Но отрешённый от земной жизни полнейшим беспристрастием к каким-либо благам земным, Серапион был связан с людьми любовью к ним, той любовью, которая на земле есть начало вечного рая; любовью, спасающею души людей, под покровом которой все люди составляют единое (духовное, бессмертное) тело в Единородном Сыне Божием ( 1Кор.12:27 ). Вразумление заблуждающихся было делом встречавшегося постоянно на своём странническом пути с заблуждениями человеческими. Для достижения этой цели Серапион не отступил и перед продажей своей свободы и самоотверженно жертвовал этим благом, не располагая больше никаким другим. Так, придя в Лакедемон, он узнал, что один человек, ведущий вообще добродетельную жизнь, держится опасной ереси. Преподобный продал ему себя в рабство и в течение двухлетнего пребывания у него в доме успел своей святой жизнью обратить его со всем его семейством к православию. В другой раз Серапион подобным же образом, поступив рабом в дом одного Эллинского комедианта – язычника, обратил его к Христу со всем его семейством. Он скончался в глубокой старости – в пустыне Египетской. Синдонитом назван, как полагают, потому, что не носил ничего кроме синдона – одежды льняной. 216 Ркп. житие св. Исидора в Минее Макария под 15 мая, в Синод. б. 90. Сокращение его в ч. минее св. Димитрия. 217 Пролог 14 мая: «поведают непыи, бяше Латынска языка, земли же Немецкия, – от славна и богата рода бе, яко же глаголют местерскаго». Догадка о происхождении Исидора из Немецкого магистерского рода не принята св. Димитрием, да она мало и вероятна, тогда как известны многие роды Славянские, перешедшие с Славянского поморья в Россию от притеснения Немцев. Лакьера геральдика 2, 479–492. 218 Пролог: «возненавидев богомерзкую веру Латинскую, возлюби христианскую веру православную». То же в ркп. житии. – В службе, написанной при ц. Иоанне, говорится: «отеческаго небрегл еси неверствия и еже идолом приношения гнушася». – Это выдумка очень неудачная! В XV в. и Славяне и Немцы Германии были христианами. 219 В. к. Иоанн в 1474 г. купил половину (одна уже принадлежала ему) Ростова и Ростовского княжества у князей Владимира Андреевича и Ивана Ивановича (Карамз. VI. 113, пр. 293). Последний был владетельным князем Пужбольским (Родосл. кн.). 221 Уже в уставе 1522 г. положена мая 14 «память св. Исидора Христа ради юродивого, Ростовского чудотворца». Опис. муз. Рум. стр. 713. Служба Исидору (в муз. Рум. 595, у Царского 563) написана при ц. Иоанне в 1548 г. Исидор юродивый святой – в грам. 1563 г., ист. акт. I, 320. Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892./Май. - 1900. - 438, IV с., л. портр.: ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

21 . Пр. САВВА Вишерский, Новгородский, преставился в 1461 году, Октября 1, в который Церковь и память его совершает. Св. мощи его под спудом в церкви Вознесения Господня в обители его. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Октября 1. 22 . Св. ИОНА, Архиепископ Новгородский, преставился в 1471 году, Ноября 5, в который Церковь и память его совершает. Св. мощи его под спудом в Новгородском Отенском монастыре. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Ноября 5. 23 . Св. ИСИДОР Юродивый, Ростовский, прозванием Твердислов, преставился в 1474 году, Мая 14, в который Церковь и память его совершает. Св. мощи его в Ростове под спудом. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Мая 14. 24 . Пр. ЗОСИМА, Игумен Соловецкий, преставился в 1478 году, Апреля 17, в который Церковь и память его совершает. Св. мощи его почивают в Соловецком монастыре в построенной во имя его и Преподобного Савватия храме. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Апреля 17. 25 . Пр. ПАФНУТИЙ, Игумен Боровский, преставился в 1479 году, Мая 1, в который Церковь и память, его совершает. Св. мощи его почивают в обители его. Смотри, Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Мая 1. 26 . Пр. ЕВФРОСИН Псковский, преставился в 1481 году, Мая 15. Смотри Пролог и Четь Минею, Мая 15. 