Дочь Петра I Елена (23.10(4.11). 1884, Цетине - 16.10.1962, Ницца) в 1911 г. вышла замуж за кн. Иоанна Константиновича Романова, шаферами на их свадьбе были российские имп. Николай II с супругой. После Октябрьской революции ее муж был арестован и 18 июля 1918 г. расстрелян в Алапаевске вместе с вел. кнг. прмц. Елисаветой Феодоровной и вел. князьями Константином Константиновичем и Игорем Константиновичем. Елена поехала по этапу вслед за мужем и была арестована большевиками в Перми. Но вскоре благодаря ходатайству швед. и норвеж. дипломатов освобождена и вместе с детьми, Всеволодом и Екатериной, эмигрировала. Александр I [серб. Александар] (16.12.1888, Цетине - 9.10.1934, Марсель), с 1921 г. король сербов, хорватов и словенцев, с 1929 по 1934 г. кор. Югославии. Второй сын кор. Петра I. Его крестным (через представителя) был российский имп. Николай II. Начальное образование получил в Женеве, затем окончил Пажеский корпус в С.-Петербурге. После отречения от престола старшего брата Джордже 10 апр. 1909 г. стал престолонаследником, а 24 июня 1914 г.- принцем-регентом. Командовал 1-й серб. армией во время балканских войн и был серб. главнокомандующим в период первой мировой войны. В 1922 г. женился на дочери кор. Румынии Фердинанда I Гогенцоллерн-Зигмарингена Марии (9.01.1900, Бухарест - 22.06.1962, Лондон), родной сестре румын. кор. Кароля II и жены кор. Греции Георга II Елисаветы. 6 янв. 1929 г. из-за сложившегося в Югославии острого политического кризиса король запретил деятельность всех политических партий и фактически ввел военно-монархическую диктатуру. В сент. 1931 г. издал «октроированную» конституцию, к-рая предусматривала создание 2-палатного парламента, но фактически поддерживала власть короля. Выступал за заключение конкордата между Югославией и католич. Церковью, полагая, что это позволит уравновесить положение представителей разных конфессий в стране. Вместе с франц. министром иностранных дел Л. Барту убит югослав. националистами во время офиц. визита во Францию. Похоронен в усыпальнице Опленац.

http://pravenc.ru/text/1470387.html

Власти долго колебались: дозволить ли проводить церемонию в «обители раздора» или перенести ее в Подгорицу. И только приезд патриарха и позиция СПЦ, которая заявила, что ничего менять не станет, расставила точки над i. Накануне интронизации в Цетине протестующие (фактически погромщики) под красными (черногорскими государственными) и зелеными (националистическими) флагами блокировали дороги к монастырю, возведя баррикады, взяли обитель в кольцо и «по-украински» зажгли покрышки. Фото: REUTERS/Stevo Vasiljevic Верные Сербской православной церкви не стали ждать распоряжения священноначалия, а мобильными группами, на тракторах и экскаваторах, чтобы сносить баррикады, выдвинулись к монастырю. Одну из этих групп возглавил мэр Будвы – серб Марк Бато Царевич, снеся укрепление «комитов» на дороге от Будвы к Цетине. И власти не решились допустить открытое противостояние. Когда «комиты» смели ограждения и напали на полицию, бросая в нее камни и коктейли Молотова, чтобы прорваться в монастырь, полицейские ответили им дубинками и слезоточивым газом, снося баррикады. Патриарх Сербский Порфирий вместе с будущим митрополитом Иоанникием прибыли в обитель на вертолете, передвигаясь под охраной вооруженных автоматчиков – бойцов черногорских спецподразделений. Проведя церемонию полным чином, патриарх и митрополит отбыли в столичную Подгорицу, где сотни верующих встречали их скандируя: «Аксиос!», «Патриарх наш – сокол!», «Не дадим святыни!», «Косово – это Сербия!» Джуканович, поняв, что проиграл, поспешил скрыться из Цетине. Вельович и еще восемь зачинщиков беспорядков были арестованы. Премьер Кривокапич заявил: «Ситуация вокруг событий в Цетине будет проанализирована и никого щадить не будем; все, кто каким-либо образом участвовал в беспорядках, понесут ответственность». А дальше было самое интересное. Появилось совместное заявление посольств Франции, Германии, Италии, Великобритании, США и представительства Европейского союза, где было сказано: «Активистам (погромщикам. – Ред.) придется ответить за свои действия. Приоритетом в предстоящий период должно стать установление демократического, инклюзивного и конструктивного политического диалога с участием всех сторон, которые искренне привержены светлому европейскому будущему этой страны-члена НАТО, уважая основные свободы, особенно свободу выражения мнений, свободу мирных собраний и свободу религии».

