Деятельность архиепископа была разнообразна и далеко не ограничивалась делами Церкви и христианской благотворительности. При жизни своей он сумел сохранить мир и тишину в отношениях Новгорода с великими князьями московскими, которым самостоятельность Новгорода была как бельмо на глазу, и не раз увещевал Василия Темного не поднимать оружия на своих соотечественников. Когда новгородцы задумали присоединиться к Литве и тем навлекли на себя гнев Uoahha III , архиепископ Иона, уже в преклонных годах, ездил в Москву ходатайствовать за родной город и еще раз умолил князя пощадить его. Примечательно то, что репрессии Uoahha III против Новгорода, который к тому времени был единственным русским городом, не желавшим склониться перед великокняжеской волей, начались спустя примерно год после смерти архиепископа. Архиепископ Иона заранее готовился к смерти. Еще при жизни он изготовил себе гроб и завещал похоронить себя в Отне. Новгородскую кафедру он занимал до самой кончины. Скончался святитель 5 ноября 1470 года. В течение сорока дней тело его не было предано земле, но не издавало запаха тления. В 1549 году архиепископ Иона был причислен к лику святых. Мощи его находились в Предтеченском храме Отенской пустыни. От них совершались многие чудеса. Труды: Послание митрополиту Феодосию Бывальцеву 8 июля 1461 года//Русская историческая библиотека. – СПб., 1908. – Т. 6. – С. 690–694. Литература: Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 245–247. Толстой М. В. Святыни и древности Великого Новгорода. – М., 1862. – С. 86. Книга, глаголемая Описание о российских святых/Публ. и доп. М. В. Толстого . – М., 1887. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 1. – С. 1090, 1111, 1353, 1355, 1356, 1553. Белковский Е. Преподобный Михаил Клопский и Троицкий Михаило-Клопский монастырь. – Петроград, 1917. – С. 1–2. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых/Сост. Д. А. Эристов, М. Л. Яковлев. – 2-е изд. – СПб., 1862. – С. 122–123.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Феофил (затворник), преподобный Печерский, архиепископ Новгородский и Псковский † 1482, память 26 октября/8 ноября, 28 августа/10 сентября в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, во 2-ю Неделю Великого поста в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых Иночество принял в Отенской пустыни и при архиепископе Новгородском Ионе († 1470; память 5/18 ноября) был протодиаконом и ризничим. 15 ноября 1470 года по жребию был избран в архиепископа. Много трудностей выпало на долю святителя по управлению новгородской паствой: посадница Марфа Борецкая и её приверженцы вооружали и возмущали народ против великого Московского князя Ивана III, а монах Пимен, сторонник Борецких, разжигал в пастве ненависть к архиепископу. Некоторые из новгородцев склонялись перейти на сторону Литвы, изменив Московскому князю, и готовы были пойти на вероотступничество. Святитель Феофил останавливал мятежных новгородцев: «Не изменяйте Православию, или не буду пастырем отступников, уйду назад в смиренную келью, откуда извлекли вы меня на позорище мятежа». Однако ослеплённый народ не внимал словам пастыря: между Новгородом и Москвой разгорелась междоусобная война. В Новгороде взяла верх партия литовская, желавшая отделиться от Москвы и соединиться с Литовским князем. Новгородцы заключили с Польским королём и великим Литовским князем Казимиром IV договор, в котором было условлено, чтобы он не отнимал у них православной веры греческой, предоставил им поставить себе владыку, где сами захотят в своём православном христианстве, не ставил ни в Новгороде, ни во всей земле Новгородской римских церквей и держал на Городище своего наместника непременно веры греческой, православной. Когда известие о событиях в Новгороде достигло Москвы, великий князь Иван III отправил туда своего посла с такими речами, «чтобы отчина его от Православия не отступали, лихую мысль у себя из сердца удалили, к латинству не приставали и ему, великому князю, били челом да исправились, а он, великий государь, готов жаловать их и держать по старине».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иона Новгородский, свт. