Так ненависть ослепила сердце Саприкия! Она отторгла его от благодати Божией, и он, прежде мучимый и не отвергавшийся Христа, теперь, вместо того, чтобы приять уже мученический венец славы, отрекся от жизни вечной и стал отступником. Услышав эти безумные слова Саприкия, Никифор стал со слезами на глазах умолять его: – Не делай сего, о возлюбленный брат! не отвергайся Господа нашего Иисуса Христа! не губи того венца небесного, которой ты сплел себе среди твоих страданий! вот у дверей стоит Владыка Христос, Которой снова явится тебе, и воздаст тебе жизнь вечную за сию временную смерть, которую ты пришел принять на это место. Саприкий же не слушал его молений: он спешил к вечной смерти, теряя вместе с тем ту бесконечную жизнь, которую должен был восприять чрез один удар меча. Святой же Никифор, видя, что Саприкий совершенно отпал от святой веры и отторгся от Христа – Истинного Бога, начал громким голосом так взывать к мучителям: – Я – христианин и верую в Господа нашего Иисуса Христа, Коего отвергся Саприкий; итак, усеките меня вместо Саприкия. Воины, не смея умерщвлять его без повеления игемона, весьма удивлялись, что он самовольно предает себя на смерть, совершенно свободно восклицая: – Я – христианин и вашим богам не принесу жертвы! Тогда один из мучителей, явившись к игемону, возвестил ему, что Саприкий обещался принести жертву богам, но есть некий, – добавил он, – который желает умереть за так называемого Христа, и потому громко восклицает: – Я – христианин, богам вашим не принесу жертву и царских повелений не послушаюсь! Услышав это, игемон приказал Саприкия отпустить на свободу, а Никифора вместо него усечь мечом. Так святой мученик умерщвлен был за Христа, в девятый день месяца февраля 1289 , и, радуясь, отошел ко Христу Господу, дабы приять от десницы Его венец победы и предстать Ему в лике святых мучеников, славящих Отца, и Сына, и Святого Духа, Единого в Троице Бога, Ему же честь и поклонение, слава и держава во веки, аминь. Кондак, глас 1: Любве союзом связався Никифоре, разрушил еси явле злобу ненависти, и мечом во главу твою усечен был еси, мученик Божественный воплощшагося Спаса, егоже о нас моли, поющих славную память твою. Другой кондак, глас 3:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Симеон, святитель, епископ Тверской († 1289; память 3/16 февраля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Белорусских святых, в воскресенье после 29 июня в Соборе Тверских святых) Происходил из рода князей Полоцких. С 1260 года – епископ Полоцкий. С 1271 года – первый епископ вновь образованной самостоятельной Тверской епархии. В 1274 году участвовал в Соборе, созванном во Владимире для искоренения различных нестроений в Русской Церкви. Мирно скончался 3 февраля 1289 года. Погребен в Введенском правом приделе в Тверском Спасском кафедральном соборе. Причтен к лику святых. Имя святителя Серапиона упоминается в перечне тверских епископов перед текстом Никоновской летописи и перед текстом Сокращенного летописного свода 1493 года. Преосвященный Симеон – первый архипастырь Тверской. Кафедра его была прежде в Полоцке, но неустройства и распри литовских князей принудили его переселиться в Тверь, принадлежавшую тогда к той же епархии. Святитель управлял паствою как истинный пастырь Церкви. Хорошо знал Священное Писание . По словам летописи, святитель был «добродетелен и учителей и силен в книгах Божественного Писания; нищие и сироты и вдовицы жаловаше и обидимых заступляше и насилуемых избавляша и бысть страшен всему неправду творящим». Имел дар проповедничества. Святитель Симеон является автором «Наказания» князю полоцкому Константину – памятника, в котором в форме поучения затрагивается вопрос о суде и правде: каким окажется княжеский тиун (человек, которому доверено вершить суд) – умным, добрым, правдивым или жестоким, зависит от того, каков окажется князь по отношению к своим подданным. «Наказание» дошло до наших дней в составе «Мерила праведного», древнейший список которого датируется серединой XIV века, под заглавием «Семена, епископа тферьскаго наказание» (нач.: «Костянтин, князь Полотьский, нарицаемый Безрукий...»). Труды: Наказание князю Полоцкому Константину//Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Григорием Кушелевым-Безбородко: в 4 вып. – СПб., 1860–1862. – Вып. 4. – С. 185.