— Об Александре Невском можно говорить бесконечно, настолько велики его дарования. Он и сегодня для нас как живой, и его пример достоин подражания. Поэтому за прошедшие столетия память о нем не изгладилась, люди помнят и о чертах его характера, и об исторических подвигах, которые он совершал, — все это сохранилось в наших сердцах. Нам выпала честь и ответственность отпраздновать этот юбилей — 800 лет со дня его рождения — здесь, в Северной столице. Кстати, почитают Александра Невского не только у нас в России, но и во всем мире. Мы особо должны благодарить Бога за то, что Он благословил нас провести этот год с именем святого Александра Невского на устах. Откуда мы знаем о князе Александре Невском? Из уст в уста передается предание об этом великом подвижнике Божием. И нам предстоит задача своим детям, внукам и правнукам передать это имя, чтобы оно никогда не было забыто. И память о нем не угаснет в наших сердцах... Не будем забывать о нем ни одного дня и передадим его святое имя из уст в уста следующим поколениям, которые после нас будут так же торжественно почитать его великое имя». Святой Александр Невский (в схиме — Алексий) скончался в Городце по пути из Орды 14 ноября 1263 года, а 23 ноября (6 декабря) был погребен в соборной церкви Рождественского монастыря во Владимире. Почитание благоверного великого князя началось сразу же по его погребении, ибо оно было ознаменовано чудом: святой сам протянул руку за разрешительной молитвой. Нетленные мощи благоверного князя были открыты перед Куликовской битвой, в 1380 году, и тогда же установлено местное празднование. Для общецерковного почитания благоверный князь был прославлен при митрополите Макарии, на Московском Соборе 1547 года. 30 августа 1721 года Петр I после продолжительной и изнурительной войны со шведами заключил Ништадтский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского в новую столицу — Санкт-Петербург. Вывезенные из Владимира 11 августа 1723 года, святые мощи были привезены в Шлиссельбург 20 сентября того же года и оставались там, пока 30 августа 1724 года не были установлены в Троицком соборе Александро-Невской лавры, где почивают и ныне. Санкт-Петербургская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5730090.ht...

Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, в этом было пророчески угаданное св. Александром Невским историческое призвание Руси. Великий заступник народа вновь поехал в Орду и мудро направил события: хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством, сделав ее тем самым заслоном Руси с востока. Эта дипломатическая поездка св. Александра Невского в Сарай была четвертой и последней. На обратном пути, не доезжая до Владимира, в Городце, в монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий. Святое тело его понесли к Владимиру, девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным. 23 ноября при погребении его в Рождественском монастыре во Владимире, было явлено Богом «чудо дивно и памяти достойно». Нетленные мощи благоверного князя были открыты, по видению, пред Куликовской битвой в 1380 г., и тогда же установлено местное празднование. Общецерковное прославление св. Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском соборе 1547г. 30 августа 1721 г. Петр I, после продолжительной и изнурительной войны со шведами, заключил Ништадский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в новую северную столицу, Петербург. Вывезенные из Владимира, святые мощи были привезены в Шлиссельбург 20 сентября и оставались там до 1724 г., когда 30 августа были установлены в Троицком соборе Александро-Невской лавры, где почивают и ныне. Имя защитника рубежей России и покровителя воинов известно далеко за пределами нашей Родины. Свидетельство тому — многочисленные храмы, посвященные святому Александру Невскому. Наиболее известные из них: Патриарший собор в Софии, кафедральный собор в Таллинне, храм в Тбилиси. Эти храмы — залог дружбы русского народа-освободителя с братскими народами. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-pamy...

