Ярославский чудотворный образ Спаса Нерукотворного после реставрации ЖМП 9 сентябрь 2021 /  13 октября 2021 г. 17:00 Второе явление Спаса Нерукотворного КАК В ЯРОСЛАВЛЕ ОБРЕЛИ ЧУДОТВОРНЫЙ ОБРАЗ На июньском Синоде (см. Журнал 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения.  PDF-bepcuя. Видение протопопу Илие История чудотворного образа Спасителя связана с событиями преодоления Смуты Российским государством в 1612 году. Народное ополчение во главе с Козьмой Мининым и Димитрием Пожарским прибыло в Ярославль в начале марта 1612 года для мобилизации сил и средств, чтобы через несколько месяцев выдвинуться освобождать Москву от польских интервентов. Из-за большого скопления войск в городе началась моровая язва. Как говорится в «Сказании о иконе Господа нашего Иисуса Христа, нерукотвореннаго образа, называемаго обыденнаго, иже есть во граде Ярославле, на Ильине улице, близь монастыря Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских» — памятнике ярославской письменности, в котором запечатлены все чудеса и знамения, связанные с явлением этой святыни, — чтобы спастись от губительного поветрия, жители города решили обратиться к главной защитнице ярославцев, иконе Толгской Богоматери, и «с той иконой около града Ярославля учинить крестное хождение о освобождении от той напасти смертоносной». Архиерейское благословение на крестный ход вокруг города с чудотворной иконой Небесной Заступницы было получено. Но накануне назначенного дня настоятель Успенского собора протопоп Илия увидел необычный сон. Ему велено было найти в часовне возле церкви святителей Афанасия и Кирилла Александрийских икону Спаса Нерукотворного. Когда священник нашел образ и рассмотрел его, то сильно засомневался в истинности своего сонного видения: икона явно много лет пребывала в забвении, под толстым слоем пыли даже не было видно лика. Совсем не верилось, что это тот самый Спас, который спасет ярославцев, да и всю Русь, от моровой язвы и польских захватчиков. Но протопопу снова было во сне велено «без сумления сию икону оттоле взяти, и с нею по граду ходити, и с молебным пением совершати литии», что отец Илия, отбросив всякие сомнения, и сделал, объявив о повелении, полученном во сне, Минину, Пожарскому и всем людям на Соборной площади.

http://e-vestnik.ru/church/vtoroe_yavlen...

Вологда. Свято-Духов мужской монастырь. Галактионова Вологодская пустынь Карта и ближайшие объекты Вологодский Свято-Духов монастырь, 3 класса, в городе Вологде. Основан в половине XII века на месте подвигов пр. Галактиона (см. 24 сентября). Соборный храм Сошествия Святого Духа построен в 1654 году. Святые мощи пр. Галактиона почивают в приделе его имени. В монастыре хранятся железные вериги его и крест с частицами святых мощей пр. Иоасафа. К нему приписана с 1861 года Арсениево-Одигитриевская пустынь, в 40 верстах от города Вологды, основанная в 1529 году пр. Арсением Комелевским (см. 24 августа), а с 1764 года бывшая упраздненной. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Свято-Духов монастырь основан в начале XVII века преподобным Галактионом, вологодским чудотворцем (скончался в 1612 году). Согласно данным Жития, преподобномученик Галактион, урожденный Гавриил, родился в 1535 году в Москве в семье боярина Ивана Бельского. Однако ряд исторических источников свидетельствует, что боярин был бездетным. Возможно, Гавриил являлся воспитанником или кем-то из слуг Бельских. Когда ребенку было семь лет, И. Бельский подвергся опале, был сослан на Белоозеро и позже убит. Его родственники и друзья скрыли Гавриила в Старице (Тверская земля), приказав таить от всех свое родство и звание. В Старице Гавриил проводил время в молитве, посещал церковные службы и упражнялся в чтении божественных книг. Пробыв в Старице недолгое время, Гавриил в одежде простолюдина тайно уехал в Вологду. Выдавая себя за безродного сироту, он нанялся в ученики к одному из чеботарей (сапожников), жившему неподалеку от церкви святых мучеников Флора и Лавра (ныне Николы на Глинках, сохранилась, действующая). Когда молодой царь Иван IV Васильевич сделал брата Гавриила Дмитрия Бельского одним из приближенных и доверенных к себе лиц, Гавриил отказался переезжать в Москву, отказался от родительского наследства, предпочитая боярской простую и более спокойную жизнь ремесленника. Скиталец решает навсегда остаться в Вологде. Чтобы окончательно порвать связь со своим прошлым, он вступил в брак с девицей из простого звания. Неожиданная смерть молодой супруги разрушила в самом начале спокойную и счастливую жизнь Гавриила и возложила на него много новых забот и попечение о воспитании дочери. Осиротевший Гавриил решил оставить мир и целиком посвятить себя иноческой, затворнической жизни. Он принял монашество под именем Галактион.

