Перенесённые из Византии идеалы аскезы утвердились в Киевской Руси не позднее середины XI века, когда был основан впоследствии знаменитый Печерский монастырь. К указанному времени восточнохристианская иконопись успела выработать образ монаха-подвижника, о чём дают наглядное представление, в частности, миниатюры лицевых рукописей “Лествицы” преподобного Иоанна Лествичника 28 , а также иконы, сохранившиеся в монастыре святой Екатерины на Синае 29 . Обычно монах одет в хитон и короткую мантию с краями, скреплёнными пряжкой на груди, либо в схиму, с куколем-капюшоном на голове. Монастырские предания, зафиксированные в сказаниях Киево-Пе­чер­ского патерика 30 , говорят об исключительно сильном воздействии Афона и Константинополя на богослужебный и бытовой уклад, что, как выясняется, нашло отражение и в сакральном искусстве, развивавшемся в стенах этой обители 31 . И в течение последующего времени монастырям средневековой Руси принадлежала исключительная роль в формировании иконографии Преподобных, совершавших в них свой молитвенный подвиг 32 . Сохранившаяся икона Богоматери Печерской из Свенского монастыря, написанная около 1288 года, воспроизводит утраченный оригинал второй половины XI века с изображением предстоящих Богоматери с младенцем Христом преподобных Антония и Феодосия Печерских. В сущности это разновидность монастырского ктиторского портрета, позже осмысленного как моленный образ 33 . По-видимому, к упомянутому оригиналу относится память об эпизоде, когда прибывшие в Печерский монастырь из Константинополя “писци иконнии” требуют от игумена показать им изображения незадолго до того скончавшихся подвижников, и “тогда игумен изнесе пред всеми иконе ею”. Антоний представлен глубоким старцем с просветлённым лицом, Феодосий — средних лет с волевым лицом человек, сломленный тяжёлой болезнью. Позже все эти индивидуальные портретные черты должны бесследно исчезнуть в иконописном схематизме, признающем лишь идеальную типологию. Надо заметить, что память преподобного Феодосия, скончавшегося 3 мая 1074 года, праздновали в монастыре уже вскоре после его смерти; в 1091 году его мощи перенесены из пещер в притвор Успенского собора, а в 1108 году состоялась канонизация. Время канонизации преподобного Антония остаётся неизвестным, но факт его почитания в XIII веке не оставляет никаких сомнений. Большинство Печерских подвижников, живших до монголо-татарского нашествия, были причислены к лику святых лишь в 1643 году, и, вероятно, тогда выполнены их изображения, воспроизведённые затем в гравюрах, помещённых в вышедшем из печати в 1661 году “Патерике Печерском”. Это уже плод иконописного творчества мастеров XVII века, знакомых с ренессансным европейским искусством.

http://pravmir.ru/ikonografiya-russkih-s...