27 . Пр. МАКАРИЙ, Игумен Колязинский, преставился в 1483 году, Марта 17, в который Церковь и память его совершает. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Марта 17. 28 . Пр. ТИХОН Луховский, преставился в 1492 году, Июня 16. Св. мощи его почивают в созданной им обители, в области Луховской на реке Лухе, на Капышове. Смотри Пролог и Четь Минею, Июня 16. 29 . Св. ИОАНН Юродивый Устюжский, преставился в 1494 году, Мая 29, в который день Церковь и память его совершает. Св. мощи его почивают в Устюжской соборной церкви. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Мая 29. 30 . Пр. САВВА Крыпецкий, Псковский, преставился в 1495 году, Августа 28. Св. мощи его, в 1555 году обретённые, почивают в Крыпецком монастыре. Смотри Пролог и Четь Минею, Августа 28.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

48 и 49. Савватий и Зосима Соловецкие, из которых первый скончался 27-го Сентября 1435-го года, а второй 17-го Апреля 1478-го года. Празднование обоим установлено за то или другое время до 1540-го года, ибо в этом последнем году посвящен был их имени придел, устроенный при одной церкви в Новгороде 144 . Мощи преп. Савватия Соловецкого, скончавшегося в 145-м году не в монастыре, а в одном селении на твердой земле, при перенесении их в монастырь в 1465-м году обретенные нетленными, в монастыре «преданы были погребению» за алтарем одной из церквей монастыря; затем они изнесены были из недр земли в 1566-м году. См. Историческое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря архим. Мелетия, М., 1881, стр. 11 и 36. Мощи преп. Зосимы Соловецкого изнесены были из недр земли в 1566-м году, одновременно с мощами преп. Савватия (см. выше). В месяцеслове, находящемся в одном сборнике Троицкой Сергиевой Лавры, который написан в 1487-м году 761), между другими Русскими святыми записаны: 50 . Митрополит Киприан, скончавшийся 16-го Сентября 1406-го года, и 51 .    Исидор Твердислов, юродивый Ростовский, скончавшийся в 1474-м году (память 14-го Мая). В месяцеслове одного церковного устава, написанного в первой половине  ΧV Ι века, читаются еще имена целых 17-ти новых святых, одним из которых, вероятно, праздновалось местно и другие из которых, принадлежав к числу лишь почитаемых усопших, были произвольным образом внесены в месяцеслов или писцом рукописи, о которой говорим, или писцами рукописей, которые по отношению к данной рукописи представляли так сказать генеалогический ряд списывавшихся одна с другой рукописей 145 . Эти святые по хронологическому порядку их жизни суть: 52–54. Князь Муромский Константин (Ярослав) Святославич 146 , скончавшийся в 1129-м году, и его сыновья Михаил и Феодор, скончавшиеся неизвестно когда (память 21-го Мая), 55 и 56. Князь Муромский Петр, в монашестве Давид, и супруга его Феврония, в монашестве Евфросиния, скончавшиеся в 1228-м году (память обоих 25-го Июня) 147 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В 1474 году у гроба святителя Феогноста совершилось преславное чудо. Некий человек в городе Москве пошел по обычаю к месту скудельничьему, где граждане погребали странников и нищих. Был обычай посещать это место в четверг седьмой недели, приносить туда канун и свечи и творить моление об умерших. Вместе со всеми пошел и тот человек. И вот стали засыпать старую яму, которая была наполнена мертвыми телами, и копать новую. А копали и засыпали землею все граждане, мужи и жены, Бога ради. И тот человек взял в полу землю из новой ямы и понес ее в старую, но вследствие тесноты людской споткнулся, упал на землю и внезапно оглох и онемел. Много дней страдал он этою болезнью; однажды сказал ему некто, как бы во сне: «Иди завтра в соборную церковь Пречистой Богородицы, в честь славного Ее Успения». Он пошел туда и стал прикладываться к гробам святых митрополитов Петра, Иоанна и Филиппа; когда же он приложился к гробу святителя Феогноста, внезапно стал говорить и слышать, и рассказал всем, как был он нем и как вернулась