Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – сентябрь 2012 15 мин., 03.09.2012 1-я страница обложки – портрет Федора Емельяненко – четырехкратного чемпиона мира по смешанным единоборствам в тяжелом весе ( фото Владимира Ештокина). См. рубрику «Интервью номера» (С.10 -14). Пролог : (на заставке – фото Анастасии Пассовой) Георгий Иванов. «Наконец-то повеяла мне золотая свобода…» . Стихотворение. 1920//Фома. - – сентябрь 2012. – С.2. – (рубрика « Пролог »). Содержание : С.3. Письма : Письма … священников об исповеди . Подборка писем и цитат. Фото Юрия Мельникова//Фома. - – сентябрь 2012. – С.4-5. – (рубрика « Письма »).   Первое послание апостола Иоанна 1:8 . Цитата: «Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя…». – С.4; Евангелие, крест и… нож /Протоиерей Игорь Фомин . – С.4; Игумен Никон ( Воробьев ) (1894-1963). Цитата: «Духовник все знает, все грехи знает, так как у него не одна душа, а сотни исповедуются…». – С.4; « Вокруг меня святые »/Иерей Святослав Шевченко . – С.4; Митрополит Антоний Сурожский (1914-2003). Цитата: «Иногда люди вычитывают длинный список грехов (из книжек об исповеди). Я их останавливаю…». – С.4; « Не буду поститься »/Протоиерей Федор Бородин . – С.4-5; Священник Александр Ельчанинов (1981-1934). Цитата: «Исповедь не есть беседа о своих недостатках…». – С.5; Такой же грешник /Протоиерей Игорь Фомин . – С.5. Фото месяца: Лето в Карелии. 2012 . Фото Алексея Мякишева//Фома. - – сентябрь 2012. – С.6-7. – (рубрика « Фото месяца »). Колонка главного редактора: Монолог: Владимир Легойда . Достоевский и братья Стругацкие, или 26 встреч с золотой молодежью . Фото Владимира Ештокина. Ил.: Страничка Ф. М. Достоевского в Интернет-сервисе Твиттер//Фома. - – сентябрь 2012. - С.8-9. – (рубрика « Колонка главного редактора. Монолог »). Интервью номера: Федор Емельяненко . Веры по графику не бывает . Четырехкратный чемпион мира по смешанным единоборствам в тяжелом весе Федор Емельяненко отвечает на вопросы о вере, смирении, о злости на ринге и в жизни, о том, что общего между боевыми искусствами и историями соловецких мучеников. Беседовал Константин Мацан . Фото Владимира Ештокина и фото, предоставленные M1 Global//Фома. - – сентябрь 2012. – С.10-14. – (рубрика « Интервью номера »). Имеется биографическая справка « Федор Владимирович Емельяненко » (С.11).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-9-113-...

Александра Боровик Редактор " Журнала Московской Патриархии " . Ровно полвека назад, 28 октября 1962 года, преставился ко Господу святитель Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, исповедник. Большой знаток богослужения и церковного Устава, святитель Афанасий прожил трудную жизнь, более тридцати лет в разное время проведя в заключении. Александра Боровик 28 октября 2012 г. Открытие уникальной образовательной программы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоялось 18 октября в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, где были представлены первые стипендиаты проекта. Александра Боровик 18 октября 2012 г. 15:45 Улица Шоссейная, расположенная в районе " Южное Бутово " Параскево-Пятницкого благочиния Юго-Западного викариатства Москвы, теперь будет носить имя протоиерея Николая Сироткина, который служил здесь, в знаменском храме, до 1920 года. Такое решение принято 9 октября на заседании правительства города. Александра Боровик 10 октября 2012 г. 18:00 Фрагмент папируса IV века стал темой доклада профессора Гарварда Карен Кинг на международном конгрессе коптских исследований 18 сентября в Риме. “Иисус сказал им: Моя жена… ”, — такие слова можно разобрать на плохо сохранившейся реликвии, принадлежащей частному лицу. Александра Боровик 21 сентября 2012 г. 14:40 " Для того, чтобы понять роль отца Сергия и общины прихода на Маросейке в церковной жизни того времени, прежде всего нужно подвести итоги, а для этого — постараться собрать и систематизировать опыт этой общины. Именно такую задачу мы перед собой и ставили " , — поделились создатели нового 2-томника. Александра Боровик 17 сентября 2012 г. 09:00 В Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры 5 сентября служили митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Новгородский и Старорусский Лев, архиепископ Берлинский и Германский Феофан, епископы Выборгский Назарий, Петергофский Маркелл и Лодейнопольский Мстислав. Александра Боровик 6 сентября 2012 г. 17:00 Защиты первых докторских диссертаций состоялись 4 сентября в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Успешными соискателями на ученую степень доктора богословия стали докторанты аспирантуры игумен Арсений (Соколов) и Владимир Катасонов.