http://sobory.ru/article/?object=35528

Также Комиссия рассмотрела материалы о следующих праведниках, прежде прославленных к местному почитанию. Это: святой праведный Павел Таганрогский (+ 1879, память 10/23 марта); воин схимонах Александр Пересвет (+1380, память 7/20 сентября); преподобный Амфилохий Почаевский (+ 1971, память 29 апреля/12 мая); воин схимонах Андрей Ослябя (+1380, память 7/20 сентября); преподобный иеросхимонах Аристоклий (Амвросиев), старец Московский (+ 1918, память 24 августа/6 сентября); преподобный Варлаам Серпуховской (+ 1377, память 5/18 мая); преподобная Васса Псково-Печерская (+ ок. 1473, память 19 марта/1 апреля); святитель Геннадий, архиепископ Новгородский (+ 1504, память 4/17 декабря); преподобный Герасим Болдинский (+ 1554, память 1/14 мая); святитель Геронтий, митрополит Московский и всея России (+ 1489, память 28 мая/10 июня); преподобная Досифея (Тяпкина), Киевская затворница (+ 1776, память 25 сентября/8 октября); преподобный Елисей Лавришевский (+ ок.1250, память 23 октября/5 ноября); святитель Иоасаф (Скрипицын), митрополит Московский (+ 1555, память 27 июля/9 августа); преподобный Иона Псково-Печерский (+ ок.1480, память 29 марта/11 апреля); преподобный Корнилий Крыпецкий (+ 1903, память 28 декабря/10 января); преподобный Корнилий Переяславский, (+ 1693, 22 июля/4 август); преподобноисповедник Кукша Одесский (+ 1964, память 16/29 сентября); преподобный Лаврентий Черниговский (+ 1950, память 29 декабря/11 января); преподобный Леонид Устьнедумский (+ 1654, память 17/30 июля); преподобный Марк Псково-Печерский (+ 1400-годы, память 29 марта/11 апреля); преподобный Мартин Туровский (+ 1150, память 27 июня/10 июля); святитель Мина, епископ Полоцкий (+ 1116, память 20 июня/3 июля); святой благоверный князь Ростислав Мстиславич (в крещении Михаил) Киевский, великий князь Смоленский (+ 1167, память 14/27 марта); преподобный Симеон (Желнин), иеросхимонах Псково-Печерский (+ 1960, память 5/18 января; 19 марта/1 апреля); святитель Симеон Полоцкий, епископ Тверской (+ 1289, память 3/16 февраля); преподобный Симон Сойгинский (+ 1562, память 24 ноября/7 декабря); святая благоверная княгиня София, княжна Слуцкая (+ 1612, память 19 марта/1 апреля); преподобный Христа ради юродивый Феофил Киевский (+ 1853, память 28 октября/10 ноября); святитель Филарет (Амфитеатров, в схиме Феодосий), митрополит Киевский (+ 1857, память 21 декабря/3 января); святой благоверный князь Ярослав Мудрый (+ 1054, память 20 февраля/5 марта; в високосный год 4 марта).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4367275...

