Но, губя жизнь телесную, лишая всего временного, не может изменить в нас, без нашей воли, ни одного святого чувства, ни одной святой мысли. Душа, защитившая себя от греха страхом Божиим, не боится телесных мук. Они не только не делают ей вреда, но увеличивают награду её за верность святой воле Божией. Мученический подвиг св. Романа совершился 19 июля 1270 г. 240 . Древняя летопись, сказав о страдальческой кончине кн. Романа, прибавляет: «возлюбленные князья Русские! не прельщайтесь суетным и маловременным блеском света сего: он пустее паутины, меняется каждый час, как тень, как дым исчезает и весь – сон. Нагими вышли мы из чрева матери, нагими и отойдём отсюда. Не обижайте друг друга, не берите чужого; любите правду, смирение, терпение, любовь и милость. И вы достигнете радости святых, как сей блаженный князь Роман купил страданиями Царство Небесное и с сродником своим Михаилом Всеволодовичем, Черниговским князем, принял от Господа венец нетленный, как пострадавший за христианскую веру» 241 . Назидательный этот совет говорит о том, что память князя Романа чтили в Русской Церкви со времени его кончины. Лик его, по преданию, изображался так на иконах: князь не старых лет с волосами русыми, курчавыми, падающими с ушей тонкой волной, в собольей шубе на плечах, в бархатной поддёвке, правая рука простёрта на молитву, а левая держит город и церковь 242 . В 1812 г., в день памяти св. кн. Романа, одержана была при Клястицах первая победа над Французами. В память сего положено написать образ св. кн. Романа на стене храма Спасителя в Москве. † Преставление блаж. Стефана Лазаревича, деспота Сербского Сперва удалось Вуку Бранковичу достать себе большую половину Сербии. Но умная деспотисса всё мало-по-малу улучшала дела свои и Сербии. На первых порах много надобно было трудиться, чтобы сколько-нибудь поправить разорённый войной край. – К большему горю, явились раздоры: некоторые предлагали вступить в союз с Венгрией и вместе с ней воевать против султана. Мысль эта до того увлекла иных, что составился заговор лишить Стефана прав деспота.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Идеи службы священномученику Иосифу — страдание за православную веру и Церковь Христову — развивает служба благоверному князю мученику Роману Рязанскому († 19 июля 1270) и служба святому мученику Парфению и с ним брату его святому мученику Калогерию († 19 мая 250). На одном из машинописных экземпляров службы благоверному князю Роману имеется надпись: “На молитвенную память Преосвященному Афанасию, епископу Ковровскому. Архимандрит Ефрем. 27.XII.29 г.”. Возможно, что архимандрит Ефрем был автором данной службы, написанной в повествовательном стиле. Кроме подвига мученичества, служба прославляет патриотическое служение святого князя, его небесное заступничество за землю Русскую вместе с благоверными князьями Владимиром, Борисом, Глебом, Александром и Михаилом. В этой службе также даётся ясный ответ о причине бедствий, постигших Русскую землю: “Ви­дя опустошену страну Рязанскую, обременяему и притесняему от зверонравных монгол, веровал еси, княже, яко страшная година сия постиже людей за нечестие их” (1-й тропарь 4-й песни ина канона). Автор и время написания службы братьям мученикам Парфению и Калогерию нам неизвестны. Мощи мученика Парфения в конце XVIII в. были перенесены в Галицкую землю, в г. Жовкву (ныне г. Нестеров Львовской области). В 1922 г. в Жовкве была издана книга “Святой мученик Парфений”; предполагаем, что и служба была написана в то же время. Во второй период можно наметить три основных группы служб: 1) соборам святых; 2) новопрославленным святым; 3) написанные по особым побуждениям. В настоящее время в Русской Православной Церкви имеются следующие соборные празднования (приводим по индикту полный список): 22 сентября — Собор Тульских святых (в день памяти преподобного Макария Жабынского, Белевского). Установлен по благословению Патриарха Пимена в 1987 году при архиепископе Тульском и Белевском Максиме. Служба написана архиепископом Максимом. Публикация службы и списка имён предполагается в Минее дополнительной. 28 сентября — Собор преподобных, почивающих в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры. Установлен в 1670 году, первоначально праздновался в первую субботу по отдании праздника Воздвижения. В 1886 году празднование перенесено на 28 сентября. Предполагают, что канон службы составлен святителем Димитрием, митрополитом Ростовским (†1709). Список имён — Минея Февраль. М., 1981. С. 767–768.