ему речь: «Когда я наклонился, — сказал исцеленный, — и хотел приложиться к мощам святителя Феогноста, святой внезапно поднялся, благословил меня рукою и коснулся языка моего. Я же стоял, как мертвый, и вдруг стал говорить». Слышавшие это дивились и прославили Бога и святого митрополита Феогноста. В XVI и XVII столетиях святитель Феогност стал в числе почитаемых усопших. Местное празднование установлено ему в XIX веке. В настоящее время святителю Феогносту совершается уже общецерковное празднование. Ростислав-Михаил Киевский, благоверный князь Святой Ростислав, великий князь киевский, внук благочестивого Мономаха, сын великого князя киевского святого Мстислава Великого († 1132, память 14/27 июня), брат святого князя Всеволода-Гавриила († 1138, память 1/14 февраля, 22 апреля/5 мая и 27 ноября/10 декабря), является одним из выдающихся государственных и церковных деятелей Руси середины XII века. В молодых годах отличался он подвигами мужества в боях. Ростислав отличался как храбростью и подвигами мужества, так и высокими христианскими качествами: он был незлобив, уступчив и миролюбив. Любовь к своим подчиненным, желание им всякого блага, забвение обид и постоянное памятование о своих грехах составляли неотъемлемую принадлежность его души. Во время борьбы брата его великого князя Изяслава с Ольговичами и Юрием во многих случаях показал он храбрость бестрепетную, но вместе старался тушить вражду князей любовью уступчивой. С его именем Ростислава связано укрепление и возвышение Смоленска, Смоленского княжества и Смоленской епархии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Ефрем, пр. новоторжский, 1053 г. 28 янв. У. 1610. Местное празднование установлено в Торжке при митроп. Дионисие (1584–1587) и тогда составлена ему служба. Антоний, пр. римлянин, 3 авг. и 17 янв. 1147 г. У. 1610 янв. 17. Св. XVI в. Празднование с открытием мощей в 1597. Петр, царевич ордынский, 29 июня 1290 г. У. 1610 июня 29. Житие написано не позднее XIV в. До Мак. и Мак. Служба написана в 1549. Николай Кочанов, юродивый 27 июля 1392 г. У. 1610. Святцы и минеи и устав XVI в. В службе Григория. Исидор твердислов, 14 мая 1474. У. 1610. Мак. У. 336. 1548 г. Серапион, архиеп. новгородский, 16 марта 1516 года. У. 1610. Служба XVI в. празднование ок. 1559. Иаков, пр. боровицкий. 23 окт. 1540. У. 1610. Мощи и чудеса свидет. в 1544 и 1572 г. Уставы, псалтири и святцы XVI в. Антоний сийский, 7 декабря 1556 года. У. 1610 г. Минеи XVI в. Канонизован в 1579 г. Василий блаженный москов., 2 авг. 1552 г. У. 1610. Минеи рукопис. XVI века. Житие писано в 1588 г. и тогда установлено празднование. Обретение мощей св. Гурия, архиеп. казанского ( 1563 г.), и Варсанофия, еп. твер. в 1576 г. У. 1610. Празднов. с 1595 г. окт. 4. Макарий, пр. желтоводский, 25 июля 1444 г. След. Пс. 1625 . В службе Григория празднов. с 1539 г. Следствие о чудесах в 1619 году и подтвержд. празднование. Димитрий, царевич московский, 15 мая 1591 г. След. Пс. 1625 . Празднов. с 1606 г. Перенесение мощей Киприана и Фотия, митропол. киевских и всея России в 1472 г. 27 мая. Святцы 1639. Георгий, новый муч. болгарский, 26 мая 1514 г. Святцы 1639. Мак. Кирилл, еп. туровский, 28 апр. 1183 г., пролог 1643 г. Рукоп. прологь XIII-XIV в. Голуб. Ист. канониз. 101. Меркурий смоленский, 24 нояб. 1238 г. Минеи 1646 г. Служба писана в 1509 г. Мак. Георгий, велик. кн. владимирский, 4 февр. ( 4 мар.) 1238 г. Св. 1646. Память его обновлена в 1645 г. патр. Иосифом построением серебряной раки. Стефан, пр. махрицкий, 14 июля 1406 г. Св. 1646. Мощи открыты в 1550 году. Житие писано при митрополите Макарие. Сергий, пр. вологодский, или Нуромский, 7 окт. 1412 г. Св. 1646 г. Житие писано в 1584 г. Служба XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Начало.· «Приложи и се да будет ко предреченным еже об обретении честных мощей»; служба ему под 28 августа (548 об.–557); 25) апреля 26 – Стефану Пермскому (195– 202 об.); 26) мая 1 – пророку Иеремии (206–208 об.) и Пафнутию Боровскому (208 об.