http://ruskline.ru/opp/2021/09/11/cherno...

1938 Ницца Вещий сон Мне приснился дивный сон, Сон воистину прекрасный, Что пронесся вещий сон Над страной моей злосчастной… Что сердца ее сынов Вновь любовью запылали, Что с измученных рабов Цепи рабские упали… Что исчезли силы зла, В вечность канули печали – Так во сне колокола Мне торжественно вещали… Ницца. 1939 год Молитва России У подножия Божественной иконы Слышатся рыдания и стоны – Это плачет, слезы проливая, Наша мать несчастная, родная, Русь Святая – скорбная вдова… Плачет Русь слезами покаянья, Крестного жестокого страданья На Голгофе всенародных мук, Плачет, прошлое величье вспоминая, К Божьей Матери с отчаяньем взывая, Видя зло и ненависть вокруг. И в ответ из храмины надзвездной Ей звучит любовно голос нежный Кротко-благостной Царицы всех цариц, Радость близкого спасенья предвещая, Грешницу в печалях утешая, Перед Ней простершуюся ниц: – Ты не плачь, возлюбленная Мною, Омофором Я тебя покрою, Проведу чрез поприще скорбей И, рассеяв полчища безбожья, Я верну тебе Помазанника Божья, Прежний блеск и звон твоих церквей. Благотворною стезею покаянья Ты дойдешь до прежнего сиянья, До воздвиженья победного Креста, Станешь вновь ты прежнею, былою, Русью славною, великою, святою, Магдалиной, жаждущей Христа… Ницца. 1942 год Наше царство В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь… Еванг. от Иоанна, гл. 16, ст. 33 Наше царство теперь Не от мира сего. У нас отнято все, У нас нет ничего. Нет ни пяди земли, Нет роскошных палат, Нет богатств родовых, Услаждавших наш взгляд. Все повержено в прах, Все затоптано в грязь, И порвалась навек С жизнью прошлою связь. Разлетелись, как дым, Идеалов мечты, Нет стремлений былых, Нет былой красоты. По насмешке шальной Безпощадной судьбы – Мы невольники бед, Лиходеев рабы. И в изгнаньи томясь Под жестоким крестом, В край нездешний идем Мы вослед за Христом. Ницца. 1946год Наш подвиг Друг мой! брат мой! – подвиг крестный, Подвиг рабского смиренья Завещал нам Царь Небесный Для духовного служенья. Это Он, Владыка Неба, Искупитель зла людского,

