12 Ключарь Анания сообщает, что мощи её обретены в 1699 г. спустя 450 и вящщи после её погребения – след. год её кончины около 1250 г. У Иоасафа н у Зверинского год кончины показан 1264 неизвестно на каком основании, не вернее ли считать годом её кончины 1258, согласно древнейшей записи в клеймах на паперти Ризпол. церкви. 13 В житии говорится: «Преосвященный митрополит Антоний… слышав о преподобной Ефросинии, елико Бог творит чудеса её ради, и собра весь освящённый собор стихиры и канон – жития и чудеса чести и праздновати повелел месяца сентября в 25 день». 15 Грамота эта за подписью дьяка Андриана Ратманова, стольнику и воеводе Василию Даниловичу Исленьеву 1700 г. июля 11 дня у Анания Федорова в его ист. собр. о гр. Суждале (л. 57) приведена в извлечении и не совсем точно. 16 Год открытия мощей писателями указывается не всеми один и тот же. У пр. Филарета (Рус. св. сен. 25) – время открытия означено 18 сент.1698 г. То же у Гр. М. В. Толстого (Путевые письма о сузд. области). У Анания в лето от сотворения мира 7207, от воплощения же Бога слова 1699; в рукописн. житии Рум. музея 197 – год обретения мощей указан 1700. То же и в житии, писанном в Ризпол. монастыре 1785 (см. прил.). Здесь указан год от созд. м. 7208, от Р.Х. 1700-й. На паперти в клеймах в сказании о жизни и иноч. подвигах пр. Ефросинии, между прочим, написано: мощи её святые обретены нетленны в 1700 г., сентября в 18 день. Нет сомнения, что это разногласие произошло от неверного согласования годов сентябрьских от создания мира с годами январскими от Р.Х. Годом же обретения мощей следует считать 1699-й. 17 Виновником открытия св. мощей пр. Ефросинии был пр. Илларион, митр. Суздальский, незадолго перед тем июля 1-го он свидетельствовал с епископом Тамбовским (бывшим и на открытии св. мощей пр. Ефросинии) мощи св. бл. вел. кн. Александра Невского. Может быть это и навело его на мысль освидетельствовать и мощи пр. Ефросинии, память которой давно уже чествовалась в Суздале. 18 Белицы, не постриженные, могли занимать штатные места монахинь, если они были не замещены, в надежде пострижения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Кондак, гл. 8. Христовою любовию уязвився, преподобне, и Тому невозвратным желанием последовав, всякое наслаждение плотское возненавидел еси, и яко солнце отечеству твоему воссиял еси: тем и Христос даром чудес обогати тя; поминай нас чтущих пресветлую память твою, да зовем ти: радуйся Сергие богомудре. Совершается собор его и во обители его, и во храмах, в прочих же полиелей. Парем. см. 5 июля. Утр. Ев., Ап. и Ев. на лит. см. 17 марта. Пр. Суздальской, в мире Дочь св. князя Михаила Черниговского (см. 20 сент.), она после неожиданной кончины своего жениха приняла иночество в Ризположенской Суздальской обители. Здесь пр. Евфросиния вся предалась подвигам благочестия: соблюдала строгое воздержание, пребывала непрестанно в молитве и покорно исполняла весе монастырские послушания. Избранная в игуменьи обители, она много позаботилась об украшении и устроении обители и своими молитвами чудесно защитила ее от нашествия Батыя. Скончалась она в 1250 г. Мощи ее, обретенные в 1699 г., почивают в Ризположенском монастыре (см. Владим. еп.). Преподобномуч. Египтянина и с ним 546 мучеников, пострадавших за Христа в Тентире (в Египте), при имп. Диоклетиане. Св. Пафнутия, после разных тяжких мучений, распяли (16 апр.) на финиковом дереве. С ним вместе скончались от разных мук 546 христиан. Пренесение мощей святителя Германа, архиепископа Казанского, из Москвы в Свияжский монастырь (Казанской еп.) в 1595 г. См. 23 июня и 6 нояб. 26 . Д. Преставление св. апостола и евангелиста Богослова. Св. Иоанн был родом из галилейского селения Вифсаиды и был сыном рыбаря Заведея и Соломии, меньшим братом св. ап. Иакова Заведеева ( Мф.4:21 ; Мк.15:40; 16:1 ). Семейство, в котором св. Иоанн получил первоначальное воспитание, принадлежало к немногим тогда истинно благочестивым израильским семействам, полным живых и одушевленных ожиданий явления Мессии ( Лк.2:38 ). Сначала Иоанн был учеником св. Иоанна Крестителя. Явление Иисуса Христа, в Котором св. Предтеча признал Мессию, произвело на Иоанна неотразимое впечатление, и он вместе с ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Календарные страдания 315 лет назад в России был введён юлианский календарь. Почему царю так не нравился 1699 год и как праздновали новолетие в XVIII веке? 15 декабря, 2014 315 лет назад