Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. А. Киреев Фотография. 2-я пол. XIX в. Александр Алексеевич (23.10.1833, Москва - 13.07.1910, Павловск, близ С.-Петербурга), богослов, публицист-славянофил. Происходил из древнего дворянского рода. Отец - кавалерийский офицер Алексей Николаевич Киреев (1812-1849; см. о нем: Остафьевский архив князей Вяземских. СПб., 1908. Т. 3. Ч. 2: Переписка кн. П. А. Вяземского с А. И. Тургеневым. С. 678; Пушкин А. С. Письмо Н. Н. Пушкиной от 18 мая 1836 г.//ПСС: В 10 т. Л., 1979. Т. 10). Мать - Александра Васильевна, урожденная Алябьева (1812-1891) («блеск Алябьевой» отмечен А. С. Пушкиным в стихотворении «К вельможе» (1830); ей посвятили стихотворения М. Ю. Лермонтов («Алябьевой», 1831) и Н. М. Языков («А. В. Киреевой (Сильно чувствую и знаю…)», 1844); см. о ней: Остафьевский архив князей Вяземских. 1908. Т. 3. Ч. 2. С. 677; Тютчева А. Ф. Воспоминания: (При дворе двух императоров). М., 2008. С. 247-248). Сестра - Ольга Алексеевна (1840-1925), в замужестве Новикова; проживая в Лондоне, публиковала книги и статьи, посвященные России, ее внешней политике и российско-англ. отношениям (см. о ней: Стэд. 1909-1915). Брат - Николай Алексеевич (1841-1876), кавалерийский офицер; один из наиболее деятельных членов Славянского благотворительного об-ва; принимал участие в освободительной войне на Балканах; геройски погиб в Болгарии в 1876 г. (см. о нем: Остафьевский архив князей Вяземских. 1908. Т. 3. Ч. 2. С. 678-679; Кирилл (Ковачев), митр. Боярин полковник Киреев и освобождение Болгарии. Варна, 2008). В своем московском доме чета Киреевых еженедельно устраивала вечера, собиравшие цвет тогдашнего культурного общества. Их посетителями были в т. ч. видные деятели раннего славянофильства - А. С. Хомяков , И. В. Киреевский и П. В. Киреевский , Ю. Ф. Самарин , К. С. Аксаков и И. С. Аксаков , что сказалось на формировании взглядов К., его брата и сестры. После смерти отца К., готовившийся к поступлению в университет, по личному указанию имп. Николая I Павловича был определен в Пажеский корпус (окончил в 1853). Служил в лейб-гвардии Конном полку. В 1856-1859 гг. был вольнослушателем С.-Петербургского ун-та. С 1862 г. адъютант вел. кн. Константина Николаевича (после смерти к-рого в 1892 оставлен служить при дворе его вдовы, вел. кнг. Александры Иосифовны). С 1878 г. генерал-майор, с 1888 г. генерал-лейтенант, с 1907 г. генерал от кавалерии.

http://pravenc.ru/text/1840157.html

В.В. Виноградов Вздор ВЗДОР Слово вздор в современном русском языке обозначает «пустяки, пустые слова, нелепость, бессмыслица». Оно является синонимом слов гиль, чепуха, чушь. Старые академические словари и словарь Даля подчеркивают, что современное значение этого слова развилось из более первоначального «ссора, брань, споры, перекоры» (см. сл. 1867–1868, 1, с. 250; сл. Даля 1863, 1, с. 198). Даль отмечает, что в этом старом значении и в производном от него «пустые, вздорные слова, нелепости» раньше была употребительна и форма мн. числа – вздоры. Ср., например, у Н. И. Греча (цитируется у Пушкина в статье Ф. Косичкина «Торжество дружбы»): « Николай Иванович доказал неоспоримо.., что Фаддей Бенедиктович живет в своей деревне близ Дерпта, и просил его (Николая Ивановича) не посылать к нему вздоров». Очевидно, здесь вздоры – это «бранчивые критики, вздорные пустые нелепости» и т. п. Форма же единственного числа сначала выражала действие (ср. раздор, задор), но могла обозначать и результат этого действия. Ср. у Даля присловье: «одна рюмка на