Но отец смотрел на сына как на реальное продолжение своего собственного лица, а сын смотрел на отца как на реальное начало своей личности» (Орфанитский И.А. Пророчество Исайи о страданиях и прославлении Раба Иеговы//Христианское чтение. 1881. 11–12. С. 642–643). Еще прежде и вне прямой связи с Ветхим Заветом, опираясь на отзывы путешественников о бедуинах, родовое сознание семита, диалектически выражающееся в его высокоразвитом персональном начале, высоко оценивал ранний Гегель (Дух христианства и его судьба//Философия религии. Т. 1. С. 156). Гезениус также приводил примеры из араб, быта, которыми пользуется Орфанитский. В конце XIX в. У Робертсон Смит, выдающийся ориенталист, указывал в лекциях по религии семитов на ощущение «физического единства» членами одной семьи. В начале XX в. на материале примитивных обществ об этом писали Дюркгейм и Леви-Брюлль. В рамках библеистики исследование темы «corporate personality» развивали Г. У. Робинсон (1935) и Ж. де Фрэн (1959). 1654 В существенном этот фрагмент по версии LXX совпадает с МТ. Детали, в которых они расходятся, на наш взгляд, больше ясности дают контексту в греч. варианте. 1655 Ср. Авд 1:21 , где сходным термином σεσσμνοι переведено евр. (Син «спасители», РБО «победители») – «И поднимутся мужи спасаемые от горы Сиона, воздать горе Исава, и будет Господне Царствие». Греч, текст выражает здесь туже надежду на праведный остаток, ожидающий своего «всхода». 1657 См.: Hutchison J.C. Women, Gentiles, and the Messianic Mission in Matthew’s Genealogy//Bibliotheca sacra. 2001. 630. P. 152–164. 1658 В отличие от избранного «остатка», который является понятием, просто «оставшиеся» могут быть и отвергнуты (ср. 4Цар 21:14 ). Один из текстов прямо дает понять, что представители «оставшихся» знали пророчества об «остатке» и ошибочно относили их к себе: «Сын человеческий! Живущие на опустелых местах в земле Израилевой говорят: Авраам был один – и получил во владение землю сию, а нас много; нам дана земля сия во владение» ( Иез 33:24 ). 1660 О том, что на земле Иудеи действительно были оставлены только «бедные из народа», см. Иер 39:10 , 4Цар 24:14, 25:12 . Пророк Софония возвышает этот образ до сотериологического уровня: «Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне. Остатки Израиля не будут делать неправды, не станут говорить лжи... сами [т.е. без пастырей] будут пастись и покоиться, и никто не потревожит их» ( Соф 3:12–13 ). В др. тексте, 2Пар 24:23 , описывается исторический прецедент умерщвления за грех «всех князей народа». 1661 Переводчик достигает этого экзегетического эффекта посредством отождествления слов и 1662 В МТ сотворит откуда в Слав прибавление: и гдь. Однако LXX, видимо, читали придет, и 1663 В евр. великолепная аллитерация: … (шеар аммо ашер йигишаэр меашшур) народа Его, который остался в 1664 МТ: чтение причем величие толковник интерпретирует именно через высоту, чем указывает на окончательное воцарение или вокняжение Господа в Израиле.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

14, л. 47 «Яко мы слышахом Его глаголюща: „Яко Азъ разорю церков сию рукотвореную и трими деньми ину нерукотворену съзижду“» (Библия 1581, л. 25об.). «Послди же приступивша два лжесвдтеля, рста: „Сей рече: могу разорити церковь Божию и треми деньми създати ю“» (Библия 1581, л. 15об.). «Яко мы слышахомъ Его глаголюща: „Яко Азъ разорю церковь сию рукотвореную и треми денми ину нерукотворену созижду“» (Евангелие 1657, л. 357). «Послжде приступивша два лжесвидтеля, рста: „Сей рече: могу разорити церковь Божию и треми деньми создати ю“» (Евангелие 1657, л. 205). К=2Прф 10, л. 71 «Аще съгршитъ теб братъ твой, запрти ему, и аще покается, остави ему» (Библия 1581, л. 38). «Отпущайте и отпустятъ вамъ» (Библия 1581, л. 30об.). «Аще убо отпущаете человком согршениа ихъ, отпуститъ и вамъ Отецъ вашъ Небесный. Аще ли не отпущаете человком съгршениа ихъ, ни Отецъ вашъ отпуститъ вамъ съгръшении вашихъ» (Библия 1581, л. 4). «И яко же хощете, да творятъ вамъ человцы, и вы творите имъ такожде» (Библия 1381, л. 30об.). Ср.: «Вся убо, елика аще хощете, да творят вамъ человцы, тако и вы творите им» (Библия 1581, л. 2об.). 