Блаженного, и протоиерей Роман стал настоятелем храма святителя Алексия, митрополита Московского в Глинищевском переулке. 16 февраля 1931 года сотрудники ОГПУ арестовали протоиерея Романа и около тридцати членов Братства. Отец Роман был приговорен к 10 годам заключения в концлагере. 26 июля 1936 года протоиерей Роман был освобожден как тяжело больной. Супруга батюшки перевезла его в Малоярославец. Летом 1937 года из НКВД вновь пришли с ордером на арест. В это время у больного открылось легочное кровотечение. Забирать умирающего в тюрьму не стали. Протоиерей Роман скончался 8 сентября 1937 года и был погребен на городском кладбище в Малоярославце. 3 августа 1999 года мощи священноисповедника Романа перенесены в Москву, в храм Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-9-101-...

В приходе Ильинском числится прихожан исключительно городских (мещан, купцов, военных и др.) муж. пола 1125 душ и жен. пола 1247 душ, в том числе раскольников муж. пола 9 душ, жен. пола 7. В районе Ильинского прихода имеется церковь во имя св. Михаила Клопского. В течение года в приходе бывает до 385 крещений, до 119 браков и до 238 погребений. Церковно-приходское училище, помещающееся внизу двухэтажного деревянного дома, в нем обучается до 40 мальчиков и 50 девочек. Содержится училище на средства церкви. По воскресным дням в Ильинском приходском училище ведутся занятия со взрослыми. Земли усадебной, пахотной, сенокосной и с лесом в пользу церкви и причта нет. Для членов причта на церковные средства приобретены 4 дома с двумя при них флигелями. Все дома деревянные, с необходимыми надворными прислугами, крыты железом, застрахованы за счет церкви в Омском взаимном страховом Обществе в сумму 9 250 руб. По указу Св. Синода от 16 марта 1900 г. при сей церкви положено быть: 3 священникам, штатному диакону и 3 псаломщикам. Жалования от казны положено в год: двум священникам по 42 руб., двум псаломщикам – по 14 руб., третьему священнику, штатному диакону и третьему псаломщику жалования не положено. Причтового капитала числится 7 192 руб., с какового получается процентов около 260 руб. в год. Капитал хранится в Омском отделении Гос. банка. Содержание членов причта доходит до 4 500 руб. в год. Особых крестных ходов в приходе нет, за исключением установленного по всему городу 27 июля, в память избавления от холерной эпидемии, бывшей в 1892 г. Справочная книга Омской епархии, составитель Иоанн Голошубин. Омск, типография «Иртыш», 1914 г. В 1931 г. храм был закрыт. С него сняли колокола, а с февраля 1935 г. здание экспроприируется и используется для хранения зерна. В феврале 1936 г. принято решение о сносе Ильинского собора. Приказ подписал первый секретарь Омского обкома ВКП(б) Д.А. Булатов. Ильинский собор был снесен под предлогом установления на данном месте памятника А.С. Пушкину. Торжественная закладка памятника состоялась в присутствии официальных лиц города, выступавшие и трудящиеся, приветствовали товарища Сталина, была установлена гранитная глыба с надписью на медной доске «10 февраля 1937 г. Здесь заложен памятник великому русскому поэту А.С. Пушкину 1799-1837». 

