Боровск. Рождества Пресвятой Богородицы Пафнутиев Боровский мужской монастырь. Колокольня. Колокольня. Действует.   Архитектурный стиль: Нарышкинский Год постройки:не ранее 1690. Адрес: Калужская обл., Боровский р-н, г. Боровск, мкрн. Роща, Боровский Пафнутиев монастырь Координаты: 55.21468, 36.53285 Проезд:из Москвы с Киевского вокзала на электропоезде до ст. Балабаново. Рядом со станцией автовокзал. Автобусом до Боровска, ост. " Роща " , далее пешком 1 км Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Колокольня примыкает к северной стороне трапезной. Построена в 1690 году на средства князя К.О.Щербатова. Архитектурные формы традиционные - четверик на восьмерике. Особенностью колокольни является то, что грани восьмерика расположены на осях четверика - прием довольно редкий. Колокольня представляет собой самостоятельное здание, пристроенное к северной стене трапезной. После сооружения в 1511 году здания трапезной на ее северной паперти была устроена звонница. В конце XVII века на ее месте, с сохранением некоторых элементов основания, возводится красивейшая колокольня, дошедшая до наших дней. Колокольня пятиярусная, с «восьмериком на четверике». Такая форма характерна для середины и конца XVII века. Верх её сделан по образцу колокольни московского Высоко-Петровского монастыря. Но мастера каменных дел не стали повторять ранее созданного. Они развернули восьмерик так, что против плоскости четверика оказалась не плоскость, а ребро восьмерика. В XVII веке в русской архитектуре наметилась и развилась тенденция к богатому украшению строений как снаружи, так и изнутри. Построенная в этот период монастырская колокольня выглядит празднично: в трех поясах восьмерика и в среднем ярусе четверика в углублениях установлены изразцы с барельефными изображениями на них серафимов и разных плодов. Это творение белорусского мастера Степана Иванова, прозванного за мастерство Степаном Полубесом. Углы колокольни оформлены полуколоннами, асимметрично расположенные большие, средние и малые окна с дугообразными перемычками обрамлены красивыми кирпичными наличниками. Каждое окошко имеет определенное практическое назначение — освещать лестничный ход на колокольню, паперть, ризницу, подсобные помещения.

http://sobory.ru/article/?object=02056

Боршева. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Боршева упоминается в духовных грамотах великих князей Ивана Калиты и Дмитрия Донского. До 1728 года принадлежало А.Д. Меньшикову, потом перешло в ведение конюшенного ведомства. Около 1738 г. на Боршеве строится деревянная церковь в честь святителя Николая. Предположительно после пожара на этом же месте строится новый храм, тоже деревянный, в котором были престолы в честь Христова Воскресения, Покрова и свт. Николая. В ведомости о церкви за 1899 год говорится: «утвари в храме достаточно, земельный надел его состовляет 3 десятины усадебной земли, также пахотной и сенокосной 40 десятин. Возле храма часовня деревянная. Всею землею причт владеет сам. Дома причта собственные на церковной земле». Со временем деревянный храм сильно обветшал, колокольня накренилась. Рядом поставили временную звонницу. Возникла потребность в новом здании. Стали собирать средства, и в 1903г. состоялась закладка каменного храма. Новый храм был построен из красного кирпича, крышу венчало деревянное пятиглавие. Стены и своды храма имели живописные изображения. Иконостас резной работы вызолочен, иконы—а их было 36— греческого письма. Начатая колокольня так и не была завершена. Последним настоятелем был иерей Иоанн Никифорович Зверев, 1882 года рождения, служивший с 1921 года. После его смерти в 1936 году храм был закрыт. Впоследствии здание храма использовалось колхозом под склад зерна и другие нужды. В 80-х годах хотели разместить в храме продовольственный магазин, но, к счастью, этого не произошло. Затем руководство колхоза решило отремонтироварь здание, и устроить в нём музей колхоза. Храм начали ремонтировать, перекрыли крышу, провели отопление. Но и эта затея не увенчалась успехом. В 1999 г. храм передали православной общине, назначен настоятель иерей Алексий Авдокушин. На Пасху 5 мая 2002 г. была отслужена первая Литургия. Сейчас храм мало-помалу восстанавливается, Проведено отопление, построена колокольня. К 100-летию храма в 2003 году были восстановлены пять куполов с крестами. Проводятся занятия воскресной школы с детьми и взрослыми, устраиваются паломнические поездки по святым местам. Регулярно совершаются богослужения и требы.