2, л. 182 «Аще согршитъ к теб братъ твой, запрети ему, и аще покается, остави ему» (Евангелие 1657, л. 536). «Отпущайте и отпустят вамъ» (Евангелие 1657, л. 435). Ср.: «Аще бо отпущаете человкомъ согршения ихъ, отпуститъ и вамъ Отецъ вашъ Небесный. Аще ли не отпущаете человкомъ согршения ихъ, ни Отецъ вашъ отпуститъ вамъ сьгршений вашихъ» (Евангелие 1657, л. 47). «И яко же хощете, да творятъ вамъ человцы, и вы творите имъ такожде» (Евангелие 1657, л. 434). Ср.: «Вся убо, елика аще хощете, да творятъ вамъ человцы, тако и вы творите имъ» (Евангелие 1657, л. 53). 2, л. 182 «О семъ разумют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою» (Библия 1581, л. 52). «Яко же възлюби Мя Отецъ, и Азь възлюбихъ васъ. Будьте в любви Моей, аще заповди Моя съблюдете. Пребудете в любви Моей, яко же Азъ заповди Отца Моего съблюдох и пребываю в Него любви» (Библия 1581, л. 52об.). «О сем разумютъ вси, яко Мои//ученицы есте, аще любовь имате между собою» (Евангелие 1657, л. 726–727). «Яко же возлюби Мя Отецъ, и Азъ возлюбихъ васъ. Будите в любви Моей, аще заповди Моя соблюдете. Пребудете в любви Моей, яко же Азъ заповди Отца Моего соблюдохъ и пребываю в Его любви» (Евангелие 1657, л. 735).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Исторические памятники, сохранившиеся до нашего времени, в первый раз упоминают об этой церкви в 1625 году. В этом году патриарх Филарет, по примеру царя Михаила Феодоровича, открыл приказы. В казенный Патриарший приказ собирались доходы с патриарших вотчин и пошлины с церквей; книги сего приказа сохранились в целости до ныне; в них церковь Космы и Дамиана писалась так: «церковь св. чудотворцев Космы и Дамиана что на Вражке, в Кузнецах, по окладу дани десять алтын и сентября в 8 день те деньги на нынешней на 133 (1625) год взяты сполна, деньги платил поп Григорий.» 9 Какая это была церковь , – деревянная, или каменная, из приведенной выписки не видно; но чрез 32 года после сего именно в 1657 году, в Строильных книгах церковь , в старых Кузнецах, названа каменною. Здесь (на обороте 542 л.) значится: «церковь каменная Космы и Дамиана, что в Старых кузнецах, а у той церкви подле кладбища проезжий переулок в святые ворота к Москве реке, а под церковью земли и кладбища и с проезжим переулком вдоль двадцать пять сажень; поперек до попова двора двенадцать сажень. И то кладбище тесно, порозжих месть нет.» 10 Выражение: кладбище тесно, порозжих мест нет, служит доказательством того, что здесь существовал храм гораздо ранее 1625 года, так как в течении 32 лет (1625–1657) не могло сделаться кладбище тесным при малочисленности прихода и близости других приходских церквей, которых и в 1657 году было столько же, сколько и ныне. Когда построена ныне существующая каменная (настоящая) церковь Космы и Дамиана с достоверностью сказать нельзя. Клировые ведомости, а вместе с ними и некоторые печатные месяцословы нынешнего столетия говорят, что она построена в 1657 г. Но это сомнительно. Тяжеловесный кирпич и кладка его 11 деревянные (дубовые) связи в стенах, найденные при поправке церкви в 1870 г., неправильное расположение алтарных стен, остающееся до ныне, голосники, вставленные в сводах, неправильное расположение окон, из которых верхние почти все, не известно когда заложены, железные ставни в окнах, недавно снятые и многое другое, заставляют предполагать, что церковь построена ранее 1657 года. В первой половине прошедшего столетия, когда нужно было говорить о времени построения церкви, не указывали на 1657 год, как на год построения ее, а просто писали: «наша Космодемьянская церковь построена издревле». (Смотр. ниже дело о построении колокольни.) Нужно думать, что в 1657 году она была только перестроена, или, что еще правдоподобнее, пристроен к ней придел во имя свят. Филиппа митрополита московского, св. мощи которого около этого времени, именно в 1652 году были принесены Москву. 12

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Rudnev/m...

