Сын св. Мстислава Великого и внук благочестивого Мономаха, князь Ростислав получил в 1127 году Смоленский удел; основал епископскую кафедру в Смоленске. Ум. 14 марта 1168 года в Великих Луках, а погребен в Киевском Феодоровском монастыре. Не канонизирован. Подробности о кончине у Барсукова (468–471). 9. Святые мученики Феодор Варяг и сын его Иоанн убиены быша от князя Владимира в лето 6491 месяца июля в 12 день Первомученики русской земли, убитые Киевлянами в 983 году. Память их 12 июля. На месте убиения, великий князь Владимир, после крещения своего, поставил Десятинный храм Богоматери. По «Иконописному Подлиннику» Феодор «подобием рус, мало надсед, брада доле и шире Козмины, в одной ризе предобре устроенной и в сапогах; Иоанн подобием млад, власы просты, в одной же ризе, в руке крест». 10. Святая великая княжна Анна Всеволодовна во инокинях преставися в лето 6594 месяца маиа в 18 день Дочь великого князя Всеволода Ярославича и греческой царевны, дочери Константина Мономаха, сестра Владимира Мономаха , называвшаяся Янкою, первая инокиня-девственница из Русского княжеского рода. Постриглась в 1086 году в устроенной отцом ее Андреевской обители, и была там настоятельницею. По летописи ум. 18 ноября 1112 года, а мая 18, вероятно, праздновалось обретение мощей ее. Монастырь ее долго назывался «Янчиным»; стоял близь Михайловского монастыря и был разрушен Батыем. (Словарь. Ист. Св. Русск. Церкви, стр. 30). Н.П.Барсуков ошибочно называет ее княгинею. 11. Святая великая княгиня Иулианиа Оболенская положена в Печерском монастыре в лето 6000 месяца июлия в 26 день Блаженная Иулиания, княжна Ольшанская (а не Оболенская и не великая княгиня), дочь князя Григория Ольшанского. По соображениям преосв. Филарета Черниговского ум. не позже 1540 года. Погребена была подле Великой церкви Киево-Печерской Лавры. Мощи обретены в 1624 году, внесены в Великую церковь , но в 1718 году, во время бывшего в Лавре пожара, они сгорели; остатки их поставлены в пещерах Антониевых, в закрытом гробе. Повесть об обретении мощей ее напечатана была особою книжкою в 1705 году, и с поправкою помещена в Четиях-Минеях св. Димитрия Ростовского , а в 1823 году внесена в Патерик Печерский. 12. Святая великомученица Варвара в Свято-Михайловском монастыре в лето 6616 месяца декабря в 4 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Часто говорил он Печерскому игумену, особенно по смерти Святослава Черниговского: «приготовь мне келью, боюсь смерти неожидаемой». Во время Великого поста, по субботам и воскресным дням, приглашал он к своей трапезе игумена с 12 избранными старцами и беседовал с ними о душевном спасении; а в каждое воскресенье поста приобщался св. Таин. Ему очень хотелось уклониться от сует жизни в Печерскую обитель, не раз говорил он о том Печерскому игумену. Игумен останавливал его, указывая на то, что дело князя ограждать покой людей правосудием и мечом, а наконец предложил ему предоставить себя воле Божией. Блаженный князь скончался на пути в Киев, с тихой молитвою на устах. «Ныне отпусти раба Своего, Владыко, по глаголу Твоему с миром», это были последние слова его, и слёзы остановились на застывшем лице его. Праведник почил 14 марта 1168 г. Тело его похоронено было в Киевском Феодоровском монастыре 27 числа 145 . «Поступайте, говорит нам в заключение жизнь праведного князя, поступайте сообразно званию, в которое призваны, со всяким смиренномудрием, кротостью и великодушием, снисходя друг другу из любви» ( Еф.4:1–2 ). † Память блаж. Феогноста, митрополита Киевского «И звезда от звезды разнится в достоинстве», говорит св. Апостол, объясняя разность между