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Симеон Тверской, Полоцкий, свт. - житие Святитель Симеон Полоцкий, епископ Тверской (память 3 февраля и в Неделю 3-ю по Пятидес. (Белорус.) по старому стилю) Св. Симеон был первым епископом Тверским. Происходил он, как полагают, из князей Полоцких. Смуты и скорби того времени заставили его, тогда уже епископа, переселится в Тверь, где он был с радостью принят князем Ярославом Ярославичем. Последний наделил кафедру св. Симеона многими имениями и угодьями. Когда князь Ярослав скончался, то Симеон с честью похоронил своего благодетеля. Св. Симеон был добрым пастырем своего стада. О нем летопись свидетельствует, что он был «учительный» епископ, заступался перед князем за обиженных, благотворил нищим и сиротам и бестрепетно обличал сильных мира сего, когда в этом была надобность. «Утешайте печальных, — говорил он князьям и наместникам, — избавляйте слабых от рук сильных. Вы тем даете и помогаете, у кого и так много золота и серебра, а не тем, кто но имеет ни пенязя. Вы подобны дождевой туче, пускающей воду над морем, а не над землею жаждущею. Богатые обижают слабых, и они к вам приходят, как к добрым защитникам; а вы отдаете бедных в рабство, богатых же всячески поощряете и щедро наделяете.» Св. Симеон прилагал также много старания и усердия к построению храмов Божиих, особенно после двух случившихся в Твери пожаров. В 1286 году благостный владыка имел утешение видеть, с какой любовью и уважением относится к нему за все его труды тверская паства. Когда литовцы в этом году разграбили церковные волости тверской епархии, то тверитяне из любви к руководителю епархии св. Симеону по собственному почину бросились за хищниками и отняли у них награбленное добро. Святитель скончался мирно 3 февраля 1289 г. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Симеон Тверской, Полоцкий, свт. " .

http://pravicon.com/info-3391

В 1276 году пожар истребил жилые строения города Твери; истреблены были все храмы, за исключением одного. Заботливому святителю много надо было употребить трудов для построения дома святительского и храмов. В 1282 году снова был пожар в Твери. Ветхий деревянный кафедральный храм св. Космы и Дамиана был разобран и на его месте в 1285 году святитель основал каменный кафедральный храм в честь Спасителя. Какой сердечной преданностью и любовью св. Симеон пользовался у своих пасомых, можно видеть из следующего: «1286 г. Литва повоева Тверскаго владыки церковную волость Олешню и прочая…» и ограбили их. Тверитяне добровольно, сами собой бросились за хищниками, догнали их и отняли все награбленное. И князь, каков был святой Михаил Ярославич, употребил все, чтобы новый собор строился без замедления и остановок, но прочный великолепный храм не мог быть построен скоро. Святитель, чувствуя, что при его старости не доживет он до освящения нового собора, и скучая без служения при кафедре, столько отрадного для печальной старости, освятил (в 1287 г.) в созидавшемся соборе подвижной престол, чтобы молиться здесь вместе с паствой пока может. А храм был освящен преемником его, епископом Андреем, в 1290 году. Святой Симеон скончался 3 февраля 1289 года, в летописи под 1289 г. записано: «Преставися блаженный епископ Симеон Тверский… и положиша тело его в церкви св. Спаса на правой стороне, февраля в 3-й день». Роман Угличский, благоверный князь Святой благоверный князь Роман, Угличский чудотворец, родился 1 октября 1235 года. Он был младшим сыном угличского князя Владимира и княгини Фотинии и племянников святого князя Василька Ростовского († 1238; память 4/17 марта). С детства святой князь Роман отличался любовью к молитве, послушанием родителям и прилежанием к чтению Священных книг. Он был утешением своему отцу, матери, брату и всему семейству. Святому Роману было всего два года, когда Батый со своими полчищами двинулся на Русь. Узнав о приближении татар к Угличу, отец святого Романа увез его вместе со старшим братом Андреем в Новгород. Целые три года скитались они в Новгородской области, и когда татары уже совсем оставили Россию, возвратились в Углич.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

