Кладбище находится за версту от города, общее для всех церквей, ограда вокруг него из каменной плиты и булыжника. Церковно-приходского попечительства, богадельни, больницы при церкви не было. Школы в приходе были следующие: одна церковно-приходская от Министерства народного просвещения, одна от совета Дома трудолюбия, женская Министерства народного просвещения, две школы от земства совместно с городом. Частных школ не было. В школах обучалось 139 мальчиков и 190 девочек. Учителя и учительницы назначены Министерством народного просвещения, законоучители - из причта собора. При церкви существовал хор из певчих-любителей, в чтении и пении в церкви участвовали прихожане. В приходе было 10 часовен. На городской площади стояла чугунная часовня Иверской иконы Божией Матери, построенная в 1881 году жителями Порхова и крестьянами уезда в память Императора Александра II. В ней богослужение совершалось 23 август (5 сентября). На берегу реки Шелони, на месте ветхой часовни, в 1853 году коммерции советником В.Г. Жуковым построена каменная часовня Живоначальной Троицы. Богослужения в ней совершались в день Святого Духа и 1 (14) октября - в праздник Покрова Пресвятой Богородицы. На Санкт-Петербургской улице Порхова в 1863 году жители Порхова построили каменную часовню Святителя Тихона. Богослужения в ней совершались 15-16 (28-29) июня - накануне и в день памяти Святителя Тихона. На Санкт-Петербургской дороге жители Порхова построили деревянную часовню Святой Мученицы Параскевы. В ней богослужения совершались 16 (29) июня. При дороге на Остров находилась деревянная часовня Святого Иоанна Предтечи, в которой богослужения совершались 24 июня (7 июля) в день, когда Церковь чтит Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Еще пять часовен находились вокруг Порхова. В деревне Осечище крестьяне в 1871 году построили деревянную часовню, в которой отпевали покойников. Здесь также совершались богослужения 7 (20) января, 23 июня (6 июля) и 8 (21) сентября. В деревне Селище в 1867 году крестьяне построили деревянную часовню для отпевания покойников. Богослужения в ней совершались в день Святого Духа, 8 (21) сентября и 22 октября (4 ноября). В деревне Опочно находилась деревянная часовня, построенная крестьянами. Здесь также наряду с отпеванием совершались богослужения 18 (31) августа и 29 октября (11 ноября). Возле села Опочно находилась каменная часовня, в которой богослужения совершались 23 апреля (6 мая). В часовне в деревне Попадин Ручей богослужения совершались 20 июля (2 августа) и 15 (28) августа. Крестные ходы совершались 15 (28) мая навстречу иконе преподобного Никандра, 16 (29) мая - вокруг города с иконой Святого, 23 мая (5 июня) проводы иконы Преподобного Никандра. А также в день Пятидесятницы, вокруг Порхова 21 июня (4 июля) и 24 июня (7 июля) в кладбищенскую церковь и к Иоанно-Предтеченской часовне. Все они совершались «издревле».