http://e-vestnik.ru/persons/aleksandra_b...

Екопат Русской Православной Церкви и церковное подполье в 1920–1940-е гг. Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 35, 2003 4 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 35, 2003 Церковное подполье в жизни Русской Церкви в 1920–1940-е гг. В арсенале антицерковных мер, находившемся в распоряжении советского государства, центральное место занимали не столько прямые репрессии против духовенства и верующих, сколько инструмент гораздо менее заметный, чем ссылки и расстрелы, но не менее действенный. Речь идет о произвольном изменении границы легальности, практиковавшемся властями на всем протяжении рассматриваемого периода. Впервые эта стратегия была опробована в 1922 г. в ходе кампании по изъятию церковных ценностей как средство давления на непокорную иерар­хию. Сделав ставку на обновленцев, власть не спешила зарегистрировать органы управления Патриаршей Церкви и постоянно подчеркивала ее нелегальный статус 1 . Дело осложнялось тем, что в советской риторике определение нелегальный имело не только юридический смысл (именно так понимаем его и слово подполье мы), но и политический оттенок и использовалось как достаточное доказательство враждебности такой организации новому строю. В течение 1920-х гг. нелегальны были органы центрального и епархиального церковного управления, без которых невозможно каноническое функционирование Православной Церкви, поскольку они оставались без должной регистрации. Постепенно их регистрация стала восприниматься церковными деятелями как желанная цель, а в руках государства она превратилась в приманку, в средство давления на иерархию и практически на все сферы церковной жизни. Регистрация центрального (Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и действующего при нем Синода) и епархиального (епархиальных архиереев и епархиальных советов) церковных управлений была достигнута в 1927 г. ценой тяжелых компромиссов и последовавших расколов 2 . Но здесь Церковь оказалась в подготовленной для нее ловушке. В апреле 1929 г. Постановление ВЦИК и СНК “О религиозных объединениях” поставило жесткие пределы легальному существованию Церкви. За пределами легальности окончательно остались: монашество, церковная благотворительность, образование, хозяйственная деятельность и масса незарегистрированных или снимаемых с регистрации общин, поскольку “религиозное общество или группа верующих” могли “приступить к своей деятельности лишь после регистрации общества и группы в подлежащем административном отделе (отделения или части) местного исполнительного комитета или городского совета” 3 . Легальность перестала быть пряником и превратилась в кнут.

http://pravmir.ru/ekopat-russkoy-pravosl...

