ЦВ 17 (438) сентябрь 2010 /  22 августа 2010 г. Состоялась хиротония архимандрита Вениамина (Лихоманова) во епископа Рыбинского, викария Ярославской епархии Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Вениамину, епископу Рыбинскому, викарию Ярославской епархии Преосвященный епископ Вениамин! Премудрым и всеблагим Промыслом Божиим, через возложение рук архипастырей и сугубые молитвы паствы, в этом святом месте, где имя Господне прославилось духовными подвигами и страданиями тысяч людей, возведен ты ныне на епископскую — высшую — ступень служения Церкви. Таинственно восприяв за Божественной литургией всеукрепляющую благодать Святого Духа, сохрани ее в своем сердце, дабы до конца земных дней быть, по слову апостола, сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело (2 Тим. 2, 21). Добрых дел ждет от тебя паства, священноначалие и Пастыреначальник. Святитель Тихон Задонский говорил: «Как огню свойственно согревать, воде орошать, свету просвещать; так и вере живой свойственно обнаруживаться в добрых делах». В чем же состоит твое новое архипастырское делание, продолжающее служение апостолов? Прежде всего, пекись о духовном возрастании вверенных тебе Божиих чад. Ярославская земля, где тебе предстоит нести послушание, искони была не только культурным, торговым и промышленным центром России, но также крепким оплотом православия. Не посрами памяти предков, не допускай, чтобы распространяющиеся ныне нравственное безразличие, культ комфорта и превозношения искажали души наших соотечественников, лишая их спасения. Помни, что за каждого из них умер Христос (см.: 1 Кор. 8, 11). Сегодня важно уметь рассказывать о евангельских заветах так, чтобы они были понятны человеку, выросшему на захватывающих воображение ложных образах медийной и рекламной псевдокультуры. Слово истины должно раскрываться в образах, примерах, аналогиях, приближенных к реалиям современной жизни. Яркости красок гедонистической пропаганды противопоставь простоту и убедительность христианской проповеди; иллюзии о том, что земное счастье превыше всего, противопоставь правду о том, что любящий только земное не стяжает подлинного и вечного.

http://e-vestnik.ru/church/04_arhimandri...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗАКОН МОИСЕЕВ [евр.         греч. νμος Μωυσως], сообщенный Богом прор. Моисею свод предписаний и постановлений, регулирующий религ. и общественную жизнь народа Израиля и отдельных его членов. В ранних иудейской и христ. традициях и в церковной науке существует также расширительное понимание З. М. как Пятикнижия , т. к. его автором признается прор. Моисей. Этимология и употребление термина   Евр. слово   (поучение, наставление, закон, сборник законов) является именем существительным, образованным от глагольного корня   к-рый встречается только в породе   -   (поучать, учить ч.-л.). В научной лит-ре нач. XX в. обсуждалось предположение о том, что исходное значение   может определяться как «решение» и связано с указаниями, к-рые давали священники по конкретным вопросам (Втор 17. 11). В тот период считалось, что в древнеевр. языке существует единственный глагольный корень   со значениями «бросать, стрелять», тогда глагол   имел значения «бросать, стрелять, указывать, направлять, учить». Ю. Велльгаузен высказал предположение, что происхождение слова   с базовым значением «решение» связано со священнической практикой бросать жребий при принятии решения, в частности при разрешении спорных юридических вопросов. Это предположение объясняло, каким образом слово   связано с корнем   и с глаголом   - бросать, стрелять. В совр. словарях, начиная со словаря Келера-Баумгартнера, принято выделять неск. омонимичных корней: 1)   - «бросать»,   - «бросать (жребий)»,   - «быть пронзенным стрелой»,   - «бросать, стрелять»; 2)   - «орошать» (=   - «орошать»); 3)   - «провозглашать»,   - «поучать, учить». Тем самым проблема, решаемая предположением Велльгаузена, при таком лексикографическом представлении снимается. В наст. время принято считать, что исходным для евр.   по-видимому, является значение «поучение», выводимое из значения глагола   - поучать, учить ч.-л. Нек-рые словари для евр.   дают значение «обычай» на основании 2 Цар 7. 19. Однако данный текст является спорным, нек-рые комментаторы считают его испорченным и предлагают интерпретировать это место на основании параллельного текста 2 Пар 7. 17, где слово   отсутствует. Если это предположение верно, то слово   отсутствует в 1-й и 2-й Книгах Царств, к-рые мн. исследователями считаются образцом наиболее архаичной древнеевр. прозы. Слово   хорошо укоренено в лексическом фонде древнеевр. языка и в разных стилевых и хронологических регистрах древнеевр. речи. Евр.   встречается в большинстве книг ВЗ, ее отсутствие в нек-рых книгах в одних случаях закономерно и может объясняться особенностью материала (Книга Судей), в других скорее случайно (у пророков Иоиля, Авдия, Ионы, Наума, Аввакума). В употреблении   следует выделять юридическую и неюридическую сферы употребления (напр., поучения отца в Притч 3. 1).

