Внешними памятниками деятельности святителя Гурия в Казани остались устроенные им в миссионерских целях монастыри: Спасо-Преображенский и Троицкий в Казани, Зилантов близ Казани и Успенский Богородицкий в Свияжске. Им же построен Благовещенский кафедральный собор и большая часть церквей г. Казани. В 1561 году святитель Гурий тяжело заболел. Тяжелая болезнь не оставляла его в течение трех лет, до самой смерти. По великим праздникам его приносили в церковь , где он сидел или лежал, не имея сил ни ходить, ни стоять. Но душа святителя была так же бодра и ревностна к делу Божию, словно не было болезни. «Душевные силы, – говорил святитель Гурий, – увеличиваются по мере того, как уменьшается удовлетворение плоти... Всё настоящее время есть время трудов. Вознаграждение получается в жизни будущей. Небесные радости будут дарованы только тому, кто на земле подвизается и для получения благ нетленных оставляет тленные. Должно подвизаться несмотря ни на какие трудности и неудовольствия, ибо «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» ( Рим. 8, 18 ). Почувствовав приближение смерти, святитель Гурий 2 декабря 1563 года принял великую схиму от своего друга и помощника архимандрита Спасо-Преображенского монастыря Варсонофия (впоследствии епископ Тверской, 1 1576, память 11/24 апреля и 4/17 октября). 5 декабря 1563 года святитель скончался и был погребен у алтаря соборного храма Спасо-Преображенского монастыря. Добрую память надолго оставил о себе архиепископ Гурий у жителей Казани. Его забота о просвещении казанцев была так им памятна, что спустя 300 лет они не начинали учить детей, не испросив благословение на могиле святителя. 4 октября 1595 года были обретены его нетленные мощи. Вот как описал это событие митрополит Ермоген: «Когда начали копать рвы, то пришлось снять каменные гробницы, которые были построены над могилами святителей Гурия и Варсонофия, так как новую церковь предполагалось устроить больших размеров, чем прежняя. Когда же, 4 октября, дошли до гробов святых отцов, то пришли сказать мне, смиренному. Принесши со всем освященным собором Бескровную Жертву Господу Богу и отпев панихиду, мы отправились в монастырь и, пришед на место, поклонились гробам преподобных отец, Гурия и Варсонофия. Вскрыв гроб, мы увидали нечто совсем неожиданное: рака святого была полна благоуханного мира, мощи же святителя Гурия носились, как губка, поверх мира; ни одна часть не была погружена. Нетлением одарил Бог честное и многотрудное тело его.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Уже в следующем, 1556 году преподобный Варсонофий исполнил возложенное на него поручение и устроил Преображенский монастырь в Казанском кремле. Им был освящен первый каменный теплый храм в монастыре во имя святителя Николая Ратного, а впоследствии — и главный храм в честь Преображения Господня. Тайно от всех он продолжал носить вериги для изнурения плоти. Монастырь в скором времени сделался средоточием духовной жизни бывшей татарской столицы. Через несколько лет число иноков в нем доходило до ста человек. Святой Варсонофий обращал татар в православную веру, чему немало способствовало превосходное знание им татарского языка. Благодаря исцелениям различных недугов, имя его стало известно далеко за пределами Казани. И немало больных, приходивших к нему за врачеванием, склонялись к принятию христианской веры. По смерти епископа Тверского Акакия (U 1567) святитель Филипп, митрополит Московский, вызвал святого Варсонофия в Москву и возвел его в сан епископа Тверского. Истинным светильником был святитель Варсонофий для своей паствы, не словами одними, но всем существом своим указуя спасительный путь Христов. Несмотря на высокий святительский сан, он продолжал быть смиренным подвижником, каким был в Пешношской обители и в Казани. Ночи проводил он в молитве, дни в трудах и заботах, отдыхая, шил клобуки и дарил инокам и епископам, непрестанной молитвой усердно врачевал телесные и душевные болезни обращавшихся к нему. В то время начались для России тяжкие испытания — царь Иоанн Грозный, мудро и благочестиво правивший Россией, стал ужасом и бичом для своих подданных, насаждая так называемую «опричнину». Тверь не принадлежала опричнине и потому не пользовалась благосклонностью царя. С ужасом и негодованием