При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православие и современность. Электронная библиотека. " ( www.lib.eparhia-saratov.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). Память благоверного царевича Димитрия Евангелие от Иоанна повествует нам о том, как " первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? " Как будто они чувствовали угрозу, исходящую от Иисуса, угрозу всему укладу их жизни. Вдруг почва стала уходить у них из-под ног: то они были вождями народа, все их слушались, все почитали, уважали - и тут появляется некий Иисус, который в субботу имеет дерзость исцелять больных, творить чудеса. За Ним уже ходят тысячи народа, появились ученики. Он ничего не боится, ни перед кем не заискивает, говорит удивительные слова, и в этих словах чувствуется сила и правда. И трудно им было и невозможно, не отказавшись от своей жизни, от своих привязанностей, принять Его. Поэтому они собрались и стали решать, что делать. " Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом " . А какая связь, почему, если все уверуют в Него, должны прийти римляне? Каждый носитель власти всегда считает, что после него все рухнет. И фарисеи думали: если все уверуют во Христа, то перестанут веровать им и увидят, что можно, оказывается, спокойно прожить без этих фарисеев и книжников - значит, власть у них уйдет из рук, и тогда придут римляне. Но " один из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб. Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ " . На Каиафе, в силу его священства, была благодать Божия, которой он по своему естеству был недостоин.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2209...

Римляне убо в великий пяток в полуночи, возставше от места своего и облекшеся в одежды своя священническия идоша первее на гору Голгофу с многими лампадами возженными и псалмопением, носяще крест с распятым Христом, от древа вырезанным, и вознесше на Голгофу, поставиша, поюще свое правило яко час един; также един от иноков из францисканов, учителей сый, изыде на среду и повествоваше поучение к народу итальянским языком, си есть римским общенародным; по окончании же сняша с креста икону Христову древяну и положивше плащаницу, несоша с Голгофы низу, и положиша на месте оном, идеже Иосиф с Никодимом, снемше Тело Христово с креста, обви плащаницею; и тамо такожде подобне пение сотворше. повествова ин учитель великое поучение к народу языком арабским, на пользу арапам, от них же многих превратиша к своей церкве. Последи же несоша икону Христову с плащаницею и положиша ю вверху Гроба Христова, и тамо третий учитель гишпанским наречием поучение сотвори: окончившим же всем нощное правило угашися вся кандила, яко ни единому нигде же остатися, обычай бо тамо есть от ветхихи времен сице творити. понеже все христиане новаго огня ожидают, иже являшеся от Гроба Христова в Великую Субботу о девятом часе дня во все годы, его же исповедуют и веруют Греки, Армяне, Копты, Сирияне и Ефиопы веры Греческой, токмо едины Римляне не веруют, и глаголют яко хитростию некакою Греки творять сего ради отчасти неимуще откуда огня взяти, отчасти же вопреки Грекам творяще, заутра в Великую Субботу, ране прежде даже не взойдет солнце пред Гробом Христовым поставляют трапезу украшенну серебром и златом и свещами многими в служение Божественной литургии, творят огнь новый сицевым образом: вземлет един от Римских инок камень, железо и губу, или просто рекше, трут и ударяет дважды или трижды и яко бы не могущи, зажещи отдает Турчину и той высекает огнь и зажигает тогда свещи и литургисают пред Гробом Христовым: еже многоразличные народы видяще посмевают, особне же аз хотяще видети тайну, единаго, от законников их вопрошах почто аще творят? ответствова мне, яко умершу Христу плотию – вся совершишася и ветхая мимо идоша, в воскресение же вся пременишася и нова быша, сего ради и мы, новый, рече, огнь, но сущу ветху, соделаваем. Обаче паки приступаю к повести, яко по окончании оной литургии абие собирают вся и входят все римляне внутрь обители своея и заключается, и неисходно пребывают даже до явления огня от Гроба Господня, от него же запаляют свещи все христиане и армяне и прочия секты, обретающияся в великой церкви Воскресения Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Grigor...

