и совр. рус. Типиконах, но канон поется с меньшими повторениями (на 6), а седален и кондак в каноне опущены; во время пения канона священнослужители облачаются к совершению литургии ( Βιολκης. Τυπικν. Σ. 362-367). В совр. практике мон-рей Св. Горы Афон службы В. с. совершаются так, как это предписано Иерусалимским уставом; в ряде мон-рей непорочны с похвалами поются не перед каноном утрени, а после него (аналогично греч. приходской практике; впервые такая традиция появляется в Типиконах XVI в.- напр., Ath. Philoth. 153). Вся утреня В. с. совершается перед плащаницей, как перед св. престолом, произносятся все возгласы и т. д. Непорочны исполняются так: стихи псалма читает чтец, припевы поют священники, игумен в начале похвал совершает каждение храма, говоря каждому: «Καλν Ανστασιν!» (С Воскресением!). В конце великого славословия совершается шествие с плащаницей; кафоликон (главный храм мон-ря) обходят трижды, делая остановки, на к-рых произносятся особые прошения. После 3-го обхождения священники останавливаются у входа в храм, держа плащаницу, все молящиеся проходят под ней, после чего плащаницу уносят в алтарь. Во время литургии В. с. игумен усыпает пол храма лавровыми листьями, к-рые остаются в храме до Антипасхи ( Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 621-721; [ Χρυσστομος ( Κατσουλιρης ) , ρχιμ. ]. Σ. 207-212, 218). Совпадение В. с. с Благовещением Особая глава, описывающая порядок служб при совпадении В. с. с Благовещением Пресв. Богородицы , имеется уже в студийских Типиконах - напр., Мессинском. В совр. рус. Типиконе (Типикон. [Т. 1.] С. 571-574) этому посвящена 17-я из благовещенских глав . Если Благовещение случается в В. с., последование праздника (Благовещения) и дня (В. с.) совершаются вместе, при этом всенощное бдение отсутствует, накануне бывает вечерня, а в день праздника - утреня. Особенности утрени при таком совпадении: на «И ныне:» на «Бог Господь» - тропарь праздника (тропарь «      » отменяется); после непорочных - полиелей и Евангелие праздника; по Пс 50 - стихира праздника; каноны Благовещения и В.

http://pravenc.ru/text/150073.html

Σ. 184-185, 191; ср.: Типикон. Т. 2. С. 863). Получил распространение поздний греч. обычай петь на повечериях вечером в пятницы первых 4 седмиц поста великий Акафист Богородице по частям; в 5-ю субботу поста Акафист, как и положено, поется на утрене, и может совершаться помазание елеем ( [ Χρυσστομος ( Κατσουλιρης ) , ρχιμ. ]. Σ. 190, 195, 214). Молитва прп. Ефрема Сирина на всех великопостных богослужениях читается тайно (Ibid. Σ. 181), такое же предписание содержится и в рус. Типиконе (Т. 2. С. 830). В понедельник, вторник и среду 1-й седмицы Великого поста (τριμερον), до окончания литургии Преждеосвященных Даров, соблюдается полный пост ( [ Χρυσστομος ( Κατσουλιρης ) , ρχιμ. ]. Σ. 184; то же - и в рус. Типиконе). Резко отличается от рус. устав пения службы полиелейного праздника в постный день - в этом случае в афонских мон-рях перед утреней совершается праздничная лития в притворе, полиелейная утреня имеет праздничное окончание, на часах отменяются кафизмы (Ibid. Σ. 185). Каждое воскресенье Великого поста совершается всенощное бдение; на Крестопоклонное воскресенье, на утрене, поется полиелей (Ibid. Σ. 191-192). Накануне Благовещения, если это будний день Великого поста, благовещенская вечерня обязательно заканчивается литургией Преждеосвященных Даров (Ibid. Σ. 167; подобное предписание содержится и в рус. Типиконе (Т. 2. С. 541), но соблюдается редко). Литургия Преждеосвященных Даров. Пергаменный свиток. IX в. (скит св. Анны. 120) Литургия Преждеосвященных Даров. Пергаменный свиток. IX в. (скит св. Анны. 120) На праздник Входа Господня в Иерусалим игумен усыпает пол храма листьями лавра, после чтения Евангелия читается молитва на освящение специально приготовленных крестиков из лавра, после целования Евангелия игумен раздает их всем молящимся, говоря: «Καλν Ανστασιν» (С Воскресением); все держат эти крестики до конца бдения, а за литургией причащаются с ними в руках ( [ Χρυσστομος ( Κατσουλιρης ) , ρχιμ. ]. Σ. 197-198). Вечером в этот день лавровые листья с пола убирают.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

