Всю свою жизнь отец Макарий работал над подготовкой русского перевода Библии, который вышел в свет уже после его кончины (см.: Пятикнижие Моисея в переводе архимандрита Макария. СПб., 2000/Репринтное воспроизведение издания 1863 г.), а также над переводом святоотеческих творений, в том числе «Лествицы» преподобного Иоанна Снайского. В 1837–1841 годах им переведены с древнееврейского на русский язык большинство книг Ветхого Завета. Перевод был отклонён Святейшим Синодом, а на автора наложена епитимья. Архимандриту Макарию принадлежит также сочинение «Мысли об улучшении общественного воспитания в духовном звании» (1828), где предлагался проект нового образовательного учреждения монастырского типа. Помимо переводческой деятельности, он писал также стихи и канты духовного содержания. Осенью 1846 года отец Макарий получил долгожданное разрешение на паломничество в Иерусалим, но отложил поездку до весны. 18 мая 1847 года он преставился ко Господу. Последними его словами были: «Свет Христов просвещает всех!» (возглас священника на Литургии Преждеосвященных Даров, совершаемой Великим постом по средам и пятницам, при этом возгласе полагается повергаться ниц) . В 2000 году на Юбилейным Архиерейском соборе Русской Православной Церкви прославлен в лике святых как Макарий Алтайский «за праведное житие, равноапостольные труды по переводу Священного Писания на алтайский язык и распространение на Алтае веры Христовой». Память его совершается 18 (31) мая, а также 23 января (5 февраля ) в день Собора Костромских святых , 10 (23) июня в день Собора Сибирских святых и в воскресенье перед 28 июля ( 10 августа ) в день Собора Смоленских святых . Весьма примечательно знакомство архимандрита Макария с Гоголем. Оно состоялось во время его пребывания в Москве в конце 1839 года, куда Гоголь привёз своих сестер Анну и Елизавету, только что выпущенных из петербургского Патриотического института благородных девиц. Отец настоятель организовал катехизические курсы, куда приходили дети и их родители, вёл пастырские беседы, учил молитве, основам веры, Священному Писанию (Евангелие читалось по-русски). 25 января 1840 года Гоголь писал матери о сестрах: «Я им доставил общество не шумное и рассеянное, но тихое и приятное, которое бы действовало на их нравственность. К счастию моему, сюда приехал архимандрит Макарий – муж, известный своею святою жизнью, редкими добродетелями и пламенною ревностью к вере. Я просил его, и он так добр, что, несмотря на неименье времени и кучу дел, приезжает к нам и научает сестёр моих великим истинам христианским. Я сам по нескольким часам останавливаюсь и слушаю его, и никогда не слышал я, чтобы пастырь так глубоко, с таким убеждением, с такою мудростью и простотою говорил. Твердость, терпение и неколебимая надежда на Бога. Вот что мы должны теперь избрать святым девизом нашим…».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/09/sv...

Платон, архиепископ Костромской и Галичский (Фивейский Павел Симонович) Родился 18 июня 1809 года в Московской губернии в семье священника. Первоначально учился в Вифанской духовной семинарии, затем в Московской духовной академии. 14 августа 1834 года окончил духовную академию со степенью магистра, назначен бакалавром и библиотекарем и в том же году 8 сентября пострижен в монашество; 14 сентября рукоположен во иеродиакона, 16 сентября – во иеромонаха. 9 ноября 1841 года возведен в сан архимандрита и назначен инспектором Московской духовной академии. С 21 января 1842 года – ректор Казанской духовной семинарии. 3 мая 1843 года переведен ректором Орловской духовной семинарии. 30 апреля 1844 года по болезни уволен с должности ректора. С 13 апреля 1847 года – ректор Тамбовской духовной семинарии и настоятель Козловского Троицкого монастыря. 3 декабря 1852 года переведен ректором Владимирской духовной семинарии и настоятелем Переяславского Троицкого Данилова монастыря. 24 мая 1856 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. 31 июля 1856 года назначен епископом Ревельским, викарием Санкт-Петербургской епархии. С 15 февраля 1857 года – епископ Костромской и Галичский. 31 марта 1868 года возведен в сан архиепископа. Скончался 12 мая 1877 года. Погребен в усыпальнице Успенского кафедрального собора города Костромы. Архиепископ Платон оставил в Костроме о себе память как об архипастыре мудром, энергичном, требовательном, поднявшем дисциплину среди епархиального духовенства до небывалой прежде высоты. Труды: Православное нравственное богословие. – М., 1854 и СПб., 1867. О чтении духовных книг//Сборник душеполезных размышлений. – 1886, в. 1. Краткое православное учение о вере и нравственности христианина. – М., 1892. См. также: Православный собеседник. – Казань, 1899, июнь. – С. 376. Напоминание священнику об обязанностях его при совершении таинства покаяния: в 2 ч. – Кострома, 1859 и М., 1861. См. также: Православный собеседник. – Казань, 1899, июнь. – С. 332.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

