и содержится одноклассное училище М. Н. П. Он посылал ежегодно на бедных прихода 200 руб. В церкви есть две парчевых ризы, им пожертвованных. Таким образом, в Сумском посаде два храма: каменный с двумя престолами: Успенским и Зосимо-Савватиевским, устроенный в 1693 г. на средства Соловецкой обители, и деревянный, также двухпрестольный в честь Николая Чудотв. и св. вкмч. Параскевы, устроенный в 1768 году на средства прихожан. Утварью, ризницею и богослужебными книгами вполне достаточны; между иконами немало можно встретить весьма древних. Средствами к содержанию храмов служат: %% с капитала в 500 руб. (в двух билетах) и в 366 р. 76 к. по кн. сберег. кассы, суммы кружечно-кошелькового сбора (на 1895 г. 94 р. 90 к.), прибыль от продажи свечей (16 пуд. 18,5 ф. на 1029 р. 40 к.) и помощь от приходского попечительства, открытого в 1894 году. Кроме приходских храмов, во всех четырех селениях имеется по одной часовне, из которых Ендогубская построена в 1622 г., а находящаяся при Сумской губе возобновлена была при архим. Геннадии. Время построения остальных двух часовень неизвестно. В Сумском посаде есть несколько крестов, пред которыми совершаются краткие литии во время крестного хода кругом посада в праздник Преполовения. В часовне под Николаевским храмом почивают мощи прп. схимонаха Елисея Сумского, постриженника Соловецкого. Сведения о его жизни находятся в Соловецком Патерике. Дважды мощи эти были исследованы. В первый раз с этой целью в 1668 г. был прислан из Москвы стольник А. С. Хитрово; результатом этого было построение часовни над могилой святого. Вторичное расследование было в 1710 г. по распоряжению Холмогорского Архиепископа Рафаила, при Соловецком архимандрите Фирсе. Память этого святого совершается в Суме ежегодно 14 июня, в день пророка Елисея, и празднуется подобно храмовому празднику. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии,1896, часть III, стр. 137-140 В 1553 году Государь царь Иоанн Васильевич жалует Соловецкому монастырю «волость Сумскую с приходскими церквями Успения Пресвятыя Богородицы и Святого Николая Чудотворца, а при ней земли с соляными варницами и со всеми угодьями».

http://sobory.ru/article/?object=20211

Ярославль. Церковь Рождества Иоанна Предтечи Николо-Надеинского прихода. Карта и ближайшие объекты Первое упоминание о деревянной церкви Николая Чудотворца восходит к XVI веку. " По свидетельству летописи, 9 июля 1536 года " во граде Ярославле загореся церковь Николая Чудотворца и оттого сгорел весь град " . После пожара построена была на том же месте новая, деревянная же, церковь, посвящённая Благовещению Пресвятой Богородицы " . Каменная церковь Николая Чудотворца строилась с 5 июня 1620 по 31 августа 1621 года. Её жертвователем являлся богатый ярославский купец Епифаний Светешников, имевший, как зачастую было принято на Руси того времени, второе имя - Надея. Надея Светешников, пожалованный в 1613 году в чин гостя за помощь в ликвидации Смуты и воцарении династии Романовых, стал торговым агентом царя Михаила Фёдоровича по закупке товаров для его обихода. С.В. Бахрушин дал следующую характеристику деятельности знаменитого ярославца: " Размах его торговых предприятий поражает и разнообразием, и широтой. На Волге он эксплуатирует усолье под Самарой и снабжает солью русские города до самого Пскова. Из Архангельска он вывозит немецкие товары, из Сибири - пушнину. Его приказчики и люди ездят на Архангельскую ярмарку, в Пермь, снаряжают ватаги покрученников на самые отдалённые реки Восточной Сибири. В крайних углах государства мы всюду находим признаки его торговой деятельности: в Тобольске у него лавка, в которой сидит его приказчик; на Маковском волоку - амбар; в Олонце он строит церковь; в Нижнем Новгороде у него приказчик " . Тёплая деревянная церковь прихода во имя Рождества Иоанна Предтечи с приделом Макария Унженского упоминается во вкладной надписи на колоколе 1622 года. Дата сооружения каменного храма неизвестна, но народная память сохранила имя её устроителя - торгового человека Никифора Петровича Холщевникова. Храмоздатель был погребён в подклете тёплой церкви, под приделом Макария Унженского. Надпись на каменной, " вросшей в землю " , надгробной плите гласила: " Лета 7187 (1679) года месяца июня в 3 день, на память святых мученик Лукиллиана, Клавдия и... преставися раб Божий Никифор сын... Холщевников " .