http://pravmir.ru/gimnograficheskaya-dey...

Тело его принесено в Ростов и погребено в ростовском соборе тем же епископом Кириллом . 3) Благоверного князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора. Оба вкусили мученическую смерть 20 сентября 1246 г. от Батыя за то, что не согласились вопреки требованию языческих волхвов пройти сквозь огонь и поклониться кусту, солнцу и кумирам, и оба погребены потом в Чернигове . 4) Благоверного князя Романа Рязанского, замученного в Орде за непреклонную твердость в вере Христовой в 1270 г., 19 июля, и погребенного в Рязани . 5) Святого Игнатия, епископа Ростовского, скончавшегося 28 мая 1288 г. Нетление его святых мощей и чудеса, совершившиеся при самом отпевании его, были причиною того, что эти мощи вовсе не были преданы земле, а поставлены открыто в ростовском соборе . 6) Благоверного князя псковского Довмонта, в крещении Тимофея. Он отличался высоким благочестием и мужеством в боях, скончался в 1299 г., мая 20 и погребен в псковской соборной церкви. Жители Пскова, особенно когда выступали против врагов, призывали его в своих молитвах, как в 1323 и 1341 гг., а в 1374 г. построили даже во имя его церковь . 7) Благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, также отличавшегося истинным благочестием, убитого в Орде 22 ноября 1319 г. и потом погребенного в тверском Преображенском соборе. 8) Благоверного князя Владимира Новгородского и матери его Анны. В 1439 г. Новгородский архиепископ Евфимий позлатил и подписал гробы их и вслед за тем установил совершать местно память их 4 октября — в день кончины князя Владимира . Здесь же следует упомянуть 9) и о панихиде по всем князьям и святителям новгородским, погребенным в Софийском соборе, которую тогда же установил владыка Евфимий совершать ежегодно 4 октября как в Новгороде, так и в окрестных монастырях . Впрочем, мы должны сознаться, что, быть может, память некоторых из угодников Божиих, нами перечисленных, начала совершаться еще в настоящий период не местно только, а во всей Русской Церкви, хотя об установлении в честь их таких праздников и не сохранилось сведений.

http://sedmitza.ru/lib/text/435903/

И. осудил 65 положений лаксистской морали. В 1678 г. иезуиты, противники квиетизма , стали инициаторами инквизиционного процесса против испан. пресв. Мигеля де Молиноса , автора опубликованного в 1675 г. соч. «Духовный проводник» (Guía espiritual) (одним из учеников де Молиноса считался И.). 18 июля 1685 г. де Молинос был арестован по обвинению в аморальном поведении, 28 авг. 1687 г. осужден Конгрегацией римской инквизиции. 3 сент. де Молинос в рим. ц. Санта-Мария сопра Минерва публично отрекся от своих взглядов. Папской буллой «Coelestis Pastor» от 20 нояб. 1687 г. квиетизм как учение был осужден; де Молинос приговорен к пожизненному заключению. 18 авг. 1678 г. И. по просьбе китайских католиков провозгласил св. Иосифа небесным покровителем Китая. По аналогичной просьбе Испании св. Иосиф был объявлен покровителем и этой страны (19 апр. 1679). В 1679 г. И. беатифицировал испан. миссионера в Лат. Америке архиеп. Лимы Торибио Альфонсо де Могровехо-и-Робледо (1538-1606; канонизирован в 1726), подтвердил почитание 5 блаженных Римско-католической Церкви: Амадея IX Савойского (1435-1472), Юлианы Фальконьери (1270-1341; канонизирована в 1737), Симона из Липницы (1435-1482; канонизирован в 2007), Петра Арменголя (1238-1304) и Антония Стронконе (1381-1461). 10 марта 1681 г. И. внес в общецерковный католич. календарь под 31 авг. память католич. св. Раймонда Нонната (1200-1240; вместе с Петром Ноласко он основал орден, занимавшийся выкупом христиан из плена). Лит.: Colombo G. Notizie biografiche e lettere di Papa Innocenzo XI. Torino, 1878; Michaud E. Louis XIV et Innocent XI d " après les correspondances diplomatiques inédites du ministère des affaires étrangères de France. P., 1882-1883. 4 vol.; Sauer A. Rom und Wien im Jahre 1683: Ausgewählte Actenstücke aus römischen Archiven. W., 1883, 2009 2; Gérin Ch. Louis XIV et St.-Siège. P., 1894. 2 t.; Immich M. Papst Innocenz XI. B., 1900; Giussani A. Il conclave di Innocenzo XI. Como, 1901; Fraknói G., Óváry L. Papa Innocenzo XI (Odescalchi) e la liberazione dell " Ungheria dal giogo ottomano.