святыми ( 1Кор.15:41 ). И Блаженный святитель Феогност не был тем, чем был предшественник его, великий в смирении святитель Пётр; не был и тем, чем был преемник его, дивный по духу веры святитель Алексий. И однако он также в числе звёзд небесных, в лике святителей, угодивших Господу делами своими. Блаженный Феогност, родом Грек, посвящён был в митрополита России в 1328 г. и тогда же прибыл в Киев, а отсюда во Владимир и Москву. Избрание Москвы в место кафедры митрополичьей было не лёгким делом для святителя, а между тем оно было благодетельно для России по последствиям. Блаженный святитель был внимателен к воле Божией о Москве, высказанной предшественником его. Он положил жить «во дворе святителя Петра». Другим князьям неприятно было, что «город Москва», тогда и новый и очень незначительный по числу жителей, почтен таким великим отличием, что «живет в нём митрополит», первосвятитель России. Князьям тем более было это неприятно, что пребывание главы духовенства Русского в Москве, как предчувствовали они, будет иметь последствием возвышение князя Московского перед всеми князьями. Блаженному Феогносту давали чувствовать о своём неудовольствии князья; но он следовал воле Божией во всё время правления своего, следовал столько, что во всех случаях был твёрдым помощником князя Московского. Таким образом блаженный святитель был начальным и сильным деятелем при введении единодержавия в России, столько возвеличившего Россию. Это одно уже даёт ему значение высокое для Церкви Русской 146 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Благоверный великий князь Ростислав (во святом крещении Михаил) Киевский и Смоленский (+ 1168) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 14 марта в день преставления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Соборам Белорусских святых Св. князь Ростислав был третьим сыном св. Мстислава Великого (память его 14 июня), вел. князя киевского. В молодости он отличался своей доблестью, но только из послушания старшему брату вел. князю Изяславу II принимал участие в тяжких для него междоусобных войнах. Когда же он сам стал вел. князем, то больше всего заботился о том, чтобы на земле Русской был мир. Часто решал он дело против родных сыновей в пользу дальних родичей, и все князья чтили, любили и слушались его, потому что знали, что он всегда судит по правде. И междоусобных войн не было при нем. В Киеве народ принял его с великой радостыо, а он приказал раздать бедным всю великокняжескую казну, себе же оставил только один крест. В удел свой Смоленск он пригласил епископа и создал множество церквей. В Киеве он каждую субботу приглашал к своему столу печерского архимандрита прп. Поликарпа (память его 24 июля) и двенадцать старцев и беседовал с ними о спасении души. Он алкал и жаждал иноческой жизни. Но прп. Поликарп отвечал ему: «Вам, князьям, Бог велит управлять, творить суд и блюсти крестное целование!» Но, видя непреклонное и пламенное желание вел. князя, он умолк и сказал только. «Да будет воля Божия!» И вел. князь велел приготовить себе в Печерском монастыре келью. Тяжко заболев в Смоленске, он велел везти себя в Киев, чтобы быть погребенным в Феодоровском монастыре, созданном его отцом, и по дороге скончался. Перед смертью он сказал духовнику своему: «Ты ответишь пред Богом за то, что не дал мне стать иноком в Печерском монастыре у того святого мужа. Я этого сильно желал, и да простит мне Господь, что я не исполнил обета моего». Потом он воззрел на святые иконы и, проливая умиленные слезы, тихо скончался. Тело его привезли в Киев и погребли, как он этого желал, в Феодоровском монастыре.

