Святитель Евфимий заботился и о распространении книжной грамотности среди своих пасомых. С этой целью по его указанию и за его счет переписывались многие душеполезные книги. Святитель Евфимий отличался любовью к храмоздательству. В 1432 году им был основан монастырь 12 апостолов. В 1437 году построена церковь в честь святителя Николая, а в 1439 году – в честь апостола Иоанна Богослова. В 1442 году возобновил в Старой Руссе Спасо-Преображенский монастырь. В 1445 году была построена домовая церковь во имя преподобного Евфимия Великого. В 1446 году возобновлен в Ладоге Георгиевский монастырь. В городе Новгороде за время своего служения он построил 6 церквей. Святитель Евфимий не был безучастным и к политической жизни своего города. Он дважды успешно вел переговоры о заключении мира с Московским князем. В 1439 году при владыке Евфимии были открыты мощи святителя Иоанна, архиепископа Новгородского († 1186, память 7/20 сентября), и установлено ежегодно совершать память по всем святителям и князьям, почивающим в Софийском соборе. Как передает описатель его жития Пахомий Логофет, при наступлении зимы 1458 года святитель занемог, но, несмотря на это, он, простившись со своею паствою в Прощеное воскресение и поучив ее жить нравственно, отправился, как обычно, в Вяжищскую обитель для подвигов молитвенных. В обители, хотя и чувствовал немощь, не пропускал богослужений. В немощах он не печалился, но с радостью переносил все, готовясь к отшествию. Перед самой кончиной святитель Евфимий призвал братию, простился с нею, затем, приобщившись Святых Таин, мирно отошел ко Господу. Кончина его последовала 11 марта 1458 года. Литература: Тихомиров П. И., протоиерей. Кафедра новгородских святителей со времен введения христианства в Новгороде до покорения его Московской державе. – Новгород, 1891, т. 1. Тихомиров П. И., протоиерей. Сказание о Новгородской чудотворной иконе Знамения Божией Матери. – 3-е изд. – Новгород, 1908. – С. 116–119. Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. – М., 1901. – С. 241–245.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иоанн, святитель, архиепископ Новгородский и Псковский (Иван, в малой схиме Илия, в схиме Иоанн) († 1186: память 7/20 сентября и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых) Святитель Иоанн родился в городе Новгороде от благородных и благочестивых родителей. По достижении совершеннолетия он был рукоположен Новгородским епископом Аркадием во священника к церкви во имя священномученика Власия. Но любовь к безмолвию привела его в один из новгородских монастырей, где он принял иночество с именем Илия. Жизнь в монастыре он вел строго подвижническую, пребывая в посте и молитве, и вскоре стал известен всему Новгороду своей благочестивой жизнью. 28 марта 1166 года он был хиротонисан во епископа Новгородского и первый из новгородских архиереев сразу же возведен в сан архиепископа, который с того времени утвердился за владыками Новгорода. Деятельность святителя в Новгороде началась со строительства храмов и монастырей. В первый год святительства были построены церкви в честь Святой Троицы и святителя Николая и основаны обители: мужская в честь Благовещения Пресвятой Богородице (1170) и женская во имя святого Иоанна Предтечи (до 1179). Время святительства Иоанна – это период междоусобной борьбы русских князей. Истинным патриотом предстал в этой борьбе Новгородский святитель. В 1170 году на войну с Новгородом выступил великий князь Андрей Боголюбский. Многочисленная суздальская дружина два дня стояла у стен Новгорода, и эти два дня усердно молился святитель пред ликом Спасителя о спасении города. На третью ночь он услышал голос от иконы Спасителя, который повелевал ему взять икону Пресвятой Богородицы из храма Преображения Господня и вознести ее на городскую стену. Когда икону переносили, враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз её потекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Григорий, святитель, архиепископ Новгородский и Псковский (Гавриил Николаевич) († 1193, память 24 мая/6 июня и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых) Святитель Григорий – родной брат архиепископа Новгородского Иоанна († 1186, память 7/20 сентября) и его преемник по кафедре. В 1186 году он был избран новгородцами на архиерейскую кафедру. 