http://pravenc.ru/text/182513.html

Вера Человек, духовно мыслящий, подобен дереву, слушатели. Дерево все от корня зависит. Каков корень, таково и дерево. А что в дереве корень, то в человеке, духовно мыслящем, вера: какова вера внутри, таков и человек. У дерева чем более корень распространяется и углубляется, тем более дерево растет и возвышается, тем более распространяются ветви его и умножаются плоды. Так, чем более вера в человеке углубляется и умножается, тем более человек духовно растет, возносится и тем более многочисленные плоды духовные произрастают. Такого духовного человека называем все великим человеком, хотя бы он по естественному возрасту своему и мал был, или был бы самого низшего чина, или всеми униженный и оплеванный был. Такого человека описал богодухновенный псаломник: и будет он, как дерево, посаженное при истоках вод, которое плод свой будет давать в свое время, и лист его не отпадет. И все, что он ни делает, будет благоуспешно ( Пс. 1, 3 ). И еще: праведник, как финик, процветет и, как кедр на Ливане, размножится ( Пс. 91, 13 ). Такого человека украшают плоды Духа Святого: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание ( Гал. 5, 22–23 )… Как огню свойственно согревать, воде орошать, свету просвещать, так и вере живой свойственно добрые дела показывать. Хочешь ли знать, что она есть и какие ее плоды? Посмотри в книгу Бытия, главы 15 и 22, как там Авраам, отец всех верных, в старости уже глубокой по повелению Божию возносит Исаака, сына своего, на жертву. Видишь, как вера действует в святом старце? Единственного сына, наследника, по обетованию Божию данного, того, о котором сказано Богом: в Исааке наречется тебе семя ( Быт. 21, 12 ), – закалывает. Ибо веровал Авраам Богу, что силен Он его из мертвых воскресить ( Евр. 11, 19 ), потому и наследника своего не усомнился произволением заколоть. А потому и Писание о нем свидетельствует: поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность ( Рим. 4, 3 ). Прочитай еще и книгу Исход и увидишь, как Моисей великий отказался называться сыном дочери фараона, царя египетского, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели египетские сокровища. А почему? Ибо взирал на воздаяние ( Евр. 11, 24–26 ). Вера была причиной того, что Моисей изволил скорее с людьми Божиими в пустыне страдать, нежели в египетской славе быть. Уверен он крепко, верой укреплен, что после таких трудов и принятия страданий следует вечное и великое от Христа мздовоздаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