http://sedmitza.ru/lib/text/437009/

Больным прибыл он на возвратном пути в Смоленск. Сестра и сын уговаривали его остаться в Смоленске, чтобы быть погребенным в храме им созданном. «Везите меня в Киев, отвечал он: если умру на дороге, положите меня в отчем монастыре у св. Феодора; если Бог исцелил меня, молитвами пречистой своей Матери и св. Феодосия, постригусь в печерском монастыре». Кн. Ростислав, окруженный счастьем, не пленялся ничем земным. Никогда не искал он власти, а только принимал ее, когда вручали, и притом, как тяжесть. Незлобие его прощало все другим; он помнил о своих грехах, о своих долгах пред Богом и забывал и о том, чем должны ему другие. Он постоянно заботился о том, как угодить Господу. Часто говорил он печерскому игумену, особенно по смерти Святослава черниговского: «приготовь мне келлию, боюсь смерти неожиданной». Во время великого поста, по субботам и воскресным дням, приглашал он к своей трапезе игумена с 12 избранными старцами и беседовал с ними о душевном спасении; а в каждое воскресенье поста прибщался св. таин. Ему очень хотелось уклониться от сует жизни в печерскую обитель, не раз говорил он о том печорскому игумену. Игумен останавливал его, указывал на то, что дело князя ограждать покой людей правосудием и мечом, а наконец предложил ему предоставить себя воле Божьей. Блаженный князь скончался на пути в Киев, с тихой молитвой на устах. «Ныне отпусти раба своего, Владыко, по глаголу твоему с миром», это были последние слова его и слезы остановились на застывшем лице его. Праведник почил 14 марта 1168 г. Тело его похоронено было в киевском Феодоровском монастыре 27 числа. 589 «Поступайте, говорит нам в заключение жизнь праведного князя, поступайте сообразно званию, в которое призваны, со всяким смиренномудрием, кротостью и великодушием, снисходя друг другу из любви» ( Еф.4:1, 2 ). B тот же (14) д. память о блаж. ЕОГНСТ митрополите киевском «И звезда от звезды разнится в достоинстве», говорит св. апостол, объясняя разность между святыми ( 1Кор.15:41 ). Блаженный святитель Феогност не был тем, чем был предшественник его, великий в смирении святитель Петр; не был и тем, чем был преемник его, дивный по духу веры святитель Алексий.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1161 Исторические сведения о хорвато-сербах составлены по книге И. Голечка „Na Cernou Horu“ и корреспонденциям журнала „Sl. prehl“. 1163 Более подробные сведения по истории этой несторианской церкви см. А. Спасского. „Сиро-халдейские несториане“, Богосл. Вестн. 1898. Май, 202–243. 1164 При изложении статьи г. Слуцкого мы будем делать некоторые поправки и дополнения, руководясь исследованием об этой надписи Asseman " a в его „Biblioth. Orient.“, III, 2, 538–552. 1165 У Ассемана оно передаётся так: „памятник, воздвигнутый в похвалу и память закона света и истины, принесенного, из Та-цина (Сирии) и возвещённого в Шине (Китае)“. 1168 Слуцкий предполагает: не Альбин ли? Но латинское имя едва-ли могло встретиться у жителя Сирии. Ассеман предполагает, что Alo-pen есть искажение сирского Iab-allaha-бoroдahhый (Феодор, Богдан). 1176 Эстампаж – техника оттискивания рельефных изображений на бумагу, а также собственно оттиск, полученный наложением бумаги или ткани на рельефную поверхность, покрытую каким-либо красящим веществом. – прим. эл. ред. 1178 Вероятно, имеются в виду горячие и резкие прения на съезде по поводу разных рефератов. См. статью: „Археологический съезд в Москве“. Современная Летопись. Воскресные Прибавления к „Московским Ведомостям“ 1869 г. 12, 30-го марта, стр. 1–3. 1179 Беседы в кафедральном соборе в последние дни великого поста 1868 г. Из „Смоленских Епарх. Ведомостей“ 1869 г. 1183 Имеется в виду статья: О предположении учредить в Москве „Братство для содействия ослаблению раскола и воссоединению раскольников с православною церковью“. Современная Летопись. Воскресные Приб., к „Моск. Вед.“ 14 и 15. 1204 Впрочем, этот приём Царских Особ сопровождался для Преосвященного Леонида не весьма благоприятными последствиями. Он вздумал встретить Императрицу во вратах своей обители речью, которая под палящими лучами июльского солнца оказалась очень неуместной. Императрица жаловалась Государю, а Государь через Товарища Обер-Прокурора Св. Синода (Ю. В. Толстого) сделал замечание оратору. Об этом я слышал в марте 1870 г. из уст Н. А. Сергиевского .