http://pravenc.ru/text/468793.html

Града Переяславля Рязанскаго Святыя 432. Святый и благоверный князь Роман Ольгович Рязанский убиет бысть за Христа от Ордынскаго царя Менгу-Темира в лето 6778 месяца Иулиа в 19 день Сын князя Олега Игоревича, княжил в Рязани, в страшное время Менгу-Темира, в начале Татарского ига. Блаж. князь старался облегчать, сколько мог, участь разоренных и угнетенных подданных. Один из злых баскаков, которого князь удерживал от бесчеловечных насилий при сборе дани, донес хану Менгу-Темиру, что князь Рязанский поносит великого царя и его веру. Хан вызвал Романа в орду и велел объявить ему, что он должен выбрать одно из двух – или смерть мучительную, или веру Татар. «Покорный воле Божией, сказал князь, я повинуюсь власти хана: но никто не заставит меня изменить святой моей вере». Татары стали бить князя. «Я христианин», говорил он; но уста заткнули платком, оковали и бросили в темницу. Гордый Темир произнес приговор твердому князю: «пусть умрет мучительною смертию». На месте казни, мученик стал говорить собравшемуся народу о святости веры Христовой. Ему отрезали язык. Затем стали мучить его с ужасающим зверством: ему вырезали глаза, обрубили персты рук и ног, обрезали уши и губы, потом отсекли руки и ноги. Когда же осталось одно туловище, но еще с искрами жизни, мучители содрали с головы кожу, отрубили голову и воткнули ее на копье. Мученический подвиг св. Романа совершился 19 июля 1270 года. Память его, как мученика, была постоянно чтима в Русской Церкви. Предание говорит, что св. останки князя – мученика тайно унесены были в Рязань и там преданы земле, но неизвестно в каком месте. Лик св. Романа изображается на иконах так: «князь не старых лет, с волосами русыми, кудрявыми, падающими на плеча тонкой волною, в собольей шубе на плечах, в бархатной поддевке; правая рука простерта на молитву, а левая держит город с церковью» (Буслаев, «Очерки народн. словес. и искусства», ч. 2, стр. 351). 433. Святый благоверный князь Олег Игоревич Красный, убиен бысть от Батыя царя за исповедание Христово в лето 6747

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Память их обоих Церковь чтит 20 сентября (3 октября) и 14 (27) Февраля (перенесение мощей). 1270 г. В Орду вызван на суд князь Роман Ольгович Рязанский. Хан Менгу-Темир предлагает ему отступиться от христианства. Отказывается князь. Хан приказывает подвергнуть его мучительной казни. Князь не перестает говорить о святости Христовой веры. Ему отрезают язык. Затем выкалывают глаза, отрубают пальцы рук и ног, обрезают уши и губы, потом отсекают руки и ноги; когда же остается одно туловище, но еще с искрами жизни, то сдирают с головы кожу, отрубают голову святого мученика и втыкают ее на копье. Память святого князя Романа чтится Церковью 19 июля (1 августа). Псков. Выходец из Литвы князь Довмонт (†1299 г.), во крещении Тимофей, праведно правивший народом, помогавший бедным, любивший духовенство, строивший храмы. Князь – постник и молитвенник молится в Троицком соборе. Меч его положен перед алтарем: «Господи Боже сил призри на кротких и смиренных рабов Твоих и смири высокоумие гордых,» – взывает князь. Благословенный затем игуменом Исидором и препоясанный мечом идет и побеждает ливонцев сей святой князь. Память его чтится Церковью 20 мая (2 июня). Троицкая Обитель. Молится преподобный Сергий. Слышит он вдруг голос, зовущий его по имени. Сотворив молитву, открывает окно и видит необыкновенный свет с неба. «Сергий, – говорит голос, – Господь услышал молитву твою о чадах твоих.» Преподобный видит вокруг келий множество прекрасных птиц. Небесный голос