До Мстислава, сына Святополка, дошел слух, что Феодор нашел много сокровища в пещере. Призвав Феодора, князь спросил его: точно ли нашел он сокровище? «Правда, князь, видел я сокровище в пещере», отвечал Феодор». «И много золота, серебра, сосудов? Кем, слышно, все это положено?» поспешно спросил князь. Старец отвечал: «в житии св. Антония рассказывается, что здесь была поклажа варягов, да и сосуды – латинские, – почему и пещера поныне называется варяжскою пещерою. Золота и серебра там многое множество». – Покажи же мне эти сокровища, сказал князь, я поделюсь с тобою и ты будешь другом мне и отцу моему Святополку (Святополк тогда был в Турове). Старец отвечал: «Бог видит мое сердце, добрый князь: возлюбленный брат мой Василий часто говорил мне, чтобы не погубил я души прелестию богатства и мы закопали латинское добро в землю. По милости своей Бог отнял у меня память и теперь я не знаю, где оно сокрыто». Мстислав, не довольствуясь таким ответом, приказал сильно мучить Феодора; его мучили до того, что власяница была смочена кровию его; затем приказано было повесить его стремглав в сильном дыму и подложить под него огонь. Князь велел бить и Василия без пощады; быв шумен от вина и рассвирепев, он взял стрелу и пустил ее в Василия. Оба друга скончались в следующую затем ночь. Спустя немного времени и сам Мстислав застрелен был на городской стене, по пророчеству Василия. Он бился с Давидом Игоревичем и тогда узнал стрелу, которою застрелил Василия: «умираю, сказал он, за преподобных Василия и Феодора». Так повествует блаж. Поликарп 81 . По летописи, Печерский монастырь сожжен был половцами в 1096 г. 82 ; а Феодор, уже состарившийся, построил после того келью в обители и жил уже недолго; кн. Мстислав, по летописи 15 июля 1099 г., на стене владимирской крепости, неожиданно «сквозь отверстие доски поражен был стрелою под пазуху и в следующую ночь скончался» 83 . По этому видно, что блаж. кончину св. Феодора и Василия надобно отнесть к 1098 г. и согласно с святцами к 11 августа 84 . Мощи св. Феодора и Василия похоронены были в варяжской пещере, в которой подвизались они, а потом перенесены были в Антониеву пещеру, где и ныне покоятся 85 . Закладенный вход в варяжскую пещеру ныне видят близ затвора пр. Лаврентия. Недавний и неоднократный осмотр этой пещеры показал, что в ней было довольно затворнических келий с седалищами. Составленные из разноцветных песков келии и седалища представляются как бы покрытыми полосатою материею. Итак там, где прежде скрывались бродяги, занимавшиеся грабежом, подвизались потом рабы Божии и освятили разбойнический притон своими молитвами и подвигами 86 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В каноне иеромонаха Мелетия Сирига службы во 2-ю Неделю Великого поста упоминаются и многие другие святые. Это первосвятители Русской земли: Михаил, первый митрополит Киевский (†992; память 30 сентября); Иларион, митрополит Киевский, первый из русских удостоенный первосвятительского сана (†ок. 1053; память 21 октября); Петр, митрополит Московский (Киевский) и всея России (†1326; память 21 декабря); Алексий, митрополит Московский (Киевский) (†1378; память 12 февраля); Иона, митрополит Московский (†1461; память 31 марта); Филипп, митрополит Московский (Ц569; память 9 января); Фотий, митрополит Московский (1431; память 2 июля); Киприан, митрополит Московский (†1406; память 16 сентября); Ефрем, по всей вероятности, Переяславский епископ (†1098; память 28 января), Николай (в древней России с именем Николай известно было три святителя: 1-й Николай, Грек, митрополит Киевский (1098–1101; 2-й Николай, епископ Переяславский, бывший в XI веке – см. П. Строев «Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви». СПб., 1877, стлб. 1047 – далее. П. Строев «Списки иерархов...» и 3-й Николай, епископ Тмутараканский (Карамзин, История..., 11 прим. 201). Думают, что упоминаемый в каноне преподобным Печерским есть Николай, епископ Тмутараканский); Никита, епископ Новгородский (†1109; память 31 января); Исайя, епископ Ростовский (†1090; память 15 мая); Мина, неизвестно какой епархии епископ; Лука, или Новгородский (†1060; память 15 октября), или Белгородский епископ (†1088: см. П. Строев «Списки иерархов...», стлб. 1047); Феоктист, епископ Черниговский; он был избран на святительскую кафедру из Киево-Печерских игуменов (†1123; память 6 августа). В каноне иеромонаха Мелетия Сирига эти святители воспеваются в 1-м тропаре 9-й песни. Во 2-м тропаре 9-й песни канона иеромонаха Мелетия Сирига упоминаются святители: Леонтий, епископ Ростовский (обретение мощей 1164; память 23 мая); Стефан, епископ Волынский (†1094; память 27 апреля); Герман, епископ Новгородский (1078–1096; память 10 февраля); Нифонт, епископ Новгородский (†1156; память 8 апреля); Марин, вероятно, епископ Юрьевский (1091–1095) (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Игнатием, бывшим впоследствии митроп. Никейским († не ран. 860.Ф. А. Ч. Истор. обз. песнопев-Чернигов 1864, ст. 334), доселе печатается у нас для пения по средам. В каноне Богоматерь называется «стена необоримая» (седал.), «градовъ и весей непобедимое христианское въ бедахъ хранилище и npeдrpaдie»: (пес. 4, трп. 1), «тобою», говорится, «нершимь нашъ градъ сохраняется» (пес. 3. трп. 1). Поэтому не случайно, думаю, когда говорилось о заложении церкви, прибавлено было «в среду». Не ещё ли здесь основание приписать Мономаху ведение мемуаров? 11 Здесь между летописями Ипатской и Лаврентьевской разногласие в годе. Мы берем показание Платовой вот почему: Ипатская и Лаврентьевская согласны в годе перехода Мстислава из Новгорода в Белгород, а по Новгородской первой это произошло 17-го марта (выезд из Новгорода). Ипатская, ведённая по сентябрь этого года современником, рассказывает после этого, о походе на Ярославца (1-м) и подробно, поход этот Лаврентьевская относит уже к следующему году, только изменяя глагол иде (И.) на ходи ихарактерно для современника и позднейшего летописца!). Стояли у Владимира 60 дней, а потому возможно, что поход, начавшийся в августе, кончился в сентябре, когда умер Лазарь Переяславский. Есть наклонность в летописи отмечать церковные события по сентябрьскому году, и потому летописец мог где-нибудь найти известие о смерти Лазаря под 6626 сентябрьским годом, отчего бегство Ярославца после 1-го января он обозначает уже 6627 мартовским годом, но оно предшествует смерти Алексия Комнена, и эта смерть (15-го августа 1118 г.) попадает у него под этот же год. Продолжатель Ипатской, не современник уже, делает другую ошибку, ставя, вероятно, с поля известие о посылке Романа и следующее за тем известие о смерти Алексия перед известием о бегстве Ярослава, которое отнесено правильно к 6626 году и сопровождается прямо известием о смерти Романа. 12 Здесь я опять следую Ник. Л. (П.С. IX, 138), потому что указание на 11 августа не противоречит имени князя: если не в 8, то в 9 день – 19 августа совершается память св. м. Андрея Стратилата, затем при рождении Андрея Владимировича 11 августа зачатие его падает на 1-ую половину ноября, что, вероятнее, чем конец февраля 1102 г., приходящийся на первые недели поста, судя по известной религиозности наших предков и при совете св. ап. Павла 1Кор.7:5 . 13 О походе 1098 года выше мы впрочем предположили, что его можно усматривать в словах: «и на бъ идохо с стополко». Поход на Лучск, может быть, оставил свой след в одном слове и рополкъ, которое, может быть, следует отделять от оумре, относя последнее слово к отцу Мономаха. В этом случае приходится видеть пропуски после слов: «и рополкъ и «с стополко».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Monom...