http://sobory.ru/article/?object=35804

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДОРОФЕЙ Прп. Дорофей Югский в молении перед иконой Божией Матери. Икона. Кон. XIX в. (частное собрание) Прп. Дорофей Югский в молении перед иконой Божией Матери. Икона. Кон. XIX в. (частное собрание) († 1622, Югская пуст.), прп. (пам. в неделю 4-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псково-Печерских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Югский, Ярославский, основатель Югской Дорофеевой во имя Св. Троицы пуст. (в 15 верстах к северо-западу от Рыбинска). Сведения о преподобном содержатся в «Сказании о чудотворной иконе Божией Матери Югской» (списки не ранее 1-й пол. XVIII в.; при составлении, вероятно, был использован краткий монастырский летописец) и в рукописном «Описании Югской Дорофеевой общежительной пустыни» 1849-1850 гг. (РГИАХМЗ). Прп. Дорофей Югский в молении перед иконой Божией Матери. Икона. Сер. XIX в. (частное собрание, Ярославль) Прп. Дорофей Югский в молении перед иконой Божией Матери. Икона. Сер. XIX в. (частное собрание, Ярославль) По преданию, Д. был уроженцем с. Нижненикульского в Рыбинском у. Принял монашество и схиму в Псково-Печерском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре ; заключившись в келье, святой пребывал в посте и молитве. 5 мая 1615 г., во время нападения на псковские земли швед. отрядов (см. Смутное время ), на утреннем богослужении Д. услышал голос, повелевший ему взять икону Богородицы и идти с ней на родину. Обойдя обитель, Д. нашел чудотворный образ, просиявший необычным светом (см.: Югская икона Божией Матери ). Настоятель Псково-Печерского мон-ря архим. Иоаким после явления ему Пресв. Богородицы благословил Д. покинуть мон-рь. Святой намеревался вернуться в родное село, однако обрел место для молитвенных подвигов у слияния рек Чёрной и Белой Юги (остановившись здесь на отдых, он поставил образ Божией Матери на сосну; когда святой собрался продолжить путь, икона чудесным образом не отделялась от дерева). Д. построил здесь келью, затем часовню. Для молитвы перед чудотворным образом к нему начали приходить окрестные жители, совершались многочисленные исцеления. Святой был погребен в сооруженной им часовне. Югская пуст. устроилась вскоре после кончины преподобного. В XIX - нач. XX в. гробница святого с возложенными на нее веригами находилась в нижнем храме монастырского Троицкого собора (построен в 1793-1811). В 1920 г. в упраздненной Югской пуст. была основана детская трудовая колония, в 1941 г. мон-рь был затоплен Рыбинским водохранилищем. Канонизация Д. подтверждена включением его имени в Собор Псково-Печерских святых (празднование установлено в 1996) и в Собор Ростово-Ярославских святых (празднование установлено в 1964). Память святого в Ярославской и Ростовской епархии местно почитается 5 июня.

