Вскоре был построен соборный пятиглавый каменный храм в честь Успения Божией Матери. Почему и название монастырь получил Колочевский Успенский Можайский мужской монастырь. А на Соборе в 1547 году при митрополите Московском Макарии († 1563; память 30 декабря) было установлено празднование в честь Колочской иконы Божией Матери 9/22 июля. Множество богомольцев привлекала чудотворная икона обители. Сам царь Иоанн Грозный, собираясь в 1563 году в поход для покорения Полоцка, в числе других святынь взял и Колочскую икону Божией Матери: «Изволи же с собою царь и великий князь взятии непобедимую воеводу чудотворную икону Пречистыя Богородицы, сиречь Донскую, прежде того стояла в соборном храме Успения Пречистыя на Коломне, да Пречистую Богородицу чудотворную Колотцкую и иные многие чудотворные образы и кресты» . Монастырь в то время занимал особое положение: настоятели его в сане игуменов неоднократно присутствовали на Соборах в Москве, а игумен Корнилий в 1567 году был хиротонисан в архиепископа Ростовского. Принимали участие игумены монастыря и в политических актах: под Соборной грамотой 1566 года о продолжении военных действий против польского короля стоит подпись игумена Германа, а под грамотой об избрании на престол Бориса Годунова в 1598 году – игумена Никандра. К 1609 году в монастыре было уже две каменные церкви: Успения Пресвятой Богородицы с приделом святителя Николая Чудотворца и Богоявленская церковь. Под колокольней находилась церковь святителя Алексия, митрополита Московского. Надпись, сделанная на чудотворной иконе, гласит: «В лето 7119=от Р.Х. 1611 пречестныя и великия обители Пресвятой Богородицы Колочского монастыря…» Великой обителью назван был монастырь, хранивший чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Располагалась обитель на Смоленском тракте, ведущем от пограничного тогда города Смоленска к столичному граду Москве. Именно по этому пути совершали свои походы литовские и польские войска, пытавшиеся завладеть нашими землями, а позже и наполеоновская армия.

http://pravoslavie.ru/4416.html

Он писал, что надо «благоуветне» возводить «от помрачениа в прозрение» их духовные очи, а если они будут очень упорствовать, то и «нужами», только, предупреждает он, «кровь и смерть да не будут на таковых, но инако всяко, и заточенми приводите тех в познание, да не погибнут, ни снидут во ад в помрачении своём». О том, чтобы не предавали еретиков смерти, митрополит Фотий просит и в другой грамоте, от 23 сентября 1427 года. Усилиями мудрого святителя ересь была пресечена в 1427 году. За год до смерти митрополит Фотий был удостоен видения Ангела, который сообщил ему, что ему даётся «седмица» для рассмотрения жизни и «управления паствы». После этого митрополит Фотий написал Духовную грамоту, в которой говорит о своей жизни, об испытанных бедствиях, о предвещающих смерть болезнях, всех прощает и благословляет (кроме тех священников, которых «по правилом от священства возбранил») и, наконец, поручает князю и его потомству охранять с трудом восстановленное им церковное имущество «от злата, и сребра, и жемчугу, и камениа, и сосуды сребряныя, и земли, и воды» и наказывает ничем не обижать его бояр, чернецов и слуг. Митрополит Фотий оставил после себя необыкновенно большое по сравнению с предшественниками и преемниками литературно-учительное наследие. Всего его именем надписывается тридцать пять грамот и поучений. В XVI веке шестнадцать поучений митрополита Фотия и его Духовная грамота под общим названием «Книга, глаголемая Фотиос» были включены митрополитом Макарием († 1563, память 30 декабря/12 января) в Великие Четии Минеи под 31 декабря. 