видел святитель Варсонофий, как его друг Герман, архиепископ Казанский (память 6 ноября), некогда пользовавшийся уважением царя, был вызван из Казани в Москву для возведения в сан митрополита, однако после того, как напомнил царю тихими и кроткими словами, что тот даст ответ на суде Божием за свои жестокости, был изгнан и умер в заточении. Много страшных событий прошло пред очами святителя Варсонофия за четыре года его архиерейского служения. Глубоко сокрушался о своей пастве святитель Варсонофий. Ощущая старческую немощь, он в 1571 году удалился на покой в основанную им в Казани обитель. Пять лет провел он в Преображенском монастыре на покое, в молитве и уединении, где принял великую схиму. Когда он не мог по немощи сам ходить в церковь, любящие ученики помогали ему посещать храм Божий, зная его любовь к Богослужению. Скончался святитель Варсонофий 11 апреля 1576 года и был погребен в Преображенском монастыре архиепископом Казанским Тихоном. В 1595 году по благословению Святейшего Патриарха Иова (1588-1607) построен в этом монастыре новый храм в честь Преображения Господня. При строительство храма были обретены мощи святителей Казанских Гурия и Варсонофия. Жизнеописание святителей Гурия и Варсонофия составлено было священномучеником Патриархом Ермогеном.

http://pravicon.com/info-1921

жизни и знакомый с татарством, отправлен был в Казань в сане архимандрита для основания там новой обители. Варсонофий взял с собою добрых иноков, постриженцев Песноши. Храм в честь Преображения Господня и братские келлии скоро были построены; новая обитель, по примеру Пешношской, устроена общежительная. По воле святителя Гурия, к которому сохранял он полное послушание и сыновнюю любовь, ревностно занимался он обращением магометан к христианской вере. В этом подвиге помогали ему знание языка и веры татар и искусство врачевать болезни. Знание татарского языка доставило ему удобства входить в близкое сношение с татарами, а основательно знание учения Магометова, при его глубоком уме, представляло обличения его магометанству неотразимыми. Уменье лечить болезни привлекало к нему больных всякого рода, тогда как болезнь сама отворяет душу для всего лучшего и след. для принятия мыслей христианских. По смерти блаж. епископа Акакия, преп. Варсонофий посвящен был св. митрополитом Филиппом в 1567 году в сан епископа Тверского, но он через четыре года, ослабленный глубокою старостию, отказался от управления епархиею и возвратился в Казанский Преображенский монастырь (Митр. Григорий, «Житие св. Гурия и Варсонофия»). Ум. 11 апреля 1576 года на 86 году жизни. Мощи, обретенные нетленными одновременно с мощами св. Гурия, почивают открыто в Спасской церкви основанного им монастыря. Память празднуется 11 апреля и 20 июня. В «Иконописном Подлиннике»: «Варсонофий подобием надсед, брада аки Гуриева, на конец раздвоилась, в шапке, риза святительская, омофор и Евангелие» (Филимонов, стр. 166). 449. Преподобные отцы Иона и Нектарий, боляре ученицы святаго Гурия Архиепископа, с ним же и мощи их обретены, преставишася в лето 7104 месяца октября в четвертый день Когда св. Гурий отправлялся на новоучрежденную Казанскую кафедру, царь Иоанн дал ему для забот о делах житейских боярина Иоанна Застолбского. Боярин был богатый человек, но служил святителю со всем усердием и под влиянием благочестия святительского, боялся греха всего более, любил правду и был строго честен. Сын его Нестор, кроткий юноша, с юных дней стал вести жизнь строгую, под одеждою боярского сана носил власяницу, соблюдал пост и любил молитвы храма; с согласия доброго отца принял он монашество с именем Нектария и скончался юным иноком.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Чрез три года по кончине св. Гурия (4 декабря 1564 г.). св. Варсонофий возведен был в сан епископа Тверского; но после четырехлетнего управления епархиею снова возвратился в основанный им монастырь, где и скончался в 1576 году, апреля 11 дня. Спустя 20 лет (1596 г. октября 4 д.) мощи его, прославленные Богом, торжественно открыты архиепископом Казанским Гермогеном, впоследствии патриархом всероссийским. Обитель Пешношская, веруя в молитвенное предстательство пред Богом св. Варсонофия, с благоговением чтит память его. Как видимый залог благодатного пребывания его на месте своих земных подвигов служит часть св. мощей его, присланная сюда на память его игуменства Казанским архиепископом Амвросием (1810–1826 г.). 