продолжает: «Так умножится число учеников и после тебя не оскудеют последующие стопам твоим.» И действительно всю Русь обошли сподвижники, ученики и продолжатели святого дела преподобного, утверждая, часто среди грубых суеверных племен, особую русскую церковную государственность. Водружался иноком крест, воздвигалась обитель и вокруг нее постепенно зарождалась государственность. …Преподобный Никон Радонежский († 1427 г. Память 17 (30) ноября), преемник святого Сергия; блаженный Роман, игумен Кир-жачский; преподобный Антонин, настоятель Спасского монастыря, давшего Руси великих иконописцев Даниила Черного и Андрея Рублева; блаженные Феодор († 1409 г.) и Павел Ростовские, основатели Борисоглебского Устьинского монастыря; преподобный Мефо-дий, основатель Свято-Николаевского Пешношского монастыря († 1392 г.) Память 14 (27) июня); преподобный Феодор, впоследствии епископ Ростовский; преподобный Афанасий, игумен Серпуховского Высоцкого монастыря; преподобный Савва, основатель Дубенского и Сторожевского монастырей (†1406 г. Память 3 (16) декабря); преподобный Авраамий Чухломский, или Городецкий, строитель обители на Галицком озере († 1375 г. Память 20 июля (2 августа);

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Сиявшие духовной красотой Муромские чудотворцы, святые: князь Петр, в монашестве Давид, и супруга его, дочь «древолазца» (плотника), Феврония, в монашестве Евфросиния († 1228. Память обоих 25 июня). Павшие от руки татар за преданность вере и отечеству, святые князья: Феодор Юрьевич Рязанский († 1237); Василько Константинович Ростовский († 1238. 4 марта), в отрочестве исцеленный преподобным Никитой, столпником Переяславльским; Михаил Всеволодович Черниговский († 1246. 20 сентября); Роман Ольгович Рязанский († 1270. 19 июля); святой Великий Князь Михаил Ярославич Тверской († 1319. 22 ноября)... Благочестивые Государи: Великий Князь Всеволод III Юрьевич Большое Гнездо (1176–1212), именовавшийся летописцами «миродержцем», и его полная смирения и веры супруга ясыня Мария; замученный татарами за верность вере князь Олег Ингварович Красный Рязанский; Новгородский князь Мстислав Мстиславич Удалой (Удатный – по древнему наименованию), скончавшийся в 1228 г. иноком в Киево-Печерской Лавре; Великий Князь Александр Михайлович Тверской, убитый в 1339 г. в Орде вместе с сыном Феодором. «Если пойду (в Орду), – говорил сей князь, – приму смерть, если не пойду, то придет рать и много христиан будет пленено и убито, и всему тому буду я виноват. Лучше одному за всех погибнуть». Великий Князь Димитрий Иоаннович Донской (1363–1389), начинавший день с благословения духовника, приходившего к нему с крестом, святой водой и иконою. Супруга его Евдокия, в монашестве Евфросиния († 1407. 7 июля), причисленная к лику святых. Великий Князь Василий II (1425–1462), Великий Князь Василий III (1505–1533), Царь Феодор Иоаннович (1584–1593)... Святые митрополиты Киевские и Московские: Константин († 1150. 5 июня), Максим (1282–1305. 6 декабря), Петр (1308–1326. 21 декабря), Феогност (1326–1353. 14 марта), Алексий (1353–1378. 12 февраля и 20 мая), Киприан († 1406. 16 сентября), Фотий (1409–1431. 2 июля), Иона (1441–1461. 31 марта и 15 июня), Иоасаф († 1542. 27 июля), Филипп († 1569. 9 января), Патриарх Московский и всея Руси Гермоген (1606–1612. 