http://pravenc.ru/text/180249.html

Год со старцами Псково-Печерского монастыря. 6 июня Псково-Печерский патерик Преподобный Дорофей Югский (+ 1622) После кончины Дорофея в 1622 (или 1623) г. священники села Никульского поставили святую икону в своей приходской церкви. Но на другой день не нашли ее там. Отправились в келью Дорофея и там обнаружили ее стоящею на прежнем месте и с горящею пред нею свечой. На следующий день, подивившись чуду и отпев молебен, они взяли святой образ и поставили в приходской церкви. Но икона опять исчезла из храма и снова оказалась в келье старца Дорофея. Ужаснулись этому новому чуду священники и все люди и более уже не смели прикасаться к чудотворному образу. Богомольцы по-прежнему стекались к иконе Богоматери за помощью, утешением и исцелением от болезней, и Богоматерь посылала многим исцеления и помощь по вере их. Вскоре о чудесах стало известно Ростовскому митрополиту Варлааму II, который донес о них патриарху Филарету. Последний, доложив о том царю Михаилу Феодоровичу, с его согласия послал грамоту митрополиту с разрешением на устроение обители. Была построена деревянная церковь во имя Успения Богоматери и кельи для иноков. Новая обитель получила название Дорофеевской Югской по имени старца Дорофея и реки Юга, а отсюда и самая чудотворная икона Богоматери, находящаяся в ней, стала называться Югской. Многие чудеса и исцеления совершились у сей иконы. Известны два кратких исторических известия о благодатной помощи Бо- жией Матери Ее Югской (ранее Псково-Печерской) иконы во время двух моровых поветрий. Ныне обитель затоплена водами Рыбинского водохранилища. Память преподобного Дорофея совершается трижды в году: в день Собора Псковских святых (в 3 неделю по Пятидесятнице), в день Собора Псково-Печерских святых (в 4-ю неделю по Пятидесятнице) и в день Собора Ростово-Ярославских святых (23 мая/5 июня). 6 июня 2012 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Православный календарь на каждый день. Новые книги издательства «Вольный странник». Анонсы предстоящих мероприятий. Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/53852.html