Хотя св. Борис и Глеб не были мучениками в собственном смысле, потому что пострадали не за веру Христову, а вследствие политических замыслов их брата Святополка, тем не менее их истинно благочестивая жизнь, незаслуженная смерть от руки брата и чудеса, совершавшиеся после их смерти, все это было причиною того, что память их праздновалась очень торжественно, и не только местно, но во всей Русской Церкви. Что действительно память св. Бориса и Глеба с первых же пор праздновалась торжественно во всей Русской Церкви, это видно из того, что митрополит Георгий в своих правилах причисляет праздник в честь Бориса и Глеба к великим праздникам Русской земли (правило 9-е). Затем, в Новгороде уже в половине XI века строили храмы в честь св. мучеников и, значит, праздновали им 158 . Наконец, в месяцесловах, дошедших до нас от XII и XIII в.в., мы встречаем памяти их и притом не раз, а по нескольку раз в год 159 . Торжественно праздновался не только день 24 Июля, установленный митрополитом Иоанном с в.к. Ярославом, но и дни последующих перенесений их мощей из ветхих церквей в новоустроенные, из которых одно было при в. князе Изяславе в 1072 году, а второе – при Владимире Мономахе в 1115 году. Так как св. Борис и Глеб были первые из русских, причисленные к лику святых, и так как они не переставали разливать благодеяния на страждущее отечество, то на них стали смотреть, как на патронов Русской земли, и в тяжелые времена народных бедствий прибегали к ним с молитвами о ходатайстве пред Богом: «вы еста заступника Русстей земли, говорит летописец, и светильника сияюща и молящася ко Владыце о своих людех» 160 . Преподобный Феодосий Печерский , устроитель и организатор русского монашества, за свою истинно благочестивую жизнь, за свои великие подвиги еще при жизни сподобившийся благодатных даров прозрения и чудотворений, пользовался великим уважением среди своих современников. Он скончался 3-го Мая 1074 года. Прежнее уважение к преподобному после его смерти не только не уменьшилось, но еще более увеличилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ум. 7 мая 1073 года на 90 году от рождения. Мощи его почивают под спудом в той самой пещере, где происходили последние его подвиги. Память 7 мая и 10 июля. По «Иконописному Подлиннику»: «подобием стар и сед, брада аки Иоанна Богослова, в схиме, и кудерцы мало из-под схимы; ризы преподобническия, исподняя санкирная, в руке свиток, а в нем написано: «се удалихся бегая и водворихся в пустыни, Господи! утверди мя на месте сем, и да будет на нем благословение Святыя Горы и моего игумена, иже мя постриг во иноческий чин». (Филимонов, стр. 379). Житие преподобного Антония не дошло до нас, хотя оно существовало и в конце XI века. Печерские иноки его читали, и оно известно было Симону и Поликарпу (Филарет, Обзор Р.Д. литер., стр. 39). А.Н.Кубарев собрал из их сочинений те места, в которых упоминается ими о житии Антония (Исслед. о Патерике Печерском, стр. 13–15). Проложное же житие пр. Антония, по указанию высокопреосвященного Макария, встречается в начале XV в., в Прологе 1406 г. Московского Успенского собора (VIII, 31). 40. Преподобный Феодосий игумен Печерский, преставися в лето 6582 месяца маия в 3 день Родился в Василеве; пришел в пещеру к преподобному Антонию и там принял пострижение в 1032 году. По удалении в 1057 году преподобного Никона (см. ниже 41), избран братиею в игумены с согласия преподобного Антония. Пред кончиною заложил новый храм на горе. Ум. 3 мая 1074 года. Память празднуется 3 мая и 14 августа. Мощи, погребенные в Феодосиевой или Дальней пещере, обретены в 1091 году нетленными и перенесены в новопостроенную Великую церковь , а при нашествии Батыя скрыты в неизвестном месте. Феодосий впервые ввел у себя в обители общежительный Студийский устав, и с того времени началось правильное устройство монастырей в Русской земле. Из сочинений преподобного Феодосия дошли до нас, поучения братии и народу и ответы князю Изяславу о «вере Варяжской», о воскресном дне и о посте среды и пятницы (Филарет, Обзор. Р. Дух. литерат., стр. 17–21). Житие Феодосия, написанное преподобным Нестором, было издано в 1858 году Бодянским по пергаменному списку XII века Московского Успенского собора; а Похвала св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Т. о., источники указывают 2 разные даты кончины святых: 250 или 304 г. Дж. Б. Де Росси пытался согласовать эти 2 известия, полагая, что К. и П. были казнены в 250 г., а в 303 г. их тела были перенесены для перезахоронения в катакомбы Каллиста, что могло быть вызвано начавшимся гонением имп. Диоклетиана. И. Делеэ счел этот аргумент безосновательным, т. к. перенесение останков мучеников в разгар гонения было весьма рискованным, тем более никаких источников в пользу факта перезахоронения нет. Единственным косвенным свидетельством перенесения мощей этих святых служит указанное в Иеронимовом Мартирологе празднование дня памяти К. и П. 11 февр., к-рое могло быть установлено в честь этого события. Особое празднование в Риме 11 февр. памяти К. и П. упоминается в графити (VI-VIII вв.) в катакомбах Каллиста, при входе в одну из кубикул, возле крипты св. Евсевия: TERTIO IDVS FEFRVA PARTENI MARTIRI CALOCERI - «3-й день до ид февраля Партена мученика [и] Калокера» ( Rossi. 1867. T. 2. P. 211; Tavole. 23. 5). Кроме того, в Иеронимовом Мартирологе память К. и П. отмечена 18 апр., 17 мая и 20 июля. Первые 2 даты появились в результате повторения имен мучеников под соседними числами (напр., 17 вместо 19 мая) или ошибок (напр., 14-й день до календ мая (18 апр.) указан вместо 14-го дня до календ июня (19 мая)), что было обычным при компилировании и переписке текста. О погребении К. и П. в катакомбах Каллиста на Аппиевой дороге упоминают также рим. итинерарии VII-VIII вв. ( Rossi. 1864. Т. 1. P. 180-181). В более позднее время (IX - нач. XI в.) часть их мощей была перенесена во Францию в аббатство регулярных каноников Муармон (франц. Moirmont; лат. Mauri Mons) в Шампани, время основания к-рого точно неизвестно. Впервые об этом мон-ре, а также о факте местонахождения в нем мощей К. и П. говорится в грамоте 1074 г. Реймсского архиеп. Манассии. Описываемые Манассией события, связанные с возрождением мон-ря, относятся ко времени пребывания на кафедре его предшественников - Гвидона Шатильонского (1033-1055) и Гервасия Белемского (1055-1067). В правление архиеп. Гвидона препозит Реймсской Церкви Ольдорих, инспектировавший монастырь, отметил запустение обители - в церкви служил 1 священник, мощи К. и П. пребывали без должного почитания. Ольдорих возродил в Муармоне монашескую жизнь на основе бенедиктинского устава. Сначала Муармон был подчинен аббатству св. Марии в Реймсе, архиеп. Гвидо назначил туда кустода Иоанна, а Манассия - аббата. Сведения о дальнейшей судьбе мощей К. и П. в Муармоне отсутствуют. Аббатство упразднено и снесено, кроме церкви, ставшей приходской в 1793 г.

