Идеалом языческой интеллигенции была «пайдейя» (лат. humanitas), опирающаяся на интеллект человека и уповающая на естественные человеческие силы. Этот идеал тяготел к своего рода «человекобожию» (ср. изречение Протагора: «человек есть мера всех вещей»). См.: Р. Stockmeier, Glaube und Kultur. Studien zur Begegnung von Christentum und Antike. Düsseldorf 1983, S. 121–123. Другим полюсом данного идеала был «космологизм», в безликую «диалектическую структуру» которого органично включается человек. И как отмечает А. Ф. Лосев , «человек и космос, происшедшие из бездны единого, ответственны сами за себя и только на самих себя могут надеяться» ( А. Ф. Лосев , Бытие – имя – космос. М. 1993, с. 304). Наоборот, христиане уповали на волю Божию и «взыскивали» Промысел Божий. Безнадежному циклизму античной культуры с его трагическим круговращением вещей они противопоставляли ясную картину начала и конца тварного бытия, смысл которого открывался через веру. Из этих принципиально несходных мировоззренческих установок вытекали и несовместимые следствия, особенно в области учения о человеке, где языческому «человекобожию» христиане в своей «геоцентрической антропологии» противопоставляли идеал «обожения» человека, причем обожения всего человека, как «психосоматического» единства. Соответственно, в противоположных направлениях развивалась и идея бессмертия: образованная «элита» языческого мира (она составляла приблизительно 1 / 10 часть населения Римской империи) мыслила бессмертие как растворение духовного начала человека в безликой сфере божественного бытия, и мысль о воскресении во плоти представлялась ей чистым абсурдом и полнейшей нелепицей. См.: R. MacMullen, Christianizing the Roman Empire (A. D. 100–400). New Haven-London 1984, p. 11–12. Во-вторых, в среде языческой интеллигенции наметилось различное отношение к христианству уже во II в. Если для такого «апостола язычества», как Келье, христианство «есть религия, опирающаяся на грубый и невежественный класс, религия духовного мрака в умственном отношении» (Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Esposito, John L . The Islamic Threat, Myth or Reality. New York, 1995. Etienne, Bruno. L " Islamisme radical. Paris, 1987. Famin, Cesar. Histoire des invasions des Sarrazins en Italie. Paris, 1843. Fernandez-Armesto, Felipe. Fernando and Isabella. London, 1975. Finley, M. I. Ancient Sicily. London, 1979. Fletcher, R. A. The Quest for El Cid. London, 1984. Fletcher, Richard. Moorish Spain. Phoenix, Ariz., 1994. Freely, John. Istanbul. London, 1996. Freeman, Edward A. The Ottoman Power in Europe. London, 1877. The History and Conquests of the Saracens. London, 1876. Freese, J. H. A Short Popular History of Crete. London, 1897. Fregosi, Paul. Dreams of Empire. London. 1989. Frischauer, Paul. Prince Eugene. London, 1934. Fuller, J. C. The Decisive Battles of the Western World 480 B.c.–1757 A.D. London, 1988. Gabrieli, Francesco. Mahomet et les grandes conquetes arabes. Paris, 1967. Garaudy, Roger. Promesses de 1 " Islam. Paris, 1981 . Gibbon, Edward. The Decline and Fall of the Roman Empire. London, 1897. Gilman, Arthur. The Saracens. London, 1891. Glubb, John. The Lost Centuries. London, 1967. The Empire of the Arabs. London, 1963. Grunebaum, G. von. Medieval Islam: A Study in Cultural Orientation. Chicago, 1947. Guerdan, Rene. Byzantium-Its Triumphs and Its Tragedy. London, 1956. Guillaume, Alfred. Islam. London, 1990. Gumley, Frances, and Brian Redhead. The Pillars of Islam. London, 1990. Haikal, Mohamed. The Illusion of Triumph. London, 1993. Hakem, Ibn Abdel. Conquete de 1 " Afrique du Nord et de l " Espagne. Paris, 1947. Hallak, Elizabeth, ed. Chronicles of the Crusades. London, 1989. Halliday, Fred. Islam and the Myth of Confrontation. London, 1996. Halperin, Charles J. Russia and the Golden Horde. London, 1985. Hannay, David. Spain. London, 1987. Hawkesworth, C. E. M. The Last Century in Europe. London, 1912. Hibbert, Christopher. Venice. London, 1980. Hitti, Philip K. The Arabs-A Short History. London, 1948. Hole, Edwyn. Andalus-Spain under the Muslims. London, 1958.