берет деньги, продает и мучит людей, делает все худое; а я что делаю?” Владыка сказал ему: “Если князь добр и богобоязнен, жалеет людей, любит правду и потому выбирает в тиуна или властелина человека доброго и богобоязненного, умного и правдолюбивого: то князь будет в Раю, и тиун его с ним. Если же князь без страха Божиего, не жалеет христиан, не думает о сиротах и вдовах и поставляет начальника злого, нерассудительного, только бы добывал ему куны (деньги), пускает его, как голодного пса на падаль, губить людей: то и князь будет в аду и тиун его с ним. Говорю вам, князьям и наместникам: утешайте пе­чальных, избавляйте слабых из руки сильных. Богатые обижают их, и они к вам приходят как к защитникам добрым. Вы же, князья и на­местники, подобны дождевой туче, пущающей воду над морем, а не над землею жаждущею. Вы тем даете и помогаете, у которых много серебра и золота, а не тем, которые не имеют ни пенязя; бедных отдаете в рабство, а богатых наделяете щедро”» 194 . Это свободное, бестрепетное обличение сильных земли, это чистое сознание требований правды древность русская почтила тем, что внесла его в общие руководства правосудия 195 . В 1276 году пожар истребил жилые строения города Тве­ри; истреблены были и все храмы, за исключением одного. Заботли­вому святителю много надо было употребить трудов для построения дома святительского и храмов. В 1282 году снова был пожар в Твери 196 . Ветхий деревянный кафедральный храм святых Космы и Дамиана был разобран, и на его месте в 1285 году святитель основал каменный кафедральный храм в честь Спасителя. В следующем году святитель имел утешение видеть опыт искренней любви паствы своей к пастырю. Хищные литовцы внезапно напали на церковные волости Тверского владыки и ограбили их. Тверитяне добровольно, сами собой, бросились за хищниками, догнали их и отняли все награбленное. Такой князь, каков был святой Михаил Ярославич, употребил все, чтобы новый собор строился без замедления и остановок. Но прочный великолеп­ный храм не мог быть построен скоро. Святитель, чувствуя, что при его старости не доживет он до освящения нового собора, и скучая без служения при кафедре, столько отрадного для печальной старости, освятил (1287 г.) в созидавшемся соборе подвижной престол, чтобы молиться здесь вместе с паствою, пока может. И точно, он мирно почил 3-го февраля 1289 года, а храм был освящен преемником его, епископом Андреем, в 1290 году 197 . Память святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В первый раз Симеон в летописях упоминается, как Тверской епископ под 1271 годом: «Лета 6779 (1271 г.) преставися Великий князь Ярослав Ярославич (отец св. Великого князя Михаила) и везоша его в Тверь. Епископ же Тверской Симеон положи (его) в церкви Козьмы и Дамиана в Твери». Под 1274 г. в Русских достопамятностях сказано, что на соборе во Владимире на р. Клязьме присутствовал епископ Полоцкий; из сего видно, что по переселению в Тверь он управлял и Полоцком; с 1280 г. он уже именуется только Тверским. В Львовской Летописи XVI b. (по Никоновскому списку III, стр. 76) сказано, что лета 6794 (1286) князь Михаил Ярославич заложи на Твери церковь камену Св. Спаса, на месте, идеже прежде была (деревянная церковь ) Косьмы и Дамиана, при епископе Симеоне». (Воскресенская Летопись, II, стр. 264). Престарелый архипастырь, предчувствуя близкую свою кончину и не надеясь видеть окончание величественного Спасо-Преображенского собора, освятил внутри оного малую церковь (придел) в честь Введения Пресвятой