Преодоление: Русская Церковь и Советская власть Смысловым центром экспозиции являются разделы, посвященные эпохе самых масштабных и кровавых гонений: с октябрьского переворота по 1937 год. Но за этой страшной датой следует продолжение: Церковь в СССР оставалась гонимой и в послевоенные десятилетия, вплоть до середины 1980-х годов. 5 ноября, 2012 Смысловым центром экспозиции являются разделы, посвященные эпохе самых масштабных и кровавых гонений: с октябрьского переворота по 1937 год. Но за этой страшной датой следует продолжение: Церковь в СССР оставалась гонимой и в послевоенные десятилетия, вплоть до середины 1980-х годов. С 8 ноября по 9 декабря 2012 года в Государственном центральном музее современной истории России (г. Москва, ул. Тверская, 21) пройдет выставка, посвященная гонениям на Церковь в советские годы. Выставка организована Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом совместно с музеем и приурочена к двадцатилетию университета. Торжественное открытие экспозиции состоится 7 ноября 2012 года. Лозунг на стене Красного уголка бывшего штрафного изолятора в лагпункте Савватиево. Экспонатами выставки «Преодоление: Русская Церковь и советская власть» стали различные документы, отражающие как богоборческую политику власти, так и реакцию на нее Церкви. Значительное внимание уделено антирелигиозной пропаганде, которая велась везде: в школах, высших учебных заведениях, в армии, среди рабочих и крестьян. Сотрудники НКВД. 1930-е годы. Посетители смогут ознакомиться с советской периодикой, псевдонаучными атеистическими изданиями, плакатами, листовками, стенгазетами и даже с куклами, которые использовались в 1920-х годах при постановке антирелигиозных спектаклей. Смысловым центром экспозиции являются разделы, посвященные эпохе самых масштабных и кровавых гонений: с октябрьского переворота по 1937 год. Но за этой страшной датой следует продолжение: Церковь в СССР оставалась гонимой и в послевоенные десятилетия, вплоть до середины 1980-х годов. В марте 1922 г. Ленин писал в секретном письме членам Политбюро: «Изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше».

http://pravmir.ru/preodolenie-russkaya-c...

Правовое обеспечение репрессий против священнослужителей в 1920–1930-е гг. Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 61, 2011 7 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 61, 2011 1. Историография по теме репрессий священнослужителей Тема репрессий 1920–1930-х гг. интенсивно изучается последние два десятилетия. В публикациях 1990-х годов содержится богатый эмпирический материал, отражающий юридический, религиозно-конфессиональный, этнический, организационный, статистический, народно-хозяйственный и другие аспекты политических репрессий. Немалый вклад в разработку проблемы внесли работы Н. Ф. Бугая, В. Н. Земскова, Г. М. Ивановой, В. П. Попова и др. 1 . Юристы и историки изучают вопросы реабилитации, неизбежно связанные с историей репрессий в СССР 2 . Историографический очерк изучения репрессий в СССР, предложенный М. Г. Степановым, содержит краткий анализ основных исследований по теме и свидетельствует о её сложности и масштабности 3 . Западные исследователи также пытаются понять феномен советского строя, акцентируя внимание на терроре и репрессиях 4 . Регулярно проводятся научные конференции, посвящённые этой теме. Одним из последних научных форумов стала международная конференция “История сталинизма: репрессированная российская провинция”, посвящённая проблеме репрессий в российской провинции (Смоленск, 9–11 октября 2009 г.). Особое место в общей репрессивной политике советского государства занимали репрессии по отношению к духовенству. Как “социально-чуждые” элементы, не вписывающиеся в новую структуру общества, как носители враждебной большевикам идеологии, священнослужители по определению подлежали ликвидации. Уничтожение духовенства как влиятельного сословия было необходимым для большевиков условием ликвидации Церкви и “религиозных пережитков” в народе. Поэтому в отдельный блок выделилась тема истории репрессий против священнослужителей, клира и мирян, пострадавших за веру, Церковь и свои христианские убеждения. Пионером в изучении темы репрессий духовенства следует назвать игумена Дамаскина (Орловского), который не один десяток лет занимается этой проблемой и начал собирать материал задолго до открытия архивов 5 .

http://pravmir.ru/pravovoe-obespecenie-r...