26) Полотск считался важнее Новгорода, хотя неизвестно, в силу-ли большого развития своей торговли сравнительно с последним, или вследствие того, что его жители более нуждались в княжеском управлении и потому более ценили его преимущества. 27) В летописи под 6604 годом а) в нелю вечера следует читать: « в неделю тець вечера», то есть, вечером, во время вечерни, в неделю свв. отцов 1-го собора=25-го мая 1096 года; б) не описка; в) рассказ о событиях составлен по разным источникам, из которых один – летопись Печерского монастыря; г) другой принадлежит перу переяславца, который оставил, вероятно, и известие о закладке Богородичной церкви в Смоленске и смерти Всеслава Полотского. 28) Ростов назначен был Юрию, ещё младенцу, вероятно, по просьбе ростовцев, Всеволодом. В Ростове Юрий и воспитывался под надзором своей матери, второй жены Мономаха, у которой здесь же в Ростове и родились Роман, вероятно, 11–18-го ноября 1098 года, и Андрей 11-го августа 1102 года. 29) Смоленский кафедральный собор во имя Божией Материи Одигитрии основан 7-го марта, а торжественпо заложен 2-го мая 1100 г.; то и другое произошло в среду. 30) Всеслав Брячиславич Полотский умер в субботу 14-го апреля 1100 года. 31) Юрий в 1134–1135 году построил целый ряд крепостей (городов) по берегам Волги для защиты со стороны Новгорода. 6 городков, взятые здесь в 1149 году новгородцами, построены были, вероятно, в этом году и были: Скнятинь, Устье Кашинское, Городище (Городецъ), Прилуки, Ченцы (Святославле поле?) и Углече Поле. Отдавая в 1135 году Ростов и Суздаль Ярополку, Юрий оставил за собою эту полосу. 32)  Ждан, Ждьн гора, где произошла битва между новгородцами и ростовцами 26-го января 1135 года, есть небольшое плоскогорье, на котором лежат село Жданово и деревня Жидинина в Мышкинском уезде Ярославской губернии. 33) Городец, упоминаемый в 1237 году, есть нынешняя деревня Городище на Волге в Калязинском уезде, Тверской губернии. 34) Говоря, что первый поход совершён им был « скоз втич», Мономах указывает этим на опасность его. Опасностью этого пути объясняется и направление, избранное св. Глебом. Память об этой опасности уцелела и в сказаниях наших былин о Соловье разбойнике и о других препятствиях «дорожки прямоезжей».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Monom...

† ок. 1098 г. Свт. Ефрем, еп. Переяславский, в киевских Ближних пещерах почивающий (28 января). † 1098, 11 августа Св. прмч. Феодор Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий. † 1098, 11 августа Св. прмч. Василий Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий. † после 1098 г. Прп. Захария Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (24 февраля). † ранее XII в., 2 апреля Свт. Савва, архиеп. Сурожский (15 декабря – Собор Крымских святых). XI-XII вв. Прп. Марк гробокопатель, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (29 декабря). XI-XII вв. Прп. Феофил слезоточивый, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (29 декабря). XI-XII вв. Прп. Иоанн богоугодник, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (29 декабря). XI-XII вв. Прп. Феофил другой, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (28 сентября – Собор Ближних пещер). XI-XII вв. Прп. Феодосии другой, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (28 сентября – Собор Ближних пещер). XI-XII вв. Прп. Иоанн другой, «пещерник», Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (28 сентября – Собор Ближних пещер). XII-XIII вв. Прп. Онуфрий молчаливый, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (21 июля). XII-XIII вв. Прп. Онисим затворник, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (4 октября, 21 июля). XII-XIII вв. Прп. Елладий затворник, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (4 октября). XII-XIII вв. Прп. Авраамий затворник, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (29 