в России был введён юлианский календарь. Почему царю так не нравился 1699 год и как праздновали новолетие в XVIII веке? В декабре 1699 указом Петра I празднование Нового года в России было перенесено с сентября на январь. В том, почему царю так не нравился 1699 год, как праздновали новолетие в XVIII веке и какие ещё существуют календарные системы, разбирался корреспондент «Правмира». Год длиной в… четыре месяца В середине декабря 1699 года покой ничего не подозревающих москвичей был решительно нарушен указом Петра I: «Известно ему, великому государю, стало – не только что во многих европских християнских странах, но и в народах славянских, которые с восточною православною нашею Церковью во всем согласны – как валахи, молдавы, сербы, далматы, болгары и самые его, великого государя, подданные черкасы, и все греки, от которых наша вера православная принята — все те народы согласно лета свои исчисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть января с 1 числа, а не от Создания мира, за многую рознь и считание в тех летах. И ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего января с 1 числа настанет новый 1700 год, купно и новый столетний век. И для того доброго и полезного дела указал (великий государь) впредь лета счислять в приказах и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего января с 1 числа от Рождества Христова». Так, после 1699 года, наступление которого россияне отметили всего за четыре месяца до того – первого сентября – в России наступил новый, 1700-й, год. Строго говоря, 1699 год был в России 7207 – от сотворения мира. Правда и то, что систем счисления разницы между сотворением мира и датой Рождества существовало тогда несколько. Антиохийский счёт полагал, что между этими событиями прошло 5508 лет, тогда как Александрийский (весьма популярный, среди прочего, у российских старообрядцев) указывал всего на 5500.

http://pravmir.ru/kalendarnyie-stradaniy...

Воздвигается Крест, и падают идолы. Прославляется Христос, и уничижается диавол. Воздвигается Крест не потому только, что Христос был вознесен на нем, но и потому, что, быв обретен, обличил безумие Иудеев. А когда и как обретен Крест? — При Императорах, веровавших во Христа; впрочем не так он обретен, как если бы кто–нибудь нарочно приготовил Крест, чтобы обмануть народ одним правдоподобием, но обретен силою Божественною и безыскуственною, единственно силою и твердостию веры. Ибо Крест — сокровище Божие. Когда Господь жизни и смерти, спустя три дня после крестной смерти, воскрес: тогда Иудеи, уязвляясь стрелами зависти и одержася страхом (чтобы какие–либо из досточтимых и священных орудий страданий Христовых, сохранившись, не соделались орудиями отмщения Иудеям и защиты для христиан), зарыли в землю, и таким образом скрыли сокровище — т. е. Крест, и все прочие орудия крестные, как то: гвозди, копие и надпись, написанную Пилатом и положенную на Кресте. Но когда Бог вручил христианам Царские скипетры и всю власть над Римлянами, в сие именно время Ему было угодно открыть Крест чрез жену благочестивую, жену Царицу, жену украшавшуюся царскою мудростию, благоволил открыть в царствование Сына ея над христианами без всяких усилий человеческих, умудрив жену (скажем так) Божественным своим Богомудрием, дабы она, пользуясь частию царским величием, частию силою слова, свойственною царственной особе, употребила все, что только могло подвигнуть непреклонное сердце Иудеев. И вот, всемирное сокровище не долго сокрывалось от Царицы искавшей оного без всякого отлагательства. Рука Божия скоро подала ей дар свой, т. е. тот самый Крест Господень, который ныне воздвигается для целой вселенной; а вместе с оным вручила и прочие орудия, коими совершилось блаженное и спасительное для мира страдание. Посему–то мы ныне и торжествуем, посему и празднуем, что в настоящий день обретена давно сокрытая святыня; что сие утаенное сокровище, быв извлечено из земли, возсияло как злато; что августейшее знамя царства Христова, прежде закопанное, произникло на свет; что буря демонская утихла при появлении Креста; что меч против врагов, меч самокованный, возблистал из тьмы; что Церковь восприяла свое украшение; что обладающая сокровищами нашла потерянную драхму; это — Крест Христов, знамение Господне, оружие спасения, держава Царская, трофей победы, посредник между небом и землею, твердый союз верующих, слава Апостолов, зерцало Пророков, венец Мучеников, залог покланяющихся Христу.

