10-е: ,,В лето 6615, индикта, круг луны 4-е лето, а солнечного круга 8 лето. В се же лето преставися Володимеря, месяца Маия в 7 день. Тогоже месяца воева Боняк и зая кони у Переяславля. Том же лете приде Боняк и Шарукан старый, и ини князи мнози, и сташа около Лубьна ... и бывшей сечи… Половци отбегоша товара своего, еже взяша Русскии вои, месяца Августа в 12 день... В тоже лето преставися княгини Святополча мати, месяца Генваря в 4 день. Том же лете и того же месяца, иде Володимер, и Давыд, и Олег к Аепе и другому Аепе, и створиша мир“. Тот же порядок месяцев: между Маем и Январем нет нового года; а посему и здесь у летописца Мартовский, а не Сентябрьский год. 11-е, на стр. 110. При описании знамения, бывшего в Печерском монастыре, в 1110 году, летописец заключает свой рассказ словами: „Знамение се бысть месяца Февраля в 11 день, исходящю сему лету“. Что может быть очевиднее, что у летописца принимается Мартовский год, а не Сентябрьский, когда он прямо говорит, что Февраль месяц последний в году: месяца Февраля в 11 день, исходящю сему лету. После такого прямого указания спор уже невозможен, и все сомнения устранены, но пойдем далее – не изменяют ли Нестору его продолжатели. Вот их свидетельства: по Лаврентиевскому списку на стр. 136: ,,В лето 6654... везоша Всеволода Вышегороду, и тамо скончася месяца Июля в 30 день ... месяца Августа в 13 день прииде Изяслав в Киев, хваля и славя Бога, ...· и почетырех днех емше Игоря в болоте, и приведоша к нему ... и домолися (Игорь) послав к Изяславу глаголя: еда бых ся постригл; и повеле Изяслав пострищи и епископу Переяславскому Еуфимью, и пришед постриже и месяца Генваря в 5 день“. Здесь продолжатели не изменяют Нестору: у них тоже Мартовский год; ибо между Августом и Январем не означено новолетия; но пойдем далее. 13-е, на стр. 176. При описании происшествий 1203 года сказано: „В лето 6711, месяца Генваря во 2 день, на память св. Сильвестра Папы Римскаго, взят бысть Киев Рюриком... Тоеже зимы знамения бысть многа на небеси… Того же лета исходяща Февраля в 16 день приходи Роман ко Вручеву на Рюрика“. Здесь продолжатель Нестора уже говорит, что год оканчивается Февралем месяцем; того же лета исходяща Февраля, и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/h...

Святитель Феоктист, епископ Черниговский Святитель Феоктист, епископ Черниговский, до вступления на кафедру подвизался в Киево-Печерском монастыре. Он был в числе великих старцев, исцеливших молитвой преподобного Никиту , впоследствии святителя Новгородского (сведения о нем 31 января). В 1103 году святой Феоктист был поставлен игуменом Киево-Печерского монастыря. В 1108 году он построил на средства благоверного князя Глеба Всеславича каменную трапезницу. Именно святой Феоктист настоял, чтобы имя преподобного Феодосия (память 3 мая) было внесено в синодики святых по всей Руси. В 1110 году, 11 февраля, при нем было небесное знамение в Печерском монастыре: явившийся огненный столп от земли до неба и молния осветили всю землю, в 1 час ночи прогремел гром; огненный столп стоял над каменной трапезой, так что не было видно креста; затем перешел на церковь и стал над гробом преподобного Феодосия, а потом, повернувшись к востоку, стал невидим. " Это же был не огненный столп, но лик ангельский, - писал преподобный Нестор Летописец , - ибо ангел так является, когда столпом огненным, когда пламенем, как сказал пророк Давид: творяй Ангелы своя духи и слуги своя огнь палящ " (Пс. 103, 4). В 1113 году он был посвящен во епископа Черниговского. Преподобный священномученик Кукша (память 27 августа) просвещал в это время вятичей, относившихся к Черниговской епархии. 2 мая 1115 года святитель участвовал в перенесении мощей благоверных князей Бориса и Глеба в Вышгороде, а позднее в Чернигове освятил близ кафедрального собора церковь во имя благоверных князей Бориса и Глеба, воздвигнутую в 1120 году князем Давыдом Черниговским. Благоверным князьям-страстотерпцам святитель посвятил слово в день их памяти. 6 августа 1123 года, в праздник Преображения, святитель Феоктист скончался. Память его совершается 5 августа. В одном из списков святых сказано, что он был погребен в Печерском монастыре. К памяти святителя Феоктиста верующие обращаются и 28 сентября , когда он упоминается в 9 песни канона Собора преподобных отцов Ближних пещер. Иконописный подлинник Русь. 1660-е. Древо Киево-Печерских святых (фрагмент). Икона. Русь. 1660-е гг. Из ц. Благовещения г. Углича. Угличский музей. Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/908109.htm...