http://sobory.ru/article/?object=03546

Елец. Церковь Михаила Архангела. Архангельская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь находится на углу улиц Октябрьской и Свердлова. Вследствие неоднократных перестроек и реконструкций в дошедшем до нас здании Архангельской церкви три ее части имеют различный «возраст», отличающийся почти столетием. Наиболее древней является колокольня, выстроенная в 1788 году; трапезная построена на месте прежней в 1828 году; собственно церковь заменила более раннюю и возводилась с 1845 по 1860 г. Разное время нашло свое отражение в самом здании, заявляя о себе соответствующим архитектурным стилем. Если поздний классицизм трапезной мог найти «общий язык» с ранним классицизмом колокольни и архитектурным оформлением ранее существовавшей собственно церкви, то вновь выстроенная в 1860 году огромных размеров собственно церковь своим официальным русско-византийским стилем вторглась чужеродным элементом как в общую композицию храма, так и особенно в характер его архитектурного декора. Это не может не снизить архитектурно-художественной ценности памятника, играющего большую роль в создании запоминающегося силуэта города Ельца. В то же время историческая ценность колокольни и трапезной несомненна. 1880 г. – церковь обнесена чугунной оградой из решеток и столбов, двое ворот и калитка. К архангельской церкви были приписаны 2 каменные часовни. 11 июня 1899 г. – церковь пострадала от пожара. Один из колоколов церкови весил 500 пудов. 1922 г. – властями изъята серебряная утварь церкови. 1930 г. – церковь закрыта, чуть позже в 1930-х г. – уничтожены четыре ложные главки, завершения основной главы и колокольни, чугунная ограда и часовня разобраны. Здание использовалось как складское помещение – хранилась бумага, подвалы – склад горпродторга. Здание пережило пожар, рухнул свод трапезной, в результате аварии снесено северное крыльцо. 1993 г. – церковь передана Вознесенскому собору, частично восстановлена.  Храм Михаила Архангела в Ельце снова открыт для прихожан. Торжественное открытие состоялось 1 мая 2016 года на праздник Великой Пасхи. В настоящее время ведутся активные работы по восстановлению подвального помещения, проводится отопление, освещение и другие коммуникации, это необходимо для регулярной работы храма в зимнее время. Примечательно, что во время войны в подвале церкви находилось бомбоубежище, об этом сообщил настоятель, это подтверждают и остатки трафаретной надписи над одим из подвальных окон. Также удалось узнать, что в советское время все росписи храма были подвергнуты целенаправленному уничтожению, вдоль стен были установлены строительные леса для большего удобства очистки стен от фресок. Сегодня от изображений остались только едва видимые контуры, местами виден рисунок орамента. По неведомым причинам, были сохранены лишь две фрески в алтарной части церкви.