4. См.: Зосима Верховский, прп. Поучение о послушании//Трезвомыслие: в 2 т. Екатеринбург: Ново-Тихвинский женский монастырь; М.: Паломник, 2009. Т. 1. С. 487. 5. Зосима Верховский, прп. Поучение о послушании//Трезвомыслие: в 2 т. Екатеринбург: Ново-Тихвинский женский монастырь; М.: Паломник, 2009. Т. 1. С. 488. 6. Перевод по: Αμιλιανς Σιμωνοπετρτης, ρχιμ. Νηπτικ ζω κα σκητικο καννες. ρμηνεα στος σους πατρες ντνιο, Αγουστνο κα Μακριο. θναι: νδικτος, 2011. Σ. 347. 7. Перевод по: Αμιλιανς Σιμωνοπετρτης, ρχιμ. Νηπτικ ζω κα σκητικο καννες. ρμηνεα στος σους πατρες ντνιο, Αγουστνο κα Μακριο. θναι: νδικτος, 2011. Σ. 348–349. 8. Перевод по: Αμιλιανς Σιμωνοπετρτης, ρχιμ. Νηπτικ ζω κα σκητικο καννες. ρμηνεα στος σους πατρες ντνιο, Αγουστνο κα Μακριο. θναι: νδικτος, 2011. Σ. 347. 9. Житие Оптинского старца Нектария. Издательство Свято-Введенской Оптиной пустыни, 1996. С. 16. 10. См.: Старец Зосима Верховский: Житие и подвиги. Изречения и извлечения из его сочинений: в 2 ч. Репр. воспр. изд. 1889 г. М.: Паломник, 1994. Ч. 2. С. 14–15. 11. Зосима Верховский, прп. Поучение о послушании//Трезвомыслие: в 2 т. Екатеринбург: Ново-Тихвинский женский монастырь; М.: Паломник, 2009. Т. 1. С. 487. 12. Зосима Верховский, прп. Поучение о послушании//Трезвомыслие: в 2 т. Екатеринбург: Ново-Тихвинский женский монастырь; М.: Паломник, 2009. Т. 1. С. 488. 13. См.: Зосима Верховский, прп. Поучение о послушании//Трезвомыслие: в 2 т. Екатеринбург: Ново-Тихвинский женский монастырь; М.: Паломник, 2009. Т. 1. С. 525. 14. Зосима Верховский, прп. Поучение о послушании//Трезвомыслие: в 2 т. Екатеринбург: Ново-Тихвинский женский монастырь; М.: Паломник, 2009. Т. 1. С. 513. 15. См.: Иосиф Ватопедский, мон. Блаженный послушник. Жизнеописание старца Ефрема Катунакского. М.: издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2004. С. 161. 16. См.: Зосима Верховский, прп. Поучение о послушании//Трезвомыслие: в 2 т. Екатеринбург: Ново-Тихвинский женский монастырь; М.: Паломник, 2009. Т. 1. С. 513.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3806049...