29 марта 1187 года хиротонисан во епископа Новгородского и Псковского с возведением в сан архиепископа. На основании тех сведений, которые о нем сохранились, можно сказать, что это был добрый пастырь своего духовного стада. За свою короткую архипастырскую деятельность он зарекомендовал себя архипастырем кротким, рассудительным, отличавшимся любовью к храмозданию. О любви святителя Григория к строительству храмов Божиих говорят следующие факты: им построен храм во имя трех отроков Анании, Азарии, Мисаила и пророка Даниила, а у себя на дворе – в честь Сретения Господня. В 1189 году преосвященный Григорий освящал в Аркажском монастыре храм Успения Божией Матери и украсил его настенной живописью, а затем в том же монастыре освятил храм Благовещения. Святитель Григорий был современником преподобного Варлаама Хутынского († 1192, память 6/19 ноября и в первую пятницу Петрова поста). В 1192 году при освящении каменного храма в честь Преображения Господня в Хутынской обители архиепископ Григорий возвел святого старца в сан игумена. В том же году была освящена и церковь апостолов Петра и Павла. Шесть лет мирно правил архиепископ Григорий новгородской паствой, не вмешиваясь в политические дела, не участвовал в делах новгородского веча, посвятив себя исключительно церковным делам. Новгородская паства любила своего архипастыря. Он скончался 24 мая 1193 года. Погребен в Софийском соборе г. Новгорода, рядом со своим братом святителем Иоанном. Мощи его обретены в 1558 году и почивали в Предтеченском приделе храма. Литература: Тихомиров П. И., протоиерей. Кафедра новгородских святителей со времен введения христианства в Новгороде до покорения его Московской державе. – Новгород, 1891, т.1. – С. 103–107.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Гpuropuй Новгородский, свт. Описания иконы Григорий Новгородский, свт. - житие Григорий, архиепископ Новгородский (Гавриил Николаевич) — святитель, архиепископ Новгородский и Псковский. † 1193, память 24 мая/6 июня и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых. Святитель Григорий — родной брат архиепископа Новгородского Иоанна († 1186, память 7/20 сентября) и его преемник по кафедре. В 1186 году он был избран новгородцами на архиерейскую кафедру. 29 марта 1187 года хиротонисан во епископа Новгородского и Псковского с возведением в сан архиепископа. На основании тех сведений, которые о нем сохранились, можно сказать, что это был добрый пастырь своего духовного стада. За свою короткую архипастырскую деятельность он зарекомендовал себя архипастырем кротким, рассудительным, отличавшимся любовью к храмозданию. О любви святителя Григория к строительству храмов Божиих говорят следующие факты: им построен храм во имя трех отроков Анании, Азарии, Мисаила и пророка Даниила, а у себя на дворе — в честь Сретения Господня. В 1189 году[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Россия. XVIII.] Собор Новгородских святых (фрагмент). Рисунок (прорись с иконы/изображение, кроме подписей святых в нимбах, зеркальное). Россия. XVIII века. Постников, 1899, таб. LXIX. Ретушировано. Файл 5270.jpg:   Размер: 320x1200, 0.38 MPix, 48 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (116) , (2) .