Годичное же время, протекшее от освящения деревянной церкви Воскресения до заложения каменного соборного храма (1 Сентября, 1658 года), было необходимо не для одной посылки Арсения Суханова в Иерусалим за моделью и планами, но еще более для приготовления материалов, потребных для столь громадной постройки: белого камня, кирпича, извести, леса, не говоря уже о созвании и распределении рабочих и мастеров разного рода. Вскоре по освящении храма Воскресения Господня в ново созданной обители (18 Октября, 1657 г.), Патриарх должен был расстаться с нею и уехать в Москву, куда требовали его дела его высокого звания, как Патриарха Московского и всея России. Управление ново созданною обителью было поручено одному из приближенных к Патриарху лиц, Игумену Стефану, который в жалованной грамоте к Воскресенскому монастырю на место в Москве для подворья, от 9 Октября, 1657 года, еще значится Игуменом, а в Январе 1658 года уже называется Архимандритом; из сего следует заключить, что он возведен в этот сан во время торжества освящения деревянной церкви Воскресения Христова, 18 Октября, 1657 года. Из Москвы Патриарх не переставал сноситься с монастырем посредством грамот, которых в монастырском архиве упоминается пять (уцелело же в копиях две): две относятся к 1657, и остальные три к 1658 году. Содержание их следующее: а) первая грамота к Архимандриту Стефану да к Наместнику старцу Зосиме с братьею, что посланы в Воскресенский монастырь крестьяне Анкудинко Карпов с товарищи, и что велено им жить за Воскресенским монастырем, 166 года, Ноября в 27 день (1657 года); б) вторая грамота к ним же, что куплено село Рожествено с деревнями, и крестьян, Анкудинку Карпова с товарищи, велено перевести в то село Рожествено и деревни, 166 года, Декабря в 18 день (1657 г.), за приписью Дьяка Ивана Калитина; в) третья грамота в Воскресенский монастырь к Архимандриту Стефану с братиею (1658 г.), что посланы в Воскресенский монастырь с детьми Боярскими 32 семьи Белорусцов с женами и детьми, и велено им жить в разных деревнях, и под тою грамотою тем Белорусцам именная роспись, Марта в 1 день, за приписью Дьяка Ивана Калитина; г) четвертая грамота к Архимандриту же Стефану с братией о вымененной вотчине в Рузском Уезде, селе Казанове, с деревнями и с пустошьми, пересмотря велено принять на лицо 166 (1658 г.), Апреля в пятый день, за приписью Дьяка Ивана Калитина; д) пятая грамота (того же 1658 года, без означения месяца и числа) Великого Государя, Святейшего Никона, Патриарха Московского и всея России, в Новый Иерусалим Живоносного Христова Воскресения, Архимандриту Стефану, да Наместнику Старцу Зосиме с братиею, по той грамоте велено быть в Воскресенском монастыре в портных мастерах Ипатке Вонифатьеву, и под тою грамотою подклеена его, Ипатова, отпускная грамота; за приписью Дьяка Ивана Калитина. Из сих грамот уцелели в списках лишь две, которые и приводятся в приложениях к сей главе.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Успения Божией Матери, что в Гончарах (или «что в Спасской слободе " »). Таганка, угол Гончарной улицы и Успенского переулка. Построена в 1654 году. Придел Тихона Амафунтского. Колокольня XVIII века. 81. Двенадцати Апостолов. В Кремле, при Патриаршем Доме. Построена в 1656 году. 82. Апостола Филиппа. В Кремле, в Патриаршем Доме. Устроена в 1656 году. 8З. Николая Чудотворца, что на Берсеневке. На набережной, против Храма Христа Спасителя. Построена в 1656 году дьяконом Аверкием Кирилловым. Нынешняя трапезная и колокольня середины XIX века. Главный престол Св. Троицы. Другой придел Феодосия, начальника общежитий. 