здоровье, другая на веселье, третья на вздор». Это значение – «брань, ссора, перекоры» – согласуется со значениями ближайше родственных производных слов – вздорить (ср. «говори да не спорь, а хоть и спорь, да не вздорь», вздорный (см. также в сл. Даля: вздорливый). Однако и в глаголе вздорить и в существительном вздор само значение «перекоряться, придираться, ссориться» не могло быть исконным. Ср. придираться и придирка, цепляться и прицепка (ср. старинное цепка в значении «привязка, придирка, задержка») (сл. 1867–1868, 4, с. 890). Ср. привязываться и старое привязка. Например, в письме А. И. Тургенева к К. Я. Булгакову от 21/9 ноября 1804 г.: «во всяком городе делают нам прицепки, все почитают за каких-то шпионов»; тут же рука А. С. Кайсарова: «Александр мой боится здешней аккуратности, или, лучше, здешних привязок, а я смеюсь им» (Тургенев, Письма, с. 44). Еще в русском литературном языке XVIII b. слово вздор имело более конкретное значение. Так, в Новиковском «Живописце» (1772, л. 4) в речи щеголихи: «Ты вечно посадил себе в голову вздор, как тебе не удивляться!» (Русск. сатирич. журн. XVIII b., с. 168). В письме щеголихи к «Живописцу»: «Я приехала в Петербург, подвинулась в свет, разняла глаза и выкинула весь тот из головы вздор, который посадили мне мои родители» (там же, с. 175). Там же в «Опыте модного словаря щегольского наречия» (л. 10): «Беспримерное маханье! Он посадил себе в голову вздор, а у нее вечный в голове беспорядок» (там же, с. 181).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – октябрь 2012 16 мин., 03.10.2012 1 страница обложки – портрет режиссера Юрия Грымова – автора фильмов «Му-му» по повести Ивана Тургенева, «Казус Кукоцкого» по роману Людмилы Улицкой, спектакля «Nirvana» про Курта Кобейна и памятника любви и одиночеству, установленного в городе Онфлер во Франции ( фото Владимира Ештокина). См. рубрику «Интервью номера» (С.8 -11). Пролог : (на заставке – фото Виталия Маслюкова) Осип Мандельштам. «Скудный луч холодной мерою…» . Стихотворение. 1911//Фома. - – октябрь 2012. – С.2. – (рубрика « Пролог »). Содержание : С.3. Письма : Письма … о монахах . Подборка писем и цитат. Фото Владимира Ештокина//Фома. - – октябрь 2012. – С.4-5. – (рубрика « Письма »). Послание Филиппийцам апостола Павла 1:21. Цитата: «Для меня жизнь – Христос, а смерть – приобретение». – С.4; Призыв / Валерия , Москва. – С.4; Ф. М. Достоевский . « Братья Карамазовы ». Цитата: «Алеше казалось даже странным и невозможным жить по-прежнему…». – С.4; Олимп и Фавор Катьки N ./ Леся , Екатеринбург. – С.4; Порфирий Кавсокаливит (1906-1991). Цитата: «Когда я стал монахом, я поверил, что смерти нет». – С.4; Об уходе из монастыря / Анна , Москва. – С.4-5; Святитель Феофан Затворник (1815-1894). Цитата: «Монастырь – общество борющихся с собою Царствия ради Небесного…». – С.5; Оптинский старец Никон ( Беляев ) (1886-1937). Цитата: «Важность в христианстве, а не в монашестве…». – С.5; Старец / Максим , Кемерово. – С.5; Евангелие от Матфея 19:29 . Цитата: «И всякий, кто оставит д о мы…». – С.5. См. также: Зачем идеализировать монашество? Вопрос читателя/Иван Кочетков ; Ответ редакции/Александр Ткаченко , редактор раздела «Вера»//Фома. - – ноябрь 2012. – С.96. – (рубрика « Отклики »). Колонка главного редактора: Монолог: Владимир Легойда . Духовно-транспортное происшествие . Фото священника Игоря Палкина//Фома. - – октябрь 2012. - С.6-7. – (рубрика « Колонка главного редактора. Монолог »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-10-114...