Память святого мученика Луарсаба II, царя Грузии Св. Луарсаб взошел на престол Карталинского царства в 1606 г., когда ему было четырнадцать лет. Св. Луарсаб II, царь Грузии. Современная икона Он унаследовал трон от отца, Георгия X, пострадавшего за православную веру и погибшего в плену у персидского шаха Аббаса I 721 . Св. Луарсаб, избежав многих придуманных шахом хитростей, был всё же доставлен к персидскому двору. В Великий пост шах пригласил его на пир, во время которого молодому царю был поднесен яд. Луарсаб отказался его выпить. Тогда шах потребовал, чтобы он отрекся от Христа, но царь отвечал: «Ни за что на свете я не подчинюсь твоему приказу, ибо я крещен во имя Христово и в Него одного я верую». Св. Луарсаба схватили и отправили в Шираз, где семь лет держали в мучительном заточении. Ежедневно к святому приходили знатные мусульмане и заставляли принять ислам. По приказу шаха он был задушен в тюрьме вместе с двумя слугами 21 июня 1622 г. Вскоре над его могилой явилось небесное сияние. Читать далее Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т./Адаптир. пер. с франц. — Т.5.— М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011.— 896 с.: ил., с цв. ил. ISBN 978-5-7533-0555-8 (т.5)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Александр см. Пересвет . Александр , пр. тверской (не Свирский ли?) чудотворец. Филим. 20 авг. Анастасия княгиня. См. Михаил Феодорович. Анастасия . См. Гавриил. Андрей Константинович суздальский, † 6872 и супруга его Василисса (ниже). Зело пишут его духовна и добродетельна. 201. Андрей Рублев, инок андрониковский в Москве иконописец † 6938 по 209. Андрей Иоаннович Углицкий, заточен в темнице и погребен в Москве в лето 1436 у Бориса и Глеба ноября 3. 201, ноября 5 51. Анна благоверная княгиня инокиня кашинская чудотворица. 209 (КСоф. † 6801, Филим. 22 июля, по историческ. Словарю о св. † 1338 года окт. 2 и в сей день яко бы чтится память ее местно). Антоний , еп. вологодский чудотворец. КСоф. (Погод. преставися в лето 7096 марта 3, Филим. авг. 18). Антоний 1 хиротонисан 1586 окт. 11 из игуменов троицкого Болдина монастыря, скончался 1588 окт. 26, погребеп в вологод. СОФ. кафедр. соборе. Истор. Иерарх. Антоний на Куште вологодский чудотворец. Филим. 6 мар. Антоний игумен соловецкой обит. 17 авг. в лето 7000. 201. 209. КСоф. Погод. Антоний кожеозерский. 209 (КСоф. 7 июня с Серапионом. См. Филарета 27 июня). Антоний еп. ростовский, чудотворец 51 июля 28, 201, 516 и 1621 30 июля († 1335, правив 7 лет. Нестор. Летоп. Опис. Ярослав. Епархии). Антоний пронзенный стрелою в Москве при нашествии царевича Мазовши во время предсказания победы в крестном ходу. 201 (Это было 1451 года 2 июля. Карамз V, 200). Анурий (Ианнуарий), ученик св. Зосимы, соловецкий. 209. КСоф. Аркадий , пр. затворник вязпиковский чудотворец 209. (Погод. † в лето 7100). Мощи его под спудом и на том месте, где он жил и похоронен, воздвигнута церковь , а с 1832 года женский монастырь. Арсений архиеп. Суждаля, † 7133, апр. 29. 209. (Погод. родом грек, бывший еп. галасунский. Филим. 7 мая). Арсений 1, грек, галасунский архиепископ, прибыл в Москву 1588 года с патр. констант. Иеремиею II и на время определен в Суздаль; потом был при москов. арханг. соборе для служения, а в 1622 году, по Сузд. летописи, скончался апр. 29. Погребен в сузд. соборе. Истор. Иерарх.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Санта-Мария-ин-Валличелла (находятся здесь в наст. время). Бреве папы Римского Павла V от 25 мая 1615 г. Н. причислен к лику блаженных. 12 марта 1622 г. папа Римский Григорий XV (1621-1623) совершил его канонизацию. По указанию папы Римского Урбана VIII (1623-1644) поминовение Н. получило статус факультативного праздника «semiduplex ad libitum»; при папе Римском Иннокентии X (1644-1655) оно стало обязательным праздником; с 1669 г. память Н. получила статус «двойного» праздника (duplex); папа Римский Александр VIII (1655-1667) утвердил молитвы для особой мессы в честь святого. В 1639 г. состоялось вскрытие мощей Н. и засвидетельствована их нетленность. В 1671 г. монументальная скульптура Н. установлена среди 140 фигур святых на колоннаде, обрамляющей пл. Сан-Пьетро в Риме. По указанию папы Римского Климента XII (1730-1740) в ватиканской базилике св. Петра установили мраморную статую Н. (скульптор Дж. Б. Маини, 1735). Папа Римский Павел VI (1963-1978) учредил титулярную диаконию при рим. ц. во имя Н. (Сан-Филиппо-Нери-ин-Эурозия) (апостольская конституция «Ea sollicitudine affecti» от 7 июня 1967 - AAS. 1967. P. 941-942). Во имя Н. названы мн. католич. храмы и капеллы. В Москве при католич. приходе св. Людовика в 1861 г. открыто муж. реальное уч-ще, получившее имя Н. (здание сохр.- Милютинский пер., 7а). Самые ранние живописные изображения Н. принадлежат худож. Кристофоро Ронкалли (Помаранчо). На основе зарисовок, сделанных им еще при жизни святого, в 1596-1599 гг. художник создал для ц. Санта-Мария-ин-Валличелла цикл сцен жизни и деятельности Н. Соч.: Lettere e rime/A cura di R. Netti. Napoli, 1895; Lettere, rime e detti memorabili/Pref. di E. Magri. Firenze, 1922; Gli scritti e le massime/A cura di A. Cistellini. Brescia, 1994. Ист.: Memorie historiche della Congregatione dell " Oratorio. Napoli, 1693-1702. 5 vol.; Directorium Oratorii S. Philippi Nerii. Maceratae, 1707; Collectio constitutionum et privilegiorum Congregationis oratorii a S. Philippo Nerio fundatae. Brixiae, 1895; Il primo processo per S.