84. Космы и Дамиана, что в Кадашах. Полянка, близ М. Каменного моста. Построена в 1656 году прихожанином Савельевым. Колокольня XIII века. Главный престол Рождества Богородицы. Приделы: 1) Преподобного Сергия, 2) Космы и Дамиана, 3) Николая Чудотворца. 85. Алексея Митрополита, что на Глинищах. Тверская, Глинищевский переулок. Под 1657 г. упоминается уже как каменная. Трапезная более поздней постройки. Около 1690 года было значительное обновление на средства дьяка Алферьева. Придел Николая Чудотворца одного времени с главной церковью. Придел Всех Скорбящих Радости устроен в 1756 году. Нынешняя колокольня построена в 1787 году. 86. Николая Чудотворца, что в Пыжах, на Б. Ордынке. Построена стрельцами в 1647 – 1657 годах. Трапезная 1811 года. Главный престол Благовещения Божией Матери. 87. Флора и Лавра, что на Мясницкой, против Почтамта. Построена в 1657 году. Придел Петра и Павла. 88. Воскресения Словущего, что в Гончарах. Краснохолмская улица, угол Первого и Нижнего Гончарных переулков. Главная церковь построена в 1657 году, трапезная и колокольня XIX века. Приделы: 1) Тихвинской Божией Матери, 2) Преподобного Сергия. Космы и Дамиана, что в Нижних Садовниках, близ Комиссариата. Построена в 1657 году. Главный престол Владимирской Божией Матери. Другой придел Николая Чудотворца. Николая Чудотворца, что в Кленниках. Маросейка, близ Ильинских ворот. Построена в 1657 году, значительно обновлена в 1748 году и в 1853 году. Колокольня 1749 года. Главный престол Казанской Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

1138 Опарина Т А. Происхождение статьи «О крестном знамении» московских дониконовских изданий 40-х годов XVII века//Каптеревские чтения. М. Вып. 1 (в печ.). 1143 По мнению А. С. Елеонской, патриарх Никон «объясняет благоденствие «Москвы со всеми прилежащими странами» пребыванием в столице креста, доставленного в Русскую землю ещё при князе Владимире. Почитание креста, знаменующего церковь в целом, принесло князьям и царям российским «светлое одоление и победы над враги», покорение «иноверных стран под Богом хранимую Российского царствия державу». Обращаясь к «православным христианом», Никон напоминает и о необходимости давать монастырям на «строение и возрождение» часть своих «стяжаний»» – Елеонская А. С. Русская публицистика... С. 33. 1144 Тираж 2400 и 4800 экз. встречается достаточно редко на Печатном дворе в XVII веке. Известно, что при патриархе Никоне 3 апреля 1657 года (16 февраля – 3 апреля 7165) были изданы «Листы о поклонах», тираж которых составил 2400 экз. Листы печатали на одном стане, и их себестоимость составила 4 деньги с полушкой. В приказ Большого дворца в царскую казну бесплатно было отдано 50 экз., патриарху Никону 50 листов, справщикам пожаловано 4 листа. В «правильней оставлен один «кавычный» экземпляр, 5 листов отдано «про запас» в приказ. Цена розданных бесплатно 110 листов положена на 2290 экз. листов, предназначенных для продажи, чья себестоимость стала равна 4,5 деньги. По указу патриарха Никона листы продавали по 10 денег – РГАДА. Ф. 1182. Оп. 1. Д. 57. Л. 328–331. Приношу искреннюю благодарность Е. В. Лукьяновой, предоставившей мне эту информацию. Тиражом 2400 экз. издан «Чин освящения воды в навечерие Богоявления» января 1656 года]. Из всего тиража патриарху Никону дано 50 экз. в тетрадях. Патриарх указал продавать книгу по 30 алтын 2 деньги – РГАДА. Ф. 1182. Оп. I. Д. 57. Л. 106–110, 111–149 об.; Московские кирилловские издания... Вып. 3. 