В Московской духовной академии состоится выставка в поддержку института капелланов 21 февраля, 2011. Редакция " Правмира " 24 февраля в 15.00 в Московской духовной академии состоится открытие выставки «Духовный щит Отечества» (в поддержку института полкового и корабельного священства). 24 февраля в 15.00 в Московской духовной академии состоится открытие выставки «Духовный щит Отечества» (в поддержку института полкового и корабельного священства). Выставка включает в себя более 50 ярких графических работ, отражающих историю служения православных священников в русской армии и на флоте от Крещения Руси до наших дней. Кроме того, организаторы представят зрителям 2 варианта реконструкции иерейского георгиевского облачения, воссозданного по образцу 1912 г. В открытии выставки примут участие архиепископ Верейский Евгений, ректор Московских Духовных академии и семинарии и епископ Антоний Моравичский, представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском, вице-адмирал А.И.Бражник (президент фонда «Омофор»), генералы Вооруженных сил РФ и священники Русской Православной Церкви, окормляющие ВС РФ, а также представители Российской армии и флота. Выставка организована региональным благотворительным общественным фондом помощи ветеранам и инвалидам силовых структур «ОМОФОР». Среди сюжетов графических работ: — сопротивление Кирилло-Белозерского монастыря, во время польско-литовского нашествия 1612 года, — подвиг священника Грузинского гренадерского полка Григория Аврамова во время моровой язвы в Тифлисе в 1795 г.; — дипломатическая миссия в Японию фрегата «Паллада», в которой принимал участие миссионер, ученый-ориенталист архимандрит Аввакум; — расстрел священника Андрея Попова на паперти Покровского храма во Ржеве 13 сентября 1942 г.; — оказание помощи Российскими миротворцами православным монастырям Сербии в 1999 г.; — освящение походного храма на крейсере «Москва» в 2009 году. Завершает цикл графики работа посвященная священникам, пропавшим без вести. Иерейское георгиевское облачение. Организаторы выставки при содействии мастерской Ново-Тихвинского женского монастыря в Екатеринбурге создали реконструкцию иерейского георгиевского облачения, которое было пошито в 1912 г. к юбилею Отечественной войны 1812 г. и 300-летию царствования дома Романовых и предназначалось для награждения военного духовенства. Оригинал находится в Санкт-Петербурге, в музее религии.

http://pravmir.ru/v-moskovskoj-duxovnoj-...

26 августа 2011 г. 19 сентября-2 октября. Принесение Курской-Коренной иконы Божией Матери. Казахстан-Россия С 19 по 23 сентября состоится принесение Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение» в Россию и Казахстан. Чудотворный образ будет сопровождать делегация Русской Православной Церкви Заграницей во главе с архиепископом Берлинско-Германским и Великобританским Марком. С 19 по 23 сентября святыня будет пребывать в Казахстане в Астане, Караганде и Алма-Ате. Богослужения перед чудотворным образом совершат все архипастыри Митрополичьего округа в Казахстане. 23 сентября делегация РПЦЗ приедет в Курскую епархию. С 24 сентября чудотворный образ будет находиться в Курской Коренной пустыни. 25 сентября после Божественной литургии чудотворный образ будет перенесен крестным ходом в Знаменский монастырь г. Курска, где будет пребывать до 2 октября. Курская Коренная икона Божией Матери — одна из древнейших в Русской Церкви. В XIII веке, во время татарского нашествия, когда все русское государство испытывало величайшие бедствия, в окрестностях города Курска, разоренного полчищами Батыя, эту икону нашел один охотник. Она лежала у корней дерева (отчего и получала название «Коренной») ликом к земле. Новоявленный образ был похож на икону «Знамение». Тут же произошло и первое чудо. Как только охотник поднял икону, тотчас на месте, где она лежала, с силой забил чистый источник. Явление произошло в 1259 году. Охотник построил на месте обретения небольшую деревянную часовню и в ней поместил образ Богоматери. Вскоре об этом узнали жители города Рыльска, расположенного неподалеку. Они стали посещать место явления для поклонения новой святыне. Икона стала так широко известна, что в 1597 году по велению царя Федора Иоанновича на месте явления была выстроена новая церковь и основан монастырь Коренная пустынь. Особая помощь Божией Матери через эту икону связана с важными событиями в истории России: освободительной войной русского народа во время польско-литовского нашествия 1612 года и Отечественной войной 1812 года. С иконы было сделано несколько списков, также ставших почитаемыми. Под покровительством курской святыни преодолевали русские люди последствия голода в царствование Бориса Годунова, отражали набеги крымских татар, литовцев и поляков. На протяжении нескольких веков она является покровительницей и заступницей земли Курской. В 1919 году знаменитая чудотворная икона была вывезена в Сербию. С 1957 года она находится в Знаменском синодальном соборе Русской Православной Церкви Заграницей в Нью-Йорке. 26 августа 2011 г. HTML-koд для сайта или блога: Поделитесь с друзьями

http://e-vestnik.ru/db/19_sentyabrya-2_o...