1945 год. ГОСПОДИ, БЛАГОСЛОВИ! 18-го июня был освобожден. 5-го июля получил назначение быть мне Архиепископом Алма-Атинским и Казахстанским. С 21-го августа был в Москве до 17/IХ. 22 октября выбыл в Алма-Ату, куда прибыл 26-го Х. Был встречен о. благочинным Михаилом Серебряковым, протодиаконом о. Михаилом и членом ц/с. Накануне 28-го служил первую Всенощную и Литургию в Казанской церкви. Вступительная речь – о трудностях служения пастырского; просьба молиться за нас, пастырей, приглашение сделать сбор нп сирот Священной войны. Собрано 1200 р. Ноябрь. 8 . Среда. Престольный праздник в селе Тургень, куда был приглашен послужить. Туда и обратно ехал на грузовой машине, в грязи и пыли. Слово: о сотворении Ангелов; их служение роду человеческому в Ветхом Завете и Новом; Случай служения. Они укрепились в святости и не могут согрешить. И мы должны стремиться к этому. Нужно веру соблюдать крепко, [неразборчиво]; надежду, любовь. Смирение и под. 19 . Воскресение. Служил Божественную Литургию в Казанском храме. Слово: среди болезней самая тяжелая – беснование: теряется образ Божий у одержимого; исцеление б. гадаринского – это один из случаев подобных исцелений. Как народ к этому отнесся? Как книжники? Слова Иисуса Христа о хулении на Духа Святаго (См. Мф. 12 ). Что есть хула на Сына человеческого? Что хула на Духа Святаго? Примеры: Арий, Несторий и др. еретеки. И мы можем не похуляя Господа впадать в сей грех: пьянство, разврат и под., если делаем сознательно и не каемся. Может ли Господь простить хулу? Да! При условии покаяния; Господь и Иуду простил бы, и демона, если бы покаялись. Как мы должны относиться к неверующим (ближним нам), или впадшим в грех хулы? Убеждать кротко, силою Истины и слезной молитвой. Пример: молитва Моники об Августине. Не гоните их, не оставляйте их, молитесь о них, «всяк просяй приемлет». Сие буди, буди... Декабрь. 31 . Воскресение. Служил Литургию в храме Казанской Божией Матери. Отдание Рождества Христова. Как во время Святок вспомнилось детство милое, как впервые вошел в храм на Рождество Христово, обстановка храма – чудное состояние души – почему этих переживаний у нас нет теперь? Суета, грехи, мир и т. п. похитили. 1946 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Mogile...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Капитанская дочка» Пушкина Историко-критический этюд. 2 часть 28.11.2010 4387 Время на чтение 25 минут 1 часть Ниже мы продолжаем публикацию историко-критического этюда Николая Ивановича Черняева (1853-1910) (См. начало: «Капитанская дочка» Пушкина ). Специально для Русской Народной Линии публикацию (по изданию: Черняев Н.И. «Капитанская дочка» Пушкина: Ист.-крит. этюд.- М.: Унив. тип., 1897.- 207, III с. (оттиск из: Русское обозрение.- 1897. 8-12; 1898.- подготовил доктор исторических наук, профессор Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина Александр Дмитриевич Каплин. Постраничная ссылка перенесена в окончание текста. ГЛАВА СЕДЬМАЯ. «Старинные люди». - Иван Кузьмич Миронов.- Его служебное прошлое.- Иван Кузьмич, как комендант Белогорской крепости.- Последние дни его жизни и его смерть.- Иван Кузьмич и герои графа Л.Н. Толстого. - Иван Игнатьевич. - Его рассуждения о дуэли. - Комичные черты его характера. - Его героизм. - Василиса Егоровна, как жена и как командирша Белогорской крепости.- Ее доброта и преданность служебному долгу. - Ее смерть. - Марья Ивановна.- Параллель между нею с одной стороны и пушкинской Татьяной, тургеневской Лизой и графиней Марьей Волконской графа Л.Н. Толстого - с другой. - Миросозерцание Марьи Ивановны. - Ее внешний облик. - Впечатление, которое она на всех производила.- Анализ ее характера.- Марья Ивановна - идеал русской женщины.- Она принадлежит к величайшим созданиям пушкинского гения. Вторым эпиграфом к третьей главе «Капитанской дочки», в которой читатель впервые знакомится с семьей Мироновых, Пушкин поставил восклицание Простаковой из фонвизинского «Недоросля»: «Старинные люди, мой батюшка». И Иван Кузь­мич Миронов, и его неугомонная супруга Василиса Егоровна, и их друг дома, кривой поручик Иван Игнатьевич, все они, действительно, старинные люди, но не простаковского пошиба. Они столь же дороги и милы всякому грамотному человеку на Руси, как и Савельич. Муж и жена Мироновы принадлежат к одному поколению с стариками Гриневыми. Вся разница в том, что Гриневы являются представителями лучшей части родовитого и зажиточного дворянства, а Миро­нов и его верный сослуживец - представителями бедных, безземельных и неродословных служилых людей, только что попавших в дворяне в силу Петровской табели о рангах.

