К., 1997. С. 147). Имя Е. под 14 февр. и 28 марта имеется в месяцесловах, включенных в изданные в Киево-Печерском мон-ре «Анфологион» (К., 1619) и «Полуустав» (К., 1643), а также в рукописном Месяцеслове келаря Троице-Сергиева монастыря Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. (РГБ. МДА. 201. Л. 312, 313 об.; ср.: ГИМ. Син. 901. Л. 100 об., 122). В «Похвальном слове русским преподобным» 40-х гг. XVII в. соловецкого книжника Сергия (Шелонина) кратко пересказан патериковый сюжет и говорится о Е., что он «исповедания ради обличивша июдеом еже на Спаса неистовство» ( Панченко О. В. Из археографических разысканий в области соловецкой книжности. I: «Похвальное слово русским преподобным» - соч. Сергия Шелонина: (Вопросы атрибуции, датировка, характеристика авторских редакций)//ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 578). Е. как «вторый Илия колесничник» прославляется в 5-м тропаре 7-й песни канона преподобным отцам Ближних пещер кон. XVII в. (Службы преподобным отцам Печерским. К., 1763. Л. 54; Минея (МП). Сент. С. 827). Общецерковное почитание Е. установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым разрешалось печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. Е.) в общецерковные московские месяцесловы. В 1843 г. установлено празднование Собору всех Киево-Печерских святых и святых, в Малой России просиявших. Память Е. празднуется особой службой с полиелеем (Минея (МП). Март. Ч. 2. С. 258-269). Несмотря на то что в патерике дата кончины святого не названа, в церковной традиции днем памяти Е. (по крайней мере с XVII в.) считается 28 марта. Шахматов отметил, что на этот день Пасха во 2-й пол. XI в. приходилась в 1087, 1092 и 1098 гг. ( Шахматов А. А. Разыскания о древнейших рус. летописных сводах. СПб., 1908. С. 276. Примеч. 1). Однако, как пишет Карпов, согласно патерику, «умер преподобный не в самый день распятия, а на 15-й день - 28 же марта ни при каких обстоятельствах не может быть 15-м днем после Пасхи» ( Карпов. 1997. С. 10. Примеч. 9). В 1097 г. Пасха праздновалась 5 апр.

http://pravenc.ru/text/187511.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография ИОАНН (Илия; † 1186), свт. (пам. 7 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в соборе Новгородских святых), архиеп. Новгородский ИОАНН († после 1214), еп. Ростовский, Суздальский и Владимирский, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ИОАНН († ок. 825), митр. Халкидонский, исповедник, свт. (пам. греч. 18 июля; пам. визант. 17, 18, 19, 28, 29 июля) ИОАНН (Максимович Иван; 1651-1715), митр. Тобольский и всея Сибири, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 20 сент.- в Соборе Брянских святых) ИОАНН (Саакадзе Иосиф Георгиевич) (1660/66 - 1751), еп. Манглисский Восточногрузинского Католикосата, свт. (пам. груз. 28 марта) ИОАНН († 2-я четв. XIV в.?), блгв. кн. путивльский, мч. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших). ИОАНН [Иоанн Пустынник; арм. Иоанн Гбеци] († IV в.), прп. (пам. 29 марта; пам. греч. 30 марта; пам. арм. 20 мая и в 1-й четверг дек.) ИОАНН Власатый, Каргопольский († 1612, или 1622, или 1592), прп. (память в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе Всех святых, в земле Российской просиявших) ИОАНН († 1615), затворник, Псковский, прп. (пам. в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) ИОАНН († после 1097, вероятно, ранее 1108), игум. Киево-Печерского мон-ря, прп. (пам. во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ИОАНН Многострадальный, пещерник (XII в.), прп. (пам. 18 июля, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских прп. отцов, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских прп. отцов, в Ближних пещерах почивающих) ИОАНН (XIII в.?), постник, прп., Киево-Печерский (пам. 7 дек., во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских прп. отцов, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских отцов, в Ближних пещерах почивающих) ИОАНН мон. Иверского мон-ря (Ивирон) на Афоне, груз. книжник, каллиграф (кон. X - нач. XI в.), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 31 июля)