http://sobory.ru/article/?object=35711

На 1901 год к приходу с. Стариково (Кутачи) относились д. Пановка, д. Стариково, д. Кривец, д. Устье, д. Иванцево, д. Страшево, с. Веретьево, д. Ольховик, д. Филиппово, д. Жуково, д. Пановский Двор, д. Кутачи, д. Юдино. В 1914 году рядом с храмом строится земское реальное училище (стены здания сохранились до сего времени). В 1943 году храм закрыли в связи с продолжающимися преследованиями религиозных убеждений. С 1935 по 1936 год в Казанском храме служил священник Афанасий Докукин. Затем с 1936 по 1937 г. настоятелем храма стал священник Феодор (в миру Дорофеев Федор Ефимович). Оба они были арестованы и в 1937 г. расстреляны на полигоне Бутово под Москвой. В 2000 году юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной церкви причислил священников Афанасия Докукина и Феодора Дорофеева к лику Новомученников и исповедников Российских. Во время второй мировой войны в бывшем здании училища находился госпиталь. Воинов — тех, что не удалось спасти, — хоронили за алтарём храма, о чём свидетельствует братская могила с плитой и начертанными фамилиями на ней. В 1971 году обрушилась трапезная часть храма. Церковная ограда была разобрана. Малая часть барабана рухнула, и храм долгое время оставался в таком состоянии. На второй день Пасхи 16 апреля 2001 года произошло полное обрушение ротонды, но удивительно то, что крест центрального купола, упав с такой высоты, сохранился. Длина креста около 2 м, при его основании надпись: «Сей крест сооружен в 1899 году июля 8 дня во славу Казанския иконы Божией Матери при священнике Матвие Смирнове и церковном старосте Игнатие Васильеве Шлихунове». Вокруг храма были множественные захоронения, памятники которых не сохранились, кроме одного, принадлежащего маленькой девочке. В честь новомученников Российских, в память священников и прихожан обретших место упокоения на территории храма, со стороны алтаря был установлен деревянный крест. Архитектура [ править править код ] Храм построена в стиле эклектики. Четверик церкви увенчан крупным восьмигранным барабаном под луковичным куполом, опиравшимся на внутренние колонны. С востока к нему примыкает прямоугольный алтарь, с запада – трапезная с двумя приделами и трехъярусная колокольня, увенчанная луковичным куполом. В декоре преимущественно используются элементы русско-византийского стиля. Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Казанский_храм...

А наших, получается, ссылка уберегла от расстрела в 37-м. Папа говорил: " Если бы нас арестовали не в 35-м, а в 37-м, мы бы не вернулись " . Вот дедушку Анатолия сразу расстреляли. Пришли за ним, а он хотел взять с собой глазные капли... " Старик, тебе капли не потребуются " . Тетушка мне рассказывала, что перед тем, как его арестовали, очень серьезно воспалением легких заболела бабушка Клавдия, его супруга. И он со слезами на глазах молился о том, чтобы она выздоровела. День и ночь стоял в кабинете и молился. И она во сне увидела: над Окой как бы радуга, и женщина в сиянии стоит и смотрит на нее, и плачет, и рукой так махнула. Она решила, что это Божия Матерь ее оставляет жить, и очень горевала об этом. Потому что тут же она выздоровела, а его-то арестовали. И конечно расстреляли. Она прожила довольно долгую жизнь, и эта жизнь была наполнена многими-многими скорбями. Вроде бы ее хотели забрать, а он отмолил. Бабушка Клавдия умерла в 1948 году, папа в 50-м, а в 56-м - отец Феодор Дмитрев, брат бабушки и священномученика Михаила Дмитрева. (Продолжение следует.) Митрополит Симон (Новиков), бывший Рязанский и Касимовский, пребывавший на покое в Николо-Бабаевском монастыре, скончался 1 сентября 2006 г. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) скончался 5 февраля 2006 г. Память священномученика Анатолия (Правдолюбов; † 1937) совершается 10 декабря (здесь и далее дни памяти указаны по юлианскому календарю). Память мученика Владимира (Правдолюбов; † 1937) совершается 21 сентября. Память исповедника Сергия (Правдолюбов; † 1950) совершается 5 декабря. Память священномученика Николая (Правдолюбов; † 1941) совершается 31 июля. Память священномученика Михаила (Дмитрев; † 1937) совершается 19 ноября. Память блаженной Матроны Анемнясевской († 1936) совершается 16 июля. Память священномучеников Анатолия, Александра, Николая, Константина и Евгения († 1937) совершается 10 декабря. Память мученицы Веры (Самсонова; †1940) совершается 1 июня. Память священномученика Аркадия (Остальский; † 1937) совершается 16 декабря.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