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Тихвинская церковь Карта и ближайшие объекты По преданию, на этом месте в конце XIV в., произошло, возможно, одно из первых явлений чудотворной иконы Божьей Матери, впоследствии названной Тихвинской (по месту её последнего явления и обретения). Когда была построена первая деревянная церковь, посвященная иконе, точно не известно. Есть сведения, что чудотворную икону переносили из тихвинского Успенского собора в ёглинскую церковь, сперва спасая от опасности, а затем, в XVI веке – в память о тех событиях. В 1612 году церковь сгорела во время «шведского разорения». Позже на её месте поставили часовню, которая просуществовала до второй половины XIX века. Строительство современного каменного пятиглавого храма на месте часовни завершено в 1874 году. В 1938 храм был закрыт, территория вокруг храма переоборудована под лагерь НКВД, во время войны перепрофилированный в лагерь военнопленных. В послевоенные годы здание церкви было передано колхозу, использовалось как склад, а потом и вовсе разорено. В 1990 в возрождена православная община, начато восстановление храма. 9 июля 1999 г., в праздник иконы Тихвинской Божьей Матери состоялось первое богослужение, а 24 ноября 2001 г. Возрожденный храм был освящен. Сайт храма: http://egla.narod.ru Храм построен по образцовому проекту из альбома " Атлас проектов церквей сельских построек, изданный от Департамента сельского хозяйства " , опубликованному в Санкт-Петербурге в 1853 году. Храм освящен в 1874 г. До этого не было и часовен, ни кладбища. Сама возникла не ранее 1-й четверти 17 века. Некуда было нести и прятать икону, тем более из дремучих тихвинских лесов. Тем более, в Тихвинском монастыре об этом никогда не слышали. А часовня с аналогичным названием находилась на площади в центре деревни. А. Панфилов Комментарии и обсуждение Рядом с храмом установлены памятники жертвам репрессий 1937-1938 гг. и погибшим военнопленным. Красивые, добротные памятники. И лишь один " мемориал " с 9 сентября 1994 г. так и остался закладной плитой. На ней начертано: " На этом месте будет сооружен памятник священнослужителям, погибшим в годы репрессий " . Не потому ли Господь с центральной главы Еглинского храма крест сорвал, а остальные погнул, чтобы напомнить церковному начальству о невыполненном обещании? 26 марта 2013. × Внести изменения в объект Что нужно изменить: Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных. × Добавить статью или комментарий Уведомить меня по итогам проверки статьи Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь комментарий или небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы. × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=03808

оп. 3, д. 10, л. 1 об., 2 об. Аврамий Меркурий Кирилл 8 мая 1605 г. оп. 3, д. 10, л. 6 – 7. Аврамий Аврамий Евстратий Федорит 1 июня 1606 г. – 1 ноября 1607 г. оп. 3, д. 7, л. 6 – 16 об. Аврамий Евстратий Ферапонт 1 ноября 1607 г. оп. 3, д. 13, л. 1 Аврамий Феодорит (Безсонов) Ферапонт 1 ноября 1608 г. оп. 3, д. 13, л. 6 об. – 7. Аврамий Евстратий Ферапонт 1 сентября 1609 г. оп. 3, д. 15, л. 7 об. Мисаил Меркурий Паисий 1 сентября 1610 г. – 26 августа 1611 г. ГА АО, ф.191, оп. 1, д. 45, л. 13–15 Мисаил до 1 сентября 1612 г. оп. 3, д. 16, л. 1 Мисаил Меркурий Паисий 1 сентября 1612 г. оп. 3, д. 16, л. 1 Аврамий Меркурий Паисий 29 августа 1613 г. оп. 3, д. 16, л. 7 – 7 об. Аврамий Меркурий Андреян 1 сентября 1613 г. оп. 2, д. 7, л. 1 Аврамий Андреян 1 сентября 1614 г. оп. 2, д. 7, л. 7 об. Аврамий Сергий 1 сентября 1614 г. оп. 2, д. 6, л. 14 об. Аврамий Варлаам 1 сентября 1615 г. оп. 2, д. 6, л. 2424 об.   Так называемые «платяные» книги, фиксирующие обеспечение старцев и других монастырских людей одеждой и обувью, позволяют не только представить, что носили в то время, какие материалы использовались, но и выяснить состав и монашествующих, и мирских монастырских служителей. Так, по данным книги казначея Кирилла 1604/05 г. (см. публикацию, документ 8) количество братии, включая игумена и двух черных священников, не превышало 25 человек. Среди старцев источник называет такие послушания как: келарь, подкеларник, казначей, ключник, крылошанин. Бельцов в монастыре и на монастырских службах, которые получали монастырское платье, было почти в два раза больше – примерно 45 человек. Иногда упоминаются их занятия: церковнослужители, повара, портной, подконюшник, хлебник, коровник, портомойник.   Монастырь, государственная и местные власти в период Смуты Бурные политические события, частая смена верховной власти, вынуждали руководство монастыря регулярно ездить в Москву. В хозяйственных книгах есть сведения о поездках игумена, старцев и слуг в столицу (1601, 1602, 1603, 1605, 1607 и 1614 гг.), но подробности этих визитов освещены очень скупо. Главной целью являлось обычно подтверждение жалованных грамот, их переписка на имя нового царя, а также оплата государственных податей или решение земельных и других споров. Отчёты об этих поездках (в форме приходо-расходных книг) пока не обнаружены, хотя очевидно, что таковые должны быть, так как из казны игуменам выдавали крупные суммы – до 40 рублей (см. публикацию, документ 4). Сопоставление данных хозяйственных книг с другими источниками позволяет иногда пролить свет на некоторые особенности таких поездок. Так в расходной книге казначея сообщается, что 16 или 17 октября 1601 г. игумен Аврамий поехал в Москву (см. публикацию, документ 3). Известна грамота царя Бориса Годунова от 9 марта 1602 г., из которой мы узнаем, что этот игумен подал челобитную о нападении окрестных крестьян на монахов и монастырских служителей, о захвате ими монастырского оброчного острова и имущества .