http://pravenc.ru/rubrics/122298_79.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕВСТРАТИЙ ПЕЧЕРСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Страдания преподобномученика Евстратия Печерского. Евстратий Печерский (+ 1097 ), преподобномученик Память 28 марта , в Соборах прпп. отцов Киево-Печерских Ближних пещер и всех прпп. отцов Киево-Печерских , а также Киевских святых Родился в XI веке в Киеве в богатой семье. С возрастом он принял монашеский постриг в Киево-Печерском монастыре , раздав свое имение нищим. Преподобный Евстратий смиренно проходил послушание в обители, строго исполняя молитвенное правило и проводя дни в постничестве и воздержании. Когда в 1096 году на Киев напали половцы и разорили Печерский монастырь, истребив многих иноков, преподобный Евстратий был взят в плен и вместе с тридцатью монастырскими рабочими и двадцатью киевлянами продан в рабство одному иудею, жившему в городе Корсуни . Богопротивный еврей стал принуждать пленников отречься от Христа, угрожая противящихся уморить голодом в оковах. Но мужественный инок Евстратий молитвенно укреплял и поучал своих братий-христиан духовными наставлениями. Все они предпочли лучше умереть, но не отречься от Христа. Истощенные голодом и жаждой, все пятьдесят пленников через несколько дней умерли. Только один преподобный Евстратий остался жив, потому что с юных лет привык к посту. Томимый голодом, он уже в течение четырнадцати дней не прикасался к пище и воде. Нечестивый еврей, видя, что из-за черноризца пропали его деньги, заплаченные за пленных, решил отомстить святому иноку. Приближалось Светлое Христово Воскресение , и еврей-рабовладелец во время празднования иудейской пасхи, собрав своих друзей, распял на кресте преподобного Евстратия. Собравшиеся вокруг распятого святого жестокие мучители поносили страстотерпца и предлагали вкусить их пасхи. На это преподобномученик отвечал: " Великой благодати сподобил меня ныне Господь. Он даровал мне милость пострадать за Имя Его на кресте по образу Его страданий... " .

