Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОДИМ АЛБАНСКИЙ [Греч. Νικδημος Αλβαντης] († 11.07. 1722), нмч. (пам. греч. 11 июля); мирское имя неизвестно. Существуют 2 редакции Мученичества Н. А.: одна из них содержится в рукописи Ath. Vatop. 758 (XVIII в.), другая - в рукописи 398 из скита св. Анны на Афоне того же времени. Согласно 1-й редакции, Н. А. род. в Эльбасане (город на территории совр. Албании) в благочестивой христ. семье. Был женат, имел неск. детей. Под влиянием друзей-мусульман перешел в ислам и обратил в мусульманство всю семью, кроме одного сына, к-рого местные христиане успели тайно отправить на Св. Гору. Н. А. поехал на Афон, чтобы забрать сына и по возможности отомстить монахам. Увидев строгую жизнь святогорцев, он раскаялся в отступничестве от Христа и принял постриг с именем Никодим. На протяжении 3 лет Н. А. оплакивал грехи, проводя время в строгом посте, лишениях и духовных подвигах. От афонских отцов он услышал, что для искупления греха отречения от Спасителя следует публично исповедать Христа. Н. А. обратился за советом к старцу Акакию из Кавсокаливийского скита (см. Акакий Новый Кавсокаливит , прп.). Тот помолился Господу, что-то тихо сказал плачущему Н. А., вручил ему свой жезл и благословил в дорогу. Перед уходом со Св. Горы Н. А. сподобился явления Христа, Который открыл все предстоящие ему мучения. Прибыв в Эльбасан, Н. А. исповедал Христа перед знакомыми турками, а Мухаммада назвал льстецом и обманщиком. То же самое он сказал паше, который приказал сбросить его с террасы своего дома, надеясь, что тот разобьется. Н. А. остался невредим. Тогда паша отдал его туркам, к-рые жестоко терзали христианина в течение 3 дней, а затем обезглавили 11 июля 1722 г. Во 2-й редакции содержатся несколько др. сведения: Н. А. род. в деревне в окрестностях Корицы, в Сев. Эпире (ныне Корча, Албания), работал портным в г. Берате (на юге совр. Албании). После смерти 3-й жены он просил у одного турка дозволения жениться на его юной служанке-христианке.