Третьего же брата, уже давно умершего, нашли всего истлевшего, одна только схима его была цела. И долго дивились неизреченному суду Божию, воздающему каждому по делам его. Небесное знамение, явившееся в виде трех огненных столпов в день преставления преподобного Пимена, описано в летописи под 11 февраля 1110 года, когда игуменом Киево-Печерского монастыря был святой Феоктист, впоследствии епископ Черниговский († 6 августа 1123 г., память 5/18 августа). И день кончины преподобного Пимена поэтому предполагается 11 февраля 1110 года, совпавшие с небесным знамением. Мощи преподобного Пимена почивают в Антониевой пещере. Вторично память святого празднуется 28 сентября/11 декабря с Собором преподобных Ближних пещер. Пимен постник, преподобный Преподобный Пимен, подвизавшийся в Дальних пещерах Киево-Печерского монастыря, прославился подвигами постничества. Он имел ту благодать, что один раз в седмицу вкушал пищу, и то в малом количестве, и, непрестанно исполняя монастырское послушание, никогда не ослабевал от труда и поста. Днем он молол муку в жерновах, носил на себе дрова для братии, а ночью подвизался в молитвах. Внешнее пощение было соответственным воздержанию внутреннему от неугодных Богу поступков, мыслей и чувств. Преподобный Пимен был игуменом Киево-Печерского монастыря с 1132 по 1141 гг. Память преподобного Пимена совершается трижды в году: 8/21 мая, 7/20 августа и 28 августа/10 сентября в Соборе Киево-Печерских святых, в Дальних пещерах почивающих. Август 8 Григорий, иконописец Печерский, преподобный Преподобный Григорий, иконописец Печерский, был сопостник преподобного Алипия Печерского (память 17/30 августа). В «Сказании о святых иконописцах» говорится, что он написал много чудотворных икон, находящихся в Русской земле. В 9-й песни канона службы Собору Киево-Печерских преподобных, почивающих в Ближних пещерах (память 28 сентября/11 октября), преподобный Григорий называется Византийским — возможно, он был в числе иконописцев, прибывших из Константинополя в Киев для украшения Великой церкви монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

908 Густинская летопись: «в тоже лето (1110.) преставился многотерпеливый Пимен, о нем же пространнее в патерике». Собр. л. 2, 288. По четь-минее и месяцесл. память его 7 августа. Описание к. лавры стр. 107. и Вершинский отнесли кончину сего Пимена к 1139 г.; но они смешали сего Пимена с Пименом постником, о котором смотри 28 августа. 910 Святыни Киева стр. 54. Опис. лавры 110. 292. У Буслаева «сказание о св. иконописцах». Словеса и искусство 2, 379. У Гербиния мощи пр. Григория иконописца показываются вблизи пещерной трапезы, – но Кальнофойский не упоминает о нем. 917 Калуж. епар. вед. 1862 г. 5. 85. 102. Здесь же сказано, что память праведного Лаврентия совершается в Калуге 10 августа, в день кончины его. В словаре 162 ошибка. 918 Описание чудес Лаврентия в обители известно по списку писанному при игумене Карионе, который был настоятелем–игуменом с 1698 г. архимандритом с 1708 г. и скончался в 1722 г. Вероятно им описаны как чудеса, так и служба праведнику. Калуж. вед. 8–13. 102. 919 Варяжские пещеры идут на юг от юго-западного угла Феодосиевой пещеры. См. пр. 61. и авгус. 28. 923 Ркп. святцы: «преподобномученики Василий иерей и Феодор пострадаша в л. 6610 мес. августа в 11 день». О годе кончины ошибка в опис. киев. лавры стр. 107, и у Вершинского в месяцеслове. Не могло быть и того, чтобы Василий после Феодора жил в варяжской пещере 25 лет, о чем говорит опис. лавры. 924 Печ. патерик л. 159. 160. При Кальнофойском (1632 г.) св. страдальцы почивали уже в Антониевой пещере. Землетрясением 1614 г. варяжская пещера сильно была повреждена. И едва-ли не вслед за тем св. мощи перенесены были из нее в Антониеву пещеру. 