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте / конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Иона Новгородский, свт. - житие Эта страничка относится к разделу   Иона Новгородский, свт. Святитель Иона Новгородский, архиепископ (память 5 ноября по старому стилю) В миру Иоанн. Родился в Новгороде в конце XIV в., рано осиротел. Еще в детстве он получил предсказание о своем святительстве от блаженного Михаила Клопского (U ок. 1453-1456 гг.; память 11/24 января), которое исполнилось через пятьдесят лет. Достигнув совершенного возраста, Иоанн принял монашество в Отенской пустыни. За святую жизнь братия избрала его игуменом, а в 1458 г. новгородцы пожелали иметь Иону своим архиепископом. Для своих пасомых святитель был пастырем и отцом и особенно заботился святой о вдовах и сиротах. Пользуясь любовью и уважением сограждан, не раз ходатайствовал святитель о мятежных новгородцах перед московским великим князем, утоляя его гнев, удерживал Новгород от союза с Литвой. Святитель много заботился и о духовном просвещении своей паствы, и о строительстве храмов, не забыл он и Отенской пустыни. Он оказал большую помощь и содействие устройству Соловецкого монастыря: преподобному Зосиме (U 1478 г.; память 17/30 апреля) святитель Иона выдал грамоту, по которой вместе с мирскими властями отдавал во владение новой обители весь Соловецкий остров. Архиепископ Иона почил о Господе 5 ноября 1470 г. Нетленные мощи святителя прославились многочисленными чудотворениями. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Иона Новгородский, свт. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-2530

Ватикан, 30 мая. За первые шесть месяцев внеочередного Юбилейного (Святого) года милосердия, который папа Римский Франциск объявил с 8 декабря 2015 года по 20 ноября 2016 года, количество паломников, посетивших Вечный город, превысило восемь миллионов человек. Согласно данным, опубликованным на официальном сайте Юбилея милосердия, в конце мая число участников этого крупного события в жизни Римско-Католической Церкви составило 5 миллионов 217 тысяч, сообщает РИА Новости. Речь идет только о тех католических паломниках, которые прошли процедуру онлайн-регистрации, чтобы принять участие в юбилейных мероприятиях и пройти через Святые врата Собора Святого Петра в Ватикане. Ожидается, что в течение нынешнего Святого года Рим посетят около 25 миллионов паломников и туристов. Начало католической традиции отмечать Юбилейные (Святые) годы, с которыми связывалось отпущение грехов и отмена наложенных епитимий, было положено Папой Бонифацием VIII в 1300 году. Первоначально Юбилейные годы отмечались каждые 100 лет, в начале нового века. Затем было решено праздновать юбилей каждые 50 лет, а потом — каждые 33 года, в честь земной жизни Христа. В 1470 году Папа Павел II постановил праздновать Святые годы каждые 25 лет, чтобы каждое новое поколение могло принять участие в юбилее. Кроме того, католики отмечают внеочередные Святые годы. В последний раз это было в 1983 году, который был объявлен Годом искупления в память 1950-й годовщины смерти и воскресения Спасителя. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

17. Память св. патриархов Геннадия (Схолария) и Максима Философа. Декабрь 4. Св. новый священномученик, Серафим, епископ фанарийский, принявший мучение за Христа в 1600 году. 5. Память преподобного отца нашего Нектария, подвизавшегося на Афоне. – Память преподобного Филофея Кареота, духовного отца Нектария. Нектарий и Филофей подвизались вместе на св. горе Афонской, на Карее, в калии Ягаре, около 1470 года. Сколь высоки были их духовные подвиги, можно судить по тому, что Филофей был исполнен дара прозорливости. Новые службы и последования, составленные в 15 и 16 веках на разные церковные дни, известны следующие: Патриарха Геннадия: разные церковные песни и молитвы; между прочим, канон на память Григория Паламы , архиепископа солунского. Матфея Камариоты: каноны на Сретение Господне, Воздвижение креста, Пасху и др. Мануила, великого ритора: служба на память преподобного Евфимия, основателя иверской обители, и канон на Успение Божией Матери. Пахомия Ракендита: восемь канонов на разные дни; служба