Устав Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата 11 жовтня 2012 р. 20:26 Новая редакция Устава принята решением Собора Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата от 15 мая 2012 года. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Официальное гражданское наименование Церкви: «Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата» (Далее в тексте Устава: ЭПЦ МП). 1.2. Сокращенное наименование «ЭПЦ МП» используется в документах внутрицерковного и общественного значения. 1.3. ЭПЦ МП является самоуправляемой местной Церковью в Эстонии, состоящей в канонической юрисдикции Московского Патриархата, через который осуществляется ее вероучительное единство и каноническое общение с другими Поместными Православными Церквами. 1.4. ЭПЦ МП является юридическим лицом, она имеет свою печать и символику. 1.5. В своей деятельности ЭПЦ МП руководствуется настоящим Уставом и законами Эстонской Республики, а также каноническим уставом Русской Православной Церкви (далее — РПЦ и/или Московский Патриархат). 1.6. Правление ЭПЦ МП находится в г. Таллине. 1.7. Хозяйственный год ЭПЦ МП начинается 1 января и заканчивается 31 декабря. 2. ОСНОВАНИЯ ВЕРОУЧЕНИЯ И КАНОНИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА; РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБРЯДЫ 2.1. Основанием вероучения ЭПЦ МП являются: Священное Писание, Священное Предание, догматы, правила Святых Апостолов, каноны Святых Вселенских и Поместных Соборов, правила Святых Отцов. 2.2. Для Православия в Эстонии Матерью-Церковью является Русская Православная Церковь. Первые письменные упоминания о Православии в Эстонии относятся к XI веку. ЭПЦ МП сохраняет преемственно и непрерывно многовековые традиции Православия в Эстонии. Свое самостоятельное каноническое бытие ЭПЦ МП получила на основании постановления Патриарха Московского и всея Руси Тихона и Священного Синода Русской Православной Церкви 183 от 10 мая 1920 года, которое было подтверждено Томосом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 26 апреля 1993 года. 2.3. В своей канонической деятельности ЭПЦ МП руководствуется Священным Писанием, Священным Преданием, правилами Святых Апостолов, постановлениями Святых Вселенских и Поместных Соборов и Святых Отцов, Поместных и Архиерейских Соборов и Священного Синода, каноническим Уставом Московского Патриархата. ЭПЦ МП является самостоятельной в делах церковно-административных, церковно-хозяйственных, церковно-просветительных и церковно-гражданских согласно Томосу Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 26 апреля 1993 года.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5193387...

Православное образование в подполье: страницы истории Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 50, 2007 28 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 50, 2007 Революция 1917 г. нанесла разрушительный удар по системе церковного образования в России, причём — всех его уровней. Всё началось с изъятия из “духовного ведомства”, то есть фактически — у Российской Церкви, её начальных, а затем и всех остальных учебных заведений. В июне 1917 г. Временное правительство национализировало церковно-приходские школы как созданные в своё время “с политическими целями”, а в декабре 1917 г. уже советский Наркомпрос подверг такому же изъятию и все другие церковные учебные заведения — “учительские семинарии, духовные училища и семинарии, женские епархиальные училища, миссионерские школы, академии” 1 . С конца 1917 г. Российская Церковь была поставлена перед необходимостью заново строить свою систему образования. Между тем в январе 1918 г. новая власть в своём знаменитом Декрете сформулировала новые условия, в которых теперь должно было находиться религиозное образование в России: оно более не могло иметь место там, где преподаются общеобразовательные предметы, и могло осуществляться лишь “част­ным образом” 2 . Тем самым религиозное образование изгонялось из системы национального образования России. Несмотря на сопротивление Поместного собора Российской Церкви, церковноначалия и учительских и родительских комитетов 3 , к концу гражданской войны старая система церковного образования перестала существовать. Наступило время поиска новых образовательных форм и творческого осмысления прежнего опыта 4 . В настоящем очерке мы не ставим себе целью дать целостную картину развития церковного образования советского периода, — это невозможно в силу ещё недостаточной изученности темы. Мы остановимся лишь на трёх страницах развития церковного образования в подполье, то есть в таких организационных формах, которые не были зарегистрированы в соответствии с советскими законами. 1-й и 2-й разделы статьи будут посвящены кружковому движению 1920-х гг., которое в большинстве случаев восполняло отсутствие начального и среднего церковного образования, а также попытке создания высшего учебного заведения Патриаршей Церкви в Москве в 1920–1930-е гг. В 3-м разделе мы обратимся к педагогическим идеям авторов церковного самиздата 1970-х гг. и прежде всего — к трудам тайного священника Глеба Каледы. Выбор именно этих примеров интересен, по нашему мнению, тем, что во всех трёх случаях церковные педагоги — епископы, священники, миряне — не просто пытались сохранить, законсервировать уже утраченную традицию, а искали и находили новые формы для церковного образования, вырабатывали новые идеи и подходы. 1. Образовательные кружки

http://pravmir.ru/pravoslavnoe-obrazovan...