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Князь Ростислав, окруженный счастьем, не пленялся ничем земным. Никогда не искал он власти, а только принимал ее, когда вручали, и при­том как тяжесть. Незлобие его прощало все другим; он помнил о своих грехах, о своих долгах пред Богом и забывал о том, чем должны ему другие. Он постоянно заботился о том, как угодить Господу. Часто говорил он Печерскому игумену, особенно по смерти Святослава Чер­ниговского: «Приготовь мне келлию, боюсь смерти неожидаемой». Во время Великого поста, по субботам и воскресным дням, приглашал он к своей трапезе игумена с 12 избранными старцами и беседовал с ними о душевном спасении; а в каждое воскресенье поста приобщался Свя­тых Таин. Ему очень хотелось уклониться от сует жизни в Печерскую обитель, не раз говорил он о том Печерскому игумену. Игумен оста­навливал его, указывая на то, что дело князя ограждать покой людей правосудием и мечом, и наконец предложил ему предоставить себя воле Божией. Блаженный князь скончался на пути в Киев, с тихою молитвою на устах. «Ныне отпусти раба Своего, Владыка, по глаголу Твоему с миром», – это были последние слова, и слезы остановились на застывшем лице его. Праведник почил 14 марта 1168 года. Тело его похоронено было в Киевском Феодоровском монастыре 27 числа 437 . Итак, я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и дол­готерпением, снисходя друг ко другу любовью ( Еф. 4, 1–2 ). День пятнадцатый. Память святого новомученика Эмманумла (Мануила) Мануил родился на острове Крите в Сфаках. В детстве он был за­хвачен турками и насильственно обращен в ислам, но, успев убежать и скрыться на острове Миконе, юноша рассказал священнику о своем невольном отступлении и, по исполнении наложенной на него епити- мии, был снова введен в Церковь Христову. Придя в возраст, Мануил женился и, имея уже шестерых детей, дол­жен был с ними уйти от недостойной жены своей, не желая, впрочем, су­диться с нею – во избежание гласного позора матери своих детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛЛИСТ III († до 1184, Беневенто; до избрания папой - Джованни де Струми), антипапа (1168-1178), аббат мон-ря Струми (до 1168), наместник (rector) Беневенто (с 1178). О детстве и юности Джованни де Струми известно мало. По одной из версий, буд. понтифик был родом из Венгрии. Вероятно, уже в раннем возрасте он вступил в конгрегацию валломброзиан и подвизался в монастыре Струми близ Ареццо. О его пребывании в монастыре ничего не известно. Определенного влияния в церковной политике Джованни достиг при «имперских антипапах» (в 1159-1178 череда антипап, противостоявших папе Александру III (1159-1181) и пользовавшихся поддержкой имп. Фридриха I Барбароссы (1155-1190)). Джованни де Струми был активным сторонником императора (в 1156 Фридрих I взял конгрегацию валломброзиан под свое покровительство), в т. ч. поддержал избрание антипапы Виктора IV(V) (1159-1164). В конце правления Виктора IV или уже при антипапе Пасхалии III (1164-1168) Джованни де Струми был возведен в сан кардинала-епископа Альбано (точная дата неизв.). Он не был рукоположен во епископа и остался аббатом мон-ря Струми. Его подписи стоят под буллами Пасхалия III от 13 апр. 1166 г. и от 26 февр. 1168 г. После смерти Пасхалия III 20 сент. 1168 г. Джованни де Струми стал его преемником, 3-м антипапой в период схизмы при Александре III. Из-за неудач итальянской политики Фридриха Барбароссы зона влияния «имперских антипап» постоянно сокращалась - в 1167 г. союз с Александром III заключили ломбардские города, в 1168 г. против Пасхалия III восстали римляне. Т. о., К. подчинялись лишь неск. городов и районов Папской области (Витербо, Тускул). В Риме власть антипапы, вероятно, не распространялась далее зап. берега р. Тибр (Ватикан, Трастевере), поэтому основным местом пребывания К. стал Витербо. Власть антипапы опиралась лишь на поддержку императора и неск. крупных рим. семейств (в первую очередь на семейство Вико), к-рые были не заинтересованы в возвращении в Рим Александра III.