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Turkey. London, 1887. Langer, William L. An Encyclopedia of World History. London, 1987. Lawrence, James. The Rise and Fall of the British Empire. London, 1984. Lebeau. Histoire du Bas Empire. Paris, 1830. Lemerle, Paul. Histoire de Byzance. Paris, 1990. Lesure, Michel. Lepante. Paris, 1972 Levi-Provencal, E. Histoire de l " Espagne mussulmane. Paris, 1950. Lewis, Bernard. The Arabs in History. London, 1986. Islam and the West. Oxford, 1993. The Muslim Discovery of Europe. London, 1984. Le retour de l " Islam. Paris, 1985. Livermore, Harold. A History of Spain. London, 1966. Livermore, H. V. A New History of Portugal. Cambridge, 1976. Lomax, Derek W. The Reconquest of Spain. New York, 1978. Luke, Harry. The Old Turkey and the New. London, 1955. Macdonald, Lyn. 1915: The Death of Innocence. London, 1993. MacKay, A. Spain in the Middle Ages. London, 1991. Makkari, Ahmed ibn Mohammed Ali. The History of the Mohammedan Dynasties in Spain. London, 1843. Malcolm, Noel. Bosnia: A Short History. London, 1994. Kosovo: A Short History. New York, 1998. Malleson, G. B. Studies from Genoese History. London, 1875. Malouf, Amir. Les Croisades vues par les Arabes. Paris, 1983. Mansfield, Peter. The Arabs. London, 1985. Mantran, Robert. Histoire de la Turquie. Paris, 1988. Mariejol, Jean Hyppolite. The Spain of Ferdinand and Isabelle. New Brunswick, N.J., 1961. Marles, de, M. Histoire de la domination des Arabes et des Maures en Espagne et au Portugal. Paris, 1825. Mascarenhas, Joao. Esclave a Alger. Paris, 1994. McEvedy, Colin. The Penguin Atlas of Medieval History. London, 1961. The Penguin Atlas of Modern History. London, 1972. The Penguin Atlas of Recent History. London, 1982. Mercier M., and A. Seguin. Charles Martel a la bataille de Poitiers. Paris, 1944. Muir, William. The Life of Mohammad. Edinburgh, 1925. The Caliphate, Its Rise, Decline and Fall. Edinburgh, 1925. Naipaul, V. S. Among the Believers. New York, 1981. New English Bible, The. Oxford & Cambridge, 1982. Nicole, David, Ian Heath, and Terence Wise. Osprey «Men-at-Arms» series. London, various

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Cash, W. W. Expansion of Islam. London, 1928. Chafiq Chahla. La femme et le retour de l " Islam. Paris, 1991. Chevallier, Dominique, Guellouz Azzedine, and Andre Miquel. Les Arabes, l " Islam et l " Europe. Paris, 1991. Clissold, Stephen. Spain. London, 1969. In Search of the Cid. London, 1965. Clogg, Richard. A Short History of Modern Greece. Cambridge, 1986. Coles, Paul. The Ottoman Impact on Europe. London, 1968. Collins, Roger. The Arab Conquest of Spain 710–747. London, 1989. Conde, J. A. History of the Dominion of the Arabs in Spain. London, 1854. Coppee, Henry. History of the Conquest of Spain by the Arab-Moors. Boston, 1881. Crankshaw, Edward. Maria Theresa. London, 1969. Crawford, Francis Marion. Rulers of the South. London, 1900. Creasy, E. S. History of the Ottoman Turks. London, 1854. Currey, Cdr. E. Hamilton. Sea Wolves of the Mediterranean. London, 1910. Curtis, Lionel. Civitas Dei. London, 1934. Davies, Norman. Europe: A History. London, 1996. Davison, Roderic H. Turkey, A Short