–214 об.); 27) мая 2 – Борису и Глебу (220–227); 28) мая 2 – Афанасию Великому (214 об.– 220); 29) мая 3 – мученикам Тимофею и Мавре (227–230 об.); 30) мая 3 – Феодосию Печерскому (230об.–240 об.); 31) мая 4 – мученице Пелагии (240 об.–243); 32) мая 5 – великомученице Ирине (243–246); 33) мая 6 – Иову праведному (246–249); 34) мая 7 – в воспоминание знамения, явльшагося на небеси честного Креста Господня в Иерусалиме и мученику Акакию (249–256); 35) мая 7 – Антонию Печерскому (256– 267); 36) мая 8 – Иоанну Богослову (267–279 об.); 37) мая 9 – пророку Исаии и священномученику Христофору (279 об.–283 об.); 38) мая 9 – Николаю чудотворцу (283 об.– 294); 39) мая 10 – апостолу Симону Зилоту (294–297); 40) мая 11 – священномученику Мокию (297–300); 41) мая 12 – Епифалию епископу Киярскому и Герману патриарху Константинопольскому (300–307 об.); 42) мая 13 – мученице Гликерии (307 об.–311); 43) мая 14 – мученику Исидору (311– 314 об.); 44) мая 14 – Исидору юродивому Христа ради Ростовскому (314 об.–323); 45) мая 16 – Пахомию Великому (323–327); 46) мая 15 – Евфросину Псковскому (327–338 об.); 47) мая 16 – Феодору Освященному, ученику Пахомиеву (338 об.–341 об.); 48) мая 16 – Исаии епископу Ростовскому (341 об.–347 об.); 49) мая 17 – апостолу Андронику (347 об.– 350 об.); 50) мая 16 – Ефрему Перекомскому (350 об.–356); 51) мая 18 – мученику Феодоту Анкирскому и семи мученицам; мученикам Петру, Дионисию и другим (356 – 361 об.); 52) мая 19 – священномученику Патрикию (361 об.– 366); 53) мая 20 – мученику Фалалею (366 об.–370); 54) мая 20 – Алексию митрополиту (370–382); 55) мая 21 – равноапостольным Константину и Елене (382–387); 56) мая 20 – Довмонту-Тимофею князю Псковскому (387–394); 57) мая 22 – мученику Василиску (394–397 об.); 58) мая 23 – Михаилу исповеднику, еписколу Синадскому (397 об.–400 об.); 59) мая 23 – Леонтию епископу Ростовскому (400 об.–410); 60) мая 24 – Симеону столпнику дивногорцу (410–416); 61) мая 25 – в воспоминание третьего обретения главы Иоанна Предтечи (416–423 об.); 62) мая 26 – апостолу Карпу и мученику Георгию новому в Средце Болгарском (424 – 434); 63) мая 27 – священномученику Ферапонту (434–437); 64) мая 28 – Никите архиепископу Халкидонскому и Игнатию епископу Ростовскому (445 об.– 452 об.); 65) мая 29 – мученице Феодосии (452 об.–456); 66) мая 30 – преподобному Исаакию Далматскому (456 об.– 459); 67) мая 31 – мученику Ермею (459–463); 68) июня 1 – Дионисию Глушицкому (463–472 об.); 69) июня 25 – князю Петру, в иночестве Давиду, и княгине Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромским (472 об

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первый нижний ряд слева направо: митрополит Киевский Филарет (в схиме Феодосий) († 1857; память 21 декабря/3 января); архимандрит Синесий, сподвижник святителя Софрония, епископа Иркутского († 1787; память 10/23 мая); святитель Софроний, епископ Иркутский († 1771; память 30 марта/12 апреля); святитель Димитрий, митрополит Ростовский († 1709; память 21 сентября/4 октября); святитель Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири чудотворец († 1715; память 10/23 июня); святитель Иннокентий, митрополит Московский († 1879; память 31 марта/13 апреля); святитель Павел, митрополит Тобольский († 1770; память 4/17 ноября); святитель Иннокентий, епископ Иркутский († 1731; память 26 ноября/9 декабря и 9/22 февраля); святитель Филофей (в схиме Феодор), митрополит Тобольский († 1727; память 31 мая/13 июня). Второй ряд: митрополит Смоленский Симеон († 1681; память 4/17 января); архиепископ Нектарий († 1636–1640); архимандрит Верхотурский Арефа († 1910; память 15/28 мая); праведный Симеон Верхотурский († 1642; память 12/25 сентября); святитель Мелетий, архиепископ Харьковский († 1840; память 12/25 февраля); преподобный Герман Аляскинский († 1837; память 13/26 декабря и 27 июля/9 августа); святой мученик Василий Мангазейский († 1600; память 23 марта/ 5 апреля, 6/19 июня и 10/23 мая); архиепископ Тобольский и Сибирский Варлаам († 1802; память 27 декабря/9 января); митрополит Тобольский и Сибирский Антоний († 1740; память 27 марта/9 апреля). Третий ряд: блаженный Косма Верхотурский, Христа ради юродивый († 1706; память 1/14 ноября); преподобный Андрей, игумен Рафаиловский, Тобольский († 1820; память 14/27 мая); епископ Герасим Астраханский († 1880; память 24 июня/7 июля); епископ Рязанский Мелетий († 1900; память 14/27 января); архимандрит Макарий, миссионер Алтайском Миссии († 1847; память 18/31 мая); праведный Стефан Омский († 1876; память 30 июня/13 июля); преподобный Мисаил, иеромонах Абалацкого монастыря († 1797; память 17/30 декабря). Четвертый ряд: блаженный Иоанн Верхотурский, Христа ради юродивый († 1701; память 16/29 апреля); блаженная Домна, старица Томская († 1872; память 16/29 декабря); преподобный Даниил Ачинский († 1843; память 15/28 апреля); праведный отрок Петр Томский († 1820; память 4/17 марта); праведный Феодор Кузьмич Томский († 1864; память 20 января/2 февраля); преподобный Варлаам, пустынник Чикойский († 1846; память 5/18 октября). Павел, митрополит Тобольский, святитель

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Это самовольное поставление султаном и патриархом митрополита литовского возбудило в московских Русских опасение, вероятно, впрочем, только некоторое и не особенно большое, чтобы не сделали султан с патриархом того же самого и в приложении к Москве, и они приняли против этого ту меру, что в обещательные грамоты, которые были даваемы митрополиту новопоставленными епископами, внесли обязательство не принимать митрополитов, посвящённых в Константинополе. Спиридон прибыл в Литву, облечённый от патриарха саном её митрополита, в 1476 году, а в грамоте митрополиту Геронтию тверского епископа Вассиана, поставленного 6 Декабря 1477 года, читается: «а к митрополиту Спиридону, нарицаемому Сатане, взыскавшего (читай: взыскавшему) в Цареграде поставления во области безбожных Турок от поганого царя, или кто будет иной митрополит поставлен от латыни или от турского области, не приступати мне к нему» 1132 . Геронтию осталась после Филиппа стройка Московского Успенского собора, который к 5 Апреля 1473 года, когда умер последний, был складен приблизительно до половины своих стен 1133 . В продолжение лета 1473 года и начала весны следующего 1474 года складены были стены собора и сведены были его своды. Но когда приступили к кладке большого верха или главного купола, 20 Мая 1474 года собор обрушился. Неискусные мастера, выводившие стены собора гладко, но непрочно 1134 , сделали некоторую часть его северной Стены полой, проведши в стене лестницу на полати или хоры, прикладенные к западной стене. На некоторую часть полая стена, быв дурно складена, не в состоянии была выдерживать тяжести сводов и вся рухнула; с ней упала половина западной стены и полати, которые находились у последней, также столбы и все своды. После этого дело строения собора взял на себя уже сам великий князь. Не надеясь более на своих московских мастеров, он поручил своему послу, отправленному в том же 1474 году в Венецию, найти и нанять там хорошего архитектора, а за простыми каменщиками послал в Псков, так как здешние каменщики, быв учениками Немцев, славились своим искусством 1135 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

2283 . Zorzi M. Bessarione e Venezia//Bessarione 6 .2105). 197–228. Феодор Агаллиан (Феофан, митроп. Мидийский) (Theodorus Agallianus) CSGL 19370; PG 158; PMA; RF 2. 140–141; TLG 3263 (Theodorus Agallianus: Constantinopolitanus, Metropolita Mediaeus); Beck 759; PLP 94 Ок. 1400 – до 1474. Диакон в КНП с 1425, иеромонах с 1437 г. Великий хартофилакс в 1454–1465, великий иконом с 1466 г. Митрополит прибл. с 1468 г. Сотрудник и друг Георгия Схолария, учился вместе со своим родственником Марком Евгеником. Противник унии. Сочинения Изданные Диалог с монахом против латинян (1442): 2284 . [Theodoros Agallianos]. Διλογος Изд. Досифей, патр. Иерусалимский// Τμος χαρ ς. Яссы 1705. Sermones duo apologetici [=TLG 3263/1] (1463): 2285 . Patrinelis X. G. Θεδωρος γαλλιανς ταυτιζμενος προς τν Θεοφνην Μηδεας κα ο νκδοτοι λγοι ατο. θναι 1966. 