http://sobory.ru/article/?object=02126

Москва. Церковь Троицы Живоначальной на Воробьёвых горах. Троицкая церковь в Воробьёве Карта и ближайшие объекты Храм на этом месте упоминается с 1644 г., но истинное время его основания неизвестно и относится, скорее всего к более раннему периоду. Само село Воробьево известно с 1453 г. Существующий храм построен в 1811-1813 гг. в стиле классицизма, внутреннее убранство современно постройке. Главный престол освящен во имя Троицы Живоначальной, южный придел - святителя Николая, северный - преподобного Сергия Радонежского, приставной престол - во имя святителя Ионы, митрополита Московского. Храм никогда не закрывался. При храме есть благотворительная служба. Троицы на Воробьевых горах церковь (улица Косыгина, дом 30). На высоком крутом берегу Москвы-реки, перед почти 300-метровым высотным зданием Московского университета и буквально в нескольких шагах от известной смотровой площадки на Воробьевых горах, стоит храм Живоначальной Троицы. В 1937 г. закрыли стоящую неподалеку Троицкую церковь в Троицком-Голенищеве, из нее в храм на Воробьевых горах перенесли два антиминса и соорудили приставной престол в главном алтаре во имя бывших в закрытом храме приделов святителя Ионы, митрополита Московского, и мученика Агапия. Деревянная церковь известна на Воробьевых горах с древнейших времен. В 1451 г. великая княгиня Софья Витовтовна купила небольшое село на высоком берегу Москвы-реки. В 1700 г. документальные источники называют стоящую в селе «церковь Сергия, что в Саду» (по-видимому, названа по приделу), а в 1720 г. упоминают в ней придел преподобного Алексия, человека Божия. Известно также, что в 1785 г. эта древняя церковь перестраивалась, а в конце XVIII века разобрали летний царский дворец. В 1811–1813 гг. близ места, где стояла деревянная церковь, выстроили и освятили каменный Троицкий храм с правым приделом – святителя Николая и левым – преподобного Сергия Радонежского. Он был небольшим, типичным для подмосковных сел. Колокольня, трапезная и главный храм располагались традиционно по оси восток – запад. Мощный купол-ротонда, стоящий на кубическом основном объеме, завершал барабан с небольшой главкой. Южный вход имел далеко вынесенный портик с тосканскими колоннами. Двухъярусная колокольня, на нижнем ярусе которой соорудили главный вход в храм, красиво дополнял всю композицию. На месте престола старого храма тогда же в 1811 г. установили небольшой белокаменный обелиск, увенчанный крестом. Этот обелиск сохранился до сих пор – в шести метрах справа от входа в храм. Буквы на нем давно стерлись, однако хорошо видно изображение трубящего архангела. Сохранилась также и старая ограда с арочным входом. Впрочем, некоторые источники утверждают, что от 1811 г. до нашего времени в неприкосновенности дошла лишь колокольня. Примечательно, что накануне военного совета в Филях в 1812 г. в только что отстроенной Троицкой церкви молился М.И. Кутузов.

http://sobory.ru/article/?object=02278

Лукинское. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Лукинском каменная, с такой же колокольней, однопрестольная, построена на капитал, завещанный местной помещицей М.Т. Арцыбашевой и пожертвования других благотворителей, освящена в 1892 г. При этой церкви имеется еще деревянная церковь во имя св. вмч. Екатерины. К Успенской церкви приписаны: деревянная церковь с такой же колокольней во имя св. мчц. и царицы Александры при церковно-приходской школе в дер. Михорево, построенной на средства потомственного почетного гражданина Александра Кононова и содержащейся на его средства и пять часовен в деревнях Мучихино, Троицкой, Замошье, Александровне и Подолье. В приходе имеются две школы: одна церковно-приходская в дер. Жихареве, открытая в 1890 г. и помещающаяся в доме, выстроенном на средства Братства Пресвятой Богородицы и попечителя Кононова, и Министерства народного просвещения в дер. Мучихино. Памятная книга по Санкт-Петербургской епархии 1899 г. под ред. Н.М. Кутепова. С. 358 Строительство прозванной в народе из-за неотделанных кирпичных стен «красной церкви» в деревне Лукинское было начато в 1882 г. по проекту губернского епархиального архитектора Г. Карпова и длилось около 5 лет. Завершено строительство храма в 1887 г. Каменная церковь построена на месте обветшалой старой церкви по указанию помещицы М.Т. Арцебашева, в чьем владении находились земли деревни. Еще на этапе проектирования архитектор учел слабую несущую способность грунтов в основании храма, поэтому он уделил особое внимание прочности фундамента. Внутреннее убранство церкви выделяется затейливыми травными орнаментами стен и арочных сводов. Деревянный свод украшает восемь изображений святых. Не совсем привычный внешний вид храма, характерный в основном для промышленных зданий, должен был ускорить процесс строительства, а также увеличить срок эксплуатации фасадов в суровом северном климате. По решению зодчего окна и двери украшены наличниками, колонками и кокошниками из фигурного кирпича, что, безусловно, придало внешнему облику здания более опрятный и законченный вид. Храм имел всего один престол и был освящен в 1892 г.