http://pravenc.ru/text/2565600.html

Воскопоя) и др. Православное население поддерживали клирики. Особенно отличался иеромонах Нектарий (Тер-пос) из Мосхополя. Он подвизался в период с 1719 по 1730 г. в области Берата и Спафии. Бежал от преследований в Италию, где издал свою книгу " Вера " , которой старался отвратить православных от ислама. Во многих местах Албании со строительством храмов и организацией школ сопротивление исламу усиливалось. В числе наиболее важных центров был Мосхополь, построенный в труднодоступной гористой местности. Большое положительное значение имело отсутствие в городе военной османской администрации. В XVIII в. он имел примерно 60 тыс. жителей. Население его было достаточно однородно в религиозном и социальном отношении - это были православные купцы и ремесленники. Экономическое благосостояние и городское самоуправление определили и высокий культурный уровень жизни в городе. Большую славу стяжала " Новая Академия " Мосхополя (1744), ее библиотека и типография. В городе было 20 храмов. До 1670 г. Мосхополь непосредственно подчинялся архиепископу Охридскому, а затем - Корчинской митрополии. Его упадок начался после разграбления, которому он в условиях феодальной анархии трижды подвергся в 60-80-х гг. XVIII в.; ныне превратился в деревню. Чтобы избежать исламизации и сохранить свою веру, отдельные группы христиан в период османского завоевания предпочитали становиться " криптохристианами " . Они имели имена и внешнее поведение мусульман, однако в семейной жизни сохраняли православные традиции. Наиболее типичным случаем криптохристианства в Албании является Тоскидон (Спафия) - горный район южнее Эльбасана. Это явление продолжалось с конца XVII до конца XIX в. В этом регионе были и новомученики: прп. Никодим (1722), Эльбасан, пам. 11 июля) и Христос Садовник, или Арванитис (т. е. Албанец, 1748), пам. 12 февр.). Четвертый период (1767-1937): от упразднения автокефалии Охридской архиепископии до канонического дарования автокефалии Албанской Православной Церкви. В этот период реорганизуются митрополии и епископии, строятся новые храмы и предпринимаются систематические усилия по духовному пробуждению православных.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Такое явление продолжалось с кон. XVII до кон. XIX в. В этом регионе были и новомученики: прп. Никодим († 1722, Эльбасан, пам. 11 июля) и Христос Садовник , или Арванитис (т. е. Албанец; † 1748, К-поль, пам. 12 февр.). Пророк Давид. Фреска ц. свт. Николая в с. Шельцан близ Эльбасана. Онуфрий Неокастрит. Сер. XVI в. Пророк Давид. Фреска ц. свт. Николая в с. Шельцан близ Эльбасана. Онуфрий Неокастрит. Сер. XVI в. Четвертый период (1767-1937): от упразднения автокефалии Охридской архиепископии до канонического дарования автокефалии Албанской Православной Церкви . В этот период реорганизуются митрополии и епископии, строятся новые храмы и предпринимаются систематические усилия по духовному пробуждению православных. Выдающейся личностью этой эпохи является св. Косма Этолийский, к-рый с 1775 г. подвизался в А., завершив свою миссионерскую деятельность мученичеством в 1779 г. в Берате. Спустя 30 лет др. святой, вероятно, из Спафии - сщмч. Никита Албанский , проповедовал Христа и пострадал в р-не Серр и Драмы († 1809, пам. 19 февр.). В XVIII-XIX вв. предпринимались попытки перевода Свящ. Писания на албан. язык. Среди переводчиков первым упоминается иером. Григорий Константинидис, впосл. митрополит Диррахия, к-рый перевел ВЗ и НЗ, используя албан. графику, по собственному творческому замыслу (перевод утрачен). В XIX в. Григорий Аргирокастрский (еп. Эвбейский) опубликовал перевод НЗ на албан. языке греч. графикой. Позднее свет увидели переводы К. Христофоридиса на гегском (1869) и тоскском (1879) наречиях также греч. литерами. В этот период выдвинулись иерархи: митрополиты Диррахия Григорий Константинидис Мосхополит (1767-1772) и Хрисанф из Мадита (1821-1823), один из создателей нового метода , греч. певч. нотации; митрополиты Дриинупольские Досифей (1760-1799), Гавриил Сифносский (1799-1827), Иоаким Хиосский (1828-1835), к-рый дважды восходил на К-польский Патриарший престол (1860-1863 и 1873-1878; см. Иоаким II , Патриарх К-польский); Белиградские митрополиты Иоасаф II (1802-1855) и Анфим Алексудис (1855-1887).