http://pravicon.com/icon-1569

10 . Пр. ЕВФРОСИНИЯ преставилась в 1173 году, Мая 23. Св. мощи её почивают в Киевских пещерах пр. Феодосия. Смотри Киевский Месяцеслов, Пролог и Четь Минею, Мая 23. 11 . Пр. ПОЛИКАРП, Архимандрит Печерский, преставился в 1182 году, Июля 24. Св. мощи его почивают в пещерах пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею, Июля 24. 12 . Св. ИОАНН, первый Архиепископ Новгородский, преставился в 1186 году, Сентября 7. Св. мощи его обретены в 1439 году, Октября 4, и почивают в Новгородском Софийском соборе в приделе Иоанна Предтечи открыто. Церковь память его совершает Сентября 7. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Сентября 7. 13 . Пр. НИКИТА Столпник Переславский, преставился страдальчески в 1186 году, Мая 24. Св. мощи его почивают в Никитском Переславском монастыре. Церковь память его совершает Мая 24. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Мая 24. 14 . Св. ЕВСТРАТИЙ Преподобномученик, Печерский, преставился страдальчески, будучи брошен в море в XII веке, Марта 28. Св. мощи его после обретены, и почивают в пещерах пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею, Марта 28. 15 . Пр. ЕРАЗМ Печерский преставился в XII веке, Февраля 24. Св. мощи его почивают в пещере пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею, Февраля 24. 16 . Пр. ЛАВРЕНТИЙ, затворник Печерский преставился в XII веке, Января 29. Св. мощи его почивают в пещере пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею, Января 29. 17 . Св. МИХАИЛ Константинович, Князь Муромский, убит в 1192 году, Мая 21, – и брат его 18 Св. ФЕОДОР. Св. мощи их обретены в 1555 году, и почивают в Муромском Благовещенском монастыре, вместе с отцом их (смотри ниже). Церковь память их совершает Мая 21. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Мая 21. 19 . Пр. ТИТ, Пресвитер Печерский, преставился в XII веке, Февраля 27. Св. мощи его почивают в пещере пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею, Февраля 27. 20 . Пр. НЕСТОР летописец, преставился в XII веке, Октября 28. Мощи его почивают в пещере пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею, Октября 28.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Святые: епископы Ростовские: Игнатий († 1288. 28 мая), именуемый летописцами «великим чудотворцем», и Кирилл; архиепископы Новгородские: Илия, в схиме Иоанн († 1186. 7 сентября), при коем в 1169 г. чудесно явлена была икона Знамения Божией Матери; Моисей († 1362. 25 января), Евфимий († 1458. 11 марта), борец против любодеяния и неправильных браков; Иона († 1470. 5 ноября), пламенный молитвенник об установлении в России Самодержавия. «Не оставит Господь без внимания слезной молитвы угнетенных, – говорил он Иоанну III, – рассеет Орду, какими судьбами знает, лишь бы Государь пребыл в благочестии и тихими очами надзирал за своею областью». Первые епископы Казанские: святые: Гурий († 1563. 20 июня и 5 декабря), Варсонофий († 1576. 11 апреля), впоследствии епископ Тверской, и Герман († 1567. 6 ноября). Епископы Пермские: святые: Стефан († 1396. 26 апреля), близкий друг Преподобного Сергия, так много сделавший для приобщения восточноевропейских и азиатских инородцев к Русской Церкви; Герасим († 1441. 24 января), Питирим, убитый 19 августа 1456 г. вогуличами, и Иона († 1470. Память всех троих 29 января). Святой Кирилл, епископ Туровский (†1183. 28 апреля), знаменитый проповедник, первый русский столпник, о коем житие говорит: «Златословесный учитель, светлым учением благоразумия своего просветивший все концы России». Святой Серапион, епископ Владимирский († 1275. 12 июля), обладавший замечательным даром слова, грозный обличитель волхований. Преподобный Сергий Радонежский († 1392. 25 сентября), сей «благодатный воспитатель народного духа», по определению Ключевского. Святые птенцы из гнезда Сергиева, имена коих нами приводились в первой части. Варлаам Прозорливый (†1192. 6 ноября), основатель Хутынского монастыря на Волхове; Меркурий, мученик Смоленский († 1238. 24 ноября), воин, погибший в единоборстве с великаном татарином. Преподобные: Сергий и Герман († 1353. Память 28 июня и 11 сентября), основатели Валаамской обители на Ладожском озере; Авраамий Чухломский или Городецкий († 1375.