925 Кальнофойский: «пещера варягов иначе называется разбойничьею, потому что разбойники хоронили тут награбленное ими». Teraturg. р. s. м. Сильвестр, передавая слова Василия о пещере и сокровище, говорит: «они (варяги) впервые выкопали пещеру». Zywoty ss. Oycow p. 129. Итак, вот значение варягов! О виде пещеры варяжской труд. общ. ист. 3, 201. 202. Сементовского киев. пещеры, открытые в мае 1853 г. север. пчела 1853 г. 216.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Провел всю жизнь в болезни и чудесно пострижен ангелами. (Послание Поликарпа к Акиндину). Ум. 1110 года (Филарет, Р.Св., август, стр. 26). Мощи в Антониевой пещере. Память 7 августа. 66. Преподобный Евстафий злотарь Был в мире художником золотых дел. Жил в XIII веке. Мощи открыто почивали в XVII веке. Поминается с другими преподобными Антониевой пещеры 21 сентября. 67. Преподобный Нестор летописец, преставися месяца октября в 27 день Первый летописец Русский. Оставил по себе, кроме летописи, повесть о страдании святых князей Бориса и Глеба и похвалу князю Владимиру, а по мнению многих, жития подвижников Печерских, помещенные в первой книге Патерика. Ум. около 1114 года (Филарет, Р. Св., октябрь, стр. 82). Память 27 октября. Мощи в Антониевой пещере. По «Иконописному подлиннику»: «подобием сед, брада аки Богословля, не раздвоилась, на плечах клобук, в правой руке перо, а в левой книга и четки, ризы преподобническия» (Филимонов, стр. 180). 68. Преподобный Елладий 69. Преподобный Лука иконом Почивают в пещере Антониевой. Житие их неизвестно. Память общая с прочими преподобными той же пещеры 21 сентября. 70. Преподобный Марко гробокопатель и мертвии послушаху его; преставися в лето 6000 Жил в конце XI века. Трудился, копая к пещерам могилы для усопшей братии. Сказание о нем во втором послании Поликарпа к Акиндину. Ум. вероятно в 1102 году (Филарет, Р. Св., декабрь, стр. 435). Память 29 декабря. Мощи в Антониевой пещере. Там же хранится крест его, внутри пустой, служивший ему мерою для питья воды. 71. Преподобный Ефрем евнух О нем не имеется никаких сведений. 72. Преподобный Арефа, преставися месяца октября в 24 день В послании Симона епископа к черноризцу Поликарпу помещено сказание о том, как украденное у преп. Арефы имение вменилось ему в милостыню (Викторов, Киево-Печерский Патерик, стр. 54). Ум. около 1190 года. Память 24 октября. Мощи в Антониевой пещере. 73. Преподобные Спиридон и Никодим просфорники Печерские Сказание о житии их в послании Поликарпа к Акиндину. Жили в первой половине XII века. Память 31 октября. Мощи в Антониевой пещере. Преподобный Спиридон почивает в положении молящегося. Три первые перста правой руки его соединены совершенно равно, а средний и мизинец пригнуты к ладони. Рука сложена так крепко, что если б кто захотел дать иное положение перстам ее, тот скорее мог бы переломить их, чем разогнуть (Филарет, Р. Св., октябрь, стр. 122). 74. Преподобный отец Авраамий затворник

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Митрополит Флавиан прибыл в Киев 25 февраля 1903 года и поселился в митрополичьих покоях Киево-Печерской лавры. Духовную академию в первый раз он посетил 3 марта во время лекций. Тем же днём отбыл в Петербург на мартовскую сессию Синода, но весь апрель, май, июнь и первую половину июля 1903 года находился в Киеве неотлучно. 