http://drevo-info.ru/articles/9881.html

Незадолго до своей кончины прп. Агапит исцелил одного больного, приговоренного армянином. Когда же заболел он сам, пришел к нему армянин и сказал: «Ты умрешь через три дня — или я сделаюсь иноком в этом монастыре!» Преподобный с живостью отвечал ему: «Вот каково твое искусство: говорить о смерти, вместо того чтобы помогать больным. Если ты в силах, дай мне жизнь, вместо того чтобы умереть через три дня! Господь известил меня, что я через три месяца отойду к Нему!» В это время внесли больного. Преподобный с молитвой дал ему вкусить свою траву, и больной исцелился. А армянину он сказал: «Вот трава, которой я исцеляю, смотри и старайся понимать!» — «Она не из наших трав, она, должно быть, из Александрии», — отвечал лжеврач, не зная, что ему сказать, и обнаружил этим свое невежество. А прп. Агапит через три месяца скончался, как ему было возвещено Самим Господом. Погребли его в пещере его старца, прп. Антония.  По кончине своей он явился армянину и напомнил ему его обещание. Армянин понял свое согрешение, принял Православие и вступил в Печерский монастырь, где мирно скончался добрым иноком. Преподобномученик Евстратий Печерский (+ 1097) Память его празднуется 28 марта в день мученической кончины, 28 сент. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских В 1097 г. половцы разгромили Киев и Печерский монастырь.  Св. Евстратий, инок этого монастыря, был в числе уведенных ими пленников. В числе других они продали его в рабство одному еврею в город Корсунь (Херсонес Таврический). За отказ их отречься от Христа еврей этот в течение 10 дней уморил всех в цепях голодом. Выжил только один св. Евстратай,  привыкший к посту от юности. Но через 2 недели, в день Святой Пасхи, еврей распял его на кресте, и св. преподобномученик благодарил Бога за то, что Он сподобил его принять те же самые страдания, которые претерпел Он Сам. Но мучителя он предупредил, что его постигнет гнев Божий. Вне себя от ярости еврей пронзил св. Евстратия копьем. Тогда все увидели огненную колесницу и огненных коней, уносивших ликующую душу святого на небо, и услышали с неба глас: «Вот доблестный гражданин Града Небесного!» Тело его было брошено в море, но его вскоре нашли мокрым в одной пещере Печерского монастыря и там же погребли. А затем открылось, что правитель той страны, крещеный еврей,— тайный иудей и позволяет евреям иметь рабов христиан, что было запрещено по закону. Он был казнен, и с ним погибло множество иудеев, а хозяин св. преподобномученика Евстратия был повешен на дереве.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Он оказался в крымском городе Корсуни (Херсонес) вместе с пятьюдесятью другими христианами, где был продан в рабство горожанину-иудею. Тот потребовал, чтобы пленники отреклись от христианской веры, угрожая в противном случае голодной смертью. Преподобный Евстратий молился и призывал всех не впадать в страшный грех вероотступничества. Через 14 дней от голода и жажды все пленники умерли, кроме святого Евстратия, который с юности привык к посту. В праздник Воскресения Христова 1097 года святой Евстратий был распят, подвергнут издевательствам и убит копьем на кресте. Тело мученика было ввержено в море, где совершились после этого различные чудеса, видя которые многие иудеи уверовали во Христа и крестились. Впоследствии мощи святого, чудесно обретенные в пещере, были перенесены в Киево-Печерский монастырь. Сведения о преподобномученике Евстратий содержатся в Киево-Печерском Патерике. Преподобнаго Илариона Гдовскаго, Псковоезерскаго Тропарь, глас 4: В молитвах бодрствуя,/пресветлый храм Духа Святаго был еси,/темже и чудотворец предивный явился еси,/преподобне отче наш Иларионе./О нас моли Христа Бога/светом Божественнаго познания просветити ны/и спасти души наша. Преподобный Иларион Псковоезерский, Гдовский Преподобный Иларион Псковоезерский, Гдовский был учеником преподобного Евфросина Псковского († 15 мая 1481). Около 1460 года он основал на берегу реки Желчи, впадающей в Чудское озеро, неподалеку от Гдова монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Обитель находилась почти на самой границе с землями Ливонского ордена, и иноки были под постоянной угрозой нападения. Первый игумен созданного им монастыря, преподобный Иларион подвизался в непрестанных трудах и молитвах, укреплял и благоустраивал монастырь. Скончался он 28 марта 1476 года и был погребен у северных врат иконостаса в Покровском храме. Когда впоследствии в монастыре был построен храм в честь Рождества Христова, левый придел его был освящен во имя святого Илариона. Память его празднуется также в день тезоименитства, 21 октября