2 июля 1431 года митрополит Фотий скончался. Погребён в Московском Успенском соборе рядом с митрополитом Киприаном. В 1472 году, при перестройке собора, его прах вместе с останками других похороненных там митрополитов был вынут из гроба, причём его обрели «цела суща не всего, едины ноги толико в теле», в 1475 году перенесли в церковь преподобного Иоанна Лествичника , а в 1479 году – вновь в выстроенный Успенский собор с торжественным молебном, совершенным митрополитом Геронтием († 1489, память в Соборе Московских святых) с сонмом епископов, прибывших в Москву, и всем духовенством Москвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Очевидно, Таинство Соборования имеет в виду святитель Иоанн Златоуст (†407; память 14 сентября) в своем третьем Слове о священстве. Он говорит о священниках, которые «не только возрождают нас (Крещением), но и имеют власть разрешать и от последующих грехов» . И далее учитель Церкви цитирует Послание апостола Иакова (Иак. 5, 14–15). Елеоосвящение, или Елеосвящение, — это особое священнодействие. «Елеосвящение есть Таинство, в котором чрез молитву и помазание тела освященным елеем сообщается больному благодать, исцеляющая немощи его, душевные и телесные» . Традиционно в совершении Елеосвящения принимают участие семь пресвитеров — такое «участие в совершении Таинства семи священников, то есть целого собора» является основанием для его общеупотребительного народного именования «соборование». На Руси это таинство называли «маслосвящение» . После того как Митрополит Макарий (†1563; память 30 декабря), простывши, заболел в 1563 году, он, спустя несколько дней «с недели на понедельник, виде себя изнемогша, на седьмом часу нощи, нача Божие дело совершати: повеле Чюдовскому архимандриту Левкею, да старцу Афанасию, да козначею своему старцу Корнилию, да Богородицкому протопопу Димитрию и прочим священником маслом себя свящати повеле. А на Маслосвящении Митрополит стоял никим же держим» . Первообраз и идея Таинства восходят к посланию Апостола Иакова: «болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковныя, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне. И молитва веры спасет болящаго, и воздвигнет его Господь, и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему» (Иак. 5, 14–15). Чтение семи апостольских посланий, семи евангельских текстов и молитв, а также и помазание освященным елеем составляют суть чинопоследования . В наше время священноначалие Русской Православной Церкви благословило при необходимости совершать также краткую редакцию чинопоследования Елеосвящения, когда читается одно апостольское и одно евангельское чтения . Согласно определению катехизиса, застаревшие и забытые грехи создают «в душе человека болезненное состояние» . «Елеосвящением называют Таинство, в котором при помазании тела освященным елеем на болящего человека нисходит благодать Божия, врачующая его телесные и духовные немощи» . «Известно, что во Христе страдания не устраняются, а преображаются в победу, и в этой победе — единственное исцеление» . Таинство Елеосвящения «совершалось и над больными телом, и над здоровыми телесно, но грешными, то есть духовно больными людьми» . Молитвословия Таинства Елеосвящения содержат некоторые покаянные мотивы, взятые из Таинства Исповеди.

http://bogoslov.ru/article/6193608

Герман, святитель, архиепископ Казанский и Свияжский (Садырев-Полев Григорий Федорович) († 1567, память 23 июня/6 июля, 25 сентября/8 октября, 6/19 ноября и в 1-е воскресенье после 29 июня в Соборе Тверских святых) Родился около 1505 года в городе Старице Тверской губернии в семье боярина Федора Афанасьевича Садырева-Полева. В конце 30-х годов XVI столетия удалился в Иосифо-Волоколамскую обитель, где вскоре принял монашеский постриг от игумена Гурия († 1563, память 20 июня/З июля, 4/17 октября и 5/18 декабря), впоследствии архиепископа Казанского, и находился под его духовным руководством. В 1551 году епископ Тверской Акакий вызвал Германа к себе и рукоположил его во иеромонаха; затем возвел его в сан архимандрита и поставил настоятелем Старицкого Успенского монастыря. В Старицкой обители архимандрит Герман ввел устав преподобного Иосифа Волоколамского. В обители в это время жил в заключении Максим Грек († 1556, память 21 января/3 февраля и 21 июня/4 июля), с которым отец Герман часто беседовал. В 1553 году был вызван в Москву на Собор по поводу еретических учений Матвея Башкина и Артемия, бывшего игумена Троице-Сергиева монастыря. После учреждения Казанской епархии в 1555 году игумен Гурий был посвящен в архиепископа Казанского. Для создания в Свияжске обители в честь Успения Богородицы и проповеди христианства он взял с собой отца Германа. Новоустроенный монастырь за 8 лет управления архимандритом Германом стал центром просвещения Казанского края. Несколько тысяч магометан и язычников были обращены в христианство. Отец Герман заботился об обучении новокрещенных. Воздвигал храмы, заботился о насельниках монастырей, основал Казанский Иоанно-Предтеченский монастырь, а при Зилантовом монастыре устроил школу для детей. 12 марта 1564 года архимандрит Герман был хиротонисан во епископа Казанского с возведением в сан архиепископа. В 1566 году, когда ушел на покой митрополит Московский и всея Руси Афанасий, царь Иван IV пожелал видеть на митрополичьей кафедре святителя Германа. По приказу царя он был вызван в Москву и помещен в митрополичьем доме. Архиепископ Герман настойчиво отказывался занять столь высокий пост, указывая на свое недостоинство. В то же время он «кроткими словесы» начал увещевать царя и обличал бесчинства опричников. Святитель Герман откровенно высказал царю, что если он будет митрополитом, то по долгу своего сана не станет молчать и скрывать творившиеся злодеяния, но будет обличать их пред всем народом. За это он был удален из митрополичьего дома и в течение двух лет жил в Москве, находясь в опале, а митрополитом был избран Филипп (впоследствии митрополит Московский и всея Руси; † 1569, память 9/22 января, 3/16 июля и 5/18 октября), который также вскоре попал в немилость за обличение царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Феодосий, архиепископ Новгородский и Псковский (в схиме Феофил) Родился в 1491 году. Около 1523 года принял постриг в Иосифо-Волоколамском монастыре, где состоял клириком. В монастыре на него обратил внимание великий князь Василий III, по непосредственному распоряжению которого 21 ноября 1531 года Феодосий был назначен игуменом Новгородского Хутынского монастыря. По благословению игумена Феодосия в монастыре была построена каменная церковь великомученика Георгия. Об авторитете игумена Феодосия свидетельствует тот факт, что в 1539 году настоятель Хутынского монастыря входил в число кандидатов на вакантный митрополичий престол. В марте 1542 года Новгородский владыка Макарий († 1563; память 30 декабря/12 января) возглавил Русскую Церковь , а игумен Феодосий стал его преемником на архиепископской кафедре. 18 июня 1542 года игумен Феодосий был хиротонисан во епископа Новгородского с возведением в сан архиепископа. 