Подъем почитания князя произошел в XVIII веке при Петре I. В 1710 году царь приказал воздвигнуть на месте победы новгородской дружины над отрядом шведов в 1240 году монастырь во имя Александра Невского и перенести мощи князя в новую столицу. Этим символическим актом Петр хотел прочно увязать память о своей собственной победе над шведами с памятью о триумфе Александра в Невской битве . В 1724 году первый русский император приказал, чтобы впредь святого больше не изображали как схимника и монаха, а только «в ризах великого князя» . Более того, Петр приказал перенести день празднования памяти князя Александра с 23 ноября (день его погребения во Владимире в 1263 году) на 30 августа (дата подписания мирного договора со шведами в Ништадте в 1721 году). Именно в этот день в 1724 году произошло торжественное перенесение мощей Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург. Петр лично внес мощи святого князя, прибывшие по воде из Владимира, в построенную на территории Александро-Невской обители церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. С этого момента князь был признан небесным покровителем империи и ее новой столицы, а также великим предшественником Петра . После перенесения мощей Петр I велел «по новой службе, вместо прежде бывшей этому святому ноября 23-го числа службе, отныне праздновать 30 августа» . Святой Благоверный Князь Александр Невский. Фреска (сер. 17 в. Работа артели Симона Ушакова) в Архангельском соборе Московского Кремля Таким образом, в XVIII столетии благоверный князь Александр предстает перед нами уже не как преподобный угодник Божий, но как прославленный князь и великий предок царской семьи. Связав имя святого Александра Невского с важнейшей в истории России датой – подписанием мирного договора со шведами, Петр I придал его почитанию государственный и политический характер. Уже после смерти императора, в 1725 году, выполняя волю покойного супруга, Екатерина I учредила орден в честь святого Александра Невского, ставший одной из высших и почетнейших российских наград.

http://pravoslavie.ru/48583.html

Н.А. Маясова Указатель русских святых 973 Авраамий Ростовский (ум. 1077 ?), преподобный, основатель и архимандрит ростовского Богоявленского монастыря, почитался с XII в., канонизирован до 1547 г., память 29 октября – с. 12, 36, 41 Александр Невский (1220–1263), князь Новгородский, с 1252 г. – великий князь Владимирский, почитался с конца XIV в., память 30 августа, 23 ноября – с. 70, 72; кат. 9, 93 Александр Свирский (ум. 1533), преподобный, основатель Александро-Свирского монастыря, канонизирован в 1547 г., память 30 августа – с. 41, 47, 51 Алексий (1290-е гг. – 1378), митрополит Киевский и всея Руси с 1354 г., канонизирован в 1447 г., память 12 февраля – с. 15, 16, 17, 24, 30, 32, 51, 64, 73; кат. 9, 17, 18, 45, 48, 64, 66, 69, 70, 93, 96, 98, 101, 108, 109, 117, 118, 125, 129, 149, 150, 151, 152, 153 Андрей Рублев (ок. 1360 – ок. 1430), преподобный, московский иконописец, память 4 июля – с. 23, 24, 44; кат. 6, 42, 43, 176 Андроник (упоминается в 1395 г.), преподобный, основатель Московского Спасского монастыря, почитался с XVI в. (?), память 13 июня – кат. 73 Антоний Печерский (ок. 983–1073), преподобный, основатель Киево-Печерского монастыря и монашества на Руси, почитался с конца XI в., память 10 июля – с. 63; кат. 10, 23, 108, 174 Антоний Римлянин (1067–1147), преподобный, основатель новгородского монастыря Рождества Богородицы, канонизирован в 1597 г., память 17 января и 3 августа – с. 51, 72 Арсений Коневский (упоминается в 1447 г.), преподобный, основатель Коневского монастыря на острове Ладожского озера, память 12 июня – с. 58 Борис (в крещении Роман) (убит в 1015 г.), князь-мученник, сын великого князя Киевского Владимира Святославича, князь Ростовский, канонизирован в 1072 г, память 24 июня – с. 24; кат. 9 Варлаам Хутынский (ум. 1192), преподобный, основатель Хутынского монастыря, почитался с XIII в., мощи обретены в 1440 или в 1452 г., память 6 ноября – с. 21, 41; кат. 2, 3, 10, 108 Василий Блаженный (ум. 1552), московский юродивый, канонизироваи в 1588 г., память 2 августа – с. 39 ,41, 42

