В 1837 г. к Источниковской церкви был определен Василий Державин. Василий Державин родился в 1815 г. в селе Сарыево Вязниковского уезда Владимирской губернии в семье диакона церкви Святого Архистратига Михаила Петра Яковлевича Державина. По окончании Духовного училища Василий Державин поступает во Владимирскую Духовную семинарию, которую оканчивает в 1837 г. с аттестатом второго разряда. 29 июня 1837 г. Василий Державин был посвящён во священника к Источниковской церкви города Суздаля Преосвященным Парфением, Архиепископом Владимирским и Суздальским, о чём получил грамоту. Василий Державин уже был женат на дочери покойного священника Троицкой, а в последний год жизни Богоявленской церкви г. Суздаля, Вукола Петровича Беляева- Надежде Вуколовне Беляевой. 4 июля 1838 г. о. Василий был определён учителем и Законоучителем в Суздальское Знаменской приходское училище, исправлял эту должность наряду с церковным служением. Обязанности учителя и Законоучителя он исполнял успешно. 2 октября 1853 г. он был награждён набедренником, 27 ноября 1856 г. - бархатной скуфьею " за ревностное прохождение должности " . 13 октября 1858 г. возложен бронзовый наперсный крест на Владимирской ленте в память бывшей войны 1850 - 1856 г.г. В Клировых ведомостях за 1862 г. говорится, что о. Василий поведения " весьма хорошего " , произносит 5 проповедей в год. В ведомостях за 1866 г.: " говорит 6 проповедей, из которых одну по назначению " . 4 апреля 1864 г. в своём доме о. Василий открыл женскую школу " для обучения девиц разным рукоделиям " . Вполне возможно, что преподавали в ней матушка Надежда Вуколовна и её незамужние дочери. Все они были грамотными, умели читать и писать, что встречалось нечасто среди девушек их круга в то время. В 1868 г. Василий Державин передаёт Источниковскую церковь своему зятю, Александру Якимовичу Сваинскому. 7 февраля 1868 г. Суздальской Источниковской церкви священник Василий Державин перемещен к Суздальской Входоиерусалимской церкви, где служил вплоть до смерти 5 мая 1873 г. Похоронен на Всехсвятском (позднее получившем название Знаменское) кладбище.

http://sobory.ru/article/?object=00928

В настоящее время в обители находятся следующие здания: Соборная каменная, однопрестольная церковь во имя св. Живоначальной Троицы, заложенная в 1783 г. на месте бывшей деревянной церкви при настоятеле Архимандрите Дорофее и оконченная строением в 1787 г. В ней находится пожертвованный Преосвященным Питиримом, бывшим Епископом Тамбовским, образ Живоначальной Троицы, в окладе с позлащенными венцами. Церковь во имя Успения Божией Матери двухэтажная, каменная. Она основана в 1670 г. 3 августа, по благословению Высокопреосвященного Иллариона, бывшего Митрополита Рязанского, при настоятеле игумене Кирилле приведена к окончанию и освящена в 1672 г. 9 февраля. Колокольня каменная, построена в 1818 и 1822 гг., в четыре яруса, мерою в вышину 70 аршин, под нею святые ворота, на ней повешены 11 колоколов разного веса. Настоятельский каменный двухэтажный дом, построенный в 1801 г. В нижнем этаже дома построено 6 братских келий и кухня. Каменный одноэтажный дом, построенный в 1816 году. В нем устроено 9 братских келий, братская трапеза, братская кухня и кладовая. Ветхий деревянный дом, занимаемый казначеем. Три ветхих деревянных флигеля для братских келий. Амбар деревянный, построенный в крайней тесноте в 1858 г. Каменный амбар, выходом под ним, ледником и квасоварнею, построен в 1874 г. Ледник при казначейском доме, небольшой, каменный. Конный и скотный двор, внутри монастырской ограды, каменный, с обширными на верху сеновалами. В нем находится флигель для рабочих, конюшня с семью стойлами, скотная изба, экипажный сарай с тремя отделами и скотный сарай. Весь монастырь окружен каменною оградою, вышиной в 5 аршин. Ограда эта была устроена в 1750 году при настоятеле Архимандрите Иосифе. Часть ее северной и западной стороны сделана в виде бойниц, с крытым вверху ходом или террасою, а внизу арками, толщиною в 2,5 аршина, в коих внизу видны круглые отверстия для пушек. Вышиною эта ограда 7 аршин, к ограде примыкают две каменные двухэтажные башни. За стеною монастырской ограды, подле монастыря, находится гостиный, деревянный, крытый железом дом, возобновленный в 1862 году, две каменные часовни, одна деревянная, стоящая не в далеком расстоянии от монастыря на пути к Козлову, а другая в роще, на берегу реки Лесного Воронежа, выстроенная в 1869 г. иждивением граждан г. Козлова над так называемом Капитоновым колодцем, в память избавления от угрожавшей опасности и покушения на жизнь Его Величества, Государя Императора, 4 апреля 1866 г. Внутри этой часовни устроен иконостас, украшенный золоченою резьбою.