D. Oliver Herbel BIBLIOGRAPHY Introduction Agadjanian, Alexander and Victor Roudometof, «Introduction: Eastern Orthodoxy in a Global Age – Preliminary Considerations.» In Eastern Orthodoxy in a Global Age: Tradition Faces the Twenty-First Century, edited by Victor Roudometof, Alexander Agadjanian, and Jerry Pankhurst, 1–26. Walnut Creek, California: AltaMira Press, 2005. Behr, John. The Mystery of Christ: Life in Death. Crestwood, New York: St. Vladimir " s Seminary Press, 2006. Berger, Peter L. «Orthodoxy and the Pluralistic Challenge.» In The Orthodox Parish in America: Faithfulness to the Past and Responsibility for the Future, edited by Anton C. Vrame, 33–42. Brookline, Massachusetts: Holy Cross Orthodox Press, 2003. Bicha, Karel D. «Hunkies: Stereotyping the Slavic Immigrants, 1890–1920.» Journal of American Ethnic History 2:1 (1982), 16–38. Bjerring, Nicholas. «Which the True Church: A Roman Catholic Savant Renounces Rome.» The Sun, January 12, 1870. Bozeman, Theodore Dwight. To Live Ancient Lives: The Primitivist Dimension in Puritanism. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 1988. Breck, John. Scripture in Tradition: the Bible and its Interpretation in the Orthodox Church. Crestwood, New York: St. Vladimir " s Seminary Press, 2000. Brookline, Massachusetts. «Some Further Thoughts on Religion and Modernity.» Sociology 49(2012), 313–316. Calhoun, Craig, Mark Jurgensmeyer, and Jonathan VanAntwerpen. Rethinking Secularization. New York: Oxford University Press, 2011. Cherry, Conrad ed. God " s New Israel: Religious Interpretation of American Destiny. Revised edition, Chapel Hill: University of North Carolina Press, 1998. Ferencz, Nicholas. American Orthodoxy and Parish Congregationalism. Piscataway, New Jersey: Gorgias Press, 2006. Fisch, Thomas, ed. Liturgy and Tradition: Theological Reflections of Alexander Schmemann. Crestwood, New York: St. Vladimir " s Seminary Press, 1990. Gallaher, Brandon. « " Waiting for the Barbarians»: Identity and Polemicism in the Neo-Patristic Synthesis of Georges Florovsky.» Modern Theology 27:4 (2011), 659–691.

http://azbyka.ru/otechnik/world/turning-...

“Благоговейный путь” Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 24, 2000 13 июля, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 24, 2000 Слово о духовном восхождении 1 От публикатора. В Высоко-Петровском монастыре в период служения в нем бывших насельников Зосимовой пустыни прихожане искали и находили не только слово утешения и умилительное пение, но и подлинную духовную жизнь, активную и увлекательную. Отцы умели предложить каждому захватывающее путешествие вглубь его собственного сердца, наполнявшее жизнь их духовных детей непреходящим содержанием. Приобретя новое, скрытое от посторонних глаз качество, эта жизнь, по выражению очевидца, уподоблялась огню , который осолял бытие жителей столицы (ср. Мк 9:49). Как вели зосимовцы по пути духовной жизни, видно из проповедей человека, трудами которого ее огонь был зажжен в Высоко-Петровском монастыре. Слово по пострижении монахини Евгении Монахиня Евгения (Екатерина Васильевна Протопопова; 1902–†ок. 1995), сестра Павлы Васильевны, сохранившей для нас публикуемые документы 2 , родилась в семье московского священника Василия Павловича Протопопова. Епископ Варфоломей был давним другом их семьи и духовным отцом Екатерины и Павлы Протопоповых. Иноческая жизнь будущей монахини Евгении началась в Борисо-Глебской женской Аносиной пустыни, куда она поступила по благословению своего духовного отца после окончания Московского епархиального училища 3 . В Аносиной пустыни она была пострижена в рясофор без изменения имени (очевидно, зимой 1924 г. 4 ). Вот что вспоминает о послушаниях инокини Екатерины 1925–1928 гг. схимонахиня Анна (Теплякова): “Власти все чаще и наглее беспокоили нас Все дела с местными властями вела инокиня Екатерина Протопопова Несмотря на свою молодость, благодаря своему природному уму и находчивости, она умела отстаивать перед коммунистами интересы монастыря. Наиболее серьезные вопросы разрешала мать-казначея” 5 . После закрытия обители летом 1928 г. инокиня Екатерина перебирается в Москву и становится прихожанкой Высоко-Петровского монастыря, продолжая окормляться у епископа Варфоломея. Теплые отношения, основанные на общности духовных устремлений, возникают у нее с паствой архимандрита Агафона (Лебедева), ориентированной на монашество. В конце 1920-х гг. епископ Варфоломей постригает ее в мантию. Если постриг был совершен до конца мая — начала июня 1929 г., то он происходил в Боголюбском соборе Высоко-Петровского монастыря, если позже, то — в храме преподобного Сергия на Большой Дмитровке, куда зосимовцы и их духовные чада перешли в 1929 г. после закрытия храма во имя Боголюбской иконы Божией Матери и где находились до 1933 г. После ареста и гибели духовного отца монахиня Евгения — служащая Богоявленского кафедрального собора в Елохове, где она несла послушание у мощей святителя Алексия, митрополита Московского. В эти годы монахиня Евгения обращалась за духовным руководством к архимандриту Сергию (Савельеву; 6 . Служащей Елоховского собора она оставалась до самой своей смерти.

