Наградил Господь духоносного старца также и даром прозорливости. Однажды украли монастырских волов. Внезапно воры были поражены слепотой и, долго блуждая в окрестностях, опять оказались у ворот обители. Преподобный Макарий осматривал в то время хозяйство и, как бы не зная, в чем дело, спросил, увидев их, почему они здесь, да к тому же с волами. Похитители сознались во всем и раскаялись. Преподобный отпустил им грех и, исцелив, наказал впредь не посягать на чужое. Незадолго перед своей кончиной преподобный Макарий заболел. Некоторое время он безмолвствовал, а в предчувствии исхода, призвав братию, благословил и поцеловал каждого и простился: «Предаю вас Господу Богу! Пребывайте всегда в трудах, посте, бдении и непрестанной молитве; блюдите чистоту душевную и телесную, не воздавайте зло за зло или досаждение за досаждение. Разумейте, братия: если я имею дерзновение к Богу. то по моем отшествии сия обитель не оскудеет, но распространится». Преставился игумен Калязинский 17 марта 1483 года глубоким старцем, на 82-м году жизни, и был погребен близ построенной им деревянной церкви. Над могилой его была сооружена и украшена образами деревянная часовня. Когда храм обветшал, жертвователи решили обновить его, выстроив на том месте каменную церковь. Во время копания рвов для ее основания был обретен гроб преподобного. От его нетленных мощей исходило благоухание, седины старца были чисты, и даже ризы не изменились. Случилось это 26 мая 1521 года. Множество исцелений расслабленных, бесноватых, страдавших костной болью, слепотою, болезнью ног происходило при мощах святого. Это привлекало в обитель множество паломников. До 1547 года преподобного Макария чтили местно. Чудотворения и народная любовь способствовали тому, что на Московском Соборе 1547 года он был причислен к лику святых Божиих угодников и память его было постановлено праздновать по всей России. В Калязин к преподобному ходили пешком простые люди, ездили цари: в 1553 году обитель посетил царь Иоанн Васильевич Грозный, в 1599-м - Борис Годунов с супругой и детьми прибыл испросить у преподобного Макария благословение на вступление дочери Ксении в брак. Тогда царственными богомольцами была устроена серебряная рака, куда были переложены честные мощи святого. |
Наградил Господь основателя Троицкого монастыря также и даром прозорливости. «Однажды украли монастырских волов. Внезапно воры были поражены слепотой и, долго блуждая в окрестностях, опять оказались у ворот обители. Макарий осматривал в то время хозяйство и, как бы не зная, в чем дело, спросил, увидев их, почему они здесь, да к тому же с волами. Похитители сознались во всем и раскаялись». Преставился Макарий 17 марта 1483 года и был погребен в построенной им деревянной церкви. 26 мая 1521 года при ремонтных работах в храме был обнаружен гроб с телом Макария. При вскрытии гроба были обнаружены нетленные мощи, от которых исходило благоухание. Даже ризы Макария не изменились. Множество исцелений расслабленных, бесноватых, страдавших различными болезнями происходило при мощах. В 1547 году на церковном Соборе Макарий был прославлен в лике святых. Икона. XVII век. Преподобный Макарий Калязинский В 1700 году для мощей преподобного Макария Калязинского была изготовлена серебряная рака. В 1732 г. над могилами родителей, жены и других родственников преподобного был возведен каменный храм в честь Рожества Пресвятыя Богородицы с приделом во имя преподобного Макария Калязинского. Память преподобного Макария, Калязинского чудотворца, принято совершать 30 марта – в день его преставления, и 8 июня – в день обретения святых мощей. Тропарь, глас 8 Плотьская мудрования, отче Макарие воздержанием и бдением умертвил еси. Место на нем же поты своя излиял еси, яко же труба вопиет к Богу, поведающи твоя исправления. И по смерти честныя ти мощи источают исцеления. Тем же вопием ти, моли Христа Бога, спастися