http://sobory.ru/article/?object=10548

Наружный облик такого храма не имел специально подчеркнутого фасада с западной стороны (стороны входа в храм) и его наружный вид со всех сторон был одинаков, увенчанный одной главой (куполом) или группой глав, окружающих среднюю главу как общий центр». На внутренних стенах храма установлены памятные доски с именами жертв богоборческой власти, включая имена 122 архиереев, претерпевших мученичество в годы Советской власти. В 1968 году освятили мозаику над входом в храм, выполненную бароном Мейердорфом. Она изображает Федоровскую икону Божией Матери, которую чтила царская семья. В 1971 году на колокольне при храме установили 7 колоколов и освятили в 1972 году. Они были отлиты в городе Лувен в мастерской «Сергеис», основанной в 1503 году в городе Малин. От названия этого города и пошло русское выражение «малиновый звон».  Литература: 1) В.Черкасов-Георгиевский: Книга “Русский храм на чужбине”.   Глава 12, финальная. Новый Николай-град (Храм-Памятник Царю-Мученику Николаю Александровичу в Брюсселе)  2) Храм-памятник в Брюсселе: [Документальная хроника]/Сост.: А. М. Хитров, О. Л. Соломина; под ред. гр. М. Н. Апраксиной]. — Москва: Паломник: Град Китеж, 2005. — 462 с. История Храма «Во имя Святого и Праведного Иова Многострадального, в память Царя-мученика Николая II и всех русских людей, богоборческой властию в смуте убиенных». Синодик об упокоении душ усопших рабов Божиих, злодейски убиенных. Именной указатель. Имена расстрелянных, убитых, погибших в тюрьмах. Долгие века Бельгия не обладала государственностью и обрела ее только в результате революции 1830 года, отделившись от Голландии, с которой находилась в личной унии. В Брюсселе в 1816–1830 русская вел кн. Анна Павловна, супруга наследника голландского престола, имела в своей резиденции православную церковь св. Александра Невского, которую окормляли священники, приезжавшие из Гааги. После отделения Бельгии она была закрыта, и часть вещей из нее перенесена в Гаагу. Вновь русскую церковь в Брюсселе «на собственный счет» устроил в наемном доме на ул. Бродероде, 41 российский посланник генерал-адъютант кн. Николай Алексеевич Орлов. Эта временная церковь была освящена 1 апреля 1862, в Вербное воскресенье, парижским прот. Иосифом Васильевым во имя свт. Николая Чудотворца и в течение десяти лет содержалась на личные средства князя. Служить приезжал русский священник из Амстердама, а с 1863 настоятелем стал переведенный из Парижа прот. Николай Данилович Белозеров. Поскольку князь хотел выстроить отдельный храм, то в 1870 был объявлен всероссийский сбор пожертвований, но Орлова в том же году назначили в Вену и дело остановилось.