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Изведя из тьмы могильной Даст нам радость воскресенья. Ницца. 4 апреля 1943 года Лампадка Люблю я с юных лет лампаду: Она душе дает отраду И тот целительный покой, Что дорог в сутолке людской. Я помню: в детстве, в дни субботы, Когда кончались все работы И, завершив недельный труд, Спешил домой рабочий люд, Седая нянюшка-старушка, Былая наша хлопотушка, Оставив вечный свой чулок, Бралась за белый поплавок, фитиль прилежно заправляла, В лампадку масла подливала И, чиркнув серник озарной, Лампадку дряхлою рукой Благоговейно зажигала И в сладком трепете шептала Молитвы древности седой – Наследье жизни молодой. И пламя, вспыхнув, поднималось, Лампадка ярко загоралась И озаряла в тьме ночной Божницы угол дорогой, Где в ризах блещущих святые Нам представлялись, как живые, Смотревшие с своих икон На наш спокойный детский сон. И так тогда спалось нам сладко. Казалось, что в углу лампадка, Как верный и безсонный страж, Покой оберегала наш. Ницца. 1943 год Угодник Памяти преподобного Серафима Саровского Старец Божий, старец кроткий, В лаптях, с палкою простой, На руке иссохшей четки, Взор, горящий добротой. Сколько дивного смиренья В страстотерпческих чертах, Дивный дар богомоленья Лег улыбкой на устах. Тяжким подвигом согбенный, Он идет, гонец небес, Прозорливый, вдохновенный, Полный благостных чудес. Благодатной силой веет На молящих от него, Гордый разум цепенеет Перед святостью его. Ницца, 1943 год Святому Памяти о. Иоанна Кронштадтского Молитвенник русской земли, Хоть ты от нас ныне вдали, Но молим мы слезно тебя: Спаси нас, отцовски любя. Скорбящих в изгнанье людей Надеждой и верой согрей, Покой им душевный верни В жестокие, лютые дни. Горячею силой молитв Спаси от чудовищных битв И скрой от безбожных врагов В кровавое время Голгоф. Ницца. 1944 год Молитва В дни лукавые, безбожные, Кровожадные и ложные, Ты, Всесущий и Всевидящий, Всемогущий, Всепредвидящий, Дай душе огонь горения, Дар священный вдохновения, Дай мне кротость голубиную, Мудрость вещую, змеиную, Мощь отваги сердца львиного,

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

«Сама взяла Я скипетр и державу, Сама Я их вручу опять Царю, Дам царству русскому величие и славу, Всех окормлю, утешу, примирю!..» Покайся ж, Русь, злосчастная блудница, Омой в слезах свой оскверненный стыд, Твоя Заступница Небесная Царица Тебя и грешную жалеет и хранит. Пасха 1934 Ницца Великопостное Господи Владыка живота моего!.. Ты нас учил любить врагов, Не мстить, не гнать за зло злодеев, Прощать корыстных должников И опасаться фарисеев. Ты завещал закон блюсти, Не забывать в скорбях о Боге И крест безропотно нести По дебрям жизненной дороги... Но Боже, Боже, как для нас Твои слова невыполнимы, Как каждый день и каждый час Мы духом злобы одержимы! И, прелесть мира возлюбя, Творя распутство до могилы, Как далеки мы от Тебя, Как близки к князю темной силы! Пасха 1936 Ницца Слезы радости В пучинах жизненного моря Не вечно слезы – символ горя, Скорбей, страданий и невзгод, Томящих нас, как тяжкий гнет. В земной юдоли лжи и прозы Бывают радостные слезы – Благие вестники небес, Влекущих в дивный край чудес. Святые слезы умиленья, Святые слезы вдохновенья, Необходимые всем нам, Как в час молитвы фимиам. 1937 Ницца Верую!. В годины кровавых смут и невзгод Я верю в Россию! Я верю в народ! Я верю в грядущее радостных дней Величья и славы отчизны моей! Я верю, что годы страданий пройдут, Что люди свое окаянство поймут И буйную злобу и ненависть вновь Заменит взаимная наша любовь. Я верю, что в блеске воскресных лучей Заблещут кресты златоглавых церквей И звон колокольный, как Божьи уста, Вновь будет сзывать нас в обитель Христа. Я верю – из крови, из слез и огня Мы встанем, былое безумье кляня, И Русью Святой будет править, как встарь, Помазанник Божий – исконный наш Царь. 10 октября 1937 Ницца Моя вера Не должен, не может Народ мой великий Бесовское рабство влачить, Он все одолеет, он все превозможет, Сумеет себя воскресить. Он встанет из праха, Воскреснет из тленья, С очищенной скорбью душой, Познавший обиды и ужас паденья В пучине крамолы людской. Ведомый ко благу Господней десницей,