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Две иконы святых, Никиты и Иоанна, стоят там же. Ничего похожего я не видывал, чтобы святого Иоанна изображали в клобуке. Он был схиархиепископ. Приложившись к мощам святителя Никиты, я с грустью вышел из храма. От кого это зависит? Ведь Ленинград рядом, а какое там благолепие, какое прекрасное Богослужение, а тут скудость и убожество. Может быть, вина минувшая война? Может быть, я посетил храм на буднях? Может, мне так показалось? А показалось, на мой взгляд, очень плохо! Уже чего хорошего, когда священник, который служил чередом, ни разу не перекрестился. Краткое сказание о святых угодниках почивающих и о чудотворных иконах, имеющихся в Новгородском Софийском соборе и в обителях Новгородских Святой Никита, епископ Новгородский, почивает открыто в Софийском соборе. После одиннадцатилетнего правления паствою, преставился 31-го января 1108 года. Мощи его обретены 30 апреля 1588. Память его во всей Российской Церкви в день преставления, и местно в Новгороде в день обретения мощей. Святой Иоанн, архиепископ Новгородский, почивает открыто в Софийском соборе, святительствовал более 20 лет, преставился 1186 года, сентября 7 день, в который и память его прославляется всей Российскою Церковию. Мощи его обретены в 1439 году. Святой Григорий, архиепископ Новгородский, брат архиепископа Иоанна и преемник в святительстве, после шестилетнего управления паствою преставился 24 мая 1193 года и почивает под спудом в Софийском соборе, в так называемой темнице. Святые новгородские епископы Иоаким, скончался в 1030 году, Лука 1059(?); Герман 1096; и Аркадий 1165; и архиепископы – Мартирий 1199; Антоний 1284(?); Василий 1352; и Симеон 1421, почивают под спудом в Софийском соборе. Память сих святых совершается в Соборе общая с создателями его 10 февраля и 4 октября. Святой Феоктист, архиепископ Новгородский, почивает под спудом в Юрьеве монастыре. После восьмилетнего управления паствою преставился 23 декабря 1310 года и погребен в Благовещенском монастыре, куда пред кончиною отошел на покой. В Юрьев монастырь мощи его перенесены 23 января 1786 года. Память его совершается в Новгороде в дни преставления и перенесения мощей его.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

Незлобивый Архипастырь просил Господа о прощении им грехов их. В память сего события поставлен был у Юрьева монастыря каменный столп, а в летописи под 1176 г. замечено, что «шел Волхов против течения до 5-ти дней». Так высока была святость великого архипастыря! В прологе и минеи под 7 числом сентября месяца говорится еще о чудном путешествии сего святителя «на бесе» яко на коне, в продолжении одной ночи из Новгорода в Иерусалим и обратно, а также и о чудесном, богатоубранном коне, привезшем без всадника св. Иоанну и брату его Гавриилу (Григорию епископу) два мешка с золотом и серебром на устроение храма Богоматери в Благовещенской Аркажской обители, когда он подвизался там еще простым монахом. Св. архиепископ Илия пред концем своей жизни отказался от управления паствою, которою правил 20 лет. Приняв схиму и прежнее имя Иоанна, он скончался сентября 7 дня 1186 года, назначив в приемника себе брата своего Григория. Святые мощи архиепископа Иоанна преданы земле в северном притворе Софийского собора, где после устроен Предтеченский придел и более двух столетий оставались в забвении. Наконец, в 1439 году, настало время прославления святых мощей святителя Иоанна. В то время усердием архиепископа Евфимия производились починки в Новгородском Софийском соборе, при которых внезапно упал камень сверху стены северного отделения сего собора и так сильно ударился в крышу близ стоявшей каменной гробницы, что она расселась; гробница же была без надписи и давно уже все забыли, кто в ней покоится. Услышав об этом, блаженный архиепископ Евфимий пришел в церковь , приказал отвалить рассевшуюся каменную доску, причем весь храм наполнился благоуханием и, заглянув в гробницу со свечею, увидел нетленное тело, облеченное схимою. «Разумею», сказал он предстоящим, «что здесь почивает великий раб Божий». После того он приказал снова покрыть гробницу, а сам в келье своей усердно молился Богу, да проявит ему, кто сей угодник Божий. И вот однажды ночью явно предстал архиепископу виденный им во гробе старец и сказал; «не ужасайся, раб Божий; я тот лежащий во гробе, о котором ты молился, архиепископ Илия, в схиме Иоанн, сподобившийся послужить чуду Пречистыя Богородицы честнаго ея знамения.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