28) Слово по освящении храма святителя Николая в доме Московской духовной семинарии, говоренное 1 ноября того же 1844 года, на текст: Самуил спяше в Церкви Господни, идеже кивот Божий. И воззва Господь: Самуиле, Самуиле. И рече: се аз ( 1Цар.3:3–4 ) 29) Слово по освящении храма Благовещения Пресвятой Богородицы в кафедральном Чудове монастыре, сказанное 3 декабря того же года, на текст: И Аз же тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сем намели созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют её ( Мф.16:18 ) и учащее, вопреки западным христианам, о непоколебимости Церкви, основанной не на Петре, а на Христе. 30) Слово по освящении храма Господа вашего Иисуса Христа, в честь и память Гефсиманского моления Его, говоренное 8 июня 1845 года в упомянутом выше Гефсиманском скиту. 31,32,33 и 34) Уже рассмотренные нами слова, по освящении храма в Московской глазной больнице, по случаю освящения двух храмов в городе Бронницах и по освящении храма св. апостолов Петра в Павла в Московском кадетском корпусе, говоренные в 1845–1847 годах. 35) Слово по освящении храма Святого Духа, в Московском Рождественском монастыре, говоренное 18 сентября 1847 года, на текст: не весте ли, яко Храм Божий есте, и Дух Божий живете в вас? Аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог ( 1Кор.3:16–17 ) и сообразное тому предлагающее поучение. 36 и 37) Известные нам отчасти слова, по освящении храма Рождества Пресвятой Богородицы при богадельне общества ремесленников и по освящении храма Знамения Божией Матера, при доме графа Д. Н. Шереметева, говоренные в том же 1847 году, из них последнее, на текст: И возвестиша царю Давиду, глаголюше: благослови Господь дом Аведдаров, и вся, яже его, кивота ради Божия ( 2Цар.6:12 ), с приложением мысли этого текста к дому и домовой Церкви графа Шереметева, освященной 21 сентября помянутого года. 38) Слово по освящении храма святого Предтечи Господня Иоанна, в Московском Кремле, говоренное 2 мая 1848 года и уже известное нам по его углублению в историю этого Кремлевского храма, построенного еще великим князем Василием Темным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Так и вышло, как предсказал Батюшка. Скончался Батюшка 21 июля 1911 года, было ему тогда 82 года. Его почитатели во время болезни приносили ему много конфет, и когда он умер, оказалось у него в келлии чуть ли не 100 коробок с конфетами. Батюшка скончался от круппозного воспаления легких. Похоронен он был сначала на кладбище Покровского монастыря, а когда оно было упразднено, то Василий Петрович перенес его прах на Даниловское. Это было в 1928 году, в Праздник Преполовения. Сегодня я была у келейника Старца о. Герасима – Василия Петровича. Слава Богу, что он еще жив, и я могу насладиться из уст этого первоисточника рассказами о незабвенном, дорогом святом Батюшке. Дал он мне его краткую биографию, нечто вроде послужного списка, и я, не откладывая, по моему обычаю, сейчас же перепишу ее: ОТЕЦ ИГУМЕН ГЕРАСИМ Из духовного звания, в мире именовался Георгий Анциферов (родился в 1829 году), холост, обучался в нашем отделении Енисейского духовного училища. Определен в Енисейский монастырь 30 ноября 1847 г. (18-ти лет). Переведен, согласно его прошению, в Чудов монастырь 4 июля 1850 г. (21-го года). Посвящен в стихарь 7 апреля 1862 г. (23 лет). Пострижен в монашество 15 января 1866 г. (27 лет). Рукоположен в иеромонаха 17 мая 1872 года (33 лет). Перемещен в Покровский монастырь 23 января 1885 года. Перемещен в Московский Высокопетровский монастырь 27 сентября 1885 года. Переведен обратно в Московский Чудов монастырь 31 октября 1888 г. 224 Награжден набедренником 29 июня 1872 года. Преподано благословение Святейшего Синода 1 апреля 1883 года. Награжден наперсным крестом от Св. Синода, выданным 20 марта 1884 г. Назначен духовником братии Чудова монастыря 19 мая 1908 г. Возведен в сан игумена 20 мая 1908 г. Пожалована Высочайше утвержденная в память Свящ. коронования Г[осударя] Имп[ератора] Николая II серебряная медаль для ношения на груди на Андреевской ленте 14 мая 1896 года. Имеет серебряную медаль, Высочайше утвержденную в память в Бозе почившего Гос[осударя] Имп[ератора] Александра III, для ношения на груди на Александровской ленте.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