12 июля, под предлогом приближения к Екатеринбургу Чехословацкого корпуса и частей Сибирской армии, большевистский Уралсовет принял постановление об убийстве царской семьи. Обстоятельства убийства членов царской семьи и их приближенных в ночь с 16 на 17 июля и последующего уничтожения их тел стали известны благодаря расследованию Н. А. Соколова (судебный следователь по особо важным делам Омского окружного суда, к-рому после вступления в Екатеринбург Сибирской армии и Чехословацкого корпуса (25 июля 1918) правительством А. В. Колчака было поручено расследование дела об убийстве царской семьи). В 2 ч. ночи узников разбудили и приказали спуститься в полуподвальный этаж дома, где царская семья была расстреляна вооруженными палачами из ЧК. Первыми были убиты государь и государыня, не увидевшие казни своих детей, к-рых добивали штыками. Отдельные останки царской семьи, найденные Соколовым, были переданы в храм прав. Иова Многострадального Русской Православной Церкви за границей , заложенный в Брюсселе 2 февр. 1936 г. и освященный 1 окт. 1950 г. в память имп. Николая II, его семьи и всех новомучеников Российских. В этом храме в числе вещей, принадлежавших царской семье, хранится Библия, подаренная А. императрицей. В 1981 г. царская семья была канонизирована РПЦЗ. В 1991 г. под Екатеринбургом Свердловской областной прокуратурой было официально вскрыто захоронение, обнаруженное Г. Т. Рябовым в 1979 г. по описанию в «Записке Я. М. Юровского» и принятое им за могилу царской семьи (Тайны Коптяковской дороги. С. 3). 19 авг. 1993 г. Генеральной прокуратурой РФ было возбуждено следственное дело за 18-123666-93 по расследованию убийства царской семьи и образована правительственная комиссия по идентификации и перезахоронению обнаруженных останков. Член правительственной комиссии митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) сделал офиц. заявление об итогах исследования «екатеринбургских останков» : «Полагаю, их нельзя принять с абсолютной достоверностью» (ЖМП. 1998. 4. С. 31). 26 февр. 1998 г. состоялось заседание Свящ. Синода, в его определении говорится, что «Священный Синод высказывается в пользу безотлагательного погребения этих останков в символической могиле-памятнике. Когда будут сняты все сомнения относительно «екатеринбургских останков» и исчезнут основания для смущения и противостояния в обществе, следует вернуться к окончательному решению вопроса о месте их захоронения» (Там же. С. 10). По решению властей перезахоронение останков произведено 17 июля 1998 г. в Петропавловском соборе С.-Петербурга.