октября). XIII в. до 1240 г. † после 1205, 29 января Свт. Игнатий, еп. Смоленский (в неделю пред 28 июля – Собор Смоленских святых). † 1206, 19 марта Св. блгв. кнг. владимирская Мария (в иночестве Марфа). (23 июня – Собор Владимирских святых). † 1212, 14 апреля Св. блгв. кн. владимирский Всеволод (в крещении Димитрий), Большое Гнездо (23 июня – Собор Владимирских святых). † 1214, 17 января Свт. Иоанн, еп. Ростовский (23 мая – Собор Ростовских и Ярославских святых). † ок. 1218 г. Прп. Досифей II, игумен киево-печерский, в Дальних пещерах почивающий (28 августа – Собор Дальних пещер).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В 1760 году над пещерами была построена каменная церковь в честь Воздвижения честного Креста. В 1886 году при Киевском митрополите Платоне празднование памяти Собора святых Ближних пещер было перенесено на 28 сентября в соответствии с совершаемым 28 августа празднованием памяти Собора святых Дальних пещер. В Собор святых Ближних пещер входят: преподобный Антоний Первоначальник (†1073; память 2 сентября и 10 июля), преподобный Прохор Чудотворец, называемый Лебедником (†1107; память 10 февраля), преподобный Иоанн Постник (XII; память 7 декабря), праведная Иулиания дева, княжна Ольшанская (†ок. 1550; память 6 июля), преподобномученики Василий и Феодор († 1098; память 11 августа), преподобный Поликарп, архимандрит Печерский († 1182; память 24 июля), преподобный Варлаам, игумен Печерский († 1065; память19 ноября), преподобный Дамиан пресвитер, Целебник († 1071; память 5 октября), преподобный Никодим Просфорник (XII; память 31 октября), преподобный Лаврентий Затворник, епископ Туровский († 1194; память 29 января), преподобный Афанасий Затворник († ок. 1176; память 2 декабря), преподобный Еразм Черноризец († ок. 1160; память 24 февраля), преподобный Лука, эконом Печерский (XIII; память 6 ноября), преподобный Агапит, врач безмездный († ок. 1095; память 1 июня), преподобные Феофил Слезоточивый и Иоанн Богоугодный, во единой раке (XII; память 29 декабря), преподобный Нектарий Послушливый (XII; память 29 ноября), преподобный Григорий Иконописец (XII; память 8 августа), преподобномученик Кукша, просветитель вятичей († после 1114; память 27 августа), преподобный Алексий Затворник (XIII; память 24 апреля), преподобный Савва Богоугодник (XIII; память 24 апреля и 27 августа), преподобный Сергий Послушливый (XIII; память 7 октября и 27 августа), священномученик Меркурий, епископ Смоленский († 1239; память 24 ноября и 7 августа), преподобный Пимен Многоболезненный († 1110; память 7 августа), преподобный Нестор Летописец († ок. 1114; память 27 октября), преподобномученик Евстратий († 1097; память 28 марта), преподобный Елладий Затворник, постник (XII-XIII; память 4 октября), преподобный Иеремия Прозорливый († ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

При возобновлении пещер, поврежденных землетрясением, было открыто несколько мощей древних подвижников и устроен храм в честь Воздвижения Честного Креста (Архимандрит Иннокентий к Гербинию, 1674 г. Kiowia Subterranea, р. 43). В 1760 году над пещерами была построена каменная церковь в честь Воздвижения Честного Креста. В 1886 году при Киевском митрополите Платоне празднование памяти Собора преподобных Ближних пещер было перенесено на 28 сентября в соответствии с совершаемым 28 августа празднованием памяти Собора преподобных Дальних пещер. Предполагают, что канон преподобным отцам, почивающим в Ближних пещерах, составлен святителем Димитрием, митрополитом Ростовским. Известно, что ему принадлежит 2-й канон службы преподобным Антонию и Феодосию на 2 сентября. В Собор преподобных отцов Ближних пещер входят (в скобках приводится дата кончины и основной памяти): преподобный Антоний Первоначальник (†1073; память 10 июля и 2 сентября), преподобный Прохор