History. Huntingdon, 1988. Dawson, Christopher. The Making of Europe. London, 1953. Delcambre, Anne-Marie. La parole d " Allah. Paris, 1991. Derry, T. K. A Short History of Norway. London, 1957. Desmond, Stewart. Early Islam. New York, 1970. Donia, Robert J., and John V . A. Fine Jr. Bosnia-Herzegovina. London, 1994. Dozy, Reinhart. Spanish Islam. London, 1913. Duby, George, ed. Atlas historique. Paris, 1987. Dupuy, R. Ernest and Trevor N. The Collins Encyclopedia of Military History. London, 1993. Durant, Will and Ariel. The Story of Civilization. New York, 1935–1975. Edwards, William. Notes on European History. London, 1964. Eggenberger. A Dictionary of Battles. London, 1967. El-Bokhari. Les traditions islamiques. Paris, 1903–1914. Eliot, C. («Odysseus»). Turkey in Europe. London, 1900. Elpeleg, Zui. The Grand Mufti Haj Amin al-Hussain. London, 1993. Enciclopedia universal illustrada. Madrid, 1958. Encyclopedia of Islam, The. Leyden, 1913, and London, 1960. Epstein, Steven A. Genoa and the Genoese. Chapel Hill, N.C.,1996.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

dates. The Age of Charlemagne. Armies of the Crusades. Armies of Islam, 7th to 11th Centuries. Armies of the Ottoman Turks, 1300–1774. Byzantine Armies, 886–1100. El Cid and the Reconquista, 1050–1492. Hungary & the Fall of eastern Europe, 1000–1568. The Knights of Christ. The Russo-Turkish War, 1877. . Saladin and the Saracens. . Saxon, Viking and Norman. . The Venetian Empire, 1200–1670. Nicosian, Solomon. Islam-The Way of Submission. London, 1987. Noja, Sergio. Maometto Profeta dell " Islam. Cuneo, 1974. Norwich, John Julian. Byzantium, The Early Centuries. London, 1988. . Venice, The Greatness and the Fall. London, 1981. . The Normans in the South. London, 1967. Nutting, Anthony. The Arabs. London, 1964. Ockley, Simon. History of the Saracens. London, 1757. Oman, C. W. C. The Byzantine Empire. London, 1892. Oman, Charles. The Art of War in the 16th Century. London, 1991. . The Art of War in the Middle Ages. London, 1991. The Sixteenth Century. London, 1936. Palm, Rolf. Les etendards du Prophete. Paris, 1981. Palmer, Alan. The Decline and Fall of the Ottoman Empire. London, 1992. Panteli, Stavros. A New History of Cyprus. London, 1954. Partner, Peter. God of Battles. London, 1997. Patai, Raphael. The Arab Mind. New York, 1976. Peters, Rudolph. Jihad, Medieval and Modern. Leiden, 1977. Islam and Colonialism. The Hague, 1979. Pidal, Ramon Menendez. The Cid and His Spain. London, 1934. Poli, X. La Corse a l " expulsion des Sarazzins. Paris, 1907. Power, George. History of the Musulmans in Spain. London, 1815. Prescott, W. H. History of the Reign of Ferdinand and Isabella. London, 1850. Purcell, H. D. Cyprus. London, 1969. Rabbath, Edmond. Mahomet, prophete arabe et fondateur d " etats. Beirut, 1981. Rahman, H. V. A Chronology of Islam, 570–1000 C.E. London, 1995. Reinaud, M. Invasion des Sarrazins en France. Paris, 1836. Riche, Pierre, and Philippe Lemaitre. Les invasions barbares. Paris, 1991. Riley-Smith, Jonathan, ed. The Atlas of the Crusades. London, 1990. Roberts, J. M. The Triumph of the West. London, 1985.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