http://sobory.ru/article/?object=13940

Последние годы своей жизни святитель Серапион провел в непрестанном подвиге богомыслия и молитвы в обители преподобного Сергия, сподобившись от Господа дара прозорливости. В час кончины преподобного Иосифа Волоцкого , 9 сентября 1515 года, святитель Серапион встал и сказал бывшим при нем: «Брат наш Иосиф преставился. Да простит ему Бог: бывает подобное и с праведными». Скончался архиепископ Серапион 16 марта 1516 года, примирившись со всеми и приняв схиму. Мощи святителя Серапиона были обретены 7 апреля 1517 года и почивают под спудом в так называемой Серапионовой палате, близ Троицкого собора, до настоящего времени. В 1559 году архиепископу Серапиону было установлено местное празднование. Текст службы святителю Серапиону был составлен иноком Трифиллием, о котором упоминается в одном из списков его Жития. В 1608 году во время осады Троице-Сергиева монастыря поляками «мнози черноризцы и миряне видеша вшедша в церковь Святыя Троицы Серапиона, архиепископа Новгородскаго, в святительской одежде, и во святем олтари пред образом Святыя Богородицы ставша». Труды: Послание митрополиту Симону//Послания Иосифа Волоцкого /Подгот. текста А. А. Зимина и Я. С. Лурье. – М.; Л., 1959. – С. 331–333 (ср.: Там же, с. 266–267). Литература: Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троице-Сергиева лавра. – М., 1909. – С. 146, 153. Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии от древних времен до настоящего времени. – Новгород, 1897. Кедров Н. И. Просветительная деятельность Троице-Сергиевой лавры в первые три века ее существования (краткий исторический очерк). – М., 1892. – С. 43–44. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 286, 287, пр. 19. Толстой М. В. Несколько слов об Успенском Дубенском монастыре/Чтения в императорском обществе истории и древностей российских. – М., 1860. – Кн. 1. – С. 45–50. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых/Сост. Д. А. Эрнстов, М. Л. Яковлев. – 2-е изд. – СПб., 1862. – С. 210.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Снаружи часовни, на восточной стороне, начертана золотыми буквами следующая надпись: «7 Сентября 1860 года скончался Введенской Оптиной Пустыни Предтеченского Скита Старец Иеросхимонах Макарий, родившийся 20 Ноября 1788 г., происходил из дворянской фамилии Ивановых Орловской губернии. В монашестве провел 49 лет. Делом и словом учил, особенно, двум добродетелям: смирению и любви. Иже сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии Небесном ( Мф. 5:19 ). Поминайте, наставники ваша. Подражайте вере их». Последние слова особенно дороги и знаменательны для Оптинского братства: когда сооружался памятник, некоторые лица, принимавшие в сем деле участие, имели случай, при разговоре о сем с Высокопреосвященнейшим Митрополитом Московским Филаретом, представить ему предположенную надпись, которая первоначально оканчивалась вышеприведенными словами Господа: «Иже сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии небесном». Митрополит, желая почтить память старца и оставить ученикам его полезное напоминание, благоволил дополнить надпись, приписав собственноручно на представленном ему листке последние слова: «Поминайте наставники ваша. Подражайте вере их». Сверху, над этой надписью, в полукружии, начертаны те же апокалипсические слова, которые изображены над входом в часовню: «Блажени мертвии, умирающии о Господе, отныне. Ей, глаголет Дух, да почиют от трудов своих» ( Откр. 14:13 ). Далее, на полдень, могила с памятником скитоначальника иеросхимонаха о. Илариона, в мире – Иродиона Никитича Пономарева; родом был из Балашова, Саратовской губернии, из купеческого сословия; родился 8-го Апреля 1805 г.; до поступления в монашество находился в ближайшем общении с известным ревнителем православия, почтенным балашевским крестьянином, Семеном Климовичем, более известным в том крае под именем Климчонка. По примеру и наставлению своего прежнего духовного руководителя, и о. Иларион, бывши еще мирским человеком, много потрудился в обращении раскольников и в преследовании хлыстовской секты 48 ; а потом, по совету же Климчонка, избрал монашескую жизнь, поступив в 1838 г. в скит при Оптиной Пустыни, где и прожил 34 года. Из них 20 лет пробыл келейником при великом и всеми уважаемом старце, иеросхимонахе Макарии, во все это время служил ему с великим усердием и сыновней любовью. В 1849 г. пострижен был в монашество, в 1853 посвящен в иеродиакона, в 1857 – в иеромонаха, а в 1862 назначен был начальником скита и указным духовником обители. Кроме монастырского братства, о. Иларион и вне Оптиной Пустыни имел много духовных детей, преимущественно, из женских обителей. В начале 1872 г. заболел многотрудной болезнью, продолжавшейся год и восемь месяцев, и принял пострижение в схиму. Тяжкие и продолжительные свои страдания переносил с великим благодушием, терпением и преданностью воле Божией. Скончался тихой и мирной кончиной 18 Сентября 1873 года. На его могиле, усердием духовных его детей, поставлен памятник.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