http://pravenc.ru/text/Албания.html

Святых пустынножителей, которым положено Церковью петь показанный тропарь, немного: Следованная псалтирь показывает их только 13-ть. По ее указанию, следующим именно святым лицам из подвижников бесплодных пустынь поется означенный тропарь: 1) преподобному Феоктисту (память его сентября 3-го); 2) преподобному отцу и исповеднику Харитону (память его сент. 28-го); 3) преподобному Илариону великому (память окт. 21); 4) преподобному Ионникию великому (память ноября 4); 5) препод. Нилу (пам. ноября 12); 6) преподобному Савве освященному (пам. декабря 5); 7) препод, Феодосию, общих житий начальнику (пам. янв. 11); 8) препод. Ефрему Сирину (пам. янв. 28); 9) препод. и исповеднику Прокопию Декаполиту (пам. февр. 27); 10) преподобному Иоанну Лествичнику (пам. марта 30); 11) преподобному Арсению великому (пам, его мая 8); 12) препод. Пахомию великому (пам, мая 15); 13) препод. Пимену (пам. августа 27). В честь других пустынножителей составлены Церковью особые тропари; но это не значит, чтобы к ним не могла быть, по содержанию своему, приложима рассматриваемая нами церковная песнь. Во-первых, в одних из этих тропарей находятся выражения, буквально сходные с песнью, прибавлены только некоторые частности, как например в тропаре препод. и чудотворцу Лазарю, в Галисийстей горе постившемуся (пам. его ноября 7); во-вторых, – другие подобные тропари разнятся от показанной песни только выражениями, содержанием же мысли совершенно сходны с нею; таков, например, тропарь преподобному Кириллу Новоезерскому чудотворцу (пам. его февр. 4). При изъяснении песни, мы преимущественно будем касаться этих второго рода особых пустыннических тропарей, а также и кондаков при них, так как во многих выражениях их, лишенных сжатости и образности, найдем один из надежных ключей к уразумению сжатых и образных выражений в песни. С другой стороны от сходства ее с этими особыми тропарями мы убедимся, что они составлены как бы по образцу ее; потому, как скоро мы уразумеем ее смысл, вместе с тем сам собою проглянет нам смысл и этих особых тропарей: в этом не малое конечно достоинство заключается в избранной нами для изъяснения церковной песни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Применение 2-го эдикта было чрезвычайно суровым. 10 авг. 258 г. в Риме были замучены папа Сикст II с диаконами Лаврентием, Фелициссимом и Агапитом (пам. 10 авг.). Дружины Римских мучеников этого времени: диаконы Ипполит, Ириней, Авундий и мц. Конкордия (пам. 13 авг.); Евгения, Прот, Иакинф и Клавдия (пам. 24 дек.). 14 сент. из места ссылки к проконсулу Африки Галерию Максиму был доставлен сщмч. Киприан Карфагенский. Между ними состоялся краткий диалог: «Ты Тасций Киприан?» - «Я».- «Святейшие императоры приказали тебе принести жертву» (caeremoniari).- «Не сделаю».- «Подумай» (Consule tibi).- «Делай, что тебе предписано. В деле столь справедливом нечего раздумывать» (In re tam justa nulla est consultatio). После этого проконсул сформулировал обвинение и последовал приговор: «Тасция Киприана казнить мечом».- «Благодарение Богу!» - ответил епископ (пам. 31 авг.; пам. зап. 14 сент.; Acta Proconsularia S. Cypriani 3-4//CSEL. T. 3/3. P. CX-CXIV; ср.: Болотов. Собр. трудов. Т. 3. С. 132). Др. африкан. епископы, год назад сосланные, теперь были вызваны и казнены, среди них: Феоген Гиппонский († 26 янв. 259; пам. зап. 3 янв.?) и епископы Агапий и Секундин († 30 апр. 259; пам. зап. 30 апр.). Диак. Иакова и чтеца Мариана, арестованных около г. Цирты в Нумидии, казнили 6 мая 259 г. в г. Ламбезис, резиденции легата Нумидии, вместе со мн. мирянами (пам. зап. 30 апр.). Жертв было так много, что казни продолжались неск. дней ( Zeiller. Vol. 2. P. 155). В Утике пострадала группа мучеников во главе с еп. Кодратом ( Aug. Serm. 306). 29 янв. 259 г. в Испании был сожжен заживо еп. Фруктуоз Тарраконский вместе с диаконами Авгуром и Евлогием (пам. зап. 21 янв.; Zeiller. 1937. Vol. 2. P. 156). Пострадали епископы Маркиан Сиракузский (пам. 30 окт.), Либертин Агригентский (пам. зап. 3 нояб.). Г. коснулось и востока империи, куда Валериан отправился на войну с персами. Известны мученические акты христиан Палестины, Ликии и Каппадокии, относящиеся к этому времени (см., напр.: Euseb. Hist. eccl. VII 12). Период мира (260-302)

http://pravenc.ru/text/166129.html

Мстислава (Дячини) в Лодейнопольського» Фотоальбом «Божественна в Миколо-Богоявленському морському Петербурга в день пам " святителя Миколая Чудотворця. Мстислава (Дячини) в Лодейнопольського» Фотоальбом «Божественна в Миколо-Богоявленському морському Петербурга в день пам " святителя Миколая Чудотворця. Мстислава (Дячини) в Лодейнопольського» Фотоальбом «Божественна в Миколо-Богоявленському морському Петербурга в день пам " святителя Миколая Чудотворця. Мстислава (Дячини) в Лодейнопольського» Фотоальбом «Божественна в Миколо-Богоявленському морському Петербурга в день пам " святителя Миколая Чудотворця. Мстислава (Дячини) в Лодейнопольського» Фотоальбом «Божественна в Миколо-Богоявленському морському Петербурга в день пам " святителя Миколая Чудотворця. Мстислава (Дячини) в Лодейнопольського» Фотоальбом «Божественна в Миколо-Богоявленському морському Петербурга в день пам " святителя Миколая Чудотворця. Мстислава (Дячини) в Лодейнопольського» Фотоальбом «Божественна в Миколо-Богоявленському морському Петербурга в день пам " святителя Миколая Чудотворця. Мстислава (Дячини) в Лодейнопольського» Фотоальбом «Божественна в Миколо-Богоявленському морському Петербурга в день пам " святителя Миколая Чудотворця. Мстислава (Дячини) в Лодейнопольського» У день пам " святителя Миколая Чудотворця Кирил звершив в Миколо-Богоявленському морському Петербурга та очолив Мстислава (Дячини) в Лодейнопольского за темою Предстоятель Церкви звершив в Успенському Слово Кирила при жезла Преосвященному Митрофану Нефтекамському та : та звернення] Предстоятель Церкви звершив в Успенському очолив Митрофана на Нефтекамського у Реутова. (Корчукова) на Туранського Митрополит Каширський Феогност Божественну в в день пам " засновника екзарх очолив престольне свято у на честь загиблих» у У в у престольне свято зведений хор, який об " 12 з У день пам " митрополит Воскресенський очолив домового храму Московського Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы на встрече с участниками Всемирного фестиваля молодежи : та звернення] Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Всемирном фестивале молодежи : та звернення] у Реутова.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2240016...