http://sobory.ru/article/?object=06379

В.Березин, В.Добронравов Третий благочиннический округ В состав сего округа входят церкви следующих сел: Алферьева, Афанасьева, Брюхова, Георгиевского на Уводи, Григорьева, Доронина, Инивеж, Кочнева, Кулеберьева, Маршева, Миловского, Митрофаниевского погоста, Новоселок, Першина, Пищуговой Пустыни, Семеновского-Поливановых, Семеновского-Сарского, Галицкого погоста, Тейкова, Тюрикова, Церковного и Яковлевского погоста. Алферьево Село Алферьево расположено при речке Санебе и находится от уездного города в 55 верстах, а от губернского города в 90 верстах. В настоящее время в селе Алферьеве две каменные церкви, с каменною же колокольнею: холодная – в честь Благовещения Пресвятые Богородицы, с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери, и теплая – во имя Святителя и Чудотворца Николая, однопрестольная. Холодный Благовещенский храм сооружен в 1697 году средствами архимандрита Феодосия, как свидетельствует о том надпись, сделанная в олтаре на северной стене: «Лета 7205 июля в 29 день построил сию святую церковь с трапезою и с колокольнею каменное по обещанию своему Архимандрит Феодосий за сие строение за просфорами и за упокой ево Архимандрита Феодосия такожде и ево родителей поминать рабов Божиих иеромонаха Никодима, схимонаха Нестора монаха Нифонта монаха Аввакума схимонахини Февронии Иоанна, Григория Мины Ирины Ульянеи Ксении Петра вживых иерее Иоанна Игнатия ермонаха Аввакума Елены девицы схимонаха Гурия схимонаха Ферапонта инокини схимницы Наталии Анны Иоанна младенца»; подобная же надпись высечена и на западной стене храма. Кто был архимандрит Феодосий, – неизвестно; никаких биографических о нем сведений не сохранилось; а равно также неизвестно, где он и указанные в надписи лица погребены; при церкви же Благовещенской нет ни древних склепов, ни древних надгробных памятников, которые бы указывали на место их погребения. Храм Благовещенский отличается высотою; имеет форму квадрата с полукруглым алтарем; венчается пятью грушевидными главами с осмиконечными крестами; наружные стены украшены различными лепными изображениями и колоннами. Главный престол обит листовой медью; над ним – сень, утвержденная на четырех столбах и украшенная сверху вызолоченною резьбою; внутри же сени изображены Триипостасный Бог и символы Ветхого и Нового завета; иконостас пятиярусный с гладкими колоннами; царские двери в нем глухие и совершенно гладкие, с обычными изображениями Благовещения и евангелистов.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Владимировка. Церковь Казанской иконы Божией Матери. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери Год постройки:Между 1872 и 1874. Год утраты:Не установлен. Адрес: 309553, Старооскольский р-н, село Владимировка Координаты: 51.1078, 38.363589 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты По местному преданию, в 30-х гг. XVIII ст. владелец села Знаменского князь Меньшиков перевел в местность, занимаемую теперешней Владимировкою, около 60 дворов своих крепостных крестьян из хут. Николаевки. Село названо от имени этого князя Владимира Сергеевича – Владимировка, в простонародье оно носит название Катериновки – по имени жены князя Екатерины. В 1904 г. в приходе было 245 дворов, муж. пола 951 душа, жен. пола 946 душ. Храм во Владимировке был построен в 1872 г. и в 1874 г. освящен в честь Казанской иконы Божией Матери. Храм деревянный, дубовый, на каменном фундаменте, имеет форму греческого креста. Длина его 2272 арш., ширина 12 и высота 25 арш. Двухъярусная колокольня имеет 10 саж. в высоту. Алтарь от храма отделяется иконостасом в три яруса с крестом вверху. Над крестом висит на железных прутьях, прикрепленных к потолку, сень с крестом наверху. Церковь внутри и по местам снаружи, а также колокольня украшены священными изображениями. Храм окрашен масляною краскою. Вокруг храма каменная ограда с металлическими изображениями ангелов с трубами над главным входом. При церкви в отдельном здании помещается церковно-приходская школа, открытая в 1889 г., в дер. Харкеевке – земская школа. Земли в пользовании причта отведено 33 дес., из них 4 ½ дес. – под садом вокруг церкви. Причт пользуется пособием от казны в количестве 392 руб. в год. Издание Воронежского Церковного Историко-Археологического Комитета. Воронеж, Типо-лит. Товарищества «Н. Кравцов К-о». Сборник «Воронежская старина». 1907 г.