на память св. Виссариона, архиепископа ларисского. Христофора Продромита: служба на память препод. Авраамия 29 октября; служба на память препод. Акакия ноября 26; служба и осмигласный канон на память священномученика Серафима 4 Декабря. Дамаскина, иподиакона фессалоникского, потом епископа рендинского: служба, похвала и канон на память великомученицы Анастасии 22 декабря. При патриархе Иеремии 1 на Афонской горе явилась новая чудотворная икона св. Николая Чудотворца, послужившая поводом для сего патриарха к возобновлению и устроению монастыря афонского Ставроникиты. Обретение иконы было необыкновенное. В присутствии патриарха рыбаки закинули в море сеть, и когда вытащили ее, нашли в ней мозаической работы икону Святителя Николая. К лику Святителя приросла перламутровая раковина. Из одной половины раковины патриарх сделал блюдце для части Богородичной просфоры, обыкновенно возносимой на трапезе в честь пресв. Богородицы, а из другой – панагию. Чудотворная икона Святителя Николая и теперь находится в монастыре Ставроникиты.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

574 ...к рац мощей его. – Мощи святого были обретены при строительстве каменного храма 7 ноября 1649 г. В январе 1919 г. по распоряжению местной власти рака была вскрыта и произведено медицинское освидетельствование мощей, с тех пор об их судьбе ничего не известно. (Курдюмов М. Г. Отчет об археографической поездке в Белозерский край в августе 1919 года/Памятники Отечества. Вып. 30. Северная Фиваида. М., 1994. С. 52–53). 577 Никита Текутовъ – Текутовы особенно часто упоминаются в чудесах, явленных преподобным Кириллом (16-е чудо повествует о спасении Данилы Текутова, 5-е – об исцелении его сына). Представители этого рода были вкладчиками Новоезерского монастыря – Максим Текутов пожаловал монастырю в городе Белозерске двор на посаде (сведения о его продаже в 1612 г. См.: Приходная денежная книга. СПбИИ РАН, колл. 115, д. 662, л. 80). 579 ...Снново монастыря... – Сенной монастырь находится на острове Хейнясенмаа на Ладожском озере, расположенном неподалеку от устья реки Вуоксы, между островами Валаам и Коневец. Согласно «Сказанию о Валаамском монастыре» время его основания – кон. 1470-х–1480-е гг. (Охотина-Линд Н. А. Сказание о Валаамском монастыре. СПб., 1996. С. 104). 580 ...жезлъ... – Возможно, имеется в виду игуменский посох. Известно, что в XVII в. посох преподобного Кирилла Новоезерского хранился в монастыре как святыня («У правого крилоса посох чюдотворцов» (Опись Кирилло-Новоезерского монастыря 1632 г. СПбИИ РАН, ф. 115, д. 663, л. 82)). 581 Ефиопы – это слово в средневековой книжности употреблялось для обозначения бесов – из-за их нравственной нечистоты. 583 ...на память святаго Кирила того же году преждереченнаго, иже исповдающе о немъ. – Первое свидетельство того, что праздновался день памяти святого. События эти, по-видимому, следует относить к 1581 г., так как именно эта дата указана в предшествующем чуде. 584 ...человкъ именем Иванъ Евсевиевъ... жена именемъ Мария... – Чудо, произошедшее с белозерцем Иваном Евсиевым и его женой Марией, следует датировать временем не позднее 1563 г., так как в этом году в Денежной книге Кирилло-Новоезерского монастыря фиксируется два вклада – 30 денег пожаловал Иван Евсивнев, а его жена 64 деньги (Приходная денежная книга СПбИИ РАН, колл. 115, д. 662, л. 8 и 5 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Будучи принесен в обитель Хутынскую и положен у раки преподобного, больной тотчас выздоровел. Прославляя дивного во святых Своих Бога, святитель Иона велел Логофету тогда же составить житие с похвальным словом и канон угоднику Божию. Канон же и прочая служба преподобному Савве составлены, по поручению святителя, в память чудесного исцеления угодником игумена обители Геласия. Однажды Геласий впал в тяжкую болезнь от нечаянной отравы. Будучи в крайнем изнеможении, он обратился с молитвою об исцелении к преподобному, и вдруг увидел его стоящим на молитве в светлой одежде. В ту же минуту получив совершенное исцеление, он поспешно отправился в Новгород поведать святителю Ионе о своем чудесном видении и исцелении. После этого, святитель прибыл