29 февраля – 2 июня Рим, 3 июня, Благовест-инфо. Папа Римский Франциск совершил апостольский визит в Румынию с 31 мая по  2 июня, сообщает Vatican News . В первый день апостольской поездки Папа Франциск встретился с православными иерархами во главе с Патриархом Даниилом. Папа и Патриарх возглавили в новом кафедральном соборе Румынской Православной Церкви особый молебен, во время которого сначала католики, а затем православные вознесли молитву «Отче наш» - соответственно, на латинском и на румынском языках. Понтифик предварил молитву Господню приветствием, поделившись своими мыслями по поводу этой молитвы – которой он посвятил недавно целый цикл наставлений на общих аудиенциях, - на этот раз особое значение придавая аспекту единства: мы не говорим «Отче мой», но обращаемся к Богу словами «Отче наш».  Эта молитва – подчеркнул Папа – побуждает нас с доверием принимать брата. «Единые в молитве Иисуса, мы соединяемся также в Его опыте любви и заступничества», - отметил понтифик. «Отче наш» - это призыв превратить «моё» в «наше» и сделать его молитвой. 31 мая во второй половине дня Папа Франциск встретился в резиденции православного патриархата в Бухаресте с Патриархом Даниилом и членами Священного синода. В своём обращении Епископ Рима отметил, что сердцем апостольской проповеди наших Церквей является Воскресение Господне, и нас объединяет вера свидетелей Воскресения – апостолов Петра и Андрея. Будучи кровными братьями, они пролили кровь за Господа, и это напоминает о братстве крови, которое на протяжении веков не переставало орошать и укреплять наш путь. Вечером 31 мая в присутствии тысяч местных верующих и паломников Папа Франциск возглавил Святую мессу в кафедральном соборе Бухареста. Проповедь Епископа Рима была посвящена празднику дня – Посещению Пресвятой Девой Марией Елисаветы. Во время встречи Марии и Елисаветы, отметил Папа, происходит обмен между двумя поколениями: девушка ищет свои корни в немолодой женщине, а пожилая женщина «пророчествует о девушке, принося ей будущее». Их объятия пробуждают лучшее в каждой из них. Культура встречи творит чудеса: ни у кого нет ярлыков, никто не изгоняется на обочину, каждый необходим и важен, потому что именно при встрече является лик Господа.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Вениамину, епископу Рыбинскому, викарию Ярославской епархии 22 августа 2010 г. 12:30 22 августа 2010 года, в праздник Собора Соловецких святых, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого ставропигиального мужского монастыря . За Литургией архимандрит Вениамин (Лихоманов) был хиротонисан во епископа Рыбинского, викария Ярославской епархии. Вручая архиерейский жезл новохиротонисанному владыке, Святейший Патриарх Кирилл обратился к нему с напутственным словом. Преосвященный епископ Вениамин! Премудрым и всеблагим Промыслом Божиим через возложение рук архипастырей и сугубые молитвы паствы, в этом святом месте, где имя Господне прославилось духовными подвигами и страданиями тысяч людей, возведен ты ныне на епископскую — высшую — ступень служения Церкви. Таинственно восприяв за Божественной литургией всеукрепляющую благодать Святого Духа, сохрани ее в своем сердце, дабы до конца земных дней быть, по слову апостола, «сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело» (2 Тим. 2, 21). Добрых дел ждет от тебя паства, священноначалие и Пастыреначальник. Святитель Тихон Задонский говорил: «Как огню свойственно согревать, воде орошать, свету просвещать; так и вере живой свойственно обнаруживаться в добрых делах». В чем же состоит твое новое архипастырское делание, продолжающее служение апостолов? Прежде всего, пекись о духовном возрастании вверенных тебе Божиих чад. Ярославская земля, где тебе предстоит нести послушание, искони была не только культурным, торговым и промышленным центром России, но также крепким оплотом Православия. Не посрами памяти предков, не допускай, чтобы распространяющиеся ныне нравственное безразличие, культ комфорта и превозношения искажали души наших соотечественников, лишая их спасения. Помни, что за каждого из них «умер Христос» (см. 1 Кор. 8, 11). Сегодня важно уметь рассказывать о Евангельских заветах так, чтобы они были понятны человеку, выросшему на захватывающих воображение ложных образах медийной и рекламной псевдокультуры. Слово истины должно раскрываться в образах, примерах, аналогиях, приближенных к реалиям современной жизни. Яркости красок гедонистической пропаганды противопоставь простоту и убедительность христианской проповеди, иллюзии о том, что земное счастье превыше всего, противопоставь правду о том, что любящий только земное не стяжает подлинного и вечного.

http://patriarchia.ru/db/text/1254892.ht...