Автор жизнеописания И. отмечает его образованность и сообщает, что он был воспитан в школе певчих при Латеранском дворце. 8 авг. 961 г. И. стал епископом Нарни; вероятно, тогда же был назначен папским библиотекарем (лат. bibliothecarius Sanctae Sedis Apostolicae). Лиутпранд Кремонский называет И. среди послов, отправленных папой Иоанном XII к императору ( Liutprandus Cremonensis. Historia Ottonis. 7//MGH. Script. Rer. Germ. T. 41. P. 163-164). Об активном участии И. в делах Римской курии свидетельствуют и его подписи под некоторыми грамотами пап Римских Иоанна XII (955-964) и Льва VIII (963-965). На Соборе 4 дек. 963 г., низложившем Иоанна XII, И. свидетельствовал против папы. Однако И. упомянут и среди участников Собора, созванного Иоанном XII для восстановления в сане (26 февр. 964). Возможно, при папе Бенедикте V (избран римлянами по смерти Иоанна XII и низложен папой Львом VIII) И. был возведен в достоинство кардинала-пресвитера (титул неизв.). После смерти папы Льва VIII римляне отправили к имп. Оттону I посольство с просьбой вернуть Бенедикта V, находившегося в заточении в Гамбурге. 4 июля 964 или 965 г. Бенедикт V скончался, и Оттон I послал в Рим своих представителей - Лиутпранда Кремонского и еп. Отгара Шпайерского, вероятно указав им на И. как на предпочтительного кандидата на Римскую кафедру. 1 окт. 965 г. в присутствии имперских послов И. был избран папой Римским и сразу же столкнулся с оппозицией римской знати. 16 дек. 965 г. в Риме произошел переворот под рук. рим. префекта Петра, гр. Ротфреда Кампанского и вестиария Стефана. Папа был схвачен и заточен в замке Св. ангела, а позднее переправлен в неизвестный замок в Кампании. Летом 966 г. И. удалось бежать и укрыться в Капуа под защитой гр. Пандульфа. Тем временем в Риме был убит гр. Ротфред. Было ли связано освобождение И. с этим убийством, в источниках умалчивается. Из Капуа И. отправил послов в Саксонию к имп. Оттону I с просьбой о помощи. Откликнувшись на призыв, император выступил в поход. Обеспокоенные действиями императора римляне отправили к И. посольство, моля папу о возвращении в Рим. 14 нояб. 966 г. И. вернулся в Рим: «клир и народ» встретили его за стенами города, с торжественной процессией папа проследовал к Ватиканской базилике, где отслужил мессу, и затем к Латеранскому дворцу. Спустя месяц в Рим прибыл император. Мятежников судили, многих сослали, а руководителей восстания (в их числе 12 начальников рим. округов (decarcones)) повесили; останки убитых Ротфреда и Стефана выкопали и выбросили за пределы Рима. Рим. префект Петр был передан папе. И. велел обрезать ему бороду и повесить за волосы у конной статуи рим. имп. Марка Аврелия, стоявшей перед Латеранским дворцом. После этого префекта посадили на осла задом наперед и в позорной процессии через весь город отвезли в тюрьму.