http://pravenc.ru/text/1320143.html

Таким образом, источники указывают две разные даты кончины святых: 250 или 304 год. Дж. Б. Де Росси пытался согласовать эти два известия, полагая, что мученики были казнены в 250 году, а в 303 году их тела были перенесены для перезахоронения в катакомбы Каллиста, что могло быть вызвано начавшимся гонением имп. Диоклетиана . И. Делеэ счел этот аргумент безосновательным, т. к. перенесение останков мучеников в разгар гонения было весьма рискованным, тем более никаких источников в пользу факта перезахоронения нет. Единственным косвенным свидетельством перенесения мощей этих святых служит указанное в Иеронимовом Мартирологе празднование дня памяти Калогерия и Парфения 11 февраля , которое могло быть установлено в честь этого события. Особое празднование в Риме 11 февраля памяти Калогерия и Парфения упоминается в графити (VI-VIII вв.) в катакомбах Каллиста, при входе в одну из кубикул, возле крипты св. Евсевия: TERTIO IDVS FEFRVA PARTENI MARTIRI CALOCERI - " 3-й день до ид февраля Партена мученика [и] Калокера " . Кроме того, в Иеронимовом Мартирологе память Калогерия и Парфения отмечена 18 апреля , 17 мая и 20 июля . Первые две даты появились в результате повторения имен мучеников под соседними числами (напр., 17 вместо 19 мая) или ошибок (напр., 14-й день до календ мая (18 апреля) указан вместо 14-го дня до календ июня (19 мая)), что было обычным при компилировании и переписке текста. О погребении Калогерия и Парфения в катакомбах Каллиста на Аппиевой дороге упоминают также римские итинерарии VII-VIII веков . В более позднее время (IX - нач. XI века) часть их мощей была перенесена во Францию в аббатство регулярных каноников Муармон (франц. Moirmont; лат. Mauri Mons) в Шампани, время основания которого точно неизвестно. Впервые об этом монастыре, а также о факте местонахождения в нем мощей Калогерия и Парфения говорится в грамоте 1074 года Реймсского архиеп. Манассии. Описываемые Манассией события, связанные с возрождением монастыря, относятся ко времени пребывания на кафедре его предшественников - Гвидона Шатильонского (1033-1055) и Гервасия Белемского (1055-1067). В правление архиеп. Гвидона препозит Реймсской Церкви Ольдорих, инспектировавший монастырь, отметил запустение обители - в церкви служил один священник, мощи Калогерия и Парфения пребывали без должного почитания. Ольдорих возродил в Муармоне монашескую жизнь на основе бенедиктинского устава. Сначала Муармон был подчинен аббатству св. Марии в Реймсе, архиеп. Гвидо назначил туда кустода Иоанна, а Манассия - аббата. Сведения о дальнейшей судьбе мощей Калогерия и Парфения в Муармоне отсутствуют. Аббатство упразднено и снесено, кроме церкви, ставшей приходской в 1793 году.