http://pravenc.ru/text/64616.html

4 апреля 1866 года студент Дмитрий Каракозов совершил в Санкт-Петербурге первое покушение на Александра II. Оно оказалось неудачным. И в память чудесного спасения жизни царя — освободителя крестьян, отменившего крепостное право в 1861 году, козьмодемьянцы заложили этот собор. Он был построен в 1872 году на средства губернского секретаря Михаила Ивановича Дьяконова, купцов Василия Ивановича Замятнина и Якова Алексеевича Морозова. Собор трехпрестольный: главный престол во имя Смоленской иконы Божией Матери, придел с правой стороны во имя Архистратига Михаила, с левой — во имя святого благоверного князя Александра Невского. Собор является интересным памятником церковного зодчества второй половины XIX века, тогда зодчие большое внимание уделяли возрождению старых русских строительных традиций, канонов и элементов зодчества Руси XVI-XVII вв. Огромный куб собора завершают килевидные закомары. Монументальность храму придают спаренные граненые колонны по углам четверика. Килевидные завершения окон, барабанов делают храм устремленным ввысь. Широко расставленное пятиглавие с гранеными куполами делает собор величавым и монолитным. По композиции и декоративному убранству Смоленский собор очень схож с храмом Христа Спасителя в Москве. Адрес: РМЭ, Горномарийский район, г. Козьмодемьянск, ул. Советская 39. Подробнее... Храм апостолов Петра и Павла (Кузнецово) [ править править код ] Каменный храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла в селе Кузнецово Горномарийского района был построен в 1876 году на средства прихожан. В 1910—1936 годах в селе Кузнецово служил священномученик Михаил Березин, сначала в качестве псаломщика и диакона, а с 1929 года — священника. Батюшка арестовывался в 1936-м и 1937 годах, расстрелян 13 января 1938 года. А 16 июля 2002 года причислен к лику Новомучеников и Исповедников Российских. Адрес: РМЭ, Горномарийский р-он, с. Кузнецово, ул. Центральная, д. 22. Телефон: 8(836) 32 6-45-18 . Подробнее... Где остановиться [ править править код ] Гостиница для паломников при Мироносицкой пустыни с. Ежово [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Республика_Мар...

Поддержал «Декларацию» 1927 г. митр. Сергия. 30 мая 1928 г. в качестве члена Временного Священного Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя подписал постановление о преодолении административного разрыва с высшей церковной властью Ярославского митр. священноисп. Агафангела (Преображенского) и группы возглавляемых им епископов. 29 нояб. 1928 г. назначен архиепископом Феодосийским, викарием и, видимо, временным управляющим Крымской епархией. С янв. 1929 г. жил в Феодосии. 25 июня 1930 г. Д. был назначен архиепископом Иркутским. Сумел частично восстановить в епархии церковную жизнь, сильно пострадавшую от гонений в предшествовавшие годы, при нек-рых храмах Иркутска были созданы правосл. сестричества, организован сбор помощи ссыльному духовенству. В февр. 1933 г. арестован вместе с 11 иркутскими священнослужителями по обвинению в «организованной контрреволюционной деятельности среди верующих масс». 16 июня в связи с арестом освобожден от управления епархией и уволен на покой. 22 авг. особое совещание при Коллегии ОГПУ, рассмотрев составленное в Постоянном представительстве ОГПУ в Восточно-Сибирском крае следственное дело, вынесло решение об освобождении Д. и др. арестованных, зачтя им в наказание предварительное заключение. По некоторым данным, в сент. был назначен на Минусинскую кафедру, но в должность, очевидно, не вступил, т. к. до дек. того же года проживал в Иркутске. С янв. 1934 г. архиепископ Ачинский, с мая того же года архиепископ Уфимский. Оставил о себе память как добрый, отзывчивый, бесхитростный человек и заботливый архипастырь. В янв. 1936 г. назначен архиепископом Ростовским и Азовским. Посетив предварительно в Москве митр. Сергия, прибыл в епархию и поселился у сестры в пос. Батайск. Однако органы местной власти отказали Д. в прописке, и он был вынужден выехать в Москву к митр. Сергию за новым назначением. 26 февр. во время проводов в Ростове-на-Дону сообщил присутствовавшим о причинах своего отъезда из епархии и призвал отстаивать права верующих в установленном законом порядке. Вернувшись в Ростов-на-Дону, 15 марта 1936 г. был арестован органами УНКВД Азово-Черноморского края по обвинению в «активной контрреволюционной агитации и пропаганде». 16 июля того же года Специальной судебной коллегией Азово-Черноморского краевого суда приговорен к 3 годам заключения. Отбывал срок в тюрьме г. Новочеркасска, с марта 1937 г.- в лагере для инвалидов под Томском.