в обитель и, совершив молебное пение у раки преподобного, велел написать лик его на иконе, а Пахомию поручил составить службу; а потом над мощами его соорудил и каменную церковь , в честь Покрова Пресвятой Богородицы, которая перестроена была в 1523 году. Как постоянный молитвенник за свою паству, он еще при жизни своей удостоился свыше божественных откровений. Наконец, как представитель Новгорода с его областью, по своему святительскому сану, он явил себя великим деятелем гражданским, и оказал незабвенные услуги своей пастве, защищая ее пред земными царями и ходатайствуя ей мир и благословение Царя Небесного. И, не смотря на то, что святитель Иона с самого детства был слабого телосложения, не смотря на черезвычайные иноческие подвиги и многотрудную деятельность, сопряженную с постоянными заботами и беспокойствами о делах церковных и гражданских, благодать Божия видимо совершалась в немощах его. Он дожил до глубокой старости и правил паствою 12 лет и 6 месяцев. Предвидя близкий исход от мира сего, он собственноручно написал духовное завещание, в котором любимую свою пустынь поручал покровительству преемников своих, а бренные останки свои – пустыни. Затем, простившись с своею паствою и причастившись Божественных тайн, святитель Иона скончался блаженною кончиною праведника в 5 день ноября 1470 года 730 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Досифей Верхнеостровской, преподобный Преподобный Досифей был ученик преподобного Евфросина Псковского. Около 1470 года он основал свой монастырь во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла на острове Псковского озера, называемом Верхний. Отсюда монастырь преподобного стал называться Верхнеостровским. Преподобный Досифей имел сан иеромонаха и, вероятно, был первым игуменом созданной им обители. Преставился он 8 октября 1482 года. Мощи его почивают под спудом в храме обители, упраздненной в 1764 году. Память преподобного Досифея празднуется местно. Октябрь 10 Собор Волынских святых В 10–й день месяца октября — в воспоминание о возвращении Почаевской лавры из унии в Православие 10 октября 1831 г. — празднуется Собор святых угодников Волынских. Да и когда в лавре Почаевской всего благопристойнее прославлять родных своих угодников Волынских, как не в тот именно день, когда на горе Почаевской воссиял свет Православия, которое эти святые содержали и утверждали на Волыни всеми силами своей души, своей жизни и деятельности. Великими и высокознаменательными чертами запечатлена история Православной Церкви Христовой на Волыни. Современная по своему происхождению первоначальному просвещению славян еще от времен святых и равноапостольных Кирилла и Мефодия, она в течении многих веков жила и развивалась под влиянием самых разнообразных условий и обстоятельств религиозных, политических и гражданских. И тяжелые смуты княжеских междоусобиц удельного времени, и жестокое иго татарское, и невыносимые преследования со стороны поляков, латинян и униатов пережила Волынь. Но терпением непоколебимым, мечом, кровью почти непрестанно берегли наши предки свою национальность, свою родную православную веру. История Волынской Церкви богата обилием святых мужей, Самим Господом прославленных за высокие подвиги веры и благочестия на пользу и спасение России. Это св. блгв. Ярополк, князь Владимиро–Волынский ( †  1086 г; см. 22 ноября/5 декабря), прп. Стефан Печерский, епископ Волынский († 1094 г., см.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Неверие архиепископа Трифона и всего его причта в чудеса, совершавшиеся при мощах князей, конечно, было не без основания. Неверием этим дается нам знать, что тогда были игумены, которые позволяли себе прибегать к «затейным» чудесам для той цели, которая указывается в сказании о прославлении мощей, именно – для своего обогащения. 