душам нашим. Кондак, глас 2 Вышних желая, воздержании и труды и поты напитався. Желание плоти твоея обуздав, чудес дар прием от Христа Бога, светильник явися пресветлыи, тем же Христова церкви песньми славит тя, преподобне Макарие отче наш. Затопленная святыня Троицкий Макариев монастырь был одним из крупнейших и богатейших на Тверской земле. В начале XVI века в монастыре велось каменное строительство на средства удельного князя Юрия Ивановича. Тогда мастерами из Ростова Великого были воздвигнуты Троицкий собор, теплая церковь и большая трапезная. Троицкий собор был расписан фресками работы выдающихся мастеров: Василия Ильина, Симеона Авраамова. |
21 . Пр. САВВА Вишерский, Новгородский, преставился в 1461 году, Октября 1, в который Церковь и память его совершает. Св. мощи его под спудом в церкви Вознесения Господня в обители его. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Октября 1. 22 . Св. ИОНА, Архиепископ Новгородский, преставился в 1471 году, Ноября 5, в который Церковь и память его совершает. Св. мощи его под спудом в Новгородском Отенском монастыре. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Ноября 5. 23 . Св. ИСИДОР Юродивый, Ростовский, прозванием Твердислов, преставился в 1474 году, Мая 14, в который Церковь и память его совершает. Св. мощи его в Ростове под спудом. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Мая 14. 24 . Пр. ЗОСИМА, Игумен Соловецкий, преставился в 1478 году, Апреля 17, в который Церковь и память его совершает. Св. мощи его почивают в Соловецком монастыре в построенной во имя его и Преподобного Савватия храме. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Апреля 17. 25 . Пр. ПАФНУТИЙ, Игумен Боровский, преставился в 1479 году, Мая 1, в который Церковь и память, его совершает. Св. мощи его почивают в обители его. Смотри, Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Мая 1. 26 . Пр. ЕВФРОСИН Псковский, преставился в 1481 году, Мая 15. Смотри Пролог и Четь Минею, Мая 15. 27 . Пр. МАКАРИЙ, Игумен Колязинский, преставился в 1483 году, Марта 17, в который Церковь и память его совершает. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Марта 17. 28 . Пр. ТИХОН Луховский, преставился в 1492 году, Июня 16. Св. мощи его почивают в созданной им обители, в области Луховской на реке Лухе, на Капышове. Смотри Пролог и Четь Минею, Июня 16. 29 . Св. ИОАНН Юродивый Устюжский, преставился в 1494 году, Мая 29, в который день Церковь и память его совершает. Св. мощи его почивают в Устюжской соборной церкви. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Мая 29. 30 . Пр. САВВА Крыпецкий, Псковский, преставился в 1495 году, Августа 28. Св. мощи его, в 1555 году обретённые, почивают в Крыпецком монастыре. Смотри Пролог и Четь Минею, Августа 28. |
40 . Митрополит Иона, скончавшийся 31-го марта 1461-го года. По случаю перестройки Московского Успенского собора, 29-го мая 1472-го года были обретены его мощи, от которых при сем случае совершилось несколько чудес. По этому поводу и было установлено ему местное празднование 1307 . —91— 41 . Исаия, епископ Ростовский, преемник св. Леонтия, скончавшийся около 1090-го года, мощи которого были обретены одновременно с мощами Леонтия в 1164-м году. Местное празднование его памяти установил в 1474-м году Ростовский архиепископ Вассиан Рыло. В позднейших списках Несторова жития Феодосия Печерского к словам жития об Исаии, что «добрых ради прав его (он) поставлен бысть епискупъмь Ростову городу» читается приписка: «и тамо со святыми чтут его, прият бо от Бога чудотворения дар» 1308 . В приписке этой, сделанной после установления празднования Исаии, должно видеть объяснение причины, почему установлено празднование. 42 . Арсений, епископ Тверской, скончавшийся 2-го марта 1409-года. Местное празднование ему установил в 1483-м году Тверской епископ Вассиан (из князей Стригиных-Оболенских) 1309 . 