http://drevo-info.ru/articles/13680021.h...

3 мая 1074 г. преподобный Феодосий скончался. Погребен был в той пещере , в которой, под руководством Антония, начал свои подвиги. Открытие мощей преп. Феодосия последовало в 1091 г. В 1089 г. церковь, заложенная преп. Феодосием, была освящена, и к ней переведен был монастырь; прежний пещерный монастырь сделался теперь усыпальницей для погребения умерших. Основанная преп. Антонием и устроенная преп. Феодосием Киево-Печерская лавра сделалась образцом для всех других обителей. Молитвословия Тропарь, глас 8 Возвысився на добродетель,/измлада возлюбив монашеское житие,/к желанию добльственне достиг,/вселился еси в пещеру/и, украсив житие твое пощением и светлостию,/в молитвах, яко безплотен, пребывал еси,/в Российстей земли, яко светлое светило, просияв,/отче Феодосие,/моли Христа Бога//спастися душам нашим. Тропарь на перенесение мощей, глас 8 Православия наставниче,/благочестия учителю и чистоты,/вселенныя светильниче,/архиереев богодухновенное удобрение,/Феодосие премудре,/ученьми твоими вся просветил еси,/цевнице духовная,//моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак, глас 3 (Подобен: Дева днесь:) Звезду Российскую днесь почтим,/от востока возсиявшую и на запад пришедшую,/всю бо страну сию чудесы и добротою обогатившу и вся ны/содеянием и благодатию монашескаго устава,//блаженнаго Феодосия. Кондак на перенесение мощей, глас 8 (Подобен: Взбранной:) Наследник отцев был еси, преподобне,/тех последуя житию и учению,/обычаю и воздержанию,/молитве же и предстоянию:/с нимиже, имея дерзновение ко Господу,/прощение согрешений и спасение испроси вопиющим ти://радуйся, отче Феодосие. Тропарь прпп. Антония и Феодосия из службы 2 сентября, глас 4 Звезды мысленныя,/просиявшия на тверди Церковней,/иноков Российских основание/песньми, людие, почтим,/радостныя похвалы сим воздающе:/радуйтеся, преблаженнии отцы,/Антоние со Феодосием богомудрым,/присно молящиися о возследствующих//и чтущих память вашу.