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

26 июня крестоносцы двинулись вглубь М. Азии, однако отсутствие единого командования привело к тому, что войско разделилось на 2 части. Авангард, состоявший из нормандских и северофранц. рыцарей, находился под командованием Боэмунда Тарентского. Основные силы крестоносцев, включавшие армии из Юж. Франции и Лотарингии, а также отряд Гуго Великого, перешли под командование Раймунда Тулузского. Разделение крестоносцев позволило Кылыч-Арслану I атаковать авангард Боэмунда Тарентского в битве при Дорилее 1 июля 1097 г. Тюрки использовали свое численное преимущество, чтобы оттеснить войска Боэмунда Тарентского к лагерю и нанести им серьезный урон, однако подошедшая к концу дня армия гр. Раймунда Тулузского решила исход битвы в пользу крестоносцев. Битва при Дорилее сломила сопротивление сельджуков. Войско крестоносцев под предводительством визант. военачальника Татикия († после 1099) направилось в Каппадокию, откуда открывалась прямая дорога на Сирию и Палестину. На подступах к Каппадокии войско покинули отряды Танкреда и Балдуина, к-рые отклонились на юго-восток, в сторону Киликийской Армении, и заняли города Тарс (ныне Тарсус, Турция) и Мамистру. Войска крестоносцев воссоединились в Мараше (ныне Кахраманмараш, Турция), однако вскоре Балдуин вновь покинул расположение армии и направился к берегам р. Евфрат. Позднее он получил приглашение стать соправителем Эдессы. В марте 1098 г. было основано 1-е гос-во крестоносцев - Эдесское графство . Захват Антиохии Готфридом Булонским и Робертом Фландрским в 1097 г. Миниатюра из сочинения Иакова из Марланта «Зерцало истории». Ок. 1325–1335 гг. (Den Haag. Koninklijke Bibl. KA XX. Fol. 255) Захват Антиохии Готфридом Булонским и Робертом Фландрским в 1097 г. Миниатюра из сочинения Иакова из Марланта «Зерцало истории». Ок. 1325–1335 гг. (Den Haag. Koninklijke Bibl. KA XX. Fol. 255) В окт. 1097 г. главные силы крестоносцев вышли к долине р. Оронт и начали осаду Антиохии, к-рая продолжалась с 20 окт. 1097 по 3 июня 1098 г. Основной проблемой осаждавших была нехватка продовольствия, частично решавшаяся за счет поставок из Киликии и Эдессы, а также через порты Селевкии и Лаодикии, которые находились под контролем крестоносцев.

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

Какой образ молитвы мы должны иметь наедине, и какой - в присутствии других? 28: 23. В молитве мы должны приступать к Богу с сокрушенным сердцем, предавая себя в Его святую волю. 28: 24. Должно молиться о избавлении от страстей, и почему? 28: 27. От кого Бог скоро приемлет и исполняет прошения? И каких томит неисполнением прошений? 28: 28. Когда и не видим в себе плода молитвы - не должно оставлять пребывания в оной; и почему? 28: 29. С каким страхом должно предстоять на молитве, и как памятованием сего предстояния можем отражать всякое оскорбление. 28: 30. Какую получают пользу во время предстояния на молитве не нерадящие о памяти Божией послушники? 28: 31. Любовь к Богу монах доказывает во время молитвы. 28: 33. Молитва твоя покажет тебе твое устроение как в зеркале. 28: 34. Кто при наставшем часе молитвы продолжает заниматься делом, тот бывает поруган от бесов. 28: 35. Молиться за других не должно отказываться, И почему? И когда будет кто услышан - не возноситься. 28: 36. 37. Когда помолишься как должно, то вскоре будешь борим на гнев, и почему? 28: 38. Молитву должно совершать со многим чувством, и что сему способствует? 28: 39. Приобретенное многими молитвами и годами бывает прочно. 28: 40. Стяжавший в себе Господа в молитве своих слов не произносит, и почему? 28: 41. В молитве не принимай ничего чувственного, чтоб не пострадать от исступления ума. 28: 42. Услышано ли Богом наше прошение, извещаемся во время молитвы. 28: 43. Прилежащий о молитве должен быть милосерд, и почему? 28: 44. О действиях высокой молитвы в душе сошествием духовного огня. 28: 45. Какую имеют связь память смерти и молитва? 28: 46. Пример, как прискорбно молящемуся с умилением оставить молитву? .28: 48. Не должно оставлять молитвы, если во время ее имеем умиление, и почему? 28: 49. Вкусивший дара молитвы часто одним словом может повредить себе. 28: 50. О действиях молитвы очищающих и просвещающих душу огнем Божественного Духа. 28: 51. Пример, как мерзок пред Богом принимающий во время молитвы нечистые помыслы. 28: 54.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