Там, где появляется человек, звери, птицы, цветы и колосья, чистый воздух неизбежно теряют свои позиции. Добывать и сохранять никак не получается: чтобы распахать поле, нужно вырубить лес, чтобы не замерзнуть — убить зверя, чтобы получить металл — построить «вредный» завод. Когда людей было мало, а природы много, добывать и сохранять получалось. Когда людей стало много, оказалось, природы на всех не хватает. Это в природе человека — быть безоглядным добытчиком? Конкуренция между развитием цивилизации и сбережением природы — неизбежна? Размышляет Сергей ЧЕРНЫШЕВ, академик РАЕН, профессор ПСТГУ, доктор геолого-минералогических наук. «Казни египетские» и соль в Карфагене — Экологические проблемы возникли, когда людей было всего двое. Поэтому неправильно думать, что экология связана с количеством людей, перенаселением. Она связана с непослушанием, безответственностью и жадностью. Первая экологическая катастрофа произошла в Раю, когда после грехопадения человека нарушилась гармония между ним и всем остальным творением. Господь заповедал человеку возделывать и хранить Рай (см. Быт. 2: 15) — так человек становится ответственным. А также не есть плодов древа добра и зла (см. Быт. 2: 17) — так человек встречается с тем, что в его жизни есть ограничения. Они касаются как его внутреннего мира, так и творения, которое было дано ему в управление. В соединении заповедей возделывать и хранить, разумном управлении даром Божиим, — главный принцип отношения человека к природе. Здесь нет никакого противоречия между развитием и сохранением. Но человек нарушает заповеди, и противоречие возникает. После изгнания из Рая ему было сказано, что он будет «в поте лица своего есть хлеб» (Быт. 3: 19). То есть отвоевывать у природы то, что раньше она сама ему давала: бить зверя, рискуя собственной жизнью, рубить лес, выжигая место под пашни, осушать болота, орошать пустыни, строить атомные станции, а после аварии на них разбираться с последствиями. В древности было немало экологических катастроф и даже экологических войн. Первую экологическую войну вел Господь Бог с египтянами, когда те не выпускали евреев из Египта. Жабы, мошки, песьи мухи, саранча — эти «казни египетские» были не чем иным, как наказанием за непослушание воле Бога, экологическими бедствиями, при которых страдала среда, окружавшая подданных фараона, и египтяне.

http://pravoslavie.ru/53248.html

«Расцвета не было никогда». Как работает единственный терапевт села Красное 27 ноября, 2020. Нина Абросимова В разгар пандемии врач остался совсем один Из районной больницы в селе Красном под Липецком в разгар пандемии ушли почти все терапевты. Единственный оставшийся сейчас вынужден обслуживать 12 тысяч человек со всего района, при том, что по норме Минздрава за ним должно быть закреплено не более 1300 пациентов. Нина Абросимова съездила в Красное и рассказывает , как работает терапевт-одиночка. В кабинете, где весь стол заложен пухлыми старыми картами, сидит в белом респираторе, купленном за 500 рублей, пожилой врач-терапевт Сергей Гаврилов. Он заканчивает свой прием: обзванивает по мобильному коронавирусных пациентов, вносит в компьютер, над которым висит распечатанный в черно-белый портрет Ленина, свежие данные. «Здравствуй, дорогой, — приветствует Гаврилов кого-то. — Как себя чувствуешь? Отхаркивающее пьешь? Двойную дозу три раза, чтобы кашель пошел с мокротой. «Линекс» — это кишечные таблетки от поноса, извини меня. И ноги не надо парить. Только сухое тепло. Обязательно орошать зев или эвкалиптом или «Стрепсилсом». Мазки когда будут контрольные? Все, до связи». Он проводит еще шесть таких коротких бесед: уточняет у пациентов температуру и результаты анализов, диктует лечение, продлевает больничный. В кабинет тем временем хочет зайти мужчина. «Мне буквально один вопрос. Сергей Васильевич, я устраиваюсь на молочный завод. Устроят меня с гепатитом С? Есть смысл проходить медосмотр?» — с волнением интересуется он. «Я подпишу. Если с тебя кровь не пить — ты не заразный», — успокаивает врач. С конца октября Гаврилов — это единственный терапевт, к которому могут обратиться люди, которые проживают в селе и его окрестностях. Так было не всегда, но за весну, лето и осень все его коллеги уволились: кто-то не захотел больше оставаться в Красном, кто-то ушел на пенсию. Сейчас областные власти обещают врачам, которые придут работать в больницу, 2 миллиона поддержки. Нина Абросимова побывала в Красном и узнала у терапевта Гаврилова, что он думает о сложившейся ситуации.