http://drevo-info.ru/articles/6948.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ МНИХ (XI в.), древнерус. писатель, автор (или один из авторов) «Памяти и похвалы князю русскому Владимиру...» («Память и похвала князю рускому Володимиру, како крестися Володимир, и дети своя крести, и всю землю Рускую от конца и до конца, и како крестися баба Володимерова Олга преже Володимера. Списано Иаковом мнихом») - древнейшего агиографического сочинения, посвященного равноап. кн. Владимиру (Василию) Святославичу . Об И. М. известно то, что он сообщил о себе в 1-й ч. текста: «Тако же и аз, худыи мних Иаков, слышав от многых о благовернем князи Володимери всея Рускиа земля… и мало събрав от многыя добродетели его, написах». В дореволюционной лит-ре получила широкое распространение гипотеза, согласно к-рой автор «Памяти и похвалы князю русскому Владимиру...» одно лицо с пресв. Иаковом, упомянутым в летописи под 1074 г. в качестве претендента на игуменство в Киево-Печерском мон-ре: в конце апр.- нач. мая 1074 г. находившийся при смерти игум. прп. Феодосий предлагал братии избрать Иакова своим преемником, однако кандидатура последнего не устроила монахов: «не зде есть постриган». Этот Иаков, разъясняет летописец, пришел вместе со своим братом Павлом «с Летьца», т. е. с реки Альты в Переяславском княжестве, где находился Борисоглебский мон-рь (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 186-187). Во 2-й пол. XI в. упоминается еще один киевский книжник черноризец Иаков - автор вопросов канонического содержания, обращенных к Киевскому митр. Иоанну II (до 1077/78-1089) (РИБ. Т. 6. Стб. 1). Однако имя Иаков было широко распространено в Др. Руси (так, имя «чернеца» Иакова встречается среди граффити киевского Софийского собора), поэтому достаточных оснований для отождествления названных иноков нет. Соч. «Память и похвала князю русскому Владимиру...» было открыто в сер. XIX в. архим. Макарием (Булгаковым) . Памятник состоит из 3 частей, к-рые, как правило, выделены в рукописях заголовками или же существуют в виде самостоятельных произведений: 1-я ч.- «Память и похвала», где прославляется Владимир как «апостол в князех»; 2-я ч.- Похвала равноап. кнг. Ольге; 3-я ч.- «Древнее житие» кн. Владимира. Название последней части, встречающейся в рукописях отдельно в качестве краткого Жития кн. Владимира, принадлежит А. И. Соболевскому (название в рукописях: «Житие благовернаго князя Владимира, нареченнаго в святом крещении Василиа, крестившаго всю Рускую землю»). Соболевский считал «Древнее житие» древнейшей частью и источником «Памяти и похвалы князю русскому Владимиру...», однако Н. К. Никольский и С. А. Бугославский доказали, что в сохранившихся списках «Древнее житие» представляет собой извлечение из полной редакции «Памяти и похвалы князю русскому Владимиру...».

http://pravenc.ru/text/ИАКОВ МНИХ.html

Сортировать по Исключить новости Главным подвигом жизни преподобного было составление «Повести временных лет» 9 ноября. ПРАВМИР. Преподобный Нестор Летописец родился в 50-х годах XI века в Киеве. Юношей он пришел к преподобному Феодосию († 1074, память 3 мая) и стал послушником. Постриг Преподобного Нестора преемник преподобного Феодосия, игумен Стефан. При нем же он был посвящен во иеродиакона. О его высокой духовной жизни говорит то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты затворника (впоследствии Новгородского святителя, память 31 января), прельщенного в иудейское мудрствование. Преподобный Нестор глубоко ценил истинное знание, соединенное со смирением и покаянием. «Великая бывает польза от учения книжного, – говорил он, – книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами». В монастыре преподобный Нестор нес послушание летописца. В 80-х годах он написал «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» в связи с перенесением их святых мощей в Вышгород в 1072 году (память 2 мая). В 80-х годах преподобный Нестор составил житие преподобного Феодосия Печерского, а в 1091 году, накануне престольного праздника Печерской обители, игумен Иоанн поручил ему ископать из земли для перенесения в храм святые мощи преподобного Феодосия (память обретения 14 августа). Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112–1113 годам «Повести временных лет». «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть» – так с первых строк определил цель своего труда преподобный Нестор. Необычайно широкий круг источников (предшествующие русские летописные своды и сказания, монастырские записи, византийские хроники Иоанна Малалы и Георгия Амартола, различные исторические сборники, рассказы старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников), осмысленных с единой, строго церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-p...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СОБОР ЗВЕРИНЕЦКИХ ПРЕПОДОБНЫХ И ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКОВ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Собор преподобных и преподобномучеников Зверинецких Собор преподобных и преподобномучеников Зверинецких - местное празднование в Киеве . Празднование в Неделю 5-ю Великого поста (Киев.) Сонм преподобных отцов Зверинецкого пещерного монастыря стали почитать вскоре после обнаружения обители в конце XIX века. В 1915 году митрополитом Киевским Флавианом была совершена местная канонизация Зверинецких преподобных с установлением празднования в 5-ю Неделю Великого поста . Празднование Собору преподобных и преподобномучеников Зверинецких было повторно установлено решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 14 апреля 2009 года как местное празднование в Киеве . В Собор входят: Прп. Маркиан, игум. Киево-Зверинецкий (+ ок. 1045, память 25 октября) Свт. Леонтий, еп. Ростовский (1070-е гг., память 23 мая) Свт. Михаил, еп. Юрьевский (после 1073 г., память 6 сентября) Прп. Иона, игум. Киево-Зверинецкий (+ ок. 1074, память 11 марта) Прп. Мануил, игум. Киево-Зверинецкий (+ ок. 1087, память 17 июня) Прп. Климент, игум. Киево-Зверинецкий (+ ок. 1092, память 25 ноября) Прп. Феодор колика, Киево-Зверинецкий (+ ок. 1096, память 17 февраля) Прп. Андроник гробокопатель, пещерник, Киево-Зверинецкий (+ ок. 1096, память 17 мая) Прп. Иоанн Зверинецкий (+ ок. 1096, память 24 июня) Прмчч. Зверинецкие, от половцев убиенные, ихже Бог весть (+ 1097, память 20 июля) Свт. Мина, еп. Полоцкий (+ 1116, память 20 июня) Свт. Лазарь, еп. Переяславский, игум. Киево-Зверинецкий и Выдубицкий (+ 1117, память 6 сентября) Сщмч. Филарет (Кочубей) , архим. Зверинецкий (+ 1933, память 1 декабря) Сщмч. Иоасаф (Жевахов) , еп. Могилёвский (+ 1937, память 21 ноября) Дни памяти взяты из хронологического списка канонизированных святых, почитаемых подвижников благочестия и мучеников Русской Православной Церкви - сер. в.), составленного игуменом Андроником (Трубачевым) в дополнении к книге Митрополита Макария (Булгакова) " История Русской Церкви " . - М., 1995. - Т. 2. - С. 650 - 651.

