Варлаам еще при жизни был прославлен от Господа благодатными дарами прозорливости и чудотворения 19 ноября. ПРАВМИР. Церковь отмечает память преподобного Варлаама Хутынского. Преподобный Варлаам, в миру Алексей, жил в XII веке, родился в знатной новгородской семье. После смерти родителей Алексей, раздав все имущество бедным и принял постриг с именем Варлаам в Лисичьем монастыре. Затем он поселился на уединенном холме над Волховом, в урочище, называвшемся Хутынь. Здесь инок подолгу молился и пребывал в строгом посте. Вокруг инока стала формироваться обитель, также к нему за советом обращались миряне. За добродетельную и подвижническую жизнь Варлаам еще при жизни был прославлен от Господа благодатными дарами прозорливости и чудотворения. Однажды в пустыню к преподобному прибыл князь Ярослав. Варлаам благословил его и пожелал: «Будь здоров, князь, и с благородным сыном твоим». Князь удивился, так как не знал о том, что у него родился сын. Получив вскоре ту весть о рождении сына, он просил преподобного быть восприемником новорожденного. Преподобный Варлаам преставился 6 ноября 1192 года. Преподобный Варлаам известен также многими посмертными чудесами, при его гробе свершалось много исцелений. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 14 октября, 2021 21 сентября, 2021 19 августа, 2021 2 августа, 2021 19 июля, 2021 18 июля, 2021 12 июля, 2021 9 июня, 2021 26 апреля, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/tserkov-otmechaet-pamy...

В Варлаамо-Хутынском монастыре пройдут торжества в честь преподобного Варлаама Великий Новгород, 19 ноября 2004 г. В пятницу, 19 ноября, Русская Православная Церковь чтит память святого Варлаама Хутынского. В этот день в память о преподобном Варлааме во всех 116 православных храмах епархии пройдут торжественные службы, передает РИА " Новости " . Главные торжества состоятся в Спасо-Преображенском Варлаамо-Хутынском монастыре, где торжественную литургию провел архиепископ Новгородский и Старорусский Лев. Согласно древним новгородским синодикам, Алекса Михайлович (или Михалевич) родился в 1156 году в семье новгородских бояр Михаила и Анны в их имении, расположенном у городского вала на Неревском конце Софийской стороны Великого Новгорода. С детских лет, отмечалось в синодиках, Алекса отличался от прочих сверстников строгостью поведения и соблюдения всех религиозных норм. После смерти родителей юный Алекса раздал имущество семьи новгородским нищим, постригся в монахи в Лисицком монастыре, находившемся в семи верстах от Великого Новгорода, и получил имя Варлаама. В этой монашеской обители Варлаам прожил совсем недолго. Вскоре после пострижения он удалился из Лисицкого монастыря в пустынное место, известное в Великом Новгороде как Хутынь, что означало место " худое, обитаемое нечистой силой " , и поселился там в землянке. Предание гласит, что однажды вечером луч света, упавший на поляну из лесной чащи, указал монаху, где поставить православный храм. С помощью прибившихся к нему иноков Варлаам построил в Хутыни деревянную церковь в ознаменование Преображения Господня. Эта небольшая церковь послужила началом Варлаама Хутынского Спасо-Преображенского мужеского первого класса монастыря. Как свидетельствуют синодики, стараниями преподобного Варлаама обитель быстро богатела и к концу 12 века деревянный храм в монастыре был заменен на каменный. 6 августа 1192 года новый храм Преображения Господня был торжественно освящен. В этом же году Спасо-Преображенский монастырь получил первую грамоту на владение землей с угодьями, челядью и скотом.