В 1817 году студент Михаил Глухарев успешно окончил академию с присвоением степени магистра богословия. К этому времени он обладал прекрасным знанием древних языков: латинского, греческого, еврейского — и новых: немецкого и французского. По окончании академии он был назначен инспектором и преподавателем Церковной истории и немецкого языка в Екатеринославскую духовную семинарию. В 1818 году пострижен в монашество с именем Макарий в честь преподобного Макария Египетского. Вскоре рукоположен в иеродиакона, а затем — в иеромонаха. По указу Святейшего Синода он был причислен к разряду соборных иеромонахов Киево-Печерской лавры. С 1821 по 1824 гг. отец Макарий был ректором Костромской духовной семинарии, настоятелем Богоявленского монастыря в городе Костроме. 21 декабря 1821 года возведен в сан архимандрита. Из-за ухудшения состояния здоровья в 1825 году по собственному желанию он ушел на покой в Киево-Печерскую лавру, где занимался переводами творений святых отцов. Узнав о благочестивой жизни настоятеля Глинской пустыни старца Филарета, отец Макарий в конце 1825 года переселился в Глинскую пустынь, где постоянно читал Добротолюбие, обучался духовной брани и самопознанию. Из Глинской пустыни архимандрит Макарий, движимый апостольской ревностью, отправился на проповедь Евангелия к сибирским народам. Получив разрешение Синода, отец Макарий 5 июня 1829 года отправился в Москву, а затем после встречи с митрополитом Филаретом (Дроздовым) с его благословения выехал в Тобольск. Основанная им Православная Миссия стала в XIX столетии образцом для других Миссий Сибири. Он перевел для алтайцев необходимые молитвы, текст Евангелия, многие места из Деяний и Посланий апостольских, многочисленные псалмы, краткую Священную историю, краткий Катехизис и ряд других книг. Скончался апостол Алтая, архимандрит Макарий, в возрасте 55 лет, 18 мая 1847 года. Перед самой блаженной кончиной он твердо произнес слова: «Свет Христов просвещает всех». О духовных подвигах архимандрита Макария повествуется в книге Ястребова «Архимандрит Макарий, основатель Алтайской Духовной Миссии» (С-Пб., 1890). Сохранившиеся свидетельства об апостольских трудах архимандрита Макария, совместно со свидетельствами о его почитании, как угодника Божия, позволили в 1983 году внести его имя в Собор Сибирских святых, чем положено начало общецерковному прославлению этого выдающегося просветителя и апостола Алтая. Память его празднуется 18/31 мая. Питирим, епископ Тамбовский, святитель