http://sedmitza.ru/lib/text/10168829/

Вломившись в келью, злодеи бросились на святого старца. Его выволокли за цепь на улицу стали избивать и рубить мечами. После трехдневных тяжких страданий преподобный Галактион тихо скончался 24 сентября 1612 года, а 25 сентября и неприятели ушли из Вологды. Вот что писал в Москву о последствиях разорения Вологодский архипастырь Сильвестр: «Нынешнего 121 (1612) сент. 24 д. с понедельника на вторник, в последнем часу ночи, разорители нашей чистой, православной веры и ругатели креста Христа, Поляки и Литовцы с Черкасами и Русскими изменниками нечаянным набегом пришли в Вологду, взяли город, умертвили людей, осквернили церкви Божии, сожгли город и посады, – воевода князь Иван Одоевский ушел, а окольничий и воевода кн. Григорий Долгорукий и дьяк Истома Карташёв убиты; меня грешного взяли в плен, держали у себя 4 ночи и не раз присуждали к казни, но Господь умилостивился надо мною, – едва живого отпустили. Когда Ляхи и Литва пришли к Вологде, то, по грехам нашим, по нерадению воевод не было ни разъезжих караулов, ни сторожей на башнях, на городской стене и в крепости; у ворот было несколько человек на карауле, да и те не слыхали, как Литовцы вошли в город, а большие ворота не были заперты. – С 25 сентября неприятели оставили Вологду. Воевода Григорий Образцов с своим полком прибыл с Белоозера и занял Вологду: но никто не слушает его, друг друга грабят… Все от пьянства: воеводы пропили Вологду». Оставшиеся в живых жители Вологды, услышав о кончине старца, собрались у кельи страдальца Галактиона, погребли его в ней с подобающей честью и возложили на могилу его цепь и вериги. Почитая память затворника, народ не переставал после его смерти ходить на могилу. В 1627 году над местом упокоения святого была построена часовня. Близ нее жили три отшельника. До 1654 года все строения Галактионовой пустыни были деревянными. При епископе Варлааме (1627–1645 гг.) над мощами преподобного построен храм в честь Знамения Богоматери, а при архиепископе Маркелле (1645–1663 гг.) в 1654 году на средства, пожертвованные царем Алексеем Михайловичем, рядом с местом духовного подвига преподобного возведен каменный соборный храм в честь Святого Духа.