http://pravenc.ru/text/469696.html

В.Л. Задворный (католик) Пелагий II (Pelagius II) 61 26.XI.579 г. – 7.II.590 г. Если после смерти Uoahha III Римский Престол оставался вакантным целые десять месяцев, потому что римляне не решались никого признать своим епископом без императорского согласия, то теперь, во время осады Рима лангобардами, когда умер преемник Иоанна Бенедикт, римляне более не медлили с выбором, и, не дожидаясь согласия Константинополя, провозгласили своим епископом Пелагия II. Положение в византийской Италии становилось все более и более напряженным. Продолжавшееся с 572 г. успешное наступление лангобардов продвигало их границы все дальше на юг. Покорение лангобардами Италии несло с собой дехристианизацию страны: в своем большинстве лангобардский народ оставался языческим, аристократия же приняла арианство. Во время войны разрушались и разграблялись церкви и монастыри. Ок. 580 г. было разорено знаменитое аббатство Монте-Кассино, основанное св. Бенедиктом, монахи которого бежали в Рим. Константинополь теперь мог оказывать лишь слабое сопротивление. В 584 г. император Маврикий реорганизовал остатки византийских владений в Италии в экзархат – военную провинцию, во главе которой был поставлен экзарх, объединивший в одних руках военную и гражданскую власть, столицей экзархата стала Равенна. В это же самое время происходит и образование Лангобардского королевства, которое в 584 г. возглавил король Автари, а после его смерти, в 590 г., Агилульф (590 – 616 гг.), по праву считающийся настоящим основателем лангобарского государства в Италии (54, с. 117 – 119). В 585 – 589 гг. на границах с лангобардами установилось некоторое спокойствие, так как экзарху Смарагду удалось заключить с ними какой-никакой мир, и благодаря этому Папа, наконец, смог восстановить отношения с северной Италией, которые из-за войны были полностью прерваны. Пелагий II использовал эту возможность, чтобы попытаться устранить продолжавшуюся уже тридцать лет схизму между Римом и Аквилеей: ведь если Милан, как уже отмечалось, в 571 г. вернулся в общение с Римом, то епископ Аквилейский, присвоивший себе титул патриарха, по-прежнему считая себя после II Константинопольского Собора единственным хранителем правой веры, оставался непреклонным. 3 ноября 579 г. по случаю освящения кафедрального собора в Градо, куда из-за войны была перенесена резиденция Аквилейского патриарха, построенного в честь халкидонской святой Евфимии, (в одноименном храме проходили заседания IV Вселенского Собора), патриарх Илия созвал собор из двадцати своих епископов суфраганов, на котором вновь была подтверждена приверженность прежнему курсу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 МХК. 10 класс 1 полугодие 2 полугодие работа на уроке работа на уроке Агафонов Роман Иншутина Варя Калашников Костя Калинина Тася Котов Михаил Кузнецова Ольга   Новикова Дуня Славицкас София Домашнее задание на 6.04. 1. Явления культуры, относящиеся к первобытному миру: А) храмы в Карнаке и в Луксоре Б) художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа В) каменные Венеры как символ женщины-матери Г) ансамбли Вавилона 2. С чем вы не согласны? А) Московский Кремль был сооружен для защиты от врагов Б) Храм Василия Блаженного в Москве был воздвигнут в честь взятия Казани В) В Архангельском соборе Московского Кремля венчались на царство Г) Ансамбль Московского Кремля - это символ национального единения 3. Богиня охоты в Древней Греции А) Исида Б) Артемида В) Афина Г) Гера 4. Назовите ярославский храм: А) храм Василия Блаженного Б) храм Христа Спасителя В) Покрова на Нерли Г) храм Ильи Пророка 5. В этом соборе была первая школа на Руси, первая библиотека, похоронен Ярослав Мудрый А) собор Софии Киевской Б) ярославский Богоявленский собор В) собор Покрова на Рву Г) Архангельский собор Московского Кремля 6.Один из храмов афинского Акрополя А) Пантеон Б) святилище Фортуны В) Эрехтейон Г) храм Артемиды 7. Неверным утверждением является А) Римляне проявили себя в практической деятельности Б) Римляне были хорошими инженерами, строителями, юристами В) В Древней Греции впервые стали строить арки Г) Конные статуи впервые появились в Риме 8.. Памятником культуры Античного Рима является А) Акрополь Б) Пантеон В) Александрийский маяк Г) собор святого Петра 9. Скульптура «Венера Милосская» в настоящее время находится А) в Эрмитаже Б) в Дрезденской галерее В) в Лувре Г) в Афинах 10. Значение греческой культуры для мировой цивилизации заключается в следующем: А) Из Греции пришло христианство Б) Из Греции пришла традиция ораторского искусства В) Греческая античная философия известна всему миру Г) Греческий язык лег в основу романских языков

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/li...