    1094 Это сражение произошло в начале сентября 1097 г. (Gesta, IV, 10; Fulch., I, 14). Об участии в нем самого Кипич-Арслана рассказывается только у Анны. По сообщению западных хронистов, крестоносцы в результате боя взяли богатую добычу.     1095 Ил., V, 299.     1096 Августополь — между Примнесом и Докинием (Ramsay, The historical geography..., р. 178).     1097 Крестоносцы подошли к Антиохии 21 октября 1097 г. Антиохия была отторгнута от Византии в 1085 г. сельджуками. Ее население сохраняло сирийско-армянский характер. Об осаде и взятии Антиохии повествуется во многих западных и восточных источниках (Runciman, A history..., I, рр. 213— 235; Setton..., Α history..., рр. 308—318).     1098 Т. е. по долине Оронта.     1099 Осада Антиохии продолжалась не три месяца, как думает Анна, а семь (конец октября 1097 г. -начало июня 1098 г.).     1100 Т. е. к Бэрк-Яруку (см. прим. 989). Кроме того, правитель Антиохии, сельджукский эмир Баги-Зиян обратился за помощью к дамасскому эмиру Дукаку и эмиру Алеппо Ридвану. Однако войска обоих эмиров были разбиты крестоносцами на подходах к Антиохии (Grousset, Histoire..., рр. 71—72).     1101 Боэмунд осаждал город с востока, его войска расположились в районе башни св. Павла (Alb. Aq., III, 38).     1102 То, что Антиохия была взята из-за предательства одного из ее защитников, сообщается также в ряде западных и восточных источников. Человека, предавшего город, они называют Пирром, Фирузом или Заррадом. Радульф Каэнский, Вильгельм Тирский и Раймунд Ажильский, так же как и Анна, утверждают, что он был армянином (Grousset, Histoire..., рр. 92—93).     1103 Кербога, Κουρπαγαν (у Раймунда Ажильского — Corbaga, у Фульшера — Corbagath) — могущественный мосульский эмир, находившийся на службе сельджукского султана Бэрк-Ярука («Encyclopédie de Islam», II, рр. 1095—1096, s. v. Kurbuka).     1104 По сообщениям Вильгельма Тирского (Guil. Tyr., IV, 17) и автора «Деяний франков» (Gesta, V, 13), крестоносцы под Антиохией стали испытывать голод уже на третий месяц осады. Анна употребляет античное название монеты.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Из Юж. Италии осенью 1096 г. выдвинулось войско нормандцев под предводительством Боэмунда Тарентского. В окт., переправившись через Адриатику, крестоносцы высадились на Балканском п-ове к югу от Диррахия. Войско Боэмунда Тарентского, встретив серьезное противодействие со стороны местного населения, прибыло к К-полю лишь 1 апр. 1097 г. Крупные контингенты крестоносцев из Нормандии, Фландрии и Сев. Франции под началом Роберта Нормандского, Роберта Фландрского и Стефана Блуаского достигли Сев. Италии в нояб. 1096 г. Роберт Фландрский и его отряды сразу переправились в Диррахий и прибыли в К-поль в апр. 1097 г. Роберт Нормандский и Стефан Блуаский отложили переправу до весны и оказались в К-поле на месяц позже. Присутствие иностранных воинских контингентов под стенами К-поля создавало напряженную ситуацию, однако разобщенность лидеров крестоносцев позволила имп. Алексею I Комнину вести с ними сепаратные переговоры и поочередно переправлять их через Босфор. Предводители крестоносных армий принесли императору на тех или иных условиях клятву верности, а также обязались передать ему все бывш. визант. территории, которые будут отвоеваны у тюрок. Осада Никеи. Миниатюра из «Истории деяний в заморских землях» Вильгельма Тирского. Сер. XIII в. (Brit. Lib. Yates Thompson. 12. Fol. 13v) Осада Никеи. Миниатюра из «Истории деяний в заморских землях» Вильгельма Тирского. Сер. XIII в. (Brit. Lib. Yates Thompson. 12. Fol. 13v) Первой целью крестоносцев в М. Азии стала Никея. Общая численность крестоносцев, собравшихся под Никеей, оценивается исследователями в 60 тыс. чел. ( France. 1994. P. 122-142). Осада города продолжалась с 14 мая по 16 июня 1097 г. Уже 16 мая состоялось главное сражение с войсками султана Кылыч-Арслана I, к-рые прибыли на помощь гарнизону Никеи. Битва закончилась полным разгромом сельджуков. На заключительном этапе осады город был блокирован визант. флотом. Представителям имп. Алексея I Комнина удалось вступить в сепаратные переговоры с тюрками и договориться о сдаче города императору, что вызвало недовольство других участников похода.