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

1933 Ницца Небесная Царица Икона Державной Божьей Матери Перед Твоей Державною иконой Стою я, трепетом молитвенным объят, И Лик Твой царственный, увенчанный короной, Влечет к Себе мой умиленный взгляд. В годину смут и трусости безславной, Измены, лжи, неверия и зла Ты нам явила Образ Твой Державный, Ты к нам пришла и кротко прорекла: «Сама взяла Я скипетр и державу, Сама Я их вручу опять Царю, Дам царству русскому величие и славу, Всех окормлю, утешу, примирю!..» Покайся ж, Русь, злосчастная блудница, Омой в слезах свой оскверненный стыд, Твоя Заступница Небесная Царица Тебя и грешную жалеет и хранит. Пасха 1934 Ницца Великопостное Господи Владыка живота моего!.. Ты нас учил любить врагов, Не мстить, не гнать за зло злодеев, Прощать корыстных должников И опасаться фарисеев. Ты завещал закон блюсти, Не забывать в скорбях о Боге И крест безропотно нести По дебрям жизненной дороги… Но Боже, Боже, как для нас Твои слова невыполнимы, Как каждый день и каждый час Мы духом злобы одержимы! И, прелесть мира возлюбя, Творя распутство до могилы, Как далеки мы от Тебя, Как близки к князю темной силы! Пасха 1936 Ницца Слезы радости В пучинах жизненного моря Не вечно слезы – символ горя, Скорбей, страданий и невзгод, Томящих нас, как тяжкий гнет. В земной юдоли лжи и прозы Бывают радостные слезы – Благие вестники небес, Влекущих в дивный край чудес. Святые слезы умиленья, Святые слезы вдохновенья, Необходимые всем нам, Как в час молитвы фимиам. 1937 Ницца Верую!. В годины кровавых смут и невзгод Я верю в Россию! Я верю в народ! Я верю в грядущее радостных дней Величья и славы отчизны моей! Я верю, что годы страданий пройдут, Что люди свое окаянство поймут И буйную злобу и ненависть вновь Заменит взаимная наша любовь. Я верю, что в блеске воскресных лучей Заблещут кресты златоглавых церквей И звон колокольный, как Божьи уста, Вновь будет сзывать нас в обитель Христа. Я верю – из крови, из слез и огня Мы встанем, былое безумье кляня, И Русью Святой будет править, как встарь, Помазанник Божий – исконный наш Царь.

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

126.       " Киевский митрополит Петр Могила " С. Т. Голубева, т. 1, Киев, 1883//ЖМНП. 1884. 1. 127.       " Русский проповедник XVII в. " и " Иеродиякон Дамаскин " И. Яхонтова//ЖМНП. 1884. 4. 128.       " Духовное образование и духовная школа в России при Петре Великом " А. Архангельского//ЖМНП. 1884. 6. 129.       " Палинодия Захарии Копыстенского " В. 3. Завитневича//ЖМНП. 1884. 7. 130.       " Влияние церковного учения и древнерусской духовной письменности на миросозерцание русского народа " А. Попова//ЖМНП. 1884. 131.       " Митрополит Платон Левшин как проповедник " А. Надеждина, Казань, 1883//ЖМНП. 1884. 12. 132.       О двух древних памятниках упраздненного Киево-Межигорского монастыря//КЕВ. 1884. 6, 7. 133.       Уставы, сиесть артикулы братские//КЕВ. 1884. 8. 134.       Некролог профессора Н. И. Щеглова//КЕВ. 1884. 3. 135.       Некролог профессора Ф. А. Терновского//КЕВ. 1884. 11, 12. 136.       Краткое руководство к катехизическому христианскому учению в церквах Подольской епархии на 1833 год//КЕВ. 1884. 14. 137.       Западнорусский лицевой ирмологий XVII века//ТКДА. 1884. 5. 138.       Новооткрытый список " Палинодии " Захарии Копыстенского//ТКДА. 1884. 6. 139.       Письма Киевского митрополита Самуила Миславского к высочайшим особам и другим лицам//ТКДА. 1884. 3. 140.       Дневник Ф. М. Дове//Исторический вестник. 1884. 10. 141.       " Пчела Почаевская " С. Голубева. Почаев, 1884 (рецензия)//КС. 1885. 1. 142.       Рефераты на VI археологическом съезде в Одессе, имеющие отношение к духовной науке//ТКДА. 1885. 1 — 3 143.       Попечительность Киевского митрополита Филарета о материальном обеспечении сельского духовенства Киевской епархии//ТКДА. 1885. 144.       Общественно-политические брожения в Киевской губернии в 1846 и 1847 годах//Исторический вестник. 1885. 9. 145.       Холмско-Подляские православные монастыри Холмский, Замостецкий и Яблочинский//Памятники русской старины в Западных губерниях, издаваемых с Высочайшего соизволения П. Н. Батюшковым.