Книга третья Как в предыдущей книге бл. Августин говорил о зле нравственном и духовном, так в настоящей рассуждает о бедствиях телесных и внешних, показывая, что римляне от самого основания Рима постоянно терпели их, и что к отвращению этого рода зла ничего не сделали ложные боги, хотя до пришествия Христова они были почитаемы свободно. Глава I. О тех бедствиях, которых боятся одни дурные люди, и которые всегда терпел мир, пока чтил богов Думаю, что относительно зла нравственного и духовного, которого особенно следует остерегаться, мною сказано уже достаточно: ложные боги нисколько не старались помочь почитавшему их народу освободиться от массы зол этого рода, но, напротив, заботились о том, чтобы масса эта давила его как можно более. Теперь нахожу нужным сказать о тех бедствиях, которых они ни при каких обстоятельствах не желают терпеть, каковыми являются: голод, болезни, войны, потеря имущества, плен, насильственная смерть и другие подобного же рода, о которых мы вскользь упомянули в первой книге. Ибо только эти бедствия, которые не делают людей злыми, злые единственно и считают злом; и при наличии тех благ, которые они полагают благами, сами они не стыдятся оставаться злыми; более того, они скорее бывают недовольны плохою удачей, чем дурною жизнью. Как будто величайшее благо для человека состоит в том, чтобы иметь все хорошее, за исключением себя самого! Но и от этого рода зол, которых они единственно страшатся, не охранили их боги в то время, когда были открыто почитаемы ими. Когда в разные времена и в различных местах до пришествия нашего Искупителя род человеческий стирался с лица земли бесчисленными и иногда даже невероятными бедствиями, разве других, а не этих богов чтил мир, за исключением одного народа, еврейского, и некоторых отдельных лиц вне этого народа, которых божественная благодать и таинственный и справедливый суд Божий находил где-либо того достойными? Чтобы не заходить слишком далеко, умолчу даже о наиболее тяжких бедствиях других народов. Буду говорить лишь о том, что касается Рима и Римской империи, т. е. о том, что претерпел до пришествия Христова собственно сам город и те области, которые были соединены с ним в качестве союзных или покоренных силой оружия и входили как бы в тело его республики. Глава II. Имели ли причины допустить разрушение Илиона эти боги, которых одинаково чтили и римляне и греки

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЛЛИРИК [лат. Illyricum, Hillyricum, редко Hilluricum; греч. Ιλλυρικν, Ιλλυρς], историческая область в сев.-зап. части Балканского п-ова (классическое греч. название Иллирия, Иллирида); префектура в составе Римской и Византийской империи (IV-VI вв.); диоцез древней Церкви, к-рый до VIII в. входил в область юрисдикции Римского престола. Первоначально у древнегреч. и лат. авторов И.- обозначение территории, заселенной группой иллирийских племен к северу от Эпира и Македонии до среднего течения Дуная, к востоку от Адриатического м. и Вост. Альп. Вост. граница И., отделявшая его от обл. Фракия, проходила обычно восточнее долины р. Марг (ныне Морава), формальной границей считались северо-зап. части горного хребта Гем (ныне Стара-Планина) и Родопы, а также Суккский перевал (Железные Ворота). Несмотря на то что с V-IV вв. до Р. Х. сев. часть И. (Паннония) была преимущественно заселена кельтами, за ней по-прежнему оставалось название И., в то время как Сев.-Вост. Италия и обл. Мессапия в Апулии, также заселенные иллирийскими племенами, не рассматривались как часть И. Древние греки уже с VII в. до Р. Х. основали на сев. побережье Адриатического м. ряд колоний (в т. ч. Эпидамн, Аполлонию), однако территория И. до Р. Х., когда она перешла под упр. Рима, находилась вне сферы влияния античной культуры, исключая частные военные столкновения с Македонией (кампания Александра Македонского 335 г. до Р. Х.). Первые контакты и военные конфликты иллирийцев с римлянами относятся к кон. III в. до Р. Х. Полное завоевание побережья Адриатического м. Римом произошло в 167 г. до Р. Х. Почти сразу же римляне попытались проникнуть вглубь страны, однако быстрого успеха не добились. В I в. до Р. Х. жители прибрежного И. и Далмации участвовали в римских гражданских войнах на стороне республиканцев. Планомерное завоевание всей территории И. до Дуная началось при Октавиане Августе, который в 35-33 гг. до Р. Х. возглавлял иллирийско-паннонскую экспедицию римлян. В результате походов Тиберия в 12-9 гг. до Р. Х. римляне закрепились на берегах Дуная (антирим. восстания в И. продолжались до 30-х гг. I в. по Р. Х.). С именем Тиберия связано также создание рим. дунайского лимеса, в к-ром И. занимал центральное положение.