http://sobory.ru/article/?object=40280

б) Господи прими дух с миром! 5) Памятник г. Панютина: а) Здесь погребено тело отставного подполковника Ивана Николаевича Панютина, скончавшегося 1853 года, декабря 1 дня, на шестидесятом году от рождения. б) Веруяй в мя, аще и умрет, оживет. Блажени яже избрал и приял еси Господи и память их в род и род. в) Со святыми упокой, Христе, душу раба твоего Иоанна, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная. 6) Памятник г. Чамесовой а) Господи, прими дух мой с миром. б) Здесь погребено тело поручицы Прасковьи Николаевны Чемесовой, скончавшейся 1846 года, Февраля 21 дня, на 78 году от рождения. 7) Памятник г. Путинцова: а) Под сим камнем сокрыто тело его превосходительства господина действительного статского советника и кавалера Василия Петровича Путинцова; родился в 1733 году, февраля 20 дня. Скончался 1802 года, октября 4 числа, житии его было 69 лет 8 месяцев и 3 дня. б) Воззрев на камень, сей, прохожий прослезися. И к Богу обратясь, о мне ты помолися. Единого прошу я от тебя сего, Да не презриши моления раба своего. 8) Памятник г. Брежинского: а) Под сим памятником погребено тело артиллерии полковника и кавалера Михаила Петровича Брежинского, родившегося 1787 года, октября 23 дня, а скончавшегося 1859 года, июля 6 дня. б) Приидите ко мне вси труждающиеся и обременении и Аз упокою вы! в) Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем! 9) Памятник г. Чернышева: а) Под сим камнем погребено тело гвардии поручика Сергея Николаевича Чернышева, родившегося в 1768 году, июля 12 дня, а скончавшегося в 1814 году, мая 29 дня, от роду 45 лет. б) Другу и мужу. 10) Памятннк г. Ртищева: а) Здесь погребено тело Руфа Александровича Ртищева, родившегося 1793 года марта дня, а скончавшегося в 1819 году, августа 13 дня; а жития его было от роду 26 лет 5 месяцев. б) Любезного сердцем, покоится здесь прах, дух его ликует в небесах. в) Племяннику и другу. 11) Памятник г. Ртищевой: а) Здесь покоится прах калужской помещицы майорши Аграфены Ивановны по первом муже Ртищевой, а по втором Бартеневой, урожденной Челищевой.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В 1837 г. к Источниковской церкви был определен Василий Державин. Василий Державин родился в 1815 г. в селе Сарыево Вязниковского уезда Владимирской губернии в семье диакона церкви Святого Архистратига Михаила Петра Яковлевича Державина. По окончании Духовного училища Василий Державин поступает во Владимирскую Духовную семинарию, которую оканчивает в 1837 г. с аттестатом второго разряда. 29 июня 1837 г. Василий Державин был посвящён во священника к Источниковской церкви города Суздаля Преосвященным Парфением, Архиепископом Владимирским и Суздальским, о чём получил грамоту. Василий Державин уже был женат на дочери покойного священника Троицкой, а в последний год жизни Богоявленской церкви г. Суздаля, Вукола Петровича Беляева- Надежде Вуколовне Беляевой. 4 июля 1838 г. о. Василий был определён учителем и Законоучителем в Суздальское Знаменской приходское училище, исправлял эту должность наряду с церковным служением. Обязанности учителя и Законоучителя он исполнял успешно. 2 октября 1853 г. он был награждён набедренником, 27 ноября 1856 г. - бархатной скуфьею " за ревностное прохождение должности " . 13 октября 1858 г. возложен бронзовый наперсный крест на Владимирской ленте в память бывшей войны 1850 - 1856 г.г. В Клировых ведомостях за 1862 г. говорится, что о. Василий поведения " весьма хорошего " , произносит 5 проповедей в год. В ведомостях за 1866 г.: " говорит 6 проповедей, из которых одну по назначению " . 4 апреля 1864 г. в своём доме о. Василий открыл женскую школу " для обучения девиц разным рукоделиям " . Вполне возможно, что преподавали в ней матушка Надежда Вуколовна и её незамужние дочери. Все они были грамотными, умели читать и писать, что встречалось нечасто среди девушек их круга в то время. В 1868 г. Василий Державин передаёт Источниковскую церковь своему зятю, Александру Якимовичу Сваинскому. 7 февраля 1868 г. Суздальской Источниковской церкви священник Василий Державин перемещен к Суздальской Входоиерусалимской церкви, где служил вплоть до смерти 5 мая 1873 г. Похоронен на Всехсвятском (позднее получившем название Знаменское) кладбище.