«Essays in Russian History». Hamden. 1964. 317 pp. Содержит библиографию. Очерки по истории русского государства 18–19 века. Пр. 1924. стр. 166. Начертания русской истории. Пр. 1927. ч. I. стр. 264. Опыт истории Евразии с половины VI века до настоящего времени. Б. 1934. стр. 189. Звенья русской культуры. Брюссель. 1938. стр. 229 A History of Russia. New Haven. 1929. 397 pp. (7 edit.) Dutch, Hebrew, Jap., Span. translations. Lenin, Red Dictator. New Haven. 1931. 351 pp. The Russian Revolution. N.Y. 1932. 133 pp. Political and Diplomatic History of Russia. Boston. 1936. 499 pp. Bohdan, Hetman of Ukraine. New Haven. 1941. 150 pp. Ancient Russia. New Haven. 1943. 425 pp. Kievan Russia. New Haven. 1948. 412 pp. The Mongols and Russia. New Haven. 1953. 462 pp. Russia at the dawn of the modern age. New Haven. 1959. 347 pp. Мат. Биб. I. Бл. 1931, II. Бл. 1941. ВЕРОНИКА. Монахиня. Котляревская. ? –1950 Была воспитана в безрелигиозной среде. Окончила Высшие Женские Курсы в Москве. Играла в театре в Петербурге. Обратилась к вере во время гонений на Церковь , была сослана в Лагерь. Приняла монашество в Эмиграции. Умерла в старческом доме во Франции. Воспоминания монахини. Сан Франциско. Б.Д., стр. 44. ВЕРХОВСКИЙ, Сергей Сергеевич. 1907 Родился в Костроме 5 июля. Покинул Россию в 1921 г. Учился в Братиславе Чехо-Словакия и в Париже. Профессор догматики в Богословском институте в Париже, 1944–1951. С 1951 г. преподает тот же предмет в Св. Владимирской семинарии в Нью- Йорке. Один из руководителей Русского Студенческого Христианского Движения за рубежом. Православие и жизнь. редактор. Н-Й. 1953. стр. 411. Бог и человек. Н-Й. 1956. стр. 415. Для статей см. Зан. 1954. ВИЛИНСКИЙ, С. Г. Профессор Новороссийского университета в Одессе и Масарикова университета в Брне. Писал на темы истории, литературы и богословия. Мат. Биб. I. Бл. 1931. ВИНОГРАДОВ. Протопресвитер Василий. 1885–1968 Родился 23 марта в Можайске, сын священника. Окончил Московскую Академию. Преподавал в ней гомилетику и пасторское богословие, 1909–1921. Рукоположен в 1922 году, проходил ряд ответственных должностей при патриархе Тихоне. Был многократно арестован. Ректор пастырских курсов в Вильне, 1942–1944. Настоятель приходов в Вене и Мюнхене. Умер 24 окт. в Мюнхене.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Holmes, George, ed. The Oxford Illustrated History of Medieval Europe. Oxford, 1980. Hopkirk, Peter. The Great Game. London, 1991. On Secret Service East of Constantinople. London, 1994 . Hourani, Albert. A History of the Arab People. London, 1991. Housley, Norman. The Later Crusades. Oxford, 1992. Howarth, David. The Greek Adventure. London, 1976. Hughes, Thomas Patrick. Dictionary of Islam. Delhi, 1875. Huntingdon, Samuel. The Clash of Civilisations (Foreign Affairs). Washington, 1993. Hussey, J. M. The Byzantine World. London, 1967. Inalcik, Halil. The Ottoman Empire-The Classical Age 1300–1600. London, 1973. Irving, Washington. Life of Mahomet. London, 1856. Jacobi, J. M. Histoire generale de la Corse. Paris, 1835. James, Lawrence. The Rise and Fall of the British Empire. London, 1994. Jelavich, Barbara. History of the Balkans. Cambridge, 1993. Jelavich, Charles and Barbara. The Balkans. Edgewood Cliffs, N.J., 1965. Jonquiere, Vicomte de. Histoire de l " empire ottoman. Paris, 1914. Kamen, Henry. A Concise History of Spain. London, 1973. Keegan, John. A History of Warfare. London, 1994. Keegan, John, and Andrew Wheatcroft. Whós Who in Military History: From 1453 to the Present Day. London, 1991. Keesing " s Record of World Events. London, 1987. Kelsay, John, and James Turner Johnson, eds. Just War and Jihad. New York, 1991. Kemp, Peter, ed. The Oxford Companion to Ships and the Sea. Oxford, 1988. Kennedy, Paul. The Rise and Fall of the Great Powers. London, 1989. Khomeini, S. Principes politiques, philosophiques, sociaux et religieux. In Juifs et Chretiens sous l " Islam. Paris, 1979 . Kinder, Hermann, and Werner Hilgemann. The Penguin Atlas of World History. London, 1978. Kinross, Lord. Ataturk, The Rebirth of a Nation. London, 1964. Kitsikis, Dimitri. L " Empire ottoman. Paris, 1991. Koran, The. Oxford, 1982. Landrau, Rom. Islam and the Arabs. London, 1958. Lane-Poole, Stanley. The Barbary Corsairs. London, 1890. The Mediterranean Dynasties. New York, 1965. The Moors in Spain. London, 1887.