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Спиридон, архиепископ Новгородский и Псковский До посвящения в святительский сан служил иеродиаконом в Юрьевом монастыре под Новгородом. В 1229 году, в связи с тяжёлой болезнью Новгородского архиепископа Антония (Добрыня Ядрейкович; † 1232, память в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых), Спиридон по жребию был избран на Новгородскую кафедру. Новгородцы часто избирали себе владык из простых иноков, даже из белого духовенства, в отличие от прочих епархий, где во епископы избирались почти исключительно настоятели обителей. В том же году 17 декабря Спиридон отправился в Киев для хиротонии. 4 марта 1230 года митрополитом Киевским Кириллом (1233) был рукоположен во иеромонаха, а затем хиротонисан во епископа Новгородского и Псковского с возведением в сан архиепископа и в том же году 19 мая возвратился в Новгород. Время его святительства совпало с тяжёлыми бедствиями, постигшими новгородцев. Землетрясение, неурожай, голод, пожары косили людей, как косой. Все были в страхе. Святитель Спиридон, как истинный отец своей паствы, всеми силами старался помогать бедствующим и материальной поддержкой, и молитвой. Во время войны со шведами святитель Спиридон ревностно содействовал благоверному великому князю Александру Невскому († 1263, память 23 ноября/6 декабря, 30 августа/12 сентября) в отражении посягательств враждебных соседей. В 1240 году он благословил князя выступить против неприятеля с дружиною гораздо меньше неприятельской и затем торжественно встречал его в Новгороде с победой. Двадцать лет Спиридон управлял паствою, не вмешиваясь в дела шумного Новгородского веча, стараясь ладить с приходившими в Новгород татарами, и тем самым сохранил в Новгородском крае мир, тишину и безопасность. Скончался в 1249 году. Погребён в Мартириевой паперти Софийского собора. Литература: Тихомиров П. И., протоиерей. Кафедра новгородских святителей со времён введения христианства в Новгороде до покорения его Московской державе. Новгород, 1891, Т. 1, стр. 125–130. Здравомыслов К.Я. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен до настоящего времени: Краткие биографические очерки. – Новгород. 1897, стр. 16. Диев М. Я., протоиерей. Поверка иерархических каталогов Российских древних епархий с летописями и актами (1853–1858) (рукопись архива Святейшего Синода 1771). Карамзин Н.М. История государства Российского: в 3 кн. из 12 т. Изд. 3. СПб., 1842–1843, т. 3, стр. 155,156, прим. 328, 331, 369; т. 4, стр. 17, прим. 38. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 34. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Киев. 1913, стр. 1406. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 18. Русский биографический словарь; в 25 т. СПб.; М. 1896–1913, т. 19, стр. 258–259. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 2, стр. 322, 399. 498. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

7 . Св. ВАСИЛИЙ Константинович, Князь Ростовский, именуемый ВАСИЛЬКО, преставился страдальчески в 1237 году, Марта 4. Св. мощи его почивают в Ростове, в церкви Пресвятой Богородицы. Смотри Пролог и Четь Минею, Марта 4. 8 . Пр. ВАРЛААМ, Игумен Хутынского монастыря, преставился в 1243 году, Ноября 6. Св. мощи его почивают в обители его под спудом. Церковь память его совершает Ноября 6, а в Новгороде кроме того и в первую пятницу после недели всех Святых по Пятидесятнице. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Ноября 6. 9 . Св. МИХАИЛ Всеволодович, Князь Киевский и Черниговский, и 10 . Св. ФЕОДОР, болярин его, преставились страдальчески в 1245 году, Сентября 20. Св. мощи их почивают в Московском Архангельском соборе у второго столба на правой стороне близ мощей св. Димитрия Царевича. Церковь память их совершает Сентября 20. Смотри Месяцесловы Московский и Киевский, Пролог и Четь Минею, Сентября 20. 11 . Пр. ЕВФРОСИНИЯ Суздальская, Великая Княжна, в мире Феодулия, преставилась в XIII веке, Сентября 25. Св. мощи её почивают в Суздальском Ризположенском монастыре, в соборной церкви, по левую сторону у алтаря. Смотри Пролог и Четь Минею, Сентября 25. 12 . Св. МЕРКУРИЙ, мученик Смоленский, преставился страдальчески в 1247 году, Ноября 24. Св. мощи его почивают в Киеве. Церковь память его совершает Ноября в 24. Смотри Месяцесловы и Четь Минею, Ноября 24. 13 . Св. АЛЕКСАНДР Ярославич Невский, Великий Князь Владимирский и Новгородский, в иноках Алексий, преставился в 1263 году, Ноября 14, и погребён во Владимиро-Рождественском монастыре Ноября 23. Св. мощи его в 1721 году, Августа 30 перенесены в Санкт-Петербург и почивают в соборной Александро-Невской Лавры церкви, на правой стороне за клиросом. Церковь память его совершает Ноября 23 и Августа 30. Смотри Месяцесловы и Четь Минею, Ноября 23 и Августа 30 и Пролог, Ноября 23. 14 . Пр. АФАНАСИЙ, Печерский затворник, преставился в XIII веке, Декабря 2. Св. мощи его почивают в пещере пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею, Декабря 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