http://pravoslavie.ru/11889.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Григорий Новгородский, свт. - житие Григорий, архиепископ Новгородский (Гавриил Николаевич) — святитель, архиепископ Новгородский и Псковский. † 1193, память 24 мая/6 июня и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых. Святитель Григорий — родной брат архиепископа Новгородского Иоанна († 1186, память 7/20 сентября) и его преемник по кафедре. В 1186 году он был избран новгородцами на архиерейскую кафедру. 29 марта 1187 года хиротонисан во епископа Новгородского и Псковского с возведением в сан архиепископа. На основании тех сведений, которые о нем сохранились, можно сказать, что это был добрый пастырь своего духовного стада. За свою короткую архипастырскую деятельность он зарекомендовал себя архипастырем кротким, рассудительным, отличавшимся любовью к храмозданию. О любви святителя Григория к строительству храмов Божиих говорят следующие факты: им построен храм во имя трех отроков Анании, Азарии, Мисаила и пророка Даниила, а у себя на дворе — в честь Сретения Господня. В 1189 году преосвященный Григорий освящал в Аркажском монастыре храм Успения Божией Матери и украсил его настенной живописью, а затем в том же монастыре освятил храм Благовещения. Святитель Григорий был современником преподобного Варлаама Хутынского († 1192, память 6/19 ноября и в первую пятницу Петрова поста). В 1192 году при освящении каменного храма в честь Преображения Господня в Хутынской обители архиепископ Григорий возвел святого старца в сан игумена. В том же году была освящена и церковь апостолов Петра и Павла. Шесть лет мирно правил архиепископ Григорий новгородской паствой, не вмешиваясь в политические дела, не участвовал в делах новгородского веча, посвятив себя исключительно церковным делам. Новгородская паства любила своего архипастыря. Он скончался 24 мая 1193 года. Погребен в Софийском соборе г. Новгорода, рядом со своим братом святителем Иоанном. Мощи его обретены в 1558 году и почивали в Предтеченском приделе храма. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Григорий Новгородский, свт. " .

http://pravicon.com/info-2109

Преподобный Варлаам Хутынский, Новгородский чудотворец Аудио Память 6/19 ноября Читает иеромонах Зосима (Мельник) Святой Варлаам родился в XII веке в Новгороде. В миру его звали Алекса Михалевич, и происходил он из семьи богатых горожан (возможно, принадлежавших к боярскому роду). Родители дали ему блестящее образование, но противились ранним устремлениям сына к подвижнической жизни. После их смерти юноша смог осуществить свои чаяния. Прожив некоторое время в Лисицком монастыре, он с двумя иноками отправился в место, которое называлось Хутынь и было расположено на болотах возле озера Волхов, недалеко от Новгорода. Там Варлаам жил в шалаше, носил власяницу и тяжелые вериги и премного укрепился духом, отражая натиск бесов. Свет его святости скоро стал привлекать к нему множество верующих из Новгорода, жаждавших благословения и духовных советов подвижника. Среди них был и его бывший воспитатель и наставник в богословских познаниях Порфирий. Он и некоторые другие пожелали вести монашескую жизнь под водительством Варлаама. Тогда святой возвел маленькую деревянную церковь в честь Вознесения, которую сменил позже каменный храм, построенный благодаря щедрым пожертвованиям новгородского князя Ярослава. От учеников Варлаам требовал лишь одного: любить друг друга. Благодаря дару духовного рассуждения он наставлял их на подвижническом пути. Святой также был наделен дарами пророчества и исцеления болящих. В 1192 году архиепископ Новгородский Григорий канонически признал этот монастырь, посвященный Преображению, и дал ему устав (Типикон). 6 ноября 1193 года преподобный Варлаам отошел ко Господу. И после него монастырь украшался многими святыми настоятелями. Честные мощи преподобного Варлаама были освидетельствованы в 1440 году, но оставлены под спудом. У гроба преподобного произошло множество чудес. Мощи и сейчас почивают под спудом в Спасо-Преображенском соборе Хутынского монастыря. 19 ноября 2012 г. скрыть способы оплаты скрыть способы оплаты Комментарии Андрей 19 ноября 2012, 19:05 и еще неточности - не у озера Волхов, а у реки Волхов, и не на болотах, а на возвышенности, холме, который тогда назывался Худынь - худое место... Сергий 19 ноября 2012, 11:57 В тексте имеется неточность.Преподобный Варлаам Хутынский скончался в 1192году,а не 1193 как указано на сайте.Храни Вас Господь! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/57520.html