4-е октября – день обретения честных мощей святителя Варсонофия празднуется на Пешноше торжественно. Свящ. Василий Гурьев 1 Смотр. Историческое описание муж. общежит. монастыря св. Чудотворца Николая, что на Пешноше. Изд. 4-е. Москва. 1893г. Монастырь находится в Дмитровском уезде Москов. губернии. 2 В рукоп. жит. Синод библ. говорится, что в Андроникове монастыре он сделался известным своею жизнию самому царю, который и перевел его в Пешнош. 3 Жизнеоп. свв. Гурия и Варсонофия Казан. чудотвор. Казань, 1847г., стр. 53–54. В архиве Николаев. Пеш. монастыря хранится рукопись: описание монастыря 1834г., где на стр. 104 сказано: «при всем своем попечительном смирении и трудолюбии к благоустройству обители св. Варсонофий занимался и келейным рукоделием: он делал братии греческие клобуки». 4 Как эта, так и следующие две грамоты полностью напечатаны в 1-м издании описания монастыря Калайдовича. Москва, 1837г., стр. 110 –113, 116 –120. 9 Это видно из грамоты царя Михаила Феодоровича 7129 (1621) года, от 6 июля, копия с которой хранится в монастыре. В бытность на Пешноше царь Иоанн Васильевич посетил находившегося там на покое бывшего коломенского епископа Вассиана (из рода дворян Топорковых). Вассиан некогда пользовался особой милостью великого князя Василия Иоанновича. Иоанн, желая лично узнать человека, заслужившего доверенность его родителя. В разговорах царь вдруг спросил: «Как лучше править государством?» Вассиан отвечал ему на ухо: «Если хочешь быть истинным самодержцем, то не имей советников мудрее себя; держись правила, что ты должен учить, а не учиться, повелевать, а не слушаться. Тогда будешь тверд на царстве и грозою вельмож». Эти ядовитые слова проникли в глубину Иоаннова сердца. Схватив н поцеловав Вассианову руку, он с живостью сказал «Сам отец мой не дал бы мне лучшего совета» Истор. госуд. Росс., Карамзина, т. 8. Спб. 1852, стр. 223.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Rudnev/s...

Тяжелое было время, в которое Господь судил ему управлять паствою Твер­скою. Начались тогда для России тяжкие испытания — царь Иоанн Грозный, мудро и благочестиво правивший Россией, стал ужасом и бичом для своих под­данных, насаждая так называемую «опричнину». Тверь не принадлежала опричнине и потому не пользовалась благосклонностью царя. С ужасом и него­дованием видел святитель Варсонофий, как его друг Герман, архиепископ Казанский (память 6/19 ноября), некогда пользовавшийся уважением царя, был вызван из Казани в Москву для возведения в сан митрополита, однако после того, как напомнил царю тихими и кроткими словами, что тот даст ответ на суде Божием за свои жестокости, был изгнан и умер в заточении. Много страшных событий прошло перед очами святителя Варсонофия за четыре года его архиерейского служения. Глубоко сокрушался о своей пастве святитель Варсо­нофий. Ощущая старческую немощь, он в 1571 году удалился на покой в осно­ванную им в Казани обитель. Пять лет провел он в Преображенском мо­настыре на покое, в молитве и уединении, где принял великую схиму. Когда он не мог по немощи сам ходить в церковь, любящие ученики помо­гали ему посещать храм Божий, зная его любовь к богослужению. Скончался святитель Варсонофий 11 апреля 1576 года и был погребен в Преображенском монастыре архиепископом Казанским Тихоном. В 1595 году по благословению святейшего патриарха Иова (1588—1607) построен в этом монастыре новый храм в честь Преоб­ражения Господня. При строительстве храма были обретены мощи святи­телей Казанских Гурия и Варсонофия. Описание открытия мощей было сде­лано очевидцем, святителем Ермогеном (будущим патриархом), в то время Ка­зан­ским архиепископом: «Когда же, 4 октября, дошли до гробов святых отцов, то пришли сказать об этом мне, смиренному. Принесши со всем освящен­ным собором бескровную жертву Господу Богу и отпев панихиду, мы отправились в монастырь и, пришед на место, поклонились гробам преподобных отец Гурия и Варсонофия. Вскрыв гроб, мы увидали нечто совсем неожиданное: рака святого была полна благоуханного мира, мощи же святого Гурия носились, как губка, поверх мира; ни одна часть не была погружена.