По замыслу Петра в новую столицу России святые мощи предполагалось внести 30 августа — в день заключения со шведами Ништадтского мира (1721 год). Однако дальность пути не дала осуществить этот план, и мощи прибыли в Шлиссельбург только 1 октября. По распоряжению императора они были оставлены в шлиссельбургской церкви Благовещения, а перенесение их в Санкт-Петербург отложено до следующего года. Встреча святыни в Санкт-Петербурге 30 августа 1724 года отличалась особой торжественностью. По преданию, на последнем отрезке пути (от устья Ижоры до Александро-Невского монастыря) Петр лично правил галерой с драгоценным грузом, а за веслами находились его ближайшие сподвижники, первые сановники государства. Тогда же было установлено ежегодное празднование памяти святого князя в день перенесение мощей 30 августа. Ныне Церковь празднует память святого и благоверного великого князя Александра Невского два раза в году: 23 ноября (6 декабря по новому стилю) и 30 августа (12 сентября). Дни празднования святого Александра Невского: 23 мая (5 июня по нов. ст.) — Собор Ростово-Ярославских святых 30 августа (12 сентября по нов. ст.) — день перенесения мощей в Санкт-Петербург (1724) — 14 ноября (27 ноября по нов. ст.) — день кончины в Городце (1263) — отменён 23 ноября (6 декабря по нов. ст.) — день погребения во Владимире, в схиме Алексия (1263) Мифы об Александре Невском (Журнал «Фома» январь 2009) 1. Сражения, которыми прославился князь Александр, были столь ничтожны, что в западных летописях они даже не упоминаются. Неправда! Эта идея родилась из чистого невежества. Битва на Чудском озере отражена в немецких источниках, в частности, в «Старшей Ливонской рифмованной хронике». Основываясь на ней, отдельные историки говорят о незначительном масштабе сражения, потому что «Хроника» сообщает о гибели всего двадцати рыцарей. Но здесь важно понять, что речь идет именно о «братьях-рыцарях», выполнявших роль высших командиров. О гибели же их дружинников и набранных в войско представителей балтийских племен, составлявших костяк армии, ничего не говорится.

http://pravmir.ru/aleksandr-nevskij-mysl...

В мире Афанасий. Родился в селении Неохори, близ Солуня. Родители отдали его в обучение башмачнику. Подвергаясь жестоким побоям от хозяина, Афанасий согласился на предложение двух турчанок принять мусульманскую веру и отрекся от Христа. До 18 лет жил в доме хазнадара Юсуфбея, а потом, спасаясь от преследований его жены, вернулся в родительский дом. Желая искупить свой грех, Афанасий удалился на Афон. Там он жил в Хиландарском и Иверском монастырях и Ксенофском скиту. Узнав о подвиге новых преподобномучеников Евфимия и Игнатия, пожелал сам принять мученическую кончину и начал подвизаться под руководством иеромонаха Никифора и старца Акакия. Последний постриг его в монашество с именем Акакия и вместе со старцем Григорием отправил на корабле в Константинополь. Там Акакий приобщился Св.Таин, переоделся в турецкую одежду и пошел в Оттоманскую Порту, где публично исповедал Христа и проклял Магомета. Сначала судьи уговаривали его отречься от христианства, но, видя его непреклонность, велели бить и бросить в темницу. Там св.мученик сподобился перед смертью причаститься и наутро был усечен мечом. Тело его было выкуплено у турок старцем Григорием, перевезено на Афон и погребено в церкви в честь новых преподобномучеников Евфимия и Игнатия. Св.главы всех трех преподобномучеников находятся в русской обители Св. Пантелеимона. Память 1 мая. – 74. Акакий – монах Оптиной Пустыни, впоследствии иеромонах, духовник Курской Коренной пустыни. 1826 † ?. В мире Андрей Никанорович Сергеев. Из государственных крестьян Щигровского уезда. В число братства Оптиной Пустыни определен 20 марта 1853 г., рясофором накрыт 28 февраля 1855 г., в монашество пострижен 14 августа 1860 г. Нес послушание смотрителя при рыбной ловле и луговой даче. Был способен к чтению. В 1863 г. выбыл в Коренную Богородицкую пустынь. – 296, 297, 298. Алевтина – монахиня. – 185. Александр Невский – святой благоверный князь. В схиме Алексий. 30 мая 1220 † 14 ноября 1263. Память 23 ноября и 30 августа. – 36. Александр II – Император Всероссийский, «Освободитель».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