http://bogoslov.ru/person/401224

124 . Признавал ли Конон Белокриницкую иерархию правильною и законною (1884 г., т. 1). 125 . Ответ Единоверцу «Востока» (1884 г., т. 1). 126 . Из писем и резолюций митр. Филарета (1884 г., т. 1). 127 . Г. Пругавин возродившийся в «Старообрядце» (1884 г., т. 1). 128 . «Восток», защищающий старообрядцев от «Старообрядца» (1884 г., т. 1). 129 . «Одно слово (Старообрядца) газете Восток» (1884 г., т. 1). 130 . Об одном ревнителе раскола и одном защитнике православия (1884 г., т. 1). 131 . Два слова одному фельетонисту и газетчику (1884 г., т. 1). 132 . Из писем митр. Филарета к архим. Антонию (1884 г., т. 1). 133 . Удивительное известие (1884 г., т. 1). 134 . Ответы на пять вопросов, поданных старообрядцами бывшему иеромонаху Пафнутию (1884 г., т. 2; изданы и особой книгой). —560— 135 . Безобразия «Старообрядца» (1884 и 1885 гг.). 136 . Резолюция митр. Филарета по делу, касающемуся раскола (1884 г., т. 2). 137 . Несколько слов в дополнении к беседе архим. Павла о том, что нужно священнику для успешного действия в обращении старообрядцев (1884 г., т. 2). 138 . Нечто об о. Пафнутии и о. Верховском. По поводу разбора пяти вопросов (1884 г., т. 2). 139 . Из писем в редакцию (1885 г., т. 1). 140 . Присоединение старообрядца к православной церкви (1885 г., т. 1). 141 . Кто такой издатель (мнимых) «Исторических исследований (якобы) служащих к оправданию старообрядцев» (1885 г., т. 1). 142 . Назидательный пример для православных и мнящихся «древне-православных» (1885 г., т. 2). 143 . Еще о безобразиях «Старообрядца» (1885 г., т. 2). 144 . История Белокриницкого священства (1885 и 1886 гг.). Эта история, составляющая сокращенное изложение напечатанная в 1874 г. первого тома «Истории Белокриницкой иерархии», издана тогда же отдельной книгой. 145 . Несколько слов о Казанском собрании епископов поволжских и смежных епархий (1885 г., т. 2). 146 . Нечто о заграничных раскольниках и наших к ним выходцах (1885 г., т. 2). 147 . На Рогожском Кладбище (1885 г., т. 2). 148 . Вопросы, требующие решения. Дополнение к статье: «На Рогожском Кладбище» (1885 г., т. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Увеличилось число священников и монашествующих. С 1992 года в Цетине начинает издаваться журнал Митрополии Черногорско–Приморской «Светигора». Издательство «Светигора» осуществляет активную издательскую деятельность. Также, с 1992 года в Цетине возобновляет свое существование духовная Академия, закрытая коммунистами в 1945 году. В 1988 году начинает свою работу радио «Светигора». В 1993 года Митрополию, впервые истории, посетили патриархи — Варфоломей Цариградский, Алексий II Святейший Патриарх Всея Руси, который, вместе со Святейшим Сербским Патриархом Павлом, освятил фундамент храма Воскресения Христова в столице Черногории, Подгорице. Строительство этого храма является одной из основных задач Митрополии Черногорско–Приморской в настоящее время. Также как и возрождение приходского священства, особенно сельского, так, чтобы ни один приход, ни одна деревня не оставалась без своего священника. В 1993 году, опять же впервые в истории, в Митрополии Черногорско–Приморской на Цетине и в монастыре Острог, состоялся внеочередной Архиерейский Собор СПЦ. Духовно–миссионерская служба Митрополии открывает Духовные центры, магазины духовной литературы. Создано несколько церковных хоров. Начато восстановление знаменитого монастыря Подмаине, более 150 лет находившегося в запустении; монастыря св. Архангела близ города Тиват и множество других. Все это делается под покровительством Митрополии Черногорской и Приморской и все это только начало духовного и нравственного возрождения Черногории. ПРЕДИСЛОВИЕ Тексты, вошедшие в эту книгу, не представляют собой полного систематического изложения православной философии воспитания и образования. Они были созданы в разное время, по различным поводам, и являются скорее фрагментами и зарисовками общей картины той реальности, на которой основывается христианское воспитание и того, как оно воплощается, образовательно–воспитательной и просветительской деятельности Церкви и ее святых, служивших примером просветительства, в истории. Но, несмотря на фрагментарность этих текстов, все они пронизаны и объединены одной мыслью — идеей перерождения и преображения человека и конечной цели его образования и существования в целом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=712...