http://pravmir.ru/rasczveta-ne-bylo-niko...

иером. Иаков (Цветков) Св. Льву, епископу Катанскому 79 Кондак, глас 2-й. Ты, как приявший благодать чудес, одождляешь от раки мощей своих, преподобие, приходящих к тебе с любовью, и всегда источаешь (κπμπεις) исцеляешь, Льве блаженне, священнейший. Посему умоляй за нас Господа. Икосы: (´Ωσπερ) Как долг, принесем преподобному песнь, достойно ею венчая всесвященнаго (πανιερν) Льва; приидите сюда вкупе все празднолюбцы с радостью. Сей постине возшял от Равенны 80 . Катана имеет его, подлинно, как достойнаго мужа; он украсил (святительский) престол ея, укрепляя воспевающих: «Умоляй Христа за нас непрестанно». (Δετε) Приидите ныне все с любовью ко храму святаго; примите цельбу, почерпая дарования чудес: ибо он воистину источает исцеления, для всех равно – богатыя (φθονπλουτα). Он остановил (ξρανε) ток крови у жены некия, и укрепляет всех, с верою (к нему) приходящих, как приявший от Бога благодать орошать ею воспевающих!: «Умоляй за нас Христа непрестанно». (ρθης) Ты, блаженне, восхитился на высоту божественнаго восхождения, и вкупе со ангелами и святителями предстоя Христу, имеешь к Нему крайнее (κραν) дерзновение, чудне. Не престай, мудре умоляя Человеколюбца, дароватися нам оставление прегрешений и миру всем концем (πρασε), сохраняя воспевающих: «Умоляй за нас Христа, преблаженне». 79 Переведено с греч. из Anal, sacra. Творение неизвестнаго песнописца, который, как видно, составил песнопение сие по образцу творения св. Феодора Студита на память св. Евфимия Великого; потому что в Корзинском кодексе, из которого заимствовал к. Питра, в надписаны над кондаком значится: πρς τ. Τ Θε π μτρας, Акростих: δ. В Афонском кондакарии сих кондака и икосов нет – Катана – город Сицилийский, расположенный недалеко от огнедышащей горы Этны. Св. Лев жил при царе греч. Льве и сыне его, Константине Багрянородном, около 780-го года. Читать далее Источник: Кондаки и икосы разных церковных песнописцев известные под названием безымянных : перевод с древнегреческого в первый раз, на русское наречие, иеромонаха Иакова (Цветкова) – М.: Тип. Л.Ф. Снегирева, 1885. – 193 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Елена Кондратьева-Сальгеро: Вот теперь мы и добрались до вашего прихода и ваших прихожан. Почему “деревня, глушь, Саратов” — пусть не Саратов, но деревня, глушь, Везлей, и когда в вашей жизни появился этот город? о. Стивен Хедли: С тех пор, как я приехал во Францию, в моей жизни этот город был всегда. Я даже не упомню, когда побывал там впервые, ещё в 1969. Но когда побывал, сразу захотелось вернуться. Потом остаться. Поначалу, когда мы с моей супругой меняли одну съёмную квартирку в Париже на другую, мы наезжали в окрестности Везлея, как “дачники” ( наша беседа идёт спонтанно, перескакивая с французского на английский, но слово “дачники” он произносит по-русски, почти без акцента: “datchniki”— это понятие! — Е. К-С.) А дачники, как известно, имеют обыкновение обрастать знакомствами буквально на ходу. И в каждый новый приезд формировалась и пополнялась наша “православная компания”. Никаких особенных проектов создать здесь церковь не было. Я, честно сказать, вообще не люблю “проекты”. Мне кажется, “проекты” вас пожирают. Если вы священник, вы здесь для того, чтобы молиться. Не для того, чтобы “строить”. Вы сами должны “отстраиваться” в контакте с прихожанами. А церковь пробивается сама, как растение… Елена Кондратьева-Сальгеро: Интересно отметить, что абсолютно то же самое мне однажды сказал женевский архиепископ Михаил (Донсков) и почти слово в слово то же самое мне сказал о. Савватий (Севостьянов) из Валаама: церковь обязательно вырастает там, где люди собираются на молитву. Надо думать, все вы правы, поскольку договориться между собой заранее никак не могли… о. Стивен Хедли: Церковь — это растение. Оно само потянется к свету, как только его начнут орошать молитвой. Сначала люди приходят из любопытства. Потом их приводит необходимость. После нескольких таких “наездов” на дачные сезоны мы с женой решили окончательно переселиться в Везлей. Шесть лет переезжали из одного дома в другой — моя жена (американская художница Анн Эверетт (Anne Everett), в последние годы жизни писавшая также православные иконы — Е. К-С.) очень любила реставрировать старые дома. А новых в Везлее, как вы можете убедиться, не бывает. Во всяком случае, у подножия базилики. Вот мы так и переезжали, с одной улицы на другую, пока не нашли этот дом, совсем рядом и с собором, и с нашей теперешней церковью. И церковь, кстати, тоже “переезжала” не один раз, пока мэрия не предоставила нам тот самый старинный дом, где она сейчас и находится. Только был он тогда без окон, без дверей, без электричества, без отопления, но с крышей, которую тоже пришлось подлатать.