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

«Такого счастия, такого постоянного внимания не удостаивалось ни одно учебное заведение...» Одним из наиболее торжественных и запомнившихся казанцам событий Высочайшего визита стало посещение августейшими особами Казанской крещёно-татарской школы (ККТШ) (впоследствии - Казанской центральной крещёно-татарской школы/КЦКТШ/), созданной в 1863 - 1864 гг. трудами выдающегося русского миссионера, педагога, учёного-востоковеда Н.И. Ильминского (1822 - 1891/1892) и его ученика и ближайшего соратника - священника В.Т. Тимофеева (1836 - 1895). В опубликованной в 69 от 4 сентября 1871 г. «Казанских губернских ведомостей» неподписанной заметке отмечалось, в частности, что: «В последнее четырёхлетие Казанская крещёно-татарская школа ежегодно удостаивалась (40) посещения Августейших Членов Царской семьи и даже самого Государя Императора. Кто только из Царской Фамилии не приезжал в Казань, все и каждый посетили крещёно-татарскую школу. Такого счастия, такого постоянного внимания не удостаивалось ни одно учебное заведение не только в Казани, но вероятно и в целой России».(41) 19 мая 1868 г., во время своего пребывания в г. Казани, в ККТШ нанёс визит четвёртый сын Императора Александра II - Его Императорское Высочество Великий князь Алексей Александрович (1850 - 1908). 18 июля 1869 г. он вновь посетил школу, в сопровождении своего брата Наследника Цесаревича Александра Александровича (будущего Императора Александра III) и его супруги - Цесаревны Великой княгини Марии Феодоровны (1847 - 1928). Несколько ранее - 31 мая 1869 г. - в ККТШ побывал Его Императорское Высочество Принц Пётр Георгиевич Ольденбургский (1812 - 1881). 8 июня 1870 г. в школу нанёс визит младший брат Императора Александра II Его Императорское Высочество Великий князь Константин Николаевич (1827 - 1892).(42) При этом внимание представителей Царствующего Дома Романовых автор вышеозначенной заметки объяснял: «Тем, что в ней воспитываются дети крещёных татар в христианском законе. Государю Императору, конечно, известны бедность, слабость и шаткость многих крещёных татар, и вот Он, несмотря на бесчисленная заботы и важные государственные дела, помнит и приходит видеть крещёно-татарских детей, обучающихся в христианской вере, высказывает родителям свою радость и надежду, что их дети будут хорошими христианами.

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/15/...

115) Такой-же памятник с надписью: „Под камнем сим погребено тело младенца Николая, сына подполковника и разных орденов кавалера Ивана Козмина Горталова, родившегося 1823 года февраля 8 дня, а скончавшегося 1824 года марта 30 дня”. 116) Такой-же памятник с надписью: „Царь славы Ис. Хс. Ника. Супруга, сын и дочь в залог любви своей воздвигли отцу, супругу мавзолей”. Вокруг памятника: „Под камнем сим погребен коллежский асессор Симеон Григорьевич Бутлер, который родился 1764 года апреля 20 числа, скончался 1822 года мая 18 дня; жития его было 58 лет и 27 дней. Боже, приими дух мой с миром!» 117) Большой, деревянный крест с металлическим венком и надписью на западной стороне: „Гавриил Иванович Горталов»; а на восточной: „родился 29 июня 1819 года, скончался 20 июля 1885 г.». 118) Большой пирамидальный памятник с металлическим крестом и надписью на западной стороне: „здесь погребено тело Каз. купца Василия Семенова Матвеева, который родился 1780 года, а скончался 1847 года; жития его было 67 лет». 119) Большой ветхий, в виде гроба, опоковый памятник с высеченными крестом, копьем, и мечем и надписью: „Царь Славы. Ис. Хс. Ника. Под камнем сим погребено тело отрока Василия Сосипатровича Михайлова». Остальных слов нельзя разобрать. 120) Белый мраморный, граненый памятник без креста с надписью на восточной стороне: „Под сим камнем лежит тело действительного статского советника Александра Андреевича Апличева, скончавшегося 1802 года августа 10 числа». На западной: „бьет час и смертною косой вся добродетель в гроб сокрыта, но память будет вечно омыта супруги верною слезой». 121) Опоковый ветхий, в виде гроба, памятник с высеченными крестом, копьем, мечем и надписью на южной стороне: „здесь покоится прах воспитанницы Любви чиновника комиссии Казанского комиссариатского депо 9-го класса Герасимова, которая родилась 1824 года августа 12 дня, померла 1831 года июля 31 дня; жития её было 6 лет, и месяцев и 12 дней». На северной: „нет у меня Любоньки, увы, ее не стало! неужели Ангелов у Бога не достало? покойся, милая, пока-ль во гроб твой темный прольется луч ясный, неизменный; увидимся мы там, где вечно нет разлуки, где радости нас ждут за все житейские муки».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