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

Решение Алексея I сводилось к следующему: оказавшихся в рабстве людей, рожденных свободными родителями, отпускать на свободу немедленно, если есть достойные доверия свидетели. При этом предпочтение отдавать свидетелям со стороны рабов, а не со стороны господ. Что же до браков между рабами, то обряд венчания в любом случае совершенно необходим (рабы-христиане), но сам обряд не может служить предлогом для освобождения от рабства, если нет иных законных оснований. Для целей данной статьи чрезвычайно важна концовка новеллы: император приказывал, чтобы новелла «была объявлена по церквам и разослана по судилищам» империи и чтобы дерзнувшие нарушить царское решение знали, что их ожидает не только кара божья, но и гнев Иными словами, как это часто бывало в Византийской (да и в Римской) империи, изданному по конкретному поводу закону придавалось значение всеобщего, общеимперского правового акта, имевшего обязательную силу на всей территории государства. Итак, новелла Алексея I, изданная за два года до инцидента в Херсоне, была, конечно, там получена в течение 1095 г., обнародована с помощью церкви и передана для исполнения в преторий (суд). Безусловно, именно этот указ как самый свежий законодательный акт о рабах (даже при наличии более ранних на этот счет законов сходного содержания) служил для властей Херсона юридическим основанием для принятия карательных мер против преступающих нормы права работорговцев. Таким образом, рассмотрение источников, современных событиям «Слова», и «с византийской стороны» убеждает в достоверности его свидетельств, несмотря на легендарные детали, и в точности сохраненной церковной традицией даты — весна 1097 г., которую пока и следует принимать как terminus post quern составления памятника, легшего в основу «Слова». Возможно, однако, с некоторой долей вероятности более чем вдвое сузить хронологические рамки составления «Слова» сравнительно с теми, которые мы установили выше (1097-1226). Представляется, что для того, чтобы детали событий в Херсоне весной 1097 г. успели приобрести «легендарную достоверность», должны были уйти из жизни их непосредственные свидетели, т. е. миновать по крайней мере полстолетия. Представляется также, что памятник был создан в то время, когда в отношениях половцев, Руси, Херсона и Константинополя еще не произошло крупных перемен, которые наступили в конце XII-haчaлe XIII в. и на которые в тексте «Слова» нет ни малейшего намека. Особенно показательны в этом смысле отношения Херсона и Константинополя. Согласно «Слову», Херсон находился еще под контролем центральной власти, тогда как в самом конце XII в. по причине острого правительственного кризиса в Константинополе его связи с Херсоном резко ослабели, а в первые годы XIII в. вообще оборвались в результате событий, связанных с Четвертым крестовым Иначе говоря, я считаю наиболее вероятным временем создания «Слова» 16-го вторую половину XII в.

http://sedmitza.ru/lib/text/443940/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010