26 нояб. 1784 г. из г. Нови-Сад П. послал Синоду Рус. Церкви прошение предоставить Черногории все необходимое для деятельности школ, типографию и все, «что наука дать может». В 1785 г. он выехал в Россию, но через 3 дня после прибытия в С.-Петербург был под конвоем выслан на родину. Возможно, это произошло из-за доноса, поступившего в Мин-во иностранных дел России, что сопровождавший владыку в качестве секретаря свящ. Франческо Долчи-де-Вискович является австр. шпионом и занимается прокатолич. агитацией. Впоследствии П. отказывался приехать в Россию, даже несмотря на личное приглашение имп. Екатерины II. Главными задачами П. были объединение серб. племен и освобождение Черногории от османской власти. В 1785 г., во время его пребывания в России, скадарский везирь Махмуд-паша Бушатли захватил г. Цетине и 23 июня сжег Цетинский монастырь . Во время русско-османской войны 1787-1792 гг. П. заручился обещанием военной помощи со стороны австр. и российского императоров и выступил против Османской империи. После окончания войны он продолжил борьбу и в 1796 г. со значительно уступающей по численности армией выиграл 2 битвы - близ с. Мартиничи (2-11 июля) и у с. Круси (22 сент.). В последней битве был убит Махмуд-паша Бушатли, голову к-рого, посаженную на кол, как трофей, пронесли через всю Черногорию к стенам Цетинского мон-ря (28 сент. 1796). Эти победы привели к освобождению Черногории от османского владычества. Для формирования гос-ва на соборе в Цетине 6 авг. 1796 г. при участии представителей 4 черногорских нахий был принят 1-й свод законов (т. н. стег). На скупщине в Цетине 17 авг. 1803 г. были приняты 17 статей Законника общего черногорского и брдоского. В 1798 г. в Россию был направлен эмиссар с прошением имп. Павлу об оказании помощи объединению Черногории. В 1806 г. армия П. совместно с рус. эскадрой вице-адмирала Д. Н. Сенявина освободила бухту Бока-Которска и г. Дубровник от франц. войск, но по решениям Тильзитского мира (1807) бухта была возвращена Франции. В 1813 г. П. совместно с Россией и Великобританией вновь занял бухту, но передал ее Австрийской империи по условиям Венского конгресса (1814-1815), на к-ром Черногория не была признана как суверенное гос-во.

http://pravenc.ru/text/2580350.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010