– Так все-таки должна ли Церковь , награждая того или иного политика или чиновника, учитывать негативный шлейф, если он тянется за ним в общественном сознании, или главное, что он что-то сделал для Церкви, а на остальное можно закрыть глаза? – Я считаю, что не учитывать этого невозможно и что учитывать это, конечно, нужно. Но как выходить из описанной Вами ситуации, я, честно говоря, не очень хорошо понимаю. Наверное, каждый человек, который попытается рассуждать и попытается примерить на себя: «Что бы я сделал в такой ситуации?», может с облегчением сказать: «Слава Богу, я не Патриарх и мне этого решать не нужно». – Церковь награждает государство, государство в ответ оказывает преференции Церкви. У людей, наблюдающих за процессом со стороны, создается ощущение некой круговой поруки. Может, было бы лучше, чтобы церковных наград не было вовсе? Церковь смогла бы без них прожить? – Лично мне кажется, что, может быть, было бы действительно лучше, если бы этих наград не было, так же как было бы лучше, если бы не было и в самой Церкви каких-то наград, которые отмечают либо определенное по продолжительности служение священника, либо что-то, им содеянное, потому что таким образом вносятся какие-то отличия, различия, которые, наверное, только усложняют нашу жизнь. Но тем не менее, поскольку эта практика уже есть – и наград внутри Церкви, и церковных наград светским людям, в жизни Церкви участвующим, – одним росчерком пера ее отменить достаточно сложно. Это, мне кажется, непростая ситуация. Не самый главный вопрос, но тем не менее достаточно непростой. 103 Святой благоверный князь Александр Невский (1220–1263 гг.) прославлен в лике святых как подвижник и защитник Руси; память 23 мая/5 июня, 30 августа/12 сентября, 23 ноября/6 декабря 107 Антиминс – прямоугольный плат со вшитой в него частицей мощей какого-либо святого, необходимый для совершения богослужения 109 Святитель Василий Великий (ок. 330–379 гг.) – один из трех Вселенских святителей и учителей Церкви, архиепископ Кесарии Каппадокийской (Малая Азия), выдающийся богослов; память 1/14 января, 30 января/12 февраля

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Moroz...

Святой Александр Невский был не только отважным и одаренным военачальником, но также проницательным и осмотрительным дипломатом. Он четко видел, что западная мощь еретиков-шведов и тевтонских рыцарей представляла величайшую угрозу русскому православию и национальному будущему. В 1240 году он разгромил на реке Неве Биргера, сломив напор шведского наступления. Двумя годами позже, в еще более блистательном примере стратегии, святой Александр разгромил тевтонских рыцарей в Ледовом Побоище, оставив сотни тел подо льдом по следам своего триумфа. Однако как князь Владимирский, святой Александр Невский сделал все возможное, чтобы предотвратить восстание против татарского господства и создать систему защиты, основанную на подчинении татарскому хану и примирении с ним. Конечно, это представляет собой разительный контраст с политикой князя Даниила Волынского, современника святого Александра Невского, который в 1253 году попытался организовать поход против татар. Чтобы получить папскую помощь, князь Даниил был вынужден создать на своих землях унию между Православной Церковью и папской Римской Церковью. Все эти усилия, как политические, так и религиозные, ни к чему не привели. 14 ноября 1263 года святой Александр Невский почил на обратном пути из Золотой Орды. Его память празднуется 23 ноября/6 декабря, и святая Церковь чтит перенесение его святых мощей 30 августа/12 сентября. Император Николай II был исполнен такой же преданности как к святому Православию, так и к Святой Руси. Его собственные слова многозначительно недвусмысленны, уверенны и не могут не трогать: «Я питаю твердую, абсолютную уверенность, что судьба России, моя собственная судьба и судьба моей семьи находятся в руке Бога, поставившего меня на то место, где я нахожусь. Что бы ни случилось, я склонюсь перед Его волей с сознанием того, что у меня никогда не было иной мысли, чем служить стране, которую Он мне вверил». Воистину, Господь наш Иисус Христос услышал слова последнего русского императора, а знамение было дано уже самим его рождением в день святого Иова Многострадального (6/19 мая).

http://moral.ru/американские-ученые-о-пр...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010