12 апреля он совершал литургию Великой субботы в Братском монастыре. В начале мая посещал экзамены студентов академии. Как и все киевские митрополиты, лето он провёл в Голосеевской пустыни, находившейся в пяти верстах от Киево-Печерской лавры, в живописном месте возле Днепра. Именно в этот период, в мае-июле, проходило активное общение митрополита Флавиана со студентами духовной академии, пожелавшими принять монашество: Иваном Поммером, Андреем Грисюком и Петром Белоликовым. Постриг одного из них, Белоликова, митрополит Флавиан совершил за вечерним богослужением в одном из храмов Киево-Печёрской лавры на Преображение Господне вечером 6 августа 1903 года. Пётр впервые услышал своё монашеское имя − «Пимен». Его вторым небесным покровителем стал преподобный Пимен Многоболезненный из собора Киево-Печерских святых. Церковь празднует его память дважды в году − 7/20 августа и 28/11 октября (с собором преподобных Ближних пещер). Видимо, телесное здоровье у его духовного сына на тот момент не было крепким, в одном из рапортов из миссии отец Пимен упоминал о своем ревматизме. О житии преподобного Пимена Многоболезненного известно немного. Его называют русским Иовом. Родители принесли его, от рождения страдавшего тяжелым недугом, в Киево-Печерский монастырь с одной просьбой – молиться инокам за него. Но ночью к больному, давно желавшему монашества, под видом игумена и братии явились ангелы и совершили монашеский постриг. Они предупредили, что выздоровление будет означать для него близкую кончину. В течение недолгой жизни преподобный, действительно, болел непрерывно, имея при этом дар исцелять других. Перед его кончиной над обителью поднялись три огненные столпа. В то утро монах Пимен ощутил себя совершенно здоровым. Он обошёл кельи и попрощался с братией, исцеляя их и являя прозорливость. В пещере преподобного Антония он указал место своего упокоения. При словах: «Вот идут постригавшие меня для принятия души моей!», − тихо предал дух свой Богу. Небесное знамение, явившееся в виде трёх огненных столпов в день преставления преподобного Пимена, описано в летописи под датой 11 февраля 1110 года. Этот день и полагается днём его кончины.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Мучч. Евдокия и Максимилиана . 51 (Евдокия преподобномученица 4 августа? и Максим 13 августа?). V. Муч. Ии . Конст. Кан. Остр. и др. У Терпчгорского преподобномуч. Евдокии (4 авг.) Муч. Фафуила . Дом. Тур. (4 авг. МГр.) Феодосия , игумена оровского. Дом. (8 авг. МГр.) Освящение церкви св. Прокопия близ Хелони. Тур. (4 авг. IV). Пулхерии царицы. Белоз. 493 (10 сент.) Моисея . Син. 1. (вероятно, Боговидец пред Преображением, 4 сент.) Преподобномуч. Иакинфа . 51 (6 июля Комит). 6 I. Св. Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа . Ев. 715 и все. Копт. 1286. М. Р. и В. МКр. М. 12 в. Каноны Космы и Иоанна. Служба. III. Преставление св. Феоктиста , еп. черниговского в XII в. (после 1120 г.). 209. †. 7 I. Св. преподобномуч. Дометия персянина и двух учеников его, † в 363 г. при Иулиане в Сирии в пределах Кирра. М. М. Неап. Кал. Екл. Мст. Рум. М. Р. МКр. Соф. М. XV. Канон Феофана. Служба. М. 11 и 12 в. У. 330 авг. 8. Супр. 245. До Мак. 23 марта †. ЧГр. в. марта 24. 42 окт. 1. Екл. 2 окт. Вас. 244. 349. 1295 окт. 4 Син. 1 мая. 7. мР. В. А. У. 5 июля). Пр. Ора в Фиваиде, † ок. 390. Мак. Шиф. МГр. (Копт. – июля 6. Мюллер и Минь 12 нояб.) Свв. мучч. Марина воина и Астерия синклитика, † 269 в Кесарии палестинской. Ч. М. В. Печ. Пролог, 1429. Мак. МГр. одного Астерия (Муз. 13 муч. Марина 9 авг. М. Р. мР. А. У. П. обоих 3 марта). Пр. Потания чудотворца в мире. Печ. Пролог. (в Мак. 1429. Уид. 85, в Греч. Минеях, у Никод. и других пр. Потамии чудотворицы, † -. Пр. Пимена многоболезненного печерского, † 1110 февр. 11. II. Тем ( μμοι или 10,000) подвижников фиваидских в мире. 1370 и др. Наркисса , патриарха иерусалимского, † ок. 212 г. 1370 и др. (М. Р. 29 окт.) Св. Созонта из Никомидии. Из огня вышел невредим и умер в мире. 1370 и др. Пр- – Суб. 1370. Дост- – Пр. О- – Жил ок. 862 г. Жизнь его – -. Пр. Никанора Чудотворца в горе каллистратовой. Житие – в – -рхие гребневской. Никод. Пр. Домет- на Афоне в го- фило- монастыря в XVI в. IV. Память избавления Царьграда отв- и -ров при имп. Ираклии в 626. Конст. -? (ЧГр. у Лямбец. – 253 -).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