http://pravicon.com/info-1920

Варсонофий, святитель, епископ Тверской (Иван Васильевич) († 1576, память 11/24 апреля, 4/17 октября и в 1-е воскресенье после 29 июня в Соборе Тверских святых) Родился около 1495 года в семье священника г. Серпухова. Юношей, во время набега крымских татар, был захвачен ими и провел в плену около трех лет, научившись там татарскому языку. По освобождении принял монашеский постриг в Московском Спасо-Андрониковом монастыре. Здесь он познакомился с епископом Тверским Акакием, который взял его к себе в Тверь и рукоположил во иеродиакона. С 1544 года (по Строеву – с 1545 года) – игумен Николаевского Пешношского монастыря. В 1555 году возведен в сан архимандрита и послан в Казань в помощь архиепископу святителю Гурию (память 20 июня/3 июля, 4/17 октября и 5/18 декабря) в деле просвещения татар. В 1556 году, по повелению царя Ивана Грозного, с целью просвещения татар в самом городе Казани основал Спасо-Преображенский монастырь с храмами в честь Преображения Господня и святителя Николы Ратного, в котором и был архимандритом. В 1565 году (по другим источникам – в 1567 году) хиротонисан во епископа Тверского. Управлял епархией четыре года. В 1570 году, удрученный болезнями, уволен на покой в Казанский Спасо-Преображенский монастырь. Скончался в монастыре 11 апреля 1576 года. Перед кончиною святитель постригся в схиму, приобщился Святых Христовых Таин и мирно почил о Господе. 4 октября 1595 года обретены его мощи вместе с мощами святителя Гурия. Святитель Варсонофий был настоящий аскет-подвижник, воспитывавший свою душу слезною молитвою и постом. Этот добрый архипастырь отличался замечательными качествами души: смирением, терпением, незлобием и кротостью. Не чуждался святитель и научных познаний для пользы человека. Он изучил врачебное искусство, посредством которого безмездно врачевал телесные болезни людей. Пользуясь же даром рассуждения, он умело врачевал душевные страсти своей паствы. Был он трудолюбив, преуспевая в телесном подвиге во избежание праздности и лености. Примером личной жизни он оказывал благотворное влияние на свою православную паству и на татар, многие из которых принимали Православие.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Обретение мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского и Варсонофия, епископа Тверского Обретение мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского († 1563), и Варсонофия, епископа Тверского († 1576) , произошло в Казани, в 1595 году. При строительстве новой каменной церкви в честь Преображения Господня в Спасо-Преображенском монастыре, основанном святителем Варсонофием, у алтарной стены прежнего деревянного храма были выкопаны гробы с телами святителей. Необычность вида нетленных гробов исполнила святителя Ермогена (память 17 февраля) благоговейным дерзновением открыть гробы при большом стечении народа. Сам святитель Ермоген так описывает это событие: " Видехом диво, его же не надеяхомся. - Рака бо святаго бе полна благоуханна мира, как чистой воды, мощи же святаго Гурия вверху мира, яко губа ношахуся. Нетлением бо одари Бог честное и многотрудное его тело, яко и ныне зрится всеми. Токмо мало верхния губы тление коснуся, прочие же его уды целы быша, ничем же невредимы. Осязахом же и погребальные ризы его и бяху крепки зело. Потом же открыхом раку преподобнаго Варсонофия и видехом: многим нетлением почтени от Бога мощи святаго Варсонофия. К ногам преподобнаго тление коснуся, но обаче не токмо кости не разрушены, но крепки бяху зело и никакоже слабости в составе имуще, яко же и Гурию святителю. И погребальныя ризы такожде, яко и Гурию преподобному, новых крепчае " . Многие больные исцелились, помазавшись святым миром, истекавшим от мощей святителя Гурия. В Иконописном Подлиннике под 4 октября сказано: " Гурий подобием сед, брада, аки Василия Кесарийского, в шапке, в омофоре, в руках Евангелие, риза святительская. Варсонофий подобием надсед, брада, аки Гуриева, на конец раздвоилась, в шапке, риза святительская, омофор и Евангелие " . (Сведения о святителе Гурии помещены 5 декабря, о святителе Варсонофии - 11 апреля); в соответствии с докладом архиепископа Чебоксарского и Чувашского Вениамина (Новицкого; † 14 октября 1976) Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен благословил творить в первое воскресенье после сего дня соборную память всем Казанским святителям.

http://patriarchia.ru/db/text/912934.htm...

17 октября — обретение мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского 16 октября 2006 г. 14:30 Святитель Гурий (в миру Григорий), первый архиепископ Казанский, родился в семье бедных дворян Руготиных в городке Радонеже. В доме отца он получил благочестивое воспитание. Григорий был умен, кроток и уступчив, честен, любил ходить в храм , молиться и поститься, всегда подавал милостыню нищим. Родители его были небогаты, поэтому ему с юных лет пришлось служить у князя Ивана Пенькова. Князь так был так им доволен, что поручил ему управление всем домом. Но эта доверенность продолжалась недолго. Прочие служители князя из зависти к Григорию возвели на него клевету, что он находится в преступной связи с княгинею. Раздраженный ложным наговором князь приказал посадить Григория в темницу, нарочно устроенную в глубоко вырытой яме. Там томился невинный страдалец два года, ибо по прошествии двух лет дверь узника свободно отворилась. Признавая спасение свое за Промысл Божий, он отрекся мира и направил путь свой в обитель преподобного Иосифа Волоколамского, славившуюся строгой иноческой жизнью. Он был принят в число братии и пострижен в иноки с именем Гурий. В 1542 г. святитель Гурий был избран игуменом обители и пробыл им девять лет. Потом был переведен в Селижаров монастырь, в Тверской епархии. На Казанскую кафедру он был избран по жребию в 1555.  Поддерживаемый святым Варсонофием (+ 1576, память 11/24 апреля), святитель Гурий много содействовал миссионерской деятельности. За восемь лет его святительства было устроено четыре монастыря, выстроен Благовещенский кафедральный собор и более десяти городских церквей.  В 1561 году святитель тяжело заболел. По праздникам его приносили в церковь, и он здесь сидел или лежал, не имея сил ни ходить, ни стоять. Незадолго до смерти (+ 5/18 декабря 1563 года) принял от святого Варсонофия великую схиму и был погребен в Спасо-Преображенском монастыре. Святитель Варсонофий, епископ Тверской, чудотворец Казанский (в  миру Иоанн), родился около 1495 года в городе Серпухове в семье священника Василия. Отличаясь трудолюбием и понятливостью, отрок легко овладел грамотой, освоил чтение Псалтири и церковное пение настолько, что мог не только сам читать и петь, но и помогать другим.

http://patriarchia.ru/db/text/151749.htm...