в Фотоальбом в день пам " святителя Московського Петра в Успенському Московського Кремля. в Фотоальбом в день пам " святителя Московського Петра в Успенському Московського Кремля. в Фотоальбом в день пам " святителя Московського Петра в Успенському Московського Кремля. в Фотоальбом в день пам " святителя Московського Петра в Успенському Московського Кремля. в Фотоальбом в день пам " святителя Московського Петра в Успенському Московського Кремля. в Фотоальбом в день пам " святителя Московського Петра в Успенському Московського Кремля. в В день пам " святителя Московського Петра Кирил звершив в Успенському Московського Кремля за темою Предстоятель Церкви звершив в Успенському Слово Кирила при жезла Преосвященному Митрофану Нефтекамському та : та звернення] Предстоятель Церкви звершив в Успенському очолив Митрофана на Нефтекамського у Реутова. (Корчукова) на Туранського в день пам " святителя в Успенському Московського Кремля. Митрофана у Нефтекамського у день пам " святителя в Успенському Московського Кремля : з ключовими словами – собори московського кремля   фотоальбоми голови Верховного Суду В.М. у Реутова. (Корчукова) на Туранського у свято Господнього в Христа Спасителя. Володимира на Барабинського в 34-у П " в Олександро-Невському XXXII читання. Божественна у Христа Спасителя в день пам " святителя Филипа Московського в Успенському Московського Кремля у день свята Хрещення Господнього в Христа Спасителя м. Москви свята Хрещення Господнього у Христа Спасителя в у Хрещенський у Христа Спасителя в   Календарь ← → Богослужебные указания 1 березня 2024 р. Предстоятель Церкви звершив в Успенському 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4753005...

А потом, когда он наклонялся, стараясь дотянуться передними лапками до носков, он пел так: — Тара-тара-ой, караул, трам-пам-па! Ну, вот так и сочинилась песенка-ворчалка, и после завтрака Винни все время повторял ее про себя, все ворчал и ворчал, пока не выучил ее всю наизусть. Теперь он знал ее всю от начала до конца. Слова в этой Ворчалке были приблизительно такие: Тара-тара-тара-ра! Трам-пам-пам-тарарам-пам-па! Тири-тири-тири-ри, Трам-пам-пам-тиририм-пим-пи! И вот, ворча себе под нос эту Ворчалку и размышляя — а размышлял Винни-Пух о том, что было бы, если бы он, Винни, был не Винни-Пухом, а кем-нибудь совсем-совсем другим, — наш Винни незаметно дошел до песчаного откоса, в котором была большая дыра. — Ага! — сказал Пух. (Трам-пам-пам-тирирам-пам-па!) — Если я что-нибудь в чем-нибудь понимаю, то дыра — это нора, а нора — это Кролик, а Кролик — это подходящая компания, а подходящая компания — это такая компания, где меня чем-нибудь угостят и с удовольствием послушают мою Ворчалку. И все такое прочее! Тут он наклонился, сунул голову в нору и крикнул: — Эй! Кто-нибудь дома? Вместо ответа послышалась какая-то возня, а потом снова стало тихо. — Я спросил: “Эй! Кто-нибудь дома?” — повторил Пух громко-громко. — Нет! — ответил чей-то голос. — И незачем так орать, — прибавил он, — я и в первый раз прекрасно тебя понял. — Простите! — сказал Винни-Пух. — А что, совсем-совсем никого нет дома? — Совсем-совсем никого! — отвечал голос. Тут Винни-Пух вытащил голову из норы и задумался. Он подумал так: “Не может быть, чтобы там совсем-совсем никого не было! Кто-то там все-таки есть — ведь кто-нибудь должен же был сказать: “Совсем-совсем никого!” Поэтому он снова наклонился, сунул голову в отверстие норы и сказал: — Слушай, Кролик, а это не ты? — Нет, не я! — сказал Кролик совершенно не своим голосом. — А разве это не твой голос? — По-моему, нет, — сказал Кролик. — По-моему, он совсем, ну ни капельки не похож! И не должен быть похож! — Вот как? — сказал Пух. Он снова вытащил голову наружу, еще раз задумался, а потом опять сунул голову обратно и сказал:

http://azbyka.ru/fiction/vinni-pux-i-vse...

Ист.: Безбожник у станка. 1929. 17. С. 15; Бутовский полигон. Кн. 2. С. 169. Соч.: [Зерцалова А. И. ] Светильник Православия: (Пастырская деятельность бывш. настоятеля моск. придворного Архангельского собора прот. В. Н. Амфитеатрова). М., 1912; [она же. ] Подвижник веры и благочестия. М., 1995р; Духовные поучения, проповеди Валентина Николаевича Амфитеатрова, бывш. настоятеля моск. придворного Архангельского собора, записанные с его слов одной из его духовных дочерей. М., 1916. Э. П. Р. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ Семенович Скоробогатов (1889 - 1937), мч. (23 марта в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВАРВАРА Ивановна Лосева, мц. (пам. 22 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВИКТОР Васильевич Фролов (1913-1937), чтец, мч. (пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ГАВРИИЛ Гаврилович Безфамильный (1880-1937), мч., (пам. 14 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ДИМИТРИЙ Васильевич Казамацкий (1871-1938), псаломщик., мч. (пам. 4 февр. и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Иванович Рудаков (1879-1937), мч. (пам. 14 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВДОКИЯ Петровна Кузьминова (1884-1938), мц. (пам. 23 янв. и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛИСАВЕТА Николаевна Крымова (1877-1937), мц. (пам. 18 окт., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛИСАВЕТА Викторовна Куранова (1877 - 1937), мц. (пам. 8 окт., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛИСАВЕТА Александровна Тимохина (1881-1938), мц. (пам. 22 февр., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/115576.html

Матфея (Самкнулова) у Шуйського Тейковського» Фотоальбом в день пам " святителя Московського в Христа Спасителя. Матфея (Самкнулова) у Шуйського Тейковського» Фотоальбом в день пам " святителя Московського в Христа Спасителя. Матфея (Самкнулова) у Шуйського Тейковського» Фотоальбом в день пам " святителя Московського в Христа Спасителя. Матфея (Самкнулова) у Шуйського Тейковського» Фотоальбом в день пам " святителя Московського в Христа Спасителя. Матфея (Самкнулова) у Шуйського Тейковського» Фотоальбом в день пам " святителя Московського в Христа Спасителя. Матфея (Самкнулова) у Шуйського Тейковського» Фотоальбом в день пам " святителя Московського в Христа Спасителя. Матфея (Самкнулова) у Шуйського Тейковського» Фотоальбом в день пам " святителя Московського в Христа Спасителя. Матфея (Самкнулова) у Шуйського Тейковського» за темою Предстоятель Церкви звершив в Успенському Слово Кирила при жезла Преосвященному Митрофану Нефтекамському та : та звернення] Предстоятель Церкви звершив в Успенському очолив Митрофана на Нефтекамського у Реутова. (Корчукова) на Туранського з ключовими словами   фотоальбоми в день пам " святителя в Успенському Московського Кремля. Митрофана у Нефтекамського голови Верховного Суду В.М. у свято Господнього в Христа Спасителя. Володимира на Барабинського в 34-у П " в Олександро-Невському XXXII читання. Божественна у Христа Спасителя в день пам " святителя Филипа Московського в Успенському Московського Кремля у день свята Хрещення Господнього в Христа Спасителя м. Москви свята Хрещення Господнього у Христа Спасителя в у Хрещенський у Христа Спасителя в   Календарь ← → Богослужебные указания 1 березня 2024 р. Предстоятель Церкви звершив в Успенському 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4706114...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010