26. Тиражом 1200 экз. издавались в XVII веке почти все наименования книжной продукции Печатного двора: Апостол (23 мая 1653 года, 3 июня 1655 года); Букварь (1657 года); Евангелие (25 октября 1653 года, 29 августа 1657 года); Ирмологий (17 мая 1657 года); Кормчая (15 июня 1653 года); Псалтырь (17 марта 1658 года); Скрижаль (октябрь 1655 года, 2 июня 1656 года); Служебник (31 августа 1655 года, 10 декабря 1657 года, 15 мая и 1 июля 1658 года); Триодь (4 апреля 1653 года, 17 марта 1656 года); Часослов (22 июля 1653 года); Чиновник (январь 1654 года) – Зернова А. С. Книги кирилловской печати... 246–250, 253, 256, 257, 265, 266, 272–275, 277–279; Московские кирилловские издания... Вып. 3. 13–17, 19, 21, 22, 27, 28, 34–40.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Вместо церквей в Чердынском и Соликамском уездах, патриарх и собор присоединили к ней Белоозеро со всеми церквами, бывшими здесь и в Чарондской волости, входившими частью (29 церквей) в состав патриаршей области, частью принадлежавшими Ростовской епархии. Помимо Белоозера и Чаронды, к Вологодской кафедре отошло из патриаршей области 28 церквей Пошехонской десятины. Всего, таким образом, в Вологодскую епархию вновь поступило около 250 церквей 595 . Титул архиепископа Маркелла, при котором произошло территориальное изменение Вологодской епархии, переменен. Собором 1657 года ему, вместо вологодского и великопермского, велено именоваться архиепископом вологодским и белоозерским 596 . С переменой состава Вологодская епархия получила иныт границы. В ней не осталось той разобщенности частей, какая cyщecmbobaлf до 1657 пода. Теперь места и города вологодской кафедры сосредоточивались преимущественно в верховьях р. Сухоны, по бассейну Белоозера и Шексны с её притоками; только гг. Яренск и Усть-Вымь, оставаясь за Вологодской епархией, уносили северо-восточные пределы её на р. Вымь. Патриаршая область во всех сложных комбинациях нисколько не проиграла, напротив выиграла. Вместо 3690 церквей, 427 прид. и 41 часовни до 1657 г. в ней после 1657 года оказалось 3805 церк., 430 прид. и 54 часовни 597 . Не нужно забывать и того, что вместо 138 церквей в краю малоустроенном патриарх получил более 300 церквей в центре России – Коломенской епархии 598 . Дело об открытии Белгородской епархии разрешилось совсем иначе. Планы патриарха, теперь, как и прежде, разбились о сильный характер крутицкого митрополита. Несмотря на то, что новый край слишком нуждался в особом епископе, которого и назначил собор 1657 года несмотря на то, что «государь указал и патриарх и бояре приговорили перевести в Белгород митрополита крутицкаго», Питирим все-таки не поехал на новую епархию 599 . Он остался в Москве и вместо белгородского продолжал по-прежнему именоваться сарским и подонским или крутицким. Патр. Никон потом не раз заявлял, что Питирим, имея собственную епархию, много лет незаконно владеет крутицкой кафедрой, «не съезжая с Москвы», а в своей настоящей епархии не бывал с тех пор, как для неё поставлен 600 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