– Душеп. Чтение 1861, май). Новое вино в ветхих мехах (Душеп. Чт. 1861, март). Гамалеевский харлампиев женский монастырь (Черниг. Епарх. Изв. 1862). Описание каменского успенского женского монастыря (Черниг. Епарх. Изв. 1863). 12 . Никодим Казанцев, магистр. Пострижен, будучи студентом, в 1829 году 31 марта. По окончании курса определен инспектором тульской Семинарии, в 1832 переведен на ту же должность в новгородскую Семинарию, из которой в 1833 возвращен обратно в тульскую. В 1835 г. назначен ректором вятской Семинарии, в 1841 – переведен в херсонскую, в 1845 в курскую, в 1850 – в ярославскую. В 1854 г. 14 февраля руколожен во епископа чебоксарского, викария казанской епархии; в 1861 назначен енископом новооткрытой енисейской епархии. В 1870 по прошению уволен на покой и помещен в перервинском монастыре, близ Москвы. Скончался в 1874 году июня 11 в Дмитрове, во время посещения сего города, и погребен в тамошнем соборе. Из сочинений его напечатано: О Филарете, митрополите Московском, моя память (Чтен. москов. общ. истор. и древн. 1877. кн. 2). Осьмого курса (1832) 13 . Филофей Успенский, магистр. По окончании курса оставлен при Академии бакалавром церковной словесности. Пострижен 13 ноября 1832 года. В 1833 году переведен на класс герменевтики и библейской археологии. В этом году получил звание соборного иеромонаха, действительного члена конференции и должность библиотекаря в Академии. В 1838 году определен инспектором Академии; в августе того же года переведен на ту же должность в петербургскую Академию и в 1839 году получил сан архимандрита. В 1842 г. определен ректором харьковской Семинарии, из которой в том же году переведен на должность ректора в вифанскую Семинарию, а в 1847 – в московскую. В 1849 г. 18 декабря рукоположен во епископа дмитровского, викария московской митрополии. В августе 1853 г. назначен епископом костромским, в 1857 г. переведен на кафедру тверскую и в 1861 пожалован архиепископом. В 1876 году 15 мая пожалован саном митрополита киевского. 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