91–152. Vaporis N. M.//GOTR 1966–1967. 12:2. 216–218; Gill J.//OCP 1967. 33. 455–456. 2286 . Святоотеческая антология (до 1449). Изд. Досифей, патр. Иерусалимский// Τμος καταλλαγς. Яссы 1705. 2287 . Против Аргиропула (1449–1454). Изд. Досифей, патр. Иерусалимский:// Τμος γπης. Яссы 1698. 333–367=PG 158, 1011–1052. 2288 . Письмо к Пахомию Амасийскому: Ed. Petit L.//EO 1911. 14. 206–207. Список митрополитов с краткой хроникой (1452), Список патриархов (?), Эпитафия Марку Евгенику (1445), О провидении (1467), О возникновении души (1468–1474). Неизданные Три соч. против иудеев (1468–1474), Письма. Исследования 2289 . Stéphanou Е. Théophane de Médie, Opuscules philosophiques//EO 1932. 31. 165–176. 2290 . Turner C. J. G. Notes on the works of Theodore Agallianos contained in codex Bodleianus Canonicus Graecus 49//BZ 1968. 61. 27–35. Геннадий (Георгий) Схоларий CSGL 09787; Follieri 5, 259; PG 159, 160; РМА (Gennadius Constantinopolitanus, Georgius Scholarius, Giorgio Curtesi); RF 4. 672–675; TLG 3195; DThC 14, 1521–1570; PLP 27304; ThEE 4. 274–289 1405 – после 1472. Патриарх КНП (1454–1456, 1463, 1464–1465). Ученик Марка Евгеника, Иоанна Хортасмена, Иосифа Вриенния и Макария Макриса. Учитель Матфея Камариота. Сторонник унии до 1439, затем ее противник. Владел латынью, знал соч. Фомы Аквината. Знаток Аристотеля. Сочинения

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

1. Первое место между ними бесспорно принадлежит рукописному Церковному Уставу XVI столетия в десть, писан полууставом, а оглавление и заглавные буквы киноварью. Особого заглавного листа нет, но после указания содержания глав, следует такое заглавие: «Устав церковней службы иже в Иерусалиме святыя Лавры преподобного и Богоносного Отца нашего Саввы, имея всю службу и Устав Церковный, сей же устав и служба бывает и в прочих сущих в Иерусалиме честных обителех.» Внизу на полях на первых страницах сделана крупная надпись полууставом, означающая время пожертвования этой рукописи в Перемышльский Лютиков монастырь: «Лета 333 г. июня в 31 день дал сию книгу в дом Живоначальныя Троицы Лютикова монастыря на новое «нагаи» Иоаннов сне медведе при Игумене Венедикте». Время написания рукописи не означено, но определяется следующими данными: 1) В числе Русских Святых, упоминаемых в последовании церковного собрания «вселетняго», нет почивших позже 1474 года. 2) В той же главе под 1-м января на полях рукописи внизу приписано скорописью «в сий день творити память по Государе по Великом Князи Василии Ивановиче во иноцех Варлааме: служить по нем панихиду Архимандриту собором и литургию служити, корм большой торжественный и питие братиям из трапезы с выносом.» 3) В навечерии Рождества Христова, после указа как подобает многолетствовати Царя, в сем Уставе написано: «Сице убо творится в Царствующем граде во Святой Софии. В нашей же Руси подобает инако, но пременить глаголы, зане несть Царствия зде ни Царя; глаголати же сице подобает: многолетны сотвори Бог Князей наших на многа лета.» И так, сими данными определяется, что этот Устав написан еще при жизни Великого Князя Василия Ивановича (†1513) и до принятия наследником его Иваном IV Васильевичем Царского титула (в 1546 году) и при том не ранее 1474 года, ибо в нем в числе Русских Святых упоминается Св. Исидор, Христа ради юродивый, скончавшийся в этом году. Одним словом: Устав сей написан между 1474 и 1513 годами. Где он написан? Надобно полагать на Юге в Митрополии Киевской 59 . К этому заключению нас приводят следующие данные. В навечерии Рождества Христова, после многолетствования Великого Князя, написано: «Посем же и Митрополиту рцем сице: многолетие устрой Бог Преосвященного Господина нашего Митрополита Киевского и всея Руси имярек на многа лета.»

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010