http://pravenc.ru/text/389433.html

С. Уваров Святой апостол Павел написал 14 посланий. Из них на первом месте, обыкновенно, поставляется послание к Римлянам. Но это делается не потому, чтобы оно было написано ранее всех других. Причина этому иная. Послание к Римлянам ставится прежде всех прочих потому, что оно заключает в себе глубочайшие и важнейшие истины христианского вероучения. Когда же распространилось христианство между римлянами? Зачем и в какое время написал им послание святой апостол Павел? (Можно предполагать, что христианство проникло в Рим еще во время земной жизни Христа-Спасителя. В то время в Риме проживало весьма много иудеев. Они обыкновенно путешествовали в Иерусалим на большие праздники, особенно же на праздник пасхи. В Иерусалиме иудеи из Рима могли видеть и слышать Иисуса Христа; a видев и слышав Его, понятно, могли и уверовать в Него. Таким образом, очень может быть, что некоторые из них возвращались в Рим уверовавшими во Христа). – В день сошествия Святого Духа на апостолов свидетелями этого чудесного события были, между прочими, и Римляне ( Деян.2:10 ). Весьма вероятно, что из числа трех тысяч, крестившихся в этот день, были некоторые и из римлян. Таким образом, можно предполагать, что христианство проникло в Рим в самое раннее время. Впоследствии же, по преданию, здесь распространял и утверждал веру во Христа святой апостол Петр. Святый апостол Павел, услыхав, что в Риме образова-лось общество верующих во Христа, конечно, возрадовался этому. Но как апостол, который был призван для проповедования Евангелия преимущественно между язычниками ( Гал.2:2 ), он не мог избавиться от тревожного помышления, во всем ли правильно содержать римляне веру во Христа, – не вкралось ли в нее каких-либо лжеучений. Поэтому апостол сильно желал свидеться с римлянами ( Рим.1:9–13 ), чтобы утвердить их веру и, если бы оказалось нужным, очистить ее от неправильностей. Но святому Павлу долго не удавалось побывать в Риме ( Рим.1:13 ). И вот он пишет тамошним христианам послание. Из него они могли увидать, как учит святой апостол Павел, и согласную с его учением или нет содержать они веру во Христа. Такой был повод для апостола Павла написать послание к Римлянам. Посылает он его из города Коринфа, когда собрался в Иерусалим отвезти собранную в Македонии, Ахаии и других местах милостыню бедствующим иерусалимским христианам. Это было в 58-м или 59-м году по Р. Хр. Послание Павлово передала римлянам диаконисса (так назывались пожилые христианки, который прислуживали при крещении девиц и женщин) Фива из Кенхреи (предместье города Коринфа), которой нужно было отправиться, по своим делам, из Коринфа в Рим.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Татиана из Рима: Новая весталка Перед языческим девством ослепительно засияло девство христианское – не отказ, но новая полнота неведомой жизни во Христе Боге. 25 января, 2015 Перед языческим девством ослепительно засияло девство христианское – не отказ, но новая полнота неведомой жизни во Христе Боге. Привычное, «обрусевшее» имя – Татьяна. Кажется, что оно даже и не обрусевшее, а совсем русское, и что-то означает – не по-русски, так по-древнерусски. Однако это имя, которым называют не только русских, но и белорусских, украинских, финских, польских, и даже итальянских и английских девочек – пришло из легендарных времен Древнего Рима… Тит Татий, соперник, а потом и соправитель самого Ромула, вскормленного волчицей основателя Рима, братоубийцы и обожествленного после смерти первого римского царя, был царем сабинян. Желая отомстить за похищенных жен своего народа (их похитили римляне на общем празднике), Тит Татий захватил оплот римского народа – Капитолийский холм. Участь римлян была практически решена. Но бывшие украденные сабинянские девицы, теперь – жены римлян и матери их маленьких сыновей и дочерей, уговорили своего вождя примириться с побежденным Ромулом. Слово женщин возобладало – и сабиняне вместе с римлянами стали одним народом, называемым квиритами. Ромул и Тит Татий правили этим народом совместно. Было это в восьмом веке до Рождества Христова… Имя «Татиан» — производное от имени Татий – с гордостью носили многие римляне. Мужское имя «Татиан» — имя одного из христианских писателей, ученика мученика Иустина Философа. Татиан, живший во втором веке, не был римлянин, скорее всего, это имя как вольноотпущенник, получили его отец или дед, или даже он сам. Он был из Сирии, греком или сирийцем. Татиан, яркий и неоднозначный, образованнейший, религиозный и ищущий человек, заинтересовался христианством, читая книги – в первую очередь, Четыре Евангелия, которые он потом расположил единым текстом, хронологически (как ему казалось) под названием Диатессарон, им (на сирийском языке) до пятого века пользовались христиане-сирийцы. Но решение креститься Татиан принял, взирая на мучеников-христиан. Свидетельство таинства мученичества произвело на него неизгладимое впечатление. Ученый и философ стал христианином, споря и побеждая в спорах язычников…