http://ruskline.ru/opp/2020/04/06/sokryt...

По завету апостола держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца (2 Тим. 2, 22), будь приветлив ко всем, учительным, незлобивым (2 Тим. 2, 24), и тогда вверенные тебе клир и паства, влекомые твоим примером и отеческой заботой, пойдут с тобой в жизнь вечную по пути духовного возрастания. Не бросят они тебя и на путях этой земной жизни, будут рядом с тобой, помогая тебе и давая радостную возможность видеть в них плод своего сеяния. Миссия Церкви сегодня заключается не только в укреплении людей в шествовании по стезе спасения, но и в том, чтобы возвратить в их земную жизнь такие ценности, как жертвенность, любовь к ближнему, солидарность и соучастие. Господство пропаганды личного успеха и необузданного потребительства привело к тому, что совместный труд во имя общественных интересов и деятельная забота о нуждающихся воспринимаются как нечто старомодное и даже лишенное смысла. Поэтому вместе с проповедью евангельских истин вновь и вновь возвещай со своей кафедры о двух наиважнейших заповедях, оставленных нам самим Спасителем: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим (Мф. 22, 7) и возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22, 39–40), как и вся наша человеческая жизнь. Реализуя социальные и просветительские проекты, вовлекая людей в полнокровную приходскую жизнь, совершая дела милосердия и воспитывая юное поколение в вере и любви к Родине, архипастыри и священники помогают сегодня нашим соотечественникам снова научиться спасительной жертвенной любви и осознать себя единым народом, когда каждый чувствует свою ответственность за судьбу страны и своей малой родины. Святитель Тихон Задонский говорил, что «как огню свойственно согревать, воде орошать, свету просвещать; так вере живой свойственно обнаруживаться в добрых делах». Особо потщись объяснять это правило молодым, более всего подверженным дурным веяниям нашей эпохи в силу своего возраста и малого опыта.

http://e-vestnik.ru/docs/episkop_maksimi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010