43 . Феодор, архиепископ Ростовский, скончавшийся 28-го ноября 1394-го года, 44 . Стефан, епископ Пермский, скончавшийся 26-го апреля 1396-го года, и 45 . Евфимий, архиепископ Новгородский, скончавшийся 11-го марта 1458-го года, являются в богослужебных книгах как святые и называются святыми в других памятниках после 1475-го года или в последней четверти XV века 1310 . Феодор погребен в Ростовском кафедральном соборе; Стефан погребен в Москве, в бывшем придворном Спасском монастыре, теперешнем придворном Спасском соборе; Евфимий погребен в составляющем его ктиторию Вяжицком монастыре: вероятно, что местное празднование каждому из троих и началось совершаться в сейчас указанных местах их погребения. 46 . Аврамий Ростовский, живший неизвестно когда, по всей вероятности – в XIV веке 1311 , т. е. бывший современником преп. Сергия Радонежского, и —92— 47 . Никон Радонежский, скончавшийся 17 ноября 1427-го или 1428-го года, причислены к лику святых в конце XV – начале XVI века 1312 , причем память Аврамия, благодаря, как вероятно думать, обилию в его житии чудесного, по характеру своему – весьма необыкновенного, из местной скоро стала общецерковною, а празднование Никону ограничивалось до митр. Макария стенами Троицкого монастыря. |
В 1483 г марта 17 дня, преп. Макарий почил от трудов своих. 1521 г. марта 26 дня обретены были его нетленные мощи, а в 1547 г., на Московском соборе, установлено ему повсеместное празднование. С 1861 г., по разрешению Св. Синода, мощи преп. Макария, 26-го мая, ежегодно обносятся, по примеру мощей Нила Столобенского, вокруг монастыря, при многочисленном, каждый раз, стечении богомольцев. В 1619 г. Калязин монастырь посетил Царь Михаил Феодорович. В 1654 г., во время свирепствовавшего в Москве морового поветрия Царица Мария Ильинична, супруга царя Алексия Михайловича, со всем своим двором, и Патриарх Никон со своею свитою, имели пребывание в Калязине монастыре. Посему братский корпус, в котором пребывала царица, доныне называется «царским», а настоятельская кельи, в память пребывания в них Никона, называются патриаршими. В монастыре четыре храма. В главном из них, основанном в 1654 г., открыто почивают в сребропозлащеной раке нетленные мощи преп. Макария. Город Калязин был прежде подмонастырскою слободою Троицкого монастыря; но с 1775 г. эта слобода переименована в уездный город Тверского наместничества. В 1796 г. город был упразднен, но в 1803 г. восстановлен. В настоящее время жителей в Калязине более 7,000 душ обоего пола; церквей в нем три: соборная и две приходских. В день приезда моего в Троицкий монастырь, в 6 часов вечера, началась всенощная, на которой я выходил на литию и величание. В тот же день получено было мною из Твери, между офицальными бумагами, частное письмо священника Кашинского Сретенского девичьего монастыря Павла Колтыпина. Вот что он писал мне от 7-го числа: Высокопреосвяшеннейший Владыко, Милостивейший Архипастырь! Преклоняясь к Святительским стопам Вашим, осмеливаюсь представить Вашему Высокопреосвященству брошюру мою о благоверной великой княгине Анне Кашинской в пяти экземплярах. Две небольших статьи этой брошюры были напечатаны в дух. журнале «Странник», в прошедшем 1872 г., за месяцы: май и ноябрь, а также и особыми брошюрами, по желанию покойной настоятельницы нашей обители игумении Антонии. |