http://pravenc.ru/text/2565068.html

В 1622 г. посланы были уполномоченные лица по разным городам разбирать дворян и детей боярских, «кому мочно быть на государевой службе по вестям Литовским», причем боярин князь Гр. Петр. Ромодановский послан был в Кострому. В 1623 г. (вероятно, в январе) он назначен был воеводою в Новгород Великий, где был воеводой до апреля 1626 г., когда он уже был в Москве, 19-го апреля присутствуя у стола Государева. При сношениях со Швецией Новгородским воеводам велено было пользоваться титулом «наместника» какого-либо из городов, причем боярину князю Гр. Петр. Ромодановскому велено было именоваться наместником «Брянским». Для встречи (2-го декабря 1626 г.) Турецких послов грека Фомы Кантакузена с товарищами, по указу государя, от высших чинов Москвы велено было дать «даточных людей», причем от боярина князя Гр. Петр. Ромодановского было на встрече 10 человек. Будучи боярином и находясь в Москве, Ромодановский принимал участие в придворной жизни. Так, он был оставляем много раз, за отсутствием Государя, среди других высших Московских чинов на Москве (1-го августа 1619 г., 24-го мая 1620 г.); много раз был приглашаем к столу Государя (21-го марта, 16-го июня 1619 г., 9-го апреля 1620 г.; 18-го апреля, 19-го и 20-го мая, 16-го августа, 24-го сентября 1621 г.; 14-го и 28-го апреля, 9-го июня, 19-го июля, 8-го и 29-го сентября 1622 г.; 12-го июля 1626 г.; 1-го сентября 1627 г.) и у Патриарха (15-го августа 21-го декабря 1622 г.). В одно из таких приглашений к государеву столу (6-го августа 1622 г.) боярин князь Ромодановский был назначен сидеть вторым, а первым боярин князь Юрий Еншеевич Сулешев. Ромодановский затеял против Сулешева местническое дело, ссылаясь на то обстоятельство, что при «Крымской размене» в Ливнах в 1614 г. для князя Сулешева Ахмет-паша ездил к нему, Григорию Ромодановскому, в шатер; было выяснено, что у него, Ромодановского, не может быть счета с Ахметом-пашою, и велено было сидеть ниже князя Юрия Сулешева; Ромодановский подчинился этому решению. Другое местническое дело из-за места во время государева стола было у князя Гр. Петр. Ромодановского в 1617 г. (8-го июня): Ромодановский был посажен на 4-м месте, а на 3-м (т. е. выше его местом) должен был сидеть князь Иван Большой Андреевич Хованский. Не желая сидеть за царским столом ниже князя Хованского, Ромодановский сказался больным и не поехал. Хованский, догадываясь об истинной причине отсутствия Ромодановского, бил челом Государю о бесчестии. За князем Григорием были посланы стрельцы; Ромодановский явился к государю, сказался, что болен от ран, но в свою очередь бил челом на Хованского, говоря, что ему «на такого князя бить челом есть чем». Однако у стола он также присутствовал.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