http://ruskline.ru/analitika/2010/11/29/...

Разделы портала «Азбука веры» Мы не выбираем ни страну, где родимся, ни народ, в котором родимся, ни время, в котором родимся, но выбираем одно: быть людьми или нелюдями патриарх Сербский Павел (1914–2009) Судьба – многозначный термин, обозначающий: 1) предназначение (идеал); а) небесная: полноценное (требуемое призванием человека) раскрытие черт Образа и Подобия Божия , жизнь в общении с Богом и Его святыми в Царствии Небесном ; б) земная: исполнение земного предназначения; реализация в земной жизни данных от Бога сил и талантов во славу Божию ; 2) частное предназначение (например, предназначением Саула было служение Богу и народу в качестве царя, но он не исполнил его; к этой же роли был предназначен и Давид, и он исполнил его); 3) жизненный путь; 4) стечение обстоятельств (происходит по Промыслу Божьему ); 5) рок (неотвратимость — понятие, свойственное некоторым формам язычества ; см. также: детерминизм ). Вера в слепую судьбу, как рок, взамен общения с живым, личным Богом противоречит Божественному Откровению , на котором основано христианство. Святитель Иоанн Златоуст выразился ещё более определённо: Учение о судьбе (роке) посеяно диаволом. У античных язычников судьба – непостижимая предопределённость событий и поступков человека. Судьба язычника – это рок, фатум. Человек – игрушка судьбы, раб обстоятельств. От судьбы нельзя уйти, ее нельзя изменить, ей можно только покориться, как призывали делать стоики. Этой «судьбы» Православие не признает, т.к. такое понятие судьбы абсолютизирует только один аспект – аспект несвободы. В науке роль судьбы выполняет причинность. Судьбы как фатума нет, но есть естественные законы физического мира, которые невозможно изменить, от действия которых невозможно убежать. Если ты болен смертельной болезнью – тебе никогда не выздороветь. Если тебе отсекли руку, она никогда не прирастет обратно. Если ты смертен – ты непременно умрешь, личность полностью распадется и не будет ничего. Как говорил тургеневский Базаров, лопух на могиле вырастет. Такой атеистической или натуралистической детерминации Православие также не признает.

http://azbyka.ru/sudba

Закрыть itemscope itemtype="" > Русский монархизм в произведениях И.С.Тургенева К 130-летию со дня кончины русского писателя 03.09.2013 799 Время на чтение 5 минут К 130-летию со дня кончины Ивана Сергеевича Тургенева (28 октября/10 ноября 1818 - 22 августа/4 сентября 1883) ниже мы публикуем фрагмент «Из записной книжки русского монархиста» Н.И. Черняева (См. о нём: «Русским стыдно... не быть убежденными монархистами» ). Публикацию, специально для Русской Народной Линии (по изданию: Черняев Н.И. Из записной книжки русского монархиста//Мирный труд. -1904.- N1-9; 1905. -N1-4, 6-7) подготовил профессор А. Д. Каплин. Постраничная сноска по техническим причинам заменена на концевую. + + + LVI Можно ли искать каких-нибудь указаний на русский монар­хизм, как русский политический инстинкт, у Тургенева? Опреде­ленных политических убеждений у знаменитого романиста, как из­вестно, не было, но Самодержавию, во всяком случае, он не со­чувствовал. Он не касался его в своих сочинениях прямо, но по намекам, разбросанным в них, нужно думать, что Тургенев плохо понимал и невысоко ценил основные начала русского царизма. Уяснить себе его точку зрения на политические и социальные вопросы положительно невозможно. Из «Призраков» видно, что Древний Рим и Юлий Цезарь оттал­кивали его от себя и возбуждали невыразимый ужас, как нечто в высшей степени грубое и грозное. Ужас и отвращение возбуждал в Тургеневе и бунт Стеньки Ра­зина, столь любезный нашим анархистам. «Человек в серых очках» показывает, как относился Тургенев к декабрьскому перевороту во Франции 1851 г. Известно изречение Тургенева: «Венера Милосская, пожалуй, несомненнее римского права или принципов французской револю­ции 1789 г.». Только искусство и красота привязывали Тургенева к жизни, история человечества представлялась ему толкучим рынком («При­зраки») - торжищем, где продавец и покупатель равно обманыва­ют друг друга, где все так шумно, громко - и все так бедно и дрянно («Довольно»). Политическая и социальная история народов не привлекала Тур­генева. Его мало интересовала политика, он не возлагал никаких надежд на более светлое будущее человечества. По его мнению, как оно выражено в XIV главе «Довольно», в истории во все времена и доныне следует видеть «те же самые грубые приманки, на которые так же легко попадается многоголовый зверь - людская толпа, - те же ухватки власти, те же привычки рабства, ту же естествен­ность неправды - словом, то же хлопотливое беганье белки в том же старом, неподновленном колесе, то же легковерие и ту же жес­токость, ту же потребность золота, грязи, те же пошлые удоволь­ствия, те же безсмысленные страдания». Затем, после этого переч­ня, следует сопоставление «Ричарда III» Шекспира с более совре­менным типом тирана, под которым, очевидно, нужно разуметь Наполеона III.