2970 Лаврентьевская лет: «В лто 1036 иде рославъ Новугороду и посади сына своего Володимера Новгород епископа постави Жидту» (В год 1036 поехал Ярослав в Новгород и посадил (на княжение) сына своего Владимира в Новгороде. Епископа поставил Жидята [Луку]) (ПСРЛ. Т. 1 Стб. 150–151) Дата преставления различается в Никоновской и в Софийской первой лет.: 1059 и 1060 гг. соответственно. В числах оба источника сходятся – 15.10 (ПСРЛ. Т. 9. С .91; Т. 6. Стб. 183). Память в Соборе Новгородских святых в 3-ю Неделю по Пятидесятнице. 2971 По Никоновской лет., дата хиротонии – 1060 г., по Софийской – 1061 г. (ПСРЛ. Т. 9. С. 92; Т. 6. Стб. 184) Предпочтительной кажется вторая дата: временной интервал до поставления следующего епископа должен быть значительным. О насильственной смерти еп. Стефана в Софийской лет. говорится следующее: «И иде владыка Стефанъ въ Киевъ, и тамо свои холопи удавиша его». Дата в обоих случаях одинакова – 1068 г. (ПСРЛ. Т. 6. Стб. 189; Т. 9. Стб. 96). 2972 Упоминается в 1071 г. в связи с мятежом язычников в Новгороде (ПСРЛ. Т. 6. Стб. 196. Т. 9. Стб. 99 и др.). Дата преставления – 1077 г. (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. Стб. 18), причем в приложении к лет. указано, что скончался, покусанный собственным псом (Там же. Стб. 473). 2973 Первая дата по Никоновской лет. – ПСРЛ. Т. 9. Стб. 109. Местночтимый святой Новгородской епархии. 2974 Дата поставления – по Никоновской лет. (ПСРЛ. Т. 9. Стб. 125). Дата преставления – 31.01.1109 (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. Стб. 203), 01.01.1109 (Никоновская лет.; ПСРЛ. Т. 9. Стб. 141), 15.01.1109 (ПСРЛ. Т. 6. Стб. 218). Дата в списке считается общепризнанной. Память – 31.01, 30.04, 14.05. 2975 Дата поставления различается – 1108 г. в Никоновской, 1110 г. – в Софийской лет. (ПСРЛ. Т. 9. Стб. 141; Т. 6. Стб. 218). Противоречие разрешает Новгородская Первая лет.; «В лто 1110. Прииде в Новъгород архиепископъ Иоанн, мсяца декабря въ 20» (ПСРЛ. Т. 3. С. 203). (В год 1110 прибыл в Новгород архиепископ Иоанн, 20 декабря). Полагаем, что поставление относится к 1110 г. «Въ лто 6638 Въ се же лто отвьржеся архепископъ Иоанн Новагорода» («В этот год отвергся архиепископ Иоанн Новгорода») (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. Стб. 473; Никоновская лет. ПСРЛ. Т. 9. Стб. 156).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Об этой повязке летописец замечает: «...еже носит Всеслав и до сего дне на собе», – а он умер в 1101 г. Если так, то можно предполагать, что летопись Нестора начиналась временами Ярослава 1. С большей уверенностью можно думать, что летопись прервалась именно на 1110 г. и что заключительная приписка Сильвестра не случайно помещена под этим годом. На это указывает самое описание 1110 г. в Лаврентьевском списке, сохранившем Сильвестрову приписку. Потому ли, что весть о случившемся не всегда скоро доходила до летописца, или по другим причинам, ему иногда приходилось записывать события известного года уже в следующем году, когда становились известны их следствия или дальнейшее развитие, о чем он и предуведомлял при описании предыдущего года как будто ante factum. Он, впрочем, иногда оговаривался, что это не предвидение, а только опоздание записи: «еже и бысть, якоже скажем после в пришедшее лето», т. е. когда будем описывать наступивший год. То же случилось и с 1110 г. Над Печерским монастырем явилось знамение, столп огненный, который «весь мир виде». Печерский летописец истолковал явление так: огненный столп – это вид ангела, посылаемого волею Божией вести людей путями промысла, как во дни Моисея