Богородицы. Святитель скончался в 1289 г. «Положиша его (тело) в церкви Св. Спаса на правой стороне (т. е. в Введенском правом приделе кафедрального собора) февраля в 3-й день». Между святыми града Кашина Тверской епархии помещён «Серапион святый, митрополит Сарский и Подонский» (Архимандрит Леонид, «Св. Русь», Архиепископ Сергий, II). Святитель Серапион родился в г. Кашине; отец его был соборным протоиереем Савва Максимович Сысоев, а мать его Стефанида, в иночестве Филонида; оба погребены близ церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что на болоте, в г. Кашине. Над местом погребения Стефаниды находится надгробный камень, с надписью; «Лета 4147 (1639 г.), месяца марта в 17 день, на память пр. Алексия, человека Божия, преставися раба Божия Стефанида, во иноцех схимница Филонида, Саввы Максимовича жена протоиерея Сысоева». (Фамилия Сысоевых и доныне существует в г. Кашине). По преданию Серапион, до вступления в монашество, был приходским священником Рождество-Богородицкой, что на болоте, церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Первый состав типографских рабочих был следующий. Наборщики Степан Ильин и Иван Михайлов, тередорщики Иван (Федоров) Колмаков и Данила Юдин, батырщики Тимофей Скотинков и Козма Георгиев (Егоров), принятый на место уволенного за воровство, и разборщик литер Никита Милюков. Все они были присланы из С.-Петербургской Типографии. У нового стана стали из монастырских, служителей: наборщики – Фока Петров и Афанасий Журкин, тередорщики Семен Жаров и Иван Перфильев, батырщики Семен Дмитриев Хохлов и Иван Нестеров и разборщик Артемий Зиновьев 1289 . С 1722-го года в Типографию определен писарь Сергей Тарасов 1290 . Содержание они получили следующее: писарь 40 рублей и хлеба 4 четверти муки и 4 четверти овса, наборщики по 37-и рублей 1-му алтыну 4 деньги, тередорщики по 26-ти рублей, батырщики по 24 рубля 2 алтына 4 деньги, разборщики по 25-и рублей 2 алтына 4 деньги и хлеба по 3 четверти муки и по 3 четверти овса на человека 1291 . В 1722-м году к 1-му февраля закончено было печатание «Пращицы», – 1.200 экземпляров 1292 . С 1-го февраля по 11-е марта печатана книга Толкование блаженств евангельских, первое издание, в количестве 600 экземпляров. Книга пушена была в продажу по 11-и алтын и принесла прибыли 117 рублей 1293 . С 28-го марта по 1-е мая напечатать был «второй выход», в 600 книг, и принес прибыли 133 рубля 1294 . С 1-го июня по 1-е августа напечатали уже третье издание, на этот раз в количества 2.350 экземпляров 1295 . Толкование блаженств евангельских, сочиненное по указу Государя, Петр сам редактировал и в указе Святейшему Синоду из Астрахани 13-го июля 1722-го года, собственноручно писал: «книгу о блаженствах всю чель, которая зело изрядная и прямой путь христианской, только надлежит предполагаю сделать, в котором разные наши толкования неправые ханжевские все выяснить, дабы читающий перво свой порок узнал, и потом пользу и прямую истину, також в конце силу всей книги зело короткою выпиской без толку 1296 , понеже оной уже выше писан, положить, дабы мог на память оное иметь, понеже всей книги на память невозможно иметь» 1297 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

792. Макаркин Алексей. Романовы вернулись в Петербург. Русские князья служат в банках и американской армии//Сегодня. 17.07.1998, 154 (1289). 793. Шоу продолжается...//Сегодня. 17.07.1998, 154 (1289). 794. Малухин Виктор. Русские католики хотят быть святее самого Патриарха Московского//Сегодня. 17.07.1998, 154 (1289). 795. Несвижский Вадим. Злоумышленники пытались помешать похоронам. Путь в императорскую усыпальницу оказался усыпан ртутью//Сегодня. 17.07.1998, 154 (1289). 796. Все прямые потомки Императора Николая II погибли вместе с отцом и матерью...//Сегодня. 17.07.1998, 154 (1289). 797. Зайцева Наталья. Господь простил град Екатеринбург. Ровно в полдень, когда выносили гробы, хлынул ливень, прекратившийся в тот момент, когда закрылся люк самолета, увозящего царские останки//Сегодня. 