http://pravenc.ru/text/178402.html

Самарская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Воскресенский монастырь в Самаре Самарская область — субъект Российской Федерации, входит в состав Приволжского федерального округа. Административный центр — город Самара . Граничит на западе с Саратовской и Ульяновской областями, на юго-востоке с Оренбургской областью, на севере с Республикой Татарстан, а также на юге с Казахстаном в единственной точке. Из-за близости Западно-Казахстанской области Казахстана часть Большечерниговского района имеет статус приграничной территории. Образована 14 мая 1928 года как Средневолжская область. В 1929 году переименована в Средневолжский край, в 1935 году — в Куйбышевский край. В период с 5 декабря 1936 года по 16 мая 1992 года называлась Куйбышевской областью. Содержание Православие в Самарской области [ править править код ] Самостоятельная Самарская епархия была образована 10 декабря 1850 г. (выделена из состава Симбирской епархии). Официальной датой основания города-крепости Самары на Волге следует считать 1586 год. Однако поселение с одноименным названием существовало в этой местности и раньше. Оно было нанесено на портолан (карту водных путей и пристаней) венецианцев братьев Пицигани в 1367 году, а затем повторено на карте итальянского космографа Фра-Мауро в 1459 году. По всей видимости, это поселение могло возникнуть во второй половине XIII века, в эпоху, когда ханы Золотой Орды вели активную градостроительную политику, и на всем протяжении Нижней и Средней Волги возник целый ряд крупных городов. Эти населенные пункты были разорены в разгар междоусобных войн второй половины XVI века и окончательно погибли во время знаменитых походов среднеазиатского властителя Тамерлана. Самара была построена, прежде всего, как перевалочный пункт между Астраханью и Казанью, для охраны волжского пути, а также как дальний форпост российского приграничья среди кочевников. Населённые пункты [ править править код ] Святые [ править править код ] Собор Самарских святых (память - 30 июля/12 августа). Подробнее...

http://azbyka.ru/palomnik/Самарская_обла...

Священномученик Григорий Раевский: Команда спасается, но капитан должен погибнуть У подъезда стояла машина для перевозки заключенных. Они остановились вдали, на противоположной стороне улицы, и видели, как из подъезда в сопровождении конвоя вышел о. Григорий. Он не глядел на другую сторону улицы, не оглядывался по сторонам и не увидел их. Это стало последним свиданием. 29 сентября, 2012 У подъезда стояла машина для перевозки заключенных. Они остановились вдали, на противоположной стороне улицы, и видели, как из подъезда в сопровождении конвоя вышел о. Григорий. Он не глядел на другую сторону улицы, не оглядывался по сторонам и не увидел их. Это стало последним свиданием. 29 сентября (16 сентября ст.ст.) Русская Православная Церковь чтит память священномученика Григория Раевского. Отец Григорий – один из многих русских священников, оболганных лжесвидетелями и осужденных по 58 – «политической» – статье. 75 лет назад, 29 сентября 1937 года он был расстрелян в тюрьме г. Твери. Обсудить конституцию Летом 1936 года благочинный Завидовского района Тверской епархии протоиерей Сергий Мазуров получил указание от председателя областной комиссии по культам. Нужно было в кратчайший срок собрать духовенство благочиния и обсудить проект сталинской конституции. Несмотря на то, что циркуляр благочинного был разослан по всем приходам, из местных священников на собрание пришли только двое, и те не знали, по какому поводу совещание. Это были клирики Успенского храма в селе Завидово – протоиерей Григорий Раевский и протоиерей Николай Дмитров. Выяснив, что именно позвали его обсуждать, о. Григорий от обсуждения отказался, сказав, что поскольку он лишен, как священник, гражданских прав, то и обсуждать проект конституции не может. На этом собрание трех священников закончилось, и никто бы о нем не вспомнил, если бы через год власти не организовали очередные гонения на Церковь . 30 июля 1937 года отец Григорий Раевский был в лесу, собирал грибы и ягоды. В это время в дом к нему явились сотрудники НКВД. По возвращении домой он увидел следы обыска. «Первый контрреволюционер»

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-gr...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010