38 . Савва Вишерский, основатель Савво- или Саввино-Вишерского монастыря, который находится в 10-ти верстах от Новгорода, на реке Вишере, скончавшийся около 1460-го года (память 1-го октября). В самом непродолжительном времени после кончины преп. Савва явил себя чудотворцем, исцелив от болезни игумена своего монастыря, и когда донесено было о сем архиепископу Новгородскому Ионе († 5-го Ноября 1470-го года), то архиепископ, пришед в монастырь и у гроба блаженного быв и молебная совершив, «повеле образ святого на- —90— писати на иконе, также и канон и прочая во славу превеликому и чудному Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу, прославляющему и по преставлении святая своя» 1305 , т. е. установить местное празднование преподобному в монастыре. 39 . Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый, живший неизвестно когда, вероятно – в первой половине XIV века. Его почитание началось по частной инициативе. Пришедший в Устюг с Москвы в 1458-м году один «нищий человек» заказал написать образ его и, построив над могилой его малую часовню, поставил в последней написанный образ на поклонение приходящим. К этому самоволию пришельца Устюжские соборные священники и диаконы отнеслись враждебно: они прогнали нищего, разметали часовню и скрыли образ Прокопия. Но в 1471-м году Устюжские ратные люди, испытавшие во время похода в Нижний Новгород благодатную помощь Прокопия, построили над его могилой церковь во имя его, с какового времени, по свидетельству его жития, и начал быть празднуем в Устюге честно и торжественно праздник его месяца июля в 8-й день 1306 . В житии не говорится, чтобы праздник был установлен епархиальным архиереем, каковым был архиепископ Ростовский, но это необходимо подразумевать, ибо без архиерея не могла быть освящена церковь (и духовенство Устюжское, незадолго пред тем разметавшее часовню над гробом Прокопия, конечно, не позволило бы себе и мирянам такого весьма большого своеволия, как формальное провозглашение умершего за святого и установление ему настоящего празднования).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Неверием этим дается нам знать, что тогда были игумены, которые позволяли себе прибегать к «затейным» чудесам для той цели, которая указывается в сказании о прославлении мощей, именно-для своего обогащения. 35 . Савва Вишерский, основатель Савво или Саввино – Вишерского монастыря, который находится в 7-ми верстах от Новгорода, на реке Вишере, скончавшийся около 1460-го года. В самом непродолжительном времени после кончины преп. Савва явил себя чудотворцем, исцелив от болезни игумена своего монастыря, и когда донесено было о сем архиепископу Новгородскому Ионе († 5-го Ноября 1470-го года), то архиепископ, пришед в монастырь и у гроба блаженного быв и молебная совершив, «повеле образ святого написати на иконе, также и канон и прочая во славу превеликому и чудному Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу, прославляющему и по преставлении святая своя» 126 , т. е. установил местное празднование преподобному в монастыре. Память 1-го Октября 127 . 36 . Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый, по свидетельству очень мало надежного жития его скончавшийся в 1303-м году, по на самом деле, как кажется, живший гораздо позднее, – в конце XIV – начале XV века. Его почитание началось по частной инициативе. Пришедший в Устюг с Москвы в 1458-ы году один «нищий человек» заказал написать образ его и, построив над могилой его малую часовню, поставил в последней написанный образ на поклонение приходящим. К этому самоволию пришельца Устюжские соборные священники и диаконы отнеслись враждебно: они прогнали нищего, разметали часовню и скрыли образ Прокопия. Но в 1471-м году Устюжские ратные люди, испытавшие во время похода в великокняжеском войске под Казань благодатную помощь Прокопия, построили над его могилой церковь во имя его, с какового времени, по свидетельству его жития, и начал быть празднуем в Устюге честно и торжественно праздник его месяца Июля в 8-й день 128 . В житии не говорится, чтобы праздник был установлен епархиальным архиереем, каковым был архиепископ Ростовский, но это необходимо подразумевать, ибо без архиерея не могла быть освящена церковь (и духовенство Устюжское, незадолго пред тем разметавшее часовню под гробом Прокопия, конечно, не позволило бы себе и мирянам такого весьма большего своеволия, как формальное провозглашение умершего за святого и установление ему настоящего празднования) 129 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010