http://predanie.ru/book/218264-velikiy-p...

Воздвигается Крест, и падают идолы. Прославляется Христос, и уничижается диавол. Воздвигается Крест не потому только, что Христос был вознесен на нем, но и потому, что, быв обретен, обличил безумие Иудеев. А когда и как обретен Крест? — При Императорах, веровавших во Христа; впрочем не так он обретен, как если бы кто–нибудь нарочно приготовил Крест, чтобы обмануть народ одним правдоподобием, но обретен силою Божественною и безъискуственною, единственно силою и твердостию веры. Ибо Крест — сокровище Божие. Когда Господь жизни и смерти, спустя три дня после крестной смерти, воскрес: тогда Иудеи, уязвляясь стрелами зависти и одержася страхом (чтобы какия–либо из досточтимых и священных орудий страданий Христовых, сохранившись, не соделались орудиями отмщения Иудеям и защиты для христиан), зарыли в землю, и таким образом скрыли сокровище — т. е. Крест, и все прочия орудия крестныя, как то: гвозди, копие и надпись, написанную Пилатом и положенную на Кресте. Но когда Бог вручил христианам Царские скипетры и всю власть над Римлянами, в сие именно время Ему было угодно открыть Крест чрез жену благочестивую, жену Царицу, жену украшавшуюся царскою мудростию, благоволил открыть в царствование Сына ея над христианами без всяких усилий человеческих, умудрив жену (скажем так) Божественным своим Богомудрием, дабы она, пользуясь частию царским величием, частию силою слова, свойственною царственной особе, употребила все, что только могло подвигнуть непреклонное сердце Иудеев. И вот, всемирное сокровище не долго сокрывалось от Царицы искавшей онаго без всякаго отлагательства. Рука Божия скоро подала ей дар свой, т. е. тот самый Крест Господень, который ныне воздвигается для целой вселенной; а вместе с оным вручила и прочия орудия, коими совершилось блаженное и спасительное для мира страдание. Посему–то мы ныне и торжествуем, посему и празднуем, что в настоящий день обретена давно сокрытая святыня; что сие утаенное сокровище, быв извлечено из земли, возсияло как злато; что августейшее знамя царства Христова, прежде закопанное, произникло на свет; что буря демонская утихла при появлении Креста; что меч против врагов, меч самокованный, возблистал из тьмы; что Церковь восприяла свое украшение; что обладающая сокровищами нашла потерянную драхму; это — Крест Христов, знамение Господне, оружие спасения, держава Царская, трофей победы, посредник между небом и землею, твердый союз верующих, слава Апостолов, зерцало Пророков, венец Мучеников, залог покланяющихся Христу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Акт 1641 г. об избрании правосл. епископом Львовским и Каменецким Арсения (Желиборского) подписали 4 протопопа (наместника), заведовавшие приходами Подолья: Феодор, наместник Каменца-Подольского, с духовенством и членами 3 братств, летичевский наместник Родион, черневецкий наместник Михаил и меджибожский наместник Иоанн. План г. Каменца. 