http://ruskline.ru/analitika/2013/09/04/...

В.В. Виноградов Ахинея AXIHEЯ § 1. Слово – ахинея в русском литературном языке значит: «вздор, чепуха, чушь, нелепость, бессмыслица, глупости» (ср. сл. Даля 1903, 1, с. 78). Часто употребляется в застывших «фразах»: нести ахинею, городить ахинею, пороть ахинею, молоть ахинею, плести ахинею. У Тургенева в «Записках охотника», в рассказе «Петр Петрович Каратаев»: «Да помилуйте, матушка, что вы за ахинею порете?» В «Касимовских повестях и преданиях» А.  А. Павлова в разговоре купцов из предания «Таинственный защитник»: «Помилуй, Павел, что за охинею городишь ты?..». В повести Маркиза Глаголя «О том, как господа Петушков, Цыпленкин и Тетерькин сочиняли повесть»: «Ну, такую ахинею давеча несли, что так и хотелось плюнуть» (Сын Отечества, 1843, кн. 4, с. 26). В «Словаре Академии Российской»: «Он мелет самую ахинею» (1789, 1, с. 62). Ср. выражение врать ахинею у П. А. Вяземского в «Старой записной книжке»: «Сержусь на журналы, которые врут ахинею» (Вяземский, 1886,10, с. 104). Вот еще серия примеров: «Что за ахинея, господи! хуже стихов!» (Тургенев, Рудин). «С первых слов он понес ахинею страшную» (Дружинин, Полинька Сакс). «Ведь как ни просты читатели, а наверно из девяти десятый поймет, что дело-то неладно, что это не история, а какая-то ахинея с моралью...» (Кокорев, Очерки и рассказы). «Видишь, он городит ахинею» (Судовщиков, Неслыханное диво). «В прямо ахинийной картине критика видит глубочайшую любовь к молодежи и к морю» (Буренин. Критич. оч.// Нов. Время, 1903 г., Ср. у Андрея Белого в «Московском чудаке»: «...в зеркале ж встретил табачного цвета раскосые глазки; скулело оттуда лицо, распепёшились щеки; тяпляпился нос; а макушечный клок ахинеи волос стоял дыбом». См. у С. П. Жихарева в «Записках современника»: «Трагедия моя... ”Артабан“ – была, по отзыву князя Шаховского и по собственному моему впоследствии сознанию, смесью чуши с галиматьею, помноженных на ахинею» (Жихарев, 1955, с. 561). § 2. Этимология и история слова ахинея считаются не вполне ясными. Однако, все исследователи были согласны в том, что это слово – заимствованное из греческого языка. Пути проникновения рисовались разные. Предложены два объяснения. Разбор их представляет чрезвычайный методологический интерес.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В.В. Виноградов Опрятный, опрятность ОПРЯТНЫЙ , ОПРЯТНОСТЬ Слово опрятный в современном русском языке обозначает «чистый, чистоплотный, тщательно убранный». (Ср. у Пушкина в «Евгении Онегине»: Опрятней модного паркета Блистает речка, льдом одета.) От этого имени прилагательного образовано отвлеченное существительного опрятность «чистота и аккуратность, чистоплотность» (ср. у Тургенева: «Он соблюдал опрятность в белье и одежде»). Однородные значения свойственны слову опрятный и в народных говорах (см. сл. Даля 1881, 2, с. 687). Это слово, по-видимому, вошло в русский литературный язык из живой народной речи еще в древнейший период. Правда, оно не отмечено в «Материалах» И. И. Срезневского . Однако близкородственные ему глагольные слова – опрятати, опрятатися, опрятовати, опрятоватися широко представлены и в лексиконе Срезневского (Срезневский, 2, с. 698). Поэтому отсутствие слова опрятный в коллекции И. И. Срезневского является случайностью. В «Словаре Академии Российской» слово опрятный свободно от стилистических помет и определяется так: чистоту в платье или в чем другом. ”Человек опрятный“. 