17.07.1998, 154 (1289). 798. Букалов Алексей. У монарших останков трудная судьба. Россия – не единственная страна, не похоронившая своих императоров. В подобной ситуации находятся Италия и Эфиопия. В римском Пантеоне пока нет места для останков двух последних итальянских королей//Сегодня. 17.07.1998, 154 (1289). 799. Афанасьев Александр. Кого надо, того и хоронят?... Сегодня Россия отдает последний долг своему последнему императору//Трибуна. 17.07.1998, 136-137 (1990-1991). 800.//Трибуна. 17.07.1998, 136-137 (1990-1991). 801. Кортин Борис. На месте казни//Трибуна. 17.07.1998, 136-137 (1990-1991). 802. Император вернулся в свою столицу. Последний российский император Николай II...//Труд. 17.07.1998. 803. Струженцов Дмитрий. Санкт-Петербург: траурный кортеж на берегах Невы//Труд. 17.07.1998. 804. Ртуть в Петропавловской крепости//Труд. 17.07.1998. 805. Баилов Николай. Панихиды во всех храмах//Труд. 17.07.1998. 806. Лепский Юрий. " Это будет по-человечески справедливо " . Борис Ельцин решил принять участие в траурной церемонии//Труд. 17.07.1998. 807. Джапаков Анатолий. Екатеринбург: последнее " прощай "http://Труд. 17.07.1998. 808. Назаров Михаил. Тайны Царских останков и тайна России//Имперский Вестник. 17.07.1998, 43.

http://religare.ru/2_47504.html

В 1279 г. И. из М., уже будучи членом францисканского ордена, в составе группы миссионеров был направлен в страны Ближ. и Ср. Востока. В нач. или в сер. 80-х гг. XIII в. он находился при дворе монг. правителей Ирана, входившего в это время в состав гос-ва Хулагуидов, и, вероятно, участвовал в переговорах с ильханом Аргуном (1284-1291), рассматривавшим возможность военного союза с папой Римским и христ. правителями Англии и Франции для совместных действий в Палестине и Сирии против мамлюков. В составе католич. миссии И. из М. прибыл в Киликийскую Армению и оставался там в первые месяцы правления царя Хетума II (правил с перерывами с 1289 до 1305), сторонника политического союза с западноевроп. гос-вами и церковной унии с Римом. И. из М. пользовался личным расположением Хетума II, который в 1293 г. вступил в орден францисканцев. В нач. июля 1289 г. И. из М., возглавивший арм. посольство к папе Римскому, был принят Николаем IV . К этому времени папа получил от посла ильхана Аргуна Раббана Саумы (1287-1288) сведения о том, что монг. хан Хубилай (1260-1294, с 1279 император Китая), укрепивший свою власть в Китае, готов принять при своем дворе католич. миссионеров. Заинтересованный в союзе с правителями Востока папа Римский Николай IV начал подготовку новой миссии, во главе к-рой по рекомендации генерала ордена францисканцев Иоанна Пармского и министра-генерала Раймонда Гауфреди он поставил И. из М. Ему были вручены 26 папских посланий, адресованных правителям Киликийской Армении, Закавказья, ильхану Аргуну, хану Чагатайского (Джагатайского) улуса Хайду (1230-1301), основателю монг. династии Юань в Китае хану Хубилаю, предстоятелям и иерархам несторианской, сиро-яковитской Церквей, Армянской Апостольской Церкви, Грузинской Православной Церкви. Христ. правителей и предстоятелей Церквей папа призвал оставаться верными христ. религии и оказать поддержку католич. миссионерам (Les Registres de Nicolas IV. N 2229-2239). Хана Хубилая папа Римский просил принять И. из М. (в письме подтверждались его полномочия на ведение миссионерской деятельности), а также призвал кит. правителя к размышлениям о принятии христ. веры (Ibid. N 2241-2242). В кон. июля - нач. авг. 1289 г. И. из М. как папский легат отправился через Анкону в Венецию и далее по морю до Аяса (Лаяццо, порт в М. Азии на берегу совр. зал. Искандерун), куда он прибыл осенью того же года. Передав папские послания в Сисе, столице Киликийской Армении, в кон. 1289 или в нач. 1290 г. францисканец отправился в Тебриз (там была францисканская миссия), где к нему присоединились доминиканец Николай из Пистои и генуэзский (по др. версии, пизанский) купец Пьетро ди Лукалонго, успешно торговавший в Китае.