http://pravmir.ru/tatiana-iz-rima-novaya...

1. АПОСТОЛЬСКИЙ ПЕРИОД (1-й в.), ( Мф. 20:1–2 ). (Харизматический – благодатный). «Господь спросил учеников Своих, за кого почитаете Меня? Пётр сказал Ему в ответ: Ты – Христос» ( Мф. 8:29 ). В апостольский период слово Божие распространялось не по дням, а по часам и минутам. Святые апостолы и ученики Господа нашего Иисуса Христа: Петр, Иоанн, Андрей, Иаков и др. были очевидцами Спасителя. Они получили от Него силу творить великие чудеса, а потом еще, в день Пятидесятницы (святой Троицы), получили и дар Духа Святого в виде огненных языков. Таким образом, имея в себе такую благодатную силу, святые апостолы весьма смело и дерзновенно говорили о Христе. Они уже не боялись ни книжников, ни фарисеев, ни старцев народных. Тем более их не страшили ни римляне, ни греки, ни скифы – никто. Смерти они желали как светлого праздника, мук совсем не страшились и ходили по всей тогдашней Римской империи, проповедуя слово Божие дерзновенно. Даже святой Иоанн Златоуст удивляется, как эти 12 простых рыбаков, почти полуграмотных, неученых могли весь мир привести ко Христу? «О, если бы, – восклицает он, – с ними не было Христа и Святаго Духа, то как они могли бы это сделать?!» «Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их» (прокимен). В апостольские дни сила благодати Божией текла, как обильная полноводная река. Она смывала всю вражью силу, стоящую на пути проповеди Евангелия. Она укрепляла сердца благовестников – апостолов и их учеников – нерушимой мощью; она входила в души сотен тысяч людей, услаждая их радостью Новой Христовой веры и сладостью вечной жизни. Имея свой «сборный» центральный пункт в Иерусалиме, святые апостолы разошлись по всем углам тогдашнего мира, неся людям радость новой жизни во Христе и радость спасения. Так, святой апостол Андрей Первозванный (родной брат святого апостола Петра) был на горах киевских. В то время (1-й век) Киев еще не существовал. На том месте, где теперь стоит этот древнейший город, шумел степной ковыль и гуляли ветры. «Повесть временных лет» говорит, что святой Андрей Первозванный со своими учениками дошел до этих мест, поднялся на киевские горы, водрузил на них большой деревянный крест и сказал: «На этих горах будет славный город и много, много церквей».

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010