1 августа 1542 года он отправился на место своего нового назначения. Здесь он ревностно приступил к исполнению своего архипастырского долга. Непрестанно следил за религиозно-нравственным состоянием своей паствы. По благословению архиепископа Феодосия в 1544–1545 годах игумен Александро-Свирского монастыря Иродион написал Житие основателя обители преподобного Александра Свирского († 1533; память 30 августа/12 сентября). При владыке Феодосии в 1545 году были обретены мощи преподобного Иакова Боровичского († около 1540; память 23 октября/5 ноября); в 1547 году на Соборе Русской Церкви было установлено празднование преподобному Савве Вишерскому († 1461; память 1/14 октября); в 1548 году был основан Сырков монастырь близ Новгорода. В 1551 году архиепископ Феодосий участвовал в заседаниях Стоглавого Собора, однако в мае того же года уволен от управления епархией. Проживал на покое в Иосифо-Волоколамском монастыре. Скончался 26 февраля 1563 года. Перед смертью принял схиму. В Житии преосвященного, написанном его учеником Евфимием Турковым, Феодосий характеризуется архипастырем просвещённым и гуманным. Архиепископ Феодосий был довольно активным книгописцем. В собрании рукописных книг Иосифо-Волоколамского монастыря сохранилось двадцать две книги, принадлежащие архиепископу Феодосию. Некоторые рукописи были частично переписаны архиепископом Феодосием.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Одним из святых, канонизированных на Соборе в связи с 1000-летием Крещения Руси, был выдающийся иерарх Московской Руси – святитель, митрополит Макарий († 1563; память 30 декабря). Это собиратель духовных ценностей на Руси, много потрудившийся в деле прославления русских святых, патриот своего Отечества, дипломат, государственный деятель, писатель, богослов, подвижник. Исследователи отмечают большую духовную близость святителя Макария и преподобного Иосифа Волоцкого († 1515; память 9 сентября). В «Настольной книге священнослужителя» читаем: «Учениками и последователями Преподобного (Иосифа – а. М.) были Митрополиты Московские и всея Руси Даниил († 1539) 1 и Макарий († 1563)». 2 «Кроме основателя монастыря, Пафнутия, на молодого инока имел сильное влияние Иосиф Санин, который пробыл в Пафнутьевом монастыре 17 лет и после смерти Пафнутия был в нем игуменом. Макарий сделался ревностным последователем его учения и всю жизнь оставался таким», 3 – пишет К. Заусцинский. И преподобный Иосиф, и святитель Макарий были пострижениками одного монастыря, основанного преподобным Пафнутием Боровским († 1477; память 1 мая). Правда, будущий Святитель, придя в обитель, не застал уже здесь инока Иосифа, но он мог видеть в монастыре могилу отца преподобного Иосифа. Свидетельств же о том, что два великих святых когда-либо виделись или встречались, у нас нет. Однако их духовные связи очевидны, свидетельством чего служат различные стороны деятельности святителя Макария, начиная с новгородского периода его жизни. В 1534 году архиепископ Великого Новгорода и Пскова Макарий (1526–1542) дарит в монастырь своего пострижения рукопись, содержащую «Просветитель», полемический труд преподобного Иосифа против жидовствующих еретиков. 4 «В 1538 г. по инициативе Макария пострижеником Пафнутиева монастыря Аркадцем была составлена Четья Минея за июль, в которой находился Просветитель Иосифа Волоцкого », – пишет советский исследователь А. Зимин. 5 А еще раньше по благословению Святителя племянник преподобного Иосифа, инок Досифей, будучи в Великом Новгороде, работает над исправлением текста Синайского Патерика, который вошел затем в состав Великих Макарьевских Миней. 6 Анализ содержания рукописных сборников Иосифо-Волоколамского монастыря позволяет говорить о его тесных литературных связях с Новгородской кафедрой времени архиепископа Макария. 7 В своих посланиях святитель Макарий использует творения Иосифа Волоцкого . 8

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Скачать epub pdf Выдающимся Предстоятелем Русской Церкви середины XVI века был митрополит Московский Макарий († 1563, память 30 декабря) – аскет-молитвенник, благочестивый подвижник, собеседник святых современников, иконописец. По его инициативе были созваны знаменитые в истории Русской Православной Церкви Соборы, он заботился о прославлении святых, исправлении недостатков в жизни Церкви и искоренении лжеучений. Его Первосвятительство приходится на стык малолетства и зрелого возраста Иоанна Грозного. Митрополит Макарий впервые в истории Руси венчал царским венцом первого Московского государя. Это был выдающийся деятель русской культуры, замечательный книжник своего времени, известный своими большими организаторскими