http://sobory.ru/article/?object=16215

Москва. Церковь Спаса Всемилостивого, что в Чигасах. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Каменный монастырский Спасский храм заложен в 1483 г. Обитель сгорела в 1547 г., но была возобновлена. В 1625 г. церковь упоминается уже как приходская. В 1641 г. пристроен придел мч. Екатерины, а в 1647 г. - возведена колокольня. В нач. XVIII в. была выстроена вновь главная церковь, восьмерик на четверике. Новый теплый Екатерининский храм со вторым престолом в трапезной во имя Кирика и Иулитты (известным с 1722) построен в 1733 г., возможно с использованием частей прежнего придела. Примыкал к главной церкви с севера и был практически одного с ней размера. Колокольня того же 1733 г. Спасская церковь закрыта в кон. 1920-х гг., вскоре сломана. http://vsemmirom.com/hrams/ В 1929 г. церковь Спаса Всемилостивого в Чигасах закрыли, а спустя некоторое время разрушили. В 1938 г. на этом месте был построен кирпичный жилой дом. Спаса Всемилостивого в Чигасах церковь (уничтожена) В местности между 3-м и 5-м Котельническими переулками в XV–XVI веках находился мужской Спасский монастырь, игумен которого по прозвищу Чигас построил в обители первый каменный храм. Монастырь сгорел в пожаре 1547 г., причем летопись упоминает о гибели «подписи чудной Дионисия иконописца», то есть фресковой росписи храма XV столетия. Позже монастырь был восстановлен. В документах 1625 г. Спасская церковь в Чигасах упоминается как приходская. В 1641 гг. построили Екатерининский придел, а в 1647 г. к нему пристроили каменную колокольню. В начале XVIII в. церковь и колокольню разобрали, и на их месте выстроили новые. С 1722 г. известен придел мучеников Кирика и Иулитты. В 1733 г. построили придел великомученицы Екатерины, в иконостасе которого вплоть до закрытия храма находилась икона святой Екатерины 1732 г. Облик храма, сложившийся в первой трети XVIII века, не изменялся впоть до сноса церкви. В главном иконостасе все иконы, кроме помещенных на дверях и на Царских вратах, были современны постройке храма – первой трети XVIII в. или XVII в. Историки особо отмечали редкую по композиции икону с изображением крестного хода 1 августа, а также иконы «Явление Божией Матери преподобному Сергию» 1671 г., святителя Николая XVII в. и пророка Илии начала XVIII в. Все иконы иконостаса Екатерининского придела были написаны в 1733–1736 гг. В алтаре придела мучеников Кирика и Иулитты находилась икона святителя Николая XVII в. В иконостасе этого придела помещались храмовый образ мучеников Кирика и Иулитты XVII в. и Тихвинская икона Божией Матери, на ризе которой была надпись, что сей образ писал в 1712 г. монах Корнилий Уланов. Храм славился своими потирами начала XIX в. черного серебра со стразами, дарохранительницей в виде Сионской горницы с литым изображением Христа и апостолов, напрестольным крестом 1814 г., шитыми золотом хоругвями XVIII в.