огненный столп ночью вел Израиля. Так и это явление, заключает летописец, предзнаменовало, «ему же бе быти», чему предстояло сбыться и что сбылось: на следующее лето не этот ли ангел был (нашим) вождем на иноплеменников и супостатов? Летописец писал это уже в 1111 г., после страшного мартовского поражения, нанесенного русскими половцам, и слышал рассказ победителей об ангелах, видимо помогавших им в бою, но почему-то, вероятно за смертию, не успел описать этих событий 1111 г., на которые намекал в описании 1110 г. В Ипатьевском списке то же знамение изображено, как в Лаврентьевском, лишь с некоторыми отступлениями в изложении. Но под 1111 г. в рассказе о чудесной победе русских то же знамение описано вторично и иначе, другими словами и с новыми подробностями, хотя и со ссылкой на описание предыдущего года, и притом приурочено к лицу Владимира Мономаха , являющегося главным деятелем подвига, в котором участвовало 9 князей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Но так как они (Болеслав и Мешко. – Сост.) опасались, что их брат, родившийся от другой матери и старший по возрасту, князь Владислав (Ladizlaus) 917 опередит их в любви [к нему] народа, решили отдать ее, едва трехлетнюю, замуж за некоего сына короля Руси (Ruzzia) ради союза [с ним] 918 . [Саломея вручила цвифальтенским монахам многочисленные дары, в том числе и руку св. Стефана без большого перста. Они вернулись в Цвифальтен 1 апреля 1141 г.] (Ortl. 1978. Р. 124–130) 904 Либо германский император Генрих IV (по счету, принятому и в современной историографии), либо его сын Генрих V, как нередко считали в средневековье; двойственность объясняется тем, что Генрих I, основатель Саксонской династии германских королей, не был императором. 905 Несомненно, Болеслав III. В таком случае сочетание имен Болеслава III и Генриха IV или V указывало бы или на 1102–1106, или на 1106–1125 гг. 906 Время брака, несмотря на двусмысленную широту хронологических указаний «Перенесения» (см. предыдущее примеч.), можно установить с известной определенностью. Женитьба Петра Влостовича на русской княжне – независимо от того, предшествовала ли она похищению 1122 г. или следовала за ним (см. примеч. 911) – не могла намного отстоять от этой даты. Следовательно, рождение будущей супруги Петра приходится отнести к периоду ок. 1100 – ок. 1110 гг., а брак ее родителей – ок. 1090 – ок. 1110 гг.; если же всерьез принимать в расчет датировку «Перенесения», то оба эти отрезка надо сузить до 1103 – ок. 1110 гг. В зависимости от принимаемой гипотезы о происхождении русской жены «Патрикия»- Петра (см. примеч. 910) этим «королем Руси» считают то киевского князя Святополка Изяславича (Лопарев 1902. С. 419. Примеч. 9; Balzer 1895. S. 123–124; Baumgarten 1927. Table II. N З/III; Свердлов 2. С. 245. Коммент. 3; и др.), то его двоюродного брата Олега Святославича, одного из черниговских князей (Wlodarski 1966. S. 48–49; Пашуто 1968. С. 424. Табл. 5. 4). Первая из гипотез покоится на весьма зыбком основании – легенде XVII в. о принесении в Киев мощей св. Варвары якобы женой Святополка Варварой, дочерью византийского императора Алексея I Комнина (о недостоверности этого предания см.: Янин 1. С. 84; Kazhdan 1990. Р. 419). Вторая выглядит, пожалуй, прочнее: о первом, греческом, браке Олега с некоей Феофано Музалониссой позволяют догадываться сфрагистические данные (Янин 1965. С. 76–90), в последнее время поставленные, правда, под сомнение (Чхаидзе 2007. С. 155–170), но вряд ли оправданно. Однако предположение об Олеге как тесте Петра Влостовича наталкивается на чисто хронологические препятствия – ведь женитьбу Олега на Феофано принято относить к началу 1080-х гг. Вопрос следует признать открытым.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010