Посему, припадая к стопам Вашего Высокопреосвященства, просим всех, в храме сём предстоящих, благословить, и, если, сверх нашего чаяния, могут встретиться какие-либо ненамеренные опущения, покрыть оные отеческим благоснисхождением. Сам же Верховный Пастыреначальник, Господь наш И. Христос, по молитвам Святителя и Чудотворца Николая, коему посвящён храм сей, и предстательству преподобного отца нашего Макария, Игумена Калязинского, да дарует Вашему Высокопреосвященству силу и крепость к долговременному Архипастырскому служению к счастью и радости вручённой Вам паствы и да продлит общеполезную жизнь Вашу на многие и многие лета! Это искреннее желание всех нас предстоящих! Что же касается меня, нижайшего послушника, приношу сыновнюю благодарность за Высочайше пожалованный мне, по представлению Вашего Высокопреосвященства знак отличия, по случаю совершившегося пятидесятилетнего служения моего в священном сане”. Из собора я опять переправился на левый берег Волги и поместился в Троицком Калязине монастыре. Изложу здесь предварительно краткую историю монастыря и города Калязина. Основателем Троицкого Калязина монастыря был преп. Макарий (в мире Матфий Кожин), постриженник Кашинского Николаевского Клобукова монастыря. Получив священный сан, он удалился с 7 иноками в пустыню за 18 вёрст от Кашина, и здесь на земле, принадлежащей некоему Иоанну Коляге (откуда и название Калязин), положил основание обители. Это было около 1450 года. В 1483 г. марта 17 дня, преп. Макарий почил от трудов своих. 1521 г. марта 26 дня обретены были его нетлен- —204— 1880 г. ные мощи, а в 1547 г., на Московском соборе, установлено ему повсеместное празднование. С 1861 г., по разрешению Св. Синода, мощи преп. Макария, 26-го мая, ежегодно обносятся, по примеру мощей Нила Столобенского, вокруг монастыря, при многочисленном, каждый раз, стечении богомольцев. В 1619 г. Калязин монастырь посетил Царь Михаил Феодорович. В 1654 г., во время свирепствовавшего в Москве морового поветрия, Царица Мария Ильинична, супруга царя Алексия Михайловича, со всем своим двором, и Патриарх Никон со своей свитой, имели пребывание в Калязине монастыре. Посему братский корпус, в котором пребывала царица, доныне называется „царским”, а настоятельские кельи, в память пребывания в них Никона, называются патриаршими. |
Начало.· «Приложи и се да будет ко предреченным еже об обретении честных мощей»; служба ему под 28 августа (548 об.–557); 25) апреля 26 – Стефану Пермскому (195– 202 об.); 26) мая 1 – пророку Иеремии (206–208 об.) и Пафнутию Боровскому (208 об.–214 об.); 27) мая 2 – Борису и Глебу (220–227); 28) мая 2 – Афанасию Великому (214 об.– 220); 29) мая 3 – мученикам Тимофею и Мавре (227–230 об.); 30) мая 3 – Феодосию Печерскому (230об.–240 об.); 31) мая 4 – мученице Пелагии (240 об.–243); 32) мая 5 – великомученице Ирине (243–246); 33) мая 6 – Иову праведному (246–249); 34) мая 7 – в воспоминание знамения, явльшагося на небеси честного Креста Господня в Иерусалиме и мученику Акакию (249–256); 35) мая 7 – Антонию Печерскому (256– 267); 36) мая 8 – Иоанну Богослову (267–279 об.); 37) мая 9 – пророку Исаии и священномученику Христофору (279 об.–283 об.); 38) мая 9 – Николаю чудотворцу (283 об.– 294); 39) мая 10 – апостолу Симону Зилоту (294–297); 40) мая 11 – священномученику Мокию (297–300); 41) мая 12 – Епифалию епископу Киярскому и Герману патриарху Константинопольскому (300–307 об.); 42) мая 13 – мученице Гликерии (307 об.–311); 43) мая 14 – мученику Исидору (311– 314 об.); 44) мая 14 – Исидору юродивому Христа ради Ростовскому (314 об.–323); 45) мая 16 – Пахомию Великому (323–327); 46) мая 15 – Евфросину Псковскому (327–338 об.); 47) мая 16 – Феодору Освященному, ученику Пахомиеву (338 об.–341 об.); 48) мая 16 – Исаии епископу Ростовскому (341 об.–347 об.); 49) мая 17 – апостолу Андронику (347 об.– 350 об.); 50) мая 16 – Ефрему Перекомскому (350 об.–356); 51) мая 18 – мученику Феодоту Анкирскому и семи мученицам; мученикам Петру, Дионисию и другим (356 – 361 об.); 52) мая 19 – священномученику Патрикию (361 об.– 366); 53) мая 20 – мученику Фалалею (366 об.–370); 54) мая 20 – Алексию митрополиту (370–382); 55) мая 21 – равноапостольным Константину и Елене (382–387); 56) мая 20 – Довмонту-Тимофею князю Псковскому (387–394); 57) мая 22 – мученику Василиску (394–397 об.); 58) мая 23 – Михаилу исповеднику, еписколу Синадскому (397 об.–400 об.); 59) мая 23 – Леонтию епископу Ростовскому (400 об.