На 4-й «Лета 7205/1697 января в 28 день на память Преподобного Отца нашего Ефрема Сирина , преставися раб Божий Окольничий Иван большой Савостьянович Хитрово, зовомый Анфим, во иноцех монах Антоний; а от рождения поживе 73 года.» На 5-й «1701 году августа в 14 день преставися раб Божий Стольник Софроний Алферьевич Хитрово.» «1702 году мая в 28 день преставися раб Божий Стольник Борис Софронович Хитрово; на сем же месте Софрона Алферьева отца ево Схимника Евфимия.» На 6-й «1710 году июня во 2 день, на память иже во святых Отца нашего Никифора Патриарха Константинаграда Исповедника преставися раб Божий Стольник Лука Ефронович Хитрово и погребено тело его в сей обители на сем месте.» На 7-й «Лета 1711 марта в 3 день преставися раба Божия Евдокия сожительница Думного дворянина Петра Савича Хитрово, а жительства её от рождения 60 лет, а рождение её февраля 12 дня на память Святителя Алексия Митрополита Киевского, а тезоименитство её марта в 1 день. На 8-й «1721 году апреля в 16 день преставися раб Божий Сергей Лукич Хитрово, на память святых мучениц дев: Агапии, Ирины и Хионии; а жития его было четыренадесят лет.» «1721 году мая в 9 день преставися раба Божия Стольника Луки Сафроновича Хитрово жена его Ирина Михайловна на память святого отца Николая; жития её было пятьдесят лет.» На 9-й «1740 году июня 4 числа преставися раб Божий Перемышльского уезду Троицы Лютикова монастыря Архимандрит Филарет: а жития его было 82 года, и погребен против сей таблицы.» Сии дски с надгробными надписями найдены у входа в трапезу Соборной церкви при подведении колонн. На 10-й Которая и ныне находится в стене в трапезе, ведущей в Соборную церковь против придела Филарета Милостивого «Лета 7207/1699 октября против 22 числа в начале 9 часа ночи преставися раб Божий Думный дворянин Аврамий Иванович Хитрово.» Читать далее Источник: Историческое описание Перемышльского Троицкого Лютикова монастыря/[Предисл.: I.Л. [архимандрит Леонид (Кавелин)]. - [Калуга, 1862]. - 146 с. (Авт. установлен по Рус. биогр. словарю). Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

10 . быт тамошних царей, правительство, судопроизводство и армия; 11 . дипломатические сношения Абиссинии с Португалией, Францией, Англией и с папой римским; 12 . духовные миссии, римско-католические, православные и протестантские в Абиссинии и Шое. Это сочинение, начатое 19 февраля и конченное 6 апреля, представлено г. обер-прокурору Святейшего Синода Алексею Петровичу Ахматову. Архимандрит Порфирий желает напечатать его с картами Абиссинии и Шои и со многими рисунками. 7) По предложению того же обер-прокурора написано им мнение о Синайской рукописи, содержащей в себе Ветхий Завет не полный и весь Новый Завет с посланием апостола Варнавы и книгой Ермы. Это сочинение, начатое 27 апреля и конченное 7 мая, напечатано. 8) Благочестивейшая Государыня императрица Мария Александровна 13 апреля 1862 года препроводила к архимандриту Порфирию рукописное четвероевангелие на греческом языке 1272 года для подробного рассмотрения его. Эту драгоценную рукопись он рассмотрел внимательно, сличил с не печатными общецерковными евангелиями 8 века и 835 года и с евангелием славяно-российским и в июле месяце написал критическое сочинение о ней под названием: Библейская редкость у Благочестивейшей Государыни императрицы Марии Александровны. В этом сочинении описан внешний вид и состав оной рукописи, определено время и место появления её, оценено достоинство содержащегося в ней текста и показаны особые достопримечательности её. Архимандрит желает напечатать это сочинение вместе с присоединённым к нему другим произведением пера его. 9) Под этим произведением разумеется поднесённое Её Величеству сочинение под заглавием: Священное писание у христианских женщин. Тут изложено христианское учение о женщине и воскрешена память всех жён и девиц, читавших Священное писание, начиная с апостольского века до наших дней. 10) С особенным усердием и рвением архимандрит Порфирий в течение 8 месяцев 1862 года занимался сличением принадлежащего ему греческого профитолога 1054 года с таким же профитологом X века, который сам он отыскал в библиотеке Влантион-Чаушского монастыря в Солуне и получил сроком на один год через посредство нашего посланника в Константинополе князя Лобанова-Ростовского. На собственном профитологе его отмечены все варианты священного текста. Архимандрит намеревается издать его в свет с переводами славянским и русским и с краткими примечаниями в четыре столбца, потому что профитолог, содержащий в себе слово Божие, слово богодухновенное, слово, читаемое накануне великих праздников вслух всего христоименитого народа, есть основание веры нашей церкви, источник догматического учения её и вместе проба для оценки рукописных и печатных библий.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