http://pravenc.ru/text/1320103.html

Ростислав Мстиславич (Смоленский), брат предыдущего, 1154 (И. так же. Одну неделю,– Новгородская 1) Изяслав Давидович Черниговский, внук Святослава, 1154 (И. 1154–55, так же Новгор. 1. Не долго) Юрии Долгорукий в третий раз, 1154–1157 (И. 1155–1158) 15. Константин 1, 1156–1158 († 1159) 1156. Нестор, епископ Ростовский, по оклеветанию своих домашних, запрещён митрополитом. 1157. В первый раз упоминается епархия Галичская Великие князья, потом просто князья, Киевские Князья, потом великие князья, Владимирские Митрополиты Церковные события и дела Изяслав Давидович во второй раз, 1157–1158 (И. 1158–1159. Семь месяцев) 1. Андрей Юрьевич Боголюбский. Ушёл от отца из Киева в свою область Суздальскую, во Владимир, в 1155г. (И. так же). После смерти Юрия в 1157г. (И. 1158) посажен Ростовцами и Суздальцами на его удельном столе Ростовско-Суздальском. Убит в 1175г. (И. так же) 1157. Нестор Ростовский оправдан митрополитом и возвращён на кафедру; но опять согнан с неё из-за споров о посте в среду и пяток. 1159. Леон, преемник Несторов, изгнан Ростовцами и Суздальцами, „зане умножил быше церкви, грабяй попы”. Мстислав Изяславич Волынский, сын Изяслава Мстиславича 23), 1158 (И. 1159. Четыре месяца) Ростислав Мстиславич во второй раз,1158–1167 (И. 1160–1168. По Лавр. 9 лет, по И. 8 лет без месяца) 16. Феодор, прибывший 1161г., † 1162 или 1163г. 17. Иоанн 4, 1164–1168 18. Константин 2, прибыл 1167г., упоминается 1169 (И. 1172) 1162. Тот же Леон, неизвестно когда возвратившийся, снова выгнан Боголюбским неизвестно за что; Возвращённый князем на один Ростов без Суздаля, в третий раз выгнан им из-за тех же споров, что и Нестор – Неудачная попытка Боголюбского учредить во Владимире митрополию. 1165. Епископ Новгородский получил титул архиепископа. 1168. Заточен митрополитом Константином игумен Печерский Поликарп из-за споров о посте в среду и пяток Мстислав Изяславич во второй раз, 1168 (И. 1169–1171) – Прогнан с кафедры епископ Черниговский Антоний из-за тех же споров Глеб Юрьевич, брат Боголюбского и его посаженик, 1168–1172 (И. 1171–1178. По обеим летописям

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Первый нижний ряд слева направо: митрополит Киевский Филарет (в схиме Феодосий) († 1857; память 21 декабря/3 января); архимандрит Синесий, сподвижник святителя Софрония, епископа Иркутского († 1787; память 10/23 мая); святитель Софроний, епископ Иркутский († 1771; память 30 марта/12 апреля); святитель Димитрий, митрополит Ростовский († 1709; память 21 сентября/4 октября); святитель Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири чудотворец († 1715; память 10/23 июня); святитель Иннокентий, митрополит Московский († 1879; память 31 марта/13 апреля); святитель Павел, митрополит Тобольский († 1770; память 4/17 ноября); святитель Иннокентий, епископ Иркутский († 1731; память 26 ноября/9 декабря и 9/22 февраля); святитель Филофей (в схиме Феодор), митрополит Тобольский († 1727; память 31 мая/13 июня). Второй ряд: митрополит Смоленский Симеон († 1681; память 4/17 января); архиепископ Нектарий († 1636–1640); архимандрит Верхотурский Арефа († 1910; память 15/28 мая); праведный Симеон Верхотурский († 1642; память 12/25 сентября); святитель Мелетий, архиепископ Харьковский († 1840; память 12/25 февраля); преподобный Герман Аляскинский († 1837; память 13/26 декабря и 27 июля/9 августа); святой мученик Василий