http://sobory.ru/article/?object=35528

В новейшей истории Русской Православной Церкви было 16 Архиерейских Соборов – в 1925, 1943, 1944, 1961, 1971, 1988, 1989, 1990 (трижды), 1992 (дважды), 1994, 1997, 2000 и 2004 годах. Собор 1925 года носил наименование «Архиерейского совещания» и был созван для избрания местоблюстителя патриаршего престола после кончины Святейшего Патриарха Тихона. Собор 1943 года избрал Святейшего Патриарха Сергия. Соборы 1944, 1971, 1988 и июня 1990 годов созывались для подготовки Поместных Соборов. Архиерейский Собор 1961 года был созван для принятия нового Устава Русской Православной Церкви. Частота созыва Архиерейских Соборов в период с 1989 по 1997 годы была обусловлена серьезными изменениями в правовом положении Русской Церкви в период распада СССР и возникновения на его территории новых государств, а также необходимостью реагировать на украинский раскол, стремительно набиравший силу. Архиерейский Собор 2000 года носил название «Юбилейного» и был посвящен 2000-летию христианства. Наконец, Собор 2004 года был первым Архиерейским Собором, созванным в соответствии с новым Уставом, предписывающим созывать Архиерейские Соборы раз в 4 года. Патриарх Предстоятель Русской Православной Церкви носит титул «Святейший Патриарх Московский и всея Руси». В истории Русской Православной Церкви было 15 патриархов: свт. Иов    с 11 декабря 1586 г. митрополит Московский; с 26 января 1589 г. по начало июня 1605 патриарх Всероссийский свт. Гермоген    3 июля 1606 – 17 февраля 1612 г. Филарет    24 июня 1619 – 1 октября 1633 г. Иоасаф I    6 февраля 1634 – 28 ноября 1640 г. Иосиф    27 марта 1642 – 15 апреля 1652 г. Никон    25 июля 1652 – 12 декабря 1666 г. Иоасаф II    10 февраля 1667 – 17 февраля 1672 г. Питирим    7 июля 1672 – 19 апреля 1673 г. Иоаким    26 июля 1674 – 17 марта 1690 г. Адриан    24 августа 1690 – 16 октября 1700 г. свт. Тихон    5 ноября 1917 – 7 апреля 1925 г. Сергий    с 14 декабря 1925 г. заместитель патриаршего местоблюстителя, затем местоблюститель; 11 сентября 1943 – 15 мая 1944 г. патриарх Московский и всея Руси

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В 1538 г. территория Комельской волости была разорена казанскими татарами (23). Иннокентиев монастырь, стоявший на дороге, по которой со стороны Костромы и Галича двигались татары, пострадал одним из первых. Об этом есть сведения в Житии прп. Иннокентия, но более подробно о нашествии казанских татар на монастырь рассказывается в Житии прп. Павла Обнорского: «А тогда их воеводы стояли на волоку на Леском (24), и пришли во Инокентиеву пустынь безвестно, и ту церковь великого Иоанна Предтечи сожгли и келии, и три старца посекли. И... христиан пустыни тоя мечю предаша, а иные в плен отведоша. Неции же от них убежаша, многие раны о себе носящее, бежаша ко обители преподобного Павла и возвестиша вся ту живущем» (25). Из этого фрагмента видно, что к моменту нашествия казанских татар церковь, которую завещал построить прп. Иннокентий уже существовала, в монастыре кроме строителя жили не менее трех старцев, значительным было число принадлежавших обители крестьян. После набега татар монастырь был восстановлен, однако насколько быстро это произошло, сказать сложно. О том, что обитель существовала в XVI в. свидетельствует упоминание жалованных грамот, данных монастырю царями Иваном Васильевичем Грозным и его сыном Федором Ивановичем (26) жалованном в грамоте монастырю 1623 г. Крестьяне Иннокентиева Комельского монастыря упоминаются в числе тех, кто по грамотам царей Федора Ивановича и Бориса Федоровича должен был поддерживать в рабочем состоянии мосты на 28 верстовом участке Московской дороги (27). В 1604 г., когда русское правительство собирало войска для борьбы с Лжедмитрием I из монастырей Вологодского уезда рекрутировались даточные люди, власти Иннокентиева монастыря выставили в войско монастырского служку (28). В период Смуты монастырь вновь был разорен. С 22 по 25 сентября 1612 г. отряд, отделившийся от войска гетмана Хоткевича, громил Вологду. Город был взят «изгоном», как позже писал Вологодский архиепископ, «пропили Вологду воеводы» (29). Поскольку поляки спешили к Вологде, большая часть монастырей Комельской волости осталась нетронутой.

http://sedmitza.ru/lib/text/578655/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010