http://sobory.ru/article/?object=37874

Торопец. Церковь Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Церковь дважды (в 1738 и 1758 годах) значительно пострадала от пожаров, что привело к изменению изначального внешнего вида, в частности появились многочисленные пристройки. Церковь имеет две характерные особенности: угловые декоративные кокошники, распределяющиеся на две плоскости постройки и зеленые изразцы с изображением двуглавого орла, состоящие из нескольких составных частей. Высокая колокольня, стоящая вытянутым восьмериком на четверике, богата поясом фигурного кирпича под арками звона и имеет скромный арочный портал, украшенный кирпичной нарезкой. Церковь отреставрирована относительно состояния 70-х годов прошлого века, не действует. Церковь Спаса Преображения расположена на ул.Никитина (бывший Спасский пер.). Построена в конце XVII-haчaлe XVIII веков. Эта церковь по структуре плана отлична от Казанской и принадлежит к типу одноапсидных бесстолпных храмов. Бесстолпные храмы были широко распространены в Московском зодчестве XVI-XVII веков. К ним принадлежит старая соборная церковь в Боннском монастыре (1593), церковь Покрова в Рубцове (1626) и другие. Бесстолпный тип церковных построек широко применялся и в Торопецком строительстве XVII-XVIII столетий. Спасская церковь не сохранила своего первоначального вида, который изменился из-за повреждения пожарами 1758 и 1738 годов, когда в городе выгорело 5 каменных церквей. Церковь Спаса Преображения имеет некоторые особенности. Угловые декоративные кокошники, распределяющиеся на две плоскости постройки, зеленые изразцы с изображением двуглавого орла, состоящие из нескольких составных частей, и сплошные лопатки по углам отличают обработку стен Спасской церкви. Высокая колокольня, стоящая вытянутым восьмериком на четверике , богата поясом фигурного кирпича под арками звона и имеет скромный трехцентровый арочный портал, украшенный кирпичной нарезкой. Торопец. Прошлое и настоящее. Сборник очерков. Составитель Л.Г. Нефедова. Верхневолжская ассоциация периодической печати. Нелидово, 1996 г., стр. 28 

http://sobory.ru/article/?object=04360

Торжок. Борисоглебский монастырь. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Каменная Введенская церковь является самой древней из сохранившихся в Торжке. Она посвящена празднику Введения Богородицы во храм. В литературе встречаются разные датировки возведения каменного Введенского храма. Историки Торжка XIX в., иеромонах Илиодор, священник И. Колосов и архиепископ Тверской и Кашинский Дмитрий, утверждают, что каменная Введенская церковь с колокольней была построена в 1620 г. Есть предположение, что строителем церкви был архимандрит Иоасаф, впоследствии ставший патриархом Московским и всея Руси. В этом случае называют иную дату построения храма – 1672 г. или 1673 г. П.Д. Малыгин полагает, что Введенская церковь и колокольня строились отдельно. Сначала, до 1661 г., была возведена каменная колокольня, а в 1672 г. – церковь. Известно, что построена церковь была на месте деревянной (одноименный деревянный храм был сооружен в монастыре при архимандрите Мисаиле в 1552-1586 гг.), сожженной поляками в 1609 г. вместе с его настоятелем Константином, 17 монахами, укрывшимися на колокольне, и некоторыми жителями Торжка. Впоследствии Константин почитался в городе как святой. Архитектурный облик Введенской церкви представляет собой сочетание простых форм и нарядного декора. Кубообразная, одноглавая, бесстолпная, с одной апсидой, она поначалу, видимо, не была оштукатурена и имела открытый красный цвет кирпича в сочетании с резными белокаменными декоративными деталями. Оконные проемы подчеркнуты муфтированными полуколоннами и увенчаны килевидными «очельями». Причудливая лепнина придавала храму праздничный вид. К сожалению, она почти не сохранилась. Исследователи полагают, что Введенская церковь принадлежит к московской архитектурной школе XVI-XVII вв., так называемому нарышкинскому барокко. Храм играл значительную роль в монастырском богослужении, ведь он был теплым при холодном Борисоглебском соборе. Здание церкви двухэтажное. В нижнем этаже располагались различные кладовые и амбары, братская трапезная с кухней, а в верхнем – церковь. В 1801 г., как сообщает архиепископ Дмитрий, церковь была внутри «расписана священными изображениями».

http://sobory.ru/article/?object=05515

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010