http://pravenc.ru/text/471240.html

Первый нижний ряд слева направо: митрополит Киевский Филарет (в схиме Феодосий) († 1857; память 21 декабря/3 января); архимандрит Синесий, сподвижник святителя Софрония, епископа Иркутского († 1787; память 10/23 мая); святитель Софроний, епископ Иркутский († 1771; память 30 марта/12 апреля); святитель Димитрий, митрополит Ростовский († 1709; память 21 сентября/4 октября); святитель Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири чудотворец († 1715; память 10/23 июня); святитель Иннокентий, митрополит Московский († 1879; память 31 марта/13 апреля); святитель Павел, митрополит Тобольский († 1770; память 4/17 ноября); святитель Иннокентий, епископ Иркутский († 1731; память 26 ноября/9 декабря и 9/22 февраля); святитель Филофей (в схиме Феодор), митрополит Тобольский († 1727; память 31 мая/13 июня). Второй ряд: митрополит Смоленский Симеон († 1681; память 4/17 января); архиепископ Нектарий († 1636–1640); архимандрит Верхотурский Арефа († 1910; память 15/28 мая); праведный Симеон Верхотурский († 1642; память 12/25 сентября); святитель Мелетий, архиепископ Харьковский († 1840; память 12/25 февраля); преподобный Герман Аляскинский († 1837; память 13/26 декабря и 27 июля/9 августа); святой мученик Василий Мангазейский († 1600; память 23 марта/ 5 апреля, 6/19 июня и 10/23 мая); архиепископ Тобольский и Сибирский Варлаам († 1802; память 27 декабря/9 января); митрополит Тобольский и Сибирский Антоний († 1740; память 27 марта/9 апреля). Третий ряд: блаженный Косма Верхотурский, Христа ради юродивый († 1706; память 1/14 ноября); преподобный Андрей, игумен Рафаиловский, Тобольский († 1820; память 14/27 мая); епископ Герасим Астраханский († 1880; память 24 июня/7 июля); епископ Рязанский Мелетий († 1900; память 14/27 января); архимандрит Макарий, миссионер Алтайском Миссии († 1847; память 18/31 мая); праведный Стефан Омский († 1876; память 30 июня/13 июля); преподобный Мисаил, иеромонах Абалацкого монастыря († 1797; память 17/30 декабря). Четвертый ряд: блаженный Иоанн Верхотурский, Христа ради юродивый († 1701; память 16/29 апреля); блаженная Домна, старица Томская († 1872; память 16/29 декабря); преподобный Даниил Ачинский († 1843; память 15/28 апреля); праведный отрок Петр Томский († 1820; память 4/17 марта); праведный Феодор Кузьмич Томский († 1864; память 20 января/2 февраля); преподобный Варлаам, пустынник Чикойский († 1846; память 5/18 октября). Павел, митрополит Тобольский, святитель

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010