Чего не видел он за четыре года управления своей паствой? Довольно сказать, что именно в Твери, в виду его палат, через Волгу, был задушен в Отроче монастыре его святой рукоположитель, митрополит Филипп, задушен и погребен, и никто не посмел дать известие о сем святителю Варсанофию: такой ужас навела на всех опричина! В то же время страшная моровая язва опустошала Тверь и Москву. В одной обители Иосифа Волоколамского, на рубеже Тверском, умерло до трехсот человек братий, не считая мирян. Многие селения и города опустели; церкви стояли без священников и без службы, некому было погребать умерших; голод и засуха довершали бедствия. Люди скитались как тени, умирая на улицах и дорогах. Все это глубоко сокрушало чадолюбивого пастыря и подрывало остаток его старческих сил: ему было в то время более восьмидесяти лет. Чувствуя полное ослабление, он, после четырехлетнего управления, в 1571 году отказался от епархии и возвратился в Казанский Преображенский монастырь. Еще пять лет провел он здесь в уединении, облекшись в великий ангельский образ; когда не мог ходить в церковь , то любящие ученики возили его туда на тележке: так любил он молитву церковную! Блаженная кончина его последовала 11 апреля 1576 года на восемьдесят шестом году его труженической жизни. Мощи, обретенные в 1596 году нетленными в одно время с мощами святителя Гурия, почивают открыто в Спасской церкви основанного им монастыря. Память празднуется 11 апреля и 20 июня. Спасо-Преображенский, или Спасо-Казанский, 2-го класса (с 1764 года) монастырь в городе Казани, внутри Кремлевских стен, у ворот Спасских. Здесь прежде покоились и мощи святителя Гурия, первого епископа Казанского, в 1640 году перенесенные в городской соборный храм. Здесь же погребены ученики святителя Гурия – Нектарий и Иона. При монастыре находится миссионерский приют, учрежденный в 1875 году братством святителя Гурия. 17-й день. Преподобные Зосима, Герман и Савватий, Соловецкие чудотворцы Подвиги богоносного аввы Зосимы, основателя и игумена Соловецкого монастыря, и двух первоначальников Соловецких – преподобных Савватия и Германа так тесно связаны между собой, что невозможно изложить житие одного из них, не касаясь двух прочих.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Через три года по кончине свт. Гурия (+ 4 декабря 1564 г.), свт. Варсонофий возведен был в сан епископа Тверского; но после четырех летнего управления епархией снова возвратился в основанный им Спасо-Преображенский монастырь, где и скончался 11 апреля 1576 года. Спустя двадцать лет (4 октября 1596 г.) мощи его, прославленные Богом, торжественно открыты архиепископом Казанским Гермогеном, впоследствии Патриархом Всероссийским. Обитель Пешношская, веруя в молитвенное предстательство пред Богом св. Варсонофия, с благоговением чтит память его. Как видимый залог благодатного пребывания его на месте своих земных подвигов служит часть св. мощей его, присланных сюда на память его игуменства Казанским архиепископом Амвросием (1816–1826 гг.). 4 октября – день обретения честных мощей святителя Варсонофия – празднуется на Пешноше торжественно. III Архимандрит Манарий, настоятель Николаевского Пешношского монастыря 29 В истории православного русского монашества конца прошедшего и начала нынешнего столетия имя Макария, архимандрита Пешношского монастыря, должно занять одно из почетных мест. Известно, каким стеснениям подвергалось наше монашество в прошедшем столетии – в царствование Петра I и особенно в правление Бирона. После учреждения штатов в 1764 году, многие прежде богатые монастыри лишены средств к своему существованию, а многие и совершенно закрыты. Иночество видимо склонялось к упадку. Но Господь воздвиг таких деятелей, которые не только послужили восстановлению обителей по внешней стороне, но и возбудили, поддержали и укрепили упадавшую среди монашества духовную жизнь. Таковы были старцы: Паисий Величковский , Макарий Пешношский, Феофан Новоезерский, Назарий Валаамский, Клеопа Введенский, Игнатий Симоновский и другие. Деятельность Макария была очень обширна: им восстановлено восемь монастырей; из его учеников двадцать четыре человека были настоятелями разных обителей. Жизнь его была строго подвижническая, глубоко назидательная. Поэтому и память его должна быть священною не для одних обителей, но и для всех, чтущих труды подвижнической жизни. Предлагаем здесь вниманию читателей его жизнеописание 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010