81 . Шкаровский М.В. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви ХХ века. – СПб.: НЕСТОР, 1999. 82 . Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. – М.: Вече, Лепта, 2010. 83 . Эзрин Г.И. Государство и религия. Религиозные организации и политическая структура общества. – М.: Политиздат, 1974. 84 . Ярославский Ем. Мысли Ленина о религии. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. – Москва-Ленинград: Государственное издательство, 1925. Приложение Таблица 1 Об учившихся в духовных учебных заведениях (Ведомость [размерность – чел.] Дата Учащихся в академиях (всего), в т.ч. [выборочно] – казеннокоштных – пользующихся пособием Учащихся в семинариях (всего), в т.ч. [выборочно] – казеннокоштных – пользующихся пособием Учащихся в училищах (всего), в т.ч. [выборочно] – пользующихся пособием Итого учащихся, в т.ч. – казеннокоштных – пользующихся пособием Доля казеннокоштных учащихся, % Доля учащихся, пользующихся пособием, % Источник Примечание 31.12.1865 31.12.1866 31.12.1870 31.12.1871 31.12.1872 31.12.1873 31.12.1874 31.12.1875 31.12.1876 31.12.1877 31.12.1878 31.12.1879 31.12.1880 31.12.1881 31.12.1882 31.12.1883 31.12.1884 2). и 3). 31.12.1885 31.12.1886 31.12.1887 31.12.1888 О1888–89 31.12.1889 О1888–89 31.12.1890 О1890–91 31.12.1891 О1890–91 31.12.1892 О1892–93 31.12.1893 О1892–93 31.12.1894 О1894–95 31.12.1895 О1894–95 31.12.1896 О1896–97 31.12.1897 О1896–97 31.12.1898 31.12.1899 31.12.1900 31.12.1901 31.12.1902 31.12.1903 О1903–04 31.12.1904 О1903–04 31.12.1905 О1905–07 31.12.1906 О1905–07 31.12.1907 О1905–07 31.12.1908 О1908–09 31.12.1909 О1908–09 31.12.1910 31.12.1911 О1911–12 31.12.1912 О1911–12 31.12.1913 31.12.1914 1). И=Извлечение из Всеподданнейшаго отчета обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 2). О=Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 3). Ошибка в сумме до 15% 4). За 1902 г. в семинариях в число казеннокоштных взята сумма казенно- и полуказеннокоштных

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/evolyu...

343. О бедственном состоянии души, в коей, по причине греха, не обитает Господь. 1846. III. 202. 344. О сокровище христиан, т. е. о Христе и Св. Духе. 1846. III. 321. 345. О том, что имущему совершенства и преспеяния духовного необходимо понуждать себя на всякое дело благое. 1846. III. 331. Блаженного Аввы Исаии 346. Nлaч. 1831. XLIII. 67 . 347. Девятнадцать глав о благочестивом упражнении и покое. 1832. XLV. 57. 348. Об уме по естеству. 1847. III. 354. 349. О том, что надобно наблюдать во время путешествия. 1847. IV. 13. 350. О том, что должно соблюдать желающим жить в мире между собою. 1847. IV. 169. 351. О том, что желающие предаться святому безмолвию не должны быть пытливы и не должны тратить время в бесполезных занятиях, оставив размышление о грехах своих. 1847. IV. 182. 352. Об отречении от мира. 1847. IV. 341. 353. О забвении обид. 1847. IV. 352. 354. О делах нового человека. 1847. IV. 358. 355. О совершенстве. 1847. IV. 371. 356. На слова: внемли себе. 1847. IV. 382. 357. Наставления: Братии. 1847. III. 341. 358. Наставления: Младшим братиям. 1847. IV. 3. Св. Амфилохия Епископа Иконийского †395 Слова: 359. На Рождество Великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. 1836. IV. 127. 360. В день Обрезания Господа нашего Иисуса Христа и в похвалу Св. Василию Великому . 1837. I. 3. 361. В Великую Субботу. 1837. II. 46. 362. На Сретение Господа нашего Иисуса Христа. 1838. I. 147. 363. Беседа о покаянии, или о том, что не должно отчаиваться в спасении. 1828. XXIX. 262. Св. Григория Нисского †396 I. Слова: 364. На Рождество Господа нашего Иисуса Христа и на избиение младенцев в Вифлееме от Ирода. 1837. IV. 248. 365. В день Светов, на который крестился Господь наш. 1841. I. 3. 366. При вступлении в пост Четыредесятницы. 1835. I. 113. 367. На св. Пасху, о воскресении. 1847. II. 3. 368. На Святую и спасительную Пасху. 1839. II. 47. 369. На Святую Пасху. 1841. II. 3. 370. На день Вознесения Господа нашего Иисуса Христа. 1830. XXXVIII. 175. 371. О жизни законодателя Моисея, или о совершенной добродетели. 1831. XLIV. 172.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010