http://pravmir.ru/blagogoveynyiy-put/

Аскетическая письменность эпохи гонений как система маргиналий Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 54, 2009 8 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 54, 2009 В этой статье я расскажу о том, как специфическая ситуация гонений на религию советского времени и не менее специфическая аскетическая практика повлияли на монашескую письменность 1920–1940-х гг., приблизив её к самым древним образцам восточно-христианской аскетической литературы. Прежде чем перейти непосредственно к этой теме, необходимо сделать несколько кратких замечаний относительно литературного контекста, с которым пришлось иметь дело нашим героям. Первоначальным и, можно сказать, ключевым жанром восточно-христианской аскетической письменности было изречение духовного руководителя, наставника, почитаемого монаха-стар­ца 1 . Именно эти изречения составили такие классические памятники монашеской письменности IV–V вв., как “ топ ¤gion gerTnmwn” (=‘Изречения святых старцев’, в славянской традиции — “Патерик азбучный”), “Египетский патерик” (Histo­ria Monachorum in Aegypto) и “Лавсаик” ( Жанр апофтегм, или сентенций исследователи соотносят с таким жанром античной литературы, как стоическая диатриба 2 . Позднее жанры аскетической письменности, в основе которых лежала сентенция, усложнялись, испытывали влияние богословского трактата и проповеди, но значимость их в составе византийской аскетической литературы оставалась высокой. Даже у такого позднего автора, как преподобный Симеон Новый Богослов (XI в.), “Главы богословские…”, которые, казалось бы, по своей жанровой специфике должны быть ближе именно к философскому трактату, по сути состоят из набора сентенций 3 . Иначе обстояло дело на Руси. Среди оригинальной монашеской литературы здесь доминировала житийная составляющая. Русские патерики (не переводные) испытывают влияние агиографии. Аскетическая сентенция, если и существовала, растворялась в житии, как это произошло, например, с изречениями преподобного Сергия Радонежского, зафиксированными Епифанием 4 . На этом фоне русская аскетическая литература синодального периода, прежде всего XIX века, испытывает заметный интерес к изречениям духовного руководителя, пока — в форме писем и проповедей. Письма старцев и вообще духовных наставников в это время издаются в огромном количестве. А в конце века (1878 г.) появляется аскетическое произведение, прямо написанное в жанре писем. Это “Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться?” святителя Феофана Затворника. Так эпистолярный жанр был сознательно поставлен на службу аскетике. Что касается проповеди, то уже в первой трети XIX века основная часть наследия такого автора, как преподобный Зосима Верховский, состоит именно из аскетических проповедей, обращённых к его небольшой монашеской общине 5 .

http://pravmir.ru/asketicheskaya-pismenn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010