Чудотворец, называемый Лебедником ( †1107; память 10 февраля), преподобный Иоанн Постник (XII; память 7 декабря), преподобная Иулиания дева, княжна Ольшанская (†ок. 1550; память 6 июля), преподобномученики Феодор и Василий (†1098; память 11 августа), преподобный Поликарп, архимандрит Печерский (†1182; память 24 июля), преподобный Варлаам, игумен Печерский (†1065; память 19 ноября), преподобный Дамиан пресвитер, Целебник (†1071; память 5 октября), преподобный Никодим Просфорник (XII; память 31 октября), преподобный Лаврентий Затворник, епископ Туровский (XII; память 29 января), преподобный Афанасий Затворник (†ок. 1176; память 2 декабря), преподобный Еразм Черноризец (XII; память 24 февраля), преподобный Лука, эконом Печерский (XIII; память 6 ноября), преподобный Агапит, врач безмездный (†ок. 1095; память 1 июня), преподобные Феофил Слезоточивый и Иоанн Богоугодный, во единой раке почивающие (XII; память 29 декабря), преподобный Нектарий Послушливый (XII; память 29 ноября), преподобный Григорий Иконописец (XII; память 8 августа), священномученик Кукша, просветитель вятичей (XII; память 27 августа), преподобный Алексий Затворник (XIII; память 24 апреля), преподобный Савва Богоугодник (XIII; память 24 апреля), преподобный Сергий Послушливый (XIII; память 7 октября), преподобный Меркурий, епископ Смоленский (†1239; память 7 августа), преподобный Пимен Многоболезненный (†1110; память 7 августа), преподобный Нестор Летописец (†1114; память 27 октября), преподобномученик Евстратий (†1097; память 28 марта), преподобный Елладий Затворник (XII–XIII; память 4 октября), преподобный Иеремия Прозорливый (XI; память 5 октября), преподобномученик Моисей Угрин (†ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Именины в августе Августовские православные праздники Август в церковном календаре начинается с празднования памяти преподобного чудотворца Серафима Саровского, одного из самых почитаемых русских святых. 1 августа, 2010 Август в церковном календаре начинается с празднования памяти преподобного чудотворца Серафима Саровского, одного из самых почитаемых русских святых. Именины в августе. Всё о том, как назвать ребенка, мальчика и девочку, рожденного в августе по православному календарю. Список августовских имен по святцам. Именины в августе 1 августа — Варлаам, Григорий, Дмитрий, Митрофан, Роман, Серафим, Степан, Тихон. 2 августа — Афанасий, Илья. 3 августа — Анна, Георгий, Евгений, Иван, Петр, Семен, Федор. 4 августа — Алексей, Корней, Корнилий, Мария, Михаил, Фока. 5 августа — Анна, Андрей, Аполлон, Виталий, Трофим, Федор 6 августа — Анатолий, Афанасий, Борис, Глеб, Давид, Иван, Иларион, Кристина, Николай, Поликарп, Роман, Христина. 7 августа — Александр, Анна, Ираида, Макар, Олимпиада. 8 августа — Моисей, Прасковья, Федор. 9 августа — Анфиса, Герман, Климент, Наум, Николай, Пантелеймон, Савва. 10 августа — Анастасия, Антонина, Василий, Елена, Ефим, Иван, Ирина, Мавра, Моисей, Никанор, Николай, Павел, Прохор, Юлиан. 11 августа — Алексей, Кузьма, Константин, Михаил, Николай, Роман, Серафим, Серафима, Феодосий. 12 августа — Агния, Анатолий, Ангелина, Аполлон, Валентин, Герман, Иван, Лука, Максим, Павел. 13 августа — Анна, Антон, Арсений, Василий, Вениамин, Владимир, Георгий, Евдоким, Елизавета, Иван, Иосиф, Константин, Максим, Николай, Сергей, Степан, Юрий. 14 августа — Александр, Антон, Гурий, Леонтий. 15 августа — Василий, Никодим, Степан. 16 августа — Антон, Кузьма. 17 августа — Антон, Денис, Евдокия, Иван, Константин, Максимилиан. 18 августа — Дарья, Евдокия, Ефим, Иван, Кристина, Максимилиан, Мария, Нонна, Симон, Христина. 20 августа — Александр, Алексей, Антон, Афанасий, Василий, Дмитрий, Иван, Митрофан, Наркисс, Михаил, Никанор, Петр, Феодосий. 21 августа — Герман, Григорий, Емельян, Иосиф, Леонид, Мирон, Моисей, Никодим. Николай, Савва, Федор.