На северной стороне от Гефсиманского скита по ту сторону пруда находятся келлии пещерников с двумя храмами. Ниж­ний, устроенный между пещерными Келлеями, освящен в честь Архангела Михаила и прочих безплотных сил митрополи­том Филаретом 27 сентября 1851 года. В сем храме находится чудотворная ико­на Богоматери, именуемая Черниговскою-Ильинскою. Икона сия дана вкладом в пещер­ную церковь в 1852 году девицею Алек­сандрою Григорьевною Филипповою, которая погребена за олтарем пещерной церкви. Пер­вое чудо от иконы совершилось 1-го сентября 1869 года над 28-летнею женою крестьяни­на из Тульской губернии Феклою Адриановою, которая более 9 лет была в разслаб­лении, лежала на одном боку неподвижно и не могла действовать ни руками, ни нога­ми, ни поднять головы; после поездки по разным святым местам она привезена была в скит, внесена в пещерную церковь и по молитве пред иконою Богоматери вне­запно исцелела, стала на ноги и теперь на­ходится в полном здравии и пребывает в Воронежском Покровском девичьем монастыре. С того времени исцеления от иконы истекают неистощимою струей. Празднование иконе 16 апреля. Верхняя, надпещерная церковь посвящена имени преп. Антония и Феодосия Печерских и св. Василия Парийского, и освящена митро­политом Филаретом 7-го июля 1857 года. Пещерных келлий 12. Водою пользуются иноки пещерные из кладезя, вырытого их трудами в коридоре между пещерами. У врат, ведущих к пещерам, можно полу­чать книги духовного содержания, священные изображения, резные кресты, ложки и другие вещи – работы Скитских братий. 6. Боголюбивая киновия Неподалеку от пещер, к западу, на берегу того же пруда, устроена киновия для погребения Лаврской братии. Здесь построена иждивением купчихи Логиновой каменная церковь с двумя престолами: нижний храм – во имя святых жен Матроны и Капитолины освящен 27 сентября 1859 г., верх­ний в честь Боголюбской иконы Богомате­ри освящен митрополитом Филаретом 18 Июля 1861 года. 7. Пустыня Параклита (св. Духа утешителя) В пяти верстах от Гефсимании к вос­току. Основана в 1861 г. Каменная двухъ­ярусная церковь в сей пустыни построена иждивением московского купца И. К. Ко­ролева; верхняя в честь сошествия св. Ду­ха освящена 2 июля 1861 г., а нижняя в память обретения главы св. Иоанна Предте­чи – освящена 16 марта 1862 года. 8. Скитская часовня