–410); 60) мая 24 – Симеону столпнику дивногорцу (410–416); 61) мая 25 – в воспоминание третьего обретения главы Иоанна Предтечи (416–423 об.); 62) мая 26 – апостолу Карпу и мученику Георгию новому в Средце Болгарском (424 – 434); 63) мая 27 – священномученику Ферапонту (434–437); 64) мая 28 – Никите архиепископу Халкидонскому и Игнатию епископу Ростовскому (445 об.– 452 об.); 65) мая 29 – мученице Феодосии (452 об.–456); 66) мая 30 – преподобному Исаакию Далматскому (456 об.– 459); 67) мая 31 – мученику Ермею (459–463); 68) июня 1 – Дионисию Глушицкому (463–472 об.); 69) июня 25 – князю Петру, в иночестве Давиду, и княгине Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромским (472 об |
Первый нижний ряд слева направо: митрополит Киевский Филарет (в схиме Феодосий) († 1857; память 21 декабря/3 января); архимандрит Синесий, сподвижник святителя Софрония, епископа Иркутского († 1787; память 10/23 мая); святитель Софроний, епископ Иркутский († 1771; память 30 марта/12 апреля); святитель Димитрий, митрополит Ростовский († 1709; память 21 сентября/4 октября); святитель Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири чудотворец († 1715; память 10/23 июня); святитель Иннокентий, митрополит Московский († 1879; память 31 марта/13 апреля); святитель Павел, митрополит Тобольский († 1770; память 4/17 ноября); святитель Иннокентий, епископ Иркутский († 1731; память 26 ноября/9 декабря и 9/22 февраля); святитель Филофей (в схиме Феодор), митрополит Тобольский († 1727; память 31 мая/13 июня). Второй ряд: митрополит Смоленский Симеон († 1681; память 4/17 января); архиепископ Нектарий († 1636–1640); архимандрит Верхотурский Арефа († 1910; память 15/28 мая); праведный Симеон Верхотурский († 1642; память 12/25 сентября); святитель Мелетий, архиепископ Харьковский († 1840; память 12/25 февраля); преподобный Герман Аляскинский († 1837; память 13/26 декабря и 27 июля/9 августа); святой мученик Василий Мангазейский († 1600; память 23 марта/ 5 апреля, 6/19 июня и 10/23 мая); архиепископ Тобольский и Сибирский Варлаам († 1802; память 27 декабря/9 января); митрополит Тобольский и Сибирский Антоний († 1740; память 27 марта/9 апреля). Третий ряд: блаженный Косма Верхотурский, Христа ради юродивый († 1706; память 1/14 ноября); преподобный Андрей, игумен Рафаиловский, Тобольский († 1820; память 14/27 мая); епископ Герасим Астраханский († 1880; память 24 июня/7 июля); епископ Рязанский Мелетий († 1900; память 14/27 января); архимандрит Макарий, миссионер Алтайском Миссии († 1847; память 18/31 мая); праведный Стефан Омский († 1876; память 30 июня/13 июля); преподобный Мисаил, иеромонах Абалацкого монастыря († 1797; память 17/30 декабря). Четвертый ряд: блаженный Иоанн Верхотурский, Христа ради юродивый († 1701; память 16/29 апреля); блаженная Домна, старица Томская († 1872; память 16/29 декабря); преподобный Даниил Ачинский († 1843; память 15/28 апреля); праведный отрок Петр Томский († 1820; память 4/17 марта); праведный Феодор Кузьмич Томский († 1864; память 20 января/2 февраля); преподобный Варлаам, пустынник Чикойский († 1846; память 5/18 октября). Павел, митрополит Тобольский, святитель |
20 июня 1471 г. в Кремле вместе с митр. Филиппом и др. архиереями Е. благословил вел. кн. Иоанна III перед его походом на Вел. Новгород, 16 сент. того же года принимал участие в похоронах дмитровского кн. Юрия (Георгия) Васильевича , 8 дек.- в хиротонии Феодосия во епископа Рязанского и Муромского, 15 дек.- в хиротонии Феофила во архиепископа Новгородского. В 1472 г., после обретения мощей митр. св. Петра (14 апр.) при разборке обветшавшего Успенского собора, Е. присутствовал на Соборе, когда было принято решение переложить мощи святителя в раку и поместить ее в строящемся здании собора. Перенесение состоялось 1 июля того же года, в память о чем был учрежден праздник. 