способностями. Он предпринял попытку и трижды – все с большим успехом осуществлял собирание воедино всей духовной литературы того времени, составив Великие Четьи-Минеи. С его именем связано первое систематическое изложение отечественной истории – составление Степенной книги, а также начало новой страницы в истории русской книжности – учреждение книгопечатания на Руси. Современники называли митрополита Макария чудным. Можно говорить, что с его именем связан весь период середины XVI века 1 . В своей первосвятительской деятельности святитель Макарий проявлял постоянную заботу о монастырях 2 . Сохранились некоторые материалы, показывающие его попечение о знаменитом Соловецком монастыре, а также об игумене Филиппе (Колычеве; 1545–1548–1566). На следующий год после своего прибытия в Великий Новгород, в 1527 году, святитель выдал Соловецкому игумену Варлааму грамоту о невзимании пошлин с приписного к монастырю Петропавловского храма в Вирме 3 . В 1538 году Соловецкая обитель перенесла сильный пожар. В феврале 1539 года был поставлен новый Предстоятель Русской Церкви – Митрополит Иоасаф (1539– 1542) 4 . Его интронизацию возглавил Новгородский архиепископ Макарий. В жалованной великокняжеской грамоте, данной Соловецкому монастырю в марте 1539 года, говорится, как о Соловках «поминал... богомолец... архиепископ Великого Новагорода и Пскова владыка Макарей, что у них по грехом манастырь згорел весь до основанья» 5 . Таким образом, находясь в Москве во время интронизации нового митрополита, святитель Макарий проявил заботу о нуждах пострадавшей Соловецкой обители. Со своей стороны великий князь Иоанн IV «по докладу о сем происшествии Макария архиепископа Новаграда и Пскова в вознаграждение убытков пожаловал монастырю кроме церковных вещей поморские деревни» 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Скачать epub pdf Июль 16 Собор Российских Чудотворцев В службе новым Российским чудотворцам прославляются русские святые, канонизированные на Московских Соборах 1547 и 1549 гг. На этих Соборах, которые возглавлял митрополит Московский Макарий († 31 декабря 1563 г.), решался только один вопрос – о прославлении русских подвижников благочестия и веры. В Окружной грамоте, посланной от лица участников Собора 1547 года в Вологду, говорится: «Уставили есмы ныне праздновати новым чудотворцам в Русской земли, что их Господь Бог прославил, Своих угодников, многими и различными чудесы и знаменьми, и не бе им доднесь соборного пения». Митрополит Макарий начал собирать сведения о русских святых еще будучи архипастырем Новгородским. Его агиологические труды показали необходимость созыва Собора, который должен был упорядочить канонизацию святых и составить списки почитаемых святых. Подготовка к Собору длилась несколько лет, и так как материалы были изучены, заседания Собора 1547 года проходили в течение двух дней – 1–2 февраля. На этом Соборе свидетельствовались службы святым и их жития и было установлено: «По всем градом великого царства Российского пети и праздновати повсюду» следующим святым: митрополиту Московскому Ионе (память 30 марта/12 апреля), епископу Новгородскому Никите (память 30 апреля/13 мая), архиепископу Новгородскому Иоанну (память 7/20 сентября), благоверному князю Александру Невскому (память 23 ноября/6 декабря), преподобным Макарию Калязинскому (память 17/30 марта), Пафнутию Боровскому (память 1/14 мая), Никону Радонежскому (память 17/30 ноября), Павлу Комельскому (память 10/23 января), Михаилу Клопскому (память 11/24 января), Савве Сторожевскому (память 3/16 декабря), Зосиме (память 17/30 апреля) и Савватию (память 27 сентября/10 октября) Соловецким, Дионисию Глушицкому (память 1/14 июня), Александру Свирскому (память 30 августа/12 сентября). Местное празднование было установлено блаженному Максиму, Христа ради юродивому, Московскому (память 13/26 августа), благоверным князьям Константину и чадам его Михаилу и Феодору Муромским (память 21 мая/3 июня), Петру и Февронии Муромским (память 25 июня»