Мангазейский († 1600; память 23 марта/ 5 апреля, 6/19 июня и 10/23 мая); архиепископ Тобольский и Сибирский Варлаам († 1802; память 27 декабря/9 января); митрополит Тобольский и Сибирский Антоний († 1740; память 27 марта/9 апреля). Третий ряд: блаженный Косма Верхотурский, Христа ради юродивый († 1706; память 1/14 ноября); преподобный Андрей, игумен Рафаиловский, Тобольский († 1820; память 14/27 мая); епископ Герасим Астраханский († 1880; память 24 июня/7 июля); епископ Рязанский Мелетий († 1900; память 14/27 января); архимандрит Макарий, миссионер Алтайском Миссии († 1847; память 18/31 мая); праведный Стефан Омский († 1876; память 30 июня/13 июля); преподобный Мисаил, иеромонах Абалацкого монастыря († 1797; память 17/30 декабря). Четвертый ряд: блаженный Иоанн Верхотурский, Христа ради юродивый († 1701; память 16/29 апреля); блаженная Домна, старица Томская († 1872; память 16/29 декабря); преподобный Даниил Ачинский († 1843; память 15/28 апреля); праведный отрок Петр Томский († 1820; память 4/17 марта); праведный Феодор Кузьмич Томский († 1864; память 20 января/2 февраля); преподобный Варлаам, пустынник Чикойский († 1846; память 5/18 октября). Павел, митрополит Тобольский, святитель

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Соборование в московских храмах 16-22 марта Где в Москве собороваться на этой неделе? 16 марта, 2015 Где в Москве собороваться на этой неделе? Расписание соборований в московских храмах на эту неделю — 16-22 марта 2015 года. Казанский собор на Красной площади — 21 марта, суббота, 14-00 Донской монастырь (Донская площадь 1-3)  17 марта, вторник, 10-00 — храм прп. Серафима Саровского 17 марта, вторник, 18-00 — Большой собор 19 марта, четверг, 18-00 — Большой собор Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьево (Алтуфьевское шоссе, дом 147) — 17 марта, вторник, 12-00 Храм Вознесения Господня (Малое Вознесение) (Б. Никитская, дом 18) — 18 марта, среда, 18-00 Храм Вознесения Господня в Сторожках (Большое Вознесение) (Б. Никитская, дом 36) — 21 марта, суббота, 14-00 Храм Покрова Богородицы в Медведково (ул. Заповедная, д. 52А) — 19 марта, четверг, 18-00 Храм Вознесения Господня на Гороховом поле (ул. Радио, д. 2, стр. 1) — 18 марта среда, 18-00 Храм иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость при институте МОНИКИ (ул Щепкина, 61) 19 марта, пятница — 15-00 22 марта, воскресенье — 13-00 Московское Подворье Валаамского монастыря (2-я Тверская-Ямская, дом 52) — 22 марта, воскресенье, 15-00 Храм Живоначальной Троицы в Конькове (Профсоюзная ул., 116) — 18 марта, среда, 13-00 Храм свт. Николая в Старом Ваганькове (Староваганьковский пер., д.14) — 19 марта, четверг, 18-00 Храм свв. Адриана и Наталии в Бабушкине (Ярославское шоссе, дом 61, корпус 1 (по старой нумерации – дом 95) ) — 20 марта, суббота, 11-30 Храм Живоначальной Троицы в Останкино ( ул 1-я Останкинская, д.7, стр.2 ) — 22 марта, воскресенье, 13-00 Храм царевича Димитрия при Голицынской (1-й Градской) больнице, 18 марта, среда  в 17:00 Храм в честь царя страстотерпца Николая в Аннино (Варшавское ш. 160), 21 марта, суббота в 13:00 Храм Евфросинии великой княгини Московской в Котловке (Нахимовский проспект, дом 8), 19 марта, четверг,  18:00 Даниловский монастырь (ул. Даниловский Вал, 22), Троицкий собор, 19 марта, четверг, 17:00

http://pravmir.ru/soborovanie-v-moskovsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010