12 мая). Митрополит Кирилл (1249–1280), укрепивший веру в разгромленной татарами Земле. Благочестивый митрополит Феодосий (1461–1467), по удалении своем взявший к себе в келлию в Чудов монастырь больного проказой, обмывавший и перевязывавший его смрадные струпья, дни и ночи проводивший в молитве... Митрополит Макарий (1542–1563), составитель Больших Четьих-Миней (житий святых) и Степенной книги, излагающей царствования всех Русских Государей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Епимаха (6 июля?). Дечанский Дечанский месяцеслов, южнославянский, находится при евангелии Дечанского монастыря, приобретенном Григоровичем. Евангелие по письму относят в XIII веку. И. И. Срезневским изданы календарные показания сего евангелия в «Древних слав. памятн. юсового письма», стр. 137. Особенностей почти нет, кроме следующих: св. Арсения31 янв. (есть в Еклогадионе 30 янв. пр. Арсения), 4 мая честного Креста, с небесе явльшегося, и 7 повторено (4 мая не хотел ли автор показать обретение вреста Еленою, которое в неап. и римск. календ. показано 3 мая). Память муч. Христофора показана 28 апр. согласно с Рабаном и Флором вместо 9 мая, в чем также можно видеть латин. влияние. Последний по времени святой в сем евангелии есть Савва архиеп. сербский 14 янв. (у нас 13), умерший в 1237 году и вскоре после кончины прославленный. Румянцевский 1270 г. Месяцеслов сей находится в евангелии Румянцевского москов. музея под Особенностей не имеет, кроме того, что 3 марта в нем память муч. Кодрата (неизвестного или того, который 4 марта). Зографский 2 О. архимандрит Антонин в своем сочинении: Заметки поклонника св. горы, говоря о рукописях Зографского афонского монастыря, продолжает: «замечательнее всех других книг мне показалась древняя на коже (in 12°) служебная минея на целый год мелкого письма. Она содержит в себе святцы всего года. Большею частию при святых есть положенные им тропари, а при некоторых и по нескольку стихир. При праздниках Господских и Богородичных и великих святых положена и вся служба (стр. 330)». Автор заметок поместил в них из сего месяцеслова более оригинальные памяти, которые и взошли в первое издание нашей книги. Этот же месяцеслов списал вполне и передал И. И. Срезневскому о. архимандрит Леонид. И. Срезневский издал его в 1876 году в Сведениях и заметках о малоизвестных и неизвестных памятниках Здесь эта рукопись называется трефолоем и относится к XIII веку. Месяцеслов сей книги действительно замечателен: 1) по полноте памятей; 2) по особенностям: есть в нем не мало памятей неизвестных, а известные памяти нередко помещаются под другими днями сравнительно с общепринятыми месяцесловами; 3) по сродству в отношении к некоторым памятям с западными мартирологами, которое менее значительно, чем в Охридском XII века, но несомненно; например, 3 мая обретение честного креста, 31 Петрониллы, дочери Петра апостола, 19 июня Гервасия, 21 июля пророка Даниила.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Память их обоих Церковь чтит 20 сентября и 14 февраля (перенесение мощей). 1270 г. В Орду вызван на суд Князь Роман Ольгович Рязанский. Хан Менгу-Темир предлагает ему отступиться от христианства. Отказывается князь. Хан приказывает подвергнуть его мучительной казни. Князь не перестает говорить о святости Христовой веры. Ему отрезают язык. Затем выкалывают глаза, отрубают пальцы рук и ног, обрезают уши и губы, потом отсекают руки и ноги; когда же остается одно туловище, но еще с искрами жизни, то сдирают с головы кожу, отрубают голову святого мученика и втыкают ее на копье. Память святого князя Романа чтится Церковью 19 июля. Псков. Выходец из Литвы, князь Довмонт († 1299), во крещении Тимофей, праведно правивший народом, помогавший бедным, любивший духовенство, строивший храмы. Князь – постник и молитвенник – молится в Троицком соборе. Меч его положен перед алтарем: «Господи Боже Сил, призри на кротких