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Феодосий II, епископ Коломенский и Каширский С 1539 года – архимандрит Новоспасского монастыря в Москве. 2 июля 1542 года хиротонисан во епископа Коломенского. В феврале 1547 года присутствовал на Соборе по установлению повсеместного празднования русским святым. В декабре 1547 года поручился перед царём Иваном IV Грозным за князя Ю.И. Пронского-Шемякина. В 1551 году принимал участие в Стоглавом Соборе. 23 июня 1552 года в Коломне, в церкви Успения Пресвятой Богородицы, епископ Феодосий отслужил молебен и благословил царя Ивана IV на поход против крымских татар, войска которых осаждали Тулу. Владыке Феодосию царь приказал «не исходити из церкви, дóндеже что Бог произведет». Под Тулой войска крымского хана Девлет-Гирея были разбиты и поспешно отступили. По возвращении царя из похода епископ Феодосий встречал его и отслужил благодарственный молебен. 3 июля 1552 года епископ Феодосий благословлял Ивана IV на поход против Казанского ханства. Поход был успешным, и Казанское ханство присоединено к России. В октябре 1553 года в Москве открылся Собор, который продолжался и в следующем году, против ересей Матвея Башкина, Феодосия Косого, старца Артемия, бывшего игумена Троице-Сергиева монастыря, и сомнений дьяка Ивана Висковатого. В работе этого Собора принимал участие епископ Феодосий. В начале 1555 года, по воле царя и благословению митрополита Московского и всея Руси Макария († 1563; память 30 декабря/12 января), в Москве состоялся Собор, на котором было принято решение об открытии в Казани святительской кафедры. На этом Соборе присутствовал епископ Феодосий. В мае 1555 года он торжественно встречал и принимал у себя в Коломне ехавшего в Казань новопоставленного Казанского архиепископа Гурия († 1563; память 20 июня/3 июля, 4/17 октября, 5/18 декабря). Около 1560 года (по другим источникам, около 1563 года) епископ Феодосий устранён от кафедры. Об отстранении епископа Феодосия от кафедры упоминается в послании царя Ивана IV князю Андрею Курбскому, написанном летом 1564 года. Царь писал Курбскому: «Вы ли убо с попом и со Алексеем (Сильвестром и Адашевым) не гонили? Како убо епископа Коломенского, Феодосия, народу града Коломны повелеваете камением побити? Но Бог соблюде его, и вы согнали его со престола».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Вассиан, епископ Коломенский (Топорков) Пострижен в монашество в Успенском монастыре (впоследствии Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь) преподобным Иосифом Волоцким , которому доводился племянником и был его учеником. По своим взглядам епископ Вассиан был иосифлянин, союзник митрополита Московского и всея Руси Даниила. Он имел большое политическое влияние в царствование Василия III Ивановича. 2 апреля 1525 года хиротонисан во епископа Коломенского. В том же году выступал на Соборе против преподобного Максима Грека († 1556, память 21 января/3 февраля, 21 июня/4 июля). В 1531 году освящал церковь Вознесения Господня в с. Коломенском. 19 марта 1542 года был на посвящении митрополита Московского и всея Руси Макария († 1563, память 30 декабря/12 января). В том же 1542 году после воцарения Василия Шуйского лишился епархии и вынужден был поселиться в Пешношском монастыре. Но политического влияния не утратил полностью. В 1553 году в монастыре его посетил царь Иван Грозный, который обратился к преосвященному Вассиану за советом о том, как управлять государством. Владыка Вассиан сказал царю: «Если хочешь быть самодержцем, не держи при себе ни одного советника, который бы был умнее тебя, потому что ты лучше всех; если так будешь поступать, то будешь тверд на царстве и все будешь иметь в руках своих. Если же будешь иметь при себе людей умнее себя, то по необходимости будешь послушен им». Совет преосвященного Вассиана очень понравился царю. Он сказал: «Сам отец мой не дал бы мне лучшего совета». В 1560 году епископ Вассиан участвовал на Соборе, осудившем священника Сильвестра и боярина Алексея Адашева. Год кончины неизвестен. Литература: Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. – М.. 1901. – С. 287. Марков Н. М., священник. Коломенская епархия. – М., 1888. – С. 219, 220. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 1. – С. 1657, 1660; кн. 2. – С. 1 44–145, 147, прим. 1. Амвросий (Орнатский) , архиепископ. История Российской иерархии: в 6 ч. – М., 1807–1815, ч. 1. – С. 245.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010