А на подлинной позади пишет: «К сей купчей Роман Боборыкин вотчину свою продал и деньги взял и руку приложил (подписи 8 выше упомянутых послухов). Да на той же подлинной позади писано: «165 (1657), Июня в 27 день в Поместном Приказе Окольничему Федору Кузмичю Елизарову, да Дьяком Ивану Владычкину, да Степану Шишкину да Ивану Фомину сю купчую на вотчину явил Великого Государя, Святейшего Никона, Патриарха Московского и всея Руси, Стряпчей Григорей Верещагин, а сказал: «Вотчину Стольник Роман Федоров сын Боборыкин продал, и такову купчую Великого Государя, Святейшего Никона Патриарха Московского и всея Руси, в ево, Государево, строенье, в монастырь Пречистые Богородицы Иверские, что в Новгородцком Уезде на Святе озере, дал, и та вотчина по сей купчей в Поместном Приказе в записные вотчинные книги за ним, Великим Государем Патриархом, записана, а пошлин по Государеву Указу, во его, Государеву, казну, в Поместной Приказ не взято». Припись Дьяка Степана Шишкина, справа Подьячего Андреяна Яковлева. Примеч. Мы привели эту купчую сполна, так как покупка этой вотчины, села Воскресенского, с его деревнями и пустошами, как известно, послужила началом основания нынешнего Воскресенского монастыря, которым был уже отстроен в своем первоначальном виде к осени 1657 году, а 18 Октября того же года освящен в присутствии Царя, Сингклита и всего Освященного Собора самим Патриархом, первый деревянный храм (теплый) во имя Воскресения Христова, при чем монастырь получил от Царя Алексея Михайловича прозвание «Нового Иерусалима» тогда же подтвержденное письменно грамотою (письмом) из Савина монастыря, от 20 Октября, 1657 года. VI. Список с купчей на село Микулино 1657 года Се яз, Лукьян Тимофеев сын Голосов, продал есми вотчину свою Великому Государю своему, Святейшему Никону, Патриарху Московскому и всея России, в Московском Уезде, в Сурожском стану, село Микулино на реке на Истре, а в том селе церковь древянная во имя Пресвятые Богородицы, да в пределех трех Святителей Вселенских, Василия Великого , Григорья Богослова, Иоанна Златоустог о, да великого Чудотворца Николы, да Великомученика Георгия, со всяким церковным строением и с колоколами, да двор попов со всем дворовым строением, да двор конюшенной, да дворов коровей. Да в том же селе Микулине крестьян (13 дворов, а людей в них 42 человека).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Курская Основана в октябре 1657 и сразу же упразднена в ноябре 1657. Возобновлена в 1666 г. «...Царь Алексий Михайлович и Патриарх Иосиф, с согласия Собора (1666–1667 гг.– Сост.), изволили отдать в Белгородскую епархию 37 украинских городов. Часть их отделена от Патриаршей области, другая составилась из вновь присоединенных и вновь построенных городов Слободской Украины...» (Курска, Обояни, Волхова, Старого и Нового Оскола, Валуек, Чугуева, Харькова, Нежина, Змиева, Ахтырки и др.; Покровский И. М. Ук. соч. С. 280). Митрополия. С 1722 г. обычно замещалась епископами. С 1771 г. архиереи перемещались на другие кафедры. Местопребывание – в г. Белгород, с 1833 г. – в г. Курск, после чего Белгород обращается в Курское викариатство. Именовалась: Белгородская и Обоянская; с 15.03.1787 – Белоградская и Курская; с 16.10.1799 – Курская и Белоградская (Белгородская); с 25.02.1905 – Курская и Обоянская; с 26.01(08.02)1954 – Курская и Белгородская, паки; с 09(22)02.1993 – Курская и Рыльская. Викарные кафедры: Белгородская, Рыльская, Уразовская, Дмитриевская, Новооскольская, Старооскольская. 