2) Говоря о месте: чистый, прибраной. ”Опрятный покой“» (сл. АР 1806–1822, 4, с. 362). Слово опрятный образовано от глагола опрятати (опрятьный). Корневой элемент в нем тот же, что в словах прят-а-ть, спрятать и т. п. Глагол опрятать– опрятывать в современных народных говорах выражает значения « " убирать, прибирать, класть и ставить все и на свое место; обряжать, возиться, управляться по женскому хозяйству, приводить в порядок;//кого, обмыть, умыть, вычесать и одеть;//хоронить покойника, обмыть, одеть его и погребсти». Опрятать новину, выжечь лес под посев, завести росчисть, кулигу, починок. Опрятать битое животное, обеловать, освежевать; снять шкуру, выпотрошить, обмыть и пр.». Ср. спрятаться – «обрядиться, управиться». «Вишь, как она спряталась! калужск. разоделась, разрядилась, или причесалась» (сл. Даля 1881, 2, с. 710). Часть этих разнообразных значений слова опрятать, по-видимому, восходит еще к древнерусскому народному языку.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Летом 1784 г. вступил в симбирскую масонскую ложу Златого венца, тогда же основанную И. П. Тургеневым; значился там «товарищем» (см.: Осмнадцатый век: Ист. сб. М., 1869. Кн. 2. С. 369; ни в одном из др. известных сегодня списков членов масонских лож имени К. нет). С июля 1785 г. жил в Москве в доме университетского Дружеского ученого об-ва, сотрудничал в изданиях Н. И. Новикова . Находился под влиянием возглавляемого последним кружка московских «мартинистов» (масонов-розенкрейцеров) (С. И. Гамалея, А. М. Кутузов , И. В. Лопухин , Тургенев, М. М. Херасков и др.); воспринял от них стремление к совершенствованию в себе «внутреннего человека», осуждение неверия и крайностей просветительского рационализма, возможно, также нек-рые либеральные политические идеи, но остался чужд их оккультным исканиям и ритуалам. К. перевел прозой с немецкого поэму А. фон Галлера «О происхождении зла» (М., 1786), в которой доказывается, что зло коренится не в общественном устройстве, а в поврежденной грехом природе человека. В 1787-1789 гг. вместе с близким другом членом новиковского кружка А. А. Петровым редактировал ж. «Детское чтение для сердца и разума» (в 1799-1804 К. переиздал журнал за 1785-1789; 3-е изд.- Орёл, 1819). Здесь появились первые его оригинальные произведения (стихотворения, повесть «Евгений и Юлия»), переведенные им отрывки поэмы Дж. Томсона «Времена года», главы из книги натуралиста и философа Ш. Бонне «Созерцание природы» (Contemplation de la nature, 1764-1765) и нравоучительные повести С. Ф. Жанлис. Сдержанно относясь к высоко ценимым в новиковском кружке мистико-моралистическим сочинениям, К. разделял представление членов кружка о поэзии как о «наставнице людей» и «святом языке небес», к-рый «нередко унижался», но всегда «для душ чистейшим благом будет», а из поэтов Нового времени, по признанию К., тогда «наиболее трогали и занимали его душу» «несчастных утешитель» Э. Юнг и «священный поэт» Ф. Г. Клопшток , а также Дж. Мильтон , Геснер и Томсон (стихотворение «Поэзия», 1787, 1791; опубл. в 1792). К. близко общался с нем. поэтом «Бури и натиска» Я. М. Ленцем и хорошо ориентировался в литературе англ. и нем. предромантизма. Франц. драматургам К. решительно предпочитал У. Шекспира, перевел прозой его трагедию «Юлий Цезарь» (М., 1787), а также трагедию Г. Э. Лессинга «Эмилия Галотти» (М., 1788).

http://pravenc.ru/text/1680981.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010