и смиренных рабов Твоих и смири высокоумие гордых»,– взывает князь. Благословенный затем игуменом Исидором и препоясанный мечом идет и побеждает ливонцев сей святой князь. Память его чтится Церковью 20 мая. 1319 г. Татарская кочующая орда. Хан Узбек шумным табором продвигается на охоту к берегам Терека. У него томится в неволе, преданный своими же русскими, Великий Князь Михаил Ярославович Тверской. Окован он цепями, на него возложена железная колодка. Князь знает, что ждет его, но духом не падает, укрепляясь молитвой. Верный отрок перевертывает листы псалтиря, так как у Князя руки забиты в колодки. Бывшие с ним верные бояре грустят о его участи. Князь-пленник ответствует им: «Друзья! вы долго видели меня в чести и славе: будем ли неблагодарны? Выя моя скоро освободится от сего древа, гнетущего оную». Приближаются к нему убийцы. Дочитывая псалтирь, Князь в последний раз с вдохновением произносит слова: «Кто даст мне криле, яко голубине, и полечу и почию», и, молясь, гибнет от рук убийц. «И причтен был, – говорит летописец,– к лику святых со сродниками своими: Борисом, Глебом и Михаилом Черниговским».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

—79— нование памяти Владимира более или менее вскоре после 1240-го года, и не в Киеве или вообще южной Руси, а в Новгороде. В 1240-м году, 15-го июля, в день преставления Владимира, Новгородцы под предводительством князя своего Александра Ярославича Невского, одержали при впадении Ижоры в Неву знаменитую победу над Шведами (победу, за которую именно Александр Ярославич получил прозвание Невского), и по инициативе ли Александра Ярославича или самих Новгородцев память о знаменитой победе, имевшей место в день преставления Владимира, и была увековечена в Новгороде установлением церковного празднования последнему. Точным образом указать время установления празднования не можем, но современный биограф Александра Ярославича Невского, скончавшегося 14-го ноября 1263-го года, писавший более или менее вскоре после его смерти, дает знать, что во время писания им биографии празднование было уже установлено 1282 . Так как в Новгороде не могло быть речи о чудесах при гробе Владимира, который и в —80— Киеве в нашествие Батыево, 6-го Декабря 1240-го года, был погребен под развалинами Десятинной церкви, то необходимо думать, что празднование было установлено ему не как чудотворцу, а как равноапостольному крестителю Руси, при чем мог быть имеем в виду пример Константина Великого . 15 . Великий князь Александр Ярославич Невский, скончавшийся в схиме, с именем Алексея, 14-го ноября 1263-го года. Должно думать, что почитание его памяти началось с самой минуты его погребения, ибо погребение это ознаменовалось чудесным знамением, свидетелем которого был отпевавший его митрополит Кирилл и о котором, по словам летописи, всем было проповедано от митрополита 1283 . В 1380-м году, вследствие видения, были открыты его мощи, от которых начали совершаться чудеса и, по всей вероятности, тогда и установлено было местное ему празднование 1284 . 16 . Рязанский князь Роман Олегович, потерпевший мученическую смерть за веру в Орде 19-го июля 1270-го года. Должно думать, что в Рязани, куда принесены были его мощи из Орды, началось местное празднование его памяти тотчас вслед за его мученичеством, ибо в Рязани, конечно, смотрели на него так же, как смотрят на него летописцы и как действительно и надлежит на него смотреть, именно – как на нового мученика, который страданием своим купил себе царство небесное и принял венец от руки Господней 1285 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010