Христианка Иулиания, видя мучения, также открыто исповедала Христа, обвиняя мучителей. Теперь пыткам подверглись обе святые и после были обезглавлены. Святую Варвару казнил сам отец. Возмездие Божие вскоре убило молнией Диоскора и Мартиана-правителя. Мощи святой великомученицы Варвары пребывали в Константинополе, а с XII в. обретаются в Киеве. Святой великомученице молятся от внезапной смерти. Прп. Варлаам Хутынский Память его празднуется 26 мая/8 июня, 6/19 ноября Преподобный Варлаам, в миру Алексий, родился в семье богатых новгородцев, но с юношеских лет был равнодушен к богатству и земной славе, а родителям говорил: «Наша жизнь только сон, тень. Она вертится как колесо». После их кончины вместе с двумя товарищами он удалился на болотистое место у Волхова, над которым он видел таинственный свет. Оно было как раз напротив монастыря преп. Антония Римлянина и звалось Хутынь или Худынь, то есть, худое место, связанное со всяким лихом. Но преподобный не боялся бесовских наваждений и, приняв постриг (с именем Варлаам) в Антониевом монастыре, сам положил начало Спасо-Преображенскому Хутынскому монастырю. Преподобный Варлаам обладал необыкновенными дарами прозорливости и чудотворения. Однажды прибыл к преподобному Варлааму Хутынскому князь для молитвы и благословения; он, встречая его, сказал: «будь здоров, князь, и с сыном своим». Удивленный князь подумал, что святой ошибся, но, возвратясь домой, убедился в истине слов его, потому что в его отсутствие родился от супруги сын. Почил Варлаам в 1192 г. С XIV века начались исцеления от его мощей. Так во время ежегодного крестного хода в его честь одного расслабленного положили около его раки. Вдруг, увидев исходящее от нее пламя, он воскликнул: «Раб Божий, помилуй меня» – и встал здоровым. В XV веке, после того как мощи преподобного были обретены нетленными, они были положены по указанию св. Евфимия в открытой раке. Свт. Василий Великий Память его празднуется 1/14 января, 30 января/12 февраля Святой Василий Великий с раннего детства был наставлен в Христовой вере своими благочестивыми родителями и бабушкой. Отец же учил его еще и светским наукам. Имея замечательные способности и большое усердие к занятиям, Василий учился весьма успешно и при этом проводил чистую и богоугодную жизнь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4276...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Церковь Панагии Аракос. До 1192 г. [Греч. Παναγας το ρδβλθυοτεΑρακος], в сев.-вост. части гор Троодос, близ дер. Лагудера (Кипр); ранее (до 1192?) соборный храм (кафоликон) муж. мон-ря, в наст. время действующая церковь в митрополии Морфу (до 1973 в Киринийской митрополии ). По преданию, зафиксированному В. Г. Григоровичем-Барским во время пребывания на Кипре в 1735 г., место основания мон-ря было указано чудесным явлением иконы Божией Матери: местный правитель, охотившийся в горах, повелел вырубить куст, в к-ром запутался его ястреб, и обрел там икону, впосл. перенесенную в выстроенный на этом месте храм. От греч. слова ραξ (-ακος) - ястреб, по мнению Григоровича-Барского, и был образован эпитет Божией Матери Аракос (Аракиотисса), а сама чтимая икона стала известна в России как Ястребская . Однако наиболее вероятное происхождение эпитета связывают с названием на димотике растения (ρακς), весной сплошь покрывающего склоны гор. Время построения А. ц.- до 1192 г. (1191?), когда, согласно посвятительной надписи в интерьере над сев. входом, храм был расписан на пожертвования Льва, сына визант. наместника Кипра. Исторических свидетельств тому, что А. ц. была выстроена как монастырский собор, не сохранилось. В качестве косвенного доказательства существования монашеской братии к 1192 г. приводят 2 посвятительные надписи, содержащие имена монахов ( Sophocleous. S. 12): в росписи - в сцене Крещения Господа и на иконе Спасителя из местного ряда иконостаса (ок. 1192. Визант. музей архиеп. Макария III. Никосия). Однако, исходя из реконструкции первой надписи, в ней указано имя художника, расписавшего А. ц.,- иером. Феодора (по предположению Д. Уинфилда, Апсевда Феодора ). По свидетельству Григоровича-Барского, в период посещения им мон-ря братия состояла из 3 чел., он также отметил, что жизнь в обители не велась строго по монашескому уставу. Вход в мон-рь и его кафоликон для поклонения иконе Божией Матери для женщин был закрыт и, очевидно, разрешен только после сооружения нартекса или галереи.