Тем больнее было принимать уколы и удары в сфере той среды, к которой обращена была мысль служения. Было бы( конечно, печально, чтобы не вполне правильно представляемые задачи и не вполне взвешенные распоряжения в общем деле одушевленного и беззаветного служения Родине возложением неизбежной тяготы на одних предпочтительно пред другими, без должной соразмерности, причиняли какие либо лишения, огорчения или печаль. Но раз возникала необходимость, то ее повелительный голос в святом деле служения Родине главенствовал. Там, где долг требовал жертвы жизнью, не могло уже быть речи о лишениях. И духовенство в этом случае, разумеется, не только не могло производить соразмерения своих жертв с жертвами других слоев населения, но с беззаветною радостью должно было встретить всякую возможность истинного служения Родине прежде всех других, ибо все служение его и самая идея его бытия не могли допустить иного 332 . Указатель имен и мест. Абашидзе, князь – см. Димитрий. Австрийские: подданные 258; солдаты 191. Австрийские войска 203. 208. 212. Австрийское: владычество 195; нашествие 131,правительство 217. Австрийцы 203–204. Австрия 5. 146. 188. Австро-венгерские подданные 257. Австро-венгерский: плен 183; посланник 2. Австро-Венгрия 2. 30. 34. 36. 139. 181. 204, 283. 285. Австро-сербский фронт 142. Айсорское население 223. Айсоры 223. 224. Александра Феодоровна, Государыня Императрица 10. 12. 13. 32. 51. 57. 58. 60. 61. 70. 74. 81. 95. 108.131–132.178–179.179.280.281. 285. Александрийский патриарх 218. Александрия, город 218. 219. Александровский Комитет о раненых 81.120. 135. 136. 290. Александров – см. Анастасий. Александро-невская лавра в Петрограде 227. Алексей Михайлович, Царь 38. Алексей Николаевич, Наследник Цесаревич 32. 51. 70. 73. Америка 194. 226. 277. Американская Христианская Ассоциация молодежи 184. Анастасий (Александров) , епископ 72. 211.213. 214. Анастасий (Грибановский) , епископ 152.175 Анастасия Николаевна, Великая Княжна 10. 12. Англиканская Церковь 305. Английские дети 277. Английский пастор. 277. Англия 305. Андреевская В. П. 284. Андрей (князь УхтомскиГи), епискон 180. Антоний (Смирнов), иеромонах 81. Антоний (Храповицкии) , архиепископ 190.192. 197. 198. 211. 212. 282. Армавир, г. 225. Армянская Миссия 223. Арсеньев Николай Сергеевич, приват-доцент 282. Афины 218. Афонские: иноки 220; мопастыри 218. Афонский пантелеимоновскин монастырь 182. Афон 194. 220. 221. 222. Бавария 184. 185. 186. Баварское: Военное Министерство 184; правительство 185. Базилевский, шталмейстер 133. Балканские войны 145. Балтийское побережье 5. Беллавин – см. Тихон. Бельгия 5. 305. Берлинский протоирей 226. Берн, город 184. 185 Бобруйск, г. 154. Богородск, г. 281. Богоявленский – см. Владимир. Богоявленский: монастырь в Костроме 282, собор в г. Богородске 281. Болгаре–священники 185 Болгария 30. 35. 36. Болгарские войска 35. Большая Конюшенная, улица в Петрограде 180. Бородино 73.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

9  Святейший Вселенский Патриарх уведомил верующий народ своим патриаршим и соборным Окружным посланием, что «документы, относительно которых была установлена всеправославная договоренность и которые представляются на рассмотрение Святого и Великого Собора, публикуются и представляются в расположение всякого благого произволения верующего для его информирования и введения в курс дела, а также для того, чтобы он мог выразить своё мнение и ожидания от Святого и Великого Собора» (20 марта 2016). 10  «Боль, тревога, протест Святой горы суть в конечном счёте составляющие подвига за полноту, за соборность. Чтобы не упразднилось слово крестное. Чтобы не исказилось Евангелие. Чтобы мы богословствовали, согласно святому Григорию Богослову, не по-аристотелевски (схоластически), но по-рыбарски (апостольски). Чтобы не потерять возможность обожения и нетварного света… По этим причинам, Благодатью Христовой, мы, как и живущие в мipe святые иерархи, клирики и верный народ, никогда не согласимся ни на малейшую уступку в догматах благочестия. И это от любви к Богу Истины и к инославным, которые не получают пользы, если не оказываются лицом к лицу со спасающей Истиной» (ρχιμ. Γεωργου Καψνη, θεολογικ μαρτυρα το γου ρους, βλ. στν τμο: ρθδοξος Μοναχισμς κα γιον ρος, [Архим. Георгий Капсанис. Богословское свидетельство Святой горы Афон//Православное монашество и Святая гора Афон] . Μον σου Γρηγορου 1998, σελ. 45). 11  Преподобный Максим Исповедник. Диспут в Визии. PG 90, 148A. 12  Экуменизм, согласно нашему блаженной памяти игумену Георгию, есть вид гуманизма: «Экуменизм, т. е. движение за соединение «церквей», в том виде, в каком он существует сегодня, имеет явно гуманистический, антропоцентрический, но никак не богословский и не духовный характер» (ρχιμ. Γεωργου Καψνη, ρθοδοξα κα Ομανισμς - ρθοδοξα κα Παπισμς [Архим. Георгий (Капсанис). Православие и гуманизм. Православие и папизм], κδ. . Μο­νς σου Γρηγορου 1998, σελ. 83). 13  Характерно высказывание об этом предмете нашего блаженной памяти настоятеля архимандрита Георгия: «Но это наше дорогое Православие и сегодня подвергается опасности. Некоторые пытаются разбавить его крепкое вино, притупить догматы, его предания, его этос, чтобы оно могло сосуществовать с другими «догматами». Эту работу взял на себя экуменизм.