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Священство обычно женится, но женитьба должна предшествовать рукоположению, а епископы должны быть неженатыми (то есть монахами или вдовцами). Одно время было много православных монастырей, из которых особо следует упомянуть монастырь Святой Екатерины на Горе Синай и «монашескую республику» на Горе Афон. Русские монастыри были закрыты во время революции, но в предшествующую эпоху они играли значительную роль. Следует напомнить о блестящем развитии религиозного искусства в средневековый период, как на греческой земле, так и в других странах, особенно в Сербии и России. Это искусство в последнее время было заново открыто и получило высокую оценку современных искусствоведов. Нельзя забывать и о развитии церковной музыки, особенно в современной России. Точную статистику получить невозможно, особенно теперь, когда большая часть Восточных Церквей находится за «железным занавесом» и данные невозможно проверить. Но в целом считается, что по численности Восточная Церковь занимает второе место после Римско-Католической Церкви и охватывает более 150 миллионов верующих, включая 2 миллиона на Американском континенте. Библиография Neale,J. G., History of the Holy Eastern Church, 5 vols. (London 1850); Stanley, A. P., Lectures on the History of the Eastern Church (New York 1862); Sergieff, J., My Life in Christ (London 1897); Frere, W. H., Some Links in the Chain of Russian Church History (London 1918); Schaff, P., The Creeds of Christendom, 3 vols., 6th ed. (New York, and London 1919); Service Book of the Holy Orthodox Catholic Apostolic Church, tr. by T. Hapgood (New York 1923) (есть много других переводов восточных богослужебных книг). Gavin, F. Some Aspects of Contemporary Greek Orthodox Thought (New York 1923); Arseniev, N. S., Mysticism in the Eastern Church (London 1926); Kidd, B. J., The Churches of Eastern Christendom from A.D. 431 to the Present Time (London 1927); Tzankov, S., The Eastern Orthodox Church (London 1929); The Ways of a Pilgrim, tr. by R. M. French (London 1931; 1943); Bulgakov, S. N., The Orthodox Church (London 1935); Rice, D.T., Byzantine Art (Oxford 1935); Rice, D.T., Russian Icons (London 1935); The Church of God, An Anglo-Russian Symposium, ed. E. L. Mascall (London 1936); Bashir, A., Studies in the Greek Church (New York 1945); Bashir, A., Orthodox Spirituality, by a Monk of the Eastern Church (London 1945); Zernov, N. M., The Russians and Their Church (London 1945); Every, George, The Byzantine Patriarchate, 451–1204 (London 1947); Attwater, D., The Christian Churches of the East, rev. ed., vol. 2 (Milwaukee 1948); Fedotov, G. P., ed., The Treasury of Eastern Spirituality (New York 1948); French R. M., The Eastern Orthodox Church (London 1951).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Aziz, Philippe. Les sectes secretes de l " Islam. Paris, 1983. Aziza, Mahomed. Le retour de l " Islam. Paris, 1978. Barber, Noel. Lords of the Golden Horn. London, 1973. Barker, Thomas M. Double Eagle and Crescent. New York, 1967. Barraclough, Geoffrey, ed. The Times Atlas of World History. London, 1984. Barreau, Jean-Claude. De l " Islam en general et du monde moderne en particulier. Paris, 1991. Bat Yeor. The Decline of Eastern Christianity under Islam, from Jihad to Dhimmitude: Seventh- Twentieth Century. London, 1996. The Dhimmi: Jews and Christians under Islam. London, 1985. Juifs et