В перечне князей, которым в конце С. воздается слава, не назван рыльский князь Святослав Ольгович, племянник Игоря, принимавший участие в походе. Это дает основание Г. Н. Моисеевой утверждать, что С. было написано после его смерти, т. е. не ранее 1186 г.: судя по летописным упоминаниям Святослава Ольговича и по данным родословных книг, он умер в 1186 г., вероятно, не вернувшись из плена. Г. Н. Моисеева присоединяется к мнению тех исследователей, которые датируют бегство Игоря из половецкого плена весной 1186 г., вскоре после этого – весной или в начале лета 1186 г. и было написано С. По ее мнению, время возвращения на Русь Владимира Игоревича и Всеволода Святославича в 1188 г. для датировки С. значения не имеет: о том, что они должны быть освобождены, существовала договоренность с половцами, о чем, считает Г. Н. Моисеева, автор С. знал уже в 1186 г. (Моисеева Г. Н. О времени создания «Слова о полку Игореве». – РЛ, 1985, 4, с. 15–20). Д. Н. Альшиц высказал предположение, что С. должно было быть написано после поражения на Калке, т. е. после 1223 г., но до 1237 г. – Батыева нашествия (см.: Альшиц Д. Н. Ответ на вопрос 7 к IV съезду славистов. – В кн.: Сборник ответов на вопросы по литературоведению. М., 1958, с. 37–41). Своеобразным развитием и продолжением предположения Д. Н. Альшица явилась гипотеза Л. Н. Гумилева, который отнес время создания С. к середине XIII в., видя в нем аллегорическое изображение событий 1249–1252 гг. (см.: Гумилев Л. Н. Монголы XIII в. и «Слово о полку Игореве». – В кн.: Географическое общество СССР. Доклады Отделения этнографии. Л., 1966, вып. 2. Доклады 1962–1965 гг., с. 55–80). Одни считают, что автор С. был участником похода Игоря и вместе с ним находился в плену; другие источник сведений автора С. о перипетиях боя, об обстоятельствах пленения и бегства из плена Игоря видят в том, что автор С. мог слышать все это от очевидцев событий или же от самого Игоря. С уверенностью ответить на этот вопрос вряд ли удастся. По мнению Д. С. Лихачева, в основе рассказа о событиях похода Игоря и в С., и в летописной повести Летописи Ипатьевской лежит общий источник.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

багдадский халиф признал за Саладином титул султана. Полностью завершил объединение бывших земель халифатов в 1186 г., вынудив к покорности атабека Мосула Зенги II. Первым браком император Мануил I Комнин (см. прим. 14 к гл. III) был женат на двоюродной сестре Конрада III Ирине, второй раз — на Марии, дочери князя Антиохии Раймунда де Пуатье. Ричард Львиное Сердце — Ричард I (1157-1199), король Англии с 1189 г. из династии Плантагенетов, сын Генриха II и Алиеноры Аквитанской. Участник третьего крестового похода, в 1192 г. заключил мирный договор с султаном Египта Саладином. Ираклий — архиепископ Цезареи, патриарх Иерусалимский в 1180-1191 гг. Балдуин IV — Балдуин IV Анжуйский (1161-1185), король Иерусалимский с 1174 г., сын Амальрика I. Несмотря на тяжелую болезнь (проказу), участвовал в борьбе с Саладином. Находился под влиянием своей сестры Сивиллы, сыну которой завещал трон. Балдуин V — Балдуин V Монферратский (1177-1186), король Иерусалимский с 1185 г., был не сыном, а племянником Балдуина IV. Его родителями были Вильгельм Монферратский (ум. 1185 г.) и Сивилла, сестра Балдуина IV. Гвидо Лузиньян (ок. 1129-1194) — король Иерусалима с 1186 г. и Кипра с 1192 г., сын французского сеньора Гуго III де Лузиньяна. В 1184 г. потерпел неудачу в борьбе за регентство при малолетнем Балдуине V, короле Иерусалимском. Однако, женившись на Сивилле, дочери Амальрика I и матери Балдуина V, стал королем после смерти последнего. В 1187 г. в битве при Хаттине был разбит и взят в плен Саладином. Получил свободу, отказавшись от титула иерусалимского короля. В 1192 г. Ричард I Львиное Сердце пожаловал ему о. Кипр, провозглашенный королевством. Раймунд, граф Триполи — Раймунд III (ок. 1140-1187), сын Раймунда II из Тулузской династии, граф Триполи с 1151 г. Регент Иерусалимского королевства в малолетство Балдуина IV и Балдуина V в 1174-1177 и 1184-1186 гг. Погиб при Хаттине в 1187 г. Рено Шатийонский (ум. 1187 г.) — французский рыцарь, прославившийся своей жестокостью. Благодаря женитьбе на Констанции, вдове князя Антиохии, стал князем Антиохийским (см.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010