1699 г. (ГПИБ) После заключения Речью Посполитой 26 янв. 1699 г. Карловицкого мира с Османской империей и возвращения Подолья Польше сейм в том же году запретил селиться в Каменце православным и евреям, должности в городских учреждениях имели право занимать только униаты. Сразу же после освобождения Каменца от турок еп. Иосиф (Шумлянский) (тайно принявший унию в 1677) в февр. 1699 г. направился в Каменец, чтобы освятить правосл. храмы, но местные польск. власти в силу постановления сейма 1699 г. запретили ему въезд в город (о его униатстве не было известно). Несмотря на это, еп. Иосиф с толпой мещан вторгся в Каменец и начал захватывать церкви. Под давлением властей епископ со своими сторонниками был вынужден оставить город и уйти в Молдавию, после чего поляки опечатали почти все православные храмы Каменца. Действующей осталась только Иоанно-Предтеченская ц., переданная монахам-униатам, к-рые прибыли в Каменец по распоряжению униат. еп. Иннокентия Винницкого. Приходами Каменца в 1699-1700 гг. управлял униат. нареченный епископ Каменецкий, настоятель Лещинского мон-ря под Пинском (см. Лещинский в честь Рождества Пресвятой Богородицы мон-рь ) архим. Мелетий Дорошковский. В 1700 г. Свято-Троицкий и др. каменецкие храмы официально перешли в ведение открыто принявшего унию Львовского еп. Иосифа (Шумлянского) (2 авг. 1700 архиерей впервые служил в кафедральной Свято-Троицкой ц. Каменца как униат. иерарх) и с того времени управлялись его официалами, позже - василианами каменецкого Свято-Троицкого мон-ря. Не позднее авг. 1700 г. в унию перешел каменец-подольский кафедральный наместник свящ. Стефан Краковецкий вместе с членами каменец-подольского Троицкого братства.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

– отставлен от службы 1348 ; Яков Ильин с 1681–1688 г. 1349 ; Илья Савельев с 1686–1699 г. 1350 ; Иван Иванов с 1694–1699 г. 1351 Пономари: Иван Борисов с 1682–1694 г. 1352 ; Мартин Климентьев с 1682 г. по 10 июля 1687 г. 1353 ; Василий Михаилов с августа 1687–1688 г. 1354 ; Григорий Иванов Муромцев с 1688–1699 г. 1355 ; Алексей Васильев с 1697–1699 г. 1356 Из числа членов причта Верхоспасского собора, как на наиболее известных в истории, должно указать на протопопов сего собора Александра Алексеева и Ивана Лазарева и на дьякона – впоследствии также протопопа сего собора Якова Игнатьева. Протопоп Александр участвовал в заседаниях Московского собора 1666 г. 1357 , а протопоп Иван Лазарев – при шествии царя Федора Алексеевича для целования икон, пред отправлением в Успенский собор, кропил путь св. водою от Верхоспасского собора до Грановитой палаты 1358 . При короновании царей Иоанна и Петра Алексеевичей, Лазарев вместе с протопопом Воскресенского собора Гавриилом переносили в Успенский собор на головах, на золотых блюдах, под дорогими пеленами животворящий крест, диадему и цепи 1359 . По его указанно, 18 марта 1681 г. была составлена роспись материалов, нужных к строению «звезда пресветлая», которую царь Федор Алексеевич велел написать, а именно: серединка – уставом на меньшей александрийской бумаге, в десть, на клейма и на заставицы и на прописи и на каймы золота красного 500, серебра 200 листов, бакану виницейского 2 золотника, яри виницейской же 3 золотника, ражгиля 3 золотника 1360 . Пользуясь расположением царя Федора Алексеевича, Лазарев получил, вероятно, в какую-либо основанную им церковь , царские двери, писанные, со столбцами, и с сенью, а также северную и южную дверь – стоимостью весь дар 19 рублей (Г. 188, ст. 551). В 1687 г. по обещанию Лазарева, он постригся в монахи в Троице-Сергиевом монастыре 1361 . Имя Якова Игнатьева в истории Верхоспасского собора впервые встречается в 1684 г., когда он был еще диаконом. Прослужив 14 лет в сем сане, Яков был определен в конце 1699 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

123v; без имени мелурга); «Глас 2-й плагальный: «Яко вознесеся имя Того Единого» - «Архангели, ангели, престоли, господства, херувими и серафими, славьте Господа, с нами говоря: слава Тебе, Троице Святая, слава Тебе»» (Ath. Iver. 1250. Fol. 151v; Ydra. Iliou. 597. Fol. 152v); «Глас 2-й плагальный: «И вознесет рог людей Своих» - «Ангели пойте и людие славьте страшное и святое имя Бога нашего, немолчным гласом говоря: слава Тебе, Троице Святая, слава Тебе»» (Ath. Iver. 1250. Fol. 152; Ydra. Iliou. 597. Fol. 153); «Маистора (т. е. прп. Иоанна Кукузеля.- Ред.): глас 2-й плагальный νεναν: «Клястся Господь и не раскается» - «Хвалят Тя вои ангельстии»» (Athen. Bibl. Nat. 2401. Fol. 146); «Глас 2-й плагальный: «Воспойте Господеви песнь нову» - «Приидите, вси песнь воспоем Богу нашему, аллилуия»» (Athen. Bibl. Nat. 899. Fol. 94; 2406. Fol. 131v; Ath. Iver. 1298. Fol. 108v («Хвалите Его во псалтири и гуслех»); 1250. Fol. 151v; Ydra. Iliou. 597. Fol. 152v; в 2 последних рукописях этот же внепсалмовый текст помещен на предыдущих листах (соответственно: Fol. 151, 152) c псалмовым стихом «Яко Той рече, и быша, Той повеле, и создашася» (Пс 148. 5б); в ркп. Athen. Bibl. Nat. 2401 (Fol. 146v) этот текст помещен со стихом «Ты иерей вовек по чину Мелхиседекову»); «Глас 2-й плагальный: «Воспойте Господеви песнь нову» - «Приидите, вси, песнь воспоем Христу Богу нашему, аллилуия»» (Athen. Bibl. Nat. 2401. Fol. 124; без указания мелурга); «Глас 2-й плагальный νεναν: «По чину Мелхиседекову» - «Воспевают в вышних лики архангелов»» (Athen. Bibl. Nat. 2401. Fol. 146v); «Кукузеля: глас 2-й плагальный: «Хвалите Его во утвержении силы Его» - «Ангели воспеваху: слава в вышних, мы же Тебе вопием: слава Тебе, Христе, спасение всяческих, слава Тебе»» (Athen. Bibl. Nat. 899. Fol. 94v; 2406. Fol. 131v, без указания мелурга; Ath. Iver. 1298. Fol. 110, без указания мелурга; стих «Хвалите Его в кимвалех восклицания»; в рукописях Ath. Iver. 1250 (Fol. 152) и Ydra. Iliou. 597 (Fol. 153) этот же внепсалмовый текст, также без имени мелурга, помещен в 11-м разделе произведения со стихом «Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утвержении силы Его»; в ркп.