http://pravoslavie.ru/105052.html

«Посему если послушаются тебя, – это отлично. А если нет, то узнайте виновников раздора, и прекратите уже нам писать о примирениях» (Письмо 128, К Евсевию, епископу Самосатскому). См.: ρχιμ. Γεωργου (Καψνη), κκλησιολογικ ατοσυνειδησα τν ρθοδξων π τς λσεως μχρι τν ρχν το 20ο ανος [Архим. Георгий (Капсанис), Церковное самосознание православных после взятия Константинополя до начала XX в.], 1998, репринт 1999. Наш приснопамятный настоятель, архим. Георгий Капсанис, пишет: «Таинственное основание брака предполагает общую веру … общение с инославным супругом не может быть совершенным, поскольку супруги не имеют общения в одной вере и одних таинствах» ( Ποιμαντικ Διακονα κατ τος ερος Καννας [Пастырское служение по священным канонам], Пирей, 1976, с. 179). В данном случае вариант документа на греческом языке отличается от русского варианта. В нем предложение «брак православных с инославными запрещается по канонической акривии и не венчается (72-е правило Трулльского Собора)» не оканчивается точкой, как в русском варианте, но далее следует, без какого-либо знака препинания, продолжение «но может быть благословлен…». — Прим. пер. ρχιμ. ερωνμου Κοτσνη, κανονικ ποψις περ τς πικοινωνας μετ τν τεροδξων (intercommunio) [Архим. Иероним Коцонис, Каноническая точка зрения на общение с инославными (intercommunio)], Афины, 1957, с. 206 и далее. ПРИЛОЖЕНИЕ С ПРЕДЛАГАЕМЫМИ ПОПРАВКАМИ I. К ДОКУМЕНТУ «ОТНОШЕНИЯ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ К ОСТАЛЬНОМУ ХРИСТИАНСКОМУ МИРУ» i.«1. Православная Церковь имеет глубокое самосознание, что только она одна из всех христианских церквей и исповеданий продолжает быть . Из этого самосознания проистекает её забота о том, чтобы было дано свидетельство о пребывающей в ней истине и осуществилось возвращение в её единство всех находящихся вне её христиан». «2. Православная Церковь основывает своё единство (что она есть Единая) на единственности богочеловеческой Ипостаси воплотившегося Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Который является единственной Главой единого и единственного Своего тела – Церкви. Единство членов Церкви между собой, согласно архиерейской молитве Господа «да будут едино, как Мы едино» (Ин. 17:22), является образом нерушимого единства Лиц Святой Троицы. Сущностное же единство святых Божиих Поместных Православных Церквей выражается через исповедание той же апостольской Веры, через апостольское преемство их епископов и в вере, и в рукоположении («ибо единомыслие делает и единопрестольными, разномыслие же – разнопрестольными», согласно Григорию Богослову) и через отеческое предание, без умаления переживаемое ими до сего дня.»

http://pravmir.ru/afonskiy-monastyir-gri...