http://sobory.ru/article/?object=00928

4 . В память освобождения крестьян от крепостной зависимости 19 февраля 1861 г. 70 во всех приходских церквах следует совершать заупокойные литургии и панихиды по в Бозе почивающем Государе Императора Александр II, (Опред. Св. Син. 14 апр. – 4 мая 1882 г. 712). 5 . В каждой церкви должна быть «Панихидная роспись по в Бозе почивающих Императорах и Императрицах, Царях и Царицах и прочих Высочайших лицах». Роспись эта разделена на две части: 1) по первой росписи поминовение предписано чинить 1) в епархиальных кафедральных соборах, 2) Архиереем отправлять панихиды в тех месяцах и числах, где по сей росписи показано. В прочие же месяцы и числа панихиды в кафедральных соборах отправлять архимандритом или протоиереем соборным; 3) а ежели бы по какой благословной вине в те числа исполнить того не случилось, то в иной день исполнить неотменно; 4) когда же из выше показанных лиц поминовение случится по ком быти во днях великого поста, или воскресные и праздничные дни, и по таковых те поминовения чинить по субботам тех седмиц: 5) по которых же из оных лиц памяти прилучатся быти между субботою Лазаревой и Фоминым понедельником, в неделю ваий, и на страстной и светлой седмицах, по таковых всех поминовение чинить в неделю Фомину во вторник. – В прочих же градских, губернских и уездных церквах, такожде в церквах монастырских и сельских отправлять панихиды марта первого (во дни великого поста по пункту четвертому) по Императора Александра Втором и октября двадесятого по Императора Александра Третьем. О прочих же Высочайших лицах поминовение творить на вселенских панихидах по росписи второй. Примечание. Священно-церковно-служители, за опущение табельных дней без молебствия и без совершения панихид по умершим Высочайшим Особам в положенные по панихидной росписи дни подвергаются штрафу по усмотрению епархиального начальства (II. С. З. 15 апр. 1736 г. 6987). 6 . При совершении богослужений священно-служители не должны надевать на себя пожалованных им орденов поверх риз за исключением применительно к 373 ст. Учрежд. Орден, лишь знаков ордена святого великомученика Георгия, наперсных крестов на Георгиевской ленте жалуемых за военное время и для таковых же крестов пожалованных в память войны 1853–1856 гг. (Опред. св. Син. 25–28 февр. 1885 г. 366).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ценности: серебряный чеканный крест длиной 9 вершков; Евангелие в полулист, напечатанное в 1694 году, с пятью украшениями из позолоченного серебра чеканной работы; дарохранительница; “риза и фелонь золото-серебряного дородора с разными шелковыми цветами, оплечье белой материи, вокруг и подле обложенное золотою сеткою, крест и звезды из белой парчи на подкладе, крашенном кирпичного цвета…” Почитаемый образ: Иверской Божией Матери, принесенный из Москвы, перед которым каждую пятницу читался акафист. Колокола: 5, самый большой весил 30 пудов. Приход: в 1900-м году в храме было 1262 прихожанина, к нему была приписана деревня Лоскутова, в 10 верстах от города. Священник - протоиерей Павел Васильевич Никулин, 75 лет (1900), имевший набедренник, скуфью, камилавку, наперсный крест, ордена: Св. Анны 3-й степени и за 50-летнюю службу Св. Владимира 4 степени, наперсный крест в память войны 1853-1856 гг. и 2 медали в память императоров Николая I-ro и Александра III-ro. Псаломщик Дмитрий Алексеевич Пырьев, 42 лет, уроженец Тобольской губернии, окончивший Ишимское духовное училище. Национализация имущества: в 1921 г. 100 икон, 6 колоколов и другие предметы. В 1922 г. община заключила договор на аренду церкви. В 1935 г. – Григорианская община. Священник: Павел Иеронимович Игнатьев (1864-1937), окончивший Тобольскую духовную семинарию, за период с 1920 по 1934 годы 8 раз привлекался за " контрреволюционную деятельность " . В 1934 г. после окончания срока ссылки приехал в Тару. Расстрелян в Таре 1 ноября 1937 г. по делу о тарском братстве. Реабилитирован 29 ноября 1956 г. постановлением Президиума Омского облсуда. В 1938 г. 24 июня передана на культурные нужды. В 1943-1944 гг. дважды обращались священники и прихожане с просьбой об открытии православной церкви. 1944 г. 14 октября уполномоченный по делам религии при Совмине СССР по Омской области ответил отказом. В 1940-е гг. размещались музей и архив, здание требовало ремонта. 1970-е гг. - спортшкола. В 1974 г. взят на государственную охрану как памятник республиканского значения постановлением Совета Министров РСФСР Р 624. В 1979 г. в здании открыли краеведческий музей и картинную галерею. В 1988 г. поврежденная шаровой молнией колокольня была восстановлена в упрощенном виде. 1990 г. - храм передали верующим.