12 авг. 1479 г. Е. участвовал в освящении нового Успенского собора, 24 авг. вместе с другими архиереями переносил в собор мощи свт. Петра из ц. во имя прп. Иоанна Лествичника «под колоколы» (мощи свт. Петра находились там с 1474, когда обрушилось здание собора, заложенное при митр. Филиппе), 27 авг. 1479 г. архиереи торжественно перенесли в новый собор мощи митрополитов Феогноста , св. Киприана , св. Фотия и св. Ионы, а также вел. кн. Георгия (Юрия) Данииловича . 23 апр. 1473 г. Е. участвовал в Соборе, избравшем главой Русской Церкви Коломенского еп. св. Геронтия . 29 июня Геронтий был поставлен на кафедру «всем священным Събором» в Успенском соборе Московского Кремля. Ок. 6 дек. 1477 г. имя Е. упоминается в грамоте Тверского еп. Вассиана (Стригина-Оболенского) , в к-рой он заверял митр. Геронтия, что не признает митр. Спиридона (Савву) «или кто будет иный митрополит, поставлен от латыни или от турскаго области» (РФА. Ч. 3. 38. С. 689-690). Е. назван в числе рус. архиереев, к-рым адресована грамота Новгородского архиеп. Феофила (РФА. Ч. 2. 77. С. 252-253; между 25 дек. 1482 и 25 марта 1483) об отказе от кафедры (архиеп. Феофил был арестован в 1480 вел. кн. Иоанном III за участие в антимосковском заговоре и помещен в московский Чудов мон-рь). Е. не участвовал в избрании 17 июня 1483 г. и в хиротонии 4 сент. в Москве Сергия во архиепископа Новгородского и Псковского. По-видимому, в 1483 г. Е. оставил кафедру (известна «отписная» грамота, в к-рой архиерей сообщает о своем уходе на покой в мон-рь - Там же. 79. С. 258-259) и вскоре скончался. 9 дек. 1484 г. во епископа Суздальского был хиротонисан Нифонт (встречающиеся в лит-ре сведения о будто бы занимавшем в 1483 Суздальскую кафедру Феодоре, бывш. еп. Черниговском, не могут быть признаны достоверными). |
И вот, идя по дороге, дошла она до монастырского села, именуемого Клементьево, и когда выходила оттуда в долину, уже совсем рядом с обителью, внезапно совершенно ясно увидела идущего ей навстречу благолепного священноинока с младенцем на руках. По облику его она поняла, что это Преподобный Сергий. Он приблизился к великой княгине – и вдруг бросил ей за пазуху младенца. И тотчас стал невидим. Она же от такого необычного видения затрепетала, и силы стали оставлять ее, так что она едва не упала. Бывшие с великой княгиней жены вельмож подхватили ее, сильно испугавшись и не понимая, что с ней случилось. Она села и стала руками искать у себя за пазухой брошенного туда младенца, но не нашла и догадалась, что это было посещение великого чудотворца Сергия. Тогда княгиня твердо встала на ноги и, исполненная надежды, благополучно добралась до монастыря. Она долго молилась и целовала с любовью цельбоносные мощи Преподобного Сергия, с умилением припадая к честной раке его в надежде получить то, что просила, а для братии устроила богатую трапезу. И с радостью возвратилась туда, откуда пришла. После того чудесного явления она зачала во чреве дарованного Богом наследника русского престола. И когда пришло время, родился долгожданный сын, великий князь Василий, 25 марта, в самый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, в первый час ночи». 4 апреля же, в Вербное воскресенье, княжич Василий Иванович был крещен в церкви в обители Святой Троицы. 1482 год – начало игуменства Иоакима (1482–1483). 1483 год – начало игуменства Макария (1483–1488, по Горскому – до 1487 года). 1488 год – начало игуменства Афанасия 1-го (1488–1490, по Горскому – 1487–1489). 1490 год – начало игуменства Симона (Чижа; 1490–1495), впоследствии Митрополита всея Руси. 9 апреля 1495 года – кончина в Троицком монастыре старца Сергия, бывшего в 1483–1484 годах архиепископом Новгородским, автора «Успенского летописца», в котором подробно повествуется о строительстве Успенского собора в Московском Кремле, о строительстве Духовской церкви в Троицком монастыре, о пленении в Троицкой обители Василия II. |
| |