– Собеседования. Лат. текст и франц. перевод: Jean Cassien. Conférences/Е. Pichery. Paris, 1955, 1958; 1959 (Sources chrétiennes 42, 54:64). Иоанн Лествичник , прп. – Лествица. Греч, текст: Το σου Πατρς μν ωννον το Σινατου Κλμαξ/Εσαγωγ – Κεμενον – Μετφρασις – Σχλια π ρχιμ. Ιγνατου. ρωπς Αττικς, 1997· Σ. 37–380. – Слово особенное к пастырю. Греч, текст: Τοσου Πατρς ημνωννουτου Σινα1του Κλμαξ/Εισαγωγ – Κεμενον – Μετφρασις – Σχλια π ρχιμ. γνατου. ρωπς ττικς, 1997. Σ. 381–408. Иоанн Мосх, блж. – Луг духовный. Греч, текст: PG 87, 2851–3116. Иоанн Отшельник, прп. – Диалог о душе и страстях человеческих. Франц, перевод с сирийского: Jean le Solitaire. Dialogue sur l’âme et les passions des hommes/Trad, du syr. I. Hausherr. Rome, 1939 (Orientalia Christiana Analecta 120). Иоанн Газский (Пророк), прп. – Ответы./Вопросоответы./Письма. Греч, текст и франц. пер.: Barsanuphe et Jean de Gaza. Correspondance/Texte par F. Neyt et R de Angelis-Noah, trad, par L. Regnault. Paris, 1997, 1998, 2000, 2001, 2002 (Sources chrétiennes 426 (1–71), 427 (72–223), 450 (224–398), 451 (399–616), 468 (617–848)). Ириней, епископ Лионский, сщмч. – Доказательство апостольской проповеди . Лат. текст и франц. перевод: Irénée de Lyon. Démonstration de la prédication apostolique/Texte et trad. A. Rousseau. Paris, 1995 (Sources chrétiennes 406). – Против ересей. Текст и франц. перевод: Irénée de Lyon. Contre les hérésies/Trad. A. Rousseau, éd. A. Rousseau et Doutreleau. Paris, 1965, 1969, 1974, 1979, 1982 (Sources chrétiennes 100 (IV), 153 (V), 211 (III), 264 (I), 294 (II)). Исаак Сирин , епископ Ниневийский, прп. – Слова подвижнические. Греч, текст издан: N. Théotoki. Το σου πατρς μν σαακ το Σρου Τ ερεθντα σκητικ. Leipzig, 1770; переиздан J. Spetsieris. θναι, 1895. Критическое издание: ββ σαακ το Σρου Λγοι σκητικο/Κριτικ κδοση κα εσαγωγ Μρκελλος Πιρρ. κδοση ερς Μονς βρων γου ρους, 2012. ΝΒ: Этой греческой версии отдавалось предпочтение по отношению к сирийскому оригиналу, потому что она является текстом, принятым во всем греческом монашеском мире начиная с IX века.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Арх.: Судницын Д. М. Царствование визант. имп. Мануила I (Комнина) в церковно-ист. отношении: Опыт церк.-ист. исслед. 1896//РГБ ОР. Ф. 172. К. 408. Ед. хр. 6. Ист.: Spicilegium Romanum/Ed. A. Mai. R., 1840. T. 10. P. 1-93 (=PG. 140. Col. 137-202); Πατμιακ βιβλιοθκη τοι ναγραφ τν ν τ βιβλιοθκ τς κατ τν νσον Πτμον.../Ed. Ι. Σακκελων. Αθναι, 1890. Σ. 316-330; Νικολου πισκπου Μεθνης Λγοι δο.../Ed. ρχιμ. Ανδρονκου Δημητρακοπολου. Λειψα, 1865; Εκκλησιαστικη βιβλιοθκη.../Ed. ρχιμ. Ανδρονκος Κ. Δημητρακπουλος. Λειψα, 1866. Τ. 1. Лит.: Babi G. Les discussions christologiques et le dècor des églises byzantines au XIIe siècle//Frühmittelalterliche Studien. B., 1968. Bd. 2. S. 368-386; Ермилов П. В., диак. История константинопольских соборов 1156-1157 гг. в изложении Д. М. Судницына//Вестн. ПСТГУ. Сер. 1: Богословие и философия. 2010. 3(31). С. 97-121; он же. История Константинопольских соборов 1156-1157 гг.: (Проблемы ист. реконструкции и критики источников): Дис. М., 2012 [совр. изд. источников, историография и библиогр.]. Диак. Павел Ермилов Собор 1341 г. В полемике свт. Григория Паламы и Варлаама Калабрийского , продолжавшейся с 1335 по 1341 г., выделяются 2 этапа: 1335-1337 гг.- вероучительный конфликт и 1337-1341 гг.- полемика об исихазме. Полемика на первом этапе затрагивала 2 основных вопроса: о природе человеческого знания о Боге и об использовании языческой философии в богословии. Второй этап полемики связан с обвинениями в мессалианстве (см. ст. Мессалиане ), выдвинутыми Варлаамом в адрес монахов-исихастов. Уже в нач. 1337 г. Варлаам общался с монахами-исихастами в Фессалонике, через к-рых он, в частности, познакомился с нек-рыми сочинениями исихастских авторов о молитве. На основании этих сочинений он составил неск. трактатов, в к-рых обвинил монахов в мессалианстве, назвав их при этом «пуподушниками» (μφαλψυχοι). Синод нашел необоснованными выдвинутые Варлаамом обвинения, а патриарх приказал ему оставить монахов в покое (RegPatr, N 2178). В кон. 1337 г. свт. Григорий Палама прибыл в Фессалонику, где много раз встречался с Варлаамом, пытаясь примирить его с монахами посредством увещеваний ( Philotheus. Encomium//PG. 151. Col. 586-587). Весной 1338 г. свт. Григорий написал 1-ю из трех «Триад в защиту священнобезмолвствующих» (ΓΠΣ. Τ. 1. Σ. 359-463), в к-рой он, не будучи знаком к тому времени с антиисихастскими трактатами Варлаама, не упоминал последнего по имени. Но Варлаам, даже несмотря на письма Григория Акиндина , вставшего на защиту монахов, остался непреклонен и в том же году обнародовал свои первые трактаты против исихастов.