В 1621 г. Л. рассматривался как возможный кандидат на должность нового декана Вестминстера (вероятно, по протекции Нила), 18 нояб. он стал епископом Сент-Дэйвидсским и в том же году отказался от руководства Сент-Джонс-колледжем. Он приезжал в свой диоцез в 1622 и 1625 гг., в основном находился в Лондоне при дворе. Вопреки существующему мнению о недоброжелательном отношении к нему Якова I, в этот период Л. неоднократно проповедовал при дворе и получил от монарха ряд должностей и привилегий (ректорство Радбакстон в графстве Пемброкшир в Уэльсе, разрешение сохр. пребенду в Вестминстере и др.). В апр. 1622 г. король попросил его соучастия в том, чтобы убедить гр. Бакингем, мать королевского фаворита Дж. Вилльерса, маркиза Бакингема (с 1623 - герц. Бакингема), не принимать католицизм. Его выступление 24 мая 1622 г. в ответ на аргументы иезуита Дж. Пирси (Фишера), хотя и не достигло цели, впечатлило короля и его фаворита. Вскоре Л. сблизился с буд. герц. Бакингемом и 15 июня 1622 г. стал его капелланом. После смерти Якова I в марте 1625 г. и восшествия на престол его сына Карла I начинается возвышение Л., к-рым он был в значительной мере обязан Бакингему. Он участвовал в коронации нового монарха 2 февр. 1626 г. После кончины в сент. 1626 г. Л. Эндрюса, еп. Уинчестерского и одного из наиболее влиятельных деятелей Церкви того времени, Л. стал деканом Королевской часовни, что способствовало его сближению с Карлом I. В сент. 1626 г. он занял кафедру епископа Бата и Уэлса, а уже в июне 1627 г. король обещал ему вакантную должность епископа Лондонского (Л. занял ее в июле 1628). В 1627 г. он также входил в состав комиссии, исполнявшей обязанности архиепископа Кентерберийского во время отстранения от должности Дж. Аббота из-за конфликта с королем. В апр. того же года Л. стал членом Тайного совета. Взгляды Л. приводили к частым конфликтам при дворе, где его постоянным оппонентом был Линкольнский еп. Дж. Уильямс, советник Якова I, отличавшийся либеральным отношением к пуританам. Его интриг Л.

http://pravenc.ru/text/Лода.html

для четверга предложен канон монашеский, что и позволяет говорить о влиянии монастырского келейного правила. Издание 1621 г. заменяет его на канон свв. апостолам, что сохраняется в издании 1635 г. и в «Полууставе» (1622). Это восстанавливает универсальность собрания келейного правила для всех членов Братства. Именно в таком уточненном составе собрание текстов из Молитв повседневных стало частью «Полуустава» (1622) , который был дополнен также рядом текстов келейного правила, а потому стал наиболее универсальным по составу сборником частного молитвенного обихода Виленского братсва. 1.4 Сборник «Полуустав» (Вильно, тип. Братства, 1622) Новый сборник по своему содержанию представляет некий итог развития концепции келейного правила Виленского Свято-Духова братства. Происхождение названия «Полуустав» и назначение этой книги составители разъясняют в предисловии «К боголюбивому читателю»: «Далеко не всем возможно иметь при себе церковный Устав полностью : с одной стороны, из-за скудости печатных изданий, а с другой, из-за объемности его, для того чтобы носить с собою. Выбрав из него наиболее часто употребляемые главы и связав в снопик книжицы малой (благодаря трудам духовным славной памяти пана Василия Малюшицкого, а иждивением священной памяти его милости пана Константина Константиновича князя Острожского) , нам удалось их собрать и «Полъуставом» назвать. Потому священноначалию нашему изволилось дать указание издать эти главы повторно . Книжицу эту именуем Требником для мирских людей и всем ее предлагаем, поскольку содержит в себе и общее для всех и каждому лично необходимое» . Видим, что «Полуустав» представлен издателями как повторное издание острожской Псалтири с восследованием (1598), однако соответствует ей более как тип книги, являя полную самобытность в части собрания текстов келейного правила. Единственно, в чем традиция Свято-Духова братства копирует сборник Василия Суражского — это два последования молитв: утренние и «на нощь» . Остается добавить, что описанная нами традиция келейного правила Виленского братства сохранена вплоть до последнего издания «Молитвы повседневные» (Вильно, 1635), тогда как другие сборники издания типографии Виленского братства более поздних годов теряют самобытность.

http://bogoslov.ru/article/5233602

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010