http://drevo-info.ru/articles/12670.html

Феоктист, святитель, епископ Черниговский † 1123; память в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов во 2-ю Неделю Великого поста, 28 сентября/11 октября в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, 22 сентября/5 октября в Соборе Тульских святых До поставления во епископа долгое время жил в Киево-Печерском монастыре, куда пришёл ещё при преподобном Феодосии († 1074; память 3/16 мая, 14/27 августа, 2/15 сентября). Между 1074 и 1077 годами Печерский Патерик упоминает его одним из начальных учительных монахов, участвовавших вместе с «отцами» и игуменом монастыря в исцелении молитвою и вразумлении прельщённого брата Никиты (впоследствии епископ Новгородский; † 1108, память 31 января/13 февраля, 30 апреля/13 мая). Другом и собеседником Феоктиста был иеромонах Кукша, просветитель вятичей (священномученик; † после 1114; память 27 августа/9 сентября). С 1103 года – игумен Киево-Печерского монастыря. В 1108 году, ревнуя о славе монастыря и своего наставника, исходатайствовал через великого князя Святополка распоряжение митрополита Киевского Никифора († 1121) о внесении в списки святых имени игумена Феодосия Печерского . В том же году окончил постройку каменной монастырской трапезной. 12 января 1113 года хиротонисан во епископа Черниговского. За время пребывания в Чернигове летопись и другие памятники только дважды упоминают его имя: первый раз – 1–2 мая 1115 года, в связи с освящением в Вышгороде церкви во имя святых Бориса и Глеба и перенесением в неё мощей этих святых князей; второй раз – в мае 1123 года, в связи с обстоятельствами смерти и погребения Черниговского князя Давида Святославича. Скончался епископ Феоктист 6 августа 1123 года, по-видимому, в Чернигове. По некоторым позднейшим сведениям, «положен был в Печерском монастыре». Епископ Феоктист был почитаем за праведную и богоугодную жизнь. Литература: Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Историко-статистическое описание Черниговской епархии: в 7 кн. Чернигов, 1873. Кн. 1 и 5, стр. 13–16.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010