09.11.1657 23.11.1657 17.05.1667 20.08.1671 14.09.1671 23.02.1684 13.07.1684 06.08.1702 Авраамий Юхнов 23.01.1704 17.08.1709 Иустин Базилевич 11.03.1711 04.04.1720 Иларион Властелинский 09.07.1722 02.07.1731 Епифаний Тихорский 28.11.1731 18.07.1733 30.09.1735 03.01.1736 20.06.1736 01.09.1742 06.09.1742 01.01.1748 02.06.1748 10.12.1754 01.1755) 09.10.1755 09.10.1755 01.01.1758 26.04.1758 30.06.1763 29.10.1763 07.07.1768 28.12.1768 24.09.1771 Самуил Миславский 09.02.1774 28.11.1786 28.11.1786 09.02.1787 29.04.1818 14.07.1818 27.02.1822 Евгений Казанцев 12.04.1822 28.03.1831 Владимир Ужинский 31.03.1831 10.02.1832 Иннокентий Коровин-Сельнокринов 13.03.1832 05.11.1860 01.01.1861 11.01.1880 Сергий Ляпидевский 11.01.1880 19.03.1883 Ефрем Рязанов 19.03.1883 20.03.1887 28.03.1887 03.09.1893 Иуаин II Охотин 03.09.1893 07.03.1898 Иувеналий Половцев 22.03.1898 17.06.1904 Лаврентий Некрасов 17.06.1904 04.10.1911

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Игум. Кирилл возглавлял К. К. м. дважды. Первый раз - в 1663-1676 гг., после чего он был переведен в Глушицкий мон-рь. Известна челобитная, в к-рой старцы, слуги и монастырские крестьяне просят Вологодского архиеп. Симона вернуть игум. Кирилла в мон-рь ( Черкасова. 2012. С. 309). Однако эту просьбу архиепископ выполнил лишь спустя 3 года: повторно игум. Кирилл настоятельствовал в 1679-1685 гг. С 1693 г. К. К. м. управляли архимандриты, последним из к-рых был Фаддей (1764-1770), после чего до закрытия в 1924 г. обитель возглавляли игумены. В XVI в. в К. К. м. проживало до 90 монахов. В 1-й пол. XVII в., по данным сотной грамоты 1631 г., в мон-ре располагались 30 братских келий, в к-рых могли жить до 50-60 монахов. Точные сведения о насельниках во 2-й пол. XVII в. предоставляют описи монастырского имущества (отписные книги) 1656, 1657, 1659, 1661, 1676 гг. (ГАВО. Ф. 883. 28; Ф. 647. 1, 2). Так, если в 1657 г. в К. К. м. жили 54 монаха, включая игум. Рафаила, то в 1659 г.- уже 60 чел. К 1661 г.- всего 45 чел., причины происшедших перемен установить не удалось. Возможно, это было связано со сменой настоятеля. Значительную часть насельников составляли слуги (служки), служебники и монастырские детеныши. Обязанности служек были разнообразны. Одни ездили с настоятелем, келарем или казначеем на ярмарки за товарами, другие трудились на монастырских службах, проживали в вотчине вместе с посельскими старцами. Иногда они участвовали в судебных делах в роли гонцов или сопровождающих. В 1636 г. монастырский слуга А. Богданов доставил строителю Обнорского мон-ря Феоктисту Калединскому царскую грамоту о мерах к поддержанию монастырского порядка. В 1683 г. обнорский слуга И. Ипатьев ездил посыльным в Галич, чтобы привезти к архиепископу для судебного разбирательства боярского сына Г. Болотова. Слуга К. Студеницын сопровождал в Москву отписные колокола, к-рые были сняты по приказу царя Петра I и отправлены на переплавку для пушек. В военное время служек брали на воинскую службу. В 1604 г. царь Борис Феодорович Годунов собирал войско для борьбы с самозванцем. Практически из всех крупных монастырей Вологодского у. рекрутировали служек. К. К. м. выставил «десят человек конных да семь лошадей, да для бережения и корму 2 человека» (Боярские списки последней четверти XVI - начала XVII вв. и роспись русского войска 1604 г. М., 1979. Ч. 2. С. 124-126). В синодике К. К. м. записаны для поминовения имена 25 служек, «побитых на государевой службе» (ВГИАХМЗ. 2008. Л. 231 об., 378 об.- 379). Состав служек часто менялся. При сопоставлении 3 списков насельников - 1657, 1659 и 1661 гг., содержащих соответственно 32, 30 и 29 имен служек, установлено, что лишь 11 чел. с 1657 по 1661 г. беспрерывно проживали в обители ( Шамина. Из истории вологодских мон-рей. 2003. С. 149).

http://pravenc.ru/text/2458667.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010