http://sobory.ru/article/?object=07876

В 1837 году, по предложению Синодального Обер-Прокурора, Графа Н. А. Пратасова, Комиссия Духовных Училищ предписала всем Ректорам (Семинарий) написать свободно, по разумению каждого, Богословский Конспект. Поданный Конспект от покойного Преосвященного Владыкой Филаретом, Митрополитом Московским 3 , был одобрен и об составителе его дано было мнение в тогдашнюю Комиссию Духовных училищ, столь для него выгодное и интересное, что он поставлен был выше и бойчее прочих Ректоров того времени. Это было причиною вызова, по Высочайшему повелению, Преосвященного Никодима в Петербург, в распоряжение Г. Обер-Прокурора, для занятия по преобразованию духовного учения и управления. В распоряжениях Г. Обер-Прокурора находился с 15 июня, 1838, по 1-е июля, 1839 года. Оставаясь частью в распоряжениях Г. Обер-Прокурора, Святейшим Синодом определен на чреду священно-служения и проповеди слова Божия, каковую службу продолжал два года. За тем определен был Ректором в Херсонскую Семинарию, что в г. Одессе, и Настоятелем Одесского Успенского монастыря, куда прибыл 5 октября, 1841 г. В 1845 г. перемещен был в Курскую Семинарию, что в Белгороде, Ректором же и Настоятелем Рыльского Николаевского монастыря. В 1850 году переведен также Ректором в Ярославскую Семинарию, с назначением в управление Ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря. В конце 1853 г., Указом Свят. Синода, был вторично вызван в С.-Петербург для исправления чреды священно-служения и проповеди слова Божия; в следующем году, 29 января, Св. Синодом избран, и 30-го Высочайше утвержден, во Епископа Чебоксарского, Викария Казанской Епархии. Во Епископа посвящен 14 февраля, того же 1851 года, С.-Петербургским Митрополитом Никанором в со-участии 5-ти Архиереев. В Казань прибыл 21 Марта и водворился в Спасо-Преображенском монастыре, где и прожил почти 7 лет, до 1861 года, при двух Архиепископах Казанских Григории и Афанасии 4 . В 1859 году, по распоряжению Св. Синода, в течении 10-ти месяцев управлял Вятской Епархией, по случаю отбытия в Синод Елпидифора, Епископа Вятского.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В Керченском Св.-Троицком храме в 1837, 1861, 1863, 1869, 1872 гг молились русские императоры Николай I, Александр II, Александр III. Об одном из этих событий сообщалось: «5 августа 1669 г. наследник-цесаревич Александр Александрович (имп. Александр III ) с супругою (имп. Марией Фёдоровной) и великий князь Алексей Александрович проследовали в собор, где цесаревич приложился к кресту и отслушали небольшое молебствие». Ранее, 29 октября 1866 г. здесь был совершён благодарственный молебен по случаю бракосочетания наследника престола, по окончании которого градоначальник направил цесаревичу Александру Александровичу поздравительную телеграмму. Вскоре был получен ответ: «Керчь-Еникальскому градоначальнику Спицыну. Передайте всем жителям, военным и гражданским и городскому обществу Мою искреннюю благодарность. Александр». При соборе с 1855 г. действовала церковно-приходская школа, а в январе 1892 г. была открыта и школа грамотности. В библиотеке собора к 1 января 1915 г. имелось свыше 1000 томов книг, выписывались журналы: «Таврические епархиальные ведомости», «Церковные ведомости», «Проповеднический листок». По просьбе керчан, с 1857 г. каждую пятницу в соборе на вечерних Богослужениях совершалось торжественное акафистное пение Страстям Христовым в память об избавлении города от союзников в Крымскую кампанию. На рубеже XIX-XX вв священником Феодотом Левицким в соборе было заведено общее церковное пение. Пение, по отзывам современников, очень хорошего церковного хора в праздники и на Литургии привлекало массу народа. Керченский Св.-Троицкий собор постоянно расширялся и благоустраивался. По окончании Крымской войны (1853-1856 гг) градоначальник нашел возможным приступить к исполнению проекта по соединению храма с колокольней. По ходатайству градоначальника А. П. Спицына Синод разрешил использовать на соединение церкви с колокольней четырёхлетнюю свечную прибыль, от высылки которой керченский собор был освобожден с 1858 по 1862 г. Под председательством градоначальника А.П.Спицына был образован комитет для производства хозяйственным способом работ по расширению Керченского собора. На расширение собора и роспись его масляными красками потратили всего 6936 руб. 95 коп. серебром.