http://pravenc.ru/text/2565536.html

Athen. Bibl. Nat. 2458 (Fol. 124v) содержится этот же текст без псалмового стиха и указания мелурга); «Глас 2-й плагальный: «Хвалите Его во утвержении силы Его» - «Слава подобает Отцу и Сыну и Святому Духу»» (Athen. Bibl. Nat. 2458. Fol. 124; без указания мелурга); «Подобное его же: глас 2-й плагальный: «Хвалите Его во псалтири и гуслех» - «Хваление приносит естество ангельское, Христе Спасителю, вопиюще: слава Тебе, Христе, спасение всяческих, слава Тебе»» (Athen. Bibl. Nat. 899. Fol. 94v; 2406. Fol. 132; без указания мелурга; надписание: «Подобное»); «Глас 2-й плагальный νεναν: «Хвалите Его во псалтири и гуслех» - «Поем Тебя, благословим Тебя, Царю Святый, слава Тебе, с Сыном и Духом, слава Тебе»» (Ath. Iver. 1250. Fol. 152v; Ydra. Iliou. 597. Fol. 153v); «Ифика: глас 2-й плагальный: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» - «Тебе, Трисветлой Троице, подобает трисвятая песнь: свят, свят, свят Господь Саваоф, полон дом славы Твоея, Господи»» (Athen. Bibl. Nat. 899. Fol. 95; 2406. Fol. 132; 2401. Fol. 147; Ath. Iver. 1298. Fol. 111; в рукописях Ath. Iver. 1250 (Fol. 151v) и Ydra. Iliou. 597 (Fol. 152v) этот внепсалмовый текст помещен в 7-м разделе произведения со стихом «Царие земстии, и вси людие, князи, и вси судии земстии»; в ркп. Athen. Bibl. Nat. 2458 (Fol. 124v) этот текст помещен с надписанием «аллагма» без псалмового стиха и без указания мелурга); «Глас 2-й плагальный νεναν: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» - «Тебя, Безначальную Троицу, почитаю, воспеваю и поклоняюсь, Единому Божеству моление приношу, Святый Господи, трехчастное просвещение души моея»» (Ath. Iver. 1250. Fol. 152v; Ydra. Iliou. 597. Fol. 153v; в ркп. Athen. Bibl. Nat. 2401 (Fol. 146v) этот же внепсалмовый текст помещен со стихом «Воспойте Господеви песнь нову»); «Глас 2-й плагальный: «И ныне и присно и во веки веков, аминь» - «Приидите, Непорочной возопиим согласно, гласом ангела: радуйся, благословенная единая, радуйся, радости ходатаица»» (Ath. Iver. 1250. Fol. 153; Ydra. Iliou. 597. Fol. 154; отличается от следующего «подобного» богородична прп.

http://pravenc.ru/text/2565536.html

Римский папа и латинский антиохийский патриарх Петр выступили на стороне армян. Тогда Боэмунд IV в 1206 г. низложил патриарха и предложил занять его место православному первосвятителю Симеону II Абу Шаибе. Несмотря на отлучение, наложенное на Антиохию латинским патриархом, горожане поддержали этот шаг Боэмунда, что говорит о значительном влиянии в Антиохии православной общины. Судьбы антиохийских патриархов и далее складывались весьма драматично, они нередко становились разменными фигурами в спорах ближневосточных монархов. Боэмунд, примирившись с Римом, около 1209 г. заставил Симеона покинуть город. Впоследствии Симеону удалось вернуться и оставаться в Антиохии параллельно с латинским патриархом. В Риме к 30-м гг. XIII века поняли невозможность напрямую включить восточных христиан в католическую церковь и взяли курс на создание автономной мелькитской церковной организации, которая состояла бы в унии с Римом. Симеон отверг этот проект. Однако его преемник Давид, возможно, обязанный своим избранием антиохийскому княжескому двору, в 1240-х гг. склонялся на переговоры с папой. Хотя латинский антиохийский патриарх Альберт отнюдь не приветствовал появление в городе параллельного униатского иерарха, тем не менее, отбывая в 1245 г. на Лионский собор, он оставил своим наместником Давида. До 1248 г. Давид был единственным патриархом в Антиохии. Однако филокатолические настроения в целом не были характерны для антиохийского клира. Следующий патриарх Евфимий отказался признать главенство Рима, за что был изгнан из города (ориентировочно, в конце 1250-х гг.) 170 Междувластие (1187–1250) 4 июля 1187 г. в битве при Хаттине Салах ад-Дин, самый известный представитель новой династии Айюбидов, правившей в Египте в 1168–1250 гг., уничтожил армию крестоносцев, после чего овладел почти всей территорией Иерусалимского королевства. По свидетельству ряда источников, православные Св. града приветствовали возвращение мусульманской власти и даже готовы были открыть ворота армии Салах ад-Дина.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010