http://pravenc.ru/text/2057126.html

Иоанн Златоуст. Беседы на Деяния Апостольские//PG. T. 60. Col. 13–384. Рус. пер.: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста , архиепископа Константинопольского, в русском переводе. СПб.: СПбДА, 1903. Т. 9. Кн. 1. С. 5–478. Иоанн Златоуст. Беседы на послание к Титу//PG. T. 62. Col. 663–700. Рус. пер.: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста , архиепископа Константинопольского, в русском переводе. СПб.: СПбДА, 1905. Т. 11. Кн. 2. С. 837–883. (Псевдо-)Нонн. Комментарий на 4 Слова Григория Богослова //Pseudo-Nonniani in IV orationes Gregorii Nazianzeni commentarii/ed. J. Nimmo Smith. Turnhout: Brepols, 1992. (Corpus Christianorum. Series Graeca; 27). P. 67–272. Литература A Patristic Greek Lexicon/ed. G. W. H. Lampe. Oxford: Clarendon Press, 1961. πιφνιος (Θεοδωρπουλος), ρχιμ. ρθρα, Μελται–πιστολα. Τ. 1. θναι, 1986 2 . πιφνιος (Θεοδωρπουλος), ρχιμ. Χριστ τ Θε παραθμεθα. Τροιζνα: ερν συχαστριον Κεχαριτωμνης Θεοτκου, 2004 4 . Иларион (Алфеев) , еп. Жизнь и учение святителя Григория Богослова . М.: Сретенский монастырь, 2007 3 . Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993. Послесловие издателя «Новое религиозное сознание жаждет синтеза, преодоления двойственности, высшей полноты, должно вместить что-то такое, что раньше не вмещалось, соединить два полюса, две противоположные бездны… Не вместит ли новый религиозный синтез такой полноты откровения, в которой противоположность между языческим тезисом и христианским антитезисом исчезнет, как мираж? Это религиозная мечта наша…» 282 Так писал в 1903 году в посвящённой Мережковскому статье О новом религиозном сознании Николай Бердяев . К этому времени уже были закрыты созданные по инициативе Мережковского и дозволенные Победоносцевым Религиозно-философские собрания, но через два года началась деятельность Московского Религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьёва , чьё влияние на религиозных мечтателей, стремившихся к разнообразным синтезам, было необыкновенно сильным и во многом определяющим. Чуть позднее тот же Бердяев инициировал создание Религиозно-философского общества в Петербурге, на учредительном собрании которого председательствовал С. Н. Булгаков. Религиозно-философские общества были открыты в Киеве, Тифлисе, Ярославле, Нижнем Новгороде и других городах России.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