http://sobory.ru/article/?object=37162

К 150-ти летию начала Крымской войны был восстановлен храм-памятник св. Марии Магдалины и облагорожена территория Братского кладбища русских воинов. Недалеко от храма находится святой источник св. Марии Магдалины. Погибших в Крымскую войну 1853-1856 годов офицеров, врачей, сестёр милосердия, полковых священников хоронили на городском кладбище. Нижние чины обретали последний приют на Братском кладбище русских воинов, располагавшемся в двух верстах от города, в районе так называемой Петровской балки. Здесь было похоронено свыше 36 000 солдат, умерших в симферопольских госпиталях и лазаретах. В их память на народные пожертвования в некрополе был установлен обелиск с надписью: " От граждан Симферополя над местом погребения воинов Крымской армии, павших за Веру, Царя и Отечество в 1854 и 1855 годах. Октября 5-го дня 1887 года " . В 1868-1869 годах на Братском кладбище по инициативе императора Александра II и его супруги императрицы Марии Александровны построили часовню во имя святой Марии Магдалины, где в Троицкую родительскую субботу - день особого поминовения усопших православных христиан - служили панихиду. Каменное здание имело прямоугольную в плане форму (9,1х7,7 м), с двускатной крышей. Общая высота (с крестом) - около 13 м. Главный фасад был симметричный, акцентированный перспективным порталом полуциркульного завершения. Боковые фасады были симметричные, акцентированные перспективными оконными прорезами полуциркульного завершения. Вертикальное членение всех фасадов подчёркивалось пилястрами, горизонтальное - чётко выраженным цокольным выступлением, тягами, аркатурным поясом, который и венчает массивным профилированным карнизом. Материал - тёсаный инкерманский камень-известняк. Крыша деревянная, стропильной системы. Покрытие металлическое. Внутри помещение было оштукатурено, а главная восточная стена расписана фресками. В 1901 году был установлен дубовый иконостас и престол с иконами на цинке (работа художественной мастерской общества Постникова в Москве). В 1887 году освятили ступенчатую пирамиду из диорита, увенчанную крестом. В конце XIX века на Братском кладбище заново построили из альминского камня ограду, обновили насаждения.