http://pravenc.ru/text/75822.html

24 октября (6 ноября). Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1688 г.). 26 октября (8 ноября). Великомученика Димитрия Солунского (около 306 г.). 27 октября (9 ноября). Преподобного Нестора Летописца (около 1114 г.). 28 октября (10 ноября). Преподобного Иова, игумена Почаевского (1651 г.). Святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1709 г.). Ноябрь I (14) ноября. Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Ассийских и матери их, преподобной Феодотии (III в.). 5 (18) ноября. Святителя Ионы, архиепископа Новгородского (1470 г.). 6 (19) ноября. Святителя Павла Исповедника (350 г.), патриарха Константинопольского. Преподобного Варлаама Хутынского (1192 г.). 8 (21) ноября. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила. II (24) ноября. Преподобного Феодора Студита (759 – 826 гг.). 13 (26) ноября. Святителя Иоанна Златоуста , архиепископа Константинопольского (407 г.). 14 (27) ноября. Апостола Филиппа. Святителя Григория Паламы (1360 г.), архиепископа Фессалонитского. 15 (28) ноября. Мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива. Преподобного Паисия Величковского (1724 г.). Начало Рождественского (Филиппова) поста. 16(29)ноября. Апостола и евангелиста Матфея. 17 (30)ноября. Святителя Григория Неокесарийского (около 270 г.). Преподобного Никона Радонежского (1426 г.), ученика преподобного Сергия Радонежского. 21 ноября (4 декабря). Введение (Вход) во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. 23 ноября (6 декабря). Благоверного великого князя Александра Невского, в схиме Алексия (1263 г.). 24 ноября (7 декабря). Великомученицы Екатерины (313 г.). 25 ноября (8 декабря). Священномученика Климента, папы Римского (около 100 г.). 26 ноября (9 декабря). Святителя Иннокентия, епископа Иркутского (1731 г.). 27 ноября (10 декабря). Иконы Божией Матери, именуемой «Знамение». 30 ноября (13 декабря). Апостола Андрея Первозванного. Декабрь I (14) декабря. Пророка Наума (VII в. до Р.Х.). Праведного Филарета Милостивого (792 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Владимир. Богородице-Рождественский мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1192. Ссылки:   Адрес: г.Владимир, ул. Большая Московская, дома 68, 70, 70а. Координаты: 56.131854, 40.413455 Проезд:Исторический центр города. Пешком можно подняться наверх с привокзальной площади (автостанция междугородных автобусов, ж/д станция Владимир), монастырь в прямой видимости. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Рождество-Богородицкий монастырь, в городе Владимире, близ реки Клязьмы; ныне архиерейский дом. Основан великим князем Всеволодом Юрьевичем в 1192 году. Древняя обитель вместе с городом много пострадала от татар в 1238 году и после от пожаров, но каменная церковь ее, построенная князем Всеволодом, осталась доныне и сохранила некоторые остатки своей древности; в 1858 году была возобновлена и реставрирована. С 1774 года монастырь обращен в архиерейский дом. Здесь был погребен святой Александр Невский (см. 23 ноября и 30 августа). В монастыре хранится икона Знамения Божией Матери, принадлежавшая святому князю Александру; она была с ним в битве со шведами и ливонскими рыцарями в 1242 году. Под крестовой церковью находятся: церковно-историческое древлехранилище, заключающее в себе множество памятников древности, библиотека и иконно-книжный склад Александро-Невского Братства. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». МОНАСТЫРЬ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ (РОЖДЕСТВЕНСКИЙ АРХИЕРЕЙСКИЙ), сер. 17 в.-2-я пол. 19 в., ул. Б. Московская, 68, 70, 70а. Расположен в центре города, на холме над долиной протекающей к югу от него Клязьмы. В средневековье находился на границе Печернего города, вал и ров которого примыкали к его территории с востока. С севера выходит на ул. Б. Московская, с запада ограничен комплексом Николо-Кремлевской церкви. Играет важную градостроительную роль, в том числе определяет силуэт города, хорошо просматривается с низкой речной поймы. По преданию, мужской монастырь был основан в 1175 г. владимирским князем Андреем Боголюбским. В 1192 г. князь Всеволод Юрьевич (Большое Гнездо) основывает здесь же общежительство и возводит в 1192-96 гг. белокаменный собор - четырехстолпный трехапсидный одноглавый храм в традициях владимиро-суздальского зодчества кон. 12 в. (не сохр.). До 1219 г. в соборе велись еще какие-то работы, так как именно в этом году состоялось " великое священие " храма.