P., 1975. Vol. 15. P. 211-213). Среди др. построек 2-й пол. XVII в. следует назвать новую больницу (1673) (Γεδεν. 1885. Σ. 178). В 1675 г. И. м. получил от К-польского патриарха Парфения статус ставропигиального (Idem. 1906. Σ. 18). В. И. Силогава, В. Г. Ченцова XVIII в.- 1821 г. В XVIII в. И. м. приобрел мон-ри-подворья в Корнофолеа (Корнофолье) (1747, близ Суфлиона, Фракия), в Мелнике (1760, Болгария), на о-ве Самотраки (1774-1780), в Вевекионе на Босфоре (1796) и в Триги на о-ве Лемнос (1797). В Македонии И. м. имел подворья в Каламарии и на п-ове Халкидики, во Фракии - в Дидимотихоне, Адрианополе, Ираклице и оливковую рощу на о-ве Тасос (Порфирий (Успенский). 1877. Ч. 1. Отд. 2. С. 327). До нач. XIX в. груз. цари, духовные лица и вельможи делали И. м. пожертвования: в 1769, 1772, 1791 гг.- царь Картли-Кахети Ираклий II; в 1757 г.- царь Имерети Соломон I и др. Сохранился подтвержденный Ираклием II дарственный акт 1775 г. жителя г. Телави сапожника Д. Темурашвили о пожертвовании себя и своей семьи с потомством И. м. (Натроев. 1909. С. 281-298, 306-308). К нач. XX в. у И. м. насчитывалось в общей сложности 29 подворий: 22 - в Турции, 3 - в Греции, 3 - в Грузии и 1 - в России (Γερσιμος (Σμυρνκης), ρχιμ. 1903. Σ. 480). В кон. XVII - нач. XVIII в. в И. м. работал иером. Афанасий Ивирит, переписчик рукописей и преподаватель певч. искусства, впосл. проигумен этого мон-ря. Его ученик проигум. Неофит Ивирит называл его «лучшим из музыкантов» (Ath. Iver. gr. 1096, 1717 г.). В 1745 г. иверский проигум. Христофор из Янины издал на свои средства в Венеции «Проскинитарий Св. Горы» Иоанна Комнина. В И. м. подвизались ученые монахи Неофит, бывш. митр. Нафпактский († 1740), прп. Иерофей Иверский († 1745) и его ученик библиотекарь Мелетий, сщмч. Григорий V, патриарх К-польский († 1821), мон. и дидаскал Онуфрий (Кундуроглу) из Димицаны († 1833), а также нмч. Константин с о-ва Идра, прислуживавший в архондарике († 1800), преподобномученики Лука Митилинский († 1802), Иларион Микраяннанит († 1804), Евфимий Новый из Димицаны († 1814) и нмч. Константин Кавсокаливит († 1819). В 1740 г. пожар уничтожил значительную часть мон-ря (40 келий и 2 храма), но не распространился далее благодаря своевременной помощи: до тысячи чел. собралось на тушение пожара. В 1758 г. с приморской стороны была заново построена стена. После пожара 1804 г. патриарх Григорий V участвовал в закладке фундамента зап. корпуса и одной из 3 башен (ωρθεος. 1986. Τ. 1. Σ. 268; Γερσιμος (Σμυρνκης), ρχιμ. 1903. Σ. 465). В 1819-1821 гг. был перестроен весь сев.-зап. угол (Порфирий (Успенский). 1877. Ч. 1. Отд. 2. С. 177).

http://isihazm.ru/?id=748

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010