http://sobory.ru/article/?object=20427

Состоял депутатом от духовенства в Харьковском Уездном земском собрании. Состоял депутатом 2-го Харьковского благочинного округа. В память войны 1853-1856 г.г. имеет бронзовый наперсный крест на владимирской ленте. За отличную и усердную службу награжден сребро-позлащенным наперсным крестом, от Синода выдаваемым. Орден св. Анны 3 ст. медаль в память незабвенного царя Миротворца Имп. Александра III. Имеет златой, усыпанный драгоценными каменьями крест, поднесенный с разрешения архиеп. Амвросия от 6 октября 1899 г. за 3408 прихожанами за долгосрочно-усердную службу в Григоровском приходе. Протоиерей с 6 мая 1904 г. За 50 лет в сане награжден орденом св. кн. Владимира 4 ст. 27 января 1906 г. Вдов, сын Михаил - жена его Вера Сергеева их дети: Борис, Всеволод, Михаил, Георгий, Валентин, Раиса. В разное время в этом храме служили: 1) Диакон Василий Ковалевский, из низшего отделения духовной семинарии, псаломщик с 1868 г., диакон с 1886 г., на настоящем месте с 1903 г. 2) Псаломщик Алексей Котяков, из 2 класса духовной семинарии, псаломщик с 1897 г., на настоящем месте с 1902 г. 3) Церковный староста поч. гражд. Георгий Алексеев, последняя награда - орден св. Анны 3-й степени. 4) Диакон Иоанн Дмитриевич Тюков. закончил ХДС. Жена Екатерина Иулианова. Дети: Валентина, Владимир, Галина. 5) Псаломщик-диакон Антоний Иоаннович Мудраховский 60 л., имел не очень хорошую характеристику, неоднократно отбывал епетимии в Святогорском монастыре. Просфоры для службы брали в Покровском монастыре. В начале 20-го столетия население прихода было следующее: 345 дворов, 1383 душ муж. и столько же женщин, всего около 2670 чел. Было несколько военных поселений. Социальный состав: крестьяне и немногочисленные военные. С революцией ситуация изменилась. Делами церкви занимался 5-й отдел Харьковского Окружного Исполкома. В начале 1920-х г.г. от прежнего благолепия храма почти ничего не осталось. Были изъяты все церковные ценности. В мае 1924 г. на собрании церковного совета избраны Священник Георгий Ефимович Стуканев и диак.

http://sobory.ru/article/?object=03848

Еще раз принося Вам мою чувствительнейшую благодарность за Вашу радушную взаимность, и желая Вам от целого сердца всего доброго, прошу покорнейше не забывать преданнейшего Вам, Вашего искреннего почитателя и слугу О. Бодянского. Декабря 10 дня 1853 г. Москва. 4 Милостивый Государь, Александр Васильевич ! Полагая, что переписка из Acta SS, просимого мной уже сделана давно, я осмеливаюсь беспокоить Вас высылкой списанного. Вместе с тем прошу покорнейше написать мне, сколько нужно выдать трудившемуся над тем, чтобы я тотчас же мог отправить то к Вам для передачи по принадлежности. Я разумею тут переписку и житий Кирилла и Мефодия, Похвалы или Сказания об обретении Мощей Климента, вместе с перепиской из А. SS. Но если, почему-либо, Вы не можете сделать мне последнего, я прошу Вас покорнейше известить меня, по крайней мере, из какой рукописи взяты были Вами выписки для Жития Мефодия в Вашей Статье, помещенной в Москвитянине 1843 года? Сим премного обяжете истинно уважающего Вас, Вашего покорнейшего слугу,      О. Бодянского. Марта 15 дня 1354 года. Москва. 5 Милостивый Государь, Александр Васильевич 677 ! Наконец, еще последнее сказанье: Видевшись с Вами лично, я слышал от Вас, что в каком-то списке «Пророков с толкованием», известного Упыря Лыхого, найдено имя Аввакум, написанное глаголическими буквами 678 . Так ли оно: не обманула ли меня память моя, и где именно, если так, эта рукопись, какой ее Мне очень бы хотелось иметь об этом верное известие, чтобы не приписать открытия чужого человеку, который его не сделал. Хотелось бы также иметь снимок с этого письма, т.е., как самого имени Аввакум, так и 3–4-х строчек перед ним и после него, чтоб можно было судить о веке и языке рукописи хоть сколько-нибудь приблизительно к истине. Будьте здоровы, благополучны и потрудитесь, по возможности, удовлетворить Вашего от души почитателя и покорнейшего к услугам      О. Бодянского. Октября 31 дня 1856 года. Москва. Мой поклон доземный Петру Спирид. 679 и Петру Симонину 680 . 6 Милостивый Государь,

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010