http://sobory.ru/article/?object=01817

Кассиан/Православная энциклопедия. Т. XXI. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2013. С. 486. Продолжение Летописи по Воскресенскому списку/Полное собрание русских летописей. Т. VIII. СПб. В типографии Эдуарда Праца, 1859. С. 273–274; Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью/Полное собрание русских летописей. Т. XIII. Первая половина. СПб. Типография И.Н. Скороходова, 1904. С. 48. Продолжение Летописи по Воскресенскому списку/Полное собрание русских летописей. Т. VIII. СПб. В типографии Эдуарда Праца, 1859. С. 285; Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью/Полное собрание русских летописей. Т. XIII. Первая половина. СПб. Типография И.Н. Скороходова, 1904. С. 75. Летописец начала Царства Царя и Великого Князя Ивана Васильевича/Полное собрание русских летописей. Т. XXIX. М.: Издательство «Наука», 1965. С. 9. Постниковский летописец/Полное собрание русских летописей. Т. XXXIV. М.: Издательство «Наука», 1978. С. 18–19. Летописец начала Царства Царя и Великого Князя Ивана Васильевича/Полное собрание русских летописей. Т. XXIX. М.: Издательство «Наука», 1965. С. 9; Постниковский летописец/Полное собрание русских летописей. Т. XXXIV. М.: Издательство «Наука», 1978. С. 19. РГАДА. Ф. 1192. Иосифо-Волоцкий монастырь. Оп. 2. Д. 519. 17. Л. 37–39. об.; Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 130. С. 122–124. РГАДА. Ф. 1192. Иосифо-Волоцкий монастырь. Оп. 2. Д. 519. 27. Л. 25–27 об.; Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 131. С. 124–126. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 132. С. 126. РГАДА. Ф. 1192. Иосифо-Волоцкий монастырь. Оп. 2. Д. 519. 41. Л. 53–56 об.; Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 133. С. 127–129. РГАДА. Ф. 1192. Иосифо-Волоцкий монастырь. Оп. 2. Д. 519. 63. Л. 84об.–87 об.; Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 134. С. 129–131.

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/30/...

По сообщению митр. Евгения (Болховитинова), к-рый, вероятно, использовал данные утраченных ныне летописных памятников и др. документов, в 1198 или 1192 г. в Мирожском мон-ре произошло чудо от одной из Богородичных икон ( Евгений (Болховитинов). 1831. Ч. 4. С. 7). В рукописном сборнике XVII в. чудо от М. и. упомянуто дважды и в 1-м случае датировано 1192 г., а во 2-м описано без даты: «Мирожская во Пскове в лето 6700»; «Во Пскове над рекою Мирожею плакал образ Богородицы во обители Спасове» (Роспись святым иконам. 1893. С. 9, 11). Согласно рукописи 1776 г. Никандровой пуст., содержащей «Летопись архиепископов Новгородских и Псковских», образ «явился» (т. е. явил чудо) 24 сент. 1192 г., при свт. Гаврииле, архиеп. Новгородском, занимавшем владычную кафедру до 1193 г. (ПИАМ. Древлехран. Ф. Никандровой пуст. 186. Л. 14). В 1198 г. Новгородским архиепископом был уже свт. Мартирий (1193-1199). Та же дата фигурирует в старообрядческих полемических сочинениях 1-й четв. XVIII в.- «Поморских ответах» (Поморские ответы/Изд. Мануиловского Никольского мон-ря. Б. м., 1884. М., 2004р. Л. 33) и «Керженских, или Диаконовых, ответах» (Ответы Александра диакона (на Керженце), поданные Нижегородскому еп. Питириму в 1719 г. Н. Новг., 1906. С. 29). Т. о., 1192 (или, если учесть сентябрьскую дату, 1191) год как предполагаемая дата явления чудотворного образа более предпочтителен, хотя в краткой статье о М. и. для сб. «Солнце пресветлое», составленного С. Ф. Моховиковым (1715 г., МГУ НБ. 10535-22-71. Л. 104 об.), приводится еще одна дата чуда - 24 сент. 6770(1261) г., относительно близкая ко времени княжения Довмонта, при котором, очевидно, был создан образ-протограф сохранившейся М. и. XVI в. Расхождение может объясняться прочтением буквы О в окончании порядкового числительного («в лето 6700-ое») как цифры 70, хотя не исключено, что именно этот вариант является верным. Плач иконы Пресв. Богородицы «в Пскове месте Московском, над рекой Мерожей в обетели Всемилостивого Спаса» со ссылкой на Часослов московской печати (под 24 сент.) упоминается и в сб. «Небо новое», составленном иером. Иоанникием Галятовским (Львов, 1665). Дата чуда, к-рое толкуется как знак моления Пресв. Богородицы за людей, здесь не указана ( Иоанникий (Галятовский). Небо новое, з новыми звездами сотворенное, то есть Преблагословенная Дева Мария Богородица з чудами Своими. Могилев, 16994. Л. 123 об.).

http://pravenc.ru/text/2563324.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010