http://pravmir.ru/imeniny-v-avguste/

В тексте отмечены те выражения, которые указывают на какие-то, как будто предстоящие, прения с латинянами, на имеющийся в виду случай, когда латиняне могут представить свои обвинения против греческой церкви, и т. д. Нам кажется, таким образом, что самое содержание послания ο заблуждениях латинян и его тон дают право сопоставить его появление с известием Готфрида Малатерры, писателя современного, ο соборе, предположенном на 1091 год в Константинополе с целью примирения обеих церквей. Мы можем прибавить к этому, что послание писано Феофилактом уже в звании архиепископа, как это прямо сказано в самом начале, следовательно, после 1089 и не в начале 1090 года. Оно писано не позднее 1108 года, потому что около этого времени прекращается переписка Феофилакта с друзьями и покровителями, что предполагает конец его деятельности и самой жизни. Что послание написано архиепископом Болгарским не из одной потребности высказать свой взгляд на причины церковного разделения, взгляд, не многими разделяемый, хотя весьма авторитетно развитый еще патриархом Антиохийским Петром, это видно из вступительных строк сочинения, где сказано, что «настоящее время, как суровый и грубый привратник, как бы выталкивает этот вопрос на обсуждение». Есть известие ο дальнейших сношениях между Греками и латинянами в промежутке между 1090 и 1108 годами в видах обсуждения того же самого вопроса ο соединении церквей. Греки присутствовали на «всеобщем» соборе, созванном папою в городе Бари в 1098 году, и подняли вопрос об исхождении Святого Духа, но были, будто бы, побеждены в диспуте Ансельмом Кентерберийским (Florentii Wigorniensis historia, MG. SS. V, 564. Cp. Lupus protospat., MG. SS. V, 63. Об этих попытках примирения церквей в XI и XII в. есть статья игумена Арсения в Журнале Министерства Народного Просвещения Ч. 133 (1867 г.), Отд. II, стр. 499 сл.: там, на стр. 503, говорится и ο соборе Барийском). Но едва ли Барийский собор 1098 года так близко интересовал клир Софийской церкви в Константинополе; Греки, спорившие на нем с Ансельмом, могли быть просто местные Греки, Притом, 1098 год – это не было уже такое суровое время, как предшествовавшие годы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Первоначально крестоносцы отнеслись к И. О. с почтением. Папский легат Адемар де Монтейль, еп. г. Ле-Пюи, утвердил его в сане патриарха, главы как правосл., так и лат. духовенства Антиохии. Однако вскоре отношения легата и патриарха изменились. Такой вывод сделал С. Рансимен из текста послания Адемара папе Урбану II, написанного в 1098 г. от лица Иерусалимского патриарха Симеона как предстоятеля всех христиан Ближ. Востока без упоминания об Антиохийском патриархе и его правах. Адемар был единственным из предводителей крестового похода, кто пытался вести диалог с православными. После его смерти 1 авг. 1098 г. нетерпимость крестоносцев по отношению к вост. христианам усилилась. 11 сент. вожди армии крестоносцев направили папе письмо с предложением прибыть на Восток и принять Антиохийский престол как 2-ю наряду с Римом кафедру ап. Петра. Это приглашение при всей своей нереалистичности имеет значение только как демонстрация пренебрежения крестоносцев к правосл. Антиохийскому патриарху. В окт. 1098 г. крестоносцы захватили мусульм. г. Эль-Бара близ Апамеи и поставили туда лат. епископа. Хотя в городе до того не было правосл. иерархии, этот акт стал первым шагом к созданию на Ближ. Востоке параллельных лат. церковных структур. По соглашению между вождями крестового похода власть над Антиохией принял кн. Боэмунд Тарентский . Среди крестоносцев он был наиболее враждебно настроен к Византии и к правосл. Антиохийскому патриарху, которого считал агентом влияния К-поля. Уже в авг. 1099 г. Боэмунд предпринял неудачную попытку отнять у византийцев Лаодикию (ныне Латакия, Сирия), за год до того занятую силами визант. наместника Кипра. Боэмунд благодаря тесным связям с новым папским легатом Даибертом , к-рый в кон. 1099 г. стал лат. патриархом Иерусалима, мог полностью игнорировать И. О. Даиберт, нарушив права И. О., поставил в Иерусалиме лат. епископов в антиохийские епархии Тарс, Арта, Мамистра и Эдесса. Крестоносцы подозревали И. О. в подготовке заговора с целью сдачи Антиохии византийцам. В результате давления с их стороны И. О. был вынужден покинуть город и вернуться в К-поль (авг.-сент. 1100). На его место Боэмунд поставил лат. еп. Арты Бернарда Валенсийского. Зап. хронисты утверждали, что И. О., покидая Антиохию, добровольно сложил с себя сан, однако в действительности И. О. отрекся от престола только в К-поле, с тем чтобы последовавшие за ним в изгнание правосл. епископы избрали ему преемника из своей среды. Отречению И. О. предшествовал конфликт с монахами к-польского мон-ря Богородицы Одигон , где находилось подворье Антиохийских патриархов. По мнению исследователей, в это время И. О. написал соч. «О бегстве», в котором он осудил порядки монастырской общины подворья ( Gautier. 1964. P. 146-157). Сохранился акт об отречении И. О., составленный его учеником Мелетием и датированный окт. 1100 г. (Ibid. P. 136-141).

http://pravenc.ru/text/469626.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010