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Слово мученику Феодору Константинопольский Патриарх Нектарий заканчивает следующими словами: “Мы же мученику с сими победную песнь воспоим и чюдеси присно обнавляти паметь сами приносеще добропобедному мученику Феодору верно возопиим: О мучеником светлость и святим красота; о Божий дар воистину; о хранителю и предпособниче верным неотступниче. Не забывай нас убогых и смереных, но всегда присно молитисе не престай о нас, пречюдне, ни пакы иже повсегда мысльнаго душам нашим Иулияна, иже тогда и ныня злоначелнаго врага борущаго нас, да не презриши, пречестне” 27 . 1 Триодь постная. М., 1974. Л. 139 об. О Патриархе Евдоксии (360–370), стороннике арианства, см.: Православная богословская энциклопедия. Т. 5: Дон­ская епархия — ифика. Пг., 1904. Стб. 195–196. 6 Год спустя, в 363 году Пасха была 20 апреля. Эту же дату, 362 год, приводит и протоиерей Г. Дебольский; см. Протоиерей Г. Дебольский. Дни Богослужения Православной Церкви. Т. 2. М., 1996. С. 75. 7 Некоторые примеры такой формы благочестия см. Игумен Макарий. Берестяные грамоты как источник русской церковной истории (К постановке вопроса )//Богословские Труды. Сб. 24. М., 1983. С. 314. 8 Охотникова В. И. Повесть о Довмонте. Исследование и тексты. Л., 1985. С. 198; Памятники литературы Древней Руси. XIV — середина XV века. М., 1981. С. 55. 9 Архимандрит Серафим (Чичагов). Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. СПб., 1903. С. 178–179. 11 Судя по всему, данное намерение императора-отступника носило не локальный характер, а простиралось также и за пределы Константинополя; см. Феодорит, епископ Кирский. Церковная история. М., 1993. С. 128–129. 12 Петровский М. П. Сказание Константинопольского Патриарха Нектария о Феодоре Тироне (По сербской рукописи XV века)//Православный собеседник. 1886. 11. С. 249. 13 Правда, он называет другой день явления мученика: “И абие суботе приспевши христиане уведевше, яко хытрости яростнаго раздрушишесе, благодарственную песнь добропобедному мученику Феодору приложисмо”. — Пет­ров­ский М. П. Сказание Константинопольского Патриарха Нектария… С. 253. Древнерусское житие мученика Феодора Тирона, изданное по рукописи из “ру­мянцевского Торжественника начала XVI в. 436. Л. 177–184” см.: Памятники старинной русской литературы, издаваемые гр. Г. Кушелевым-Безбо­род­ко. Вып. 3: Ложные и отреченные книги русской старины, собранные А. Н. Пыпиевым. СПб., 1862. С. 143–145.

http://pravmir.ru/triodnaya-pamyat-muche...

Не тот показывает смирение, кто сам себя бранит: как быть несносным самому себе? Но кто, обесчещенный другим, не уменьшает своей любви к нему... Кто превозносится природными дарованиями - счастливым умом, высокой образованностью, чтением, приятным произношением и другими подобными качествами, которые легко приобретаются, тот никогда не приобретает даров сверхъестественных. Ибо кто в малом не верен, тот и во многом будет не верен и тщеславен. Часто случается, что Сам Бог смиряет тщеславных, насылая неожиданное бесчестье... Если молитва не истребит тщеславного помысла, приведем на мысль исход души из этой жизни. Если и это не поможет, устрашим его позором Страшного суда. " Возносяйся смирится " даже здесь, прежде будущего века. Когда хвалители, или лучше льстецы, начнут хвалить нас, тотчас приведем себе на память все беззакония свои и найдем, что вовсе не стоим мы того, что нам приписывают " . Этот и другие примеры, находящиеся в " Лествице " , служат образцом той святой ревности о своем спасении, которая необходима каждому человеку, желающему жить благочестиво, а письменное изложение его мыслей, составляющих плод многих и утонченных наблюдений его над своей душою и глубокого духовного опыта, является руководством и великим пособием на пути к истине и добру. Степени " Лествицы " - это прехождение из силы в силу на пути стремления человека к совершенству, которое не вдруг, но только постепенно может быть достигаемо, ибо, по слову Спасителя, " Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его " ( Мф. 11, 12 ). русском языке издано: 1. Лествица Райская. М., 1647. Новое изд. Варшава, 1785. То же/Пересмотр. и испр. М., 1785. То же, Лествица, возводящая на небо. СПб., 1812, 1817; Киев, 1823, 1836, 1862, 1869; М., 1842. То же и Слово к пастырю/Пер. Агапита Введенского. М., МДА. 1851; Изд. 2-е. 1854; Изд. 3-е. 1869. То же/Пер. старца Амвросия. М.: Изд. Введенской Оптиной пустыни. 1862. То же. Изд. 4-е. М., 1894. Извлечения см.: Добротолюбие. Т. 2. М., 1895. С. 489-554. 2. Трактат о страстях и добродетелях/Пер. Введенской Оптиной пустыни. Изд. 2-е. Сергиев Посад, 1904. 3. Послание к пастырю. М., МДА. 1851, Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/911773.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010