Chretiens sous L " Islam. Paris, 1994. Bazancourt, Baron de. Histoire de la Sicile sous la domination des Normans. Paris, 1846. Beeching, Jack. The Galleys at Lepanto. London, 1982. Bendiner, Elmer. The Rise and Fall of Paradise. New York, 1983. Bennassar, Bartolome. Histoire des Espagnols. Paris, 1985. Benoist-Mechin, Jacques. Le loup et le leopard: Mustapha Kemal. Paris, 1954. Beraud-Villars, J. Les Touaregs au pays du Cid. Paris, 1946. Bertrand, Louis. The History of Spain. London, 1952. Bertuel, Joseph. L " Islam-ses veritables origines. Paris, 1981. Biancamaria, J. T. La Corse dans sa gloire et ses souffrances. Paris, 1963. Blachere, Regis. Le Coran. Paris, 1988. Bodolai, Zoltan. The Timeless Nation. Sydney, 1977. Boorstin, Daniel J. The Discoverers. New York, 1988. Bradford, Ernle. The Great Siege-Malta 1565. London, 1961 Braudel, Fernand. A History of Civilization. London, 1993. The Mediterranean and the Mediterranean World in the Age of Phillip II. London, 1973. Bridge, Antony. Suleiman the Magnificent. London, 1983. Briere, Claire, and Olivier Carre. Islam, Guerre a l " Occident. Paris, 1983. Bruce, George. Collins Dictionary of War. London, 1995. Bucaille, Maurice. La Bible, le Coran et la science. Paris, 1976. Buchan, John. Greenmantle. London, 1949. Burlot, Joseph. La civilisation islamique. Paris, 1990. Buckhardt, Titus. Moorish Culture in Spain. London, 1972. Cambridge History of Islam. Cambridge, 1950.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Parry, K., Melling, D. J., Brady, D., Griffith, S. H. and Healey, J. F., The Blackwell Dictionary of Eastern Christianity, Oxford: Blackwell Publishing, 1999. Patton, K. C. and Hawley, J. S. (eds.), Holy Tears: Weeping in the Religious Imagination, Princeton and Oxford: Princeton University Press, 2005. Pelikan, J., The Christian Tradition. A History of the Development of Doctrine, vol. II: The Spirit of Eastern Christendom (600–1700), Chicago and London: University of Chicago Press, 1974. Christianity and Classical Culture: The Metamorphosis of Natural Theology in the Christian Encounter with Hellenism, New Haven and London: Yale University Press, 1993. Imago Dei. The Byzantine Apologia for Icons, New Haven and London: Yale University Press, 1990. The Vindication of Tradition, New Haven: Yale University Press, 1984. Peters, G., «Peter of Damascus and early Christian spiritual theology», Patristica et medievalia 26 (2005), 89–109. »Recovering a lost spiritual theologian: Peter of Damascus and the Philokalia», SVTQ 49 (2005), 437–59. Pevear, R. and Volokhonsky, L. (trans.), Mother Maria Skobtsova: Essential Writings, Maryknoll, NY: Orbis, 2003. Plekon, M., Living Icons: Persons of Faith in the Eastern Church, Notre Dame, IN: University of Notre Dame Press, 2002. (ed.), Tradition Alive: On the Church and the Christian Life in Our Time. Readings from the Eastern Church, Lanham, MD: Rowman and Littlefield/Sheed and Ward, 2003. Plekon, M. and Vinogradov, A. (trans. and eds.), In the World, Of the Church. A Paul Evdokimov Reader, Crestwood, NY: SVS Press, 2001. Plested, M., The Macarian Legacy: The Place of Macarius-Symeon in the Eastern Christian Tradition, Oxford: Oxford University Press, 2004. Pospielovsky, D. V., A History of Soviet Atheism in Theory and Practice, and the Believer, 3 vols., New York: St Martin " s Press, 1987–8. Prestige, G. L., God in Patristic Thought, London: Heinemann, 1936; repr. SPCK, 1952. Ramfos, S., Like a Pelican in the Wilderness, Brookline, MA: Holy Cross Orthodox Press, 2000.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-camb...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010